Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отложенный ндс. Особенности налогообложения организаций оптовой торговли. Налог на добавленную стоимость. Вычеты по представительским расходам

С наступлением нового 2016 финансового года пришло время подвести итог 2015 года, в частности составить бухгалтерскую отчетность и провести ее обязательный аудит. Что важно знать бухгалтеру фирмы, подлежащей обязательному аудиту, с наступлением 2016 года в связи с усилением административной ответственности в области бухучета и аудита?

Сроки сдачи отчетности и аудиторского заключения в статистику не поменялись

Если бухгалтерская отчетность фирмы подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение (далее АЗ) представляется в орган статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

Либо вместе с данной отчетностью (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) по 31 марта 2016 года;

Либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

То есть аудиторскую проверку отчетности за 2015 год фирма вправе проводить в течение всего 2016 года.

В налоговую инспекцию АЗ не сдается

С 2013 г. организации не обязаны представлять АЗ в ИФНС вместе с годовой отчетностью, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, оштрафовать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление АЗ налоговики не вправе.

В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

Госдума РФ 4 декабря 2015 года приняла в первом чтении поправки в ст. 15.11 действующего КоАП РФ (Законопроект № 890123-6). Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухучету. К данному деянию будет отнесено:

1) занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (этот пункт присутствует и сейчас);

2) искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%");

3) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

4) ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;

составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухучета;

5) отсутствие у организации первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухотчетности и (или) аудиторского заключения о бухотчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Перечисленные в пунктах 3-5 виды нарушений в ныне действующей редакции статьи 15.11 КоАП РФ не предусмотрены.

Штраф на должностных лиц предлагается установить в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас - от 2 до 3 тыс. руб.).

За повторное нарушение в течение календарного года предлагается установить штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (в ныне действующей редакции санкций за повторное нарушение не предусмотрено).

Напоминаем, что указанная ответственность не будет применяться если отчетность будет своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной налоговой декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).

В новом КоАП появится штраф за несвоевременную сдачу АЗ и отчетности в статистику

Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г. Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления, предполагаются ввести штрафы в размере:

На ИП от 2 до 5 тыс. руб.;

На должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;

На юрлиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

Там же предусмотрено, что не представление (несвоевременное представит) в Росстат аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту , планируется наказывать штрафами в размерах:

На ИП от 25 до 40 тыс. руб.;

- на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;

- на юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Напомним, что сейчас в КоАП прямых санкций за отсутствие (несвоевременную сдачу АЗ) нет. Штраф взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Указанное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 100 до 300 руб.;

На должностных лиц - от 300 до 500 руб.;

На юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, в настоящее время установлены внушительные административные штрафы (до 1 млн руб.) за нарушения, связанные с представлением и раскрытием информации о компании (п. 1, 2 ст. 15.19, п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Государством взят курс на повышение требований к бухучету, квалификации бухгалтерского персонала, пресечению грубых нарушений при ведении бухучета и составлении отчетности на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками, ожидается усиление административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства, представления бухотчетности и АЗ. Поэтому нельзя исключать, что вышеперечисленные поправки в КоАП, будут приняты уже в 1 квартале 2016 года.

Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» осуществляют ежедневный мониторинг законодательных актов с целью своевременного информирования наших клиентов о важных изменениях налогового и бухгалтерского законодательства.

Не предоставление аудиторского заключения в статистику в 2016 г:
Какие штрафы и ответственность за непроведение аудита за 2016 год?

Непроведен обязательный аудит – ответственность:

Если Организация нарушит порядок предоставления стат. информации либо предоставит недостоверную статистическую информацию, то это является основанием для привлечения должностных лиц организаций к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19 КоАП РФ.

Пока непроведение обязательного аудита в 2016 году влечет не большие штрафные санкции. Но будет составлен протокол об административном правонарушении и обязанность по сдаче необходимой отчетности останется не исполненной. За что Статистика может вынести повторное, увеличенное административное наказание.

Штраф статистики за отсутствие аудиторского заключения.

— за отсутствие аудиторского заключения взимается штраф органом статистики штраф составляет всего от 300 до 500 рублей на должностных лиц, и на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

Но не забывайте, что маленькие штрафы от статистики за не проведенный обязательный аудит ООО, и других компаний не освобождают от серьезных штрафов (смотрите ниже).

Представление аудиторского заключения в статистику — сроки:

С 1 января 2014 года организации, подлежащие обязательному аудиту, должны представить аудиторское заключение в органы статистики Казани, по месту государственной регистрации в следующие сроки:

Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Аудиторскую проверку отчетности за 2016 год можно провести в течение всего 2017 года. Но получить аудиторское заключение надо успеть до 31 декабря 2017 г.

Обязательный аудит публичной компании за 2016 год — штрафы за непроведение аудита в 2017 году более существенные чем за прошедшие годы.

Пункт 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей на должностных лиц, от 500 000 до 700 000 рублей на юридических лиц за непредставление аудиторского заключения по требованию акционера .

Нарушение законодательства в части раскрытия информации о деятельности акционерных обществ, размещающих в публикации свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, грозит наложением административного штрафа от 500 000 до 700 000 рублей (ст. 15.19 КоАП).

Банк России в этом случае может применять санкции наложением административных штрафов от 30000 до 50000 рублей на должностных лиц либо дисквалификацией на срок от одного года до двух, а на юридических лиц такой штраф составит от 700000 до 1000000 рублей .

Если Ваше ЗАО не провело обязательный аудит в 2016 году и вам срочно нужно только аудиторское заключение, ООО «Аудит Эксперт» разработало экспресс-аудит, стоимость которого в 2 раза ниже обычного аудита.

Стоимость проведения экспресс-аудита от 35 тыс.руб.

Время проведения, с выдачей заключения — от 3-5 дней

Обычная полная стоимость аудита с проверкой бухгалтерского и налогового учета – от 50 тыс.руб. (с выходом аудиторов к вам в офис)

Вы можете провести обязательный аудит за 2016 год в 2017 году с полной проверкой всех участков налогового и бухгалтерского учета, либо провести экспресс-аудит — решайте сами.

ООО «Аудит Эксперт» также предлагает Вам свои услуги по проведению обязательного, инициативного, налогового аудита Вашего предприятия, по оказанию консультационных услуг по вопросам бухгалтерского и налогового учета.

Стоимость работы наших экспертов составляет от 7000 руб. за 1 аудит/день. Конкретное количество аудит/дней необходимо уточнить после согласования с Вами перечня необходимых Вам услуг.

Изменения стоимости аудита с 2017 года

С 2017 года в России введенные в действие МСА — международные стандарты аудита. По требованиям новых международных стандартов аудита выросло количество аудиторских процедур, надо будет заполнять новые рабочих документов, формы и таблицы. Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 40-50%, и соответственно увеличится стоимость договоров на аудит с 2017 года.

С 2017 года новые требования МСА серьезно отразятся и на проверяемых компаниях. Организациям придется готовить для аудита увеличенный объем данных, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Вполне обоснованно следует ожидать значительное повышение стоимости аудита с 2017 года.

Но есть возможность снизить стоимость проведения аудита за 2017 год.

Аудиторская организация вправе проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности по старым правилам, действовавшим до вступления в силу МСА, утвержденных приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н), если договор на аудит заключен ‎до 1 января 2017 года.

В основе деловой практики компании «Аудит Эксперт» - большой опыт и качество услуг, профессионализм и высокая квалификация наших сотрудников, – всё это позволяет нам обеспечивать профессиональную работу по налогообложению и правовым вопросам, финансовому анализу, управленческому учету, бухгалтерскому учету и аудиту.

Журнал "Главбух", 25 Апреля 2014

Аудиторское заключение к годовой бухгалтерской отчетности в ИФНС сдавать не надо. Об этом сообщает столичное управление в письме от 31.03.2014 г. № 13−11/030545.

Чиновники напоминают об изменениях, которые в закон о бухучете внес Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 357−ФЗ. Так, в ч.2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ теперь говорится, что аудиторское заключение нужно сдать либо вместе с отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней после даты заключения (но не позднее 31 декабря). При этом указанное требование относится к обязательному экземпляру бухотчетности, который компании сдают в статистику, а не в налоговую.


Другие документы по запросу: Уплата налогов, взносов, сборов Разделы налогообложения


МРИ ФНС России №22 по М.О., 19 Сентября 2011
МРИ ФНС РФ N13 по М.О., 26 Июля 2011
МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 19 Июля 2011

Код вида доходов предусматривает следующие группы :

  • 1 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 2 - безвозмездные поступления.

В группу Доходы включаются следующие подгруппы :

  • 01 - налоги на прибыль, доходы;
  • 02
  • 03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 05 - налоги на совокупный доход;
  • 06 - налоги на имущество;
  • 07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 08 - государственная пошлина;
  • 09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 10 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 11 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 12 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 13 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 14 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 15 - административные платежи и сборы;
  • 16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 17 - прочие неналоговые доходы.
  • Код Статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Подгрупп вида доходов.

    Код подСтатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Статьи вида доходов.

    Код элементов доходов :

    • Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    • Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.
    • Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

    Устанавливаются следующие коды элементов доходов :

    • - федеральный бюджет;
    • - бюджет субъекта Российской Федерации;
    • - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • - бюджет городского округа;
    • - бюджет муниципального района;
    • - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
    • - бюджет поселения.
  • Код Подвидов доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 4-х знаков.

    Детализация кодов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.

    Классификация подвидов доходов кодируется четырьмя знаками .

    По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины Код подвидов используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому налогоплательщик должен самостоятельно выбрать этот код в зависимости от вида платежа. При этом администраторы указанных доходов обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвидов доходов, в частности:

    • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
    • 2100 - пени;
    • 2200 - проценты по соответствующему платежу;
    • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

    ОМС : Для страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02101 08 0000 160 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" примененяются следующие коды подвида доходов бюджетов:

    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 2011 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • 2012 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков";
    • 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)".

    ПФР : Администрирование платежей, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от застрахованных лиц и работодателей, отражаемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02041 06 0000 160 "Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

    • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Госрегистрация : В целях учета поступлений, администрируемых федеральными государственными органами..., по видам доходов бюджетов подгрупп доходов... 113 - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, ... применяются следующие коды подвида доходов бюджетов: - федеральные государственные органы... (Например, Плата за предоставление информации, содержащейся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

    Полный перечень Кодов подвида доходов бюджетов .

  • Классификация операций сектора государственного управления , относящихся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

    • 110 - налоговые доходы;
    • 120 - доходы от собственности;
    • 130 - доходы от оказания платных услуг;
    • 140 - суммы принудительного изъятия;
    • 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
    • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
    • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
    • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
    • 170 - доходы от операций с активами;
    • 180 - прочие доходы;
    • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
    • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
    • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
    • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов.
  • Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.

    Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

    Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, занимающихся оптовой торговлей, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация торговли является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

    В процессе осуществления своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

    Обратите внимание!

    Объектом налогообложения является реализация товаров именно на территории Российской Федерации.

    Если товары реализуются на территории иностранного государства, то реализация этих товаров не является объектом налогообложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при производстве (приобретении) этих товаров, к вычету не принимаются и учитываются в их стоимости (данное правило установлено пунктом 2 статьи 170 НК РФ).

    Место реализации товаров устанавливается в соответствии с правилами статьи 147 НК РФ, согласно которой товар считается реализованным в России, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

    · товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

    · товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

    Итак, применительно к торговле, объектом налогообложения является реализация товаров на территории Российской Федерации. Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:

    «Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

    Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в организациях торговли представляет собой стоимость реализованных товаров, по которым они реализуются покупателям за минусом НДС.

    Обратите внимание!

    Работники налогового ведомства имеют право проверить правильность применения цен лишь в случаях:

    · осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;

    · когда сделка носит характер товарообменной (бартерной) операции;

    · при осуществлении внешнеторговых сделок;

    · при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.

    Если налоговый орган установит, что цена сделки, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены, то не исключена ситуация, что организации придется пересчитать сумму налога, исчисленную исходя из рыночной цены на товары. Кроме того, не удастся избежать штрафных санкций.

    Если торговая организация осуществляет реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), то налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Иначе говоря, в этом случае торговая организация обязана исчислить НДС с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Данное положение установлено пунктом 4 статьи 154 НК РФ.

    Указанный порядок применяется в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

    Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.

    Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Однако, не лишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».

    Согласно статье 167 НК РФ:

    «1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

    2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)».

    · Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» .

    Подпункт 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ выводит из под налогообложения операции по реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов. При этом необходимо иметь в виду, что указанное освобождение не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость.

    В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий на родных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

    Обратите внимание!

    Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих обложению налогом. Можно ли считать, что такие освобождения являются льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:

    «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

    Указанная статья 149 НК РФ как раз позволяет не уплачивать налог с перечисленных операций.

    А раз это льгота, то налогоплательщик имеет право на основании пункта 2 статьи 56 НК РФ отказаться от ее использования либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если это не противоречит нормам налогового законодательства.

    Можно ли отказаться от использования льгот, установленных статьей 149 НК РФ (Приложение №4)?

    Статья 149 НК РФ содержит два вида льгот:

    · льготы, от использования которых, налогоплательщик может отказаться;

    · льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе.

    Перечень льгот, для которых предусмотрена возможность отказа, установлен пунктом 3 статьи 149 НК РФ, на льготы, установленные пунктом 2 данное правило не распространяется. Таким образом, торговая организация вправе отказаться от использования льготы только при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Обратите внимание!

    Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

    Кроме того, необходимость раздельного учета в торговых организациях возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличии от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), на наш взгляд делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.

    Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:

    «Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».

    Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж, продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная с этой ставки.

    Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.

    Напоминаем!

    · Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.

    · В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

    Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

    Выставленный счет-фактура в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.

    Однако в связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы аванса или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации видимо должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы налога начисленного к уплате, следует выделить суммы НДС, относящиеся к разным видам доходов.

    Обратите внимание!

    Порядок заполнения счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

    По данным этих документов организация торговли заполняет налоговую декларацию и предоставляет ее в налоговый орган. Частота предоставления деклараций зависит от налогового периода по НДС, который налогоплательщики определяют в соответствии с правилами статьи 163 НК РФ, согласно которой:

    «1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

    2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, устанавливается как квартал».

    Уплата сумм налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».

    На вопросы отвечала Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

    Какие вычеты по НДС можно отложить на завтра

    Теперь в любом квартале в течение 3 лет с даты принятия покупки на учет вы можете заявить указанные в п. 2 ст. 171 НК вычеты, то есть вычеты того НДС, которы йп. 1.1 ст. 172 НК РФ :

    • <или> предъявил вам поставщик при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав);
    • <или> вы заплатили при ввозе товаров в Россию.

    Как ранее разъясняли нам в ФНС, это касается только товаров, работ услуг, принимаемых на учет начиная с 1 января 2015 г. (см. , ).

    Последний квартал, в котором можно заявить вычет, - тот, в который попадает дата истечения 3 лет с момента принятия покупки на учет, несмотря на то что декларация за него подается уже за пределами этих 3 лет.

    О том, что в целях переноса вычетов НДС считать датой принятия на учет и как отсчитать 3 года, вы можете прочитать:

    Счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок за тот квартал, в котором вы будете заявлять вычет. И как-то обосновывать, почему вы выбрали именно этот квартал, не нужно.

    Эта замечательная возможность не только облегчила жизнь бухгалтерам, но и вызвала у них вопросы о том, можно ли переносить на будущее вычет НДС по отдельным операциям.

    НДС по экспорту, строительству хозспособом и изготовлению продукции с длительным циклом производства

    К. Спиваковская, главбух

    Разрешите противоречие с экспортными вычетами НДС.
    С одной стороны, в Налоговом кодексе осталось указание на то, что вычеты применяются на момент определения налоговой базы по экспорт уп. 3 ст. 172 НК РФ .
    С другой стороны, это вычеты НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, которые просто были использованы для экспортных операций. То есть те самые вычеты, которые с 2015 г. разрешено переносить на будущее в течение 3 лет с даты принятия покупки на учетп. 1.1 ст. 172 , п. 2 ст. 171 НК РФ .
    Так можно их все-таки переносить или нет?

    : Сразу скажем, что точно так же обстоит дело с вычетами по строительству хозспособо мп. 10 ст. 167 , абз. 3 п. 6 ст. 171 , п. 5 ст. 172 НК РФ и по изготовлению продукции с длительным циклом производств ап. 7 ст. 172 НК РФ .

    Переносить их можно. Вопрос в том - на основании какой нормы. От ответа на этот вопрос зависит срок, внутри которого вы можете заявить вычет. Существуют два подхода.

    ПОДХОД 1. Новая норм ап. 1.1 ст. 172 НК РФ к этим вычетам не применяется.

    Обоснование: нормы о моменте вычета по названным операция мпп. 3 , 5 ст. 172 , п. 10 ст. 167 , п. 6 ст. 171 НК РФ являются специальными по отношению к новой норме о возможности переносить вычет. Поэтому у них приоритет.

    Поэтому перенести эти вычеты на другие кварталы можно в прежнем порядке, то есть на основании п. 2 ст. 173 НК. Как постановил ВАС, этот пункт позволяет заявить вычеты в любом квартале в течение 3 лет с окончания того квартала, в котором возникло право на вычет, то есть были выполнены все условия для негопп. 27, 28 Постановления ВАС от 30.05.2014 № 33 .

    Обратите внимание: до истечения этих 3 лет нужно подать декларацию, отразив в ней выче тОпределение КС от 24.03.2015 № 540-О .

    Например, товары, использованные для производства отгруженной на экспорт продукции, вы приняли на учет в I квартале 2015 г., а налоговая база по экспорту возникла в IV квартале 2015 г. Это будет первый из кварталов, в который вы можете поставить вычет (если у вас уже выполнены все условия для него). Три года с конца этого квартала истекают 31.12.2018. Поэтому последним кварталом для заявления вычета будет III квартал 2018 г., поскольку декларация за IV квартал 2018 г. подается уже после 31.12.2018.

    Даже если момент определения налоговой базы по названным операциям наступает уже после истечения 3 лет с даты принятия соответствующих товаров, работ, услуг к учету, вычет не сгорает - его можно применить на дату отгрузки. Такие разъяснения Минфин дал применительно к производству товаров с длительным циклом изготовлени яПисьмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-11/34361 .

    ПОДХОД 2. Эти вычеты можно переносить на основании новой нормы, так как она более поздняя по сравнению со специальной.

    Этот подход дает налогоплательщикам меньше времени для заявления рассматриваемых вычетов.

    Ведь в соответствии с ним получается, что заявить их можно начиная с того квартала, за который определяется налоговая база по этим операциям (если на этот момент уже выполнены все условия для вычета), и заканчивая тем, на который приходится дата истечения 3 лет с момента принятия на учет соответствующих товаров, работ, услуг. В нашем примере таким последним кварталом был бы I квартал 2018 г. (см. , )Письмо Минфина от 12.05.2015 № 03-07-11/27161 .

    Кроме того, этот подход предполагал бы, что если момент определения налоговой базы по таким операциям наступает после истечения 3 лет с даты принятия на учет, то налогоплательщик вообще остается без вычета, что, очевидно, неправильно.

    На наш взгляд, верным является подход 1.

    А вот мнение специалиста ФНС.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

    “ В отношении вычетов исчисленного НДС при строительстве хозспособом и вычетов при производстве длительного цикла действует специальное правило: они признаются на момент определения налоговой базы по названным операциям. По указанным вычетам действует другой трехлетний срок - предусмотренный п. 2 ст. 173 Налогового кодекса.

    Таким образом, руководствуясь пп. 27, 28 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов при выполнении условий, предусмотренных статьями 171, 172 НК” .

    При переносе экспортного вычета на будущее нужно заполнить раздел 5 декларации - так же, как в случае с заявлением вычета по счету-фактуре, полученному уже после определения налоговой базы по экспорту (см. , ).

    НДС по командировочным расходам и другие вычеты с особенностями

    С. Зорина, г. Санкт-Петербург

    Переносить на будущее можно вычеты, которые указаны в п. 2 ст. 171 НК. Под него, в принципе, подпадает вычет НДС по командировочным расходам - это вычет налога, предъявленного нам при приобретении товаров, работ, услуг.
    Однако сами вычеты по командировкам указаны в другом пункте ст. 171 НКп. 7 ст. 171 НК РФ . Означает ли это, что их нельзя переносить в другие кварталы?

    : Такая же ситуация сложилась и с другими вычетами, которым посвящены отдельные пункты ст. 171 НК:

    • НДС, предъявленного подрядчиками при проведении ими капстроительств ап. 6 ст. 171 НК РФ ;
    • НДС по представительским расхода мп. 7 ст. 171 НК РФ .

    На наш взгляд, переносить их на другие кварталы можно.

    В п. 2 ст. 171 Налогового кодекса в общем сформулировано, какой НДС в принципе подлежит вычету. А в отдельных пунктах этой статьи установлены уже особенности для некоторых его «разновидностей». То есть все названные вычеты предусмотрены и п. 2 ст. 171 НК тоже. Дополнительный аргумент - толкование неустранимых противоречий в пользу налогоплательщик ап. 7 ст. 3 НК РФ .

    А вот как ответил на этот вопрос специалист ФНС.

    ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

    “ На вычеты НДС по командировочным и представительским расходам распространяется п. 1.1 ст. 172 Налогового кодекса. То есть эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов с момента принятия к учету товаров, работ, услу г” .

    Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

    Последствия переноса вычета НДС по представительским расходам

    А. Резниченко, г. Саратов

    Для НДС по представительским расходам есть специальное правило: к вычету его можно принять только в той части, в которой расходы укладываются в «прибыльный» норматив - не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыл ьп. 7 ст. 171 , п. 2 ст. 264 НК РФ .
    Означает ли это, что такой вычет НДС привязан именно к тому кварталу, в котором «представительские» товары, работы, услуги приняты на учет, и его нельзя переносить?

    : Вовсе нет. Это всего лишь означает, что размер подлежащего вычету НДС следует определить по данным этого квартала. А поставить вычет можно и в любой другой квартал в течение следующих 3 лет.

    А. Резниченко, г. Саратов

    Если такой вычет НДС переносить на будущее, то в каком-то периоде общая сумма «представительских» вычетов может превысить сумму входного НДС, приходящуюся на величину признаваемых в этом периоде в налоговом учете представительских расходов. Допустимо ли это?

    : Вполне. Пусть в III квартале у вас были представительские расходы. Вся их сумма не «помещается» в норматив, исчисленный для налога на прибыль по итогам 9 месяцев. По этому нормативу вы определяете, какую часть НДС можете взять к вычету. Но этот вычет вам сейчас не нужен, и вы оставляете его на счете 19. Три года, в течение которых вы можете принять его к вычету, отсчитываете от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету.

    Затем по итогам года норматив вырос, и в него уже укладывается вся сумма представительских расходов. Поэтому в IV квартале у вас возникает право на вычет остатка НДС по нимПисьмо Минфина от 06.11.2009 № 03-07-11/285 . Но и этот вычет вам пока не нужен, и вы тоже откладываете его на потом. Обратите внимание: 3 года для принятия к вычету НДС с остатка все равно отсчитываются от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету, то есть от III квартала.

    В I квартале следующего года:

    • вы решили принять весь этот НДС к вычету;
    • у вас были новые представительские расходы, которые «съели» весь норматив за I квартал. НДС по ним вы тоже ставите к вычету.

    В результате общая сумма «представительского» вычета НДС за I квартал окажется больше, чем приходящаяся на принимаемые для налога на прибыль представительские расходы за этот квартал. Если это вызовет у инспекции вопросы, поясните, что такая ситуация сложилась из-за переноса вычета по правилам п. 1.1 ст. 172 НК.

    Внутри 3 лет с даты принятия на учет можно сдать уточненку за любой из кварталов

    А. Козырева, г. Углич

    Сомневаемся, не означает ли новое право откладывать вычет запрета на подачу уточненной декларации с этим вычетом за те кварталы, в которые сразу его не поставили.
    Например, в III квартале 2015 г. мы приняли товар на учет, получили счет-фактуру. В этом квартале НДС к вычету по какой-то причине принимать не стали. Следующие несколько кварталов для вычета нам тоже не подошли. Решили дальше не откладывать, поставить вычет в III квартал 2015 г. и сдать уточненную декларацию за него. А допустимо ли теперь это, учитывая, что у нас есть право учесть этот вычет в будущих кварталах?

    : Спешим успокоить: допустимо. В такой ситуации вы можете подать уточненную декларацию за любой из кварталов, входящих в трехлетний срок с даты принятия покупки на учет, начиная с того, в котором у вас впервые были выполнены все условия для вычет ап. 2 ст. 81 НК РФ . И в этой декларации показать не заявленный сразу вычет.