Экономика Индонезии: отрасли и интересные факты
Страница 1
В конце 1960-х – начале 1970-х годов активно наращивался выпуск потребительских товаров. Приток нефтедолларов в 1974–1981 позволил правительству сосредоточиться на стимулировании ряда отраслей тяжелой промышленности, например автомобилестроения, черной металлургии и производства цемента. Частный сектор отдает предпочтение капиталовложениям в трудоемкие отрасли: текстильную, швейную, обувную, а также в мебельные, целлюлозно-бумажные и т.п. предприятия, опирающиеся на отечественную сырьевую базу.
В отраслях тяжелой индустрии, связанных с использованием нерудных полезных ископаемых и химического сырья, самыми характерными в 1990-х годах оказались три направления хозяйственной активности: переработка нефти, производство минеральных удобрений и цемента. В черной и цветной металлургии ведущее положение заняли два крупных комплекса – сталеплавильный комбинат в Чилегоне и алюминиевый завод в Асахане. В середине 1990-х годов был введен в эксплуатацию первый в стране нефтехимический комплекс, размещенный близ Чилегона, и началось сооружение второго комплекса в Тубане. В 1990-х годах быстро увеличивалось производство цемента, что диктовалось растущими потребностями строительной отрасли. Действует несколько заводов по производству автопокрышек из местного каучука. Несмотря на межотраслевые сдвиги, почти половина стоимости продукции обрабатывающей промышленности Индонезии в 1990-х годах приходилась на пищевкусовую отрасль (продовольствие, напитки, табачные изделия).
Основная отрасль промышленности добыча нефти и газа (90% иностранными, главным образом, американскими фирмами), олова, угля, бокситов, марганцевых, медных, никелевых руд, асбеста, асфальта, фосфоритов, золота, серебра, поваренной соли. Производство электроэнергии 44,3 млрд. кВт·ч (1990). Традиционные отрасли обрабатывающей промышленности: пищевкусовая, текстильная, производство готовой одежды, обуви. Быстро развиваются авто-, судо-, авиастроение, радиоэлектроника, химическая и нефтехимическая промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджайя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеп и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Металлургический комплекс.
В Индонезии металлургический комплекс практически не развит из-за отсутствия рудных полезных ископаемых.
Химический комплекс.
Химический комплекс получил достаточное развитие в Индонезии. На предприятиях этой отрасли производят химические удобрения, каучук, фармацевтические препараты, а также производят очистку и переработку нефти.
Текстильная промышленность.
Это главная отрасль лёгкой промышленности в государстве. Она хорошо налажена в Индонезии. Предприятия производят хлопчатобумажные ткани, одежду, ковры, ткани и обувь.
Лесная промышленность.
Её развитие связано с находящимися на большинстве островов тропическими лесами. Поэтому в Индонезии развита лесозаготовка и последующая обработка древесины и поставка изделии и товаров из дерева в соседние страны (Таиланд, Сингапур).
В Индонезии также развито производство строительных материалов (кирпичная и цементная отрасли) и пищевая промышленности.
Поскольку большая часть низменных территорий переувлажнена и подтоплена, аллювиальные отложения часто перекрыты мощной торфяной толщей, из-за чего снижается сельскохозяйственная ценность этих земель.
В недрах Индонезии имеются значительные запасы полезных ископаемых. По запасам (2,5–3 млрд. т) и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии, по добыче природного газа – шестое место в мире, а по его экспорту – первое место. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, по добыче никеля – на четвертом. В стране имеются крупные запасы угля, меди, урановой руды. Добываются бокситы, золото, серебро, алмазы. Наибольшие запасы нефти сосредоточены на о.Суматра.
Смотрите также
Транспорт
По густоте транспортных путей Германия занимает одно
из первых мест в мире. В связи с большой интенсивностью экономических отношений
с партнерами по ЕС и центральным положением в Европе в общем груз...
Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии
В последние годы мы
были свидетелями настоящей лавины литературы, посвященной восточно-азиатскому
"чуду", странам тихоокеанского пояса и модернизации азиатских
экономик. В этих аз...
Рейнланд-Пфальц
Население 3,8 млн.
Площадь 19.846 кв.км
Столица Майнц
Не только рейнская романтика
Земля Рейнланд-Пфальц создана в 1946 г. из баварских,
гессенских и прусских территорий, которые...
Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.
К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.
В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.
В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.
Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.
Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.
Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.
В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.
Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.
В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.
Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)
Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.
Промышленность Индонезии
Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.
В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.
Сельское хозяйство Индонезии
Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.
Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.
Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.
Транспорт Индонезии
Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.
Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.
Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.
Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,
Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.
Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.
Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.
Объем ВВП в 2012 г. составил 1,212 триллиона ам.долл. - 16-е место в мире и первое- в Юго-Восточной Азии (около 5000 долл. США на душу населения). Темпы экономического роста в 2012 г. - около 6% (50-е место в мире). Доходная часть государственного бюджета за 2011 г. - 119,5 млрд долл., расходная - 132,9 млрд долл., дефицит бюджета - 13,4 млрд долл.
Основу экономики составляют промышленность (47% ВВП, более двух третей этого объема приходится на обрабатывающие отрасли), сфера услуг (37,6%), сельское хозяйство (15,4%). Производятся сталь, холодный и горячий прокат, бесшовные трубы, тракторы, автомобили, вертолеты, морские суда, телевизоры, телекоммуникационное оборудование, цемент, текстиль, неорганические удобрения, бумага, фанера. Для экономики при ее рыночном характере характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы. Ведется добыча нефти и газа и их переработка. На территории страны имеется 60 крупных нефтяных полей, общие запасы нефти оцениваются в 9 млрд тонн. Подтвержденные запасы - 1,2-1,4 млрд т, достоверные - 612,3 млн т. На24 полях ведутся разведочные работы, 14 находятся в стадии освоения, 22 практически не изучались. Добыча ведется на Суматре (около половины добытой нефти), на Калимантане, Яве, Папуа, а также на морском шельфе. Добычу нефти контролирует государственная нефтяная компания «Пертамина», имеющая контракты на условиях раздела продукции со 177 нефтедобывающими компаниями. В 2009 г. добыча нефти составила 1,02 млн баррелей в день (37-е место в мире). Общие запасы природного газа оцениваются в 30 трлн куб. м, в том числе достоверные - 2,5 трлн. Товарная добыча в 2009 г. составила 85,7 млрд кубометров (8-е место в мире). Значительная часть его сжижается и идет на экспорт, в основном в Японию, Южную Корею и на Тайвань.
Разрабатываются также месторождения олова, золота (входит в шестерку мировых экспортеров), никеля, медной руды (5-е место в мире), каменного угля, драгоценных камней, алмазов.
В стране большой энергетический потенциал. Кроме значительных запасов нефти, газа и угля, обнаружены месторождения урана в восточной части архипелага. Гидроресурсы составляют 321 тыс. МВт, запасы геотермальной энергии - 16 тыс. МВт. Национальная энергетическая программа предусматривает рационализацию использования нефти в качестве сырья для производства электроэнергии и сокращение ее доли в топливо-энергетическом балансе за счет расширения применения альтернативных источников энергии. В число крупнейших электростанций входят: ТЭС «Суралайя» на Западной Яве - 1 600 МВт, «Гресик» на Восточной Яве - 660 МВт, «Муара Каранг» на Западной Яве - 700 МВт, ТЭС Чилегонского металлургического комбината - 400 Мвт, ГЭС Асаханского алюминиевого комбината - 603 МВт, «Сагулинг» и «Чирата» на Западной Яве - по 500 МВт. Национальные потребности в электричестве удовлетворяются исключительно за счет собственных мощностей. Производство электроэнергии около 142,2 млрд кВтч (24-е место в мире) (за счет нефти, газа и угля - 87,2%, гидроресурсов - 7,9%, геотермальных и других альтернативных - 4,9%). Атомных электростанций в стране нет.
Ведущая отрасль сельского хозяйства - земледелие, связанное с производством технических культур. По производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина Индонезия занимает первое место в мире, по каучуку и пальмовому маслу - второе, по кофе - третье, какао-бобов - четвертое (300 т. т).
Большая часть земли занята под рисом - главной продовольственной культурой и основным продуктом питания населения (общая площадь - около 10 млн га, производство в 2009 г. - 64,4 млн т, 3-е место в мире). Достигнуто стабильное самообеспечение рисом. Другими важными продовольственными культурами являются кассава (22 млн т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн т, 6-е место в мире), батат (2 млн т, 4-е место в мире). В больших объемах выращиваются масличная пальма (22,5 млн т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн т натурального каучука, 2-е место в мире). Развитие получило животноводство, особенно молочное, а также рыболовство. Ведется добыча разных видов тунца, сардины, анчоусов, сельди, ракообразных и др. как на экспорт, так и для внутреннего рынка. По объему улова рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 5,1 млн т - Индонезия занимает третье место в мире. В то же время по вылову искусственно разведенной рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 4,7 млн т - страна занимает второе место в мире.
Интенсивно ведутся лесоразработки - по массиву влажных тропических лесов Индонезия занимает 2-е место в мире (после Бразилии), лесные запасы оцениваются в 2,4 млрд куб. м. В 2009 году было заготовлено 98,7 млн м³ древесины (8-е место в мире).
Исключительно важную роль играет морской транспорт. В стране свыше 700 портов, в том числе шесть крупных современных с контейнерными причалами, принимающие океанские суда: Танджунг-Приок, Танджунг-Перак, Белаван, Танджунг-Мас, Макасар, Соронг. Специализированный нефтяной порт Думай. Нефтеналивной флот принадлежит «Пертамине». По протяженности официально зарегистрированных внутринациональных морских маршрутов - 21 579 км на 2011 год - страна занимает 5-е место в мире. На плаву находится 1244 судна океанского класса, 87 из которых зарегистрированы в других странах и 65 - принадлежат зарубежным собственникам.
Общая протяженность магистральных железнодорожных путей 5042 км (74% на Яве) - 35-е место в мире, автодорожной сети - 437 759 км - 14-е место в мире. В стране зарегистрировано около 58,8 млн автотранспортных средств, более 48 млн из которых - мотоциклы и мотороллеры, около 6,4 млн - легковые автомобили, более 2,8 млн. - грузовые автомобили, более 767 тысяч - автобусы и более 278 тысяч - транспортные средства различного специального назначения. 5984 км нефтепроводов и 7165 км газопроводов, 885 км трубопроводов для транспортировки газового конденсата и 617 км продуктопроводов прочего назначения.
Авиаперевозки осуществляют 17 авиакомпаний, в том числе государственные «Гаруда» и «Мерпати нусантара эруэйз». 684 аэродромов (10-е место в мире), а также 64 вертодрома. 171 аэропорт имеет асфальтированные либо бетонированные взлетно-посадочные полосы
По состоянию на март 2011 г. в Индонезии насчитывается 122 коммерческих банка, в том числе 28, представляющие собой совместные банковские предприятия с зарубежными партнерами, и 10, контрольный пакет в которых принадлежит зарубежным собственникам. Ряд банков, находящихся в частных руках, осуществляет исламский банкинг.
Развивается система телекоммуникаций и связь. Телефонная, телеграфная и телексная связь обеспечивается компанией «П.Т. Телком», почтовая связь - «П.Т. Пос Индонесия», спутниковая связь - «П.Т. Индосат» (все государственные). Сеть почтовых отделений - около 3,7 тыс. На 100 человек приходится 14,8 стационарных телефонных линий и 69,2 контрактов на пользование мобильным телефоном. 90% населения проживает в зоне действия мобильной телефонной связи.
Спутниковая связь обеспечивается в рамках национальной спутниковой программы «Палапа», реализуемой с 1976 г. Всего с начала действия программы запущено 10 геостационарных спутников, последний из которых, «Палапа-D» - в августе 2009 г. Сеть телексных станций охватывает основные провинции страны. Прямая автоматическая связь установлена со 130 странами.
Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных украшений из серебра и сувениров из олова, кожаных изделий (в том числе резных абажуров из буйволиной кожи), плетение.
Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 285,3 млрд ам. долл. при положительном сальдо в размере 31,1 млрд долл. Объем экспорта - 158,2 млрд долл., импорта - 127,1 млрд долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире). Около 51% экспорта - продукция обрабатывающей промышленности. Основные экспортные товары: готовая одежда, текстиль, газ, нефть и нефтепродукты, продукция элетронной промышленности, целлюлозобумажной промышленности, фанеры, изделия из натурального каучука, обувь, металлы и изделия из них. Потребители экспорта: Япония (15,9%), страны ЕС (15%), Китай (9,9%), США (9,3%), Сингапур (8,8%), Южная Корея (7%), Индия (6,4%), Малайзия (5,8%). Основные предметы импорта: машины и оборудование, сырье, продовольствие, нефтепродукты. 16,1% импорта поступает из Сингапура, 14,5% - из Китая, 10,3% - из Японии, 7,3% - из США, 5,8% - из Малайзии, 4,9% - из Южной Кореи, 4,8% - из Таиланда.
Внутренняя торговля развивается быстрыми темпами, особенно в Джакарте и других крупных городах. Объем внутренней торговли в 2010 г. составил более 50 млрд ам. долл. (около 5% ВВП), количество торговых точек превысило 2,5 миллиона (второе место в мире после Индии). В сфере супермаркетов лидирует группа магазинов Него, а в сфере продажи готовой одежды - группа магазинов Matahari. Имеется также сеть магазинов зарубежных групп: Sogo (Япония), Metro (Сингапур), Carrefour (Франция).
Объем прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 г. составляет около 85,6 млрд долл. (38-е место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд долл. (37-е место в мире).
Города-миллионеры: Джакарта, Сурабая, Бандунг, Бекаси, Медан, Тангеранг, Депок, Семаранг, Палембанг, Макасар, Тангеранг-Селатан.
Являясь крупным производителем сырьевых товаров, Индонезия для регулирования рынка и поддержания стабильных цен на эти товары участвует в раде международных товарных соглашений и группировок. Важнейшими из соглашений являются: Международное соглашение по олову (осн. в 1956 г.), Международное соглашение по натуральному каучуку (осн. в 1979 г.), Международное соглашение по чаю (осн. в 1978 г.). Эти соглашения периодически продляются на срок от 2 до 5 лет. Индонезия является также членом Ассоциации стран - производителей натурального каучука (осн. в 1970 г., Куала-Лумпур), Ассоциации стран - производителей олова (осн. в 1983, Куала-Лумпур), Азиатско-тихоокеанского сообщества стран, производящих кокосы (осн. в 1969 г., Джакарта), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Роттердам), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Найроби), Международного комитета по чаю (осн. в 1933 г., Лондон), Международного сообщества перца (осн. в 1972 г., Джакарта), Конфедерации промышленных палат Азии и Тихого океана (осн. в 1966 г., Тайбэй), Организации стран - экспортеров нефти (осн. в 1969 г., Вена - в 2008 г. Индонезия вышла из ОПЕК) и др.
Финансовый год в Индонезии с 2001 г. отсчитывается с 1 января по 31 декабря (до этого: с 1 апреля по 31 марта).
Португальские, а потом и голландские колонизаторы вплоть до конца XIX в. рассматривали будущую Индонезию как аграрную страну - поставщика пряностей, экзотических фруктов, кофе, копры, коры хинного дерева. Первая мощная и механизированная промышленность на острове Ява возникла также в связи с сельским хозяйством - это было производство сахара из сахарного тростника.
К 1949 г., когда Индонезия стала независимой, это была страна с очень неравномерным развитием разных секторов экономики. С одной стороны - крупные плантации, шахты, нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы и промышленные предприятия, где применялись все передовые по тому времени достижения технического прогресса. С другой стороны - десятки миллионов людей работали в примитивных мелких аграрных хозяйствах и надомных мастерских.
В 1968 г. генерал Сухарто (1921-2008) был избран президентом и начал экономические реформы.
После 1969 г. была принята 25-летняя программа развития. Сухарто удалось привлечь в страну иностранные инвестиции и получить поддержку МВФ. Способствовал росту экономики и рост цен на нефть, произошедший в конце 60-х гг XX в.
Монополизация нефтяной промышленности позволила Сухарто не только удовлетворить верхушку общества и армию, но и инвестировать значительные средства в социальную сферу, образование, создание современной инфраструктуры, развитие сельского хозяйства. Быстро росли финансовый сектор и строительство, обрабатывающая промышленность.
В 1968 г., по оценкам Всемирного банка, более половины жителей Индонезии находились за чертой бедности. Доход на душу населения в 1966 г. составлял 75 долл. В 1996 г. он вырос до 1013 долл. Вдвое уменьшилась детская смертность. Возросло количество людей с высшим и средним специальным образованием.
Однако все эти положительные явления сопровождались бесконтрольным разрушением природной среды компаниями, занимающимися заготовкой леса и добычей полезных ископаемых.
Экономический кризис, охвативший Восточную и Юго-Восточную Азию в 1997-1998 гг., оказался крайне тяжелым для Индонезии. С августа 1997 г. по февраль 1998 г. рупия девальвировалась на 80%, резко выросли цены на продовольствие, топливо и товары первой необходимости, в одночасье лишились работы 4 млн человек, в некоторых регионах начался голод. Народные волнения привели к тому, что Сухарто был вынужден покинуть свой пост.
Последствия кризиса оказались велики объем ВВП сократился с 227 млрд долл. в 1996 г до 160 млрд долл. в 2000 г. В последующие годы ситуация стала стабилизироваться.
В 2004 г. в Индонезии прошли первые прямые президентские выборы, которые выиграл генерал в отставке и бывший министр безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно. Но 26 декабря 2004 г. случилось страшное: у острова Суматра произошло подводное землетрясение магнитудой более 9 баллов по шкале Рихтера. Поднялась гигантская волна цунами, достигавшая высоты 15 м. Она обрушилась также на Шри-Ланку, Индию, Малайзию, Таиланд, Бангладеш, Мьянму, Мальдивские и Сейшельские острова, докатилась до Сомали. Погибло около 230 000 человек. Ущерб экономике этих стран в целом составил 13,7 млрд долл. По прогнозам АСЕАН (ASEAN), на восстановление разрушенного может уйти до 10 лет. С помощью мирового сообщества индонезийцы ведут эту работу не жалея сил, и многое уже сделано.
Открытие месторождений нефти на Северной Суматре в 1883 г. дало толчок развитию добывающей промышленности - но вначале, разумеется, принадлежавшей иностранцам. С 1907 г. основную добычу и разведку нефти на Суматре, Яве и Калимантане вела компания «Ройял Датч-Шелл», получившая концессии. Наиболее крупные месторождения - нефтяные поля Дури и Минас на Центральной Суматре были обнаружены незадолго до Второй мировой войны - и одной из причин захвата японцами будущей Индонезии в 1941 г. называют нефтяные богатства Суматры.
Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.
В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд долларов.
По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).
Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.
После кризиса 1997-98 гг. правительство Индонезии старается контролировать основные сферы экономики. Так, нефтехимическая отрасль контролируется государственной компанией Pertamina. Государству также принадлежат заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений.
Ведущие отрасли промышленности - пищевая и текстильная, в них работают две трети всех занятых в производстве. Наряду с этим все равно сохраняется значительное количество хозяйств, занимающихся кустарным производством. Так, традиционное для Индонезии изготовление батика часто базируется на домашних мастерских.
Согласно Конституции Индонезии почти все леса - собственность государства. Бездумное уничтожение лесов, отдаваемых в концессию, продолжалось до 1979 г. Тогда правительство запретило вывоз круглого леса за границу - стимулировалось строительство предприятий, производящих пиломатериалы. Сегодня Индонезия один из крупнейших экспортеров обработанной древесины - пиломатериалов, фанеры, мебели и т. д.
Но лесные богатства Индонезии, среди которых - тиковое, черное, сандаловое, палисандровое дерево, находятся под угрозой. По оценкам экспертов, более 70% объемов сырья, поступающего на деревообрабатывающие предприятия, - результат незаконной вырубки. Уничтожены миллионы гектаров лесов - специалисты предрекают их полное исчезновение уже в ближайшие годы. Пока этот процесс остановить не удается.
Общая информация
Форма правления: президентская республика.
Административно-территориальное деление: 31 провинция и 2 особые административные единицы.
Язык: индонезийский, местные языки.
Религия:
ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм, иные религии.
Денежная единица:
индонезийская рупия.
Крупнейшие города:
Джакарта, Сурабая, Бандунг Тангеранг Семаранг, Медан, Палембанг
Главные морские порты:
Танджунг Приок (г. Джакарта), Перак (г. Сурабая), Палембанг (о-в Суматра), Уджунг-панданг (о-в Сулавеси), Белаван (г. Медан).
Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Сукарно-Хатта (Джакарта), международный аэропорт Джуанда (Сурабая), аэропорт Денпасар-Нгура-Рай (остров Бали).
Крупнейшие реки:
Капуас. Махакам. Мартапутра, Барито, Хари, Мамберамо, Тарум, Манук, Серанг
Крупнейшие озера:
Тоба. Манинджау, Темпе, Товути, Сиденренг, Посо, Паниаи.
Соседние страны:
Малайзия, Папуа - Новая Гвинея, Восточный Тимор.
Цифры
Площадь: 1 919 440 км 2 .Население: 242 970 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 126,6 чел./км 2 .
Экономически активное население: 105 700 000 чел.
Занятость населения по секторам: 42% - сельское хозяйство, 39% - сфера услуг, 19% - промышленность.
Урбанизация: 43%.
Самая высокая точка: г. Пунчак-Джая, 5030 м.
Каучук, кокосы, пальмовое масло, чай, кофе, табак, пряности, кора хинного дерева, рис, кукуруза, кассава, батат, арахис, соя; рыболовство, добыча морепродуктов; лесозаготовка.
Сфера услуг: туризм, банковские операции.
Особенности экономики: огромный социальный разрыв между наиболее богатым и бедным населением, трудности в управлении страной - высокие транспортные расходы, неравномерное заселение территорий, большие различия в укладах жизни разных национальных групп, политическая нестабильность.
Любопытные факты
■ В 2009 г. число туристов, посетивших Индонезию, составило 6,4 млн человек, доходы от туристической деятельности увеличились на 8% по отношению к 2008 г. и достигли 6,5 млрд долларов.■ В 1830 г. голландский генерал-губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел «систему принудительных культур», которая отменяла земельный налог с крестьян. При этом все земледельцы Явы и Западной Суматры (кроме иностранных подданных) должны были пятую часть обрабатываемой площади отдать под выращивание сельскохозяйственных культур, идущих на экспорт, - индигоносных растений, кофе, сахарного тростника. В результате реформы к 1840 г. доход от экспорта увеличился почти на 500%. Но сокращение производства риса в 1848-1850 гг. привело к голоду и ряду восстаний. Однако система принудительных культур» была отменена (за исключением кофе) только в 1870 г.