Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Фз 255 об обязательном социальном страховании. Обязательное социальное страхование в связи с материнством

Частью 3 статьи 2 Федерального Закона № 255 от 29.12.2006 « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон) определена категория лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплате за себя страховых взносов, это:

    адвокаты;

    индивидуальные предприниматели;

    члены крестьянских (фермерских хозяйств);

    физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой);

    члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера.

Страховое обеспечение указанным лицам предоставляется, в случае если они добровольно вступили в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и, соответственно, уплачивают страховые взносы . При наступлении страхового случая пособия им выплачиваются, только если за предыдущий календарный год эти лица уплатили страховые взносы в бюджет ФСС РФ. На это указывают нормы, ч.3,4 ст. 2, ч. 6 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ.

2. Порядок уплаты страховых взносов

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно уплачивающими страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с нетрудоспособностью и материнством регулирует ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ. Кроме того, также следует руководствоваться Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790 (далее - Правила уплаты страховых взносов).

Добровольно участвуя в обязательном социальном страховании по нетрудоспособности и материнству, указанные лица обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет ФСС РФ в фиксированном размере (стоимость страхового года), расчет которого выполняется по правилам, установленным ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ.

В соответствии со статьей 4.5 Закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования РФ , увеличенное в 12 раз. Минимальный размер оплаты труда на начало финансового года (2019) составляет 11280,00 рублей. Финансовым годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря.

Стоимость страхового года в 2019 году составляет 3925,44 руб.

(11280,00 х 2,9% х 12)

Срок для перечисления страховых взносов - не позднее 31 декабря текущего года . Первый раз указанным лицам это нужно сделать в том году, в котором они подали заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 4 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ, п. 4 Правил уплаты страховых взносов). Страховые взносы могут быть уплачены в бюджет ФСС РФ как частями, так и единовременно.

Добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Стоимость страхового года в 2019 году составляет 3925,44 руб .

(11280,00 х 2,9% х 12)

Реквизиты для перечисления:

Получатель: УФК по Ивановской области (Государственное учреждение – Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации)

Расчетный счет: 40101810700000010001

ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области г. Иваново

ИНН 3729009695

КПП 370201001

БИК 042406001

ОКТМО 24701000

КБК 393 117 06 02 0076 000 180

Например, индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов подал заявление о добровольном вступлении в отношения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 10 января 2019 г. Значит, добровольные страховые взносы в бюджет ФСС РФ он должен уплатить не позднее 31 декабря 2019 г.

Полная уплата страховых взносов за текущий год дает указанным лицам право на обеспечение пособиями по страховым случаям, наступившим не ранее 1 января следующего года.

Например, индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов уплатил за 2018 г. страховые взносы в бюджет ФСС РФ. В январе 2019 г. он заболел. Предпринимателю будет выплачено пособие по временной нетрудоспособности, так как с 1 января 2019 г. он имеет право на получение данного вида страхового обеспечения.

Обратите внимание!

Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию страховые взносы в бюджет ФСС РФ необходимо уплатить в размере стоимости страхового года. Ни Закон N 255-ФЗ, ни Правила уплаты страховых взносов не содержат норм об исчислении и уплате страховых взносов пропорционально периоду, в течение которого они фактически состояли в добровольных отношениях с Фондом социального страхования РФ.

В случае если лица, добровольно вступившие в правоотношения, частично уплатили страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, то правоотношения по страхованию с ними также прекращаются с 1 января следующего года. А сумма, уже уплаченная в бюджет ФСС РФ, подлежит возврату (п. 8 Правил уплаты страховых взносов).

Допустим, что индивидуальный предприниматель О.Г. Борисов уплатил за 2018 г. только 2/3 общей суммы взносов по нетрудоспособности и материнству. С 1 января 2019 г. он уже не будет являться участником данного вида страхования. Поэтому в случае болезни в 2019 г. он не имеет права на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Та часть страховых взносов, которую О.Г. Борисов заплатил в бюджет ФСС РФ за 2018 г., будет ему возвращена.

3. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

При условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ за календарный год, предшествующий календарному году в котором наступил страховой случай, указанная категория страхователей приобретает право на получение следующих видов пособий:

    пособие по временной нетрудоспособности;

    Пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

    социальное пособие на погребение.

Согласно пункту 2.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ лицам, добровольно вступившим в правоотношения средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213‑ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255‑ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213‑ФЗ текст Федерального закона № 255‑ФЗ был дополнен новой ст. 1.1 , которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213‑ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» .

Статьей 1.3 Федерального закона № 255‑ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255‑ФЗ ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81‑ФЗ );

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» .

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213‑ФЗ в Федеральный закон № 81‑ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255‑ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212‑ФЗ . Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ .

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91‑ФЗ , то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6 ).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255‑ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13 ).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213‑ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ .

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа.Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255‑ФЗ ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213‑ФЗ.

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

Выплата пособий по временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

127 13.02.2019 5 мин.

Защита финансовых интересов физических и юридических лиц возлагается на государственную систему страхования. В стране действуют развитые страховые программы, позволяющие в случае неблагоприятной ситуации не остаться без финансовой помощи. Рост и эффективная реализация страховых продуктов в стране, обусловлена улучшающейся экономической ситуацией и финансовой стабильностью. В настоящее время активизируются социальные страховые программы. В стране существует несколько страховых фондов, которые пополняются из различных источников. Деятельность всех страховых организаций регламентируется федеральным законодательством и контролируется соответствующими органами.

Понятие и принципы

Социальная защита граждан базируется на финансовой поддержке, которая реализуется на основании государственных программ. Комплексное взаимодействие всех субъектов системы социального страхования обеспечивается принципами, прописанными в законодательных актах. В основу этих принципов положено социальное равенство всех слоёв населения.

Любой гражданин РФ, не зависимо от своего социального статуса, имеет право на поддержку государства при наступлении события, лишающего его нормального материального достатка.

Определение

Социальное страхование представляет собой мероприятия, предназначенные для защиты граждан РФ в тех случаях, когда они лишаются возможности самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности. Социальное страхование может быть реализовано в денежном выражении и в виде скидок и льгот. Основным органом, обеспечивающим защиту граждан, является фонд социального страхования (ФСС).

Законодательство

Основным документом, регламентирующим все сферы социального страхования, является закон № от 16. 07. 1999 года. Закон изменялся и дополнялся и в настоящее время действует редакция № 250-ФЗ от 03. 07. 2016 года.

В законе конкретно указаны все виды и формы страхования, а так же взаимоотношения между сторонами. Оговариваются права и обязанности сторон, их взаимная ответственность и работа проверяющих органов. Важным является указание на возможность и сроки разрешения спорных вопросов.

Что включает страховое обеспечение

Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков. Социальное страхование как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев. К таким подсистемам относится следующее обеспечение:

  • государственное;
  • пенсионное;
  • от несчастного случая;
  • медицинское.

Каждое обеспечение регламентируется соответствующими статьями законов РФ.

Денежные выплаты могут быть выплачены не только страхователю, но и третьему лицу, которое указано в страховом документе.

Государственное

Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан. Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:

  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка;
  • уход за ребёнком до 1,5 лет;
  • погребальные выплаты.

Во всех перечисленных видах страхования государство выступает гарантом, поэтому не зависимо от социального статуса каждый гражданин РФ имеет право на получение денежных выплат при наступлении страхового случая. Подданные иностранных государств, временно проживающие в России и имеющие официальное разрешение на пребывание, так же могут рассчитывать на все виды социальной помощи.

Пенсионное

По своему назначению пенсия является элементом страховой системы, которая решает задачу возмещения утраченного заработка. Потеря финансового благосостояния может наступить в следующих случаях:

  • возрастной ценз;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет.

Возрастной ценз определяется возрастом, после наступления которого, гражданин РФ может прекратить взаимоотношения с работодателем и выйти на заслуженный отдых. В зависимости от страхового стажа физическому лицу выплачивается ежемесячное пенсионное обеспечение. Про страховой стаж для пенсии по старости читайте . По современному законодательству, при начислении пенсии, учитывается количество пенсионных баллов, взносы выплачиваемые работодателем в ПФ РФ и добровольные выплаты, из которых формируется накопительная часть пенсии.

В настоящее время на накопительную часть пенсионного обеспечения наложен мораторий до 2020 года.

Граждане, которые, по каким-либо причинам, не работали и не имеют на индивидуальном счёте никаких накоплений, получают социальную пенсию. Она выплачивается из государственного бюджета и подлежит регулярной индексации. По закону она не должна быть меньше прожиточного минимум в конкретном регионе. Если это условие не соблюдается, то из средств регионального бюджета осуществляется доплата до требуемого уровня.

Пенсии по инвалидности и потере кормильца выплачиваются на основании индивидуального расчёта, по каждому конкретному случаю. При начислении таких пенсий принимается во внимание группа инвалидности, количество иждивенцев и некоторые другие факторы. Пенсия по выслуге лет начисляется на основании документов, регламентирующих конкретный вид профессиональной деятельности и особых условий работы.

От несчастного случая

Принципы социального базируются на положениях закона № 125-ФЗ от 24. 07. 1998 года , некоторые статьи которого были изменены и дополнены. В настоящее время действует редакция закона от 29. 12. 2004 года. В обязательном порядке страхуются все физические лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность на основании договора, который заключается с работодателем либо на определённый срок, либо на время выполнения конкретного вида работы.

Федеральный закон 255 ФЗ с изменениями о социальном страховании регулирует сферу обеспечения пособиями в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Он вступил в силу 29 декабря 2006 г., а 2017 год ознаменуется началом действия важных изменений. Для лучшего понимания 255 ФЗ может изучаться с комментариями.

ФЗ 255 ФЗ об обязательном социальном страховании – описание закона

Российский 255 ФЗ с его изменениями, комментариями об обязательном социальном страховании определяет порядок, условия, размеры обеспечения пособиями в случаях материнства, временной нетрудоспособности.

По российскому 255 ФЗ с изменениями каждое пособие зависит от продолжительности имеющегося трудового стажа при прохождении государственной (гражданской), муниципальной службы, работы по любому трудовому договору, иной деятельности.

Согласно федеральному закону размер положенного пособия при нетрудоспособности составит 100% от среднего заработка для людей со стажем от 8 лет, когда стаж в пределах 5-8 лет, помощь составит 80%, а больничные листы человека, работающего меньше 5 лет будут оплачены в размере 60%, меньше размер быть не может.

Федеральный закон об обязательном социальном страховании указывает, что пособие по беременности должно составить все 100% от имеющегося среднего заработка, но только когда у женщины имеется более, чем полугодовой стаж. В каком-либо другом случае помощь не превысит 1 МРОТ.

Максимальный размер всех пособий определяет государство на каждый финансовый год отдельно. Пособия по временной нетрудоспособности согласно фз 255 начисляются в следующих ситуациях:

  • 1. При заболевании, травме застрахованного человека;
  • 2. Если нужно осуществлять уход за любым членом семьи;
  • 3. Когда необходим карантин для застрахованного человека, ребенка до 7 лет;
  • 4. Когда осуществляется протезирование;
  • 5. Если нужно долечивание в санаториях РФ.

Данный законодательный акт об обязательном страховании свидетельствует, что любое пособие при нетрудоспособности должно выплачиваться пока человек не восстановит трудоспособность или не будет признан инвалидом (в этом случае он будет получать другие ежемесячные выплаты). Все пособия назначаются в течении 10 дней от даты обращения человека.

Изменения в ФЗ 255

Данный закон в 2017 был дополнен важными изменениями. Так в средний заработок вошли все виды вознаграждений, выплат в пользу каждого застрахованного человека.

Кроме того, все полномочия по контролю за проплатой взносов переходит от ФСС, других внебюджетных фондов к налоговой инспекции, исключением будет внесения взносов за травматизм. Ввиду этого в налоговом кодексе появится новая глава. 255 ФЗ в новой редакции с изменениями указывает, что ФНС получит право проводить камеральные, выездные проверки страхователей.

14 ст 255 ФЗ

Действующая статья 14 указывает, как нужно проводить исчисление пособий. На основании данной статьи выплаты должны рассчитываться на основании, так называемого, среднего заработка, причем за последних 2 года. Когда женщина один из этих годов провела в отпуске по уходу за малышом, тогда по ее желанию для исчисления может быть взят более ранний период времени, если это приведет к увеличению пособия. Даже после увольнения при расчете пособия обязательно учитывается средний заработок у предыдущего страхователя.

Статья 15 255 ФЗ

В статье 15 закона об обязательном социальном страховании (255 ФЗ) указываются сроки выплаты денег при временной нетрудоспособности, беременности, родам, при уходе за малышом. Так 255-ФЗ с комментариями указывает, что начисление помощи производится, причем обязательно, в десятидневный срок с даты обращения человека с необходимыми документами. Если на момент обращения нет достаточных сведений о заработке человека за последние годы, то исчисление все равно проводится, но на основании имеющихся данных, с последующим перерасчетом.

Согласно законуивыплата денег происходит в зарплатный день, причем ближайший. Выплаты возврату не подлежат, но за исключением случаев недобросовестности застрахованного человека, счетных ошибок. В данных случаях, согласно этого законодательного акта о обязательном социальном страховании, производится возврат, но удерживаемая часть не должна быть больше 20% от размера выплаты. Для таких действий необходим приказ по организации.