Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Обоснование производственных норм расхода 14 321. Нормирование труда в гоз. Для документарного оформления исследований можно, например, использовать карту фотографии рабочего времени

.

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные нормы содержат значения базовых показателей:

ü норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;

ü норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

ü порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;

ü справочные нормативы по расходу смазочных материалов;

ü значения зимних надбавок;

ü другие данные.

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены нормы? Документом установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

ü расчетов нормируемого значения расхода топлива;

ü ведения статистической и оперативной отчетности;

ü определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

ü планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами;

ü осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов;

ü осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

ü проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и так далее.

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года №153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее Инструкция №153).

Инструкция №153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции №153 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции №153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

· базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);

· транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):

ü на 100 км пробега транспортной работы;

ü на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)», утвержденные Минтрансом Российской Федерации. Этими нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ и производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является . Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года №03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортном общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

ü суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

ü случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года №03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно высказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов, и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения учета горюче-смазочных материалов, способами поступления горюче-смазочных материалов, методами формирования фактической стоимости, приобретением и списанием горюче-смазочных материалов в производство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»

На сегодняшний день унифицированной формы по отчету и фиксации затраченных объемов строительных материалов на стройках нет. Ранее общеприменимым и обязательным был документ по форме М-29, который относился к первичной документации строительных фирм. Однако, несмотря на отмену с 2013 года использования единого образца этого документа, он по-прежнему широко распространен в своем прежнем виде. На основе него проводится списание стройматериалов на себестоимость работ. Этот же документ позволяет сопоставить данные по заранее запланированным расходам, исходя из норм и фактического потребления материалов.

ФАЙЛЫ

Кто заполняет документ

Основная обязанность по заполнению формы М-29 входит в компетенцию прорабов или начальников стройучастков, которые в течение некоторого периода времени вносят в него все требуемые сведения, касаемо реального использования стройматериалов. Информацию же по нормам расходования материалов вписывается сотрудниками производственно-технических отделов. А проверяется и подписывается отчёт о расходах материалов специалистами бухгалтерии и руководителем строительной организации.

При этом проверка документа должна производиться помесячно, чтобы своевременно выявлять допущенные нарушения по нормам расхода материалов и предотвращать их в дальнейшем.

На каждый отдельный строительный объект заполняется свой отчет. Документ может иметь дополнительные листы, поэтому его объем неограничен.

Основанием для составления отчета служат общеутвержденные и местные нормы расходования стройматериалов, «первичка» по учету материала, сведения из журнала учета выполненных работ и т.д.

Инструкция по заполнению отчёта по форме М-29

Открывает документ титульный лист, который включает в себя наименование строительного объекта, а также период ведения работ (дата их начала и окончания). Тут все понятно и никаких затруднений эта часть вызвать не должна.

Далее идет первая основная страница отчета, которая заполняется специалистами производственно-технического отдела предприятия перед тем, как строительная бригада приступит к своим трудовым обязанностям. В ней прописываются нормы по расходу того или иного материала на строительство. В первую графу вносится конкретное название работ , их код (если такое кодирование применяется), единица измерения затрачиваемых на их проведение материалов (метры, килограммы, кубы, штуки и т.д.).

Далее вписывается обоснование норм расхода (здесь указывается ссылка на разделы, таблицы, пункты сборников, которыми пользуются для высчитывания норм инженеры ПТО данной строительной организации) и сама норма (на основании все тех же документов).

Вторая страница отчета отведена для внесения числовых данных по объему расхода материалов .

Цифры сюда должны вноситься регулярно, после окончания каждого отчетного месяца.

Заполняет этот раздел сотрудник, ответственный непосредственно за ведение работ и расходование материалов на объекте (начальник участка или старший прораб).

Заполнение второго раздела отчёта по форме М-29

В этот раздел вносятся данные по фактическим затратам стройматериалов и результаты сопоставления реальных расходов и установленных норм (это может быть как экономия, перерасход или же нулевой показатель). Определяются эти результаты помесячно в виде вычитания из фактических расходов заранее установленных норм.

Перерасход необходимо указывать со знаком «минус», а экономию со знаком «плюс». При наличии перерасхода в дальнейшем прораб участка должен написать объяснительную (также по специальному образцу).

Все сведения вписываются напротив каждого наименования материалов, изделий и конструкций в соответствующем столбце месяца.

Затем в столбец «списать на себестоимость» вносится цифра по количеству материалов, которые подлежат списанию. Если количество реально израсходованных материалов меньше того, что рассчитано по нормам, к списанию на себестоимость следует внести фактический расход.

Если же ситуация с точностью, да наоборот, но выявленный сверх меры расход материалов вызван необходимостью и аргументирован (например в силу производственных причин), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается столько материалов, сколько разрешает отдельным распоряжением руководитель предприятия.

Вся вышеозначенная информация должна быть заверена прорабом или начальником участка, а также, после проведения анализа и проверки – подписями специалиста производственно-технического отдела, бухгалтера и начальника строительной организации (в данном случае, главного инженера).

В последнюю страницу документа вносятся итоговые данные по расходу стройматериалов, по году и с начала строительства. Эти цифры вполне могут совпадать, если период строительно-монтажных работ был в рамках одного года.

При проверке правильности расходования средств исполнителями государственного контракта и защите начальной (максимальной) цены, представители заказчика наряду с договорными документами и расчетно-калькуляционными материалами требуют обосновать размер затрат. А именно - предъявить технологические карты, табели учета рабочего времени, нормативы расхода сырья, материалов, топлива, использования машин, оборудования и т. д. Особенно много вопросов вызывает обоснование затрат на оплату труда.

Собственно затраты на оплату труда зависят от двух факторов: среднего размера заработной платы основных исполнителей и трудоемкости выполнения работ.

Принимаемый размер заработной платы зависит от уровня оплаты труда в отрасли и регионе. При определении планируемого размера заработной платы, достигнутый уровень умножается на индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс изменения реальной заработной платы. Для подтверждения уровня оплаты по видам экономической деятельности в вашем регионе можно запросить справку в Федеральной службе государственной статистики.

Как обосновать трудозатраты или трудоемкость? Какие нормативы труда применить?

Для обоснования трудоемкости при повременной оплате можно использовать удобный Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников .

Трудоемкость не надо путать с выработкой.

Выработка определяется объемом произведенной продукции (выполненных работ) на единицу численности персонала. Нормы выработки устанавливаются как в натуральном (штуки, килограммы, метры и т. д.), так и в стоимостном выражении за определенное время работы (час, смену, сутки, месяц, год). Они необходимы для планирования производственного потенциала и расходов на оплату труда.

Трудоемкость измеряется затратами труда рабочего времени на определенный объем выпуска продукции за установленное время.

Отсюда основные нормы труда:

Норма выработки - это определенный объем работы (в м2, в см3 и т. д., то есть в натуральных показателях) или количество единиц продукции, которые работник или группа работников, должны выполнить в единицу времени при определенных технологических и организационных параметрах. Например, слесарь-сборщик должен за час работы собрать 2 изделия.

Норма времени - то количество рабочего времени, которое должен затратить работник или группа работников для выполнения определенной работы. Например, слесарь-сборщик должен собрать 1 изделие за 30 минут. Нормы затрат труда могут устанавливаться на операцию, изделие, работу, комплекс работ.

Норма труда делится на время самой работы и время перерывов

НОРМЫ И НОРМАТИВЫ В ОБЛАСТИ ТРУДА ГОСУДАРСТВО НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ

(кроме установления минимального размера оплаты труда). Единые и типовые нормы времени, разработанные централизованно, применительно к обычным коммерческим организациям носят рекомендательный характер.

Для установления диалога с военным представительством, предприятие может нормы времени разработать самостоятельно или привлечь консалтинговую фирму, предоставляющую подобные услуги. Нормы утверждаются приказом или распоряжением по предприятию, а затем согласовываются с представителями профсоюзной организации и государственным заказчиком.

Допустим, вы решили разработать нормативы самостоятельно.

Шаг 1. Для начала вам необходимо изучить конструктивно-технологические параметры применяемого на вашем предприятии оборудования, его соответствие изготовляемой продукции и эргономическим требованиям, профессионально-квалификационные, психофизиологические и социальные характеристики работников, условия труда, применяемую технологию, организацию рабочего места, его обслуживание и т. д.

Шаг 2. Далее вам необходимо составить технологическую карту с указанием рабочих мест и количества работников на каждом рабочем месте. Для этого лучше выбрать наиболее характерные для технологического процесса участки работ.

Шаг 3. Рассчитываете необходимое количество исследований для обеспечения объективности норм труда.

Шаг 4. Непосредственно исследования. Здесь можно пойти коротким или длинным путем.

Длинный путь - различные варианты фотографий рабочего времени, метод моментных наблюдений, хронометраж, микроэлементное нормирование, бенчмаркетинг, факторное нормирование и др.

Хронометраж

Хронометраж состоит из следующих этапов:


Под коэффициентом устойчивости хроноряда понимают отношение максимальной продолжительности выполнения данного элемента операции к минимальной.

Метод моментных наблюдений

Метод моментных наблюдений - это статистический способ получения средних данных о фактической загруженности рабочих и оборудования.


Фотография рабочего времени

Фотография рабочего времени (ФРВ) применяется для установления структуры его затрат на протяжении рабочей смены или ее части.


Микроэлементное нормирование

Рабочий процесс разбивают на микроэлементы, которые с требуемой степенью точности отражают содержание и описывают временные характеристики соответствующих им трудовых движений.


Бенчмаркинг

При использовании этого метода сравниваются трудозатраты данного предприятия или подразделения с другими предприятиями на рынке или типовыми подразделениями.


Факторное нормирование

Деятельность подразделения разбивается на процессы, по которым оцениваются трудозатраты. Метод основывается на экономико-статистическом анализе и для его применения требуется использование достаточно серьезного математического аппарата.


Для документарного оформления исследований можно, например, использовать карту фотографии рабочего времени.


Короткий путь -установление норм труда на основе применения нормативов по труду и расчетных формул. Это позволяет не прибегать каждый раз к трудоемким процессам хронометража и фотографии.

В этом случае процесс разработки норм времени состоит из следующих этапов:

  • изучение технологического процесса, норм организации труда и обслуживания рабочего места;
  • проектирование операции;
  • разработка необходимых организационно-технических мероприятий;
  • расчет длительности операции в целом и ее отдельных частей.

Шаг 5. Обработка полученных материалов. Изучаете причины отклонений между показателями и выбираете наиболее объективные, усредненные нормы.
Шаг 6. Внедрение. Усредненные нормы лучше опробовать на определенном участке работы, изучить их напряженность, соответствие санитарным и психофизиологическим нормам. Важно правильно подобрать работников, чтобы исполнители не только соответствовали квалификационным требованиям, но и их трудовой стаж и опыт работы по данной профессии были не менее 2–3, но не более 10 лет. Они не должны быть слишком опытными, иначе нормы получатся слишком напряженными. В то же время нельзя брать и совсем неопытных молодых работников, в противном случае нормы не будут напряженными вовсе. Нормы труда должны быть выполнимыми большинством работников, справедливыми, не провоцирующими напряженность в трудовом коллективе.
Собранную информацию надо проанализировать, сделать необходимые расчеты, подготовить отчетные документы. Лучше, если критерием оптимальности будет является минимум суммарных трудозатрат, связанных с получением необходимой информации и ее последующим использованием.

Шаг 7. Оформление нормативной документации. Нормы необходимо утвердить приказом или распоряжением по предприятию, а затем согласовывать с представителями профсоюзной организации и государственным заказчиком.
Пересмотр нормативов времени рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.

ВНИМАНИЕ! ТК РФ запрещено менять нормы, если некоторые работники добились более высокой выработки вследствие их более высокой квалификации или опыта работы, а также в случае применения передовых форм и методов организации труда. Предупреждать об изменении норм труда необходимо под роспись каждого работника, которого они касаются, за два месяца до начала внедрения.Изменяет устаревшие нормы аттестационная комиссия, которая указывает причины, по которым действующие нормы признаются не аттестованными и подлежащими замене.

Изменить устаревшие нормы может аттестационная комиссия, которая указывает причины, по которым действующие нормы подлежат замене.
Более простой способ пересмотра существующих норм труда - применение поправочных коэффициентов к уже существующим. Этот процесс менее сложен в исполнении, но требования к оформлению, утверждению и согласованию остаются прежними. Поправочные коэффициенты могут использоваться и при работе на улице в период сложных климатических условий, при внедрении новой техники и обучении работе на ней, для новых работников, практикантов и учеников.

В целях снижения трудоемкости учета или для его автоматизации сдельные нормы труда могут быть заменены нормами обслуживания или нормированными заданиями. В этом случае исполнителей переводят на повременную работу и выдают определенные задания, которые те должны выполнить за определенный промежуток времени или за один рабочий день.

Предприятию в любом случае полезно иметь систему трудовых норм и нормативов. Ее наличие позволяет грамотно использовать ресурсы и потенциал коллектива, а так же позволяет с большой долей объективности и достоверности планировать производственный процесс в части использования трудовых затрат.

Разработанные показатели норм времени можно оформить в виде специальных форм:

Как использовать нормативы времени при планировании работы менеджеров по продажам .     Прочтите, отвлекитесь... Обещаем, будет полезно.

Вопрос: Организация приобрела для осуществления своей деятельности автомобиль. Для данного типа автомобиля законодательством не утверждены нормы расхода топлива. В технической документации данного автомобиля имеются сведения о количестве потребляемого автомобилем топлива.

Организация обратилась к сторонней научной организации, занимающейся разработкой норм расхода топлива на основе установленных методик, для разработки последней соответствующих норм в отношении приобретенного автомобиля, однако разработка норм расхода топлива займет продолжительное время. Может ли руководитель организации на основе указанных в технической документации автомобиля сведений локальным нормативным актом установить для приобретенного автомобиля нормы расхода топлива до определения научной организацией норм расхода топлива, и расходы на приобретение топлива при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с данными нормами?

Ответ: Организация может временно установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля, если данная организация обратилась к научной организации для расчета норм расхода топлива на данный автомобиль, и данные нормы еще не приняты локальным нормативным актом организации. Нормы расхода топлива установленные для приобретенного автомобиля на основании его технической документации, могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Обоснование: Ввиду норм статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Нормами абзаца 1 пункта 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Следовательно, при исчислении суммы налога на прибыль организаций, данная сумма может быть уменьшена на сумму понесенных данной организацией расходов.

В силу норм абзаца 2 статьи 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Приведенная норма указывает, что факт расходов, имеющихся у организации, также как и их размер, должен быть подтвержден документами, а сами расходы должны быть обоснованы.

Как установлено нормами подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Следовательно, расходы на топливо подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие Распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Рекомендации).

Пунктом 6 Рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, если нормы расхода топлива не установлены законодательно, то их могут установить руководители организаций.

Минфин России придерживается позиции, исходя из которой, следует, что если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2011 N 03-03-06/4/67.

Кроме того, в приведенном Письме Минфин России отметил, что если организация обратилась в соответствующую научную организация для разработки норм расхода топлива для приобретенного автомобиля, для которого такие нормы законодательством не установлены, то нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя на основании технической документации автомобиля, подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль.

Исходя из судебной практики следует, что организации могут списывать горючее, по нормам, установленным приказом руководителя предприятия. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело о доначислении налоговым органом сумм налогов, в том числе суммы налога на прибыль организаций в отношении организации, принимавший для целей налогообложения нормы расхода топлива, установленные приказом руководителя, на основании Рекомендаций, в своем Постановлении от 08.10.2009 N А40-83081/08-80-312 определил, что доначисление суммы налога на прибыль, ввиду использования для целей налогообложения норм расхода топлива, установленных приказом руководителя организации, является неправомерным. Суд при вынесении данного решения руководствовался нормами, на данный момент утратившими силу, однако данная позиция применима в настоящее время по аналогии.

Исходя из позиции Минфина России, можно сделать вывод, что для установления норм расхода топлива организация должна обратиться к научной организации для расчета данных норм в установленном порядке, до момента, когда разработанные нормы будут приняты в организации приказом, организация имеет право приказом руководителя установить нормы расхода топлива, исходя из сведений, указанных в технической документации автомобиля. Кроме того, нормы, установленные приказом руководителя подлежат учету при исчислении налоговой базы на прибыль организаций. Однако, установление и учет норм на основе технической документации автомобиля возможно лишь до тех пор, пока научная организация не рассчитает нормы расхода топлива по установленной методике, помимо этого, законодательство, очевидно, указывает на обязанность организации обратиться к научной организации с целью расчета последней норм расхода топлива на приобретенный автомобиль. Однако исходя из судебной практики, обращение за разработкой норм не обязательно, организация может списывать ГСМ на основании приказа руководителя, устанавливающего нормы расхода ГСМ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Кадры механизаторов

Инженерно-техническая служба

Весь штат инженерно-технических работников подчиняется главному инженеру, который в свою очередь подчиняется руководителю хозяйства. От правильности принятия главным инженером тех или иных решений, от их своевременности зависит, как будет работать хозяйство.

Для обеспечения требований, предъявляемых к технике, инженерно-техническая служба хозяйств может иметь различные организационные структуры.

В СПК «Черняны» Жлобинского района имеется следующая организационная структура:

1. В подчинении главного инженера находится главный механик и заведующий гаражом, которые отвечают за исправность техники выходящей на линию, следят за своевременным выполнением технических обслуживаний.

2. Мастера-наладчики, обеспечивают контроль технического состояния машин с помощью диагностирования, выполняют работы по техническому и технологическому обслуживаний и устраняют последствия отказов;

3. Трактористы-машинисты и водители автомобилей работают под началом мастера-наладчика;

4. Слесари-ремонтники также находятся в подчинении мастера-наладчика;

5. Главный энергетик подчиняется главному инженеру, он же выполняет все работы связанные с электрооборудованием;

ногофункциональный коллектив ремонтной мастерской, способен выполнять необходимые объемы ремонтно-обслуживающих работ в пределах хозяйства. При проведении работ по ТО и ремонту создается бригада из мастера-наладчика, механизатора и слесаря-ремонтника. Хозяйство нуждается в молодых высококвалифицированных специалистах.

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование представлено в виде табл. 2.8.

Таблица 2.8

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование

Категория работников Количество рабочих
2002 год 2003 год 2004 год
Трактористы-машинисты, всего
из них: 1 класса
2 класса
3 класса
Со стажем работы: до 2-х лет
от 2 до 5 лет
от 5 до 15 лет
свыше 15лет
Приходится механизаторов на 10 физических тракторов 9,5 9,5 9,2
Занятость в рабочих днях: на механизированных работах
на ремонте
на прочих работах

Из табл. 2.8 видно, что механизаторов в хозяйстве хватает, а стаж их работы и классность говорит об их профессионализме, что должно обеспечивать высокое качество работ.


3. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ГОРЮЧЕ−СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МАШИННО−ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Нормирование расхода ТСМ – это установление плановой меры их потребления на основе применения - технически и экономически обоснованных, прогрессивных норм расхода, рационального распределения, планомерного использования и осуществления режима экономии.

Нормированию подлежат все расходы ТСМ на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды, включая технологические и организационные потери в производстве при транспортировке и сфере обращение.

Нормы и нормативы расхода дизельного топлива на работу тракторов основываются на определении нормативов массового расхода топлива по элементам рабочего процесса. При этом учитываются такие нормообразующие факторы, как удельное сопротивление машин, орудий и тяговые свойства тракторов, показатели, характеризующие размеры, рельеф, формы полей и длину гона, баланс времени смены и организационный уровень эксплуатации МТА.

Групповые нормы расхода топлива на работу комбайнов и самоходных машин разработаны с учетом площадей посевов, урожайности и способов уборки с/х культур, структуры парка комбайнов и машин, нормативов расхода топлива для зерноуборочных комбайнов.

Нормы расхода топлива автомобилями устанавливают раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному газу, включают расход топлива необходимый для перевозок. Расход топлива на ремонт автомобилей, гаражные и прочие расходы не связанные непосредственно с технологическим процессом, в состав норм не входит. Для этих целей разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего количества.

Временные линейные нормы необходимо дополнить следующими примечаниями:

1. Для автомобилей и автопоездов, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход топлива на каждые 100 км - 2литра, при работе на бензине.

2. Для автомобилей-самосвалов дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом в количестве 0,25 литров при работе на бензине и 0,25 мм 3 при работе на сжатом природном газе.

Наиболее широкое распространение получил метод определение потребности в топливе по групповым нормам расхода. Они устанавливают структуру посевных площадей, технологию и организацию производства, основные нормообразующие факторы, структуру МТП и устанавливаются на 1 усл.эт.га. полевых тракторных работ, а также на 1 усл.эт.га. и 1ткм тракторно-транспортных работ.

Конкретные примеры из хозяйства:

Автомобиль ГАЗ-52 при перевозке опасного груза, двигаясь со скоростью менее 20 км/час совершил 78 км пробега, выполнив 150 ткм. Линейная норма расхода топлива автомобилей ГАЗ-52 составляет 22 л/100 км, надбавка за скорость ниже 20 км/час составляет 10%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Q н =(78/100∙22+150/100∙2)∙(1+0,1)=22,2 л.

Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502, работая в хозяйстве в тяжелых дорожных условиях, в период сезонной распутицы совершил 162 км пробега, выполнив 530 ткм. Линейная норма расхода топлива 42 л/100 км, надбавка за работу в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы 35%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит

Q н =(162/100∙42+530/100∙2)∙(1+0,35)=106,2 л.