Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Оценка последствий накопления стабилизационного фонда для экономики россии. Стабилизационный фонд российской федерации Стабилизационный фонд российской федерации сумма

Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.

Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя.

1. Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

(Согласно БК РФ, ст. 96.1)

2. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.

Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально “цена отсечения” была установлена на уровне $20 за баррель).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

3. Стабилизационный фонд РФ перед разделением

Совокупный объем Стабилизационного фонда РФ на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб., что эквивалентно 156,81 млрд. долларов США (по данным Министерства финансов РФ).

Более детально, денежные активы (monetary assets) Стабилизационного фонда состоят: 66,85 млрд. долл. США (USD), 59,95 млрд. евро (EUR) и 7,7 млрд. фунтов стерлингов Великобритании (GBP). Изначально закладывались следующие пропорции между мировыми валютами: USD - 45%, EUR - 45% и GBP - 10%.

4. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации могут быть использованы:

· на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ходе его исполнения;

· на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2005 ГОД» от 23 декабря 2004 года №173-ФЗ Статья 3)

Средства Стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга.

(БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2007 ГОДУ» от 30 мая 2006 года) 2007 г.

n имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в сумме 180 000 000,0 тыс. рублей;

n имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" в сумме 30 000 000,0 тыс. рублей;

n формирования Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 90 000 000,0 тыс. рублей.


Результаты докапитализации банковского сектора в 2015 году оказались хуже, чем ожидалось, сообщила на на совместном заседании комитетов Госдумы по бюджету, по финрынку и по экономической политике председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

"При том, что сумма полученной господдержки на конец 2015 года составила 802,7 миллиарда рублей увеличение совокупного капитала докапитализированных банков составило 190,4 миллиарда рублей или 23,7% полученного объема докапитализации",- цитирует Голикову РИА Новости.

"Уже в первом квартале 2016 года произошло снижение капитала у 19 банков из тех 24, которые были докапитализированы на 1 января 2016 года. А снижение норматива достаточности капитала по итогам первого квартала отмечается у 98 кредитных организаций", - отметила глава Счетной палаты.

Голикова напомнила, что деньги выдавались банкам на кредитование приоритетных отраслей экономки, но какие-либо критерии целевого использования установлены не были.

К сожалению, мы также констатируем, что содержательный контроль отчетности банков вот по этой конкретной части, которую мы контролировали, по целевому предназначению полученных средств господдержки отсутствует. И если по 2015 году мы пока только констатируем эту тенденцию, то по 2016 году нам бы хотелось, чтобы ЦБ обратил на это особое внимание и предпринял в этой части какие-либо меры", - добавила Голикова.

Минфин РФ в декабре 2014 года передал Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигации федерального займа (ОФЗ) на 1 трлн рублей для докапитализации банков. Позже имущественный взнос в АСВ решено было уменьшить на 162 млрд рублей, которые были направлены на поддержку предприятий других отраслей. По данным на 30 декабря 2015 года, в рамках мер по повышению капитализации ОФЗ на общую сумму 802,7 млрд рублей переданы 25 банкам.

Россия с дырявым карманом

Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?

http://svpressa.ru/economy/article/149885/

Резервы России тают на глазах. В среду, 1 июня, Минфин сообщил, что за май Резервный фонд сократился в долларах на 14,1% - до $ 38,6 млрд., а Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1,2% - до $ 72,99 млрд.

Впрочем, в рублевом выражении объем Резервного фонда сократился не столь сильно - «всего» на 11,8%, до 2,55 триллиона рублей, а объем ФНБ даже вырос на 1,5% - до 4,82 триллиона рублей. Связано это, понятно, с обесцениванием российской национальной валюты.

Как следует из сообщения, Минфин в мае второй раз оплатил дефицит бюджета из Резервного фонда, потратив, как и в апреле, 390 млрд. рублей. Таким образом, Минфин потратил на покрытие дефицита уже 780 млрд. резервов.

Конкретно в мае было продано из «заначки» страны $ 2,67 млрд., 2,34 млрд евро и 410 млн. британских фунтов. В результате, как предупредил Центробанк, в российском банковском секторе возникает профицит ликвидности.

Грубо говоря, Минфин продает ЦБ средства Резервного фонда, номинированные в валюте, а Банк России вынужден сопровождать эту покупку технической эмиссией. В результате, в последние два месяца объем денежной массы только растет.

Это ведет к тому, что у банков скапливается слишком много свободных денег, которые не находят применения. Спроса на кредиты экономика не предъявляет. Так, по итогам первого квартала 2016 года, банковский сектор показал отрицательные значения по всем основным показателям: на 2,3% сократились банковские активы, почти на 3% - корпоративные кредиты, на 1% - потребительные, на 3% - вклады населения.

1 июня Банк России сообщил, что приток ликвидности в апреле-мае удалось частично абсорбировать, продав облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля номинальной стоимостью 119,9 млрд. рублей. Но полностью проблемы это не решает, и отдувается за «техническую эмиссию» население.

25 апреля Сбербанк резко снизил ставки по вкладам граждан. Больше всего досталось депозитам в евро. При вложении на срок до года они обвалились почти до нуля. Теперь, надо думать за лидером рынка, Сбербанком, последуют и другие банки.

Но главное - подтверждается пессимистичный прогноз министра финансов Антона Силуанова . Еще в январе он предупреждал, что в 2016 году Резервный фонд может быть почти полностью израсходован. А в конце мая «не исключил», что Минфин превысит установленную бюджетом планку - 2,1 трлн. рублей из Резервного фонда в 2016 году, - и потратит на финансирование дефицита бюджета «несколько больше».

К ускоренному расходованию Резервного фонда подстегивают и приближающиеся выборы. Одним из «предвыборных подарков» властей к осени 2016 года может стать вторая индексация пенсий. Да и социальные обязательства 2017 года могут оказаться выше, чем сейчас представляется.

Как быстро мы можем остаться без «заначки», чем грозит стране исчерпание Резервного фонда?

За четыре месяца текущего года бюджетный дефицит достиг 4,7% ВВП, - отмечаетруководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников .

Чтобы к концу года выполнить политическую установку и снизить дефицит до 3% ВВП, потребуется, по оценкам Минфина, около 2,1 трлн. рублей. При этом, даже если все дополнительные источники - приватизация госсобственности, выход среднегодовой цены Urals на отметку $ 40 за баррель (сейчас - около $ 36), сокращение госрасходов за счет отзыва с 1 октября неизрасходованных лимитов, - заработают в полном объеме, дефицит, по расчетам Федерального казначейства, в лучшем случае составит 3,4% ВВП.

При таком состоянии доходной части бюджета траты из Резервного фонда неизбежны. А с учетом, что реально принесут дополнительные источники доходов, естественно предположить, что мы будем тратить Резервный фонд в текущем году весьма интенсивно.

Полюс, по итогам полугодия, видимо, правительство примет решение о вторичной индексации пенсий - накануне выборов в Госдуму этот вопрос приобрел значительную социальную остроту. Плюс, кабмину необходимо решить еще ряд электоральных задач.

Правда, средства на индексацию пенсий, по большому счету, заложены в так называемом президентском резерве, который образовался за счет заморозки накопительной части пенсии за текущий год, и составляет около 340 млрд. рублей. Да, 150 млрд. из этого резерва уже «забронировано» на поддержку Внешэкономбанка (ВЭБа), чтобы он не попал в ситуацию дефолта по своим внешним обязательствам. Но и оставшихся денег на индексацию в принципе должно хватить.

Проблема, однако, в том, что те же самые средства могут понадобиться на совершенно другие, не менее важные, цели. Об этом говорит та же история с ВЭБом: изначально предполагались совсем другие источники его поддержки. Скажем, на сегодня для финансирования антикризисного плана правительства не хватает 160 млрд. рублей. И взять их пока банально неоткуда.

При таком раскладе именно Резервный фонд - единственная реальная страховка для финансирования дефицита.

«СП»: - Насколько хватит Резервного фонда?

Если мы будем тратить фонд такими же темпами, как сейчас, он может закончиться уже к началу 2018 года. Причем, пополнять фонд пока не из чего. Пока все доходы от нефти свыше $ 40 за баррель прямиком пойдут на финансирование бюджетного дефицита и решения текущих проблем. В частности, на финансирование всех социальных обязательств государства в полном объеме.

«СП»: - Что это означает для экономики РФ?

В первую очередь - дополнительную эмиссию. Активы Резервного фонда, размещенные в федеральных гособлигациях иностранных государств с высоким кредитным рейтингом, продаются Центробанком, а он взамен на эти активы обязан выпустить соответствующее количество рублей. По расчетам, объем самой минимальной бюджетной эмиссии только в 2016 году составит примерно 1,8−2 трлн. рублей.

Это довольно серьезное приращение денежной массы, находящейся в обращении. Для сравнения: сейчас в экономике РФ обращается около 36 трлн. рублей. В результате эмиссионной прибавки приращение составит несколько процентов.

Это, в свою очередь, создает серьезный инфляционный риск, который Банку России необходимо учитывать в денежно-кредитной политике. В частности, ЦБ не станет снижать ключевую ставку, иначе инфляция разгонится много выше расчетных 6,5% по концу года.

Помимо того, что подобная ситуация является головной болью для денежных властей, она еще и заставляет откладывать необходимые меры поддержки экономики.

«СП»: - Как можно разрешить эту ситуацию?

Необходимо внести ясность, что дальше будут делать Минфин и ЦБ, опираясь на дискуссию о новых источниках экономического роста и структурных реформах, которая началась 25 мая, на заседании президиума экономического совета при президенте РФ. Думаю, промежуточные итоги этой дискуссии обозначатся уже нынешним летом, и это начнет мотивировать бизнес к большей деловой активности. Пока же на первом месте в списке ограничений деловой активности, по данным Росстата, находится как раз неопределенность экономической политики.

Резервы для того и создавались, чтобы расходовать их в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, - напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов .

Другие дело, что резервы нецелесообразно расходовать на текущие обязательства, их разумнее тратить на финансирование проектов, которые имеют мультипликативный эффект, и способны вытягивать экономику. Другими словами, резервы нужно не проедать, а инвестировать.

Да, текущие обязательства государства могут финансироваться за счет дефицита бюджета. Но нужно понимать: этот дефицит можно и нужно покрывать не только за счет Резервного фонда, но и за счет инструментов внутренних заимствований. У нас, я считаю, хороший потенциал рынка внутренних заимствований, и даже наблюдается дефицит надежных инструментов для вложений. Если государство - Минфин - такие инструменты на внутреннем рынке будет создавать, они вполне могут быть востребованы.

Поэтому у меня вызывает некоторое удивление тот узкий диапазон механизмов, с помощью которого Минфин намерен покрывать дефицит бюджета. Видимо, инструменты внутреннего заимствования у нас ассоциируются, по старой памяти, с финансовой пирамидой ГКО (государственных краткосрочных облигаций) 1998 года. Но этот опыт в текущих условиях совершенно необязательно повторять. Инструменты могут быть разумными для государства с точки зрения цены привлекаемых средств, и надежными для держателей облигаций.

«СП»: - Представим, что Резервный фонд исчерпан. Что это будет означать политически?

Прежде всего - отсутствие свободы маневра для власти. Замечу, что финансовая политика, связанная с созданием резервов, которой российские власти следовали долгое время, была, на мой взгляд, связана с фобиями 1990-х. В 1990-е государственная власть часто оказывалась без свободных средств, и, как следствие, без свободы маневра в политической плоскости. Поэтому свободой маневра власть, конечно, дорожит.

С другой стороны, у власти имеется возможность пополнять валютные фонды не только за счет благоприятной нефтегазовой конъюнктуры. Скажем, ЦБ вполне может скупать валюту, чтобы сдерживать периоды укрепления рубля, что будет способствовать сокращению волатильности национальной валюты.

На мой взгляд, разумной целью в нынешней ситуации является не дешевый, а не дорогой рубль, а рубль стабильный. Помимо сокращения амплитуды спекулятивного «маятника» колебаний курса, стабильный и дешевый рубль позволит пустить дополнительную ликвидность в реальный сектор экономики: что бы ни говорил Минфин, этот сектор в ликвидности нуждается.

Такое решение и экономике на пользу пойдет, и государству позволит сохранить политическую свободу маневра…

О стабилизационном фонде РФ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА

http://akudrin.ru/achievements/stabfond

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНДА

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ СО СРЕДСТВАМИ ФОНДА

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Резервный фонд тает на глазах - за месяц уменьшился на 18 процентов. Осталось всего два триллиона рублей, и Минфин пророчит опустошение «кубышки» к концу года. Но фонд оказался с двойным дном - у государства достаточно средств, чтобы стабильно выполнять свои обязательства. Тем не менее текущие траты Резервного фонда поддерживают на плаву рубль, и если Минфин перестанет использовать эти средства, национальная валюта лишится мощной поддержки.

Последние деньги

Объем Резервного фонда России по состоянию на 1 сентября - 2,09 триллиона рублей. Это чуть больше 32 миллиардов долларов. За месяц фонд на 18 процентов.

В августе 2,92 миллиарда долларов, 2,46 миллиарда евро и 310 миллионов фунтов стерлингов из Резервного фонда были проданы за 390 миллиардов рублей и перечислены на счета федерального бюджета России.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) также сократился. Правда, не столь драматически - всего на 2,1 процента, до 4,72 триллиона рублей.

Таким образом, общий размер подушки безопасности российской экономики - 6,81 триллиона рублей. Много это или мало?

В начале августа замглавы Минфина Максим Орешкин рассказал, что в 2016 году из Резервного фонда может быть 3 триллиона рублей. Это значит, что Резервный фонд иссякнет, и правительству придется запустить руку в ФНБ. Эта «кубышка», напомним, нужна для затыкания дыр в пенсионной системе. Впрочем, о предназначении ФНБ, прописанном в законодательстве, вспоминают редко.

Не так все страшно

Два фонда с общим объемом почти в 7 триллионов рублей - это актив государства. Что случится, если все потратить? Пусть даже не в этом году, а в 2018-м?

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред Банка России Константин Корищенко подчеркивает, что оба фонда - Резервный и ФНБ - целесообразно рассматривать именно вместе. Их разделение весьма условно. И исчерпаются они нескоро. Дело в том, что их объем сейчас примерно такой же, как и в докризисный период.

«Пока мы съедаем ту рублевую премию, которую получили в результате девальвации», - пояснил эксперт в беседе с «Лентой.ру».

То, что резервы расходуются, это нормально, для этого они и создавались, отмечает Корищенко. Если они и вправду иссякнут, то правительство будет вынуждено либо продавать имущество, либо наращивать внутренний долг, то есть выпускать облигации федерального займа.

На сколько именно хватит двух фондов, эксперт прогнозировать не берется. «На это влияет множество факторов - валютный курс, динамика цен на нефть, налогообложение экспортных предприятий. Это стратегический вопрос управления бюджетом», - отметил он.

Перспективу полного истощения фондов Корищенко рассматривает как чисто гипотетическую. «Это возможно, если доходы бюджета от экспортных предприятий будут долго снижаться. Но почему они должны снижаться, мне непонятно, ведь сейчас динамика нефтяных цен, скорее, положительная, чем отрицательная», - прокомментировал он.

«Поэтому если мы видим сообщения о том, что Резервный фонд уменьшился на некую величину, это значит, что валюта со счетов в ЦБ, принадлежащих Минфину, переведена на счета, принадлежащие самому регулятору. То есть ЦБ у Минфина эту валюту купил и дал ему рубли. Ничего катастрофического», - заключил эксперт.

Горькая девальвация

Государство может заработать не только посредством наращивания долга и приватизации. Девальвация национальной валюты - еще один способ наполнения казны. При слабом рубле экспортные доходы страны вырастут, и правительство сможет исполнить все свои финансовые обязательства.

«Ничего экстраординарного в том, что фонды исчерпываются, в общем-то, нет. Но их сокращение компенсируется ростом резервов Центрального банка. Ждать катастрофы на основании того, что резервы иссякают, неправильно», - утверждает Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.

Впрочем, механизм, через который Минфин расходует деньги (а вернее - покрывает дефицит бюджета), гораздо лучше отлажен именно через Резервный фонд. Поэтому, по мнению Хестанова, в случае полного израсходования Резервного фонда и ФНБ придется принимать юридические меры, чтобы пользоваться другими резервами.

На сегодняшний день золотовалютные резервы ЦБ (почти 400 миллиардов долларов; в них входят и деньги из Резервного фонда и ФНБ) - инструмент стабилизации денежного рынка. Регулятор расходовал их, когда требовалось сгладить резкие колебания курса рубля.

Формируются резервы регулятора в том числе и за счет продажи экспортерами валютной выручки. В период падения цен на нефть их доходы, конечно, тоже упали, но пропорционально упал и курс рубля. В результате компании, продающие энергоносители, как минимум не проиграли.

Как отмечает Хестанов, резервы ЦБ резко снижались в период с осени 2014-го до ранней весны 2015 года, а потом наступил перелом, и график резко пошел вверх. Именно в это время регулятор перестал контролировать курс рубля, отпустив его в свободное плавание. Ослабление национальной валюты и смягчило давление на бюджет.

«Девальвация - лекарство горькое, но бесплатное. Это меньшее зло, чем секвестр бюджета, поскольку снижение курса распределяет нагрузку равномерно на всех. Только если девальвировать рубль постепенно», - полагает эксперт. По его мнению, не исключено, что давление на рубль усилится в октябре.

«Вполне возможно, что именно усиленное расходование средств Резервного фонда было причиной достаточно стабильного курса рубля и позитивной динамики на рынке ценных бумаг», - предположил эксперт.

Он напомнил, что 5 сентября рублевый индекс ММВБ установил новый исторический , достигнув отметки 2019,65 пункта. Продолжает расти и долларовый индекс РТС, который превысил 1000 пунктов. При этом доллар 7 сентября стоил 64,4 рубля, месяцем ранее - около 65 рублей.

Расходование средств фондов замедлится в середине сентября и октябре, что может сказаться на российской валюте, считает Хестанов.

То обстоятельство, что Минфин при наличии подушки безопасности все же пытается предлагать и сокращение расходов, эксперт относит к перекосам в бюджете, которые возникают помимо воли ведомства Антона Силуанова. «В правительстве к Минфину недостаточно прислушиваются. Например, в части непропорционально больших оборонных расходов. Поэтому они пытаются давить на всех фронтах», - убежден эксперт.

Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:

По сути, это были финансовые активы, которыми напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.

Стабилизационный фонд РФ был создан 1 января 2004 года . С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: больший (изначально 80% средств) Резервный фонд (2560 млрд руб. - по состоянию на 01.08.2016 , израсходован и закрыт с 1 января 2018) и меньший Фонд национального благосостояния (4 842 млрд руб. на 01.08.2016 ). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год - 6,1 % ВВП, на 2009 год - 5,5 %, на 2010 год - 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП . 1 января 2018 года Резервный фонд был ликвидирован и присоединен к Фонду национального благосостояния, который таким образом является приемником Стабфонда.

Законодательная основа [ | ]

Порядок формирования и использования стабилизационного фонда первоначально регулировался главой 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ . С 1 января 2008 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление средствами Фонда [ | ]

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда - служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности . Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

  • путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
  • путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 года начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 года этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время (актуальность - май 2007 года) средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро - по 45 %, фунт - 10 % . Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 - 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

Динамика изменений [ | ]

Создан 1 января 2004 года, ликвидирован 1 февраля 2008 года путем разделения на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния .

Динамика изменения стабилизационного фонда РФ

Дата в миллиардах
долларов США
в миллиардах
рублей
01.05.2004 5,9 171,3
01.06.2004 6,8 198,7
01.07.2004 7,9 229,1
01.08.2004 9,2 267,4
01.09.2004 10,5 305,9
01.10.2004 12 349,7
01.11.2004 16,1 462
01.12.2004 16,5 462,6
01.01.2005 18,8 522,3
01.02.2005 23,1 647,2
01.03.2005 25,6 707,5
01.04.2005 27,6 768,5
01.05.2005 30,8 858
01.06.2005 33,8 954,5
01.07.2005 21,6 617,9
01.08.2005 25,2 721
01.09.2005 29,2 832,1
01.10.2005 33,7 960,7
01.11.2005 38,3 1 094,5
01.12.2005 42,9 1 236,5
01.01.2006 43,1 1 237,0
01.02.2006 52 1 459,0
01.03.2006 55,8 1 562,6
01.04.2006 60,6 1 677,4
01.05.2006 66,1 1 800,0
01.06.2006 71,4 1 929,0
01.07.2006 76,9 2 066,8
01.08.2006 82,14 2 207,33
01.09.2006 64,73 1 730,64
01.10.2006 70,73 1 894,09
01.11.2006 76,62 2 049,30
01.12.2006 83,21 2 189,52
01.01.2007 89,13 2 346,92
01.02.2007 99,77 2 647,21
01.03.2007 103,55 2 708,85
01.04.2007 108,11 2 812,21
01.05.2007 113,7 2 920,50
01.06.2007 116,85 3 026,68
01.07.2007 121,68 3 141,35
01.08.2007 127,48 3 263,56
01.09.2007 132,91 3 409,07
01.10.2007 141,05 3 519,09
01.11.2007 147,6 3 649,25
01.12.2007 144,43 3 517,05
01.01.2008 156,81 3 849,11

В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень в 500 млрд рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:

В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд, а в 2007 году - 12 млрд рублей.

На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд рублей.

За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года - 151,89 млрд руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях - около 5 % .

Критика [ | ]

Любопытно, что в Постановлении правительства «О порядке управления средствами Стабилизационного Фонда РФ» от 21 апреля 2006 г. N 229, страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в алфавитном порядке, но согласно английскому алфавиту.

Наше настоящее и будущее -
УКРАДЕНО! САМАЯ БОЛЬШАЯ АФЕРА В ИСТОРИИ РОССИИ:
Сегодня Государственная Дума приняла без обсуждения в первом чтении решение, которым у граждан России украден хранящийся в банках США стабилизационный фонд России (собранный на средства с продажи природных богатств России; теперь им будет распоряжаться не государство, а частное ОАО "Рога и копыта") - 5,6 трлн. рублей, что равняется примерно 1/3 доходной части бюджета Российской Федерации.

Такого в нашей истории не было никогда.
И наша оппозиция словно воды в рот набравши.

Законопроект на сайте ГосДумы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenA

От РП: Мы всё думали, каким образом исчезнет т.н. "Стабфонд" - одна из последних заначек кремлёвского воровского общака. "Общество с ограниченной ответственностью" для "управления" триллионами - это пять с тремя плюсами. Насчёт "втянуть правительтво" в мегаавантюру по неприкрытому воровству резервов - это просто 5, примерно как втянуть портовую проститутку в операцию по соблазнению клиента. Типа "а президент-то и не знает". Бояре плохие, ага .

Министерство финансов готово втянуть правительство в авантюру века. План такой: передать все накопления страны под управление некоего загадочного ОАО (открытого акционерного общества). Государство добровольно вручит ему средства, отложенные страной на чёрный день за восемь лет нефтяного процветания. А именно - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. И это не всё. Заодно передадут управление всеми государственными займами и поручат рулить временно свободными деньгами федерального бюджета. В общей сложности под контролем таинственной финансовой организации окажется не менее 8,5 трлн. рублей!

Доход от долга

Идея "на восемь триллионов" звучит почти невероятно. Как если бы Минобороны решило поручить управление вооружёнными силами блоку НАТО. Или Минпромторг - призвал перевести все российские предприятия в КНР. Но это - правда. Тревожный звонок для государственных накоплений раздался вроде бы внезапно. В середине декабря по лентам информагентств проскочила - никем не замеченная - такая новость. Президент Дм. Медведев поручил правительству до 1 марта 2012 г. решить "вопрос о создании единой структуры для управления госдолгом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния". Мелькнуло и название новой организации - ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА).

Тут есть о чём задуматься. В фондах денег пока хватает. По данным Минфина, на 1 декабря 2011 г. в Резервном фонде лежал 801 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния аккумулировал гораздо больше - 2,764 трлн. рублей. Итого: 3,565 триллиона! Государственные займы - ещё 5 трлн. рублей. "Работу с долгами ведём постоянно. Какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, практически в ежедневном режиме", - рассказывает сотрудник Минфина. Взявшись за ту же задачу, посредник будет работать не бесплатно, типичная ставка - 1%. Так что, госдолг таких размеров - очень лакомый куш.

По задумке, в отличие от ЦБ и Минфина, РФА получит право управлять государственными финансами в рискованном режиме. Примерно так же, как банки управляют деньгами вкладчиков, финансовые фонды - средствами инвесторов. То есть крутят как могут, вкладывая в акции, облигации, валюту - всё что придётся. В надежде заработать прибыль и себе, и клиенту. Порой успешно, порой не очень.

Если бы речь шла о риске одного отдельного вкладчика. Но на кону - вся копилка Российской Федерации. До поры до времени за ней следили как за зеницей ока. С 2004 г. средствами Стабфонда, а затем созданных из него в 2008 г. двух новых фондов (резервного и благосостояния) управлял Минфин. Деньги - хранятся на счетах Центробанка. Система задумана так, чтобы контроль над государственной кубышкой был максимально надёжным. Фонды - нельзя тратить на что попало. Резервный фонд - создан исключительно на случай тяжёлых бюджетных времён, именно он спас экономику осенью - зимой 2008 года. Правда, какой ценой! На пике, в марте 2009 г. в нём было 4,869 трлн. рублей. Сейчас - в шесть раз меньше. Фонд благосостояния - пенсионная копилка будущих поколений. В кризис её почти не потрепало.

Контроль работал восемь лет подряд. За это время нашлось несчётное число желающих растащить накопления. Разумеется - под видом благих начинаний. Время от времени, разговоры на эти темы заводили даже некоторые члены правительства, включая вице-премьеров. Возьми они верх, российскую кубышку постигла бы судьба аналогичных фондов Венесуэлы, Нигерии и Омана. Правительства этих стран, едва начав откладывать часть сырьевых сверхдоходов в аналогичные фонды, не удержались и мгновенно спустили сбережения.

Чёрный август Кудрина

Теперь и в РФ - непорядок. С таким трудом сбережённые триллионы рублей собираются передать в управление структуре, про которую неизвестно почти ничего. Кто за этим стоит? Самое поразительное - Минфин. Эксперты объясняют: идея перевести стрелки управления стабфондами витает в кабинетах министерства с 2008 года. Именно тогда А. Кудрин впервые завёл речь на тему: "нужно повышать эффективность управления государственными активами". Проще говоря: мол, гигантские средства стабфондов из-за многочисленных законодательных ограничений лежат плашмя, а могли бы приносить гораздо больший доход.

Министр предложил замечательный выход - в духе времени. Именно он подбросил правительству идею создать госкорпорацию "Российское финансовое агентство" (РФА). Г-н Кудрин скупился на комментарии, когда его спрашивали: как гарантировать контроль над огромными финансами и кого конкретно отрядят рулить деньгами. Но однажды упомянул: штат корпорации "будет небольшой - несколько десятков человек". Заодно обронил - в него перейдут бывшие сотрудники Минфина, Минэконома и Центробанка.

По счастью, Минфин действовал на редкость нерасторопно. Пока ведомство готовило закон о создании РФА, пока согласовывало его с другими заинтересованными госорганизациями, грянуло 7 августа 2009 года. В этот день президент Дм. Медведев обрушился на госкорпорации и поручил прокуратуре провести комплексную проверку деятельности этих экономически мутных организаций. Его терпение лопнуло: государство выделило семи госкорпорациям 640 млрд. руб. из бюджета, также передало им собственность на 2 трлн. рублей. Отдачи - никакой. Скандал бушевал вовсю. Но тогдашнего главу Минфина это не испугало. Спустя буквально несколько дней г-н Кудрин сунулся к президенту со своим проектом создания новой, восьмой по счёту госкорпорации. Надо полагать, в Кремле его ждал тёплый приём.

На беду министра финансов тогда же разразились два крупных скандала вокруг денег госфондов. В апреле 2010 г. в печать просочилось поразительное постановление правительства. По сути, оно засекретило точную информацию о величине Резервного фонда и Фонда благосостояния. Разумеется, также скрыли любые данные о том, в каких именно активах (акциях, облигациях, валюте и т.д.) размещены накопления. Многие заподозрили неладное. К счастью, опасения не оправдались, Минфин продолжил публикацию отчётов, хотя информацию даёт куцую.

Второй скандал вышел ещё хлеще. Аналитики изучили текст постановления правительства "О порядке инвестирования средств фондов". На первом месте там ценные бумаги правительств 14 государств. Список выглядел так: "долговые обязательства Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга" и т.д. По-русски - никакой системы в перечислении стран нет. Но по-английски - они приведены точно по алфавиту. Кое-кому это дало повод заявить: мол, текст постановления - прямой перевод указаний из-за рубежа.

Минфин в минусе

После такой череды ударов г-н Кудрин быстро открестился от идеи создания госкорпорации, разговоры об РФА заглохли. Только, как выяснилось, не навсегда. Теперь, с приходом нового министра финансов, идея создать эту структуру воскресла из законодательного пепла. Но - уже в виде ОАО.

Высокопоставленные чиновники Минфина вновь затянули старую песню про "повышение эффективности управления госфинансами". "Сложно управлять средствами фондов через Центробанк. Например, закон не разрешает ЦБ работать с акциями и корпоративными облигациями. У Минфина - недостаточно опыта и ресурсов для работы на рынке", - объясняет ведомственную позицию сотрудник министерства.

Напрашивается вывод. Неужели с момента создания Стабилизационного фонда государственной копилкой управляли неэффективно? То есть - Минфин терял огромные деньги? Ничего подобного. Например, средняя доходность знаменитого на весь мир норвежского нефтяного стабфонда (величиной 220 млрд. долл.) - 4,5% годовых. Этот фонд считается эталоном идеального управления госкубышкой. Государственный стабилизационный нефтяной фонд Аляски (есть и такой) зарабатывает 5,8% в год. Между тем российские фонды, в зависимости от года, приносили доход 6-8% годовых. В 2007 г. доход достиг рекордных 10,9% годовых (в долларах США).

Второй момент: ни в одной стране мира правительству ещё не приходило в голову передать управление и накоплениями и госдолгом - не Министерству финансов, а сторонней структуре. Потому что во всех странах - это работа именно Минфина. Правда, были робкие эксперименты в некоторых нефтяных арабских державах. Большинству это не принесло ничего, кроме убытков.

Третье: по закону, Минфин и Центробанк имеют право вкладывать национальные накопления только в самые надёжные из надёжных активов. Новая структура-посредник получит возможность рисковать намного сильнее. По плану Минфина, до половины денег госфондов она сможет вложить в акции, треть - в иностранные облигации. Хотя в кризис от них лучше держаться подальше. Вдобавок услуги финансовой прослойки не бесплатны, они обойдутся бюджету примерно в 1%. Не прибыли - всех средств, переданных в управление.

Итог: риски лишиться части накоплений растут, выгода эфемерна. Зато, судя по всему, три ключевые экономические организации - Минфин, ЦБ и Минэконом - прекрасно договорились и готовят себе то ли запасной аэродром, то ли банальную синекуру. Если дело выгорит, пара десятков очередных "эффективных менеджеров" будут управлять уже не миллиардами, а триллионами. Никто не знает, насколько им хватит оставшегося в стабфондах финансового топлива. Но что сгорит оно достаточно быстро - сомнений нет

Представляю Вам стенограмму моего сегодняшнего выступления при обсуждении в Госдуме законопроекта о создании Специализированной финансовой организации, а, по сути, о переводе средств Резервного фонда и ФНБ Акционерному обществу.

Уважаемые коллеги!

Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала. И мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы -
это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства.

Фактически, речь в нем идет о том, чтобы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре - Открытому Акционерному Обществу "Росфинагентство". И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок Правительства все это время с такой настойчивостью убеждали нас в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование, недостраивать дороги и недоремонтировать жилье, а вклдывать все деньги в Резервный фонд. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: инфляция, стабилизация,стерилизация, хеджирование и тому подобное. Они говорили, что это голландская болезнь, если мы вдруг потратим наши сбережения. На самом деле, болезнь не голландская, а вполне русская. И называется она: умыкнуть казну или взять кассу .

Суть данного законопроекта, фактически: конституционные полномочия - на аутсорсинг. Конституционные полномочия Правительства и Центрального банка. И мы уже проходили это на опыте Минобороны, только там это были 4 миллиарда, а не 4 с лишним триллиона, и вентиляционные схемы можно было хотя бы найти и пощупать. А тут же виртуальные деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше и, как говорится, ищите ветра в поле...

Но вернемся к Конституции. И Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это бюджетные средства. Если это бюджетные средства, которые подлежат расходованию, то по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета Правительство российской Федерации. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансированность федерального бюджета, обеспечение сбалансированности денежного обращения, то это средства резервов Центрального банка, и по 75 статье Конституции аутсорсинг тут
тоже не предусмотрен законом.

Вернемся к экономической составляющей. Нас убеждали в необходимости формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, говорили, что если все эти средства тратить внутри страны, то они неизбежно вызовут инфляцию, что тратить их нужно только в других странах... Но в данном законопроекте предлагается через цепочку акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но если мы собираемся вкладывать их внутри страны, тогда их логичнее вернуть в бюджет и направлять на наиболее приоритетные, прямые, прозрачные и социально-важные бюджетные расходы, для контроля над которыми у нас работает Парламент, созданы законы, Федеральная конрактная система, мы принимаем бюджет, мы проводим выборы и выбираем, депутатов, которые и должны контролировать расходование бюджетных средств. И деньги должны идти в бюджет, чтобы мы, избранные депутаты, знали, что они направлены на дороги и инфраструктуру, а не на казино, скупку активов и земельные спекуляции.

Если же это деньги "на черный день", как нам говорили все это время, деньги на покрытие дефицита бюджета - тогда это эмиссия. И резервы нужны для поддержания денежного обращения в составе золотовалютных резервов, и
тогда, опять же, если речь идет о сбалансированности денежного обращения, то тогда это полномочия и функции Центрального банка и все они прописаны в Конституции. И никакого аутсорсинга в специализированной финансовой организации, которая вдруг теперь начнет заниматься денежным обращением, эмиссией и всем прочим, не предусмотрено.

На мой взгляд, совершенно ясно, что этот закон - это момент истины. Маски сорваны. Теперь понятно, что все десять лет, все аргументы и все убеждения по поводу Резервного фонда были многоходовкой, чтобы не потратить эти деньги на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией, а отдать их непонятно кому и непонятно на что. Но если мы должны принять такой законопроект, пусть даже со всеми уточнениями и улучшениями во втором чтении, то тогда мы должны поменять и нашу Конституцию, в статье 7 которой сказано, что Российская Федерация - социальное государство, осуществляющее политику для достойной жизни граждан. И написать честно, что Российское государство - это то государство, которое осуществляет политику в интересах определенной группы лиц, для укрепления их благосостояния и улучшения их жизни. В противном случае, все, что предлагается сейчас в этом законопроекте, противоречит и Конституции, и всем тем многочисленным заявлениям, которые каким-то образом, пусть даже призрачно, оправдывали все это время существование Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Справедливая Россия против данного законопроекта, и никакие уточнения, изменения и улучшения во втором чтении ничего не решат.

Константин Гурдин