Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Одержимость идеей или идея-фикс. Никола Тесла – одержимый гений, потрясший Америку

Словосочетанием «идея фикс» фехтуют многие, ввертывая его в разговор как в положительном, так и в отрицательном значении. А ведь изначально это медицинский термин. Его определил в 1892 году немецкий психиатр Карл Вернике. Талантливый врач отнес идею фикс к категории психических расстройств, которые возникают в результате реальных обстоятельств, но сопровождаются чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладают в сознании над всеми остальными суждениями. То есть человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели, и исход этого состояния непредсказуем. Если ему сопутствует депрессия, вполне возможно, что идея фикс может сопроводить своего хозяина в клинику для психически нездоровых людей. И все же, если бы многие ученые, математики, историки, художники в свое время не были одержимы, без скольких открытий, изобретений и произведений искусства осталось бы человечество! Белл изобрел телефон, будучи одержимым поисками средства от глухоты. Впрочем, если бы Адольфом Гитлером не завладела идея создания нового мирового порядка, основанного на расовых признаках, человечество избежало бы ужасов Второй мировой войны. Можно и менее прозаично: достаточно вспомнить одного широко известного в узких кругах российского криптозоолога, одержимого идеей встретить снежного человека. Регулярно отправляясь в экспедиции в Казахстан, захламляя подмосковную квартирку сомнительными находками, доказывающими существование «большенога», ему удалось-таки пару раз запечатлеть йети, при этом лишившись жены… Супруга не выдержала детской одержимости любимого.

Упираясь ногами в реальность

«Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях», - умничал герой картины «Начало». Доминирующие идеи есть и у здоровых людей, когда они усиленно к чему-то стремятся, сосредоточены только на результате, кладут ему все на алтарь, критически относятся к своим поступкам. Ведь каждому человеку присущи свои сверхценности: для кого-то важен порядок на рабочем месте, кто-то сверх меры озабочен внешним видом, а кто-то зациклен на собственной персоне и болезненно реагирует на шутки друзей в свой адрес.

Все - яд, дело только в дозе, сказал когда-то Парацельс. Все люди имеют сверхценные идеи, но не все умеют с ними жить. Пациентка американского доктора Фишера была замужем в течение десяти лет, она мечтала о ребенке, но ничего не получалось. Желание стать матерью стало у Джин навязчивой идеей. Однажды у нее случилась «задержка», Джин обрадовалась, что наконец-то ей удалось забеременеть. Все последующие месяцы женщина ощущала все признаки беременности: слабость по утрам, прибавление в весе, временами ей даже казалось, что ребенок шевелится у нее в утробе. Но когда она обратилась к гинекологу и тот сообщил ей, что она ошиблась, Джин была просто потрясена. Однако через короткое время после этого симптомы беременности исчезли сами собой. История Джин - пример того, как эмоциональный стресс (навязчивая идея родить ребенка) оказал влияние на функции эндокринных желез. Ее безмерное желание забеременеть повлияло на яичники, подавило их деятельность. Похожий случай был зафиксирован в истории, когда отчаявшаяся королева Англии Мэри, снедаемая желанием подарить престолу наследника, также оказалась жертвой ложной беременности.

Даем установку

Сегодня, в эру господства коммуникаций, идеи фикс попадают в головы прямо с экранов телевизоров, компьютерных мониторов, радио и газет. Именно с помощью средств массовой информации с их расширенным арсеналом приемов и способов подобного воздействия удается задействовать значительный по масштабам охват аудитории. Воздействие на коллективное психическое сознание оказывается в итоге самым результативным фактором управления массами. Эмоциональное нагнетание необходимо как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Привычки и желания потребителей информации в настоящее время являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые «знания» - психологические установки, социальные стереотипы , политические симпатии и антипатии, превращающиеся в массовые идеи фикс. Обычно в качестве глашатаев выбираются лица, подкупающие своей искренностью.

Похвальное стремление улучшить свою физическую форму, приблизившись к картинке с рекламных плакатов и из телевизора, сегодня для многих превратилось в настоящую навязчивую идею. В качестве примера можно приводить бесконечные истории о женщинах, которые с помощью диеты и/или упражнений отправили себя на тот свет, будучи убежденными, что им нужно «похудеть».

Не менее коварно желание «стать больше». Историей бодибилдера Стива Михалика родители пугают подростков. Стив больше всего в жизни хотел выйти на ринг Beacon Theatre в Нью-Йорке на состязаниях Night of Champions, чтобы своим телом из рельефных мышц заставить публику ахнуть. Идея фикс засела в голове Михалика, когда ему было всего 11 лет. Парень решил, что он слишком маленький, и вознамерился стать больше. В своем деле он доходил до крайностей: покупал обезьяньи головы и раскраивал черепа, чтобы выпить богатую гормонами жидкость, вытекающую из гипоталамуса. Следующим этапом стали стероиды. Парень лакомился коктейлем, который подчас включал 14 разных химических соединений. «Я принимал все больше новых лекарственных препаратов, что вело к появлению новых побочных эффектов, из-за которых мне приходилось принимать новые препараты, у которых были новые побочные эффекты », - вспоминает Стив.

И все же при всей своей опасности и болезненности одержимость идеей может питать творчество или стать основой жизни человека. Удостоенный Нобелевской премии ирландский поэт Уильям Батлер Йетс пятьдесят лет страдал любовной одержимостью. Однажды он увидел прекрасную девушку, ирландскую революционерку Мод Гонн, стоящую в дверном проеме среди цветущих яблонь. Позже он сказал, что с этого началось величайшее несчастье в его жизни. Спустя полвека, находясь на смертном одре, он все еще продолжал о ней писать. Йетс везде следовал за ней. Неоднократно предлагал ей руку и сердце, всякий раз получая отказ. Изведенный своей одержимостью, Йетс предложил выйти за него замуж юной дочери Гонн. Отвергнутый матерью и дочерью поэт таки женился на некоей англичанке, но его мысли по-прежнему оставались с Мод. Идея фикс, мучившая Йетса, подарила миру прекрасные строки его поэзии.

Великий английский астроном Уильям Гершель-старший (это он открыл планету Уран, двойные звезды, обнаружил инфракрасное солнечное излучение) был одержим своим делом, довел себя до истощения, поскольку не желал отрываться на такое низменное занятие, как еда. Сестра кормила его, вкладывая кусочки пищи в раскрытый рот… Античный философ Платон признал одержимость идеями источником и причиной творчества в искусстве, а многие современные психологи считают ее неотъемлемой составляющей рецепта успеха.

Наполеон Хилл , автор книги «Думай и богатей», настаивает на том, что именно одержимость - верная тропа к успеху, и рекомендует написать идею фикс на листке бумаги, изъясняясь как можно проще, а потом развесить сие послание в разных местах, чтобы оно было всегда на глазах и, таким образом, навсегда застряло в ваших мыслях. «Если вы регулярно думаете о своей цели, если она становится вашей идеей фикс, вся ваша внутренняя энергия направляется на то, чтобы помочь вам преуспеть. Идея фикс не только поможет вам повысить уровень энергии и успеха, но и убережет вас от очень серьезной ошибки - разбазаривания энергии », - рекомендует философ успеха.

Во имя своей мечты мы часто пренебрегаем собственным здоровьем, семьей, друзьями, и даже теряем чувство времени . Однажды тот же Наполеон Хилл признался, что настолько заработался, что принял отблеск восходящего солнца в стеклах стоящего напротив небоскреба за отражение лунного света…

С одной стороны, благодаря чудовищной сосредоточенности мы можем отключиться от внешнего мира, с другой - подобная одержимость в работе, и возникающий на ее почве трудоголизм , могут принести не только успех, но и разочарование, и даже болезни. Одержимость может стать как созидательным, так и разрушительным началом. Главное, чтобы целью успеха не был сам успех, потому что в таком случае теряется его смысл. А еще важно помнить, что, даже открыв космос, человек продолжает нуждаться прежде всего в человеке, с которым можно разделить радость своего открытия, успеха, победы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На исходе XIX века в лаборатории, находившейся в американском городе Колорадо-Спрингсе, был проведён весьма эффектный и опасный эксперимент. Из большой медной полусферы, венчавшей очень высокую башню, вдруг начали бить молнии длиной до сорока метром. Гигантские электрические разряды сопровождались громовыми раскатам, слышными за 15 миль. Вокруг башни пылал огромный световой шар.

А за двадцать пять миль от башни под аплодисменты наблюдателей разом зажглись 200 электрических лампочек. Электрический заряд был передан к ним без всяких проводов. Автором невероятного эксперимента был Никола Тесла (Nikola Tesla).

Этот учёный, посвятивший всю жизнь исследованиям электрической энергии, и сам обладал неисчерпаемой энергией. Его одержимость не знала границ. Для отдыха он отводил четыре часа, из которых два обычно уходили на обдумывание идей, а два - на сон. Многие считали его очень странным человеком, причём это началось ещё в детстве.

Никола Тесла, родившийся 10 июля 1856 года, был четвёртым ребёнком в семье сербского православного священника. С пятилетнего возраста у Николы стали возникать странные фантастические видения, которые сопровождались вспышками ослепительного света. Часто его охватывало сильное возбуждение и, чтобы справиться с ним, он доводил себя до изнурения физическими упражнениям и даже впадал в состояние транса. А ещё в юные годы Никола проводил ночи напролёт за чтением, проглатывая книги с какой-то маниакальной страстью.

Отец хотел, чтобы Никола тоже стал священником, но тот поступил в Высшую техническую школу в австрийском городе Граце, а затем перевёлся в Пражский университет.

В 1880 году ему пришла мысль создать генератор переменного тока. Профессор Пешль, с которым студент Тесла поделился оригинальной идеей, счёл, что она противоречит всем представлениям об электричестве. Но заключение профессора только подстегнуло изобретателя, и через два года он представил изумлённым специалистам действующую модель.

После этого Тесла решил продемонстрировать свой генератор великому изобретателю Эдисону. Он продал всё, что у него было, чтобы купить билет на трансатлантический рейс, и в 1884 году прибыл в Америку.

«Король изобретателей» Томас Алва Эдисон снисходительно выслушал гостя. Эдисон был в зените славы. Электрическая лампочка, фонограф и динамо-машина сделали его миллионером. Однако в основе всех работ знаменитого американца в области электричества лежал постоянный ток. И Эдисон предложил Тесле работу в своей компании: довести до ума его, Эдисона, генераторы постоянного тока. Молодой эмигрант согласился, но, работая на Эдисона, не прекратил совершенствовать свой генератор переменного тока. В октябре 1887 года получил на него патент. Этого Эдисон не перенёс, он стал публично критиковать генераторы Теслы.

«Если ли вы так уверены в своей правоте – возражал Тесла, – что вам мешает позволить мне опробовать его ни вашем предприятии?» Неожиданно Эдисон согласился и даже пообещал сопернику 50 тысяч долларов, если тому удастся электрифицировать своим способом один из его заводов. Он был убежден, что это невозможно. Тесла в короткое время осуществил задуманное. Эффект превзошел все ожидания. Эдисон был обескуражен, но платить отказался, сказав, что его обещание было лишь шуткой.

После этого они окончательно рассорились. Тесла до конца жизни не мог простить «королю изобретателей» его обмана. В 30-е годы 20 века он даже отказался принять Нобелевскую премию, присужденную ему совместно с Эдисоном. А тогда, после разрыва, в апреле 1887 года, Никола Тесла, сумев собрать средства, открыл собственную фирму «Тесла Электрик Лайт Компани». 16 мая 1888 года Теста продемонстрировал свои работы в области переменного тока в Американском институте инженеров-электриков. В зале был миллионер Джордж Вестингауз, изобретатель гидравлического тормоза.

Выступление Теслы потрясло Вестингауза. Он предложил изобретателю миллион долларов за его патенты плюс авторские отчисления. Был заключён договор, и недавний эмигрант получил огромные по тем временам деньги. Когда же компания «Вестингауз Электрик» реализовала разработки Теслы, построив ГЭС на Ниагарском водопаде, это стало наглядным доказательством того, что путь, по которому идет изобретатель, открывает новые горизонты в злектротехнике.

Получив финансовую независимость. Тесла продолжил свои исследования. Причем он умел весьма эффектно знакомить с ними обычных американцев. То, что он однажды продемонстрировал на улицах Колорадо-Спрингс, казалось настоящей фантастикой. На глазах собравшихся с обыкновенного автомобиля сняли бензиновый двигатель и установили электромотор. Затем Тесла прикрепил под капот небольшую коробочку из которой торчали два стерженька. Выдвинув их, Тесла сказал: «Так, теперь у нас есть энергия». После чего сел на место водители, нажал на педаль, и машина поехала! Он ездил на ней по городу целую неделю, и никаких батарей или аккумуляторов на машине не было.

«Откуда же берется энергия?» - спрашивали у Теслы озадаченные коллеги-учёные. Тот невозмутимо отвечал: «Из эфира, который нас окружает». После такого абсурдного заявления поползли слухи о безумии электротехника. Теслу это рассердило. Он снял с машины волшебную коробочку и вернулся в лабораторию, навсегда похоронив тайну своего электромобиля.

Но фокус с энергией из воздуха впечатлил миллиардера Джона Моргана. По его приглашению изобретатель переехал в Нью-Йорк для осуществления грандиозного проекта «Ворденклиф» - Всемирного центра беспроводной передачи энергии. Морган выделил на него 150 тысяч долларов (по тогдашней покупательной способности эта сумма сегодня равнялась бы нескольким десяткам миллионов) и предоставил участок в 200 акров на острове Лонг-Айленд. Там была построена башня высотой 57 метров со стальной шахтой, углубленной в землю на 36 метров. На верху башни был смонтирован 55-тонный металлический купол диаметром 20 метров.

Пробный пуск невиданной установки состоялся в полночь 15 июня 1903 года и произвел потрясающий эффект. Ослепительно яркие пряди электрической плазмы длиною более сотни миль протянулись ввысь от сферического купола, осветив всю округу. «Тесла зажёг небо над океаном на тысячи миль», - писали газеты. Это был триумф. Но…

После необычной ночи Тесла вдруг покинул «Ворденклиф» и никогда больше там не появлялся. Позднее в своей автобиографии он объяснил это так: «Мой проект был отложен под влиянием природных законов. Мир ещё не был готов принять его. Он слишком опережал время, в котором появился».

Вообще почти все, что делал Тесла, выходило за пределы понимания современников. Однажды он прикрепил некий электромеханический прибор к железной балке на чердаке здания, в котором находилась его лаборатория. Через некоторое время стены домов в нескольких милях от лаборатории начали вибрировать, и люди в панике хлынули на улицу.

К тому времени все были уже наслышаны о фантастических экспериментах «безумного изобретателя». Конечно же, это его проделки! К дому Теслы немедленно помчалась полиция и устремилась толпа репортеров. Тесла успел выключить и уничтожить свой вибратор, осознав, что может стать причиной серьезного бедствия. «Я мог бы обрушить Бруклинский мост за час», - признался он впоследствии. И, немного подумав, добавил, что мог бы расколоть и Землю, нужен только подходящий вибратор и точный расчёт времени.

Неудивительно, что фантастические эксперименты и изобретения, ставившие в тупик ученых, принесли Тесле зловещую славу «яйцеголового маньяка». Впрочем, он и сам способствовал этому своими многочисленными странностями. Например, Никола панически боялся микробов, постоянно мыл руки, а в отелях требовал до 18 полотенец в день. Если во время обеда на стол садилась муха, заставлял официанта заменить все блюда. Поселялся в отеле только в том случае, если номер его апартаментов был кратен трем.

Жители Колорадо-Спрингс, где находилась лаборатория Теслы, побаивались этого человека с пронзительным взглядом чёрных глаз и даже подозревали его в черной магии. Прогуливаясь по улице, он мог вдруг взлететь в воздух и сделать сальто. Он часто гулял в парке и громко читал наизусть «Фауста» Гёте, не обращая внимания на окружающих. Сам Никола говорил, что в эти моменты его осеняли блестящие технические идеи.

С другой стороны, у него нередко обнаруживался дар предвидения. Однажды он буквально силой задержал гостивших у него друзей, чтобы те опоздали на поезд, и этим спас им жизнь - состав сошел с рельсов, многие пассажиры погибли или получили увечья. А миллиардера Джона Моргана уговорил отказаться от путешествия на «Титанике», который затонул после столкновения с айсбергом.

Никола Тесла скончался 7 января 1943 года в своей лаборатории. Множество его гениальных разработок оказались потеряны для потомков, а большинство дневников и рукописей исчезли при невыясненных обстоятельствах. Некоторые считают, что Никола сжег их сам в начале Второй мировой войны, убедившись, что знания, заключённые в них, слишком опасны для неразумного человечества…

Из всех свершений Теслы в учебниках физики обычно упоминается только одно – «высокочастотный трансформатор Теслы». Между тем, он открыл переменный ток, впервые разработал принципы дистанционного управления, основы лечения токами высокой частоты, сконструировал первые электрические часы, двигатель на солнечной энергии и многое другое, получив на свои изобретения 300 патентов в разных странах. Больше того, вся современная электроэнергетика была бы невозможна без его открытий.


Чтобы стать знаменитым, нужно не просто быть рисковым и отчаянным человеком, но ещё верить в себя и любить своё дело. Всегда были люди, которые были просто одержимы своей идеей. Порой их считали безумцами. Возможно, в этом была доля истины, но во всяком случае, эти люди могут быть прекрасным примером, как добиваться своего. В этом обзоре фильмы о людях, которые ради поставленной цели готовы были пойти на любой, даже самый безумный, поступок.

1. «Фицкарральдо»


режиссер Вернер Херцог, 1982 год
Режиссер этой драмы – сам образец настоящего безумца, готового на любые отчаянные поступки. Он легко заключает пари, чтобы в итоге съесть свой ботинок. Ему ничего не стоит быстро собраться и отправиться за тридевять земель к туземцам с показом шедевров мирового кинематографа.

Неслучайно и его персонажи наделены нотками безумия и фантастическими идеями за пределами разума. В этой ленте Херцога таким носителем подобных идей стал меломан Фицджеральд, которого индейцы прозвали Фицкарральдо. Его идея фикс - соорудить оперный театр среди непроходимых джунглей. Можно только представить, на что он готов пойти для реализации своего грандиозного проекта.

2. «Амадей»


режиссер Милош Форман, 1984 год
Один из самых обласканных специалистами фильмов, получивший сразу восемь престижных оскаровских статуэток. Секрет подобного успеха кроется не только в показе музыкальных персон мирового масштаба, а и в сюжетном построении и скрытых недосказанностях.

Кто-то считает ленту своеобразной попыткой постичь тайну гениальности великого Моцарта. Кто-то видит в ней прежде всего удивительную историю Сальери – музыканта от бога и одержимого безумца, у которого только одна цель в жизни - превзойти Амадея в гениальности.

3. «Винсент и Тео»


режиссер Роберт Олтмен, 1990 год
Среда художников – отличная почва для безумных гениев всех мастей. И все равно Винсент Ван Гог – бесспорный лидер среди них. Чего только стоит байка об его бедном ухе, которое художник отрезал себе в назидание за то, что оно не поддавалось "правильному" изображению на автопортрете.

У Олтмена культового художника играет Тим Рот, а акцент в ленте сделан на вечной проблеме среди творцов - нехватке денежных средств. Их поиск, естественно, вредит творчеству, а тут и с братом Тео у Винсента складываются совсем непростые отношения…

4. «Пи»


режиссер Даррен Аронофски, 1998 год
Этого режиссера в творчестве роднит с Вернером Херцогом одно обстоятельство - их герои настоящие безумцы. Дебютный фильм Аронофски – это рассказ о математике Максе, страдающем от невыносимых головных болей, переходящих в приступы паранойи.

Его мечта - найти закономерности постоянно меняющегося курса акций. Столь глобальный вопрос приводил зачастую к непредсказуемым событиям: от встреч с легендарными личностями Уолл-стрит и до его гонений религиозными радикалами.

5. «Поллок»


режиссер Эд Харрис, 2000 год
Главный герой ленты – американец Джексон Поллок. Гениальность художника добавляет величия его Родине. У Испании есть Сальвадор Дали, у России – Малевич, у США – именно известный художник-экспрессионист Поллок. Он в двадцатом веке кардинально поменял само представление о живописи. Его работа кистями представляла собой физический акт, полный импульсивности и непередаваемого хаоса.

Его живопись неспроста отождествляют с одержимостью. Но его гениальность изрядно притуплялась алкоголем, после которого он становился просто невыносим. Он рано ушел из жизни. Он погиб в автокатастрофе в 44 года. Причина банальна - он был мертвецки пьян.

6. «Игры разума»


режиссер Рон Ховард, 2001 год
Гениальная лента, получившая четыре премии «Оскар», в том числе и в главной номинации. История лауреата Нобелевской премии в области экономики Джона Нэша никого из зрителей не оставляет равнодушным. С малых лет Нэш страдал шизофренией, которая затем вызывала галлюцинации.

Ему по жизни было предписано - разрываться между своей гениальностью и невыносимыми приступами. Но он не жалел себя, а полностью отдавался работе, поскольку понимал - силы оставить его могут в любую секунду.

7. «Авиатор»


режиссер Мартин Скорсезе, 2004 год
Главный герой ленты - Ховард Хьюз. В американской истории он один из самых одиозных миллионеров. Чем он знаменит? Кроме огромного состояния, безграничной любви к красивым женщинам и кино, он известен своими изобретениями и фанатизмом к авиации. Именно одержимость к ней и предопределило трагический финал.

Он всегда просчитывал свои силы, прежде чем браться за "громадье планов". Но его идея построить уникальный самолет-разведчик по заказу Министерства обороны и все нервные издержки вокруг этого, спровоцировали у него сильнейшее психическое расстройство.

8. «Парфюмер: История одного убийцы»


режиссер Том Тыквер, 2006 год
Лента стала экранизацией известного романа Патрика Зюскинда о парфюмере Гренуе. Этого молодого человека в столице Франции величали "лучшим парижским носом". Он познавал и ощущал мир через запахи. Его поиски аромата идеальных оттенков нередко омрачались страшными делами, включая убийства. Его одержимость не останавливала его ни перед чем, а воплощение мечты и преступная страсть сливались в страшный тандем.

9. «Темная материя»


режиссер Ши-Женг Чен, 2008 год
Совместный проект американских и китайских кинематографистов поведал пронзительную историю жизни студента Лиу Цина, изучавшего в одном из американских университетов физику. Там он влился к интернациональную бригаду космолога Райзера, искавшую ответы на вопросы о происхождении Вселенной.

Но на определенном этапе взгляды Цина и его преподавателя кардинально разошлись. Теперь студент стал одержим познанием темной материи. Именно этому веществу Лиу отдавал лидерство в формировании нашей Вселенной. Эти его невероятные изыскания могли привести его в номинанты на Нобелевскую премию, а предопределили, к сожалению, трагический финал.

10. «Стив Джобс»


режиссер Дэнни Бойл, 2015 год
Основатель компании Apple – уникальная личность. Его жизнь, словно американские горки, полна стремительных спадов и подъемов. Она вместе с его удивительной беспринципностью превратила Стива в своеобразную икону мира информационных технологий. Картина Бойла сосредоточилась на трех основных этапов его блистательной карьеры – трех презентациях продуктов Apple.

Если первая могла поставить крест на дальнейшей карьере Стива, то последняя позволила человечеству увидеть iMac – изобретение, покорившее его своей революционностью и совершенством. Оно могло стать плодом труда только одержимых людей!

«Одновременно рушились противоречия, среди которых, не желая в этом сознаться, уже давно бился Кристоф. Ибо, несмотря на то, что он был подлинным художником, он все же часто примешивал к искусству задачи, ему чуждые; он приписывал ему некую социальную миссию. И не замечал, что в нём самом было два человека: художник, который творит, не заботясь ни о каких моральных выводах, и человек действия, рассуждающий и стремящийся сделать свое искусство высокоморальным и общественным. Подчас они ставили друг друга в весьма затруднительное положение. Теперь, когда любая творческая мысль со своим органически присущим ей законом представлялась ему высшей реальностью, он был вырван из рабства практического разума. Разумеется, он, как и прежде, презирал вялую безнравственность своего времени; разумеется, он продолжал думать, что нездоровое, развращённое искусство есть низшая ступень искусства, ибо оно представляет собою болезнь, гриб, растущий на гнилом стволе, но если искусство ради забавы есть проституируемое искусство, то Кристоф всё же не противопоставлял ему пошлого утилитаризма искусства ради морали, этого бескрылого Пегаса , впряжённого в плуг. Высшее искусство, единственно заслуживающее этого имени, стоит над законами и требованиями дня: оно - словно комета, брошенная в беспредельность. Полезна ли эта сила, или кажется нам бесполезной и даже опасной с практической точки зрения, но она - сила, она - пламень, она - молния, брызнувшая с неба; и тем самым она священна, тем самым она благодатна. Блага её случайно могут принести пользу, но истинная ее божественная благодать принадлежит, как и вера, к явлениям сверхъестественным. Она подобна солнцу, от которого произошла. Солнце ни нравственно, ни безнравственно. Оно - начало всего сущего. Оно побеждает тьму вселенной. Таково и искусство.

Отдавшись во власть искусства, Кристоф с изумлением заметил, как возникают в нем неведомые силы, о которых он раньше не подозревал: нечто совсем иное, чем его страсти, его печали, сознательная его душа, - новая незнакомая душа, равнодушная ко всему, что он любил и чем болел, ко всей его жизни, душа радостная, взбалмошная, дикая, непостижимая... Она взнуздала его, ударами шпор раздирала ему бока. И в редкие минуты, когда ему удавалось вздохнуть свободно, он спрашивал себя, перечитывая только что написанное: «Как могло это, вот это, возникнуть во мне?»

Он был одержим умственной лихорадкой, знакомой каждому гению, чужой волей, не зависимой от его воли, «той неизъяснимой загадкой мира и жизни», которую Гёте называл «чертовщиной», и хотя был всегда вооружен против неё, однако нередко ей подчинялся.

И Кристоф всё писал и писал. Целыми днями, неделями. Бывают периоды, когда оплодотворённый дух может питаться исключительно собою и продолжает творить почти беспредельно. Достаточно легкого прикосновения цветочной пыльцы, занесённой ветром, чтобы взошли и расцвели внутренние всходы, мириады всходов. Кристофу не хватало времени думать, не хватало времени жить. На развалинах жизни царила творческая душа».

Ромен Роллан, Жан-Кристоф / Собрание сочинений в 14-ти томах, Том 6, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1956 г., с. 186-188.

К сожалению, может иметь не только приятные, но и неприятные последствия. Но если знать, как вовремя и правильно расставить акценты, можно достичь позитивного результата. Как это сделать, как заставить одержимости идеей работать на вас? Об этом наш следующий материал.

Головой командующие

На самом деле идея-фикс – медицинский термин , которым обозначают психическое расстройство, связанное с одержимостью идеей. Человек полностью отдается на осуществление своей мечты, забывая обо всем вокруг. Иногда это приводит к удивительным открытиям в смежных областях. Так, одержимость идеей найти средство от глухоты, помогло Беллу изобрести телефон. С другой стороны, идея-фикс может привести к плачевным последствиям. Ужасам Второй мировой войны мы благодарны Гитлеру, у которого была одержимость идеей мирового господства по расовому признаку.

Отрицание реальности

Идея-фикс способна исказить реальность. Известны случаи, когда люди настолько пытались выдать желаемое за действительное, что физически ощущали признаки реализации своей идеи. Например, известны случаи ощущения женщинами беременности, когда ее фактически не было.

Сегодня идея-фикс легко внедряется через средства массовой информации, которые умело управляют эмоциями читателей и зрителей. Информация обычно подается через авторитетных лиц или простых, но крайне искренних людей. Стоит вспомнить одно только отчаянное желание женщин похудеть, которых некоторым навсегда подорвало здоровье, а отдельных даже лишило жизни. У мужчин тоже есть типичная разрушительная идея-фикс, которая приводит к плачевным результатам. Например, желание иметь безумно огромные мышцы толкает их на бездумный прием стероидов. В результате они непоправимо разрушают свое тело.

Сторона успеха

Однако идея-фикс может давать и позитивные последствия. Яркой иллюстрацией является пример английского поэта Уильяма Батлера Йетса, который за свою поэзию был удостоен Нобелевской премии. Вдохновением поэта более пятидесяти лет была английская революционерка Мод Гонн. Он неоднократно признавался ей в любви и звал замуж, но постоянно получал отказ. И даже решение жениться на ее дочери тоже не было воспринято. Эта идея-фикс фактически разрушила личную жизнь поэта, но дала ему прожить яркую творческую жизнь.

Англичанина, астронома Уильяма Гершеля-старшего сестра кормила с рук, потому что он не желал отвлекаться от своих исследований на такую банальность, как прием пищи. Зато исследования явили миру такие открытия, как двойные звезды, планета Уран, инфракрасные лучи.

Успешные люди рекомендуют не отказываться от идеи-фикс, так как именно она приведет вас к успеху. Если вы постоянно думаете о то, что вас увлекает, вы наполняетесь творческой энергией. Далее вы эту энергию направляете на реализацию своей идеи, что дает плодотворные результаты. Это снова наполняет вас радостью достижения цели, снова наполняя энергией. Правда, в некоторых случаях люди настолько одержимы, что забывают даже о своем здоровье.

Очень важно соблюсти этот баланс, когда одержимость идеей (идея-фикс) из созидательной плоскости переходит в деструктивную, и вовремя удержаться на плаву.