Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Перечень налоговых проверок на год. План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной прокуратуры? Ответим на эти вопросы.

Сводный план проверок

Плановые проверки министерства и ведомства проводят на основании ежегодно утверждаемых планов. Такие проверки называют плановыми. Свои планы ведомства размещают на своих сайтах. Этого требуют в части 3 и 5 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сводный план проверок по всем ведомствам на 2018 год размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Именно там можно проверить, планируются ли проверки организации и ИП в 2018 году.

Чтобы выяснить, ждать ли фирме или ИП в 2018 году проверяющих из контролирующих органов, потребуется ввести в специальную форму поиска следующие данные (все сразу или некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Планы на сайтах министерств и ведомств

Также поискать себя в планах проверок можно на сайта конкретных министерств и ведомств. Далее в таблице мы приводим ссылка на сайты с планами проверок на 2018 год.

Проверяющий орган Ссылка на план проверок
Минфин /ФНС Организации и предприниматели (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций*
ФСС/ ПФР Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Роструд Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзорЗемельный надзор
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по аккредитации Аккредитованные лица
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства Лицензирование
Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Организации и предприниматели
Минобороны России/Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Экспортный контроль
Минтранс России/Федеральное агентство воздушного транспорта Организации и предпринимателиОрганизации и предприниматели

Запрет на проведение проверок

Для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы на три года: в 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой прийти не должны. Это касается проверок Роструда, ФМС России, Ростехнадзора и Госпожнадзора. Однако к налоговым проверкам и проверкам страховых взносов это не относится (статья 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Запрет на проверку не действует в отношении организаций и предпринимателей, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде:

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):

  • наименование организации или ФИО ИП;
  • месяц проверки;
  • наименование органа государственного контроля или надзора;
  • адрес проверяемого объекта.

Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).

Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.

Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.

Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях - до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

По своей сути налоговые проверки – это контроль за налоговой чистотой налогоплательщика. Поэтому подвергнуты ему могут быть все, в том числе и ИП, независимо от статуса. Задачей же всех типов налоговых проверок является сверка соответствия поданных в ФНС отчетов и деклараций с реальными данными.

Право и обязанность налоговых органов на осуществление проверок регламентированы статьями 31, 82, 100 НК РФ.

Проверка может быть проведена как одним инспектором, так и группой, в состав которой могут входить эксперты, переводчики, специалисты различных отраслей, чьи познания могут быть полезными при проведении проверки.

По результатам проведенных проверок инспектором или руководителем инспекционной группы, в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. В его содержание входят:

    Перечень выявленных нарушений с обязательным указанием нарушенной нормы закона.

    Выводы инспекции, и ее предложения по устранению выявленных нарушений.

Оформленный и подписанный акт проверки вручается ИП под роспись. За ИП при этом закреплено право отказаться от росписи в получении акта в случаях, когда ИП не согласен с актом в целом, либо с каким либо из его пунктов. При этом ИП будет обязан в течение 14 дней предоставить в контролирующий орган обоснованное заявление по поводу несогласия с результатами проверки. К заявлению можно прилагать любые документы, служащие подтверждением позиции ИП.

Система контрольных мероприятий в 2019 году

Налоговые проверки инспекторами ФНС проводятся согласно правилам и нормам осуществления контрольных действий за деятельностью предприятий и предпринимателей. План проверок, в том числе и налоговых, не должен включать в себя ИП или организации, которые подпадали под инспектирование на протяжении прошлых 3 лет с некоторыми исключениями. Стоит отметить, что в окончательном документе, который будет содержать информацию об объекте инспекции, обязательно указаны такие данные:

  • полное название организации, ИП согласно учредительным документам;
  • реальное местонахождение объекта контроля;
  • цель плановой инспекции;
  • время, которое займет данная налоговая ревизия, но она не может превышать полных 20 рабочих дней;
  • полное название органа налогового контроля, который будет проводить контрольные мероприятия.

Что касается исключений по предприятиям и ИП, где может проводиться ревизия, то постановление, которое ограничивает инспекции на объектах малого бизнеса, не распространяется на некоторые из них. Речь идет о тех юридических лицах и ИП, где были ранее зафиксированы нарушения, которые повлекли:

  • административные штрафы;
  • приостановление предпринимательской деятельности;
  • приостановление действия лицензии.

В любом случае во время плановой налоговой проверки должны соблюдаться все правила и нормы ее проведения. В случае выявления нарушений со стороны проверяющих результаты проведенных контрольных действий могут быть оспорены и аннулированы. Наиболее часто результаты контрольных действий считаются недействительными в таких случаях:

  • ревизия была инициирована без особых на это оснований, которые указаны в законодательных актах РФ;
  • низкий уровень квалификации проверяющих, которые не владеют полностью знаниями и правилами налогового законодательства;
  • уведомление о предстоящих контрольных действиях в компании или ИП было сделано несвоевременно, то есть, позже, чем за 3 дня до прихода проверяющих, либо вообще не уведомили о проверке представителей объекта инспекции;
  • контролеры запрашивали документацию, которая не касается темы текущей инспекции;
  • период ревизии был превышен.

В случае выявления подобных нарушений представителю объекта ревизии необходимо обратиться с заявлением в вышестоящий контролирующий орган или подать иск в суд об аннулировании результатов проверки.

Суть контрольных действий налоговых органов

Суть понятия «налоговая проверка» представляет собой систему мероприятий отделов налоговой службы, ответственной за контроль соблюдения налогового законодательства, а именно:

  • корректностью расчетов сумм оплаты налогов;
  • своевременностью внесения налоговой оплаты;
  • соответствию внесенной суммы размеру рассчитанного платежа.

Именно налоговики отвечают за проверку полноты поступлений в государственные бюджеты всех обязательных налогов и сборов, которые позже наполнят казну.
Выявление нарушений проходит путем сопоставления данных с документов, изученных во время инспекции, а также налоговых деклараций, которые были поданы в местные налоговые органы.

Для классификации налоговых проверок ИП, а также юридических лиц принято использовать различные виды классификаций:

  • согласно объемов изучаемой информации, а также места совершения контрольных действий: 1)камеральная – проверка налоговых начислений после их подтверждения и принятия ответственными лицами контролирующих органов; 2)выездная - инспекция, которая проводится на месте регистрации и работы налогоплательщика и включает в себя инспекцию всех необходимых документов, расчетов для составления полного отчета действий ИП или юридического лица, подпадающего под контроль. В случае, когда нет возможности проведения данных мероприятий на месте функционирования объекта инспекции, то допускается ревизия в помещении фискального органа с предоставлением всех запрашиваемых документов.
  • согласно конкретным вопросам налоговой проверки: 1) комплексная – включает в себя абсолютно все операции и действия по соблюдению фискального законодательства за указанный проверяющими период, не исключающая ни одну сферу деятельности организации, которая подпала под ревизию; 2) выборочная – акцент инспекции направлен на один или несколько вопросов финансово-хозяйственной деятельности ИП или юридического лица; 3) целевая – контрольные действия направлены на определенное действие ИП или организации.
  • согласно метода организации: 1) плановые- включены в план, который утверждается органами налогового контроля на весь год в конце предыдущего отчетного периода; 2) внеплановые – инспекция, которая проводится без предварительного уведомления ИП или юридического лица. Она является следствием поступления в фискальные органы негативной информации об объекте ревизии от юридических или физических лиц либо от правоохранительных органов.

Различные типы налоговых ревизий сопоставимы между собой за счет различного направления классификации. То есть, плановая инспекция может быть выездной и комплексной, к примеру. Бывают также случаи, когда проводится контрольная ревизия, которая включает тот же период, то же направление инспекции для подтверждения проведения предприятием действий по устранению нарушений. Кроме этого налоговики практикуют и встречные проверки, которые одновременно с осмотром документов объекта ревизии запрашивают документацию их контрагентов и партнеров для полной сверки данных о деятельности организации.

Первым этапом подготовки плана фискальных инспекций в 2019 году является изучение ее потенциальных объектов, то есть, ИП и юридических лиц, которые требуют инспекции соблюдения налогового законодательства. До сентября 2017 года в прокуратуры по регионам налоговики предоставляют свой план проверок на следующий год. Весь первый месяц осени сотрудники прокуратуры проверяют соответствие указанных ФНС организаций требованиям действующему законодательству. К началу октября фискальные органы получают от них уже изученный план проверок с предложениями проведения совместных ревизий для получения максимальной пользы от данных мероприятий.

Кроме этого из плана налоговых проверок прокуратура исключает все те объекты, которые по тем или иным нормам не подпадают под контрольные мероприятия. Стоит отметить, что в этом году таковыми являются организации и предприниматели, которые подпадают под классификацию «малый бизнес». Данное ограничение введено до 2018 года. Есть и другие категории, которые исключают ИП и юридических лиц из плана проверок. К примеру, прокуратура исключила из изначального списка около 85% объектов.

Окончательный план налоговых ревизий размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Также с ним можно будет ознакомиться на страничке ФНС и Единственном реестре проверок.

Данные в данных сводных планах включают основную информацию об объекте контроля, а также контролирующий орган, который будет ее проводить. В случае с такого типа контрольными действиями это будет орган фискального контроля по месту регистрации и местонахождения ИП или юридического лица.

Особенности налоговых проверок в 2019 году

Как уже говорилось, налоговые ревизии могут быть разного типа. Одной из главных классификаций считается раздел на плановые и неплановые. Но в данном варианте, эти разновидности более актуальны для инспекций других контролирующих органов, а для ФНС они существуют более на практике, чем обусловлены в законодательстве. Причиной данной ситуации является то, что внеплановые инспекции абсолютно нигде не предусмотрены документами об организации выездных проверок. Но это абсолютно не означает то, что таковые инспекции не проводятся. В случае необходимости, которая возникает как следствие поступления в органы ФНС опрометчивой информации об организации, сотрудники налоговых органов имеют право внести коррективы в план налоговых проверок, добавив туда нужный объект.

Чтобы начать проводить любые контрольные мероприятия, инспектор должен в обязательном порядке руководству предприятия, подпавшему под налоговую инспекцию, предъявить Направление на проведение проверки, завизированное руководством налоговой службы в регионе.

В этом документе должны быть указаны такие параметры:

  • дата оформления;
  • полное название органа ФНС;
  • данные Приказа о проведении данной ревизии;
  • полное название объекта инспекции, а также другие его регистрационные реквизиты;
  • цель контрольных действий;
  • основания;
  • даты начала и завершения;
  • должность и данные инспектора, который будет проводить данные действия.

Направление в обязательном порядке должно быть заверенным руководствующими лицами органа контроля и скреплено печатью.

Результаты проверки обязательно должны быть оформлены в акте. Он заполняется в 2 экземплярах, подписывается исполнителями, регистрируется в налоговой на протяжении 5 дней после проверки и дается на ознакомление руководству объекта проверки. Акт проверки вручается руководствующему лицу организации либо исполняющему его обязательства. Никому другому инспектор не должен передавать данный документ для первоочередного ознакомления.

Многие предприниматели боятся проверяющих с налоговой. Но, когда проверка плановая, то можно подготовиться к ней заранее. Это даст возможность полностью исправить свои недочеты, чтобы не платить штрафы ил лишиться лицензии после инспекции. План налоговых проверок на 2019 год был утвержден в конце декабря прошлого года. С ним можно ознакомиться и проверить, стоит ли ожидать проверяющего в ближайшее время. К тому же в любо случае о любой плановой инспекции ИП или руководитель юридического лица предупреждается за 3 дня до ее начала. Поэтому не стоит волноваться, а лучше подойти ответственно к вопросу подготовки.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Дата публикации: 27.01.2017 04:54

Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.

Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.

Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).

Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.

Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.