Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономическая политика: сущность, цели, задачи и механизмы ее осуществления. Сущность экономической политики государства

Экономическая политика государства является одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования.
Ученые дают различные определения экономической политики государства, такие как:
. система экономических мероприятий государства;
. проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы;
. любое действие, которое совершает в экономической сфере некоторый центр принятия решений, если при этом он руководствуется определенными ценностными критериями и имеет в своем распоряжении необходимые для реализации своих целей инструменты; решения (о вмешательстве или о воздержании от вмешательства) государства и его подразделений, имеющие своей основной целью регулирование условий производства и распределения доходов и (или) ресурсов.

Понятие экономической политики государства

Экономическая политика — система экономических мер и действий, проводимых государством с целью развития экономики страны, улучшения благосостояния и уровня жизни населения, ускорения экономического роста и др.
Роль экономической политики государства огромна. Провалы многих реформ, и в частности российских, были обусловлены непониманием, а то и игнорированием этой роли. Как отмечает академик ОТ. Богомолов, «придание нашей экономике импульса роста относится к далеко не простым задачам, в решении которых нельзя рассчитывать на русский "авось", а надо полагаться на активную и продуманную государственную политику».
Проблемы экономической политики государства изучаются в рамках специальной теории экономической политики государства. Задачами этой теории являются изучение закономерностей, анализ логики и оценка экономического поведения государства; сравнительный анализ теоретических концепций и практики экономического регулирования; оценка адекватности теории практике; разработка принципов и оптимальных стратегий экономического поведения государства, а также экономических программ. Основные элементы экономической политики государства— цели, объекты, субъекты, виды, методы и средства ее реализации.
Предлагаются самые различные цели экономической политики государства: стабильный рост национального объема производства; стабильный уровень цен; высокий уровень занятости; поддержание равновесного внешнеторгового баланса; экономическая свобода; экономическая справедливость; социальная защищенность, рост социально-экономической эффективности; общеэкономическое равновесие; экономический рост, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность и др.; обеспечение высокого уровня и качества жизни населения страны; повышение эффективности экономики и ее конкурентоспособности; обеспечение права на частную собственность; эффективное распределение и использование ресурсов; регулирование циклов деловой активности; ограничение власти монополий и содействие развитию конкуренции; осуществление контроля за безопасностью потребительских товаров; обеспечение через бюджет распределение общественных благ; обеспечение незащищенных слоев населения гарантированием прожиточного минимума; охрана окружающей среды; обеспечение равновесия платежного баланса.
Объекты экономической политики государства различаются: а) по видам: экономический цикл; секториальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; человеческий капитал, финансовая система, научные исследования и их внедрение; условия конкуренции; социальные отношения и социальное обеспечение; окружающая среда; внешнеэкономические связи; б) по уровню решаемых задач: человек, предприятие, регион, отрасль, сектор экономики, национальная экономика, глобальная экономика.
Субъекты экономической политики государства можно подразделить на носителей (различные социальные группы), выразителей (объединения активной части носителей, в частности органы представительной власти) и исполнителей (органы исполнительной власти: федеральные, региональные, муниципальные) экономических интересов.
Экономическая политика включает в себя множество составляющих, которые находятся в различных отношениях соподчиненное между собой и взаимовлияния. Перечислим основные составляющие экономической политики:
. промышленная политика — определяется как комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств и в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей;
. социальная политика, которая сосредоточивается на формировании эффективных социально-экономических условий жизни общества, регулировании отношений между социальными группами, формировании экономических стимулов для участия в производстве, обеспечении эффективной занятости населения, создании социальных гарантий и условий для повышения благосостояния членов общества и связана с созданием жизненных благ и услуг для улучшения условий жизнедеятельности людей;
. научно-техническая и инновационная политика государства — деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрения результатов научно-технического прогресса в производство;
. денежно-кредитная (монетарная) политика — политика, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства и направленная прежде всего на укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Осуществляет монетарную политику центральный банк;
. инвестиционная политика — финансирование и долгосрочное кредитование государством различных отраслей народного хозяйства, инструменты: субсидии, государственные кредиты;
. фискальная политика — государственная политика в области налогообложения, государственного бюджета, проводимая с целью обеспечения занятости населения и поддержания стабильного уровня инфляции;
. ценовая политика — воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе;
. амортизационная политика — поощрение государством накопления капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства. Прежде всего амортизационная политика воздействует на ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства;
. внешнеэкономическая политика — проводится с целью привлечения иностранного капитала, развития собственного конкурентоспособного производства и внедрения отечественной продукции на иностранные рынки, развития внешнеэкономических связей, осуществления совместных проектов и т.д.; антициклическая политика — использование инструментов государственного регулирования для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней точек экономического цикла в двух основных направлениях: преодоления спада и сдерживания подъема; отраслевая политика — направлена на регулирование деятельности экономических субъектов в рамках отдельных отраслей национальной экономики. Отраслевая политика конкретизируется в виде промышленной, социальной, торговой, внешнеторговой и пр. В свою очередь промышленная политика дифференцируется по отраслям промышленности: электроэнергетика, топливная, черная металлургия, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, строительных материалов, легкая, пищевая, микробиологическая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, медицинская, полиграфическая; социальная политика по отраслям социальной сферы: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, бытовые услуги;
. региональная политика — деятельность государства по обеспечению сбалансированного и комплексного развития отдельных территорий страны исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов;
. муниципальная политика — деятельность органов государственной власти как федеральных, так и субъектов Российской Федерации, которая оказывает влияние на систему местного самоуправления (упраздняет или изменяет ее, изменяет систему должностных лиц и органов местного самоуправления, их предметы ведения, территорию муниципального образования, экономическую и финансовую основы, участие граждан в местном самоуправлении и др.);
. экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу, а также совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечения экологического равновесия, создания безопасных условий жизни граждан;
. институциональная политика — проводимые государством мероприятия по формированию новых, устранению старых и трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов (экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни).
В условиях переходной экономики выделяются два вида экономической политики государства.
1. Стабилизационная политика имеет целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса, регулирование заработной платы («политика доходов»), в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.
Возможны два основных варианта стабилизационной политики: ортодоксальная и гетеродоксная или их комбинации. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на действие рыночных регуляторов — либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, а также практически всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую, что создает особенно жесткие конкурентные условия для отечественных предприятий.
Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета и поддержанием темпов прироста денежной массы, соответствующей росту реального выпуска продукции. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь методом «шоковой терапии». В литературе определяется так называемая аккомодационная политика, направленная на смягчение шоков в экономике, ослабление их разрушительной силы. При гетеродоксной программе стабилизации имеет место постепенная либерализация хозяйственной жизни, которая сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами на товары и услуги, важные для национальной экономики в целом либо имеющие особую социальную значимость. Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль, возможность временного ограничения роста доходов, но на фоне в значительной степени контролируемого роста цен.
2. Структурная политика включает в себя как формирование институциональных основ жизнедеятельности экономических агентов, создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями применения. Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства |62|.
Экономическая политика государства зачастую заменяется понятием «государственное регулирование экономики». На наш взгляд, экономическая политика государства отличается от государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства относится к функции планирования, она выступает как процесс формирования некоторой экономической модели, конструкции, в то время как государственное регулирование экономики показывает конкретные воздействия на основе уже сформулированной (или не сформулированной) экономической политики государства. Поэтому цели, объекты, субъекты, методы и средства реализации экономической политики государства могут совпадать с аналогичными понятиями для государственного регулирования экономики.
Экономическая политика государства реализуется посредством правовых, административных и экономических методов государственного регулирования. Правовые методы направлены на создание общих правовых условий экономической деятельности. Основные формы правовых методов следующие: определение формы и права собственности; условия заключения контрактов и хозяйственных договоров; организационно-правовые рамки функционирования предприятия; правила деятельности финансово-кредитных учреждений; законодательное регулирование заработной платы, условий труда и социального обеспечения. Административные методы позволяют достигнуть желаемого результата государственного регулирования, исключая создание дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Основными формами административных методов являются: антимонопольные меры; введение обязательных экологических, санитарных и социальных стандартов; определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице). Экономические методы государственного регулирования можно подразделить на прямые и косвенные. К основным формам методов прямого государственного регулирования относятся: целевое финансирование, государственные закупки, деятельность государственного сектора экономики; а косвенного — денежно-кредитные, бюджетно-налоговые методы, ускоренная амортизация, внешнеэкономические методы.
Средства реализации экономической политики государства или средства государственного регулирования экономики можно подразделить на средства прямого и косвенного регулирования. К основным формам прямого государственного регулирования относятся: административные средства, целевое финансирование, система государственных закупок, участие государства в экономике в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта; а косвенного — средства денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, амортизационной и внешнеэкономической политики.

Экономическая (макроэкономическая) политика государства

представляет собой набор определенных целей в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и ближайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реализации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Следствием различий экономической политики является различие и в средствах, используемых для достижения целей. Например, если, по Дж.М. Кейнсу, в краткосрочном периоде эффективным может оказаться метод искусственного стимулирования совокупного спроса и спровоцированный этим рост уровня инфляции, то использование таких же приемов в решении задач долгосрочного периода бесспорно нецелесообразно. Искусственное нагнетание инфляции в течение длительного времени отрицательно скажется не только на денежном рынке, но и на национальной экономике в целом.

Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Они должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную материальную базу и четкую экономическую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели экономической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в достижении максимально возможных параметров экономического роста для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация основной цели экономической политики в значительной мере зависят от модификации избранной в стране модели социально- экономического развития. В чистом виде рыночная модель практически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Наиболее распространенной в современном мире является одна из разновидностей рыночной модели - модель социально ориентированной рыночной экономики.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение темпов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следовательно, и в определении и постановке экономических целей ведущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельности и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-экономического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений развития являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Для реализации принятой концепции экономической политики правительство разрабатывает долгосрочные, среднесрочные и текущие (краткосрочные) программы. Примером такого рода программы может служить принятая в 2001 г. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 - 2004 годы. Она является частью долгосрочной Программы стратегии развития России до 2010 г. Программа социально-экономического развития на каждый предстоящий год представляется правительством на обсуждение и принимается Советом Федерации одновременно с принятием государственного бюджета.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. C помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэкономическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался все последнее десятилетие XX в., и нынешнею политику периода экономической стабилизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических отношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Сложность и противоречивость переходного периода были обусловлены следующим: одновременно действовали законы, присущие как старой, так и зарождающейся системе; человеческое мышление с трудом воспринимало рыночные новации; в экономике практически отсутствовали специалисты-рыночники. Кроме того, важным обстоятельством являлось то, что переходный период совпал со временем, когда Россия находилась в состоянии глубокого не только экономического, но социального и политического кризиса, и это необходимо было учитывать при построении экономической политики. Основными ее целями были: создание основ рыночной экономики; экономическое выживание и поиск путей для стабилизации. Средствами достижения этих целей явились: создание правовой базы, регулирующей рыночные отношения; структурная перестройка и начало кардинальных экономических реформ. За это время осуществлены: разгосударствление и приватизация; переход к рыночному ценообразованию; были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке, одной из форм осуществления которой явилась конверсия.

Характерной чертой переходного периода являются быстрые темпы развития сферы услуг, а также отраслей топливно-энергетического комплекса и других базовых отраслей, продукция которых стала в больших количествах поставляться на экспорт.

Меры, принятые в переходный период, а следовательно, и экономическая политика этого времени не бесспорны и не всегда имели только положительный смысл. Однако, несомненно, что во многом благодаря им и стечению некоторых обстоятельств, например, стабильно высокому уровню цен на экспортируемую Россией нефть, экономика России к началу XXI в. вышла на путь преодоления экономического кризиса.

Современный этап экономического развития России существенно отличается от предыдущего. Он характеризуется определенной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в структуре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

Изменение ситуации в реальном секторе экономики потребовало существенных коррективов экономической политики. Основной смысл политики нового этапа экономического развития России изложен в правительственной Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 - 2004 годы. В качестве главных целей она устанавливает:

Повышение уровня жизни населения на основе роста объема ВВП;

Модернизацию экономики и повышение ее эффективности;

Совершенствование институциональной среды, доведение ее до уровня, необходимого для стимулирования экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор экономики;

Совершенствование финансовых отношений, направленное на выполнение государством своих финансовых обязательств и превращение бюджета в инструмент активного вмешательства государства в экономику.

Экономическая политика государства не может быть застывшей, данной раз и навсегда. Она должна, с одной стороны, всегда соответствовать духу времени, т.е. зависеть от реального положения дел, а с другой - обязана сама оказывать активное и эффективное влияние на состояние и развитие экономики.

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цельпредставляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXIстолетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. 2003.

    Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2005

    Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. 2007.

    Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин, 2009.

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2011

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2008

    Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева. Москва 2010

1.2 Сущность экономической политики государства

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Теоретически понятие государственной экономической политики шире понятия государственного регулирования экономики, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы . В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия) .

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством использования находящего в его распоряжении инструментария совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов .


1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности .

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов .

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства :

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста

Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:

· стимулирование сбалансированного экономического роста;

· обеспечение занятости;

· регулирование цен;

· создание правовой основы;

· распределение ресурсов;

· обеспечение социальной защиты;

· регулирование рынка труда;

· сохранение и улучшение окружающей среды;

· региональная политика;

· реализация национальных интересов.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются :

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.


ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг.

2006 год не отмечен яркими событиями в экономике или политике. Власть продолжала курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и каких-то особых внешних вызовов, которые оказывали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и требовали специального реагирования.

Макроэкономические показатели подтверждают это наблюдение (табл. 2.1). Экономика росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темпом – более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но никак не обеспечивающим решение столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП». Да и сама эта задача как-то незаметно ушла на задний план. Практически ни один значимый показатель не демонстрировал существенного изменения – ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Таблица 2.1 Индексы основных макроэкономических показателей в 2003–2006 гг., в % к предыдущему году

Показатель 2003 год 2004год 2005год 2006год
Объем ВВП в % к предыдущему году 107,3 107,2 106,4 106,7
Фактическое конечное потребление 107,6 112,1 112,7 110,7
Инвестиции в основной капитал 112,5 111,7 110,7 113,5
Объем промышленной продукции 108,9 108,3 104,0 103,9
Продукция сельского хозяйства 101,3 103, 102,4 102,8
Объемы услуг связи 108,0 106,5 102,7 102,2
Оборот розничной торговли 127,5 129,0 115,7 123,7
Платные услуги населению 106,6 108,4 107,5 108,1
Внешнеторговый оборот 126,0 132,4 131,5 127,0
Реальные располагаемые денежные доходы 115,0 110,4 111,1 110,0
Реальная заработная плата 110,9 110,6 112,6 113,5
Реальный размер начисленных пенсий 104,5 105,5 109,6 105,1
Среднегодовая численность занятых в экономике 100,6 100,6 100,6 100,4
Численность официально зарегистрированных безработных 94,9 102,8 90,6 95,6

Экономический рост России продолжал существенно опережать наиболее развитые страны мира, однако несколько отставал от большинства стран постсоветского пространства.

Позитивную динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Причем происходит это в ситуации, когда государство явно активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса).

Правительство продолжало проводить осторожную финансовую политику. Росли средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы. Хотя бюджетная политика ослабла (расходы федерального бюджета в номинальном выражении увеличились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно, зависимость государственного сектора от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить об отказе от консервативной бюджетной политики и о начале раскрутки бюджетного популизма. Как теперь понятно, недопущение популизма в условиях обилия денежных средств – задача не из простых, и на протяжении минувшего года финансовые власти продолжали поиск аргументов и решений, которые блокировали бы мощный поток популистских требований и призывов. Это было особенно важно для политики предвыборного года.

Вопросы экономического роста оставались в числе ведущих в экономико-политических дискуссиях 2006 г. Однако произошла некоторая трансформация обсуждения этого вопроса.

Наблюдается деполитизация дискуссии: ввиду того что ни одна из принципиальных (альтернативных) моделей экономического роста не была выбрана высшими должностными лицами в качестве общегосударственной, принятие решений о конкретных мерах в рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности переместилось в отдельные заинтересованные ведомства и их подразделения. При этом тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию дискуссии и, хотя официально и не отменена, явно перестает интересовать политическую элиту страны.

Завершился первый год реализации национальных проектов. Сформулированные В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируя бюджетные расходы и придавая экономической политике правительства социальный акцент. Теперь к четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавились проблемы преодоления демографического кризиса.

Нацпроекты стали отражением общей тенденции перехода к средне и долгосрочной политике. За последнее время отчетливо проявился спрос на программы развития всей страны, а также отдельных ее регионов и секторов экономики. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Был подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры деятельности правительства; соответствующие доклады подготовлены министерствами и ведомствами. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что является беспрецедентным в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3–5 лет) программ своего социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов.

На протяжении 2006 г. правительство продолжало активно работать над разработкой и практической реализацией «институтов развития». Особые экономические зоны, концессионные соглашения и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ Государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По видимому, в 2007 г. эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых «институтов развития».

Отличительной особенностью 2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально политической стабильности. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП в 2006 г. на 6,7% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций в основной капитал – на 13,5%

Фактором устойчивого экономического развития в последние годы являлось одновременное расширение и внешнего, и внутреннего рынка. Если динамика внешнего спроса формировалась под влиянием благоприятной ситуации на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего рынка определялось кумулятивным воздействием факторов повышения деловой активности отечественного бизнеса и систематического роста платежеспособного спроса населения.


Рис. 2.1. Темпы прироста внутреннего и внешнего спроса за 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года

Соотношение внешнего и внутреннего спроса на протяжении 2001– 2006 гг. довольно существенно изменялось (рис. 2.1). В 2003–2006 гг. фиксировалось постепенное улучшение условий торговли России с зарубежными странами за счет как опережающего роста цен на вывозимые из страны товары, так и расширения спроса на основные российские товарные экспортные позиции. Однако при исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре с IV квартала 2003 г. наблюдалось замедление темпов роста экспорта по физическому объему, и именно с этого периода фиксировалось постепенное усиление влияния внутреннего спроса на динамику экономического развития. В 2005–2006 гг. замедление темпов роста внешнего спроса протекало в более острой форме и провоцировалось вялой динамикой физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Прирост внешнего спроса в 2005–2006 гг. в среднем составлял 6,7% против 12,1% 2003–2004 гг.

Совокупное влияние внутренних факторов, регулирующих уровень деловой активности, оказалось вполне достаточным, чтобы компенсировать ослабление воздействия внешнего спроса на темпы экономического роста. В 2006 г. прирост внутреннего спроса достиг 10,0% против 9,1% в 2005 г. и 7,7% в 2003 г. Вклад внутреннего спроса в прирост ВВП в 2006 г., по оценке, составил почти 78% и существенно превысил показатель наиболее благополучного 2000 г. Положительная динамика внутреннего спроса определялась как ростом объемов внутреннего производства, так и расширением масштабов импорта.

Поддержание уровня потребления населения обусловило ускорение темпов импорта потребительских товаров, а при длительной тенденции опережающего роста инвестиций относительно динамики отечественного производства продукции машиностроения – импорта машин и оборудования. Анализ динамики ВВП по компонентам конечного использования показывает, что прирост импорта в 2006 г., по оценке, составил 20,3% против 17,0% в 2005 г. и минимального за период экономического роста показателя 14,6% в 2002 г. Формирование этой тенденции поддерживалось растущими доходами бизнеса от внешнеэкономической деятельности и повышением эффективности импорта на фоне постепенного укрепления рубля.

С ускорением темпов отечественного производства в 2005–2006 гг. фиксируется изменение структуры источников формирования ресурсов внутреннего спроса. В совокупных ресурсах внутреннего рынка усилилась дифференциация товарных рынков по доле спроса на импорт.

Доминирующее влияние на структуру импорта 2006 г. оказывали интенсивный рост физических объемов ввоза инвестиционных товаров и сдержанные темпы импорта товаров промежуточного спроса. Доля импорта машин и оборудования в общем объеме импорта в 2006 г. повысилась до 48,1% против 44,0% в 2005 г. и 41,2% в 2004 г. В структуре оборота розничной торговли доля импорта потребительских товаров повысилась с 40% в 2000 г. до 45% в среднем за 2005–2006 гг. При тенденции к замедлению темпов роста отраслей потребительского комплекса, инициированного перманентным кризисом текстильного, швейного, обувного производств, доля отечественных товаров в ресурсах розничной торговли непродовольственного рынка в 2006 г. снизилась до 44,3% против 45,7% в 2005 г. и 51,6% в 2000 г. Динамика продовольственного импорта сдерживалась достаточно сильными конкурентными позициями российских производителей, и доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров в период 2002–2006 гг. стабилизировалась на уровне 34%.

Рис. 2.2. Изменение темпов роста импорта и отечественного производства товаров в 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года

Сравнительный анализ динамики ВВП по факторам показал, что наиболее остро на изменение объемов и динамики доходов от экспорта реагировала инвестиционная сфера. В 2003–2006 гг. растущие доходы экономики от внешнеэкономической деятельности, безусловно, стимулировали деловую активность. Темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 6,7%, инвестиций в основной капитал – 13,5% против аналогичных показателей в среднем для 2001–2005 гг. соответственно на уровне 6,3 и 9,0%. Благоприятное сочетание факторов деловой активности отечественного бизнеса и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых ресурсов обусловило интенсивное наращивание масштабов валового сбережения.

Доля валового сбережения в последние 7 лет находилась в интервале 31,1– 38,7% ВВП против 24,0% в предкризисном 1997 г. В 2006 г. под влиянием, с одной стороны, растущих доходов экономики от экспорта, а с другой – снижения расходов домашних хозяйств валовое национальное сбережение составило 33,4%, что соответствует среднему показателю за 2001–2005 гг. С ростом доходов от экспорта и повышением кредитно инвестиционной привлекательности увеличивались стратегические финансовые резервы государства. С 1 января 2004 г. в целях снижения рисков, связанных с возникновением ситуации неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также как инструмент стерилизации излишней денежной массы за счет поступления дополнительных доходов бюджета от высоких цен на нефть начал формироваться Стабилизационный фонд.

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда на 01.01.2007 г. составил 2346,9 млрд. руб. против 1237 млрд. руб. на соответствующую дату 2006 г. и 522,3 млрд. руб. – 2005 г. В 2005 г. из средств Стабилизационного фонда 677,8 млрд. руб. было направлено на следующие цели:

– на погашение долга перед Международным валютным фондом – 93,5 млрд. руб.;

– на погашение долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов – 430,1 млрд. руб.;

– на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Минфину России в 1998–1999 гг. для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации, – 123,8 млрд. руб.;

– на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации – 30 млрд. руб.

Формирование Стабилизационного фонда на фоне устойчивого экономического роста явилось одним из факторов присвоения международного инвестиционного рейтинга России, а также принятия решений о возможности частичного использования накопленных доходов от экспорта на инвестиционные цели.

В 2006 г. для досрочного погашения долга перед Парижским клубом использованы средства Стабилизационного фонда в размере около 600 млрд. руб. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составит 7,7 млрд. долл., в том числе в 2007 г. – 1,2 млрд. долл. Эти средства переведены из раздела «процентные расходы в инвестиции», и, таким образом, объем Инвестиционного фонда увеличился до 110 млрд. руб. против 69,7 млрд. руб., выделенных в бюджете 2006 г.

Однако, несмотря на растущий объем валового национального сбережения, анализ счетов операций с капиталом иллюстрирует сохранение асимметрии валового сбережения, ресурсов валового накопления и инвестиций в основной капитал на фоне постепенного ослабления нагрузки на экономику операций по капитальным трансфертам с «остальным миром».

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП 2006 г. составила 16,8% при среднем уровне 16,5% в 2001–2005 гг.


Теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в...