Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Вопросы для конкурса в казначействе. Становление и развитие казначейской системы исполнения бюджета. Список использованной литературы

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

Ответ редакции

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.

МОСКВА, 8 дек — РИА Новости . Федеральное казначейство России 8 декабря отмечает 24-летие, хотя прообраз этого ведомства был создан еще Петром I более 300 лет назад. Главная задача казначейства — исполнение бюджета, то есть получение доходов и финансирование расходов государственной казны.

Собрать все денежные поступления в бюджет — от каждого индивидуального предпринимателя или просто гражданина, который платит подоходный налог, все сборы и штрафы по всей стране. Распределить все эти средства между министерствами и ведомствами, государственными и негосударственными предприятиями, пользующимися бюджетной поддержкой, между федеральными округами, муниципальными образованиями — опять-таки, чтобы до каждого ИП дошла причитающая ему часть. Именно эти задачи выполняет Федеральное казначейство — отдельная служба в системе Министерства финансов России.

Объем работы казначейства за 11 месяцев 2016 года — 64 миллиона банковских операций.

В начале этого года был ликвидирован Росфиннадзор, и основные его функции также отошли Федеральному казначейству. Теперь оно не только перераспределяет деньги, но и следит за тем, чтобы бюджетные средства расходовались по назначению — это называется казначейским сопровождением.

Согласно экспертным оценкам, в год Федеральное казначейство может выявить около 700 миллиардов рублей нецелевого расходования бюджетных средств. При том, что бюджет самой федеральной службы составляет 30 миллиардов.

Из глубины веков

Казначеи были еще в Древней Руси — так называли хранителей княжеской казны. В 1710 году Петр I своим указом создал Счетную, или Казначейскую контору, контролировавшую поступление налогов. Просуществовала она 32 года.

"Единая Россия" хочет ужесточить ответственность за дачу взятки В Госдуме приготовят изменения законодательства во "взяткоемких" сферах, в том числе, направленные на пресечение взяток инспекторам ГИБДД и "откатов" при госзакупках.

Казенные палаты "для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества" были созданы при Екатерине II в каждой губернии. А через год император Павел I повелел учредить должность государственного казначея, назначив на этот пост графа Алексея Васильева.

В 1821 году Александр I основал в структуре министерства финансов департамент государственного казначейства — ядро всей казначейской службы в Российской Империи.

В 1918 году казначейство расформировали. В течение всего советского периода его функции — сбор, учет и распределение бюджетных доходов, — выполнял Госбанк СССР.

Ровно через год после конца СССР — 8 декабря 1992 года, — первый президент России Борис Ельцин вновь создал в составе министерства финансов Российской Федерации Федеральное казначейство.

Победить коррупцию

Казначейское сопровождение исполнения государственных контактов в этом году помогло предотвратить использование "Объединенной зерновой компанией" бюджетных средств на 300 миллионов рублей, которое "вызвало бы вопросы", сообщил руководитель Федерального казначейства России Роман Артюхин.

Генпрокуратура и Федеральное казначейство договорились о взаимодействии Совместная работа поможет выявлять правонарушения, обмениваться информацией о нарушениях бюджетного законодательства, а также законов об аудиторской деятельности.

Расплывчатость формулировки объясняется просто: казначейство, в отличие от других проверяющих и контролирующих органов, не "выявляет нарушения", а предотвращает их, запрещая те платежи из бюджета, которые могли бы нарушить нормы закона. То есть, не дают свершиться самому факту нецелевого расходования государственных средств. Потому давать определения действиям и фактам, которые удалось предотвратить, здесь не спешат.

Участвует ли казначейство в масштабной кампании борьбы с коррупцией, спросили РИА Новости руководителя управления Федерального казначейства по городу Москве Андрея Гуровича.

"Вне всякого сомнения — участвует. Только мы не "ловим за руку" и не выявляем правонарушения, а предупреждаем их. Основная наша задача — профилактика бюджетных нарушений. Что на наш взгляд, намного эффективнее", — ответил собеседник агентства.

Не столь давно сотрудникам казначейства удалось, например, предотвратить закупку неким обществом содействия инвалидам престижного внедорожника, который совсем не был предназначен для инвалидов. Или другой пример: крупный фонд с государственным участием, занимающийся поддержкой ВПК, получая из бюджета миллиардные взносы в свой уставной капитал, размещал эти средства на депозитных счетах, получая доходы в виде процентов. Эта практика также была пресечена казначейством.

Пополнять бюджет

Как сообщил Роман Артюхин, доходы российского бюджета на 1 декабря 2016 года составили 11 422 миллиардов рублей, расходы — 13 210 миллиардов. Соответственно, бюджетный дефицит — 1 788 миллиардов. Пополнять казну в такой ситуации становится задачей всех государственных органов, и Федеральное казначейство не может остаться в стороне от этой задачи.

Андрей Гурович рассказал о нескольких проектах, реализованных совместно с правительством Москвы, которые позволили в последнее время существенно пополнить столичный бюджет.

Создание системы выдачи патентов на трудовую деятельность иммигрантам потребовала немало работы. Проблема состояла в том, чтобы информация об оплате патентов одновременно заносилась в базы данных нескольких организаций — в том числе, ФМС и МВД. Ее удалось решить, и продажа патентов за 11 месяцев нынешнего года принесла в городскую казну около 13 миллиардов рублей.

Похожая проблема была и с оплатой парковок в столице. Ее тоже удалось решить, и в нынешнем году платные парковки дали городскому бюджету 3,64 миллиарда рублей, а штрафы за неоплаченную парковку — еще 2 миллиарда рублей.

В целом городская казна в нынешнем году пополнилась на 4,58 триллиона рублей.

Очередной проект, над которым работают в казначействе и в правительстве Москвы — как заставить "работать" омертвленные бесхозные деньги, изъятые в ходе следственных мероприятий, которые никто из фигурантов не хочет признавать своими. Годами огромные суммы лежат без движения, тогда как тоже могли бы пополнить казну, не дожидаясь суда, утверждает Андрей Гурович.

Право/1. История государства и права

К.ю.н. Приходько М.А.

Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина, Россия

Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) и государственная система Российской империи в начале XIX века (Историко-правовой аспект)

Государственное казначейство или ведомство Государственного казначея принадлежит к числу учреждений наименее исследованных в научной литературе, вследствие не проявления активного интереса к этому учреждению со стороны дореволюционных и советских исследователей и отсутствия до конца 90-х гг. XX в. научных статей и исследований, специально посвященных этому государственному учреждению.

Наиболее же научно выверенной справочной статьей о Государственном казначействе (ведомстве Государственного казначея) продолжает оставаться статья из справочника немецкого историка Э.Амбургера.

Также, нужно отметить, что архивные документы Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) за 1796-1821 гг. не систематизированы и рассредоточены по нескольким архивным фондам Российского государственного исторического архива (далее: РГИА), а информация о Государственном казначейства (ведомстве Государственного казначея) отсутствует в путеводителе РГИА.

Частичным объяснением этому является отсутствие у Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) организационного единства.

Учреждение Экспедиции о государственных доходах при 1-м Департаменте Правительствующего Сената в 1773 г., преобразование ее в 1780 г., образование в этом же году Казначейств для остаточных и штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, подчинение их сначала генерал-прокурору Правительствующего Сената, а с 1796 г. Государственному казначею, не сопровождалось организационным слиянием их в одном центральном государственном учреждении – коллегии, конторе или департаменте.

Между тем, значение должности Государственного казначея продолжало возрастать в связи с сосредоточением в его руках существенной части важнейшей отрасли государственного управления – финансового управления. Более того, с 1798 г. когда Государственному казначею была подчинена вновь образованная Контора придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Раля и К о, и в сферу его компетенции вошли еще и вопросы внешних займов Российской империи.

К 1802 г. Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) так и не получило единого организационного устройства. Фактически его составляли сразу несколько самостоятельных государственных учреждений: Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Контора придворных банкиров и комиссионеров баронов Велио, Раля и Роговикова. Объединяющим началом для них было то, что все они находились под общим руководством Государственного казначея. Также при Государственном казначее действовала Канцелярия.

Неопределенность организационного устройства порождала и неопределенность правового статуса Государственного казначея – он не был президентом коллегии, а значит, он не был, так сказать, полноценным руководителем центрального государственного учреждения. Кроме того, определенное, доминирующее воздействие на Государственного казначея оказывала деятельность генерал-прокурора как главы Правительствующего Сената и первенствующего сановника империи.

Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. затронул Государственное казначейство в минимальной степени. Манифестом 8 сентября 1802 г. было подтверждено, что должность Государственного казначея по прежнему регулируется Указом «Об устройстве Экспедиции о государственных доходах» от 24 октября 1780 г.

Под руководством Государственного казначея остались Экспедиция о государственных доходах, Казначейства для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, а также все губернские Казенные палаты только по части казенных сборов, все губернские и уездные казначеи. Из ведения Государственного казначея были исключены придворные банкиры, комиссионеры и контролер для свидетельствования банкирской кассы, а также Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций.

Вместе с тем, установление в статье V Манифеста «Об учреждении министерств» новых правил, в соответствии с которыми императорская воля объявлялась Государственному казначею через министра финансов и что Государственный казначей должен находится в сношениях с министром финансов по всем ведомостям о доходах, а также перечисление учреждений и предметов ведения Государственного казначея в одной статье с Министерством финансов, определило некоторое вспомогательное или полузависимое положение Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) по отношению к Министерству финансов.

Тем самым, при всей минимальности изменений, внесенных Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. в структуру Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея), он имел важное значение в смысле установления на практике полуподчиненного положения Государственного казначейства по отношению к Министерству финансов.

В первые годы после 1802 г. изменения в структуре Государственного казначейства не были существенными. В 1803 г. к Экспедиции о государственных доходах присоединена Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем. В 1805 г. утвержден Штат 5-й (временной) Экспедиции для свидетельства счетов прежнего времени. В 1806 г. были прибавлены чиновники и канцелярские служители в Штат Казначейств для штатных и остаточных сумм в Санкт-Петербурге и в Штат 1-й Экспедиции о государственных доходах, а также Экспедиция заготовления гербовой и вексельной бумаги и печатания векселей и заемных писем была переименована в Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, с утверждением Штата этого Казначейства.

В августе 1807 г. по случаю кончины министра финансов А.И.Васильева управляющим Министерством финансов был назначен с оставлением в должности Государственного казначея Ф.А.Голубцов. Это назначение носило временный характер, так как предметы ведения министра финансов передавались под управление Ф.А.Голубцова постепенно, но функциональное и организационное взаимовлияние и взаимодействие Государственного казначейства и Министерства финансов существенно возросло, так как управление ими осуществлялось одним лицом.

В августе 1808 г. организационные изменения уже непосредственно затрагивают структуру Государственного казначейства. На основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 1-я, 2-я и 4-я экспедиции о государственных доходах, объединяются и составляют новую, единую Экспедицию о государственных доходах.

В 1809 г. на основе высочайше утвержденного доклада Государственного казначея Ф.А.Голубцова 3-я и 5-я экспедиции прежней Экспедиции о государственных доходах объединяются в Государственную экспедицию для ревизии счетов.

Тем самым, структура Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея) с 1809 г. выглядела следующим образом: Экспедиция о государственных доходах, ГЭДРС, два Казначейства для штатных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, два Казначейства для остаточных сумм в Санкт-Петербурге и Москве, Казначейство о заготовлении разной гербовой и для плакатных паспортов бумаги, Экспедиция заготовления листов для государственных ассигнаций и Канцелярия при Государственном казначее.

Завершающий период министерской реформы 1810-1811 гг. и его основные правовые акты имели важное значение для Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 г. подтвердил предметы ведения Государственного казначейства: «движение сумм в доход поступивших, Казначейство остаточное или запасов, Казначейство текущих расходов, платеж долгов и пенсионов и прочее».

Вместе с тем, Манифест от 25 июля 1810 г. провозгласил создание нового центрального государственного учреждения – Ревизии счетов, под руководством Государственного контролера.

Тем самым, на основе Государственной экспедиции для ревизии счетов

создавалось новое, центральное государственное учреждение, с выведением его из состава Государственного казначейства и подчинением его непосредственно Государственному контролеру.

Таким образом, в функциональной плане Государственное казначейство (ведомство Государственного казначея) потеряло важнейшую функцию финансового контроля и утратило качественное различие в сфере своей компетенции с компетенцией Министерства финансов.

«Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам» от 17 августа 1810 г. не затронуло Государственное казначейство.

«Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. еще раз подтвердило предмет ведения Государственного казначейства – движение сумм в доход поступивших.

Кроме этого, нужно отметить и изменения в персональном составе руководителей Государственного казначейства (ведомства Государственного казначея).

После увольнения 01.01.1810 г. Ф.А.Голубцова с должностей Государственного казначея и управляющего Министерством финансов, Государственным казначеем был назначен Б.Б.Кампенгаузен, а министром финансов Д.А.Гурьев.

Назначение же Б.Б.Кампенгаузена 28.01.1811 г. Государственным контролером в связи с образованием ГУРГС, оставило должность Государственного казначея вакантной.

На практике управление Государственным казначейством перешло к министру финансов Д.А.Гурьеву, вновь возродив, существовавшую прежде тенденцию общего руководства Министерством финансов и Государственным казначейством.

Литература :

1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т. 2. СПб., 2001.

2. Государственность России. Словарь-справочник. Кн. 1, 3. М., 1996, 2001.

3. Ерошкин Н.П. Министерства России 1-й половины Х I Х в. – фондообразователи центральных государственных архивов СССР. М., 1980.

4. Министерство финансов 1802-1902. Ч . 1. СПб ., 1902.

5. Amburger E. Geschihte der Behördenorganisation Russlands von Peter dem Grossen bis 1917. Leiden, Brill, 1966.

Этапы исторического развития казначейства в России.

Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной.

В период правления на Руси Ивана III (1462 - 1505 гг.) казначей – видный дворовый чин. Были созданы приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Новая Четверть, Счетный. Приказы подчинялись царю и Боярской Думе, имея, в свою очередь, в подчинении местное управление. Вместе с тем системной организации государственных финансов до Петра 1 не существовало.

В период царствования Петра 1 (1682 - 1725 гг.) была распущена Боярская Дума и образована первая коллегиальная организация на Руси - Сенат, из 9 человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Из образованных Петром Великим коллегий финансами заведовали: Камер-коллегия, Штатс-контора, Ревизион-контора.

Создание финансовых коллегий явилось первым принципиальным признанием самостоятельности финансовой администрации, и несмотря на то, что коллегии частично сохранили порядки приказов, вместе с тем создание коллегий явилось значительным шагом вперед.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

В 1775 г. появилась должность уездного казначея, в его обязанности входил прием и хранение всех казенных доходов своего уезда. При приеме денег от плательщиков он выдавал квитанции.

В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Империи инструкция, в которой содержались правила: о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий как единовременных, так и постоянных; о выдаче казначействами процентов по ценным бумагам .

Таким образом, в тот период казначейства представляли со - бой центральные кассы, в которых сосредоточивались получаемые из уездных казначейств доходы для передачи их в Государственный банк на текущий счет Департамента государственного казначейства.

В царствование императора Александра III (1881 - 1894 гг.) центральные учреждения Министерства финансов с формальной стороны не испытали преобразований. В Департаменте государственного казначейства можно отметить только передачу 22.04.1894 г. монетного отделения по монетной части в особенную канцелярию по кредитной части, а по пробирной - в ведение Департамента торговли и мануфактур.

В начале XX века роль казначейства усиливается с ростом доходов и расходов государства , усложнением финансовой системы государства. Выходят новые законы, внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.

К 1900 г. насчитывалось 728 уездных казначейств, они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам.

К 1917 г. Департамент государственного казначейства был основным в системе Минфина. Казначейство выполняло следующие функции: устанавливало бюджет для каждого уезда; ведало составлением и рассылкой окладных листов; продажей государственных бланков и гербовой бумаги ; взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; ведением отчетности по государственным доходам и расходам; земским сбором; выдачей, паспортов; ведением следственных дело чиновниках отделения и уездных казначейств и дел по недоимкам, взысканиям и штрафам.

В годы советской власти, в октябре 1918 г., кассовые операции по исполнению государственного бюджета были возложены на Народный банк РСФСР. Департамент государственного казначейства и его местные органы присоединились к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. С этого времени в России устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета , которая просуществовала свыше 70 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 000 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 000 (в организационном плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В 1999 году постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на годы.

Важнейшим событием для Федерального казначейства было вступление в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации - закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации.

Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 000 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

Проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;

Осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса ;

Распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему , между бюджетами разных уровней;

Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ;

Своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, федеральное казначейство выполняет роль контролера государственных финансов, являясь инструментом Правительства Российской Федерации для реализации бюджетных реформ.

Отделение по г. Петрозаводску

Управления Федерального казначейства

По Республике Карелия

Зам. начальника ОПФБ

по силовым структурам