Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Как внести изменения в учетную политику пример. Приказ о внесении изменений в учетную политику. Что такое учетная политика

Приказ о внесении изменений в учетную политику – документальный толчок для редактирования одного из основных нормативных положений компании.

ФАЙЛЫ

Что такое учетная политика

Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

После утверждения она обязательна к исполнению.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать – об этом расскажет наша статья.

Когда вносятся изменения в учетную политику

В бухгалтерскую или налоговую учетную политику изменения вносятся, когда предприятие меняет способ учета какого-либо существующего факта его хоздеятельности. Причин для изменения всего три, они регламентированы законодательно и могут быть следующими (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • в законодательство о бухучете и налогобложении внесены поправки, либо принят новый нормативный акт, например, внесены изменения в ПБУ или закон о бухучете,
  • предприятие разработало новый способ ведения бухучета, при котором повышается качество информации об объекте учета, к примеру, другой, более целесообразный способ начисления амортизации ,
  • существенно изменились условия хозяйствования – произошла реорганизация, фирма изменила свой профиль деятельности и т.п.

Этот перечень исчерпывающий, внесение изменений в учетную политику в иных случаях недопустимо.

Применять внесенные в учетную политику изменения организация сможет не ранее, чем наступит следующий отчетный год. То есть, внося изменения до 31.12.2017 г., рассчитывать на их применение в учете можно только с 01.01.2018г. Если же предприятие было вынуждено изменить учетную политику в связи с поправками в законодательстве, такие изменения следует применять с момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008).

Изменения следует отличать от вносимых в учетную политику дополнений. Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее (п. 10 ПБУ 1/2008). Ограничений по количеству вносимых в документ дополнений нет. Например, магазин, занимавшийся только розничной торговлей, решил торговать еще и оптом. В этом случае в учетной политике нужно дополнительно отразить способы, которыми будет отражаться учет «оптовых» операций. Причем, применять внесенные дополнения, в отличие от изменений, можно сразу, не дожидаясь начала следующего года.

Порядок изменения учетной политики

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется. В приказе нужно указать:

  • какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются,
  • привести в приказе либо в приложении к нему, текст измененного, или нового положения
  • указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Информацию об изменении учетной политики нужно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Раскрытию подлежит (п. 21 ПБУ 1/2008):

  • причина изменения учетной политики,
  • содержание изменения,
  • порядок отражения в бухотчетности последствий изменения,
  • суммы корректировок в связи с изменениями, по каждой статье бухотчетности за каждый представленный отчетный период,
  • сумма корректировки (насколько возможно) за отчетные периоды, предшествующие представленным.

В общем случае ПБУ 1/2008 предусматривает ретроспективный порядок применения изменений (кроме связанных с изменением законодательства), когда предполагается, что изменение учетной политики организации применяется с момента возникновения соответствующего факта хоздеятельности предприятия. Для этого корректируется начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» самого раннего периода, представленного в бухотчетности и пересчитываются другие, связанные с корректировкой, статьи.

В случае, когда изменения учетной политики нельзя отразить для прошлых периодов, изменения в учете применяются только в отношении операций, осуществляемых уже после введения изменений, то есть перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Именно перспективный способ могут применять предприятия, ведущие упрощенный бухучет и сдающие бухотчетность по упрощенным формам, для отражения в своей отчетности последствий изменения учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Когда поправками к закону, ПБУ, НК РФ и т.п. утверждается обязательное применение конкретного способа ведения учета, предприятие обязано его применять, даже если свою учетную политику оно не изменяло.

Любой экономический объект должен самостоятельно формировать учетную политику. При этом должны учитываться федеральные и отраслевые нормы.

На сегодняшний день проекты некоторых стандартов еще не вступили в силу, поэтому, формируя учетную политику организации, в первую очередь нужно опираться на вышеупомянутый закон и Инструкции №157н и №183н к нему.

В соответствии с законодательством, право на ведение упрощенного налогового и бухгалтерского учета дано предприятиям, подходящим под критерии, изложенные в пункте 4 статьи 6 Федерального законодательства. В частности к таковым относятся предприятия малого бизнеса. Критерии таких компаний обозначены в статье 4 ФЗ. Однако, если фирма должна проходить обязательные аудиторские проверки в соответствии с пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, то для нее невозможно применение упрощенного учета.

В основе упрощенного учета для микро-предприятий лежит использование различных методов оценки расходов компании, в отличии от основной формы, где расходы рассчитывались как сумма всех имевших место затрат.

Основным плюсом такого учета является возможность реально снизить налоговые расходы фирмы. Это достигается путем снижения указанной в декларации прибыли и расходов. Из отчетности исключаются резкие скачки расходов. Это позволяет снизить внимание налоговой инспекции к фирме.

Основными приемами , позволяющими снизить налоговые претензии, являются:

  • составление списка прямых и косвенных затрат;
  • распределение трат на спецодежду и производственный инвентарь.

Ошибки

Наиболее частым замечанием к учетной политике любой организации является отсутствие разделения ошибок по уровням существенности. В то же время, от того, насколько существенна ошибка, зависит очень многое. В случае, если в утвержденной отчетности допущена существенная ошибка, необходимо прибегнуть к ретроспективному пересчету. Это ликвидирует следы каких-либо недочетов.

Предприятия, использующие упрощенный учет, имеют право любые ошибки исправлять как несущественные. В этом случае они не должны вносить правки в свою политику.

Формирование резерва долгов

В 2018 году изменения здесь минимальны. Организация по-прежнему вправе самостоятельно принимать решение касательно создания резерва долгов. Изменения коснулись лимита резерва. Он составил 10 процентов от общей выручки за отчетный период или же за прошедший год. Выбирается больший показатель. Нормативы требуется своевременно обновлять.

Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

В соответствии с законодательством (№244-ФЗ от 03.07. 2016 года, действует с начала текущего года) предоставление услуг через интернет также попадает под налоговый контроль.

Место предоставления услуги указывается в соответствии с местом деятельности клиента. Список услуг содержится в ст. 174.2 НК РФ .

Поэтому российские продавцы больше не обязаны оплачивать НДС, ведь такие операции не подлежат налогообложению. Это ставит предприятие перед необходимостью вести раздельный учет НДС.

Правила проведения такого учета изложены в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ .

Стоит обратить внимание на так называемое «правило 5%». Его суть заключается в том, что если затраты на реализацию услуг за рубежом составляют менее 5% от общих расходов компании, она имеет право не осуществлять раздельный учет.

К закреплению в политике налогового учета требуется принять:

  • порядок производства учета ;
  • сведения об использовании «правила 5%».

Что нужно зафиксировать

Есть ряд аспектов, которые необходимо зафиксировать в учетной политике любой компании на 2018 год:

  1. Способ списания спецодежды и инвентаря . Постепенное списание расходов позволит уменьшить налоговые выплаты и будет абсолютно законным. Особенно рекомендуется данный метод компаниям, работающим в убыток.
  2. Резерв по сомнительной задолженности . Это еще один необходимый аспект политики учета на 2018 год.
  3. Перечень затрат – прямых и косвенных . Так как строгих требований в этом аспекте законом не предусмотрено, что именно считать таковыми затратами решает непосредственно бухгалтер. Чаще всего сюда приписывают материальные расходы, оплату труда и амортизацию средств.

Образец

Требования к внесению изменений в политику учета компании контролируются законодательством. Корректировки вносятся при:

  1. Обновлении требований к .
  2. Изменении способа учета.
  3. Крупных изменениях в работе организации.

Вносить корректировки в процесс отчетности можно с начала подотчетного года. Это сделано для большей сопоставимости отчетов. Впрочем, при наличии веских причин, корректировки могут быть внесены и позднее.

Подробно разъясняет алгоритм изменения политики учета. Оформляется специальный , который устанавливает необходимые поправки и утверждает их.

Таким образом, по состоянию на 2018 год, в учетную политику компаний придется внести ряд изменений . Это необходимо сделать во избежание проблем с налоговыми службами, для оптимизации расходов и процессов отчетности. При внесении изменений бухгалтерам стоит быть крайне внимательными – от правильности их действий зависит дальнейшая работа фирмы.

Учетная политика (УП) необходима бюджетной организации для того, чтобы закрепить те способы учета, которые она применяет на практике. В этом случае при проверке налоговики должны руководствоваться этим документом, а также теми способами, которые выбрала и утвердила сама бюджетная организация. Создает его сотрудник, который несет ответственность за учет, а утверждает ее руководитель.

Форма приказа

Документ необходимо утвердить приказом руководителя (п. 4 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). Четких правил о форме и содержании такого распоряжения не установлено, поэтому можно использовать стандартную структуру и форму.

Укажите заголовок, включите поясняющую и распорядительные части и подпись руководителя.

Положения по учету можно оформить непосредственной частью акта, а можно вынести в отдельное приложение к тому документу, который утверждаете.

Дата распоряжения

Приказом об учетной политике руководитель определяет дату, с которойэтот документ вступает в силу, а также утверждает ее.

У нового предприятия есть 90 дней для того чтобы сформировать и закрепить УП (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Но может и потребоваться утвердить уже существующую после внесения в нее изменений. Такой процесс может инициировать сама организация, например, в результате изменений какого-либо способа учета. В этом случае, измененная версия вступит в силу с 1 января следующего года. Но изменения не всегда зависять от желаний и нужд бюджетной организации, их могут инициировать законодатели, опубликовав новый нормативно-правовой акт или внеся изменения в существующий. Если новые положения напрямую затрагивают деятельность бюджетного предприятия, необходимо оформить изменения. В этом случае приказ о внесении изменений в учетную политику утвердите с даты вступления новых норм закона.

Эти даты установлены в целях бухгалтерского учета. И хотя в налоговом кодексе о датах утверждения документа нет четкой информации, законом сроки не установлены, следует сформировать и утвердить УП как можно быстрее.

Важно! Законодательство не обязывает создавать два отдельных документа по бухгалтерскому и налоговому учету, но способы учета при этом можно объединить.

Образец заполнения

Составим распоряжение по шагам.

Шаг 1

В шапке документа кажите наименование и реквизиты бюджетной организации.

Шаг 2

Впишите название акта, укажите его номер, место составления и дату.

Шаг 3

Если распоряжение утверждает создание новой учетной политики, отразите эту информацию, а также приведите полное имя и должность конкретного сотрудника предприятия, который будет контролировать исполнение.

Если вносятся изменения, помимо новых пунктов, укажите причину, дату, с которой эти нововведения вступят в силу, а также имя и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение распоряжения. В одной из статей мы приводили актуальный образец приказа о дополнении учетной политики.

Шаг 4

Подписать акт должен руководитель бюджетной организации. Затем требуется ознакомить с распоряжением работника, которые отвечает за исполнение.

Подчеркнем: если затрагивать внесение дополнений в учетную политику, речь пойдет именно о дополнении, а не об изменении учетной политики. Ведь согласно пункту 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), установление способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики.

Если строительная компания начала осуществлять новые виды деятельности, скажем выполнять какие-то работы, которые раньше никогда не делала, учетную политику, безусловно, необходимо дополнить соответствующими положениями, регламентирующими порядок учета возникающих операций. Но изменением учетной политики это не считается. И следовательно, нет необходимости соблюдать процедуру, предписанную для случаев изменения учетной политики. То есть не надо ждать начала следующего календарного года для введения измененного варианта (впрочем, даже при изменении учетной политики из этого правила есть исключение - если изменение производится в середине года по объективным обстоятельствам, к примеру в связи со вступлением в силу новых положений по бухгалтерскому учету или новых нормативных документов).

И не надо в бухгалтерской отчетности показывать последствия изменения. Тем более что при дополнении учетной политики в связи с появлением новых операций преемственность учетной политики в отношении остальных - продолжающихся - операций не нарушается.

Оформление

Итак, запланировав осуществление новых видов деятельности, нужно дополнить учетную политику. Особые правила для оформления таких дополнений в ПБУ 1/2008 не установлены. Значит, следует руководствоваться общими требованиями и здравым смыслом.

Поскольку сама политика оформляется организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением руководителя компании), точно так же нужно оформить и дополнения к ней. Таким образом, требуется издать приказ (распоряжение) о внесении дополнений в учетную политику, в котором и определить все дополнительные положения, необходимость введения которых вызвана началом новых видов деятельности (осуществлением новых операций).

Впрочем, можно поступить и по-другому - издать в организации новый приказ об учетной политике, в который будут включены все старые и все новые положения.

Это удобнее, если дополнений очень много, причем в разных разделах, и соответственно будет сложно пользоваться одновременно двумя документами (самой политикой и дополнением к ней).

В этом случае главное - четко определить в приказе, что новая редакция подготовлена именно в связи с внесением дополнений по причине начала осуществления новых видов деятельности (операций) и никаких изменений, касающихся остальных операций, в учетной политике не произошло.

Что указать в содержании

Если организация начинает использовать ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» в связи с осуществлением новых операций, а раньше к ее деятельности данное ПБУ не применялось, необходимо закрепить в учетной политике только те моменты, по которым предоставляется возможность выбора одного из нескольких способов учета.

А вот те положения, которые обязательны и однозначны для всех, на кого распространяется действие ПБУ 2/2008 , включать в приказ не нужно. Как и объяснять сам факт его применения, поскольку этот нормативный акт применяется автоматически, если у организации есть операции, подпадающие под его действие. А именно: если она выступает в качестве подрядчика (субподрядчика) по долгосрочным договорам строительного подряда, срок исполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Правда, малые предприятия, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, имеют право данное ПБУ не применять.

Если ваша фирма соответствует критериям субъекта малого предпринимательства и публично размещаемых ценных бумаг не выпускает, в учетной политике можно просто написать, что и в отношении долгосрочных договоров руководствоваться нормами ПБУ 2/2008 организация не будет.

В любом случае, вопросов, предполагающих выбор одного варианта, в этом документе не так уж много. По сути, всего три. Остановимся на них подробнее.

Учет предвиденных расходов

Расходы по договору, согласно пункту 11 ПБУ 2/2008, делятся на три вида:

  • прямые (расходы, связанные непосредственно с исполнением договора);
  • косвенные (часть общих расходов организации, приходящаяся на данный договор);
  • прочие (расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора).

В состав прямых расходов по договору помимо фактических затрат включаются предвиденные, то есть ожидаемые неизбежные расходы, возмещаемые заказчиком по условиям договора (п. 12 ПБУ 2/2008). Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету:

  • либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ по строительству (устранение недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, разборка оборудования в связи с дефектами антикоррозийной защиты и т. п.);
  • либо путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов (гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта и т. п.).

Правда, создавать резерв допустимо лишь при условии, что предвиденные расходы могут быть достоверно определены. Значит, в учетной политике надо указать выбранный вариант: будет организация учитывать данные расходы по факту либо формировать резерв. Если решено использовать резервирование, следует также определить и методику формирования резерва.

Распределение косвенных расходов

Второй случай «вариантности» связан со вторым видом расходов - с косвенными расходами по договору.

Если же это в какой-либо отчетный период сделать не удается, то выручка по договору признается равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

Такая ситуация может сложиться, к примеру, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком.

Если же вероятность возмещения отсутствует (в частности, по договорам, которые могут быть признаны недействительными сделками или по которым стороны не способны выполнить свои договорные обязательства), понесенные затраты признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

А если на отчетную дату существует неопределенность в возможности поступления всех предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных платежей, то сумма, которая может быть не получена строительной организацией (ожидаемый убыток), признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору).

Делается это вне зависимости от того, на какой стадии исполнения договора возник ожидаемый убыток. В дальнейшем при устранении неопределенности в установлении финансового результата выручка и расходы по договору учитываются в порядке, предусмотренном пунктами 17-21 ПБУ 2/2008, независимо от того, на какой стадии исполнения договора устранена неопределенность.

Но вернемся к методу признания выручки и расходов основным способом - «по мере готовности». Для его применения организация вправе использовать один из двух способов:

  1. по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки или путем подсчета доли выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т. п.) в общем объеме работ по договору);
  2. по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).

Значит, нужно утвердить один из этих двух вариантов. А также уточнить, как именно будет исчисляться:

  • доля выполненного объема работ: экспертным путем или исходя из объема в натуральном выражении;
  • доля понесенных расходов: исходя из оценки расходов в натуральном либо стоимостном измерителе.

Если выбран второй метод - «по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору», то нужно учесть следующие условия.

Расходы на отчетную дату подсчитываются только по выполненным работам. При этом не учитываются затраты, понесенные в счет предстоящих работ по договору (стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для реализации договора; арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам, и т. д.), и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков.

Расчетная величина общих расходов по договору исчисляется как сумма всех фактически понесенных на отчетную дату затрат и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору.

Такие условия предусмотрены пунктом 21 ПБУ 2/2008.

При одновременном выполнении нескольких договоров по разным объектам (по разным видам строительно-монтажных работ) допускается использование разных методов определения степени завершенности работ.

Второй вариант - по доле расходов (путем подсчета в стоимостном измерителе) - является наиболее универсальным и применим ко всем видам договоров и работ. В отличие, например, от метода определения доли работ исходя из объема выполненных работ в натуральном выражении.

Корректировка рабочего плана счетов

Внесение дополнений в учетную политику,в ее методологический раздел, не забудьте и про рабочий план счетов в организационно-техническом разделе. Ведь, как уже отмечалось, обязательным способом признания выручки по договорам, подпадающим под действие ПБУ 2/2008 , является способ «по мере готовности».

А его практическое применение предполагает необходимость задействовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» (к нему открываются отдельные субсчета).

В заключение приведем образец приказа о дополнении учетной политики.

Приказ о дополнении учетной политики. Образец

Важно запомнить

Поскольку сама политика оформляется приказом (распоряжением) руководителя компании, так же нужно оформить и вносимые в нее дополнения. То есть надо издать приказ и прописать в нем все дополнительные положения, необходимость введения которых вызвана началом осуществления новых видов деятельности.