Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

О штрафе за нарушение срока исполнения требования. О штрафе за нарушение срока исполнения требования Отягчающие обстоятельства по ст 129.1 нк рф

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,
влекут взыскание штрафа в размере 20000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

Комментарий к статье 129.1 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность налогоплательщика за несообщение в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций.

Привлечению к ответственности по статье 129.1 НК РФ подлежит лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговому органу сведения, предусмотренные НК РФ. При решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за их непредставление необходимо исходить из существа истребованных документов (информации).

Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2012 N А26-7683/2011.

Например, органы ЗАГС, выполняя публичные функции по регистрации актов гражданского состояния, действуют в пределах установленной законом компетенции, поэтому на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов, в том числе и в целях налогового контроля.

Ответственность таких органов по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ может наступить только в случае непредставления им информации о рождении и смерти физических лиц.

Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации и имеют ограниченный доступ. Орган ЗАГС, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, в том числе и о семейном положении, не вправе распространять сведения о персональных данных без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением, которое с 1 января 2014 года пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ квалифицируется по статьи 129.1 НК РФ.

Данная ответственность будет наступать, если:
предметом истребования являлась информация;
и (или) предметом истребования являлись документы, но в ходе производства по делу о налоговом правонарушении было установлено, что лицо не располагало истребуемыми документами.

В судебной практике выработан подход, согласно которому налоговое правонарушение признается повторным, если оно совершено одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое аналогичное правонарушение. Исходя из этого суды приходят к выводу, что вынесение инспекцией в один день нескольких решений по статье 129.1 НК РФ повторности не образует и у инспекции нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 06.08.2012 N А40-110416/11-99-473, от 27.07.2012 N А40-110393/11-99-472, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 N А21-2704/2012, от 22.08.2012 N А21-2703/2012, от 09.08.2012 N А21-2687/2012).

С 01.01.2015 действует пункт 2.1 комментируемой статьи, устанавливающий налоговую ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 129.1 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 129.1 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Возможно ли избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ? Требование о предоставлении документов было получено 28 июня 2013 г., а документы в ИФНС предоставлены 08 ноября 2013 г. Акт о правонарушении налоговой уже составлен и вручен организации

Штрафа избежать не удастся. Однако Вы можете попытаться снизить размер штрафа путем представления ходатайства о применении смягчающих ответственность обстоятельств

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья:Встречная проверка. Что нужно знать

Документы и информация

Помимо всего вышесказанного, следует иметь в виду, что статья 93.1 Налогового кодекса РФ оперирует понятиями «документы» и «информация».

Например, при проведении налоговых проверок налоговики вправе запросить по встречной проверке как документы, так и информацию.

А вот при направлении требования вне рамок проведения налоговых проверок фискалы вправе истребовать только информацию.

Документы в этом случае турфирма предоставлять не обязана.

Об этом же свидетельствуют решения, принимаемые арбитражными судами.

Оформление налоговиками запроса

Требование о предоставлении документов (информации) должно быть направлено тем налоговым органом, на учете в котором состоит турфирма.

Срок для исполнения требования в рамках встречной проверки – пять рабочих дней со дня получения требования.

К требованию должно быть приложено поручение налоговой инспекции по месту учета проверяемого лица.

В противном случае исполнять такое требование не нужно.*

Если документов или информации о проверяемом налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте) у вас не имеется, то я бы рекомендовала сообщить об этом налоговому органу, иначе вы можете быть оштрафованы за непредставление необходимых для поверки сведений.

Ответственность турфирмы за нарушения

Ответственность за неисполнение требования налогового органа, направленного в рамкахстатьи 93.1 Налогового кодекса РФ, предусмотрена статьей 129.1 Налогового кодекса РФ.*

Санкция составляет 5000 руб. Если же речь идет о повторном нарушении турфирмой законодательства в течение календарного года, то штраф составит 20 000 руб.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) также может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

Его размеры предусмотрены частью 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, штраф взыскивается:

С индивидульного предпринимателя (турагента) – в размере от 100 до 300 руб.;
с должностных лиц организации – в размере от 300 до 500 руб.

2. Статья: Документы, которые понадобятся вам, чтобы снизить налоговый штраф (при использовании положений статьи следует учитывать, что в настоящее время срок представления возражений на акт проверки составляет 1 месяц со дня вручения)

Когда поможет письменное обращение

Налоговые инспекторы собираются оштрафовать вашу компанию? Даже если им нечего возразить по существу, можно попробовать хотя бы снизить размер санкции. Для этого нужно проверить, нет ли в вашем случае так называемых смягчающих обстоятельств.

Когда есть хотя бы один смягчающий фактор, контролеры обязаны уменьшить штраф как минимум вдвое. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ. Если же дело дойдет до суда, можно рассчитывать на большее. Судьи нередко уменьшают штрафы в пять, а то и в 10 раз.

Но понятно, что и в том и другом случае об основаниях для снижения штрафа надо заявить письменно. Для этого составляют ходатайство в инспекцию или уже заявление в суд, либо пишут жалобу в УФНС.*

Подчеркнем, что речь идет только о штрафах. Обращаться к налоговикам с просьбой снизить недоимку и пени смысла нет. Налоговый кодекс не позволяет уменьшать такие суммы.

Куда и когда лучше обращаться с ходатайством о снижении штрафа

Прежде всего, стоит попытаться повлиять на сумму штрафа, пока контролеры только составили акт проверки и вручили его представителю вашей компании. А итоговое решение еще не вынесли. Хотя инспекторы и должны в ходе проверки выявлять смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 и ст. 112 Налогового кодекса РФ).

Однако на практике они обычно этого не делают. Поэтому лучше самим подать ходатайство о снижении размера штрафа. Его образец вы найдете ниже.*

В какие сроки обратиться к ревизорам? Четко это не регламентировано. Однако компания вправе представить возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней после того, как его получила. Так вот, в эти же сроки имеет смысл передать налоговикам ходатайство о снижении штрафа. Тогда его наряду с другими бумагами по проверке должен рассмотреть руководитель инспекции.

А если налоговики на местах проигнорируют ходатайство? Тогда смело обращайтесь с жалобой в УФНС. Просите ревизоров все-таки учесть обстоятельства, смягчающие ответственность. Кстати, на такой порядок указывают и сами контролеры в информации ФНС России от 9 февраля 2011 г. «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган».

Если же и вышестоящие налоговики откажут в снижении штрафа, все надежды на суд. Там вы можете найти поддержку и в том случае, когда налоговики снизили размер санкции, но недостаточно (постановление ФАС Уральского округа от 23 июня 2011 г. № Ф09-3165/11).

Как заявить в ходатайстве или жалобе о смягчающих фактах

Итак, заявить о смягчающих обстоятельствах можно в ходатайстве либо уже в жалобе в УФНС. Как в том, так и в другом документе необходимо кратко описать, в чем состоит нарушение, которое обнаружили ревизоры, и к какому штрафу оно приводит. А затем нужно обязательно сослаться собственно на смягчающие обстоятельства.

К слову, компании чаще добиваются успеха, когда заявляют сразу о целом наборе смягчающих обстоятельств. Поэтому ограничиваться только одним основанием для снижения штрафа не стоит. Из таблицы ниже вы можете взять самые распространенные на практике факты. Плюс у вас могут быть и любые другие обстоятельства. Скажем, бухгалтер внезапно заболел, и именно поэтому не удалось вовремя передать контролерам документы (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2011 г. по делу № А45-22563/2010).

Какие обстоятельства можно привести ревизорам и судьям в качестве смягчающих
Что можно заявить в качестве смягчающего обстоятельства Пример судебного решения
Универсальные обстоятельства, которые можно использовать в любой ситуации
Компания совершила нарушение определенного вида впервые. Еще лучше, если раньше налоговики не находили у компании никаких ошибок Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июля 2011 г. по делу № А81-3977/2010
У компании не было умысла нарушать закон, к тому же она признает свою вину Постановление ФАС Московского округа от 24 августа 2011 г. № КА-А40/9310-11
У организации сложное финансовое положение, в большом размере кредиторская задолженность Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 июня 2011 г. № Ф03-2093/2011
Организация перечисляет средства на благотворительность или спонсирует какие-нибудь культурные (спортивные) мероприятия Постановление ФАС Московского округа от 13 декабря 2011 г. по делу № А40-131669/10-127-759
Обстоятельства, на которые можно сослаться в конкретном случае
Бухгалтер компании сам выявил и исправил ошибки в декларации Пункт 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71
Негативные последствия для бюджета отсутствуют (например, организация добровольно погасила недоимку) Постановление ФАС Центрального округа от 6 июля 2011 г. по делу № А64-6447/2010
Компания применяла не тот режим (например, ЕНВД вместо общей системы) из-за неопределенности закона и отсутствия официальных разъяснений чиновников Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. № Ф04-1691/2008(1961-А75-29)
Сроки сдачи декларации нарушили всего на несколько дней Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2011 г. по делу № А56-36009/2010
Период просрочки передачи запрошенных налоговиками документов незначителен Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2011 г. по делу № А27-6657/2011
Налоговики запросили большое количество документов (например, более 500) при том, что срок дали короткий. Если же вы просили продлить этот срок, но контролеры отказали, в ходатайстве нужно указать и на это Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 апреля 2010 г. по делу № А26-5099/2009
То, что компания нарушила срок сдачи документов, не привело к негативным последствиям для бюджета. Например, в итоге с их помощью удалось подтвердить правильность рассчитанной суммы налога Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2011 г. по делу № А27-8969/2010

Далее советуем сослаться на положительную арбитражную практику по схожим ситуациям. Первым делом приведите позицию судей ВАС, а затем решения того округа, в котором находится ваша организация. К ходатайству (жалобе) приложите подтверждающие документы. Например, бухгалтерскую отчетность, если компания ссылается на трудности с финансовым положением.

» Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Налоговый кодекс РФ Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу


Вернуться назад на

Статья 129.1 НК РФ:

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

Комментарий к статье 129.1 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает ответственность налогоплательщика за несообщение в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций.

Привлечению к ответственности по статье 129.1 НК РФ подлежит лицо, на которое возложена обязанность предоставлять налоговому органу сведения, предусмотренные НК РФ. При решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за их непредоставление необходимо исходить из существа истребованных документов (информации).

Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа N А26-7683/2011.

Например, органы ЗАГС, выполняя публичные функции по регистрации актов гражданского состояния, действуют в пределах установленной законом компетенции, поэтому на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов, в том числе и в целях налогового контроля.

Ответственность таких органов по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ может наступить только в случае непредоставления им информации о рождении и смерти физических лиц.

Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации и имеют ограниченный доступ. Орган ЗАГС, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, в том числе и о семейном положении, не вправе распространять сведения о персональных данных без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Лицо, получившее в установленном статьей 93.1 НК РФ порядке требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

На это указано в письме ФНС России N АС-4-2/15309@.

Постановлением Президиума ВАС РФ N 16896/08 определена правовая позиция, в соответствии с которой банк, как любое юридическое лицо, располагающее документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, подлежит привлечению к ответственности, установленной статьей 129.1 НК РФ.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении N А75-10186/2011 указал, что налоговым органом не учтено, что представление организацией в установленный законодательством срок копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде сшива, содержащего удостоверительную надпись, подпись уполномоченного лица и присвоенную печать юридического лица, не может быть расценено как непредставление (отказ от представления, несвоевременное представление) документов (сведений), то есть не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 129.1 НК РФ

1. Состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 Кодекса, не следует смешивать с деянием, предусмотренным статьей 126 настоящего Кодекса. Не будем утомлять читателя сравнением этих норм. Это отдельная тема разговора.

2. Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект - установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

3. Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Кодекса:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной статьи 129.1 настоящего Кодекса не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой статье, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Кодекса. Примерами могут служить:

десятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

трехдневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган о принятии решения о реорганизации;

пятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

4. Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину, ответственность виновного) обстоятельства пункт 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

5. Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по статье 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц или физических лиц - индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние физического лица наступает, если оно не содержит признаков уголовного преступления.

6. Субъективная сторона характеризуемого налогового правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

7. Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

Виновный привлекается к штрафу в размере тысячи руб., а при повторном (в течение календарного года) совершении деяния - в размере 5 тыс. руб.;

Размер указанных штрафов снижается не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в пункте 1 статьи 112 НК РФ;

Размер указанных штрафов подлежит увеличению на 100% при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 112 НК РФ.

Судебная практика по статье 129.1 НК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 04.06.2018 N 302-КГ18-6305 по делу N А19-5078/2017

Как следует из судебных актов, решением инспекции от 19.09.2016 N 15-10.1/885 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи , пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5000 рублей и 2500 рублей, соответственно, в связи с непредставлением документов и информации, истребованных налоговым органом в порядке статьи 93.1 названного Кодекса.


Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2018 N 302-КГ18-9749 по делу N А33-16695/2017

Решением налогового органа от 28.12.2016 N 401 ООО "Кастор" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок документов и информации по требованию налогового органа. Обществу назначен штраф по пункту 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации в размере 4 000 руб., по пункту 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2 000 руб.


Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 N 303-КГ18-15252 по делу N А24-3378/2017

Как следует из судебных актов, оспариваемым решением налогового органа банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 10 000 рублей в связи с непредставлением документов и информации, истребованных налоговым органом в порядке статьи 93.1 названного Кодекса, а также пунктом 2 статьи 129.1 Налогового кодекса в размере 20 000 рублей.


Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-18488 по делу N А76-34609/2017

Как усматривается из судебных актов, оспоренными решениями общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 5 000 рублей по каждому решению.

Признавая решения налогового органа законными, суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе требования о предоставлении документов (информации) по сделкам с юридическими лицами ООО "Фаворит", ООО "Усадьба", ООО "Кедровка 7" и ООО "Тиния", руководствуясь положениями статей 93.1 , 129.1 Налогового кодекса, пришли к выводу о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности за непредставление документов (информации) о проверяемых контрагентах в установленный срок.


Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2019 N 305-ЭС19-18245 по делу N А40-11516/2019

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что банк не представил инспекции по ее требованиям надлежащие пояснения, обосновывающие размер убытка, полученного по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год, в сумме 2 964 445 186 рублей, отраженного в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год, суды признали правомерным оспариваемое решение инспекции о привлечении банка к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 129.1 Как установили суды, пояснения, которые были представлены банком, невозможно было сопоставить с данными, отраженными в налоговой декларации, и сделать вывод о том, что полученный убыток в размере 2 964 445 186 рублей, является следствием превышения созданного резерва по кредитам над восстановленным, превышения созданного резерва под обесценение ценных бумаг над восстановленным и превышения положительной переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте над отрицательной переоценкой. При этом суды указали, что представленные банком в суд при рассмотрении дела налоговые регистры N 291/2/19, N 290/2/20, N 250/11, N 265/1/5, N 298, N СБ-299 не обосновывают размер убытка, заявленного в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год в размере 2 964 445 186 рублей, поскольку в них отражена только сумма и номер счета бухгалтерского учета и указанные регистры не содержат наименований хозяйственных операций, в связи с чем не представляется возможным проанализировать операции, включенные в статьи расходов и доходов.


Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2018 N 307-КГ18-17492 по делу N А42-7520/2017

Как следует из судебных актов, оспариваемым решением инспекции общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным решением инспекции, общество оспорило его в арбитражном суде.


Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 307-КГ16-20148 по делу N А56-74533/2015

общество с ограниченной ответственностью "КИТ Финанс Капитал" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным (в части) решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.03.2015 N 1049 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 306-КГ17-18829 по делу N А72-19701/2016

Как усматривается из судебных актов, решением от 11.10.2016 N 18-24/020496 ПАО НБ "ТРАСТ" привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи , пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 66 248 рублей 38 копеек (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).


Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2017 N 303-КГ17-12370 по делу N А24-4380/2016

по заявлению Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому от 26.08.2016 N 12-25/162 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, от 25.10.2016 N 13138 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств,


Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2020 N 302-ЭС19-27944 по делу N А19-9101/2019

общество с ограниченной ответственностью "Московский тракт" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 12.11.2018 N 12-25/01/161 о привлечении лица к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.


1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных ,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 129.1 НК РФ

Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ содержит ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в Налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно ст. 93.1 НК налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.

В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Как указано в п. п. 5 и 6 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика. Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по ст. 129.1 НК РФ будет признано недействительным (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. N 5355/11 по делу N А55-10502/2010).

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 НК РФ не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой ст. 129.1 НК РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах НК РФ;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах НК РФ. Примерами могут служить:

3-дневный срок, установленный для сообщения банками в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

5-дневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину (ответственность) виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.

Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные п. 3.2 ст. 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

В заключение отметим, что с 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ст. 129.1 НК РФ будут дополнены п. 3, в соответствии с которым неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, повлечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ.