Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Система налогообложения для участия в тендерах. Как выбрать систему налогообложения для участия в закупках. Где пройти обучение процедуре госзакупок

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Зачастую предприниматели, начиная участвовать в государственных закупках, не знают, какую систему налогообложения лучше выбрать. На собственном опыте мы подобрали самую оптимальную схему налогообложения для участвующих в госзакупках.

Все мы привыкли работать на ОСНО, контролируя свой НДС, однако, играя по правилам 44 Федерального закона, выгодней использовать УСНО.

Согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ.

Кроме того, «упрощенцы» уплачивают НДС в случае, если они являются налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

На практике, при проведении закупок, цена устанавливается с учетом НДС. И, являясь Исполнителем, уплачивающим НДС в бюджет, мы получаем классическую картинку – нас обыгрывают «упрощенцы», ведь они освобождены от уплаты данного налога, что позволяет им предложить меньшую цену и забрать выгодный контракт.

Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений п. 1 – 4 ст. 95 данного закона. При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем открытого аукциона в электронной форме, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСНО, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Как выбрать оптимальную схему налогообложения?

Упрощенная система налогообложения предусматривает два подвида возможной налоговой ставки – 6-процентой (Доходы) и 15-процентой (Доходы — расходы). Оптимально выбрать систему можно, исходя из того, каким образом вы собираетесь исполнять контракт. К примеру, если вы «забрали» аукцион на выполнение строительных работ, и планируете подключать услуги субподрядных организаций, вам было бы выгодней работать на 15-процентой Упрощенной Системе Налогообложения – так вы уменьшите свой налог от оплаты контракта на сумму, уплаченную субподрядной организации. Если же Вы планируете покрывать свои расходы на исполнение того или иного контракта зарплатами, то, возможно, вам гораздо удобнее было бы использовать 6-процентую систему налогообложения — в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщики на УСН с объектом «доходы», вправе уменьшить исчисленную за налоговый, или отчетный период, сумму налога (авансового платежа) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на суммы пособий по временной нетрудоспособности, уплаченные этот же период (не более чем на 50% от уплаты страховых взносов!).

Так же, если вы являетесь поставщиком определенных товаров/услуг, вы можете приобрести патент на данную деятельность. (Данный способ подходит только для Индивидуальных предпринимателей, средняя численность наемных работников которых, не превышает 15 человек). Отличительной особенностью данного режима является отсутствие отчетности, замена трех основных налогов общего режима, одним – единым. Отметим, что при расчете стоимости патента, невозможность учесть уплаченные страховые взносы. Также обратите внимание, что законом субъекта РФ ставка по патенту может быть снижена до 0%. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, приведены на официальном сайте Налоговой Российской Федерации — https://www.nalog.ru/

Если вы планируете иметь разные направления бизнеса, рекомендуем «дробить» компанию, выделяя несколько отдельных юридических лиц, подбирая оптимальную систему налогообложения для каждой. Например, для деятельности, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, лучше приобрести патент, а для клининговых услуг по субподрядным договорам – перейти 15-процентую «доходы минус расходы». Выстроив правильную налоговую политику в компании, вы сможете сэкономить большую сумму ваших доходов.

Бухгалтер Tender-build
Свинова Анастасия

Вы открываете розничный магазин и вплотную приблизились к регистрации бизнеса: уже и определяетесь с системой налогообложения. Налоговый режим определяет размер обязательных платежей, частоту сдачи отчетности и величину косвенных расходов на её подготовку. Иными словами, сколько отдавать денег, как часто отчитываться и чем отвечать в случае нарушений.

Системы налогообложения отличаются не только . Основная разница в направленности — каждый вид удобен для определенной деятельности. Разберемся, как использовать систему налогообложения на пользу вашего бизнеса.

Алгоритм определения системы налогообложения

Не существует универсального рецепта выбора системы налогообложения, но есть алгоритм, который поможет сориентироваться и выбрать подходящую.

Первый шаг . Охарактеризуйте свою компанию:

  • Где будете вести деятельность?
  • Кто ваши клиенты: физические или юридические лица?
  • На какую годовую выручку рассчитываете?
  • Сколько стоят активы?
  • Какие затраты будете нести?

Второй шаг . Проанализируйте систему налогообложения в России применительно к вашему виду деятельности: нужно определить какие сборы и обязательные налоги придется платить.

Третий шаг . Определите оптимальную систему налогообложения. Велик соблазн выбрать ту систему, где меньше обязательных платежей. Это логично, но не всегда правильно. Зачастую выгоднее пойти на снижение прибыли сегодня, чтобы завтра достичь глобальной цели. Например, если вы планируете активно привлекать инвестиции и расширять бизнес в будущем, то лучше сразу выбрать ООО и работать по общей системе.

5 налоговых режимов

В России действуют всего пять режимов налогообложения. Для торговли подходят четыре: ЕНВД, Патентная, Общая и Упрощенная системы.

ОСНО, ЕНВД, УСН и ПСН подходят для торговли.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — аналог ЕНВД для тех, кто самостоятельно выращивает, обрабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Для торговли, в широком смысле, он не подходит.

ОСНО: много документов и платежей

Общую систему налогообложения автоматически применяют для ИП и ООО, если во время регистрации не было подано заявления на применение специального режима.

Бизнес, который живет по правилам ОСНО, нуждается в профессиональном бухгалтере, который знает в каких случаях применяется НДС 10%, в каких — 18%, а в каких и вовсе 0%. ООО нужно в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет, а ИП — книги учета доходов и расходов, хозяйственных операций. Общая система налогообложения — не лучший вариант для начинающего бизнесмена.

Обязательные налоги:

  • На прибыль . От суммы разницы между доходами и расходами — 20% или 13% НДФЛ для ИП.
  • На имущество . Если организация владеет недвижимостью.
  • Налог на добавленную стоимость . Обычно составляет 18% от проданных товаров и услуг. НДС можно уменьшить на сумму НДС, которую вы заплатили поставщику.

Аргумент и за и против ОСНО — НДС. Если вы собираетесь работать с крупными фирмами, то лучше выбрать ОСНО, если же вы займетесь мелкой или средней розницей — выбирайте один из специальных режимов.

УСН: налог — раз в квартал, отчет — раз в год

Упрощенная система налогообложения самая популярная: вместо трех общих налогов — всего один УСН. Предприниматель платит налог в квартал, а отчетность сдаёт один раз в год. При УСН индивидуальные предприниматели не платят НДФЛ и налоги на имущество.

В режиме УСН существует два варианта для выплаты налога:

  • С доходов — от 1 до 6%. Подойдет, если у вас небольшой объем расходов или их не подтвердить документами.
  • Доходы минус расходы — от 5 до 15%. Вариант выгоден если доля регулярных расходов составляет до 80% от доходов. Подходит для торговли.

Размер налоговой ставки зависит от региона, размера дохода и вида деятельности. Для ИП нет ограничений в применении УСН — предпринимателю достаточно написать заявление о переходе на этот режим.

Для ООО существуют ограничения:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Доход за 9 месяцев не превышает 45 млн руб., а за год — 60 млн руб.;
  • Нет филиалов и представительств;
  • Не попадает под действие сельхозналога.

Сумму налога можно уменьшить до 100% за счет страховых взносов за сотрудников. Режим подойдет, если вы не собираетесь открывать филиалы в других городах.

ЕНВД: фиксированная сумма налогов

Единый налог на вмененный доход выплачивают ежеквартально. Сумма зависит от объема торговых площадей, количества сотрудников и транспорта, но не зависит от фактического объема прибыли. ЕНВД применяют для некоторых видов деятельности, в которые входит и торговля. Главный недостаток ЕНВД — отсутствие возможности подать нулевую декларацию: даже если вы не получили прибыль, вам всё равно придется заплатить налоги.

Для ООО и ИП одинаковые ограничения в применении ЕНВД:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 150 кв. м.;
  • Доля другой организации в уставе ООО не превышает 25%;
  • Не попадает под действие сельхозналога или патента;
  • ЕНВД разрешен в субъекте федерации.

При ЕНВД, ИП и ООО могут уменьшить налог на сумму до 50% за счет страховых взносов, которые платят за сотрудников. При расчетах с покупателями использование кассовой техники пока необязательно — достаточно выдать товарный чек.

ПСН: получил патент и свободен

Патентную систему налогообложения могут принять ИП, которые занимаются деятельностью из главы 25.5 Налогового кодекса, где упомянута, в том числе, розничная торговля.

Ограничения для применения ПСН:

  • Штат до 100 сотрудников;
  • Площадь торгового зала не превышает 50 кв. м;
  • Доход за год меньше 60 млн руб.

С предпринимателя, работающего по ПСН, снято обязательство отчитываться в налоговые органы каждый квартал и выплачивать периодические налоги. Для ведения деятельности ему достаточно вовремя купить патент на срок от 1 месяца до 1 года и вести книгу учета доходов.

Стоимость патента устанавливают местные власти, которые рассчитывают ее исходя из возможного дохода. Обычно она равна 6% от суммы возможного дохода. ПСН выгодно применять для временной и сезонной торговли.

Выводы

  1. Если вы работаете с юридическими лицами, которые рассчитывают на зачет НДС, ваш выбор — ОСНО.
  2. Небольшой магазин без филиалов и представительств — УСН;
  3. Небольшой магазин с большой и постоянной прибылью — ЕНВД;
  4. Сезонная торговля, ярмарки — ПСН.

Памятка для определения системы налогообложения.


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Государственный заказ всегда желанен для предпринимателей. Контракт с государственным заказчиком позволяет закрепиться на рынке, сохранить (а иногда и увеличить) рабочие места и объемы производства, дает определенную уверенность в завтрашнем дне даже в кризисные для экономике периоды. Вместе с тем участие в размещении заказа зачастую таит в себе массу «подводных камней», столкновение с которыми может иметь негативные последствия для потенциального поставщика товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Для участников размещения заказов, применяющих УСН, одним из таких моментов является включенный заказчиком в цену контракта налог на добавленную стоимость.

Можно ли подписывать государственные контракты с участниками торгов, применяющими УСН?

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и иными федеральными законами.

Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах и подписывать государственный (муниципальный) контракт с государственным заказчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта

Законом № 94-ФЗ предусмотрено, что документация о размещенном заказе должна содержать сведения о порядке формирования цены контракта (цены лота) (с учетом таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, заказчик должен изначально указать в документации о размещенном заказе сведения о том, включает в себя начальная (максимальная) цена контракта сумму налога на добавленную стоимость или нет.

Если заказчик указал в документации начальную (максимальную) цену контракта без учета налогов, никаких проблем возникнуть не должно: участник размещения заказа предлагает цену, за которую он готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) по государственному контракту, а заказчик оплачивает стоимость товаров (работ, услуг) по цене, указанной в контракте.

Как быть, если цена контракта указана с НДС?

К сожалению, законодателем не урегулирован вопрос о порядке действий при заключении участником размещения заказа, применяющим УСН, государственного контракта, включающего в стоимость товара (работ, услуг) по нему сумму НДС.

И если для участников размещения заказа - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, законодатель прямо предусмотрел порядок действий («уменьшение оплаты такого контракта на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта»), то для «упрощенцев» такого правила Закон № 94-ФЗ не предусматривает.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что применение аналогии в данном случае вполне уместно и не нарушает прав и законных интересов «упрощенца».

Так, государственный заказчик включил в проект государственного контракта условие следующего содержания: «Пункт 1.2. Общая сумма контракта с учетом НДС 18 %... в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена государственного контракта снижается на сумму НДС без изменений предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции».

Антимонопольный орган счел данное положение контракта нарушением Закона № 94-ФЗ, о чем вынес решение по делу № 11-02/57-712/11. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 № 09АП-4319/2012 требования заказчика о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов удовлетворены, поскольку решение антимонопольного органа не соответствует закону. Суд разъяснил, что если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет налог на добавленную стоимость, вследствие чего интересы организации, применяющей УСН, не ущемляются.

И все же как поступить, если документация заказчика не предусматривает какого-либо определенного порядка действий «упрощенца», выигравшего тендер на заключение контракта с учетом НДС?

Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что цена госконтракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4. ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ. Цена госконтракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой НДС, исчисляют сумму этого налога, подлежащую уплате в бюджет, лишь в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Таким образом, находящийся на УСН участник размещения заказа при формировании ценового предложения контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта поставщику-«упрощенцу» следует представить заказчику счет-фактуру с выделением НДС. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 № 09АП-12094/2011).

Вместе с тем существует противоположная административная и судебная практика, согласно которой в случае, если победитель торгов применяет УСН при заключении контракта, при указании цены контракта вместо указания суммы НДС или процентной ставки должен выставлять заказчику счет-фактуру.

В этом случае при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (см. письма Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027, от 26.01.2012 №03-07-11/21, а также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 № А10-5127/2011).

Пример из судебной практики

Заказчик обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Поставщику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 5 124 551 рубля 69 копеек по муниципальному контракту от 22.06.2010 № 4 в связи с завышением стоимости контракта на величину НДС.

В удовлетворении требования отказано, поскольку работы выполнены в соответствии с условиями контракта и оплата произведена по согласованной в нем цене, которая на сумму НДС ответчиком не увеличивалась, так как в представленных в дело справках НДС не выделен и не включен в стоимость работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 № А53-17385/2011).

Н алогообложение организаций, применяющих УСН, имеет ряд особенностей. Причем эти налоговые тонкости в ряде случаев не корректируются законодательством о государственных закупках. Система государственных закупок устанавливает строго регламентированные рамки для участников, однако у «упрощенцев» есть способы возместить НДС. В статье рассматриваются практические аспекты возмещения НДС организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Организации, применяющие УСН, как участники торгов на поставку товаров для государственных нужд

Лица, применяющие упрощенную систему налогообложению, не уплачивают НДС (ст. 346.11 НК РФ), за исключением данного налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. «Упрощенцы» в контрактах (договорах) НДС не выделяют, не ведут учет и оформление счетов-фактур. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) не устанавливается каких-либо ограничений для участия организаций, применяющих УСН, с участием в процедуре размещения госзаказов. В ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ указывается, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В ч. 1 ст. 8 данного закона указано, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Эта норма нашла подтверждение и в письме Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 № Д22-1740. А п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или группе участников торгов преимущественных условий.

Особенностью Закона № 94-ФЗ является то, что он не связывает вопросы размещения госзаказов с вопросами налогообложения поставщиков или подрядчиков. Это объяснимо, так как данный законодательный акт регулирует отношения по поводу размещения и исполнения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Но его нормами не предусмотрены какие-либо ограничения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурсов, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Цена госконтракта формируется в зависимости от способа проведения закупок. В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта или лота. Причем цена контракта или лота формируется с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пр. В случае если госзаказчик формирует цену без учета данных расходов, то эта информация должна быть отражена в конкурсной документации.

Пример 1

Свернуть Показать

В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации было указано, что цена государственного контракта составляет 750 000 руб. с учетом налогов, транспортных расходов и пр. То есть стоимость госконтракта компенсирует поставщику все дополнительные расходы. Если бы цена составляла 750 000 руб. без учета налогов, транспортных расходов и пр., то поставщик нес бы дополнительные, не возмещаемые расходы.

Частью 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ отмечено, что документация об аукционе (в настоящее время проводятся аукционы только в электронной форме) также должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене контракта. Смысл аукциона по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд состоит в заключении контракт с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Закон № 94-ФЗ устанавливает единые требования к формированию цены закупаемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) для всех видов государственных закупок.

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой НДС в случае, если за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превышает 2 млн руб. Требования к участникам торгов приведены в ч. 1-2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Однако законодательство о закупках для государственных нужд не содержит каких-либо ограничений по допуску участников, основанных на применяемых системах налогообложения. Причины отказа в допуске к участию к конкурсным или аукционным процедурам связаны только с непредставлением необходимых документов или с несоответствием критериям участия. Данные критерии изложены в ст. 12 Закона № 94-ФЗ. Любые иные отказы в допуске к участию в торгах влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.

Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут поступить следующим образом: к составу конкурсной (аукционной) документации или котировочной заявке приложить документы, подтверждающие факт применения им УСН (форма 26.2-2), либо при получении на рассмотрение и подписание проекта государственного контракта внести в него соответствующую запись.

Встречаются мнения, согласно которым заказчик должен указывать цену госконтрактов для всех категорий участников: и для применяющих общую систему налогообложения, и для «упрощенцев». В ряде случаев такой позиции придерживаются и органы федеральной антимонопольной службы. Однако эта позиция является прямым нарушением законодательства о государственных закупках. На стороне заказчика в этом вопросе и налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляется к оплате сумма налога на добавленную стоимость. Арбитражные суды придерживаются именно такой позиции.

Судебная практика

Свернуть Показать

Практические вопросы заключения государственных контрактов

При рассмотрении вопросов участия «упрощенцев» в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд главной проблемой является вопрос цены госконтракта: должен или нет расчет цены учитывать сумму НДС? А также проблема такого рода: если победителем конкурсов (аукционов, запросов котировок) будет организация, применяющая УСН, надо ли уменьшить сумму госконтракта на сумму исключаемого из расчета НДС?

Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного (муниципального) контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Этим же пунктом допускается снижение цены госконтракта по соглашению сторон без изменения поставляемого количества товаров (работ, услуг). Однако случаев таких немного и со способом применяемой системы налогообложения они не связаны.

При подготовке конкурсов, аукционов или при запросе котировок законодательство не требует от заказчика учитывать особенности применяемой поставщиком или потенциальным поставщиком системы налогообложения. А проведение отдельных закупочных процедур только для «упрощенцев» законодательством не предусмотрено. «Упрощенец», чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и требований по уплате НДС, при подписании государственного контракта не вписывает сумму НДС. Это же относится и к выставляемым счетам-фактурам. В противном случае организация, применяющая УСН, должна будет уплатить НДС. Следуя позиции Минфина России, изложенной в письме от 07.09.2009 № 03-07-11/219, ясно, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счетов-фактур с выделенным НДС все организации, включая перешедших на УСН, обязаны подать налоговую декларацию и уплатить НДС, согласно норме ст. 174 НК РФ. Исходя из смысла письма УФНС по г. Москве от 21.03.2011 № 16-15/026297@ и в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ фактически оплаченный налог на добавленную стоимость по условиям государственного (муниципального) контракта не может приниматься к вычету в составе расходов. Поэтому организации, применяющие УСН, должны следить за тем, чтобы в тексте государственного контракта не была указана сумма НДС.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выиграла открытый конкурс на поставку товара для государственных нужд на сумму 750 000 руб. Сумма НДС составила 135 000 руб. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29 Закона № 94-ФЗ при подписании госконтракта поставщик указал, что цена составляет 750 000 руб., без выделения отдельной строкой НДС.

При заполнении государственных (муниципальных) контрактов организации в поле НДС проставляют прочерк. В некоторых случаях это считается нарушением и самовольным изменением текста госконтракта. Однако имеется письмо Минэкономразвития от 03.03.2009 № Д05-1097, в котором указывается, что согласно ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса/аукциона заключается на условиях, указанных в извещении об их проведении, по цене, предложенной победителем конкурса или аукциона. Таким образом, победителю конкурса или аукциона, применяющему упрощенную систему налогообложения, можно не заполнять поле НДС, так как это не меняет условий заключаемого государственного контракта. Если победитель-«упрощенец» включает в текст государственного контракта поле «НДС не предусмотрен», это также не меняет условий заключаемого государственного контракта (см. письмо Минэкономразвития от 10.11.2009 № Д22-1255).

Возможна ситуация, когда организация, применяющая общий режим налогообложения, в ходе выполнения госконтракта начнет использовать упрощенную систему налогообложения. Ряд авторов и консультантов указывают на необходимость в этом случае внесения изменений в контракты и отмену всех ранее выставленных счетов-фактур. Однако эта позиция не подкреплена ссылками на законодательство, поскольку, как отмечалось выше, цена государственного контракта является неизменной и применение различных льготных режимов не сказывается на изменении цены и условий госконтрактов. Организация-заказчик, если ей стало известно об изменении принципа налогообложения после подписания государственного контракта, может внести в него изменения или дополнения. Вся ответственность за своевременное представление документов, подтверждающих факт того, что организация-поставщик перешла на УСН, ложится на саму организацию.

Сложившаяся ситуация с точки зрения заказчика не имеет никаких последствий и рисков: государственный контракт был заключен с организацией-поставщиком на предложенных условиях, к заявке на участие в конкурсе/аукционе не были приложены документы, подтверждающие применение участником УСН; если в ходе представления заявок на участие в конкурсе/аукционе и соответствующих документов участник внес в ряд из них какие-либо изменения, то об этом он был обязан уведомить конкурсную комиссию. И если это не произошло до момента подписания государственного контракта, то изменить цену будет невозможно, потому что цена является твердой и не подлежит изменению. Такая позиция заказчика является безупречной, потому что он до момента подписания и начала исполнения государственного контракта не располагал документами, подтверждающими факт перехода поставщика на упрощенную систему налогообложения. Однако в ряде регионов органы Росфиннадзора ставят неизменение цены заказчиком ему в вину, мотивируя свои претензии тем, что это является нецелевым использованием бюджетных средств. Однако сотрудники Росфиннадзора в этом случае не правы. Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств определяется как направление использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей - получателей бюджетных средств в соответствии с нормами КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Административная или уголовная ответственность налагается по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и по ст. 285.1 УК РФ соответственно. С 01.01.2010 при обнаружении фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям применяются только меры административной и уголовной ответственности. Поэтому нецелевое использование бюджетных средств никак не связано с контрактным ценообразованием.

Пример 3

Свернуть Показать

В ходе проверки, проводимой Росфиннадзором, было установлено, что организация-заказчик, заключившая по итогам торгов государственный контракт на сумму 1 000 000 руб. (820 000 руб. - сумма собственно выполняемых работ и 180 000 руб. - сумма НДС), не предприняла меры к уменьшению стоимости госконтракта, после того как стало известно, что после подписания вышеуказанного контракта исполнитель работ стал применять УСН. По мнению сотрудников Росфиннадзора, контракт следовало уменьшить на сумму НДС, так как контрагент не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в этом случае у него образовывалось необоснованное обогащение. Кроме того, как считают сотрудники Росфиннадзора, сумма НДС в размере 180 000 руб. является фактом нецелевого использования бюджетных средств, потому что переплаченные денежные средства могли быть использованы не по назначению. Организация-заказчик оспорила претензии территориального управления Росфиннадзора и мотивировала свои действия тем, что нецелевого использования бюджетных средств не было, так как имело место их расходование на цели, предусмотренные бюджетной росписью. Они отнесены на соответствующую статью КОСГУ в соответствии с письмом Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических указаний по применению классификации операций сектора государственного управления». Поэтому обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств являются необоснованными. Также организация-заказчик указала, что при проведении торгов потенциальный исполнитель работ не представил какие-либо документы, позволяющие сделать вывод о том, что он намерен перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядок изменения цены контракта по причине изменения применяемой поставщиком системы налогообложения. В ходе обсуждения акта проверки с руководством территориального управления Росфиннадзора все претензии по нецелевому использованию бюджетных средств были сняты.

В данном случае максимальное нарушение, которое может быть вменено заказчику, - неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Однако для этого должно быть доказано, что в процессе проведения торгов и в процессе подписания государственного контракта заказчику не были представлены документы, подтверждающие факт применения контрагентом упрощенной системы налогообложения. Также заказчик может сослаться на принцип проведения конкурсов, изложенный в ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ. Согласно ему под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Таким образом, снижение цены законодательно не предусмотрено.

Гораздо больше проблем может возникнуть у «упрощенца», так как ему придется отслеживать правильность оформления выставленных им и ему счетов-фактур, счетов и пр.

Необходимо остановиться на возможности снижения цены контракта на сумму НДС. Такая возможность предоставляется ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Законодатель установил, что возможно уменьшение цены госконтракта при том же объеме поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд), то есть тот же объем поставок при неизменном объеме товаров (работ, услуг).

Пример 4

Свернуть Показать

Организация, применяющая общую систему налогообложения, заключила госконтракт на оказание услуг на 600 000 руб., из них 492 000 руб. - собственно госконтракт и 108 000 руб. - НДС. После подписания контракта в период его исполнения организация - победитель торгов перешла на упрощенную систему налогообложения и в связи с этим представила документы о применении ею упрощенной системы налогообложения. Так как заказчик еще не осуществлял оплату по контракту и согласился уменьшить его цену при неизменном объеме поставляемого товара, было подписано дополнительное соглашение, в котором указана новая цена: 492 000 руб. без НДС.

Ряд авторов и налоговых консультантов считает возможным востребовать с заказчика сумму НДС, начисленную сверх цены договора . Следует отметить, что такая позиция противоречит официальной позиции Федеральной налоговой службы, которая в письме от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@ указала, что НДС уплачивается за счет средств продавца (исполнителя). В случае неуплаты налога вся ответственность возлагается на исполнителя (победителя торгов) и не может быть переложена на заказчика (контрагента). Однако ряд арбитражных судов полагает, что сумму НДС можно взыскать с заказчика.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС СКО от 21.10.2008 № Ф08-5599/2008 следует, что организация-подрядчик применяла упрощенную систему налогообложения, не включала НДС в акты и счета-фактуры. После перехода на общую систему налогообложения подрядчик перевыставил заказчику счета-фактуры и в письменной форме потребовал возместить суммы НДС. Суд постановил, что заказчик обязан возместить сумму налога.

«Упрощенец» в аналогичных случаях может выиграть в части возмещения сумму НДС, но проиграет он значительно больше: испорченные отношения с государственными структурами и малая вероятность того, что такое же положительное заключение арбитражный суд вынесет повторно. Да и решения арбитражных судов не носят законодательный характер и применяются только в пределах арбитражного округа. Для целей налогообложения прибыли это не увеличивает доходную часть.

В рассматриваемом случае заказчик неправильно построил систему защиты, мотивируя отказ возместить сумму налога фактом отсутствия лимитов бюджетного финансирования и фактом окончания работ. Заказчик должен был сослаться на нормы налогового законодательства и законодательства о государственных закупках, позволяющие ему не возмещать НДС. Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет только три года. А мнение Минфина и ФНС в этой ситуации однозначно: НДС должен уплачивать продавец (поставщик, подрядчик). УМНС РФ по г. Москве в письме от 16.01.2004 № 21-08/02825 указывает, что сумма НДС уплачивается или за счет собственных средств организации, или за счет денежных средств, полученных от контрагентов.

Таким образом, возмещение НДС для «упрощенцев» имеет ряд положительных и отрицательных сторон. Положительными моментами возможности возмещения является получение дополнительных денежных средств. Отрицательными является то, что полученные денежные средства не будут включаться в доход; то, что законодательство о государственных закупках не предусматривает возможность изменения цены контракта на сумму НДС, и то что данное законодательство не во всех вопросах взаимосвязано с налоговым законодательством.