Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

О.Н. КОРЧАГИН,

аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС при Президенте РФ

Для отмывания преступных доходов используются различные способы и методы, в том числе основанные на самых современных технологиях, которые обеспечивают высокую скорость перемещения практически любых сумм денежных средств. При выборе схемы отмывания денег в каждом конкретном случае преступники исходят прежде всего из необходимости обеспечить тайну преступного происхождения денежных средств или иного имущества и сохранить контроль над ними на всех этапах этого процесса.

Легализация доходов, полученных незаконным путем, осуществляется в несколько стадий. До настоящего времени ни отечественные, ни зарубежные исследователи в этой области не пришли к согласию относительно количества этих стадий и это лишний раз свидетельствует о модернизациях, предпринимаемых преступниками.

Рассмотрим одну из самых простых моделей, известных на сегодняшний день, коей является двухфазовая модель. Этой модели характерны два этапа отмывания преступных доходов. Первый этап представляет собой отмывание денег, полученных непосредственно в результате совершения преступления путем обмена этих денежных средств на купюры иного достоинства или другой валюты.

Второй этап заключается в совершении операций, в результате которых предварительно «отмытым» деньгам придается статус полученных законными путями и они вводятся в легальный финансовый оборот.

Более подробно считаем необходимым разобрать самую известную трехфазовую модель, которая является менее быстрой в реализации отмывания, но более качественной по «чистоте» легализации. Она предполагает выделение в процессе отмывания преступных денег следующих фаз: размещение, расслоение (запутывание следов), интеграция.

Размещение - первая стадия «отмывания» доходов, полученных из нелегальных источников, предполагает введение «грязных» денег в легальную финансовую систему через какое-либо финансовое учреждение, территориально удаленное от места извлечения преступных доходов, например, путем депонирования денежной наличности на банковский счет или приобретения ликвидных ценных бумаг. Так же может осуществляться физический перевод денежных средств посредством скрытого вывоза наличных денег курьерами (контрабанды). Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида.

«Грязные» деньги нередко смешиваются с легальными доходами, полученными в результате обычной экономической деятельности, и декларируются как «чистые» деньги. Данный метод легализации незаконных средств характерен также и на стадии запутывания следов. Кроме того, в страны, где обязателен контроль валюты, денежные курьеры въезжают с чемоданами, набитыми наличными купюрами. На таможне они декларируют ввоз в страну, например, двух миллионов наличных долларов, но в чемодане имеют только один миллион. Как правило, служащие таможни верят тому, что указывают въезжающие. После этого курьер может совершенно законно выехать из страны с двумя миллионами долларов - таким образом, один миллион получается «отмытыми».

В качестве одного из приемов легализации преступных доходов криминальные организации могут использовать установление контроля над деятельностью персонала финансового учреждения или над финансовым учреждением и это значительно упрощает размещение незаконных денег.

Эксперты в этой области считают, что этап размещения наличности является самым слабым звеном в процессе легализации. Незаконно полученные средства легче всего могут быть выявлены именно на этом этапе.

Запутывание следов (расслоение) - вторая стадия легализации доходов, приобретенных преступным путем, направлена на маскировку проверяемого следа происхождения «грязных» денег в преддверии возможного расследования. В результате маскируется связь между денежными средствами и преступным источником их происхождения.

Наиболее распространенным способом осуществления второй стадии является перевод денег, маскируемый притворными сделками из одной фирмы в другую и дальше, что позволяет достаточно эффективно скрывать истинный источник происхождения преступных средств. Необходимо отметить, что индустрия азартных игр активно использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино предлагает полный спектр таких финансовых операций как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег, тем самым создается реальная угроза в легализации преступных доходов.

На этой стадии преступниками активно используются так называемые оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие необходимые основания и условия для проведения подобных операций. Международные эксперты справедливо сравнивают оффшорные юрисдикции, предлагающие секретность банковских операций, совершенно не прозрачные корпоративные законы и экономическое гражданство с финансовой черной дырой. При этом оффшорные зоны используются не только для отмывания преступных доходов, но и для их хранения. По имеющимся оценкам, постоянно циркулирующие на планете 600-700 миллиардов «грязных» долларов составляют лишь около 10% того богатства, которое сегодня прячется в оффшорах.

Интеграция - третья стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимой законности преступно нажитому состоянию путем приобретения объектов недвижимости, ценных бумаг, произведений искусства, предметов роскоши и этот перечень не ограничен.

Возможными способами легализации преступных доходов на данном этапе могут являться сделки с занижением цены и сделки с завышением цены. Рассмотрим указанные способы подробнее. Например, по заниженной цене приобретается квартира, либо какая то другая недвижимость, в отчетных документах указывается именно эта стоимость, а разница между этой ценой и реальной стоимостью доплачивается «грязными» деньгами, после этого происходит имитация ремонтных работ и эта недвижимость перепродается по высокой цене, в результате преступные доходы легализуются в виде денежных средств от выгодной продажи этой недвижимости.

Сделки с завышением цены заключаются в искусственном завышении реальной стоимости имущества, являющегося предметом сделки. Использование подобного способа распространено, как правило, в операциях с произведениями искусства, антиквариатом, на аукционах. При этом торговля антиквариатом является одним из лучших способов, позволяющих пропустить «грязные» деньги через такой бизнес, где наличная валюта является легальным и традиционным способом расчета.

На этой стадии незаконный капитал после широкомасштабной операции по укрыванию его природы возвращается обратно в экономический цикл, создавая впечатление о его легальном происхождении в результате законной деловой активности. Преступники получают возможность свободно использовать «отмытые» деньги. Таким образом, происходит окончательное прокручивание денег, которые обретают «легальный» источник происхождения и инвестируются в легальную экономику. Фактически по завершении операций на этой стадии заканчивается процесс легализации.

Некоторые эксперты используют четырехфазовую модель для для описания структуры процесса отмывания преступных денег. От трехфазовой четырехфазовая отличается присутствием этапа, на котором происходит освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредники должны иметь собственные счета в банках. Причем, предпочтение отдается тем посредникам, которые имеют выходы на международные банки.

В заключение проведенного анализа, отмечаем, что ни один из перечисленных нами методов объективно в чистом виде преступниками не используется. Очень часто в ходе легализации преступных доходов возможные способы могут сменять друг друга и использоваться параллельно. В результате создается многосложная, запутанная цепочка из физических лиц, организаций и служащих, единой целью которых является сокрытие истинных прав на имущество, запутывание следов преступления, в результате которого возникла необходимость легализации преступных доходов.

Считаем, что более квалифицированной борьбе с этим негативным явлением может способствовать усиление комплекса мер, предпринимаемых Российской Федерацией совместно с международным сообществом в этой области, что и входит в предмет дальнейшего исследования.

Само по себе «отмывание» денег - довольно сложный процесс: доходы, полученные преступным путем, проводятся через финансовую систему с целью сокрытия их нелегального происхождения и придания им вида законно полученных.

Как уже говорилось, «отмывание» денег может быть связано с любым преступлением, приносящим существенные доходы: вымогательством, торговлей наркотиками и оружием, а также «беловорот-ничковыми» преступлениями (махинациями, содеянными служащим или лицом, которое занимает высокое общественное положение). Хотя процесс «отмывания» денег наиболее часто складывается из сложной последовательности операций, в целом он сводится к трем основным действиям.

Первое действие - размещение (placement).

Может быть выполнено путем депонирования средств в местных банках или чаще всего в других типах финансовых учреждений. Денежная наличность может быть также переведена за границу для ее депонирования в иностранных финансовых учреждениях или использована для приобретения товаров высокой ценности (художественные произведения, самолеты, драгоценные металлы и камни), которые могут быть перепроданы с оплатой банковским чеком или банковским переводом.

Этап размещения крупных сумм наличности является самым уязвимым звеном в процессе «отмывания» денег - полученные деньги наиболее легко могут быть выявлены именно на этом этапе.

Второе действие - -«слоение»- (layering).

Задача здесь состоит в том, чтобы путем сложной последовательности финансовых операций («накладыванием» слоев) отделить незаконные доходы от их источника и скрыть так называемый аудиторский след (отслеживание соглашений при проведении проверки).

Эта стадия может включать такие операции, как перевод депонированной денежной наличности, конвертация депонированной денежной наличности в денежно-кредитные инструменты (облигации, акции, дорожные чеки и др.), перепродажа товаров высокой ценности и денежно-кредитных инструментов, инвестиции в недвижимость и легальный бизнес, особенно в индустрию туризма и досуга.

Компании, зарегистрированные в оффшорных зонах - типичный инструмент, использованный в стадии «слоения». Директоры таких компаний - это зачастую местные адвокаты, действующие как поверенные. В их задачу входит сокрытие информации о реальных собственниках компании - получателях выгоды. И благодаря жестким законам защиты банковской тайны и праву адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, они с этой задачей успешно справляются.

Третье действие - интеграция (integration).

При интеграции «отмытые» деньги возвращаются в банковскую систему под видом честно заработанных доходов. Интеграция может включать довольно большое число различного рода способов и техник, например использование компаний для предоставления ссуды в размере незаконных доходов или использования средств, депонированных в иностранном банке, в качестве залога под кредиты местных банков. Другой распространенный метод состоит в выписывании ошибочных накладных (счетов) за проданные либо фиктивно проданные товары за границу.

Если след «отмываемых» денег не был выявлен на двух первых стадиях, то затем отделить законные деньги от незаконных достаточно сложно. Обнаружение «отмытых» денег на стадии интеграции становится возможным, как правило, лишь с помощью агентурной работы.

Грязные деньги

поступают в Сбор^фязных" денег финансовую систе

Приобретение ценных активов Т|

Финансовые инвестиции ИнегрОЦИЯ Коммерческие/производственные инвестиции

Рис. 1. Типичная схема отмывания денег

Рассмотрим стадии «отмывания» денег детальнее.

Размещение (placement) - это физическое размещение наличных денежных средств в финансовые инструменты, а также размещение средств территориально удаленное от мест их происхождения.

Методы, используемые на этой стадии «отмывания», предполагают размещение:

В традиционных финансовых учреждениях;

В нетрадиционных финансовых учреждениях;

Через учреждения нефинансового сектора;

За пределами страны.

Размещение в традиционных финансовых учреждениях. Подобные учреждения занимаются обычным финансовым бизнесом на основе лицензии или разрешения. К ним относятся банковские и специализированные небанковские финансово-кредитные институты (коммерческие банки, сберегательные банки и ассоциации, кредитные союзы, взаимные фонды, пенсионные фонды, страховые компании, финансовые компании, инвестиционные фонды), которые подчиняются и управляются государственными регулирующими инстанциями.

Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые учреждения, включают:

Смерфинг (smurphing) - структурирование операций с наличными деньгами (техника дробления вкладов);

Установление контроля над финансовыми учреждениями;

Незаконное использование исключений из закона;

Использование корреспондентских отношений между банками;

Создание ложного бумажного (аудиторского) следа;

Перевод средств, полученных незаконным путем, за рубеж;

Использование «коллективных» счетов;

Использование транзитных счетов;

Механизм гарантии ссуды;

Обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;

Обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;

Слияние законных и незаконных средств.

Остановимся на отдельных методах, требующих пояснений.

Смерфит (smurphing) - структурирование операций с наличными деньгами (техника "дробления вкладов) - метод, основанный на ограничении масштабов осуществляемых финансовых операций (вклады, покупка денежных инструментов и обмен купюр мелкого достоинства на более крупные) с целью избежания заполнения специальных форм отчетности (в США - CTR или CM1R") посредством разделения одной крупной суммы на несколько небольших (размером ниже пороговой суммы"). Затем деньги переводятся на иной счет, как правило, в другую страну. Это один из наиболее часто используемых методов на данной стадии отмывания.

Установление контроля над финансовыми учреждениями - метод, базирующийся на установлении контроля над деятельностью персо-

CTR - Currency Tnmsriclion Report, Отчет о денежной операции, форма № 4789 Служит внутренних доходов (Internal Rermtte Serj"ire). Заіюлияімся шиком в случае, если операция с клиентом превышает $ 10,000.

" CMIR - Re/югІ of International Transixirtntian of Currency or Monetary Instruments, Отчет о международном дпиженнн денег и денежпо-креди Іньїх шюгрумеІІ го», форма Jsfc 47Ш) Таможни (Cuxiomi), Заполняемся банком от имени клиен Іа, .жспоріирующс-го либо импортирующего лены и или денежно-кредитные инструменты на сумму, нрсиышаюшую $ 10,000.

" Пороговая сумма - сумма, устанавливаемая национальным:>аконодатс.тьство.м страны, при условии превышения которой по операции, финансовое учреждение применяет к ней повышенное внимание и инициирует подачу информации о такої! операции в компегентные органы.

нала финансового учреждения или над финансовым учреждением со стороны преступной организации. Такое подчинение упрощает размещение незаконных денег, их «слоение» и интеграцию.

В последнее время отмечаются попытки криминальных организаций проникнуть в мелкие банки и небанковские финансовые структуры, а также усилить контроль над деятельностью предприятий, расположенных в зоне их действия. В этом случае к «отмыванию» денег привлекаются руководители и служащие банков, которые оказывают-преступникам содействие в дроблении сумм на счетах, использовании банковского счета для массовых операций по вкладам и снятию денежных средств. За несколько месяцев до проверки банковской бухгалтерии операции прекращаются н на счету оставляются незначительные суммы. В ходе проверки выясняется, что в течение последних месяцев по счету не осуществлялось значительного движения средств, что не вызывает особых подозрений.

Данный метод широко используется в странах СНГ, где огромное количество организованных преступных групп, специализирующихся на легализации доходов, полученных от незаконной деятельности, образовааи собственные предпринимательские структуры. Помимо этого подобными группами установлен контроль над большим количеством хозяйствующих субъектов, среди которых - предприятия н организации государственного сектора экономики, целый ряд банковских и финансовых структур.

Незаконное использование исключений из закона. Данный метод наиболее часто используется в странах, принявших специальное законодательство об «отмывании» денег. Согласно определенным нормам, банкам предоставляется право освобождать клиентов от заполнения специальных форм отчетности об операциях с наличностью в размере, превышающем пороговую сумму, что в некоторых сферах бизнеса является обычной практикой.

Среди других исключений, применяемых для размещения наличных денег, следует отметить использование больших сумм наличных денежных средств представителями этнических и иных групп, члены которых не привыкли к механизмам платежей, основанным на документообороте. Незаконное использование таких исключений облег-

чается при создании фиктивных компаний либо установлении контроля над банковскими сотрудниками.

Использование корреспондентских отношений между банками. Метод, основанный на переводе незаконных сумм в банки-корреспон- О денты при создании видимости межбанковского перевода. Данный метод позволяет перемещать особо крупные суммы путем создания документов, вуалирующих истинную суть операций.

Создание ложного бумажного (аудиторского) следа. Преднамеренное использование документов, маскирующих истинные источники, § собственников и места расположения незаконно полученных дохо- > дов. Это может быть сделано, например, путем заполнения ложной формы отчетности о движении средств с целью «узаконить» наличные, полученные внутри страны, для дальнейшего размещения на счетах в банках или вывоза за пределы страны.

В связи с совершенствованием системы идентификации клиентов использование счетов, открытых на ложные имена, несколько сократилось. При этом отмечаются многочисленные случаи открытия счетов на имя родителей, компаньонов или любых других лиц, действующих по указанию преступников. Для сокрытия реальных владельцев денег часто используется открытие подставных контролируемых компаний, как правило, зарегистрированных в других странах, а также услуги адвокатов. Бухгалтерии этих компаний часто труднодоступны для властей, т.к. находятся в экстерриториальных зонах, и их руководство осуществляется на расстоянии в соответствии с анонимными инструкциями. Эти компании используются, как правило, для накопления денег на покупку недвижимости и для осуществления банкротств.

Перевод средств, полученных незаконным путем, за рубеж. Осуществляется посредством различных финансовых сделок с использованием таких инструментов, как телеграфные переводы, чеки, аккредитивы, векселя и другие. Для этого используются, в частности, приведенные ниже методы.

Использование «коллективных» счетов. По данным, предоставленным странами-членами FATF, этим методом часто пользуются группы преступников - выходцев из стран Африки и Азии. Иммигранты вносят многочисленные мелкие суммы на один счет, а затем эти вклады переводятся за границу. Часто на иностранный счет поступают

средства с нескольких счетов, на первый взгляд, никак не связанных между собой в стране происхождения.

Использование транзитных счетов, т.е., в первую очередь, вкладов 5 до востребования, открытых в американских финансовых учрежде-ниях иностранными банками или компаниями. Иностранный банк переводит все вклады и чеки своей клиентуры (как правило, индиви-2 дуальных вкладчиков или предприятий, расположенных за пределами страны) на единый счет, который открывается в местном банке. Иностранные клиенты имеют право подписи по этому американскому

счету и могут осуществлять международные банковские операции.

Механизм гарантии ссуды является методом, используемым в не-

S которых странах для контрабанды наличных денег. Суть его состоит С в том, что средства, полученные от незаконной деятельности, переводятся в другую страну, а затем используются в качестве обеспечения или гарантии для банковской ссуды, которая, в свою очередь, переводится в страну происхождения «грязных» денег. Этот метод не только придает отмытым деньгам вид подлинной ссуды, но часто сопровождается предоставлением налоговых льгот.

Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных н незаконных денежных средств рассмотрим при анализе роли нетрадиционных финансовых учреждений в «отмывании» денег.

Размещение в нетрадиционных финансовых учреждениях. Таковыми называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи, брокеры по ценным бумагам или драгоценным металлам, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги.

В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для «отмывания» нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» капиталов, более совершенно.

Среди множества методов, используемых при размещении преступных доходов через нетрадиционные финансовые учреждения, наиболее часто встречаются:

Слияние законных и незаконных фондов;

Приобретение имущества за наличные деньги;

Незаконный вывоз валюты;

Вывоз денежных средств посредством финансовых сделок. о Слияние законных и незаконных фондов. Основано на использовании в целях «отмывания» средств предприятий, в которых значительные суммы наличных денег представляют собой обычное и законное явление (например, рестораны, бары, гостиницы, компании и др.). При этом применяются две основные схемы: первая - сокрытие незаконных доходов в массе законных операций (слияние) реально функционирующих фирм; вторая - создание фиктивной компании,

не проводящей реальной деятельности, но создающей видимость осу-ществления операций и показывающей в финансовой отчетности в и качестве дохода легализуемые деньги.

Приобретение имущества за наличные деньги. Приобретение машин, яхт, самолетов, акций, предметов роскоши или недвижимости за наличный расчет является способом «отмывания» денег. Цель подобных приобретений троякая: поддерживать роскошный стиль жизни; переводить подозрительно крупные суммы наличных денег в одинаково ценные, но менее подозрительные формы; покупать имущество, которое в дальнейшем будет использовано в преступных целях.

Незаконный вывоз валюты. Осуществляется в двух основных формах: посредством физического вывоза и вывоза через финансовые операции. Большинство стран - членов FATF отмечают увеличение объема средств преступного происхождения, поступающих контрабандным путем для размещения в финансовой системе других государств. Перевозить значительные суммы денег преступникам позволяет отсутствие во многих европейских странах пограничного контроля за движением наличных средств. Так, объем каждой перевозки наличности обычно составляет не более 300 тыс. долл., что дает возможность преступникам ограничить свои потери в случае воровства или успешной работы оперативных служб.

Вывоз денежных средств посредством финансовых сделок. Осуществляется с использованием методов, описанных при характеристике размещения через традиционные финансовые учреждения.

Конкретные технологии использования нетрадиционных финансовых учреждений для «отмывания» денег зависят от многих факторов,

обусловленных, преимущественно, особенностями правового регулирования деятельности этих учреждений в различных странах.

Учреждения, осуществляющие валютные операции.

Используются для «отмывания» капиталов, предлагая клиентам ряд услуг, вызывающих интерес у преступников: обмен валюты; размен мелких купюр на крупные; обналичивание еврочеков, дорожных чеков, распоряжений о произведении платежа и чеков

(S частных лиц. Важное значение имеет, также, то, что работа обменных пунктов не подлежит такой строгой регламентации, как

> функционирование традиционных финансовых институтов. Об-менные пункты часто не имеют системы внутреннего контроля для защиты от операций по «отмыванию» денег. Кроме того, боль-

D шинство посетителей пунктов - случайные люди, что затрудняет идентификацию клиента. Незаконно вывезенная валюта обменивается за рубежом, иногда по более выгодному курсу, а затем вновь возвращается в страну.

Отчетная форма (при необходимости ее заполнения, например, в США - CMIR), заполненная на возвращенную валюту, как правило, указывает валютно-торговую компанию как хозяина валюты. Это -активный бизнес с активным использованием наличных денег, предоставляющий возможность слияния законных доходов с незаконными. Как правило, в подобных заведениях клиенты могут сохранять полную анонимность.

Валютные биржи.

Организации, специализирующиеся на проведении валютных операций, подразделяются на три категории: а) отделы валютных операций в основных банках; б) крупные валютно-торговые компании, работающие с множеством валют; в) мелкие валютно-торговые компании, расположенные вблизи международных границ. Хотя основная функция этих организаций - обмен одной валюты на другую, они предоставляют, обычно, ряд сопутствующих услуг, например, продажа денежных ордеров и чеков, перевод денег, обмен валюты на чеки и платежи для клиентов со счетов валютных компаний.

Организации, осуществляющие денежные переводы. Выполняют переводы денег как внутри страны, так и за рубежом

с помощью телеграфа, чеков, курьеров, факсов, компьютерных се-

тей и другими способами. Они, также, продают или выпускают такие платежные инструменты, как дорожные чеки, денежные ордера и др. Их узаконенная функция - отправка денег за рубеж для тех, кто не в состоянии установить отношения с традиционными финансовыми учреждениями.

Популярность этих учреждений в деле «отмывания» капиталов S обусловлена тем, что их работа регламентируется законодательством ^ в гораздо меньшей степени, чем деятельность банков. Часто эти £ службы, находящиеся под контролем многочисленных этнических § групп, оказывают посреднические услуги в предоставлении капиталов в местной валюте в распоряжение преступных организаций. Посредник уступает затем капиталы незаконного происхождения ино- -странным предпринимателям, желающим законным путем приобрес- 5 ти товары для экспорта. Так, для «отмывания» денег довольно часто прибегают к услугам «подпольных» банков, которые почти всегда связаны с этническими преступными группировками.

Посредник, которым может быть финансовая организация или обычный коммерсант, заключает договор с соответствующей компанией в другой стране. Обе стороны имеют клиентов, желающих получить средства в другой стране, и, после взимания комиссионных, оба посредника согласовывают суммы, которые могут быть предоставлены их клиентам и уравновешивают их счета в определенные сроки, например один раз в месяц. В некоторых регионах мира подобные операции порождают обширные «черные» валютные рынки.

Брокеры по ценным бумагам.

Вовлекаются в незаконный бизнес для того, чтобы структурировать большие взносы наличных и замаскировать реальный источник доходов.

Брокеры и дилеры по драгоценным металлам, камням и художественным изделиям.

Обычно этот вид деятельности ориентирован на расчеты наличными деньгами, которые обмениваются на драгоценные металлы, камни или произведения искусства. Те, в свою очередь, могут служить расчетным инструментом, причем их гораздо легче перевезти через границу.

Следует заметить, что большие оптовые покупки за наличные деньги не являются подозрительными в этом виде бизнеса. Что каса-

ется продажи и покупки драгоценных металлов, то они часто осуще-5 ствляются через брокера, и сам предмет покупки физически не переходит из рук в руки.

Казино и другие заведения, занимающиеся азартными играми (ипподромы, спортивные тотализаторы и др.)

Представляют значительную угрозу своими возможностями для «отмывания» денег, поскольку тотализаторы воспринимаются как законная практика, при этом нелегальная активность может быть легко замаскирована путем слияния нелегальных и законных фондов. Индустрия азартных игр активно использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино также предлагает полный спектр таких финансовых операций, как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег.

Адвокаты, высококвалифицированные бухгалтеры, финансовые советники.

В связи с ужесточением законодательства, направленного на борьбу с «отмыванием» денег, преступники все чаще прибегают к услугам специалистов и используют для размещения и объединения капиталов их счета. В этом случае «отмыватель» надеется воспользоваться привилегированными отношениями между адвокатами и их клиентами. Представители этих профессий нередко имеют дело с крупными суммами денег, законно представляя интересы своих клиентов. Адвокаты могут получать на специальные банковские счета, открытые для получения гонораров большие суммы наличных, добытых незаконным путем. Эти счета регистрируются на имя адвоката и, как правило, не дают информацию о его клиенте.

Как часть схемы «отмывания» денег, адвокат возвращает деньги клиенту в иной форме (например, чеком или серией чеков, другими денежными инструментами или путем покупки недвижимости). В связи с неотъемлемой привилегией на конфиденциальность клиента доказать незаконность происхождения денег и проводимых операций крайне сложно.

Организации, выпускающие денежные ордера и дорожные чеки. Перевод наличных денег в другие денежные инструменты создает

условия для более легкого перемещения незаконных доходов или их размещения на финансовых счетах без предоставления отчетности.

Товарно-сырьевые брокеры.

Как и брокеры драгоценных металлов, они в состоянии содействовать преступникам путем предоставления возможности вкладывать незаконные доходы в законную финансовую систему.

1 Страховые компании.

Использование страховых компаний в целях «отмывания» денег, как правило, требует безусловного подчинения сотрудников для со- 2 здания условий размещения незаконных доходов в законной финансовой системе.

Размещение через учреждения нефинансового сектора. Обычно выделяются следующие виды нефинансовых учреждений, которые активно используются для «отмывания» денег, полученных преступным путем.

Учреждения, связанные с индустрией развлечений (предприятия, организующие досуг в целом; бары; кафе-мороженое; дискотеки; спортивные оздоровительные центры; гостиницы и рестораны; клубы для мужчин; агентства по организации концертов; массажные салоны; пиццерии; сауны; секс-шопы; видеотеки).

Учреждения, связанные с автомобильным бизнесом (торговля автомобильными покрышками; прокат автомобилей; использование автомобилей в коммерческих целях; комиссионная торгошія автомобилями; торговля запасными частями; ремонт автомобилей; торговля бензином).

Розничная торговля (антикварные магазины; комиссионные магазины; магазины по продаже электронно-вычислительной техники; фотомагазины; ювелирные магазины; пункты проката; обувные магазины (особенно по продаже итальянской обуви); магазины по продаже подержанных вещей; магазины по продаже оружия; магазины по продаже радиоприемников и радиодеталей; фирмы-поставщики для ресторанов).

Предприятия сферы услуг (фирмы по установке различных автоматов; агентства, осуществляющие перевозки автобусами; типографии; фирмы по найму жилья; агентства по организации морских и речных перевозок; мастерские по выполнению татуировок и т.п.)

Другие предприятия (строительные фирмы; предприятия, торгующие металлоломом).

Размещение за пределами страны. Размещение незаконно полученных доходов за границей без привлечения официальных учрежде-

ний происходит посредством физического вывоза денежных средств. Он осуществляется различными методами, среди которых наиболее типичными являются: скрытый вывоз денег курьерами (контрабанда); вывоз денег в тайниках в транспортных средствах или грузах; почтовыми отправлениями; с использованием подпольных банковских систем.

Слоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем создания сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку аудиторского следа этих доходов.

Если размещение больших сумм денег прошло успешно и не было обнаружено, то раскрыть дальнейшие действия по «отмыванию» денег становится практически невозможно. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих конфискации.

Методы, используемые в процессе слоения:

Перевод наличных денег в денежные инструменты. После того, как незаконные доходы успешно размещены в финансовых учреждениях, они превращаются в денежные инструменты (дорожные чеки, денежные переводы, банковские чеки, облигации и акции), что облегчает вывоз незаконных доходов из страны.

Приобретение и продажа имущества. Когда «отмыватель» денег помещает их в приобретаемое имущество, последнее впоследствии может быть перепродано внутри страны или вывезено н продано за рубежом. Это приводит к двойному результату: усложняется поиск лица, «отмывавшего» деньги, и становится труднее найти и конфисковать имущество.

Электронный перевод средств. Является, пожалуй, наиболее важным из современных методов «слоения». Он предоставляет преступникам такие преимущества, как скорость, минимальный аудиторский след и высокую анонимность при значительном объеме денежных переводов.

Множественный перевод денег на счета других фирм. Подобный перевод, маскируемый ложными сделками посредством самоликвидации фирм, позволяет достаточно эффективно скрывать источник происхождения финансовых средств. В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль играют оффшорные зоны, а также страны с мягким налоговым режимом и слабой системой финансового контроля.

Интеграция (integration) - придание видимости легальности преступно полученным финансовым средствам. На этой фазе деньги об- < ретают легальный источник происхождения и инвестируются в ле-гальную экономику.

После того, как процесс расслоения успешно проведен, лица, «от-мывающие» деньги, должны создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства. На стадии инте- 2 грации «отмытые» деньги помещаются в банковскую систему под ви-дом законно заработанных доходов.

Методы, используемые в процессе интеграции: >

Продажа недвижимости. Существует множество способов продажи недвижимости, позволяющих вернуть «отмытые» деньги обратно в экономику. Например, недвижимость может быть куплена подставной фирмой, использующей незаконные деньги. Выручка от последующей продажи этой недвижимости уже считается законно заработанным доходом. Может быть, также, куплен находящийся в упадке бизнес, чтобы создать видимость того, что доход является результатом активной работы этого бизнеса.

Искажение цен внешнеторговых сделок. Этот метод эффективен для интеграции незаконных доходов в экономику. Существует, как минимум, две разновидности подобных схем: а) завышение в документах, ввозимых в страну, денежных сумм с целью оправдания вложений соответствующих сумм в банки; б) завышение объема экспорта с целью обоснования получения соответствующих сумм из-за рубежа.

Сделки с занижением цены. В качестве примера можно также привести операции с недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене, а разница доплачивается «грязными» деньгами. После этого имитируется ремонт, и объект продается по более высокой цене. В результате формируется внешне легальный доход. Подобные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных цен.

Сделки с завышением цены. Распространены на аукционах, в операциях с произведениями искусства. Вещи, стоимость которых можно определить лишь условно, оценочно, продаются по очень высокой цене. В результате образуется высокий реальный доход.

Трансферпрайсинг. Популярен в экспортно-импортных операциях. Составляются два договора: реальный и фиктивный (с завышенной

суммой сделки)- По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.

Использование банковских счетов иностранной или совместной фирмы. Основная цель - манипулирование деньгами в виде предоставления ссуд, оплаты аккредитивов, выплаты гонорара за консультации, чтение лекций, проведение платежей по фальшивым договорам или за фиктивные услуги, выплата зарплаты или комиссионных отдельным лицам или компаниям.

Депонирование наличности на банковский счет фирмы. Цель - придание деньгам видимости доходов от продаж.

Подставные компании и ложные кредиты. Фонды денежных средств, имеющие преступное происхождение, могут быть представлены как законно полученные, путем придания им видимости заемных средств. Кредитором выступает формально независимая, но фактически контролируемая преступниками компания. Она может быть реально существующей или фиктивной. Такие компании обычно создаются в тех странах, где законы охраняют интересы корпораций. Побочным результатом такой схемы является уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения суммы процентов на затраты.

«Отмывание» через казино и лотереи. Деньги декларируются в качестве выигрыша.

Установление контроля над иностранными банками. «Отмывание» денег с использованием контролируемых иностранных банков является вершиной уголовного мастерства, и раскрытие факта подобного «отмывания» чрезвычайно сложно для правоохранительных органов. Важность подобного пути для преступных организаций определяется, во-первых, возможностями иностранных банков скрыть значительную часть своей активности по переводу денег. Во-вторых, используя банковских служащих, «отмыватель» денег может получить кредит, имеющий видимость законного, хотя фактически этот кредит обеспечен незаконными доходами. В-третьих, добровольная помощь иностранного банка часто ограждена банковскими законами и положениями независимого государства от чрезмерного вмешательства правоохранительных органов.

Использование указанных методов интеграции денежной массы существенно облегчается в связи с существованием в ряде зарубежных стран банков, которые не заинтересованы давать полиции соответствующую информацию о своих клиентах. Речь идет, главным образом, об оффшорном банковском бизнесе, который считается в настоящее время одним из самых прибыльных. Основными причинами распространенности такого бизнеса явля- 2 ются: отчисление небольшого дохода, получаемого банками от своих клиентов, в бюджет государства; наличие в числе учредителей банка лиц из местного населения и приглашение некоторых представителей из числа местных граждан на работу в такие учреждения.

Некоторые страны разрешают подобным банкам не отвечать на за- G просы о состоянии счетов своих клиентов. Единственное условие, когда они могут предоставить информацию о счетах своих вкладчиков, - это обвинение в «отмывании» денег.

Страницы в журнале: 114-117

В.С. КИРИЛЕНКО,

доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

Библиография

1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.

Термин «отмывание денег» впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от нарко­бизнеса для обозначения процесса преобразования нелегально полученных денег в легальные. С тех пор предложено много опре­делений этого понятия. Президентская комиссия США по орга­низованной преступности в 1984 г. ввела следующую формули­ровку: «Отмывание» денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или неза­конное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхожде­ние».

В международном праве определение легализации («отмыва­ния») денег от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») денег от преступной деятельности понимаются:

· Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правона­рушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

· сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, ме­стонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлин­ных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонару­шений или правонарушения, в результате участия в таком право­нарушении или правонарушениях;

· приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество полу­чено в результате правонарушения или правонарушений или в ре­зультате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

· участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, при­веденных выше, покушение на совершение такого правонаруше­ния или правонарушений, а также пособничество, подстрекатель­ство, содействие или консультирование при их совершении».

Как следует из положений Страсбургской конвенции и реко­мендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег, подготовленных в 1990 г., «отмывание» де­нежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, т.е. различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систе­му (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом ис­пользуются в экономической деятельности и в результате возвра­щаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, ини­циировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.


Легализация («отмывание») дденег, полученных незаконным пу­тем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Целью Отмывания денег является желание владельца таких денег скрыть или замаскировать незаконный источник их получения, что дает ему возможность эти деньги тратить, не вызывая подозрений у надзорных и правоохранительных органов.

Легализация денег, полученных преступным путем (что по сути своей и является отмыванием денег), - это фактическое внедрение «грязных» денег в финансовую систему. Незаконные доходы поступают в банковские структуры государств и путем проведения многочисленных операций принимают вполне легальный вид как с точки зрения обывателя, так и любого контролирующего органа. Для этого используются разнообразные средства, которые могут включать разделение (разбивку) наличных денег на меньшие денежные суммы, приобретение мелких предприятий, соучастие сотрудников кредитных организаций и др. Большое количество операций, успешно выполненных для сокрытия источника денежных средств, значительно затрудняет воспроизведение контролирующими органами всей их цепочки. Чем разнообразнее инструменты, используемые для размещения незаконных денежных средств для сокрытия источника средств, например чеки, дорожные чеки, акции, облигации и т.п., тем сложнее проследить происхождение денег. Определению происхождения доходов препятствует проведение денег через несколько стран, где отсутствует эффективная система противодействия легализации преступных доходов, или через офшорные финансовые центры. Общая схема лега­лизации доходов представлена на рис. 1.

Рис. 1 Схема легализации денег

Размещение - первый этап процесса отмывания денег. Он представляет собой видоизменение их начальной формы или адреса. Например, перевод денег (дистанцирование) дает возможность замаскировать их прямую связь с преступлением и вывести деньги за пределы досягаемости правоохранительных органов.

Формы размещения могут быть разными. Чаще всего используются следующие из них:

контрабандный вывоз наличных денег за границу;

превращение денег в другие финансовые инструменты;

обменные операции - обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;

депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);

превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;

использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;

создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки и пр.

Процесс отмывания денег легче всего раскрыть именно на первом этапе размещения полученных преступным путем денег. Поэтому законодательные, правоохранительные и регулирующие органы для решения проблемы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, сосредоточили на нем основное внимание.

Если преступно полученные средства существуют в наличной форме (например, доходы от торговли наркотическими веществами или оружием), их владельцам необходимо разместить эти средства в банковской системе.

Если средства получены в безналичной форме (преступления в экономической сфере), то необходимость в первой стадии отмывания отпадает.

Рассредоточение представляет собой вторую стадию процесса, на которой происходит отделение преступных доходов от источника их происхождения. На этой стадии проводятся множественные финансовые операции между кредитными организациями для сокрытия следов преступления.

Перемещение денег на стадии рассредоточения маскирует происхождение незаконных источников доходов и владельцев денег. Таким образом, связь между деньгами и их владельцами теряется. С этой целью используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Как правило, подобные операции проводятся на международном уровне. В итоге, как уже отмечалось, установить источник происхождения денег практически невозможно. Здесь большую негативную роль играют офшорные финансовые центры, где следы преступно полученных доходов теряются окончательно.

Только на первом и частично на втором этапе легализации прослеживается связь между доходом, полученным от преступной деятельности, и лицом, совершившим основное преступление.

Интеграция - третья (последняя) стадия процесса отмывания денег. На этой стадии преступник имеет возможность вновь использовать деньги, полученные преступным путем, в реальном секторе экономики. Таким образом, эти деньги обретают легальный источник происхождения.

Основные формы интеграции легализованных преступных доходов в финансовую систему следующие:

операции с недвижимостью или произведениями искусства, аукционные сделки, где цену товара можно определить лишь условно. Используется заниженная или завышенная цена контракта. Разница с реальной ценой доплачивается неучтенными наличными денежными средствами;

экспортно-импортные операции, при которых составляются реальный и фиктивный договоры (с завышенной суммой сделки). Разница между реальной и фиктивной ценой товаров, работ, услуг, оплаченная выведенными из легального денежного оборота деньгами, остается на счете фирмы-посредника;

деньги депонируются на счете зарубежной фирмы и используются для выдачи ссуды, являющейся для заемщика легальными деньгами;

учреждение зарубежной корпорации в офшорной зоне, открытие ее счета в иностранном банке с последующим использованием этого счета для предоставления ссуд, платежей по фиктивным договорам аренды или за фиктивные услуги;

деньги преступного происхождения декларируются как легальный выигрыш в казино или лотерее.

В каждом отдельном случае могут применяться самые разные методы отмывания денег, но суть всех операций сводится к тому, чтобы придать незаконно полученным средствам вид дохода от законной деятельности. Анонимные денежные средства получают новый источник происхождения, и легализовавшийся доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.

Эксперты ФАТФ отмечают, что иностранные источники нелегальных средств, поступающих в Россию и регионы бывшего СССР для «отмывания», малоизвестны.

Основу механизма уголовно-правового контроля за отмыванием криминальных денег в ПМР составляют статьи УК ПМР (ст. 169, 170, 171).