Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Память и развитие профессиональной памяти продавца. Развитие памяти

Память играет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память - это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание - первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Сохранение - непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание - про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние - избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро-медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти - зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память - это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память - это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое - непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную - с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

Классификация видов памяти

ПАМЯТЬ

Память это психический познавательный процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Это связано с тем, что память является «сквозным» процессом, обеспечивающим преемственность психических процессов и объединяющим все познавательные процессы в единое целое.

Переработка в памяти какой-либо информации включает несколько процессов:

1.Запоминание определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание может носить непроизвольный характер, т.е. совершаться помимо нашей воли. Однако гораздо большее значение для человека имеет произвольное форма запоминание, при которой усвоение информации стимулируется волевыми усилиями.

Существует два способа запоминания информации. При механическом запоминании образуются соответствующие материалу механические ассоциации. К такому способу человек обращается, когда материал непонятен, или если отсутствует желание его усвоить. Второе, смысловое запоминание , опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека. При запоминании большого объема материала необходимо проводить смысловую группировку, разделив его на части, а также установить логические связи между частями.

2. Сохранение – процесс удержания информации в памяти. Материал лучше сохраняется в памяти в том случае, когда запоминанию сопутствовали эмоциональная окраска, заинтересованность и стремление как можно лучше и прочнее удержать материал в памяти. Выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое. При динамическом сохранении хранящийся в памяти материал изменяется мало, при статическом сохранении материал подвергается определенной переработке, которая происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств. Менее существенная информация может исчезать, заменяться другими деталями, может изменяться последовательность материала, степень его обобщения.

3. Процесс сохранения информации в памяти связан с процессом забывания – невозможностью восстановить ранее воспринятый материал. Забывание может проявляться в потере второстепенных деталей, схематизации материала, отбрасывании отдельных частей информации и пр. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его воспроизведения, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

4. Узнавание – процесс сличения воспринимаемого объекта и того представления, которое сформировалось у человека ранее. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признаки объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания - это полное узнавание, при котором человек безошибочно относит объект к определенной категории. Полное узнавание не вызывает у человека никаких сомнений в знании объекта восприятия.



5. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание полученной ранее информации. Выделяют два вида воспроизведения - непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воспроизведение является непреднамеренным и может происходить неожиданно для человека. Произвольное воспроизведение - это активный волевой процесс припоминания: человек имеет цель вспомнить материал и для этого применяет волевые усилия.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. В настоящее время большинство исследователей считают, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Так, согласно одной из теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к запоминанию информации.

Существует несколько классификаций видов памяти, основанием для которых являются различные критерии.

1. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют:

Сенсорную память;

Кратковременную память;

Оперативную память;

Долговременную память.

Сенсорная память - это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения информации при этом очень невелика – 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к обработке поступивших сигналов. Если этой последующей обработки материала не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Например, когда мы выполняем какое-либо сложное арифметическое действие, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело.

Дальнейший этап переработки информации осуществляется в кратковременной памяти. Кратковременная память – этовид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации, как правило, не больше 20 сек. После этого она или стирается, или переводится в долговременную память. Объем кратковременной памяти индивидуален, он характеризует природную память человека, связанную со способностью механически запоминать воспринимаемую информацию. В среднем в кратковременной памяти сохраняется 7 единиц информации. Благодаря кратковременной памяти быстро перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение длительного срока. Емкость долговременной памяти практически безгранична. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга: он состоит из 10 млрд. нейронов, каждый из которых способен удерживать существенное количество информации.

2. По характеру психической активности выделяют:

Двигательную память;

Эмоциональную память;

Образную память;

Словесно-логическую память.

Двигательная или моторная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений, однако эти представления могут расходиться со своим оригиналом, а с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Это связано с особенностями самих представлений и образной памяти как таковой. К таким особенностям относят бледность, фрагментарность и неустойчивость представлений.

Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти позволяет быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память, опираясь на развитие других видов памяти, становится ведущей у человека, и от уровня ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

3. По характеру целей деятельности выделяют:

Непроизвольную память;

Произвольную память.

Непроизвольная память – это память, когда запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. При произвольной памяти присутствует специальная мнемическая задача, а сам процесстребует волевого усилия.

К основным характеристикам памяти относятся: объем, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем – это характеристика памяти, которая раскрывает возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации. Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации.

Быстрота воспроизведения – это способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие могут испытывать серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Точность воспроизведения – это способность точно сохранять и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки.

Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Готовность воспроизвести сохраненную информацию – это способность человека воспроизвести нужную информацию в необходимой ситуации.

Процессы памяти. Характеристика основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Классификация видов памяти. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Вопросы для изучения:

1. Понятие памяти.

2. Процессы памяти.

3. Классификация видов памяти.

Понятие памяти

Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

2. Основные свойства памяти

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рисунок). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти – 7 различных элементов (единиц) информации.


Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

Профессионально важные качества

Любые человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профдиагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности.

Профессионально важные качества личности определяются следующими параметрами:

Уровень физического и психического здоровья (которое определяет уровень работоспособности личности);

Квалификация работника;

Психологические особенности личности.

Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности. Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

В основе профессиональных способностей лежат свойства психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики. Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, водителя транспортного средства, для судоводителя или хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. Так, например, профессионально важными и социально значимыми качествами личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины, сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность.

Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук.

Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психологические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта – соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, физическая сила и выносливость - пример ярко выраженных ПВК для многих видов деятельности.

Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества можно разделить на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности:

ü абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

ü относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

ü мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

ü анти-ПВК : свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив-цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).

Рисунок 28. – Структура профессиональной пригодности (по А.В. Карпову).

Во всех видах деятельности принято различать те индивидуальные качества, которые отвечают собственно за её исполнение, и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации. Поэтому принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак, можно дать следующее определение ПВК. Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Понятие памяти и её виды

Значение памяти

Классификация явлений памяти

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

Введение

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Память - психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, образующее информационно-регуляционный фонд поведения индивида.

Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображением играет немаловажную роль в процессе судопроизводства.

Понятие памяти и её виды

Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Накопление материала в памяти (архивация) - осуществляется в двух блоках в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична - в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида.

Семантическая память сохраняет категориальные структуры, сформированные культурно-исторической средой. Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построение языка. Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его текущего использования называется актуализацией. Память потерпевшего и свидетеля может быть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, точности воспроизведения и готовности к срочной актуализации.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем - есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М.Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него хранится в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Память каждого человека имеет свои особенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабой памятью.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, готовностью применить требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством следователя, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.

Классификация явлений памяти

память юрист свидетельский забывание

Память делится на такие различные друг от друга процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, и формы непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

Произвольная и непроизвольная форма памяти различается в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить тот или иной материал, а он запоминается без усилий, без применения специальных приемов, то это относиться к непроизвольной форме памяти. Эта форма памяти помогает запомнить многое что встречается в жизни: предметы, явления, события, содержание документа. Обычно данная форма проявляется у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная форма памяти наоборот требует применения больших волевых усилий, специальных приёмов для запоминания того или иного материала. Эта форма памяти наиболее продуктивная. Работники правоохранительных органов должны обладать развитой произвольной памятью и умело использовать её в своей деятельности.

Юридическая деятельность показывает, что как произвольная так и непроизвольная форма памяти в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе. В одних случаях запоминается, и воспроизводиться только общий смысл материала, суть мысли, а в других случаях необходимо точное воспроизведение словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития, чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Запоминание смысла, запоминание общих и существенных деталей материала и отвлечение от несущественных выделение главного зависит от понимания самого материала.

Запоминание - протекающее в трёх формах запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала.

Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, он запоминается лучше чем в том случае, когда он не включен в условия.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану:

1)Основная мысль (осмысливание запоминания);

2)факты и события (что, когда и где происходит);

3)причины происходящих событий; некоторых сведений.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохранённого в памяти материала. Ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение рационализирует запоминание особенно при заучивании наизусть, при пересказе мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.

Забывание - исчезновение, т. е. процесс угасания, »стирания», затормаживание связей. Процесс забывания может быть менее или более глубоким: чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей, тем более глубоким процесс забывания становится. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведения.

Физиологической основой забывания являются некоторые виды торможения. Протекает неравномерно, но явление вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая для выполнения данного вида деятельности необходима.

Виды памяти делятся на образную, которая классифицируется по видам анализаторов:

Зрительная;

Слуховая;

Двигательная;

Осязательная и т. д.

Так же логическая и эмоциональная.

Образная память - это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия т.к. это запоминание, воспроизведение воспринятых ранее образов.

Эмоциональная память тесно связана с образной памятью. Она заключается в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Воспроизведении определенных эмоциональных состояний.

Эмоциональная память особенно ярко проявляется в отношениях людей. На ней основывается способность сопереживать другим людям, сочувствовать им, а так же чувства «симпатии-антипатии», осторожность.

Логическая память- это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждения, доказательств. Особенно велика ее роль в деятельности следователя, расследующего сложное многоэпизодное дело.

Все перечисленные виды памяти взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

По способу запоминания различают непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память.

Различают три вида ассоциаций:

Ассоциация по смежности - элементарный вид связи без существенной переработки информации (связываются два впечатления во времени и пространстве);

Ассоциация по контрасту - связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления (связываются противоположные явления);

Ассоциация по сходству - воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую сходную ситуацию (связываются явления, имеющие сходные черты);

Ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.

Различают так же следующие четыре взаимосвязанные системы памяти:

Сенсорная;

Кратковременная;

Оперативная;

Долговременная;

Сенсорная - непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, полного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень короткий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеобразы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчезают. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений.

Сенсорная память иначе называется иконической (от греч. ikona - образ). Виды сенсорной памяти определяются видами ощущений.

Кратковременная память - сравнительно полное, но недолговременное сохранение в памяти одномоментно воздействующих стимулов. Время функционирования - не более (30 с). Её объем ограничен 5-7 объектами.

«Движение мысли, та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную» - А. Н.Лук.

Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.

Оперативная память - избирательное сохранение и актуализация информации необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы - единицы оперативной памяти.

Долговременная память- запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации связан вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Сохранение концептуально значимого материала на длительный срок. Объем памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности. Её ёмкость не имеет границ.

Типы памяти - индивидуально-типологические особенности памяти.

Они различаются по следующим качествам, встречающимся в различных комбинациях:

Объём и точность запоминания;

Скорость запоминания;

Прочность запоминания;

Ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у индивида) зрительной, слуховой, или двигательной памяти);

Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образный, логический и средний типы).

Закономерности памяти и их проявление в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Закономерности памяти связаны с формами памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения);

Условия успешного непроизвольного запоминания являются:

Сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);

То, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления и т. д.)

Стимулы, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы);

Стимулы, имеющие особую эмоциональную окраску;

То, что более всего связано с потребностями данного индивидуума;

То, что является объектом активной деятельности;

Развитие одной из системы памяти потерпевшего, свидетеля может оказать влияние на развитие другой системы памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти.

Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот.

Условия успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов;

Семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части;

Представление материала в виде схемы, таблицы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально-эстетическая насыщенность материала; возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов событий. Поэтому прокурор, следователь, судья, должны повышать качество запоминания.

Имеется несколько приемов улучшающие запоминание, и используемые в практической деятельности:

Смысловая организация материала с выделением в нём основных опорных пунктов, слов;

Составление плана, в котором отражается: исходная информация, что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению, при запоминании сложного материала;смысловая группировка проводится по различным основаниям: - по интересующим следователя лицам; расследуемым эпизодам.

Составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными их элементами с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;

Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документов и других источниках информации;

Классификация, систематизация материала следственной, судебной практики, текущего законодательства и других нормативных актов.

При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания - мнемотехника (от греч. mneme - память и techne - искусство; искусство запоминания): создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоминания. Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, называется припоминанием.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.)

Особенность представлений - их обобщённость и фрагментарность. Точность и полнота воспроизведения зависят от психического состояния индивида. Значительные деформации познавательных процессов происходят в эмоционально напряженных состояниях.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие представления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы- представления называются эйдетическими (от греч. eidos - образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов - персеверация (от лат. Perseveration - упорство).

Заключение

Память - это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность.

Таким образом, делая вывод из данной работы можно сказать, что исследование закономерностей и особенностей памяти потерпевшего и свидетеля является важнейшей задачей современной юридической психологии, так как показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Многие из нас жалуются на плохую память. Однако объём памяти человека не имеет пределов. В настоящее время считается, что человек запоминает всю полученную информацию, но удерживает в сознании только её часть. Для лучшего удерживания информации необходимо постоянно тренировать и усовершенствовать процессы памяти.

Список литературы

1. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник. М. 2008 г.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Уч. метод. пособие Н.Новгород. 2001 г.

3. Гоноболин Ф. Н. Психология. М. 2003 г.

4. Аминов И.И. Психологический практикум для юристов. Учебное пособие. М. 2001 г.

5. Лук А.Н. Память и кибернетика. М. 1966 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и виды памяти. Свойства и закономерности памяти, используемые в мнемотехнике. Мнемонические приемы запоминания. Перечень существующих мнемонических приемов. Метод Цицерона для запоминания последовательностей. Прием нахождения ассоциаций.

    реферат , добавлен 16.12.2016

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Начало экспериментального исследования памяти Г. Эббингаузом. Основные приемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Особенности проявления механизмов ассоциаций. Метод правильных ответов. Современные методы исследования памяти человека.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2012

    Характеристика понятия, разновидностей и закономерностей памяти как психологического феномена. Ознакомление с причинами забывания; его формы - ошибочное припоминание и узнавание, ретроградная амнезия. Описание мнемотехнических приемов улучшения памяти.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2012

    Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

    дипломная работа , добавлен 28.12.2011

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.