Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Льготы на страховые взносы. Преференции по страховым взносам. Льготы по социальным взносам: бизнес в особых экономических зонах

В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности , то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость , которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425 .

На 2019 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

Период , за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан :

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы : соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения , то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров . Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, .

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете:

С начала нового отчетного периода за налогоплательщиком закрепилась обязанность по декларированию взносов также в ФНС. Полные обязанности, с января 2017 года, действия контроля за взносами на ОПС и ОМС были переданы в подчинение сотрудникам российской налоговой службы. Если потребуется провести сверку по перечисленным налогам, взносам плательщики все вопросы по задолженности или переплате должны будут решать с налоговыми структурами. Взыскивать недоимки, выставлять пени и штрафы теперь принадлежит обязанности ФНС. В статье расскажем про льготы по страховым взносам, рассмотрим порядок начисления.

Общее понятие о страховых взносах

Средства в размере страховых взносов, перечисляемые работодателем дают гражданам трудоспособного возраста в будущем рассчитывать на получение пенсии по взрасту, в случае присвоенной инвалидности, пособия социального характера. Финансовые средства, которые поступают на сегодняшний день в бюджет страны, перенаправляются на обеспечение нетрудоспособной части населения пособиями.

Как изменились размеры тарифов

Тарифная ставка для исчисления взноса представлена в виде процентной величины от базы, на которую начисляют взносы по страхованию:

Для расчета суммы взносов по каждому виду страхования существует ряд условий, которые регулируют исчисление суммы, которая будет уплачена государству. За основу налогообложения берутся общий заработок персонала предприятия, все начисленные виды доходов, с которых определяется соответствующий процент страхового взноса.

Как это происходит:

  • Учет совокупной величины получаемых доходов ведется по каждому из сотрудников;
  • Как только общий заработок, накопившийся в течение года, достигает установленной величины, действует регрессивная шкала, т.е. ставка взносов уменьшается.

Для каждого случая установлена своя шкала максимального предела дохода и тарифы:

На что идет отчисление Максимально предельный уровень дохода, в рублях Обычная ставка в пределах максимального дохода, в % Ставка для страховых отчислений, если уровень дохода превышен, в %
ОПС 876 000 22 10
ОМС 755 000 2,9 в отношении россиян

1,8 в отношении иностранных граждан

Взнос не начисляется
ОСС Не установлен 5,1%

Величина, которая регулирует тариф взносов по всем видам страхования, к концу года обнуляется, доход получаемый работником не накапливается.

Льготные условия по страховым взносам

За определенной категорией налогоплательщиков, как и прежде, сохранились льготы, которыми пользуются при исчислении и уплате взносов на все виды страхования. Методы и правовые положения, которые дают право на применение льготы, должны соблюдаться налогоплательщиком неукоснительно, иначе право теряется (указания НК РФ, статьи 427).

Для кого предусмотрены льготы Что дает право на льготы Тарифные ставки взносов, % Суммарный объем, %
ОПС ОМС ОСС
Представители СЭЗ Крыма и Севастополя Деятельность с любым ОКВЭД исключения (71.12; 05;06; 07; 08;09.1) 6,0% 1,5% 0,1% 7,6
Участникам проекта Сколково ОКВЭД: 72.1 14,0% 0 0 14,0
Трудовые вознаграждения экипажам судов ОКВЭД: 50, исключения для судов, в которых хранят нефтепродукты в портах приписки 0 0 0 0
ООО или ИП, которые сотрудничают с СЭЗ Туристические, рекреационные, технико-внедренческие виды деятельности (65.20;79.1;94.99;62.0;63.1) 8,0% 2,0% 4,0% 14,0
ООО, ИП работающие с информационными технологиями ОКВЭД (62; 63) 8,0% 2,0% 4,0% 14,0
Плательщики, ведущие благотворительность При УСН

ОКВЭДы (64,9; 88,1)

20,0% 0 0 20,0
Партнерства, хоз.общества, которые внедряют изобретения При УСН 8,0% 2,0% 4,0% 14,0
НКО, занимающиеся образованием, культурными мероприятиями, искусством, здравоохранением, спортом, научными изысканиями При УСН

ОКВЭДы (37;86;88;93;87)

20,0% 0 0 20,0
Аптеки, фармацевтическая деятельность На ЕНВД

ОКВЭДы (46.18.1; 46.46.1; 47.73)

20,0% 0 0 20,0
ИП с определенной сферой деятельности Патент

ОКВЭДы (31.0; 74.20; 75.0; 96.01; 96.02)

20,0% 0 0 20,0
ООО, ИП для отдельной сферы экономичекой деятельности При УСН

Доход 70% всего объема (за год не больше 79 млн.руб.)

ОКВЭДы (13;14;15;16)

20,0% 0 0 20,0

Льготные выплаты, которые не облагаются взносами

Кроме льготных тарифов существуют суммы, которые не учитываются при определении облагаемой взносами базе. Это означает, что виды дохода, которые упомянуты в НК РФ статьи 422, не включают в общую базу обложения взносами. Чтобы правильно определить льготную сумму следует заглянуть в таблицу:

Льготные суммы Как освобождается от взносов
Выплаты судьям (федеральным и мировым), следователям, прокурорам В части ОПС
Студентам очникам, за деятельность в стройотрядах по трудовым и ГПХ договорам
Выплаты по ГПХ договорам В отношении ОСС
Государственные виды пособий: по старости, инвалидности, безработице, потере кормильца, погребении, временной нетрудоспособности 100%
Все виды детских выплат: БИР, по уходу за ребенком, за постановку при ранних сроках беременности, единовременные за 1,2 ребенка
При возмещении вреда здоровью, при любых увечьях В пределах норм
Компенсация за жилье, коммунальные расходы
Натуральное довольствие, его денежная замена
Стоимость питания, спортивного инвентаря, оборудования, одежды
Выплаты при переквалификации, переподготовке персонала
Единовременные выплаты потерпевшим при стихийных бедствиях 100%
Финансовая помощь при случаях смерти близких членов семьи
При рождении, усыновлении, установленной опеке над малышом 50 000руб

За каждого ребенка

Доходы от продажи предметов народного промысла народом Крайнего Севера, Дальнего Востока 100%
Расходы на проезд к месту отдыха жителям Крайнего Севера
Дополнительные взносы, которые пополняют страховую часть пенсии 12 000 руб/год
Выплата стоимости униформы 100%
Льготный проезд для отдельной группы граждан
Суммы, выплаченные за обучение основное и профильное
Суммы затрат по кредитам на приобретаемое жилье
Денежное, продовольственное, вещевое довольствие военнослужащим
Разовая материальная помощь сотрудникам 4 000 руб/год
командировочные 700 по РФ

1200 за ее пределами

Кто применяет льготы по взносам

Не смотря на то, что положение законодательного акта 212-ФЗ в целом перестает быть актуальным, все плательщики взносов сохранили свои обязанности в части 34 главы НК РФ. Лица, которые признаны плательщиками взносов, считаются страхователями своих сотрудников по всем видам страхования:

  • Предприятия, которые выплачивают физическим лицам (сотрудникам) заработок по трудовому договору или соглашению ГПХ;
  • Для индивидуального предпринимателя;
  • Частные граждане, которые являются источником дохода физических лиц, не имея статуса индивидуального предпринимателя;
  • Физические лица, которые ведут частную адвокатскую практику;
  • Оказывают нотариальные услуги и оплачивают (или нет) вознаграждения.

При этом, адвокаты, нотариусы, предприниматели ведущие экономическую деятельностью обязаны оплачивать сумму взносов по страхованию за свою деятельность. Также, имея в штате наемных сотрудников либо выплачивать вознаграждения лицам за услуги, связанные с деятельностью по договорам ГПХ они признаются плательщиками и в отношении выплат за трудовые функции своих сотрудников.

Обязанность начислить/выплатить взносы на страхование возникают у некоторых плательщиков по факту совершения определенных действий.

Как получить льготы по страховым взносам

Моментом начисления всех выплат и доходов физическому лицу определяется датой начисления. Обычно это последний день расчетного периода. До того момента, а также ели сотрудники не нанимались у организации задолженности по страховым выплатам не возникает. Такие условия применимы не для всех. Индивидуальному предпринимателю, адвокату, нотариусу со дня официальной регистрации вменяется обязательство по уплате взносов на все виды страхования. ИП автоматически является плательщиком и обязан уплачивать в бюджет фиксированные суммы взносов.

Страховые взносы, отчисляемые в бюджет на доходы работников, рассчитывают в соответствии с указанными в гл. 34 НК РФ ставками. Законодательством предоставлены льготы для организаций и ИП, применяющих УСН для ряда видов деятельности. Для работников предприятий предусмотрены пониженные ставки при исчислении взносов. Основным нормативным положением, описывающим льготу в 2018 году, является ст. 427 НК РФ.

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки.

Назовем основные требования для получения льготы: (нажмите для раскрытия)

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Льгота для благотворительных организаций

Наряду с НКО других направлений право на льготу имеют благотворительные организации, в уставных документах которым имеется указание на данный вид деятельности. При соответствии условий взносы на доходы работников организации исчисляются по пониженным ставкам, равным тарифам других видов НКО.

Пример применения пониженных ставок

НКО «Солидарность» благотворительного направления деятельности имеет в штате 2 сотрудника, получающих вознаграждение в размере 10 000 рублей в месяц. В январе 2018 года организация начислила:

  1. Взносы на пенсионное страхование: С1 = 20 000 х 20% = 4 000 рублей;
  2. Взносы на ОМС и ОСС отсутствуют.

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Льготные ставки для плательщиков УСН

Предприятия, применяющие УСН, имеют право в 2018 году применить пониженные размеры ставки для отчислений на обязательно страхование работников. Установлены ставки в меньшем размере для всех видов взносов.

Вид взноса Обычная ставка Пониженная ставка
ОПС 22% 20%
ОМС 5,1% 0%
ОСС 2,9% 0%

Льготные тарифы предусмотрены только для работодателей в части отчислений на страхование работников. ИП, уплачивающие страховые взносы на личное пенсионное и медицинское обеспечение, не имеют возможности снизить суммы отчислений. Фиксированные взносы устанавливаются на правительственном уровне и уплачиваются вне зависимости от режима, применяемого предпринимателями.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду? (нажмите для раскрытия)

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.

№ 1155134-6 с поправками в НК РФ, которые продлевают до 2023 года срок применения пониженных тарифов страховых взносов для IT-компаний, одобрен Госдумой и должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Но, несмотря на наличие этой льготы, IT-компаниям бывает нелегко реализовать свое право на нее. Эксперт по налогообложению Игорь Кармазин проанализировал для БУХ.1С практику применения пониженных тарифов IT-компаниями и выяснил, у кого не бывает проблем с получением льготы и как относятся судьи к тем, кто свое право решает отстаивать в суде.

На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков - администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам.

Гарантированные законом льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний установлены п. 6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Напомним, данный закон перестает действовать с 1 января 2017 года. Это обусловлено принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, который внес поправки в НК РФ и передал функции по администрированию страховых взносов налоговикам.

Закон дополнил вторую часть НК РФ главой 34 "Страховые взносы в РФ". Между тем, льготы по взносам и условия их предоставления остаются прежними. С той лишь разницей, что с нового года пониженные тарифы страховых взносов для айтишников будут регламентироваться п. 3 ч. 1 ст. 427 НК РФ.

В число "льготников" включаются организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий. Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных, или оказывающие услуги по разработке, адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ.

Для того, чтобы иметь возможность применять пониженные тарифы , организация должна отвечать следующим критериям (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ):

  • наличие документа о государственной аккредитации;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ составляет не менее 90% всех доходов за период;
  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 7 человек.

Законопроект № 1155134-6 предполагает дополнить пункт 2 статьи 427 НК РФ новым подпунктом 1, который предусматривает, что для IT-организаций в течение 2017 - 2023 годов ставки страховых взносов составят :

  • на обязательное пенсионное страхование ‑ 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ‑ 2,0 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), - 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование ‑ 4,0%.

Напомним, в 2016 году IT-компании уплачивают взносы по следующим тарифам: в ПФР – 8%, в ФСС – 2%, в ФФОМС – 4% (п. 3 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ). Таким образом, льготный тариф по страховым взносам будет продлен до 2023 года включительно.

Утрата права на льготы

Лишение аккредитации, недостаточная численность работников и малый объем выручки от операций с программными продуктами в общей доле доходов (менее 90 %) повлекут невозможность применения льгот. Причем права на пониженные тарифы организация лишится, если по итогам отчетного периода будет зафиксирован хотя бы один из вышеуказанных фактов (ст. 57 Закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, с 2017 года – ч.5 ст. 427 НК РФ).

Например, если компания по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев не подтвердит соответствие условию о доле доходов, то она должна будет применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов. Причем общий тариф нужно применить с начала расчетного периода (календарного года) и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей.

Если организация по итогам деятельности за какой-либо последующий отчетный период подтверждает соответствие данному условию, то она вправе применить пониженные тарифы с начала года. При этом компания может произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета (Письмо Минтруда от 20.07.2016 № 17-3/В-281).

Если компания, необоснованно применяющая пониженные тарифы, не произведет перерасчет взносов в добровольном порядке, его произведут проверяющие. При этом организации будет предложено уплатить недоимку и соответствующие пени. Кроме того, компания будет привлечена к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления.

Другая причина, наряду с отзывом аккредитации, по которой компания однозначно лишится права на применение пониженных тарифов – отсутствие необходимой среднесписочной численности работников. Несмотря на то, что эта численность определена в законе (не менее 7 человек), на практике с ее расчетом могут возникнуть спорные моменты.

Один из таких споров разрешил Арбитражный суд Пермского края в Решении от 24.09.2015 года № А50-13679/2015. Спор касался определения числа работников общества, которое осуществляло деятельность всего 10 месяцев (компания была создана в марте). Страхователь определял среднесписочную численность как суммирование численности работников за 10 месяцев и деления полученной суммы на 10 (по числу месяцев работы). При этом ФСС, отказывая в применении пониженных тарифов, делил полученную сумму на 12 месяцев.

Суд пояснил, что если организация работала неполный год (сезонный характер работы или создана после января), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12. Это прямо вытекает из п. 84.10 Указаний, утвержденных приказом Росстата России от 12.11.2008 № 278. Произведенный таким образом расчет показал, что общество не выполняет условия о минимальной среднесписочной численности работников в целях применения пониженных взносов. Решение о доначислении взносов было признано законным.

Претензии страховщиков

Главная причина, по которой компании могут отказать в применении пониженных тарифов, а заодно и доначислить страховые взносы – это несоблюдение необходимой доли доходов (не менее 90 %) от реализации программ для ЭВМ и оказания услуг по их обслуживанию. Это является прямым нарушением страхователем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, установленных п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом расчет доли доходов для применения пониженных тарифов производится страховщиками весьма странным образом. В указанной доле обычно учитывают только доходы от реализации программного обеспечения и баз данных, разработанных самой IT- компанией, а также доходы от установки, тестирования и сопровождения тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию и модификацию которых она осуществляет.

Отметим, что такого правила в законодательстве не содержится. Оно является надуманным и искусственно сужает перечень возможных к получению доходов, которые учитываются в целях применения пониженных тарифов.

В результате, если доля доходов компании от реализации собственных продуктов составляет, скажем, 80 процентов, а все прочие доходы образуются от обслуживания сторонних программ, компании могут отказать в применении льгот. Между тем, согласно ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ, оказание услуг по адаптации программ для ЭВМ и баз данных являются самостоятельным основанием для реализации права на уплату взносов в пониженном размере.

Но суды, к счастью, признают подобную позицию не соответствующей закону (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 22.08.2016 года № 18АП-9579/2016).

В некоторых случаях проверяющие идут еще дальше и доначисляют взносы по причине того, что IT-компания якобы вообще не является организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. К такому выводу страховщики могут прийти в связи с неосуществлением компанией деятельности по разработке программ для ЭВМ и баз данных (собственных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).

С точки зрения того же ФСС деятельность по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных не дает права для применения пониженного тарифа. То есть, условие о собственной разработке программ и баз данных ЭВМ является ключевым в целях применения пониженных тарифов. Таким образом, компании, занятые реализацией, внедрением и сопровождением сторонних продуктов для ЭВМ, могут попасть в зону риска.

На наш взгляд, данные доводы контролеров являются ошибочными и не соответствуют нормам действующего законодательства. На ошибочность подобной позиции обратил внимание и Минтруд России в Письме от 25.11.2015 года № 17-3/В-572. В данном письме речь шла об организации, которая оказывала клиентам услуги по адаптации, установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ несобственной разработки. Модификация и разработка программ организацией не осуществлялась. Минтруд указал, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов организация вправе учесть доходы от оказания услуг по адаптации и модификации программ для ЭВМ, в том числе тех, исключительные права на которые принадлежат третьим лицам.

Положительная судебная практика

Полагаем, что с передачей функций по администрированию страховых взносов в ФНС России (c 1 января 2017 года), мало что изменится и судебная практика по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компаниями останется прежней. Сейчас арбитражные суды придерживаются мнения, что право на применение этой льготы не связано с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ и баз данных.

АС Уральского округа в Постановлении от 15.11.2016 года по делу № А76-28947/2015 прямо признал, что организации, не являющиеся разработчиками и не осуществляющие деятельность по разработке программ для ЭВМ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Суд установил, что основным видом деятельности компании является «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (ОКВЭД 72.60). В проверяемом периоде обществом осуществлялась деятельность по оказанию услуг по адаптации, установке, тестированию и сопровождению правовой справочной системы. К созданию и разработке данной системы общество отношения не имело.

При этом компания имела государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек. Все доходы (100%) были получены от деятельности по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению баз данных.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что обществом в данном конкретном случае были соблюдены все условия, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, решение о доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, а также соответствующих пени и штрафа было признано незаконным.

К схожему выводу пришел АС Уральского округа в Постановлении от 05.10.2016 года № А76-1133/2016 и Арбитражный Суд Челябинской области в Решении от 02.06.2016 года № А76-6543/2016.

В ряде случаев суд не препятствуют применению пониженных тарифов даже тогда, когда выручка от оказания услуг реализации, внедрения, адаптации и сопровождения программных продуктов, составляет менее 90% от величины общего дохода.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.04.2016 года № 18АП-2983/2016 разрешил компании учесть в указанной доле доходов выручку от консалтинговых и образовательных услуг. Суд установил, что показатели выручки от разработки и реализации разработанных компанией программ для ЭВМ не позволяли применять пониженный тариф.

Наряду с указанной деятельностью организация осуществляла деятельность по оказанию консультационных услуг по работе с комплексом автоматизированных систем управления, услуг по расширенной технической поддержке комплекса информационных систем. Также ей осуществлялась образовательная деятельность. Суд признал, что эти услуги прямо связаны с основной деятельностью и обслуживают ее. Соответственно, доходы от этих услуг были учтены при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа.

Отметим, сейчас суды признают право на применение пониженных тарифов даже за организациями, которые к разработке программ имеют весьма отдаленное отношение, или же вовсе не имеют никакого отношения. Например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 02.09.2016 года № 18АП-10388/2016 признал такое право за компанией, чьи доходы были получены преимущественно за оказанные информационные услуги с использованием экземпляров сторонней базы данных.

Общество имело соответствующие полномочия от обладателя исключительных прав на базу данных. В рассматриваемом периоде оно оказывало услуги по сопровождению базы данных путем предоставления своим контрагентам экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий, проведения рекламных кампаний и демонстрации возможностей этой базы. Кроме того, оно осуществляло обучение своих клиентов работе с электронной базой данных.

В ходе проверки было установлено, что штатная структура общества укомплектована такими специалистами, как специалист по обучению работе со справочными системами, по обслуживанию баз данных. В их обязанности входило, в том числе, обучение клиента работе с продуктом, установка продукта на его персональный компьютер, обновление продукта и т.п.

На основании этого судьи пришли к выводу, что общество занимается адаптацией и техническим сопровождением программного обеспечения для ЭВМ. Суд указал, что в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ не закреплено право применять пониженный тариф при оказании услуг по установке, адаптации, модификации, тестированию технологий только при условии собственной разработки программ.

Даже если учесть, что общество деятельностью по разработке программ для ЭВМ и баз данных не занимается, оно занимается их установкой, тестированием и сопровождением. Эта деятельность также подпадает под пониженные тарифы страховых взносов, заключил суд.

Таким образом, как показывает судебная практика, реализация услуг по программным продуктам, к разработке которых страхователь не имеет отношения, не препятствует применению пониженных тарифов по страховым взносам.

В льготах откажут только при очевидном нарушении условий применения таких тарифов.