Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Анализ проблем развития социальной сферы в россии. Проблемы социальной сферы

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

Несколько сложнее определить точный перечень проблем. Однако среди них можно выделять главные проблемы, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей, ухудшение уровня жизни на фоне роста цен и снижения заработной платы, социальная незащищенность бедных слоев населения.

Согласно исследованиям большинство россиян считают самой болезненной социальной проблемой высокие цены на жилищно-коммунальные услуги. Также к основным социальным проблемам россияне относят недостаток финансовых средств на продукты и товары, рост цен и инфляцию, высокие цены на медицинские услуги и лекарства. Перечисленные проблемы социально-культурного развития дополняются и усугубляются политической нестабильностью в мире, развитием финансового кризиса, влияющего на рост экономики России, а также проблемами культуры. Сокращаются работники культурной инфраструктуры. Инфраструктура культуры в России довольно развита, но вместе с тем - остается закостенелой, технически и морально устаревшей. Сильный отпечаток на нее наложили бывший общественный порядок и присущая ему культурная политика; следствием этого является ориентация на централизованное управление и прямое бюджетное содержание, заметный дефицит собственной инициативы учреждений культуры, их неподготовленность к существованию в условиях общественного и хозяйственного плюрализма и свободного рынка. В результате наблюдается охлаждение интереса населения к достоянию российской и мировой цивилизации. Культурным досугом среднестатистический россиянин считает поход в бар или просмотр телепередачи. Это также является результатом массового увлечения кино, Интернетом и высокой стоимостью других культурных развлечений. От общего уровня культуры напрямую зависит уровень культуры политической, умение адаптироваться в обществе, качество выполнения профессиональных обязанностей.

В области здравоохранения сформировались многоукладность и раздробленность, что ухудшает качество оказываемых медицинских услуг.

Вторая особенность современного здравоохранения - его удорожание. Развитие современных диагностических и лечебных технологий, с одной стороны, повысило качество диагностики, улучшило результаты лечения, сократило время восстановления утраченного здоровья. А с другой - привело к удорожанию стоимости медицинской помощи на несколько порядков.

Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам.

Четвертая - это затратная модель здравоохранения с избыточным коечным фондом. Раньше слабое оснащение здравоохранения, отсутствие эффективных лекарств и передовых технологий компенсировались большим количеством больниц, целой армией врачей и сильной поликлиникой. За последние 10 лет профилактическая составляющая здравоохранения ослабла, и из профилактического оно стало лечебным. В итоге сформировалась раздутая коечная сеть и большое количество неэффективно работающих больниц.

Можно также отметить, что в целом взгляд россиян на будущее становится более оптимистичным по сравнению с прошлым десятилетием. Люди больше придают значения не только экономическим и политическим вопросам, но и взаимоотношениям, карьере, здоровому способу жизни. Особенно выразительно стремление к последнему проявляется на фоне проблем алкоголизма и наркомании.

Также на социально-культурное развитие России влияют терроризм, роль олигархов в политической и экономической жизни страны, экологическая ситуация, бюрократизм, наличие экстремистских и фашистках молодежных группировок.

Обостренные мировоззренческие и социально-культурные проблемы современной России отражаются на состоянии всего общества.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить следующие. Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема «отцов и детей»), и, прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху перемен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение «отцов», сформировавшееся в старой системе, не может «ужиться» с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая проблема современной отечественной культуры - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения - стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой «серьезной» и «народной» культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и «массовой культуры». Кстати, для России характерно почти всегда было то обстоятельство, что истинное (высокохудожественное) искусство - это всегда искусство прошлого, а не настоящего.

Наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.

Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаей, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Теряют популярность кино и музыка. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведенинйи скусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.

Происходит значительная переориентация общественного сознания -- с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональное. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Итак, проблема противостояния «серьезной» и «массовой культуры» самая сложная и её никакими специальными указаниями правительства не решить. Принцип здесь один - «серьезная» культура должна быть на дотации, ей надо материально помогать. Это могут быть и государственная поддержка (бюджетные средства) и помощь спонсоров, но именно помощь. Потому что рынок как механизм для создания и распространения высокохудожественных ценностей в массах не эффективен. Везде, не только в России, скажем симфонический оркестр или оперный и репертуарный драматический театр без дотаций не выживут, а поп-группа выживет, т.к. она является неотъемлемой частью шоу-бизнеса, т.е. «массовой культуры».


В научной литературе, в практической деятельности государственных органов к социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности, в том числе и государства, оказывающих непосредственное и позитивное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе.
Какие конкретно отрасли, виды деятельности представлены в социальной сфере? Прежде всего, к ней относятся отрасли социально-культурного комплекса: образование, культура и здравоохранение, а также наука. Большую роль в этой сфере играет жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, обслуживающие население связь, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т. д. Важное место принадлежит таким видам деятельности как решение проблем трудовых отношений, занятости и ми фации населения, осуществлению социальной защиты и социального обеспечения людей.
Одной из закономерностей развития человеческого общества, особенно четко проявившейся во второй половине XX века, является возрастание расходов ВВП, прежде всего, государственного бюджета на развитие социально-культурных услуг - образования, здравоохранения и культуры. В развитых странах в 50-70-х гг. это вылилось в становление социальных государств, теоретической основой которых стала концепция государства всеобщего благоденствия, отражающая главную цель развития общества - обеспечение достойной человека жизни. Право на достойную жизнь было гарантировано государством и стало одним из важных гражданских прав. Граждане получили широкий доступ к образованию, здравоохранению и культуре. Однако, как и любая другая, указанная закономерность развития общества пробивает себе дорогу через противоречия и серьезные трудности.
Энергетический, структурный кризисы конца 70-х - начала 80-х гг. привели в странах Запада к спаду производства, росту безработицы, сужению возможностей финансирования социально-культурной сферы, сокращению поступлений налоговых средств в государственные бюджеты, а увеличение налогов приводило к снижению стимулов роста производства в материальной сфере, к критике правительств за расточительную социальную политику, к призывам сократить социальные программы.
Трудности финансирования социальной сферы сделали актуальным поиск его альтернативных источников. В итоге в 80-90-х гг. в развитых странах сформировались два разных подхода к финансированию социальной сферы, осуществлению социальной политики. Первый подход базируется на либеральной (неолиберальной) концепции минимальной роли государства в экономике (государство - ночной сторож). По мнению сторонников этой концепции, государство не в состоянии справиться с падающими на него нагрузками. Аргументируется это тем, что в социальном комплексе, контролируемом государством, незначительна конкуренция, что делает проблематичным самостоятельный выбор гражданами ее услуг. Последнее порождает застой в развитии социально-культурного комплекса.
Трудности социального государства они объясняют и сложившейся системой перераспределения. По их мнению, перераспределяется не только “слишком много”, но и не очень эф

фективно. Необходимо в большей мере приватизировать как задачи социального государства, так и риск в сфере занятости. Это снимет нагрузку в финансировании таких благ как “социальная безопасность” и “справедливость”.
Второй подход базируется на концепции социальной демократии, сохранении социального государства, которое выступает не придатком рынка, а важной составляющей демократического гражданского общества. Сторонники данного подхода полагают, что только лишь экономические критерии (экономический успех на мировых рынках, рентабельность, максимизация прибыли) не могут быть положены в основу общественного устройства. Нельзя руководствоваться только ими, когда речь идет об условиях жизни и перспективах людей, об удовлетворении таких важнейших потребностей, как потребность в труде, образовании, сохранении здоровья, жилье, общественной безопасности. Социальное государство и свобода, коллективные и индивидуальные интересы не исключают, а обусловливают и дополняют друг друга. Благодаря социальному государству индивидуальные ценности и свобода являются не только привилегией богатых людей. Для сохранения социального государства требуется его реформирование, заключающееся в том, чтобы сделать его проще и прозрачнее, устранить бюрократические барьеры и вскрыть имеющиеся резервы в области рационализации социальных расходов из государственного бюджета и повышения эффективности социальных услуг, осуществлении долевого участия населения в обеспечении социальных услуг.
С большими трудностями финансирования социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения столкнулась и современная Россия. Шоковые методы реформ вызвали системный кризис, из которого страна не смогла выйти в течение всех 90-х гг. В переходный период положение социальной сферы резко ухудшилось. Социально-культурный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство оказались на грани выживания. Появилась огромная задолженность по заработной плате, особенно работникам бюджетной сферы, а также по выплатам пособий по безработице, пособий на детей, резко ухудшилось пенсионное обеспечение. Только в 2000-2001 гг. положение стало несколько улучшаться. Это было связано с оживлением в сфере материального производства, прежде всего в промышленности. Это привело к росту ВВП, улучшению собираемости налогов и наполняемости государственного бюджета. Существенное влияние оказал внешний фактор - рост цен на экспортируемые энергоносители, что позволило привлечь в бюджет дополнительные ресурсы. Однако острота проблемы финансирования социальной сферы сохранилась.
В связи с этим возникает вопрос, по какому пути должно пойти развитие социальной сферы, в частности, социальнокультурного комплекса, в России? По пути коммерциализации или остаться в лоне государственного сектора? Чтобы ответить на него, необходимо разобраться с характером товаров и услуг, производимых в социальной сфере.
Экономическая наука разделяет все производимые блага на предназначенные для индивидуального потребления и общественные блага. Критерием для такой градации служат принципы делимости и исключения. Товары, которые подпадают под эти принципы, относятся к первой группе, то есть к товарам индивидуального (частного) потребления. Товары, к которым данные принципы полностью неприменимы, относятся к чистым общественным товарам. Ho существует целый ряд товаров, к которым принцип исключения, может быть, применим, но при их создании или использовании возникают побочные или внешние эффекты (выгоды или убытки). Они могут быть настолько высоки, что государству приходится брать их под свое регулирование, или осуществлять их производство. Такие блага называются квазиобщественными или смешанными.
Большинство услуг, создаваемых, например, в социальнокультурном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве относятся к смешанным. Это создает определенные противоречия между государством и рынком в производстве и потреблении смешанных благ. С одной стороны, многие смешанные блага имеют свойства благ, предназначенных для индивидуального потребления (делимость, исключаемость), что создает объективные предпосылки для существования рынка социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.
С другой стороны, многие социально-культурные и в известной степени жилищно-коммунальные услуги обладают свойствами общественного блага - отсутствием делимости, или высоким внешним эффектом, заинтересованностью государства и общества в том, чтобы внешними эффектами пользовались как можно большее число граждан. Так, образовательные блага могут подпадать под действие принципа исключения, т.е. на них можно устанавливать цены и их могут обеспечивать частные производители. Ho, учитывая, что подготовленными работниками могут воспользоваться конкуренты, частные учебные заведения не будут выпускать их в необходимом для общества количестве. Или пример из другой области. В лечении больных СПИДом, туберкулезом заинтересованы не только больные, но и все общество, причем сами больные не в состоянии оплатить все издержки. То же можно, сказать и о жилье для бедных. Поэтому и здесь рыночная система не может обеспечить выделения достаточных ресурсов. К тому же имеет место ассиметрия информации, усложняющая положение дел. Так информация учителя и ученика, врача и пациента, строителя и жильца далеко не одинакова. В связи с этим производство подобных услуг берет на себя государство.
Двойственный характер социально-культурных и частично жилищно-коммунальных услуг порождает постоянные дискуссии в обществе о соотношении государства и рынка в социальной сфере, о направлениях ее реформирования. Наибольшее распространение рыночные подходы к управлению социальной сферой получили в США. Ho и здесь присутствует значительная, в отдельные периоды усиливающаяся, государственная поддержка частного сектора, отдельных граждан, осуществляющих производство общественных благ, в частности развития образовательных, культурных, медицинских услуг. К этому подключают и некоммерческие (неприбыльные) организации. Например, наметился переход от частно-страховой к обязательно-страховой медицинской помощи с целью усиления доступности медицинских услуг населению.
В Западной Европе, напротив, более сильные позиции занимает государственное регулирование и финансирование социальной сферы. Во всех странах-членах Европейского Союза финансирование социальной сферы в большей степени обеспечивается государством, нежели предприятиями и частными организациями. Доля государства в этом плане выше всего в скандинавских странах, а также в Германии и Великобритании. Начиная с 1998 г., под влиянием глобализации в странах ЕС происходит постепенное переструктурирование финансирования социальных услуг. В частности, доля взносов работодателей на социальное страхование сокращается, доля же работающих, а также налоговые поступления увеличиваются.
Россия, осуществляя реформирование социальной сферы, должна учитывать основные тенденции, присущие развитию этой сферы в мировом сообществе. Вместе с тем каждая страна сохраняет свою специфику. Даже страны, входящие в ЕС, не склонны передавать Европарламенту, Европейскому Совету Министров свой суверенитет в области социальной политики и свои полномочия по расходам на социальные программы. Ведь именно эта бюджетная сфера играет ключевую роль в обеспечении лояльности населения. А богатые страны к тому же опасаются, что им придется оказывать финансовую помощь более бедным партнерам по ЕС. Поэтому и России нужно учитывать свою специфику. Из сущности социальной сферы вытекает социально-защитная функция государства.

Социология Социальной Сферы

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА_________________________ 3

1.1.1. Генетический исток социальной сферы_________________________________________________________ 3

1.1.2. Становление социальной сферы России________________________________________________________ 4

1.1.3. Социальная сфера России в XX веке___________________________________________________________ 5

1.1.4. Оптимальная модель социальной сферы современного общества___________________________________ 8

1.1.5. Выводы___________________________________________________________________________________ 11

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ_________ 12

1.2.1. Системный подход и социальные мотивы в творчестве социальных философов и социологов_________ 12

1.2.2. Развитие "сферного подхода" в современной российской социологии______________________________ 15

1.2.5. Выводы___________________________________________________________________________________ 20

ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ________ 21

1.3.1. Предмет социологии социальной сферы и место в структуре социологического знания_______________ 21

1.3.2. Функции социологии социальной сферы и уровни организации изучения социальных процессов_____ 24

1.3.3. Понятийный аппарат социологии социальной сферы____________________________________________ 25

1.3.4. Выводы___________________________________________________________________________________ 27

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ____________ 27

2.1.1. Структура социальной сферы________________________________________________________________ 27

2.1.2.Построение эмпирической модели социальной сферы____________________________________________ 33

2.1.3. Выводы___________________________________________________________________________________ 35

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФУНКЦИИ И ФАКТОРЫ________ 36



2.2.1. Функции социальной сферы_________________________________________________________________ 36

2.2.2. Детерминанты самодвижения социальной сферы_______________________________________________ 38

2.2.3. Выводы___________________________________________________________________________________ 40


ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА___________________ 41

2.3.1. Сущность и цели социальной политики_______________________________________________________ 41

2.3.2. Социальная политика в реформируемой России________________________________________________ 43

2.3.3. Модели и ценностные ориентации современной социальной политики в России____________________ 45

2.3.4. Выводы___________________________________________________________________________________ 47

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ, МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ____________________________________ 48

2.4.1. Опыт разработки программы и проведения конкретных социологических исследований проблем социальной сферы_______________________________________________________________________________________________ 48

2.4.2. Социологический анализ уровня жизни населения______________________________________________ 56

2.4.3. Выводы___________________________________________________________________________________ 60

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ____________________________________________________ 62

3.1.1. Социальное управление как фактор повышения компенсаторных возможностей социальной сферы___ 62

3.1.2. Информационная система и информационные технологии в управлении социальной сферой_________ 66

3.1.3. Информационно-аналитическая служба "Сфера"_______________________________________________ 68

3.1.4. Выводы___________________________________________________________________________________ 70

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГОВЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ__________________________________________ 71

3.2.1. Методологические и методические основы мониторинга социальной сферы________________________ 71

3.2.2. Семья как объект пролонгированного социологического наблюдения и анализа____________________ 75

3.2.3. Выводы___________________________________________________________________________________ 77

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ___________________________________ 79

3.3.1. Социология социальной сферы как наука_____________________________________________________ 79

3.3.2. Социология социальной сферы как учебная дисциплина________________________________________ 82

3.3.3. Выводы___________________________________________________________________________________ 84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________ 85


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

Выводы

Исторически становление социальной сферы (наряду с другими сферами жизнедеятельности общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной) выглядит как движение от синкретизма первобытного общества к дифференцированным самостоятельным частям общества, каждая из которых выполняет свою функцию. Ее генетическим истоком является семья, где с древнейших времен проявлялись важнейшие функции социальной сферы, и прежде всего функции физического и социального воспроизводства. Социальные перемены в обществе привели к трансформации семьи, замене родовых отношений территориальными, разрушению непосредственной связи между социально-бытовой и материально-производственной сферами общественной жизни, усложнению и расширению пространства социально-бытовых, распределительных отношений, формированию специализированной инфраструктуры, сложной системы социально-правовых установлений, регулирующих социальные отношения в обществе, и в конечном итоге к формированию социальной сферы общества как целенаправленно организуемой социальной жизни общества. Генезис социальной сферы представляет собой процесс взаимодействия спонтанных и целенаправленно организуемых обществом (государством) социальных институтов, осуществляющих непосредственное жизнеобеспечение, взаимодействие и воспроизводство социальных субъектов в конкретных исторических условиях их деятельности. Функционирование социальной сферы в том или ином обществе является, с одной стороны, результатом уникальных особенностей культуры, природно-географических условий данной страны, с другой - социальных универсалий, определяющихся базисными потребностями человека (в пище, тепле, отдыхе, поддержании здоровья и т.п.). Степень ее развитости характеризует уровень цивилизованности каждого конкретного общества.

Значительное снижение компенсаторных возможностей социальной сферы в последнее время в нашем обществе требует поиска решения назревших социальных проблем на пути становления Российского государства как государства правового и социального. Оптимальной стратегией ее развития является стратегия, опирающаяся на реализацию фундаментальных принцпов демократического общества: предоставление государством каждому члену общества социальных гарантий существования; контроль над имущественной и статусной дифференциацией населения; перераспределение в разумных пределах доходов населения.

Интегральный механизм функционирования социальной сферы может быть представлен достаточно сложным социальным механизмом, опирающимся на возможности либеральной и патерналистской моделей. Суть его заключена в дифференцированном воздействии средствами либеральной идеологии на социально активных, динамичных, адаптированных к рынку людей и патерналистской идеологии в отношении социально уязвимых групп населения. Социальная поддержка нуждающихся и свобода действий для тех, кто наиболее гармонично вписался в рыночные отношения, станут главной предпосылкой утверждения в обществе принципа социальной справедливости. В этом случае модель социальной сферы обеспечит нужную обществу двухцелевую ориентацию: на. развитие социальной динамики и на социальную стабильность, поддержание равновесия. Субъектами такой модели выступает не только государство, но и различные структуры, формирующегося гражданского общества и сочетающие в себе государственные, коллективные и частные начала. При этом главенствующим институтом, интегрирующим усилия в социальной области, является государство в лице федеральных и региональных органов власти. В их задачу входит создание правового поля и механизмов, устанавливающнх правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество социальных субъектов, обеспечения социальной защиты, поддержки нуждающихся, справедливого распределения доходов и упрочения социальной солидарности граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной жизнью.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

Выводы

Развертывание общественной жизни, ее углубление и дифференциация, ведущие к все большему усложнению социальных отношений, нашли отражение в социально-философских теориях и парадигмах социологов, строивших свои теории в рамках системного, структурно-функционального подходов в России и за рубежом. Эта традиция анализа структуры общества в направлении более глубокой и системной детализации ее структурных элементов нашла свое продолжение и в социологической мысли. Многие российские специалисты наряду с такими сферами жизнедеятельности общества, как материально-производственная, политическая, культурно-духовная и другие, выделяют социальную сферу общества. Мы полагаем такой подход продуктивным, поскольку это фундаментальное понятие, отражает наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и самого познавательного процесса в науке, отвечает критерию - определенному виду деятельности (деятельность по воспроизводству действительной жизни и регулированию социальных отношений между субъектами данной деятельности) и специфике общественных отношений, складывающихся при ее осуществлении. При этом только социальная сфера, в отличие от других сфер жизнедеятельности общества, имеет в качестве основной функции воспроизводство целостной совокупности дифференцированных субъектов в рамках общества как единой социальной системы. Функциями же других сфер является производство материальных благ, политических идей, духовно-нравственных ценностей и норм поведения, гармонизация интересов различных групп населения.

Социальная сфера имеет свои границы. Они очерчиваются тем социальным пространством, в рамках которого происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека, групп, т.е. это область проявления социальных отношений определенного содержания и качества. Законообразность развития, функционирования и строения социальной сферы, самостоятельность также позволяют выделить ее в качестве социологической категории и самостоятельного объекта изучения.

Сферный подход в анализе общества дает возможность раскрыть его специфическую структуру, выражающую связи между различными сторонами социальной жизни и интегрирует в систему отдельные структуры деятельности, общественных отношений, позволяет анализировать все социальные процессы с позиций развития целостного понимания общества. В этом случае она фиксирует некую взаимодополняемость функций взаимодействующих сфер, обеспечивающих известное единообразие структурных элементов.

Выделение социальной сферы, наряду с другими сферами жизнедеятельности общества, эвристически продуктивно и потому, что такой подход к пониманию общества позволяет целостно оценить процесс и результат воспроизводства человека, семьи, групп и слоев населения, проанализировать эффективность деятельности тех или иных социальных институтов, а также дает возможность увидеть социальную сферу не только в контексте конкретного изучения соответствующих сторон ее жизнедеятельности, но и обнаружить связи с другими сферами жизни общества.

Исследование социальной сферы в широком общественном контексте позволяет также глубже детализировать процесс изучения социальной области общественной жизни, понять значимость каждого элемента социальной сферы, раскрыть внутренние механизмы социальной жизни людей. Эта категория более функциональна, конкретна в отличие от таких понятий, как "социальная жизнь", "социальное пространство", "социальное поле", и позволяет выйти на важные для анализа эффективности социального воспроизводства категории: "социальная политика", "социальная защита", "социальная инфраструктура" и др.

Этим и определяется потребность в теоретическом шаге, который позволил бы выявить специфическую логику понятия "социальная сфера", обнаружить ее продуктивные объяснительные функции.

Под социальной сферой общества предлагается понимать целостную, непрерывно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной его потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса с их способностями, потребностями, многообразием интересов в регулировании их социального взаимодействия прежде всего в сфере потребления совокупного общественного продукта. Специфика социальной сферы определяется деятельностью людей (являющейся интегративной стороной, свойством, конструирующим ее становление), направленной на удовлетворение данной общественной потребности, социальными отношениями, возникающими в ее ходе и социальными субъектами данной деятельности и отношений, а также выполняемой ею функцией.

Социальная сфера включает в себя ансамбль специфических социальных связей и отношений, а также совокупность социальных институтов, элементов инфраструктуры, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность человека, его развитие. Это пространство реализации социальной функции общества. Именно в социальной сфере обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные права человека. Обособление, развитие социальной сферы, наряду с другими сферами жизнедеятельности общества, ставят вопрос о сущности этой большой подсистемы, приводят к необходимости детализированного представления о ней, чтобы, опираясь на эти представления, получить полное знание об элементах их составляющих, их роли в социальном воспроизводстве дифференцированных социальных субъектов и на этой основе объединять, интегрировать те новые грани социальной реальности, которые осмысливаются сегодня социологическим познанием. Это и обусловливает необходимость выделения в социологической науке частной теории социальной сферы.

Выводы

Создание специальной социологической теории социальной сферы связано с потребностями общественной практики. Социология социальной сферы представляет собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания, объектом которой является социальная сфера, а предметное поле связано с основной ее функцией - целостным социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности и производными функциями: социокультурной, социоадаптивной, социопродуктивной, социодинамической, социозащитной, социорегулятивной.

Область исследований социологии социальной сферы включает изучение отношений между людьми как представителями социальных групп, занимающих неодинаковое положение в обществе, различающихся не только формами участия в экономической жизни, источниками дохода, но и структурой личного потребления, уровнем личностного развития, типом общественного сознания, возникающими в процессе воспроизводства себя и будущих поколений. В рамках предметного поля этой теории находятся процессы распределения и распределительные отношения, личное потребление и анализ потребностей деятельностного бытия человека, групп, анализ эффективности управления социальной сферой, результатов социального воспроизводства субъектов жизнедеятельности, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной безопасности и защищенности населения как интегрального показателя ее развитости, осознания и оценки людьми факторов и условий своей жизнедеятельности, возможностей и перспектив развития, реализации своих творческих потенций.

Социология социальной сферы как частная социологическая теория, ориентирована на решение конкретных социальных проблем, дает возможность более глубокого анализа эмпирически регистрируемых реалий, позволяет оторваться от непосредственно фактуальной основы, простейших эмпирических обобщений, углубить интерпретацию наблюдаемых явлений и процессов. Содержание и методический аппарат теории социальной сферы наилучшим образом отвечают объективному общественному требованию всестороннего анализа условий и результатов воспроизводства субъектов общественных преобразований, изучения их интересов и потребностей, состояния и динамики социальной сферы, уровня социальной защищенности населения как интегрального показателя ее потенциала. Она изучает специфические закономерности функционирования и развития социальной сферы, рассматривая ее как относительно самостоятельную систему с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления.

Как особая отрасль социологического знания социология социальной сферы выполняет функции: теоретико-познавательную, описательно-диагностическую, прогностическую, инструментальную и социоинженерную. Она представляет собой знание со сложной внутренней структурой, наличием разных уровней, направлений и тенденций в развитии ее предмета. В данной системе знаний следует выделить три уровня его организации: теоретический, конкретно-социологический и социоинженерный. Проблематика исследований на критическом этапе реформ определяется нарастающим противоречием между социальными потребностями общества и усиливающимся развалом социальной сферы - разрушением ее потенциала, социальной инфраструктуры, интенсивным расслоением общества, ростом доли обнищавших и маргинализирующихся слоев населения, ухудшением качественных характеристик популяции, нарастанием региональных противоречий, связанных с дифференциацией положения тех или иных территорий и населения, проживающего в них, ухудшением социального самочувствия людей, ростом социальной напряженности, необходимостью выработки эффективной социальной политики и системы социальной защиты.

Категориальный аппарат социологии социальной сферы представлен системой общенаучных понятий, понятий общей социологии, смежных наук, занимающихся изучением социальной сферы, а также специфическими категориями: социальная сфера, потенциал социальной сферы, субъекты социальной сферы, социальная политика, социальная защита, социальное благополучие, социальная инфраструктура и т.п. При этом все категории общей социологии (социальное, социальные потребности, социальная деятельность, социальные отношения) проявляются в социальной сфере своеобразно, включают в себя характерный именно для социологии социальной сферы подход к анализу общественной жизни. Определенное их качество и содержание обусловливается основной функцией, выполняемой социальной сферой, - функцией социального воспроизводства субъектов исторического процесса. Специфические категории социологии социальной сферы отражают связь нашего объекта с предметной сущностью социологии как науки.

Предметная область социологии социальной сферы пересекается с предметными полями других специальных социологических дисциплин. Однако каждая из них изучает в общем контексте лишь какую-либо сторону воспроизводства социальных субъектов, тогда как целостное жизнесуществование социальных субъектов составляет предметное поле социологии социальной сферы.

Диапазон применения специальной теории социальной сферы широк. Она представит материалы о социальном климате реформ, о динамике интеллектуального, профессионального, духовного и физического потенциала человека, формируемого изменяющейся социальной сферой, об эффективности управления социальными процессами в обществе; даст рекомендации для определения принципов и выбора приоритетов социальной политики, выработки обоснованной и реалистичной стратегии социального развития страны.

Структура социальной сферы

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Важное теоретическое и практическое значение для социологического анализа социальной сферы, совершенствования управления социальной жизнью общества имеют познание и детальное рассмотрение составляющих ее основных компонентов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной сферы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную сферу. Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и тому подобное или как исторически достигнутое распределение и закрепление функций социальной сферы в виде конкретных условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребностей. В данном случае структура социальной сферы выражает взаимосвязь и положение организационно оформленных функций социальной сферы как ее собственных элементов.

С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.

Ряд исследователей полагают, что есть смысл говорить об общих элементах сфер общественной жизни, из которых строится любая из них. Предполагается, что элементы всех общественных структур взаимосвязаны, они как бы пронизывают друг друга. Но эта взаимосвязь отнюдь не означает ликвидации качественной определенности сфер. Например, классы, другие социальные общности пронизывают своей деятельностью и отношениями все сферы общественной жизни. Однако законы воспроизводства, на основе которых складывается социальная сфера, функционируют и развиваются данные общности, которые связывают сложную социальную жизнь в целостную систему, не растворяются в законах других сфер. Большинство ученых склоняется к выделению в сферах таких элементов, как деятельность, отношения, субъекты. Причем на первый план анализа выдвигается фактор социальной деятельности.

Каждый из таких подходов имеет свои достоинства, поскольку позволяет анализировать содержание и сущностные характеристики социальной сферы под определенным углом зрения. Вместе с тем ни один из них не раскрывает всего богатства, сложности и многоплановости социальной сферы в ее реальном и предметном воплощении. Мы предлагаем принцип структуризации социальной сферы, исходя из особенностей ее социологического анализа. Вначале уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Представляется, что в качестве критерия, позволяющего отграничить системные элементы от среды, следует принять функцию каждого из них в создании системообразующих свойств социальной сферы. В таком случае к социальной сфере относятся все объекты и процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в формировании свойств системы, связанных с воспроизводством и совершенствованием личности (группы), удовлетворением ее витальных и высших потребностей. Их взаимодействие и создает социальную сферу как систему с ее качественными отличиями. Материально-производственная, политическая и культурно-духовная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к системе и потому относятся к среде. Они связаны с ней сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К среде следует отнести и природно-климатические условия, в которых функционирует социальная сфера.

Опираясь на эти рассуждения и учитывая, что в социальной сфере складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимых для самореализации творческого потенциала человека, группы, рассмотрим эту сферу как систему, обладающую необходимым набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности. Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения, человека,группы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Пределом анализа социальной сферы, с нашей точки зрения, ее первичным элементом является понятие "потребность индивида, группы" -то наиболее простое, элементарное образование, которое сохраняет свою подчиненность общему закону социальной сферы, ее главной функции. Первичность данного элемента обусловлена тем, что ему присуще характерное для социальной сферы основное противоречие между растущими потребностями субъектов и возможностями их удовлетворения. Это противоречие, на наш взгляд, является основным в процессе саморазвития, самореализации каждого социального субъекта. Его характер и направленность детерминируют возможности, реальный уровень развития социальной сферы в целом. Именно потребность и есть концентрация присущих социальной сфере противоречий, которые обусловливают ее специфику. Потребность служит источником самодвижения, саморазвития системы. Выделение и изучение основного компонента системы позволяет нам проанализировать источники, движущие силы ее развития, выяснить главное направление движения, тенденции, которые ей присущи.

Материальные и духовные потребности личности, группы формируются под воздействием экономических условий, социокультурных факторов и характеризуются, с одной стороны, их минимально приемлемым и гарантированным обществом уровнем, с другой - уровнем возможностей и притязаний самих социальных субъектов.

Экономический кризис, приведший к снижению уровня жизни большинства россиян, существенно скорректировал структуру потребления населения, причем в худшую сторону. Однако уровень запросов людей, сформировавшаяся в обществе ранее, структура потребностей различных групп населения, по своему характеру, в целом сохранились. Образовавшийся разрыв между потребностями и возможностью их удовлетворения не только морально травмирует сознание людей, но и приводит к их физической и психической деградации. Деморализация населения подогревается средствами массовой информации, пропагандирующими завышенные потребительские стандарты, доступные лишь "новым русским". Представляется, что все социальные силы, имеющие возможность влиять на формирование социальных стандартов населения, должны руководствоваться чувством социальной ответственности за несоответствие средних доходов населения предлагаемым стандартам потребления.

Важной детерминантой социальной деятельности личности, группы являются ценностные ориентации. Они воплощаются в идеалах, интересах, устремлениях людей и определяют поведение субъектов социальной сферы. Ценностные ориентации формируются в ходе социализации, закрепляются всей совокупностью жизненного опыта. Именно поэтому они являются одной из стабильных их характеристик. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру, которая включает в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Ее вершину составляют ценности, приближенные к идеалу.

Отказ в последние годы от ранее существовавших ценностей, в центре которых стояла официальная доктирина и неофициальная установка на приоритетную ценность труда, привнесение западных нравственных установок, распространение социально привлекательной мифологемы быстрого обогащения и "красивой жизни" привели к разрушению у многих людей привычных социальных и нравственных. ориентиров в результате - непоследовательность в поведении и сознании, нестабильность в обществе на макро-, и микроуровне.

Размытая система ценностей и норм, неподкрепленная зачастую соответствующими санкциями, но выступающая реальной основой макросоциального процесса смены моделей и регуляторов социальной деятельности, является одним из факторов противоречивости современного трансформирующегося общества. Очевидно, что дальнейшие общественные преобразования, если мы хотим утверждения позитивной логики социального, развития общества, расширения пространства социальной активности, связаны с реморализацией, формированием в обществе системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей.

Полагаем, что одним из ведущих условий этого может стать опора на систему базисных ценностных ориентации, которые включили бы в себя такие ценности, как хорошее образование и высокая профессиональная квалификация, самореализация и самоотдача в деловой жизни и, только на этой основе, зажиточная и комфортная жизнь. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является причиной взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг.

Социальная инфраструктура характеризуется по видам и направлениям деятельности социальных субъектов (трудовая, культурная, досуговая и т.п.) и по звеньям в каждом из видов (дошкольная, внешкольного образования и т.д.). Она может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и региона, предприятия. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения, качестве и количестве в их соотнесении с уровнем дореформенной (1991) России или развитых стран, требованиями современной цивилизации.

Последнее десятилетие отмечено стремительным разрушением социальной инфраструктуры. В условиях бюджетного дефицита ухудшается состояние материальной базы для обучения школьников и студентов, лечебной деятельности врачей. Сократилось число дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений физкультуры и спорта. В кризисной ситуации находится автомобильное и железнодорожное сообщение, особенно пригородное. Наиболее тяжелое положение финансирование осуществлялось ранее из бюджетов производственных предприятий (заводские детские сады, пионерские лагеря, столовые, поликлиники, дома отдыха и санатории). В последние годы все меньше и меньше вводится в строй новых объектов социально-культурного назначения.

Бесконтрольный рост платности обучения, медицинского, бытового обслуживания населения привел к невостребованности мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечивавших прежде потребности населения. Снижение- доступности различных товаров и услуг деформировало сложившийся образ жизни, увеличило нагрузку в домашнем хозяйстве, сократив свободное время, прежде всего женщины.

Согласно анализу социальной деятельности России, за последние несколько лет, происходит значительное ухудшение жизни большинства граждан РФ. Минимальные социальные стандарты обеспечивают уровень жизни лишь на грани нищеты и бедности. Скудные повышения заработной платы и пенсий поглощаются повышением тарифов на оплату проезда, медицинской помощи, коммунальных услуг, инфляцией и так далее.

Кризис 2008-2009 годов показал социальную незащищенность людей еще ярче: маргинализация населения, рост безработицы, усиление процессов депрофессионализации и впоследствии падение доверия к власти. Рассматривая нравственно-психологическое состояние общества, можно сказать о том, что государство, решая сложнейшие вопросы жизнеустройства общества самостоятельно, сделало общество неспособным решать свою судьбу, отчужденным от государства.

Несмотря на то, что Россия провозглашена социальным государством, в стране отсутствует стратегическая программа социальной политики. А осуществляемые государством социальные меры являются не более, чем реакцией на наиболее уязвимое положение отдельных категорий населения.

Идея создания высокотехнологичной, инновационной экономики повторяется более 10 лет, но страна неконкурентоспособна на мировом рынке, поэтому деградация экономики и населения – реальная проблема в наше время. Так, В. В. Путин в выступлении на заседании Государственного совета, посвященном стратегии развития России до 2020 года, отметил, что без стратегии инновационного развития не повысится качество жизни российских граждан. На 11 съезде «Единой России» высказал ту же мысльД.А. Медведев: «Отсталое сырьевое хозяйство, которое в современном смысле слова экономикой назвать можно лишь условно, не гарантирует существенного и устойчивого национального благосостояния… Поэтому нашей стране требуется новая экономика, умная экономика. Основанная на интеллектуальном превосходстве и производстве уникальных знаний». Именно тогда удастся достигнуть «достойного уровня жизни для каждого, ну а если останемся сырьевой базой, будем топтаться на месте и, как следствие, деградировать».

Сложившаяся ситуация объясняется только отсутствием политической воли у руководства страны, поскольку значительные богатства, накопленные за счет продажи нефти и газа, в период кризиса были израсходованы (не на инновации, инфраструктуру и социальную сферу), никак не отразившись на уровне благосостояния граждан или уровне развития экономики. Пренебрежение наукой ведет к тому, что значительная часть научных работников уезжают работать в другие страны, где немало сделали для их экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Для определения направлений социально-экономической трансформации нужно четко понимать, чторазличные системы хозяйствованияв России и развитых западных державах определяют различие методов и этапов формирования социального государства. В чем же состоят отличия формирования социального государства в России и развитых западных государствах?

Во-первых, в России нестабильна экономика, слаб прирост инвестиционного потенциала, значительная часть населения оказалась в неблагоприятном положении; тогда как на Западе социальная деятельность получила развитие с созданием механизмов рыночной экономики, определившие создание мощного экономического потенциала, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов.

Во-вторых, в России пока еще не сформирована стабильная, непротиворечивая, антикоррупционная правовая основа экономического взаимодействия, что порождает развитие рынка, построенного на мошенничестве, обмане, хищениях, от чего страдают простые люди; на Западе государство сначала обрело утвердившийся правовой государственный характер, рынок стал действовать в границах права, а позже возник вопрос о социальной деятельности.

В-третьих, важным моментом является формирование социальной государственности в условиях развитого гражданского общества, что способствует решению задач защиты прав человека, поскольку гражданского общество лучше воспринимает идеи заботы о социально незащищенных слоях населения, социальной справедливости, создания достойных условий жизни для всех людей, что осуществлялось западными государствами, и чего нет в России.

Начальная стадия перехода России к рыночным отношениям была связана с новыми принципами взаимоотношений человека и государства (борьба за выживание, жесткая конкуренция), которые болезненно воспринимались большинством населения; это сильно усложнило процессы, связанные с формированием социального государства, основанного на демократическом участии граждан.

Нескоординированность политики центра и регионов влечет за собой значительные трудности при выстраивании социальной политики. Государство применяет льготы, что является реакцией на крайнее неблагополучие некоторых категорий населения, результаты такой политики не носят реального практического характера. Для значительной части населения практически невозможно улучшить жилищные условия, потому как повышение цен на товары и услуги – тенденция социально-экономического развития России.

Следует рассмотреть индикаторы социального качества, их состояние для определения путей формирования социального государства в России. Создание сети социальной безопасности является важнейшим индикатором, но в России этот процесс находится на начальной стадии: большая часть населения живет в нелегких условиях материальной необеспеченности, проблем с получением качественного образования, медицинских услуг, отсутствие нормальных жилищных условий и так далее.

Расслоение общества по доходам превысило допустимые для развитых государств нормы. Десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической для большинства развитых стран, а в России, по официальным данным, 10% наиболее обеспеченных слоев населения получали доходы, в 17 раз превышающие доходы 10% наименее обеспеченных. По различным оценкам, 25-45% населения живут на пороге бедности, а минимальная заработная плата составляет всего 9% от средней, тогда как в социальном государстве она должна быть не ниже 30-40%. Это свидетельствует о том, что государство не выполняет своих социальных функций, ослабляется потенциал всего общества и появляется препятствие для экономического роста: чем больше таких диспропорций, тем слабее экономика. Исходя из экономических исследований можно сказать, что Россия значительно отстает от развитых индустриальных стран при сопоставлении компонентов социальной политики: в развитых странах нормативно-договорное регулирование заработной платы рабочих составляет 50% ВВП, в России – около 25 %; в развитых странах на институты обязательного и добровольного социального страхования затрачивается около 15-25% ВВП, в России – не более 7%; в развитых странах на предоставление государством общественных благ, связанных с образованием, здравоохранением, жилищно-коммунальными услугами, социальным обеспечением, поддержкой инновационных форм развития экономики с помощью государственного бюджета расходуется 18-25% ВВП, а в России – не более 10%.

Если бедность, получение доходов ниже прожиточного минимума широко распространены в обществе, происходит накопление недоброжелательства и зависти, которые порождают рост преступности, пьянство, наркоманию, падение нравственности, маргинализацию, разрушение устоев нормального взаимодействия людей. Роль социального государства неоценима, поскольку необеспеченность экономических, социальных, культурных прав ведет к разрушению всей системы прав человека. Избыточное социальное неравенство препятствует участию значительной части населения в общественно-политической жизни. В такой ситуации социальное качество недостижимо без вмешательства государства, связанного с введением прогрессивного налога, социальной ответственности бизнеса и его ориентации на инновационное производство. Кризис усугубляет неравенство не только тем, что люди теряют работу, но и тем, что население на заработанные деньги не может достойно содержать свою семью. Кроме того, около 60% всех бедных семей – это семьи с детьми. Призывы властей к молодым семьям рожать больше детей приводят к тому, что в реальности рождение ребенка или двух детей приводит молодую семью в состояние бедности. Начальным этапом в создании сети социальной безопасности и повышения качества жизни – это преодоление контрастов в социальном положении людей, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня большинства населения, испытывающего трудности в обеспечении важных экономических, социальных и культурных прав.

Необходимым индикатором социального качества жизни является сплоченность общества, солидарность, приверженность важнейшим ценностям, что является критериями гражданского общества, которое еще не сформировано в России. Сплоченность предполагает систему социального партнерства, позволяющая согласовывать несовпадающие интересы различных участников общественных отношений и решать вопросы, необходимые для устойчивого развития всего общества, но это невозможно из-за социальной пассивности народа. Граждане недовольны социальными мерами государства, но сохраняют полнейшее бездействие и пассивность, когда речь идет об отстаивании их нужд и интересов. Такое поведение порождается неверием в возможность повлиять на решение власти и боязнью неблагоприятных последствий. Однако социальное государство подразумевает активизацию общественного сознания граждан как необходимое условие формирования социального качества жизни населения, связанного с реализацией и взаимодействием социальных, экономических, личных, политических и культурных прав человека.

Следующее – это включенность в социальную сферу, в систему социальной безопасности, важнейшим условием которой является обеспеченность трудовой занятости населения. Социальное отторжение связано не только с безработицей, низким уровнем оплаты труда, оно определяется и особенностями характера человека, его низкой профессиональной подготовкой, отсутствием ответственности, алкоголизмом, наркоманией, стремлением разбогатеть легким путем. В России преодолению социальной отчужденности препятствует падение нравственности, индивидуализм, безразличие к чужим судьбам, утрата чувства коллективизма и солидарности. Этот процесс охватывает не только маргиналов, но и интеллигенцию, чиновников. Коррупция, поборы, непреодолимая жажда обогащения, обесценение жизни человека, безразличие к его судьбе, разгул преступности и презрение к низшим слоям в иерархии статусов – далеко не полный перечень аморальных проявлений. Великим бедствием страны является пьянство, алкоголизм и наркомания, приобретающие масштабы, угрожающие существованию нации, но при этом в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы, и ситуация с каждым годом только ухудшается.

Неоценимым индикатором социального качества является предоставление каждому члену общества автономии и определенных полномочий, позволяющих самостоятельно или совместно с другими оперативно действовать в случае неожиданных социально-экономических ситуаций. Они гарантированы Конституцией РФ: свобода мысли и слова (ст. 29); право граждан собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). В российском обществе такие способы используются крайне редко по причинам, отмеченным выше: неверие в результативность таких акций, боязнь неблагоприятных последствий, пассивность людей. Важнейший механизм установления диалога народа и власти – использование конституционных прав для отстаивания своих интересов. Его отсутствие ведет к принятию решений без учета подлинных интересов населения. Реализация полномочий, предоставляемых каждому, коллективно или индивидуально защищать свои права – естественная процедура для демократических государств, являющаяся препятствием для произвола, непредсказуемости действий властей, ущемления прав человека. Митинги, пикеты, собрания – конституционный способ доведения до сведения властей всех проблем, требований, настроений.

Значительное внимание уделяется демографическим показателям, таким как численность населения, деление по возрастным группам и полу, рождаемость и смертность, ожидаемая средняя продолжительность жизни, число браков и разводов, миграция населения и другие показатели. В Концепции демографической политики России на период до 2025 года указывается, что достижение основной цели – устойчивого демографического роста – зависит от успешного решения задач социально-экономического развития и от учета региональных особенностей демографического развития. Снижению остроты депопуляционных процессов могла бы способствовать адекватная социально-демографическая политика, направленная на постоянное наращивание инвестиций в медицинские исследования, здравоохранение, пропаганду здорового образа жизни и охрану окружающей среды. Уменьшение численности российского населения – это снижение уровня заселенности огромных территорий с богатейшими природными ресурсами, и в итоге сокращение уровня и ухудшение качества жизни населения. Несмотря на явно неудовлетворительное состояние жилищного фонда, отмечается постоянный рост расходов домохозяйств на оплату услуг ЖКХ. На важную социальную сферу – здравоохранение – отчисляются недостаточные финансовые средства, а слабый уровень материально-технической базы связан во многом с износом основного капитала. Помимо высокого уровня смертности, основными причинами которого являются ограниченный доступ бедных социальных слоев к материальным ресурсам и несоблюдение правил здорового образа жизни, демографическая ситуация осложнена продолжающимся старением населения России. С демографическими проблемами тесно связаны миграционные, они могут быть решены при осознании их значимости государственными структурами РФ в центре и на местах. В сфере миграции основная нагрузка ложится на местные органы государственной власти при соответствующей поддержке государства. Снижает возможность государства по управлению миграционными процессами неразвитость российского рынка услуг, связанного с трудовой миграцией. Нельзя не сказать, что до недавнего времени миграционная политика России была сильно этнизирована и политизирована: функциональный, хозяйственно-экономический и правовой подходы к миграции и к решению социальных проблем мигрантов нередко заменялись политическими кампаниями.

Однако становится более очевидным, что низкая средняя продолжительность жизни частично зависит от здравоохранения, так как источники опасности для здоровья и жизни могут находиться и в питании, привычках, окружающей среде, поведении. Серьезное беспокойство специалистов вызывает распространение СПИДа и туберкулеза, возрастание заболеваемости репродуктивной среды. Важной задачей России как социального государства является как создание условий для стимулирования рождаемости, так и забота о здоровье уже родившихся поколений. Недостаточное развитие надежной страховой медицины, коммерциализация сферы медицинских услуг, отсутствие службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большее число граждан не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, в том числе в сфере репродуктивного здоровья. Также в последнее время возникли проблемы усиления антропогенного и техногенного воздействия на здоровье человека, возрастание числа лиц, имеющих неблагоприятные условия труда. Нельзя не сказать, что российское общество за последние годы приходит к пониманию того, что алкоголизм, никотиновая и наркотическая зависимости являются социально значимыми проблемами, в центре которых находится человеческая личность. В области здравоохранения решение проблем, связанных с любой зависимостью, должно строиться на лечении больных, возвращении их в общество и на предотвращении социальных и медицинских последствий зависимостей. Решение проблем здравоохранения непосредственно связано с качеством полученного образования медицинским работником, на которого возложена ответственность установления диагноза.

Образование – один из элементов, определяющий уровень и качество жизни человека, обеспечивающий его ориентацию в обществе, уважение к свободе и правам человека. Современное образование рассматривается в качестве одного из факторов социального и экономического прогресса общества. Одна из серьезных проблем образования – проблема его доступности, что связано с коммерциализацией образования, постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях. Следует отметить проблему доступности качественного образования, поскольку проведенные исследования дают основания говорить о тенденциях социальной дифференциации системы высшего образования, неравноценности знаний, которые дают различные вузы. Несоответствие предложения со стороны профессионального образования реальному спросу на квалифицированные кадры является серьезной и актуальной проблемой. Наблюдается существенный разрыв между требованиями, предъявляемыми работодателями к потенциальным работникам, и результатами работы системы образования. Кроме того, в худшем состоянии находится российская наука: почти в 3 раза уменьшилась численность научных исследователей, продолжается отъезд российских ученых и научной молодежи. Если ситуация не изменится, страна столкнется с проблемой нехватки ученых, которые действительно могли бы продвигать российскую науку, заняться инновационными разработками в России и для России. Улучшение качества жизни невозможно без инновационного развития, для которого нужны модернизированная экономика, научные кадры высокой квалификации, развитие образования и науки в РФ.

Я считаю, что социальная политика России неэффективна в связи с большим количеством возникших проблем в данной сфере. Необходимо срочное решение социальных проблем в России, ведь государство создано людьми для людей и совершенно непонятно, чем государство может заниматься, когда население страны подвержено стольким трудностям для поддержания здоровья, нормального уровня жизни. По-моему, социальная сфера – самая важная из всех сфер деятельности государства, она является основой других сфер, непосредственно взаимодействуя с ними. Можно ли рассуждать о политике, когда большинство населения страны находится на грани бедности, живет в старых домах, пользуется образовательными и медицинскими услугами низкого качества, а демографическая проблема – уменьшение численности населения, грозит вымиранием нации. Это критическая ситуация, которая требует срочных действий не столько правового характера, сколько реального изменения неутешительных статистических данных. Поэтому происходит смена приоритетов, и на первый план выдвигаются вопросы социального развития. Однако для этого одного государства недостаточно, общество также должно приложить все усилия для того, чтобы Россия стала ближе к идеалу социального государства.