Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Крах капитализма откладывается. Крах капитализма. Что дальше? Крах капитализма неизбежен

Тот строй жизни, который нам пытаются представить как безальтернативный и который не любят называть капитализмом , а придумывают для него прилично-уклончивые псевдонимы, тот строй, к которому мы восторженно присоединились четверть века назад, продлив за счёт собственных немерянных и несчитанных богатств его существование, тот строй, о близком закате которого говорили прозорливые люди, и вовсе не только марксисты, сто и более лет назад, тот строй, который совсем недавно был как как бы реабилитирован, объявлен вечным и «концом истории» - так вот этот строй, несмотря на отчаянные усилия его спасти, предпринимаемые неглупыми и опытными людьми, находится на пороге краха.

И рухнет он с большим грохотом. Как именно это будет выглядеть – об этом люди даже боятся подумать, а потому прилежно зажмуриваются. Все: от высших начальников до простых обывателей. Очень вероятно, что распад начнётся, как некогда пророчил Ленин, «в слабом звене» - в России. А может быть, и где-то ещё – знать нам это не дано. Вообще, в истории очень силён роковой, провиденциальный элемент, как и вообще в судьбе – даже отдельного маленького человека. Далеко не всё определяется какими-то действиями, а действия, в свою очередь, не всегда определяются рациональными соображениями.

Первая мировая война и последующие революционные события – это лишь первый «подход к снаряду». Тогда капитализм справился, по-иному переделив мир. Сегодня, похоже, не справится - при всей своей мудрости и опытности. И причина совершенно объективная.

Капитализм не может жить не развиваясь, не увеличиваясь, не распухая. Так устроена денежная цивилизация: работа ведётся на заёмные деньги, а значит – необходим рост, чтобы все получали прибыль, ради которой и ведётся деятельность. Экспансия – это закон капитализма. А куда сегодня можно развиваться? Новых рынков больше нет. Впаривать, втюхивать, впендюривать все эти монбланы барахла – некому. Платежеспособный спрос подошёл к полному насыщению, и новых перспектив не видно. Рост продаж осуществляется благодаря всё более изощрённому маркетингу – искусству впаривать ненужное, вернее, убеждать оболваненного обывателя, что ненужное ему по зарез нужно. Да, в воспитании идеального потребителя достигнуты огромные и неоспоримые успехи. Известный философ А.Зиновьев писал, что идеал человека потребительского общества – это труба, куда с одного конца со свистом засасываются товары, а с другого они немедленно вылетают на свалку. Так оно и есть. И без этого невозможен капитализм.

Но ресурс идеальных потребителей – близок к исчерпанию. Просто по соображениям ёмкости биосферы. Если всё население земного шара стало бы потреблять, как избранники судьбы из золотого миллиарда, то им понадобилось бы ещё 5-6 земных шариков со всеми их ресурсами. А быстро растущие страны БРИКС знают «делать жизнь с кого» в смысле потребительских стандартов – с США и Западной Европы. К сожалению, это – технически недостижимо. Арифметически.

Но и это ещё не всё. Капитализм так устроен, что ему необходима периферия. Метрополия и колония, богатые и бедные – все это создаёт ту самую разность потенциалов, которая приводит в движения колёса капитализма. Когда рассуждают о развивающихся странах, вообще о развитии, а словечко это с языка не сходит у современных витий – так вот всё это деловитая, корыстная ложь одних и глобально-эпохальная глупость других. Никакого развития - не предусмотрено, для всех, по крайней мере. Более того, страны среднеразвитые бодро и рукотворно превращаются в технологическую пустыню. Сейчас вот Украина подвергается зачистке, раньше – бывшие республики советской Прибалтики. Сирия в прежнее время была среднеразвитой промышленной страной… Многие страны сегодня превращены в ту самую периферию капитализма, откуда он черпает ресурсы – природные, человеческие. И куда сбывает производимое. Мы тоже не избегли этой участи, очень даже не избегли. Мы по многим параметрам стали периферией, по сути колонией капиталистического Запада.

Западное богатство возможно только при условии, что где-то есть люди, готовые работать за три копейки. Когда-то эти люди были в самих капиталистических странах – тот самый пролетариат, о котором говорил Маркс. В ХХ веке эта рабочая сила прогрессивно дорожала, и дело дошло до того, что разность потенциала уже оказалась недостаточной. Тогда производство стали активно переносить туда, где рабочая сила дешева. Она и сама приезжает в богатые страны. То, как работают на строительстве дубайских небоскрёбов бесправные вьетнамцы и индусы, - это современное рабство. «Синьоры из общества» привыкли не обращать на них внимания: они не люди, они что-то другое, insrumentum vocalis – говорящее орудие, как выражались в эпоху классического рабовладения. Эти люди тоже элемент разности потенциалов. И эту разность капитализм старается удержать.

Сегодня, как видно, это удаётся всё хуже. Приходится всё чаще устраивать управляемый хаос с зачистками. Весь зловещий абсурд, что происходит в мире, - вполне рационален. Он направлен на продление жизни капитализма. Но, похоже, на этот раз капитализму вывернуться не удастся. Не случайно эзотерики говорят о близком Армагеддоне. Нельзя исключить, что капитализм при своей смерти затянет на тот свет и всё человечество. Не хотелось бы, но – не исключено… Возможности уничтожения сегодня на самом высоком уровне.

Интереснее другое. Что будет, если человечество сохранится? Какая цивилизация придёт на смену капитализму?

Собственно, первая попытка, невероятно ценная, была сделана после Октябрьской революции – создать новое, альтернативное общество . Этот опыт надо беспристрастно, технологически изучить. Пока преобладают эмоционально-оценочные суждения – то, что Руссо когда-то называл «эмоциональными выкриками» и приписывал первобытным дикарям. Пожалуй, только С.Г. Кара-Мурза и В.Ю. Катасонов ведут работу по объективному, инженерному изучению советского общества, его экономики и всех сторон жизни.

«Этот эксперимент провалился! Это гадость – этот ваш социализм!» - вопят креативные и продвинутые. Креативным объяснить что-либо невозможно, им свойствен своеобразный аутизм, а простым людям напомню, что первый опыт чаще всего бывает не вполне удачным или даже вовсе неудачным. Сколько потребовалось усилий при освоении воздухоплавания, например. Если бы при первых неудачах решили: всё, провал, будь проклято это ваше воздухоплавание!» – что бы мы сегодня имели? А ведь великий Лев Толстой провозгласил: «Лучше хорошо ходить по земле, чем дурно летать по воздуху».

В советском опыте поучительно всё – в том числе и история его крушения. Но то, что реальный социализм просуществовал 70 лет и выдержал громадную войну – это наводит на мысль, что многое было сделано правильно. Да, тот социализм был бедный, неказистый, во многом жестокий. Всё так. Но надо понять, в каких условиях всё это происходило. Советское общество вышло из войны, оно вынуждено было постоянно отражать агрессию. Военный стиль был присущ ему на всём протяжении его жизни. Оно, собственно говоря, не справилось с миром, не сумело перестроиться, выйти из мобилизационного периода своего существования.

В будущем обществе, будет много черт докапиталистического строя – того, что мы привыкли называть феодализмом. Это будет то самое «Новое Среденевековье», которое прозрел в будущем Николай Бердяев.

Многие из черт советской жизни, во многом, в самом деле, напоминали феодализм. Мне уже доводилось писать об этом, например, здесь: Черты Средневековья будут и в новом обществе. Главное, что производство будет вестись не ради прибыли, а ради удовлетворения насущных потребностей – как это было в традиционном, докапиталистическом, обществе.

Переход к производству ради прибыли – это эпохальный переход. Его хорошо описал В.Зомбарт в знаменитой книге «Буржуа». В новом обществе будет сделан шаг в обратную сторону. Жизнь станет гораздо более скромной и суровой, но минимум насущных благ при современных технологиях, по-видимому достанется всем. Блага будут рационироваться, т.е. выдаваться по неким утверждённым нормам.
Вероятно, будет значительное равенство в потреблении базовых благ. Это ужасно? Как посмотреть. Если человек самоутверждается с помощью всё более затейливого потребления – ужасно: ему будет нечем и не для чего жить, если у соседа будет всё ровно такое же. Придётся искать иные формы и площадки для самоутверждения, кроме престижной тачки и модных шмоток.

Безусловно, потребуется планирование и сознательная постановка целей для всего общества. Не только, понятно, чисто хозяйственных целей. Это большая и трудная работа. Благодаря планированию СССР достиг огромных успехов. Да, оно было небезупречно, но без него – нельзя сказать, что было бы хуже, без него ничего бы вообще не было. Сегодняшние достижения информационных технологий способны сделать планирование гораздо более эффективным.

Кажется, что всё это далеко и нереально. И капитализм многим видится крепким и вечным. Но мне это представляется иллюзией. Скольжение вниз, к обрыву, к обвалу может начаться в любую минуту. Обвалу часто предшествует ощущение крепости и неколебимости. Так бывает и в частной жизни, и в жизни деловых предприятий, и в жизни народов. Мы, всё человечество, стоим у обрыва. И сегодня полезно вспомнить наш собственный опыт почти столетней давности. В нём много страшного, но много и полезного.

Сейчас я взялась перечитать «Хождение по мукам» А.Толстого. Прочитала только начало: Петербург, 14-й год, всё поёт и пляшет, мода на разврат и всяческие извращения… Ощущение такое, что описаны наши дни. Очень советую перечитать, тем более, что легко доступно в интернете.

Трудные времена нам предстоят. Выдержим ли? Должны выдержать. Предки устояли – что в 1613-м, что в 1917-м – и мы выдюжим.

Наши деды вырвали из глотки мирового империализма власть. Как мы могли выпустить её из своих рук, завоёванную в 1917 году? За что были такие жертвы?

Капитализм умер (мировой экономический кризис служит этому доказательством), и ни какими средствами его уже не реанимировать. На смену несётся олигархическая диктатура, поддерживаемая штыками НАТО. Капитализм это тупиковая ветвь развития человеческого общества и крах его неизбежен. Экономическая «элита» России нажила себе врагов во всех социальных слоях населения. От них стонут рабочие, фермеры, предприниматели малого и среднего бизнеса. Они «вырубили под корень» Российскую армию. «Пустили под нож» милицию, выкинув десятки тысяч профессионалов на улицу. Словно кто-то целенаправленно пытается увеличить рост количества преступлений. Разгромили медицину и образование. Сумели разозлить православных христиан, введя понятие ИНН, олицетворяющий печать антихриста. Приняли закон о ювенальной юстиции, одобряя отбор детей под предлогом бедности семей. Почему в СССР не было бедных семей, а сейчас они есть? Да только потому, что у рабочего человека отнимают все продукцию производства, искусственно делая из него нищего.

Они кричат, что строят больницы и детские сады, выделяя федеральные средства из бюджета, но почему-то смертность населения и очередь в дошкольные заведения не уменьшаются. История не знает примеров, когда олигархия что-то давала обществу. Она может только забирать народное достояние в цепкие семейные кланы.

Как можно верить всем тем, кто сейчас кричит о том, что всю свою жизнь притворялся коммунистом, находясь в СССР? Как можно верить таким, кто «меняет политические взгляды, словно перчатки», перебегая из партии в партию? Как можно верить бывшим комсомольским и коммунистическим вожакам, которые возглавили всевозможные политические движения в России, отказавшись от своего прошлого? Их жизнь прожита во лжи и лицемерии.

«Обливая грязью» И. В. Сталина, западные либералы похожи «на ослов, пинающих мёртвую тушу льва». Как бы они не пытались «обмазать помоями» советского лидера, а в России он почитается как великий созидатель государства. Прав был вождь, очищая Родину от врагов народа в 1937 году. Прав как никогда. Особенно это чувствуется в современное время, когда требуются такие же методы по наведению порядка и равенства перед законом.

Нашу страну поразила коррупция, взяточничество, кумовство и предательство. Талантливых людей - созидателей, преданных идеи великой империи, убирают от руля власти, освобождая дорогу нужным людям прозападных сил. Нас толкают в пропасть.

Силы Запада пытаются выжечь каленым железом, из людской памяти победы социализма, но этого им сделать не удаётся. Народы СССР поддерживают и сохраняют в своих сердцах историческую правду превосходства социалистической модели общества над капиталистической системой разрушения и нещадной эксплуатации. Они не смогли победить самый непокорный народ в мире в честном бою, но взяли руками предателей. Нас пытаются сломать изнутри, разрушая основы советского общества.

Воинственность и агрессию НАТО, ощутили на себе Ливия, Югославия, Ирак, Сирия, Украина, Афганистан и так далее. Кто сумеет остановить фашистов из США и Европы? Только сильная Россия! А сильной она станет тогда, когда к власти придут люди - созидатели, люди - творцы, не раз доказавшие миру свою состоятельность, как это было в 1945 году. Только национализация спасёт экономику страны.

Капитализм замышляет закабалить народы России ещё больше. Звучат предложения об увеличении рабочей недели и рабочего времени. Идёт намёк об увеличении пенсионного возраста. Олигархия погубила не одну империю, достаточно вспомнить падение Древнего Рима, Византии и СССР, теперь настала очередь нашего государства.

Страна вымирает ускоренными темпами. Потери мирного времени сопоставимы с потерями во второй Мировой войне. Смертность превышает рождаемость. Исчезают целые города. Под кого готовят свободные земли России?

Экономика рушится на глазах. Люди становятся безработными, готовые трудиться за «тарелку супа». Нас натравливают друг на друга, пытаясь, социальные проблемы перекинуть в национальное русло. У нищих нет национальности. Нам нечего делить. Наших детей лишают образования и пытаются превратить в одно безмозглое стадо, ведь такими легче управлять.

О каких реформах может идти речь, когда народ устал? Каким словом можно назвать реформы, направленные на ухудшение жизни? Учителя, преподаватели, медики пытаются бастовать против нововведений в здравоохранении, медицине и образовании. Как назвать людей, допустивших сознательный вред своему государству и народу? Вот истинное лицо олигархии.

У России остался последний шанс, чтобы сохранить свою независимость и избавиться от предателей, ратующих за Западные ценности. Нельзя давать возможности чиновникам продолжать защищать интересы крупных капиталистических компаний.

Эти проблемы можно перечислять бесконечно долго и их не счесть, но те, кто управляет нами, явно относятся к вражескому лагерю неприятеля. Этот «Гордиев узел» уже бесполезно распутывать - его надо рубить. Мы знаем одно - так не должно быть. Народ устал и ждёт перемен в лучшую сторону.

Наши деды шли в атаку с криками: «За Родину! За Сталина!», потому что знали, где их Отчизна и что надо защищать. А сейчас в случае III-ей мировой войны, с какими криками подниматься в бой? За Чубайса, Потанина или Вексельберга? Что защищать народу, и ради какой цели погибать? За заводы олигархов и их сетевые магазины?

Только национализация природных ископаемых и производственных мощностей спасёт Россию. И не надо пугать непредвиденными последствиями таких действий. Именно в 1945 году была доказана эффективность экономики, находящейся под контролем государства. Именно диктатура пролетариата, под руководством И. В. Сталина, смогла сломать хребет фашизму. Ни одна капиталистическая страна не прошла испытания войной с Германией, лишь социализм смог добыть эту тяжёлую победу. Ради торжества идеи, ради самого народа, пассионарии шли на смерть. История полна таких примеров, когда благодаря идеологии, лучшие представители человечества совершали боевой и трудовой подвиг.

У нас отняли смысл бытия и превратили в рабов. Народу нужна идея, нужна цель ради чего стоит жить.

Личное оценочное и субъективное мнение Валерия Сивоконь.

Конечно, «крах капитализма» и «мировая революция» это не самые серьезные заблуждения в теории научного коммунизма, но такая позиция, многократно усиленная СМИ, существенно портила имидж нашей страны на протяжении всего существования СССР, да и сегодня подобные заявления, на мой взгляд, отталкивают прогрессивно настроенные страны от идеи строительства социализма. Лично я не разделяю подобную бравурную риторику, и считаю, что это не только явное преувеличение, но и принципиальное заблуждение советской теории научного коммунизма. Именно советской, догматизировавшей марксистско-ленинскую теорию.

Апологеты скорой гибели капитализма усмотрели даже динамику «краха капиталистической системы» и состряпали некую периодизацию его «загнивания»: этап 1 — ВОСР и образование первого социалистического государства, этап 2 — образование социалистического лагеря, этап 3 — крушение колониальной системы и ещё большее увеличение количества стран, идущих по социалистическому пути. Сегодня, по-моему, всем ясно, что 2-й и 3-й этапы притянуты за уши, и никакого распространения социализма нет. Даже наоборот, произошло его схлопывание. Раньше считалось, да и до сих пор многие полагают, что социальные трансформации происходят именно в планетарном масштабе. Отсюда желание привести людей к счастью именно путем мировой революции. Почему? Кто это решил, что папуасам Новой Гвинеи для полного счастья непременно следует построить социализм.

Нельзя из серьезного дела строительства социализма устраивать балаган. Однажды Россия уже подпортила себе имидж и выступила в качестве «разжигателя» мирового пожара, не только призывая к мировой революции, но и активно действуя я этом направлении. По причине неравномерности развития, причём не столько экономического, о чём писал Ленин, сколько в уровнях сознания, ни о какой мировой революции и речи быть не может. Профанация в этом вопросе и бездумные лозунги, типа «капут, крах, скорый, неизбежный конец» только вносят неразбериху в сознание людей, вызывают раздражение мировой общественности и явно портят имидж России. Впрочем, если бы только это. Я имею в виду безобразное поведение граждан России за рубежом, и в дальнем зарубежье и в ближнем. Хамским поведением на зарубежных курортах отметились не только российские криминальные «нуворишы» и известные олигархи, но и так называемые «простые граждане», получившие возможность погулять в своё удовольствие. Впрочем внутри страны с поведением граждан тоже далеко не всё в порядке. На эту сторону проблемы мало кто обращает внимание, но она по существу главная. Не новые технологии, не производительность труда, а дух коллективизма, взаимное уважение людей, стремление к совершенству являются определяющими в новых социалистических производственных отношениях. Новая общественно-экономическая формация — это прежде всего новый уровень сознания, новый уровень взаимоотношений людей. Если этого нет, то и новой формации не будет, какие бы достижения в науке и технике ни совершались, какие бы новые технологии ни изобретались. За последние четверть века мы не только показали всему миру, но и убедились сами, что движение к социализму в России окончательно провалено и нужно всё начинать заново, причем с себя и практически с чистого листа. Вторая попытка, надеюсь, будет более успешная, чем первая.

Маркс не без оснований считал, что социализм сначала победит в индустриально развитых странах, правда, он полагал, что сразу во всех. Ленин его поправил: во-первых, не во всех сразу, а возможно и в отдельно взятой стране, и во-вторых, не в самой развитой, а в самой отсталой — в «слабом звене». Как ни странно это может показаться читателям, но они в определённой степени были оба правы. Если рассматривать с точки зрения эволюционного процесса, то логично заключить, что переход к новой формации — социализму должен произойти именно в развитой стране, поскольку это переход на новый, более высокий уровень эволюции. А вот «пожар революции», с чем главным образом связывали приход социализма российские социал-демократы, естественно лучше разгорается в отсталой стране, где экономические проблемы максимально обострены.

Лично я не сторонник революций, поскольку их КПД очень низок. Замечу, что я не одинок в таком мнении. На эту тему размышляли многие и приходили практически к одному и тому же выводу, что лучше так не делать. Так, например, французский социолог, психолог и антрополог Гюстав Лебон (1841-1931) высказал совершенно замечательную мысль: «Взбалтывание осадка, заложенного предками в глубине нашей души, не проходит безнаказанно. Неизвестно, что может из этого выйти: Душа героя или разбойника.» Это, безусловно, относится к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Видимо не так много людей, в ней участвовавших, искренне хотели создать принципиально новое общество. Полагаю, что большинство просто хотели поменять полюса власти: «раньше грабили нас, теперь будем грабить мы», что достаточно логично, но не для нового уровня сознания. В ещё большей степени это относится к лихим 90-м. То, в чём так любят упрекать большевиков, было исполнено российскими либералами ещё более радикально. В России «до основания» была разрушена вся прежняя структура, вся прежняя жизнь.

Конечно, остаётся открытым вопрос, что делать, если окончательно проворовавшаяся, полностью коррумпированная, потерявшая всякую совесть правящая элита сама уходить не желает. Действительно, сложно предположить, что кто-то сам уйдет от кормушки. Яркий пример тому Украина. Что называется «за что боролись, на то и напоролись». Значит нужно искать другие пути. Лично у меня остаётся некоторая надежда на парламентские партии, но для принятия ими правильных шагов нужна адекватная теория, которой сегодня ещё нет.

Как правильно в одной из своих программ отметил М.Л.Хазин, прежняя модель мироустройства не работает и нужна новая. И тут возможны варианты, в зависимости от того, кто её предложит. Лидером оказались США. Они и предложили вместо устаревшего глобализма, региональные партнерства: Транстихоокеанское и Трансатлантическое торговое и инвестиционное. По масштабу вполне сопоставимые с неудавшимся глобализмом, куда так и не смогли или не захотели вписаться ни Китай, ни Россия. Понятно, что эта новая модель, реализуемая Соединенными Штатами, разработана всё в той же капиталистической парадигме. А вот Россия, к сожалению, в её нынешнем положении не способна ничего предложить миру в качестве новой модели развития: ни капиталистической, ни социалистической. До развитого капитализма мы ещё не доросли, а все, что было социалистического растеряли, и из когда-то формационного лидера-носителя социалистической идеи Россия скатилась на задворки капитализма.

Возвращаясь к вопросу о смене формации именно в цивилизационном плане, совершенно бессмысленно ожидать какого-то краха капитализма. Как его себе представляют те, кто так громко о нём заявляет - Всемирный потоп, последний день Помпеи или глобальный экономический кризис. Ни один из этих вариантов не будет концом капитализма, цивилизационное развитие человечества от этого не остановится. Могут прекратить своё существование какие-то государства, могут исчезнуть какие-то народы, но ни капитализм, ни рабовладение, ни феодализм, ни социализм не могут сами собой исчезнуть, поскольку это образ мысли, который нельзя просто взять и отменить, это уровни сознания людей. Всегда найдутся индивиды, кто мыслит на этих уровнях сознания, это значит, что всегда будут сторонники той или иной формации и это не зависит от уровня развития техники и технологий, но только от уровня сознания. Почему-то мало кто обращает внимание на то, что индейцы Амазонии или аборигены Австралии до сих пор живут в первобытно-общинном строе, никого особенно не удивило, что террористы ИГ ввели у себя рабство, что среди россиян много монархистов, что в скандинавских странах уже многие мыслят по-социалистически, а в США сегодня больше социализма, чем в России. Таким образом, можно заключить, что в глобальном масштабе ни одна из формаций не исчезнет никогда, если только вместе с людьми.

Следует понимать, что человечество совсем не однородно и состоит из представителей самых разных уровней сознания. Образно говоря, оно включает и наивных детей, и эгоистичных подростков, и властных взрослых, и мудрых пожилых людей. И все они сильно перемешаны даже в рамках одной нации. Таким образом, какой крах с летальным исходом прогнозируют ортодоксальные коммунисты, если речь, в конечном счёте, идет о процессе возмужания подростка и его становлении, как взрослого мужчины. Очевидно, что он продолжает жить и процветать, он всё тот же самый, но с другой стороны, в нём практически всё изменилось. Он начинает мыслить по-другому. Прежнего ребёнка уже нет, есть взрослый человек. Но разве это смерть? Так и любое общество может стать на социалистический путь развития. Для этого совсем не нужно все разрушать и приводить страну к краху, для этого необходимо только по-новому мыслить, а это достигается совсем другим путём.

Был такой император в Византии, которому показалось, что христианство – это что-то искусственное, вредное и даже опасное, потому что «монополизирует» идеологию, как сказали бы сейчас, разрушает основы либерализма и демократии… ну, опять же, современным языком говоря. Так вот, этот император – – стал в масштабах страны всемерно насаждать и поощрять «религиозное свободомыслие», язычество, оккультизм, эзотерику и прочее… Словом, он стал апологетом возрождения в юном христианском мире.

Закончилось это всё печально для самого императора: он бесславно погиб в бою, а перед смертью, по слухам, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» То есть, надо понимать, вся его реваншистская политика, все его усилия по водворению «разнобожия» и «многокультия» именно и были подспудной, но вполне осознанной борьбой со Христом, с Истиной… если угодно, проверкой христианства на прочность. Чем такие попытки заканчиваются, мы знаем, и уже не только из истории несчастного императора, но из примеров ближайшего времени.

Однако история если и учит кого, то редко, и подспудная борьба со Христом, испытание Его учения «на прочность» продолжается и в наше время, приобретая только новые, изощрённые формы.

Так вот, с прискорбием надо признать, что современная капиталистическая система (с её поклонением «золотому тельцу») и современная культура (с её поклонением плоти) это и есть очередной и явный вызов Христу. И вызов этот, растянувшийся на столетия, похоже, приблизился к логическому завершению. Условно говоря, уже идёт тот последний бой, который заставил императора воскликнуть: «Ты победил, Галилеянин!»

Где-то в 1984 году случилось в моей жизни примечательное событие. Я тогда ещё учился в школе, и вот приятель сообщил, что можно соорудить антенну, которая будет ловить «вражеские голоса». Мы такие антенны сделали, и началась эйфория! Сейчас трудно даже представить, что это было! Едва проснувшись утром, я бежал к своей старенькой радиоле и, в буквальном смысле затаив дыхание, крутил ручку настройки. Затаивать дыхание приходилось потому, что радиостанции нещадно глушили и их приходилось «пеленговать» – улавливать волны, – чутко вращая ручку. Так вот, одно из первых откровений «свободного радио» меня ошарашило. Это был бойкий разговор двух русских «вольнодумцев», один из которых жил «за бугром», как говорили тогда, а второй здесь, «на Родине». И вот они приветствовали друг друга в эфире примерно так:

– Привет, ну как там ваш загнивающий капитализм? – спрашивал первый.

– Ну наш-то только ещё загнивает, а ваш коммунизм уже окончательно сгнил! – отвечал второй.

Сейчас это звучит как прибаутка, не больше того, а тогда просто перевернуло сознание и прочно врезалось в память. И теперь я понимаю, как правы были оба эти балагура. Но если социализм советского образца, прогнив окончательно, рухнул, как все мы знаем, 20 лет назад, то теперь со всей очевидностью наступило время капитализма. И все эти разговоры о «мерах спасения», о «денежных вливаниях» и «ключевых соглашениях» – это разговоры о том, какие лучше припарки применять к покойному.

Капитализм мёртв! Вот и всё. Как глобальная парадигма.

И надо рассуждать о судьбах мира исходя из этого свершившегося факта. Это произошло не вдруг и не случайно и стало именно следствием последовательного и систематического «вытеснения» из духовной, нравственной, социальной жизни Христа. Не так воинственно и явно, как это произошло в Советском Союзе, но не менее очевидно и высокомерно. Начался этот процесс ещё в эпоху Возрождения и продолжался так долго, может быть, только потому, что Господь долготерпел, давая возможность людям вкусить последствия своих «самостоятельных» действий, идей и планов. И вот теперь столетия спустя эти плоды проявляются во всей своей полноте, и эта ущербная «полнота» есть именно то, что люди искали сами, что они избрали и изобрели взамен отвергнутой Истины.

Капитализм рушится. Но что придёт ему на смену, какая «новая формация»?

Не знаю… Что-нибудь будет... Но формации сменяются, а «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). И у нас ещё есть шанс в покаянии прислушаться внимательно к голосу Господа и понять, что все наши «системные» беды происходят только от того, что мы прислушивались к Нему недостаточно чутко и глубоко. А если и прислушивались, то нетерпеливо, будучи увлечены и одержимы своими идеями и фантазиями, так что, не поняв и не услышав до конца Христа, урывали только какие-то клочки истины и пытались их использовать в угоду своим страстям, приплести к своему «разумению». Всё нам хотелось сделать по-своему, «по уму». Вот и сделали… и получаем «по полной»!

Две идеи лежат в основе современной западной цивилизации, и обе эти идеи по сути своей безбожны. Это идея накопления капитала и идея жизни «в своё удовольствие».

И если можно говорить о какой-то реальной «долгосрочной», как сейчас говорят, альтернативе этим изжившим себя идеям, то это – христианская идея духовной нищеты и идея воздержания как необходимого средства к освящению человека.

Первая идея, выраженная, впрочем, ещё пророком Давидом: «Богатство аще течет, не прилагайте се рдца» , – означает, что никто в принципе не может обладать богатством, но может только воспользоваться им – с жадностью или великодушием, во благо душе или в её погибель. Так Господь призывает «неправедным богатством» приобретать себе друзей. По толкованию святых отцов, это именно и означает, что человек, довольствуясь всем необходимым, может и должен направлять «текущее в руки» богатство на делание добра.

Альтернатива же «сладкой жизни» одна – воздержание. Сознательное. Именно сознательное, а не по нужде – это очень важно! Воздержание ради Христа! И не только в потреблении материальных благ, но и в отношении к своим страстям. Потому что только такое воздержание вводит человека в мир духовных переживаний и чувств, практически незнакомых современному, «плотскому» человеку. Тоска, отчаяние, духовная и нравственная пустота, о которых буквально кричит современная культура, – это и есть прямое и естественное порождение идеологии самодовольства и плотоугодия. И других путей разрешения от этой пустоты, кроме воздержания и смирения, нет.

Но эти «новые старые» идеи невозможно насадить искусственно, «широким фронтом». Люди в массе своей сами должны прийти к осознанию их истинности. И последняя, крайняя помощь, которую оказывает нам в этом Господь, – это нынешний «системный кризис». Поймём это – исправимся; будем жить… не поймём – погибнем, на сколько бы ни растянулась наша мучительная агония.

Но всё же «до конца не погибнет» род человеческий – это мы знаем из Священного Писания, из многочисленных пророчеств святых отцов. И если России уготована добрая роль в процессе действительного возрождения – возрождения мировоззрения, культуры, основанной на духовности, то невозможно от этого призвания бесконечно отмахиваться. Вообще это наше хваленое «благоразумие» – беда да и только. Мы ведь всё только портим, развращаем и губим с умным лицом, ссылаясь с упрямством осла на это самое «благоразумие». Вот уж воистину, как говорит Господь: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1: 19). Когда же мы оценим беспристрастно плоды своей самонадеянности? Когда перестанем наконец пренебрегать Христом, полагая, что можем создать что-то более совершенное и «разумное», чем предлагает нам Бог? Давайте посмотрим вокруг честным и ясным взглядом! За что тут ещё цепляться, перед кем благоговеть, у кого учиться?! Я не о частностях говорю, а о фундаментальных, основополагающих вещах. Не хватит ли уже семимильными шагами идти к собственному разрушению вслед за теми, кто сами этот «широкий» путь для себя придумал и по нему пошел, упрямо не замечая иного, «узкого», но спасительного пути.

Вот в чём истинная сила и мощь России, пусть даже гипотетическая. В том, чтобы прямо и в полный голос свидетельствовать о правде Божией, признавать её единственно возможным основанием доброй жизни, отбросив в сторону лукавые экивоки и политесы, которые только наводят «тень на плетень», а на деле ни силы не дают, ни ясности не прибавляют.

Идея краха капитализма «витает в воздухе» и настолько очевидна, что об этом просто невозможно больше молчать! И нет больше сил наблюдать, как пренебрегают Богом как бы «не сущим». Это не шутки – такое пренебрежение, и горькие плоды его свидетельствуют об этом со всей очевидностью.

Господь победил и на этот раз! И чем раньше мы дадим себе в этом отчёт, чем раньше встанем на сторону Господа со всей решимостью, верой, с готовностью к самоотдаче и созиданию, тем быстрее всё станет на свои места и в наших замороченных головах и в нашем многострадальном Отечестве!

Предыдущий Следующий

Любая социальная система имеет свои «родимые пятна», проблемы, которые не разрешить в ее рамках. Капитализм – не исключение. Как бы не менялась его обертка, его сущность от этого не меняется. Поэтому читая слова умных людей прошлого, сказанные о капитализме, мы видим, что они говорят о сегодняшнем дне. Слова Иосифа Виссарионовича Сталина о кризисе капитализма звучат крайне актуально…

А вспоминая, какой путь Запад выбрал для выхода из масштабного кризиса начала ХХ века, поневоле хочется изучить все это поподробнее.

Ведь тогда они начали войну. Они готовят её и сейчас.

Цитата 1

“Вспомните положение дел в капиталистических странах 21/2 года тому назад. Рост промышленного производства и торговли почти во всех странах капитализма. Рост производства сырья и продовольствия почти во всех аграрных странах. Ореол вокруг САСШ, как страны самого полнокровного капитализма. Победные песни о «процветании». Низкопоклонство перед долларом. Славословия в честь новой техники, в честь капиталистической рационализации. Объявление эры «оздоровления» капитализма и несокрушимой прочности капиталистической стабилизации. «Всеобщий» шум и гам насчет «неминуемой гибели» Страны Советов, насчет «неминуемого краха» СССР.
Так обстояло дело вчера.

А какова картина теперь?

Теперь - экономический кризис почти во всех промышленных странах капитализма. Теперь - сельскохозяйственный кризис во всех аграрных странах. Вместо «процветания» - нищета масс и колоссальный рост безработицы. Вместо подъема сельского хозяйства - разорение миллионных масс крестьянства. Рушатся иллюзии насчет всемогущества капитализма вообще, всемогущества североамериканского капитализма в особенности. Все слабее становятся победные песни в честь доллара и капиталистической рационализации. Все сильнее становятся пессимистические завывания насчет «ошибок» капитализма. А «всеобщий» шум о «неминуемой гибели» СССР сменяется «всеобщим» злобным шипением насчет необходимости наказать «эту страну», которая смеет развивать свою экономику, когда кругом царит кризис.

Такова картина теперь.

Вышло именно так, как говорили большевики года два - три тому назад.
Большевики говорили, что рост техники в капиталистических странах, рост производительных сил и капиталистической рационализации, при ограниченных пределах жизненного уровня миллионных масс рабочих и крестьян, должны неминуемо привести к жестокому экономическому кризису. Буржуазная пресса посмеивалась над «оригинальным пророчеством» большевиков. Правые уклонисты отмежевывались от большевистского прогноза, подменяя марксистский анализ либеральной болтовней об «организованном капитализме». А что вышло на деле? Вышло так, как говорили большевики.
Таковы факты.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.235.)

Цитата 2

Основа экономических кризисов перепроизводства, их причина лежит в самой системе капиталистического хозяйства. Основа кризиса лежит в противоречии между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения результатов производства. Выражением этого основного противоречия капитализма является противоречие между колоссальным ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимума капиталистической прибыли, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны миллионных масс трудящихся, жизненный уровень которых капиталисты все время стараются держать в пределах крайнего минимума. Чтобы выиграть в конкуренции и выжать побольше прибыли, капиталисты вынуждены развивать технику, проводить рационализацию, усилить эксплуатацию рабочих и поднять производственные возможности своих предприятий до крайних пределов. Чтобы не отстать друг от друга, все капиталисты вынуждены так или иначе стать на этот путь бешеного развития производственных возможностей. Но рынок внутренний и рынок внешний, покупательная способность миллионных масс рабочих и крестьян, являющихся в последнем счете основными покупателями, остаются на низком уровне. Отсюда кризисы перепроизводства. Отсюда известные результаты, повторяющиеся более или менее периодически, в силу которых товары остаются непроданными, производство сокращается, растет безработица, снижается заработная плата и, тем самым, ещё больше обостряется противоречие между уровнем производства и уровнем платежеспособного спроса. Кризис перепроизводства есть проявление этого противоречия в бурных и разрушительных формах.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.243.)

Цитата 3

При изучении кризиса бросаются в глаза, прежде всего, следующие факты:
1. Нынешний экономический кризис есть кризис перепроизводства. Это значит, что произведено товаров больше, чем может поглотить рынок. Это значит, что произведено мануфактуры, топлива, фабрично-заводских изделий, предметов питания больше, чем могут купить на наличные деньги основные потребители, т. е. народные массы, доходы которых остаются на низком уровне. А так как покупательная способность народных масс в условиях капитализма остается на минимально низком уровне, то «излишек» товаров, мануфактуры, хлеба и т. д. капиталисты оставляют на складах или даже уничтожают, чтобы удержать высокие цены, производство сокращают, рабочих рассчитывают, и народные массы вынуждены бедствовать из-за того, что произведено слишком много товаров.

2. Нынешний кризис является первым после войны мировым экономическим кризисом. Он является мировым кризисом не только в том смысле, что охватывает все или почти все промышленные страны мира, причем даже Франция, систематически впрыскивающая в свой организм миллиарды марок репарационных платежей Германии, не смогла избегнуть известной депрессии, которая должна, по всем данным, перейти в кризис. Он является мировым кризисом ещё в том смысле, что кризис промышленный совпал по времени с кризисом сельскохозяйственным, охватывающим производство всех видов сырья и продовольствия в основных аграрных странах мира.

3. Нынешний мировой кризис развертывается неравномерно, несмотря на его всеобщий характер, поражая те или иные страны в разное время и с различной силой. Промышленный кризис начался раньше всего в Польше, Румынии, на Балканах. Он развертывался там в продолжение всего прошлого года. Явные признаки начавшегося сельскохозяйственного кризиса имелись уже в конце 1928 года в Канаде, в САСШ, в Аргентине, в Бразилии, в Австралии. За весь этот период промышленность САСШ идет в гору. К середине 1929 года промышленное производство в САСШ достигает почти рекордной высоты. Только со второй половины 1929 года начинается перелом, и потом уже развертывается стремительный кризис промышленного производства, отбросивший САСШ к уровню 1927 года. Вслед за этим идет промышленный кризис в Канаде, в Японии. Затем идут банкротства и кризис в Китае и колониальных странах, где кризис усугубляется падением цен на серебро и где кризис перепроизводства сочетается с разрушением крестьянского хозяйства, доведенного эксплуатацией феодалов и непосильными налогами до полного истощения. Что касается Западной Европы, то там кризис начинает входить в силу лишь в начале этого года, причем не везде с одинаковой силой, а Франция даже в этот период все ещё продолжает проявлять рост промышленного производства.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.237.)

Цитата 4

Оригинальные отношения, сложившиеся между странами-победительницами и Германией, можно было бы изобразить в виде пирамиды, на верху которой по-господски сидят Америка, Франция, Англия и т. д. с планом Юнга в руках, с надписью: «Плати!», а внизу распластана Германия, выбивающаяся из сил и вынужденная вытягивать из себя все силы для того, чтобы выполнить приказ о платеже миллиардных контрибуций. Вы хотите знать, что это такое? Это есть «дух Локарно». Думать, что такое положение может пройти даром для мирового капитализма,- значит ничего не понимать в жизни. Думать, что германская буржуазия сумеет заплатить в ближайшие 10 лет 20 миллиардов марок, а германский пролетариат, живущий под двойным ярмом «своей» и «чужой» буржуазии, даст германской буржуазии выжать из его жил эти 20 миллиардов без серьезных боев и потрясений,- значит сойти с ума. Пусть германские и французские политики делают вид, что они верят в это чудо. Мы, большевики, в чудеса не верим.

Цитата 5

…Я говорил о кризисе, охватившем все отрасли производства. Но есть одна отрасль, которая не захвачена кризисом. Эта отрасль - военная промышленность. Она все время растет, несмотря на кризис. Буржуазные государства бешено вооружаются и перевооружаются. Для чего? Конечно, не для беседы, а для войны. А война нужна империалистам, так как она есть единственное средство для передела мира, для передела рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала.
Вполне понятно, что в этой обстановке так называемый пацифизм доживает последние дни, Лига наций гниет заживо, «проекты разоружения» проваливаются в пропасть, а конференции по сокращению морских вооружений превращаются в конференции по обновлению и расширению морского флота.
Это значит, что опасность войны будет нарастать ускоренным темпом.
Пусть болтают социал-демократы о пацифизме, о мире, о мирном развитии капитализма и пр. Опыт пребывания социал-демократии у власти в Германии и Англии показывает, что пацифизм является у них лишь маской, необходимой для прикрытия подготовки новых войн.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.249.)

Цитата 6

Растущий экономический кризис не может не усилить нажима империалистов на колонии и зависимые страны, представляющие основные рынки сбыта и сырья. И действительно, нажим усиливается до последней степени. Это факт, что европейская буржуазия находится теперь в состоянии войны со «своими» колониями в Индии, в Индокитае, в Индонезии, в Северной Африке.

…  Кризис перепроизводства в сельском хозяйстве дошел до того, что ради сохранения высоких цен и прибылей буржуазии в Бразилии выброшено в море 2 миллиона мешков кофе, в Америке стали топить вместо угля кукурузой, в Германии миллионы пудов ржи превращены в корм для свиней, а по части хлопка и пшеницы принимаются все меры к тому, чтобы сократить посевные площади процентов на 10-15.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.241.)

Цитата 7

…система хозяйства, не знающая, куда девать «излишки» своего производства, и вынужденная их сжигать в момент, когда в массах царят нужда и безработица, голод и разорение,- такая система хозяйства сама произносит над собой смертный приговор.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.323.)

Цитата 8

Нужно признать, что буржуазные экономисты оказались полными банкротами перед лицом кризиса. Более того, они оказались лишенными даже того минимума чутья жизни, в котором не всегда можно отказать их предшественникам. Эти господа забывают, что кризисы нельзя рассматривать, как случайное явление в системе капиталистического хозяйства. Эти господа забывают, что экономические кризисы являются неизбежным результатом капитализма. Эти господа забывают, что кризисы родились вместе с рождением господства капитализма. На протяжении более чем сотни лет происходят периодические экономические кризисы, повторяясь через каждые 12-10-8 и меньше лет. За этот период буржуазные правительства всех рангов и цветов, буржуазные деятели всех степеней и способностей,- все без исключения пытались пробовать свои силы на предмет «предупреждения» и «уничтожения» кризисов. Но все они терпели поражение. Терпели поражение, так как нельзя предупреждать пли уничтожить экономические кризисы, оставаясь в рамках капитализма. Что же тут удивительного, если нынешние буржуазные деятели также терпят поражение? Что же тут удивительного, если мероприятия буржуазных правительств ведут на деле не к смягчению кризиса, не к облегчению положения миллионных масс трудящихся, а к новым взрывам банкротств, к новой волне безработицы, к поглощению менее сильных капиталистических объединений более сильными капиталистическими объединениями?

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.242.)

Цитата 9

Капитализму удалось несколько облегчить положение промышленности за счет рабочих - путем углубления их эксплуатации через усиление интенсивности их труда, за счет фермеров - путем проведения политики наиболее низких цен на продукты их труда, на продовольствие и отчасти на сырье, за счет крестьян колонии и экономически слабых стран - путем ещё большего снижения цен на продукты их труда, главным образом, на сырье и затем на продовольствие.

Значит ли это, что мы имеем дело с переходом от кризиса к обычной депрессии, влекущей за собой новый подъем и расцвет промышленности? Нет, пе значит. Во всяком случае в настоящее время не существует таких данных, прямых или косвенных, которые бы говорили о наступающем подъеме промышленности в капиталистических странах. Более того,- судя по всему, таких данных и не может быть, по крайней мере в ближайшее время. Не может быть, так как продолжают действовать все те неблагоприятные условия, которые не дают промышленности капиталистических стран подняться сколько-нибудь серьезно вверх. Речь идет о продолжающемся общем кризисе капитализма, в обстановке которого протекает экономический кризис, о хронической недогрузке предприятий, о хронической массовой безработице, о переплетении промышленного кризиса с сельскохозяйственным кризисом, об отсутствии тенденции к сколько-нибудь серьезному обновлению основного капитала, предвещающему обычно наступление подъема, и т. д. и т. п.

Очевидно, что мы имеем дело с переходом от точки наибольшего упадка промышленности, от точки наибольшей глубины промышленного кризиса - к депрессии, но к депрессии не обычной, а к депрессии особого рода, которая не ведет к новому подъему и расцвету промышленности, но и не возвращает её к точке наибольшего упадка.

(«Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)» т.13 стр.290.)

Цитата 10

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.244.)

Цитата 11

Нынешний кризис нельзя рассматривать, как простое повторение старых кризисов. Он происходит и развертывается в некоторых новых условиях, которые необходимо выявить, чтобы получить полную картину кризиса. Он осложняется и углубляется целым рядом особых обстоятельств, без уяснения которых невозможно составить себе ясное представление о нынешнем экономическом кризисе.
Что это за особые обстоятельства?
Они, эти особые обстоятельства, сводятся к следующим характерным фактам:
1. Кризис сильнее всего поразил главную страну капитализма, его цитадель, САСШ, сосредоточивающие в своих руках не менее половины всего производства и потребления всех стран мира. Понятно, что это обстоятельство не может не вести к колоссальному расширению сферы влияния кризиса, к обострению кризиса и накоплению сверхсметных трудностей для мирового капитализма.

2. В ходе развертывания экономического кризиса промышленный кризис главных капиталистических стран не просто совпал, а переплелся с сельскохозяйственным кризисом в аграрных странах, усугубив трудности и предопределив неизбежность общего упадка хозяйственной активности. Нечего и говорить, что промышленный кризис будет усиливать сельскохозяйственный, а сельскохозяйственный - затягивать промышленный, что не может не привести к углублению экономического кризиса в целом.

3. Нынешний капитализм, в отличие от старого капитализма, является капитализмом монополистическим, а это предопределяет неизбежность борьбы капиталистических объединений за сохранение высоких, монопольных цен на товары, несмотря на перепроизводство. Понятно, что это обстоятельство, делая кризис особенно мучительным и разорительным для народных масс, являющихся основными потребителями товаров, не может не повести к затягиванию кризиса, не может не затормозить его рассасывание.

4. Нынешний экономический кризис развертывается на базе общего кризиса капитализма, возникшего ещё в период империалистической войны, подтачивающего устои капитализма и облегчившего наступление экономического кризиса.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.245.)

Цитата 12

Нынешний экономический кризис в капиталистических странах отличается от всех аналогичных кризисов, между прочим тем, что он является наиболее продолжительным и затяжным. Если раньше кризисы исчерпывались в 1-2 года, то нынешний кризис продолжается вот уже пятый год, опустошая год за годом хозяйство капиталистических стран и высасывая из него жир, накопленный в предыдущие годы. Не удивительно, что этот кризис является наиболее тяжелым из всех кризисов.
Чем объяснить этот небывало затяжной характер современного промышленного кризиса?
Объясняется это, прежде всего, тем, что промышленный кризис захватил все без исключения капиталистические страны, затруднив маневрирование одних стран за счет других.
Объясняется это, во-вторых, тем, что кризис промышленный переплелся с кризисом аграрным, охватившим все без исключения аграрные и полуаграрные страны, что не могло не осложнить и углубить кризис промышленный.
Объясняется это, в-третьих, тем, что аграрный кризис усилился за это время и охватил все отрасли сельского хозяйства, в том числе животноводство, доведя его до деградации, до перехода от машин к ручному труду, до замены трактора лошадью, до резкого сокращения, а иногда и полного отказа от применения искусственных удобрений, что еще больше затянуло промышленный кризис.

Объясняется это, в-четвертых, тем, что господствующие в промышленности монопольные картели стараются сохранить высокие цены на товары,- обстоятельство, делающее кризис особенно болезненным и мешающее рассасыванию товарных запасов.
Объясняется это, наконец,- и это главное - тем, что промышленный кризис разыгрался в условиях общего кризиса капитализма, когда капитализм не имеет уже и не может иметь ни в основных государствах, ни в колониях и зависимых странах той силы и прочности, какие он имел до войны и Октябрьской революции, когда промышленность капиталистических стран получила в наследство от империалистической войны хроническую недогрузку предприятий и миллионные армии безработных, от которых она не в силах больше освободиться.

Таковы обстоятельства, определившие глубоко затяжной характер нынешнего промышленного кризиса.

Этими же обстоятельствами объясняется и тот факт, что кризис не ограничился сферой производства и торговли и захватил также кредитную систему, валюту, сферу долговых обязательств и т. д., разбив традиционно установившиеся отношения как между отдельными странами, так и между социальными группами в отдельных странах.

(«Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)» т.13 стр.284.)

Цитата 13

Не может быть никакого сомнения, что в связи с развивающимся кризисом борьба за рынки сбыта, за сырье, за вывоз капитала будет усиливаться с каждым месяцем, с каждым днем. Средства борьбы: таможенная политика, дешевый товар, дешевый кредит, перегруппировка сил и новые военно-политические союзы, рост вооружений и подготовка к новым империалистическим войнам, наконец - война.

(«Политический отчет Центрального комитета XVI съезду ВКП(б)» т.12 стр.248.)