Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Дополнительные взносы на пенсионное страхование. Дополнительные страховые взносы в ПФР: что это, кому выгодно

Какие тарифы страховых взносов действуют в 2017 году? Как изменились тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС? Таблица с новыми основными и пониженными тарифами на 2017 год представлена в данной статье. Также обобщены дополнительные тарифы страховых взносов.

Изменения с 2017 года

На величину тарифов страховых взносов в 2017 году влияют следующие обстоятельства:

  • организационно-правовая форма);
  • вид деятельности работодателя;
  • система налогообложения;
  • статус человека – гражданин России или иностранец, лицо без гражданства – с учетом того, проживает он или временно пребывает в России;
  • размер выплат сотруднику в течение года – превышает ли он лимиты базы для начисления страховых взносов, установленные на 2017 год.

Основные тарифы страховых взносов

Основные тарифы страховых взносов в 2017 году применяют все страхователи (организации и ИП), которые не имеют права на льготы и, соответственно, пониженные тарифы. Общие тарифы на 2017 год с учетом новых лимитов по базе страховых взносов обобщим.

В 2017 году предельная база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 876 000 рублей. Предельная база по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 755 000 рублей. См. « ».

Итак, новые тарифы для большинства организаций и ИП обобщим в таблице:

Вид взносов Тариф в 2017 году
На обязательное пенсионное страхование (в пределах 876 000 рублей) 22 %
На обязательное пенсионное страхование (сверх 876 000 рублей) 10 %
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (755 000 рублей). 2,9%
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) (в пределах 755 000 рублей) 1,8 %
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сверх 755 000 рублей) 0 %
На обязательное медицинское страхование (кроме иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, а также высококвалифицированных специалистов) 5,1 %

Пониженные тарифы страховых взносов

Пониженные тарифы страховых взносов в 2017 году, которые будут применяться некоторыми плательщиками страховых взносов в зависимости от их вида деятельности и налогового режима, указаны в ст. 427 НК РФ. Обобщим тарифы в таблице:

Тип страхователя и коды видов деятельности по ОКВЭД Тариф для расчета страховых взносов
В Пенс. фонд, % В Фонд соцстраха (кроме травматизма), % ФФОМС: ставка 2017 года, %
«Упрощенцы» с:
1) льготным видом деятельности;
2) доход от него – от 70% общего объема;
3) прибыль за год – не более 79 млн руб. (иначе потеря права на сниженный тариф с начала года)

Коды: 13 – 16 и др.

20 0 0
«Вмененщики»: аптеки и коммерсанты с фармалицензией. Право на [пониженные тарифы страховых взносов] – только по фармаперсоналу.

Коды:
46.18.1;
46.46.1;
47.73.

20 0 0
ИП на патенте в отношении наемного персонала (для некоторых видов деятельности есть исключения)

Коды:
31.0;
74.20;
75.0;
96.01;
96.02 и др.

20 0 0
НКО на УСН (кроме госструктур) сферы:

Социального обслуживания граждан;
науки;
просвещения;
охраны здоровья;
культуры;
искусства;
массового спорта.

Коды:
37;
86 – 88;
93 и др.

20 0 0
Благотворительные организации – «упрощенцы»

Коды:
64.9;
88.10.

20 0 0
IT-фирмы

Коды:
62;
63.

8 2 4
АО, ООО и партнерства на УСН, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые у бюджетных и автономных (в т. ч. научных) учреждений

Код: 72.

8 2 4
Подписано соглашение с органами управления особыми экономическими зонами на:
внедрение новых технологий;
развитие туристического кластера.

Коды:
65.20;
79.1;
94.99;
62.0;
63.1;
63.11.1 и др.

8 2 4
Выплаты и вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре (есть ряд исключений)

Код: 50.

0 0 0
Есть статус участника проекта «Сколково»

Код: 72.1

14 0 0
Есть статус участника свободной экономической зоны в Крыму

Коды: любой, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3.

6 1,5 0,1
Есть статус резидента территории опережающего развития

Коды: для каждой территории вид деятельности устанавливают индивидуально

6 1,5 0,1
Есть статус резидента свободного порта «Владивосток»

Коды: любые, кроме запрещенных (см. решение Наблюдательного совета этого свободного порта).

6 1,5 0,1

Дополнительные тарифы страховых взносов

Доптарифы в 2017 году применяют плательщики страховых взносов, производящие выплаты физлицам, в случаях, если такие физлица заняты на вредных и тяжелых работах. Дополнительные тарифы касаются только взносов на обязательное пенсионное страхование. В таблице приведем виды деятельности и ставки дополнительных тарифов на 2017 год:

Виды работ Доптарифы
Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах 9 %
Работы с тяжелыми условиями труда 6 %
Для женщин на работах в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин
Для женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью
В качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы
На работах в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах
Иные виды работ, предусмотренные п.п.7-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Дополнительные тарифы при специальной оценке

Если организация по требованиям законодательства провела специальную оценка условий труда (спецоценку) на указанных выше вредных или тяжелых работах, то тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году могут быть скорректированы. Они будут зависеть от установленного класса (подкласса) условий труда (п. 3 ст. 428 НК РФ). Вот таблица тарифов, которых зависят от результатов специальной оценки труда:

Класс условий труда Подкласс условий труда Доптариф на пенсионное страхование
Опасный 4 8%
Вредный 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимый 2 0%
Оптимальный 3 0%

Для определенных категорий работников, трудящихся на вредных и опасных работах, установлены дополнительные ставки страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. То есть за таких работников работодатель отчисляется дополнительный процент страхового взноса, размер которого зависит от того, на каких именно работах занят сотрудник.

Категории работников, для которых установлены дополнительные тарифы, имеют право на досрочный выход на пенсию, именно поэтому работодатель должен отчислять дополнительный процент с их дохода в ПФР.

Дополнительные ставки введены не так давно, с 1 января 2013 года, с каждым годом отчисляемый процент увеличивается.

Ставки страховых взносов по дополнительному тарифу устанавливаются ст.58.3 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009.

Ниже указаны ставки дополнительных тарифов, которые применяются по отношению к работникам до тех пор, пока не будет проведена в отношении них .

Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР до спецоценки

Для лиц, перечисленных в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, установлена ставка дополнительного страхового взноса в размере 6% на 2014 год, в 2015 году произойдет плановой увеличение до 9%.

  • на подземных работах,
  • на работах с вредными условиями труда;
  • в горячих цехах.

Для лиц, перечисленных в пп.2-18 п.1 ст.27 закона №173-ФЗ, применяется ставка дополнительного тарифа в размере 4% для 2014 года, в 2015 году произойдет увеличение до 6%.

  • На работах с тяжелыми условиями труда;
  • В качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  • В текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью работы;
  • Рабочие локомотивных бригад и других работников железнодорожного транспорта и метрополитена, а также водителей грузового транспорта на шахтах, разрезах, в рудниках угля, сланца, руды, породы;
  • В экспедициях и прочих геолого-разведочных, геофизических и прочих изыскательных работах;
  • На лесозаготовке и лесосплаве;
  • В погрузо-разгрузочных работах в портах;
  • На различных морских судах (в том числе рыбной промышленности);
  • Водителями общественного транспорта;
  • В подземных и открытых горных работах (рудники, шахты и пр.);
  • На воздушных судах;
  • В аварийно-спасательных службах;
  • На работах с осужденными.

Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР после спецоценки

Специальная оценка условий труда – эта процедура, которая в 2014 году заменила аттестацию рабочих мест.

Спецоценка может не проводиться в течение 5-ти лет с момента проведения последней аттестации, все это время работодатель должен уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии со ставками, указанными выше и утвержденными п.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ.

В результате проведения спецоценки для рабочих мест устанавливается класс условий труда, в зависимости от установленного класса меняется размера ставки дополнительного взноса в ПФР.

Различают 4 класса условий труда: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

Навигация по статье

В результате утраты застрахованным лицом источника дохода наступает страховой случай, который может быть связан с:

Страховые взносы в Пенсионный фонд (в ФНС)

Согласно законодательно установленным нормативам, взносы, перечисленные страхователем за каждого сотрудника, учитываются на их индивидуальных лицевых счетах благодаря введенной .

Следует отметить, что с 2017 года всеми страховыми взносами занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), т.е. отчисления необходимо переводить напрямую в ФНС (глава 34 НК РФ).

Расчет страховых взносов происходит следующим образом:

  1. Устанавливается база для начисления платежей.
  2. Определяется тариф взносов.
  3. Рассчитывается сумма платежа за прошедший месяц.

Существует несколько видов тарифов на обязательное пенсионное страхование:

  • базовый;
  • дополнительный (при наличии льготных рабочих мест в связи с опасными и тяжелыми условиями труда);
  • пониженный (при отнесении работодателя к той или иной льготной категории плательщиков).

Что же касается базы для начисления взносов, то она определяется в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. В 2018 году предельная величина взносооблагаемой базы составляет 1021 тысяч рублей (в 2017 году - 876 тысяч рублей). При превышении данной суммы работодатель уплачивает дополнительно 10% тарифа страховых взносов.

Кто должен уплачивать взносы?

Многие думают, что суммы, необходимые для уплаты взносов, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

В соответствии с правилами действующей системы ОПС, ежемесячно осуществляется поступление страховых взносов в ПФР. Источником денежных поступлений являются работодатели , уплачивающие взносы со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть .

Страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР .

Помимо уплаты взносов по ОПС, в задачи работодателя входит:

  • своевременная регистрация в ПФР в качестве страхователя;
  • представление необходимых документов страховщику для:
    • осуществления им персонифицированного учета граждан;
    • назначения и выплаты пенсионного обеспечения;
  • устранение нарушений при обнаружении таковых территориальными органами ПФР.

В свою очередь страховщик с целью обеспечения бесперебойной работы всей системы безвозмездно и своевременно предоставляет работодателям всю необходимую информацию о применяемых тарифах для расчета платежей и законодательных актах, регулирующих отношения всех .

Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование

В зависимости от выбранной альтернативы общий тариф взносов будет распределяться следующим образом:

  • : 6% пойдет на выплату фиксированной суммы действующим получателям пенсий, а остальные 16% - на финансирование будущей страховой выплаты самого гражданина;
  • : 6% на финансирование базовых сумм нынешним пенсионерам останется без изменения, а остальные 16% будут распределены на формирование будущей выплаты застрахованного лица, а именно 10% - на страховую часть и 6% - на накопительную.

Стоит отметить, что в настоящее время право выбрать тот или иной способ финансирования своей будущей пенсии имеют только граждане, вновь устраивающиеся на работу. Сделать такой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Дополнительный тариф страховых взносов устанавливается в отношении работников, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение. К таким категориям застрахованных лиц относятся:

  • занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (пп. 1
  • занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (пп. 2 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.);
  • занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (пп. 3 - 18 , п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.).

Дополнительные тарифы введены с 1 января 2013 г. на основании закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» . Такие тарифы предусмотрены только в отношении работодателей, начисляющих доход в пользу застрахованных лиц перечисленных выше категорий.

Важно, что работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, учитываемые для подсчета льготного стажа, будут засчитываться только при условии уплаты дополнительных взносов .

Что такое специальная оценка условий труда?

Согласно ст. 3 ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» такая оценка представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности, и степени их воздействия на человека с учетом отклонения от гигиенических нормативов.

Работодатель обязан проводить не реже одного раза в пять лет . Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 указанного выше закона.

Специальная оценка условий труда осуществляется работодателем с привлечением специализированной организации на основании заключенного с ней договора гражданско-правового характера.

После утверждения перечня рабочих мест, подлежащих оценке, комиссией формируется список факторов, в отношении которых будут происходить исследования и измерения. Результатом проведенной спецоценки является присвоение определенного класса опасности существующим на предприятии условиям труда по степени их вредности. В соответствии с законом подразделяют 4 класса опасности:

  • 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
  • 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
  • 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют в данном случае четыре подкласса);
  • 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.

Итог проводимой оценки - установление того или иного класса опасности фиксируется в заключении экспертной организации за подписью всех членов комиссии.

Тариф дополнительных взносов в ПФР за вредные условия труда в 2018 году

Норматив величины дополнительных взносов зависит от факта проведения спецоценки условий труда:

  • при ее отсутствии тариф устанавливается в размере 9% - по Списку № 1 и в размере 6% - по Списку № 2 и «малым спискам»;
  • при ее наличии тариф дифференцирован по уровню опасности условий труда, а именно:
    • 8% - 4 класс опасности;
    • 7% - 3 класс опасности, подкласс 4 (3.4);
    • 6% - 3.3;
    • 4% - 3.2;
    • 2% - 3.1.

Таким образом, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить . Первый и второй классы опасности не предполагают уплаты дополнительных взносов, так как являются оптимальными и допустимыми.

Важно, что при начислении дополнительных взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными и опасными условиями работы, ограничение по величине предельной взносооблагаемой базе не применяется .

Стоит также отметить, что введенный в действие закон № 426 от 28.12.2013 г. предполагает переходный период до 1 января 2019 года , в течение которого возможна уплата дополнительного тарифа по существующей на предприятии аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и опасными.

Порядок и сроки уплаты

Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно:

  • не позднее 15 числа при представлении документов на бумажном носителе ;
  • не позднее 20 числа при подаче документов в электронном виде.

Для уплаты страховых взносов работодателю необходимо:

  • определить базу для начисления взносов по дополнительному тарифу;
  • выбрать соответствующий тариф.

При подсчете базы для исчисления дополнительного взноса, рассматриваемого без учета предельной величины, учитываются все выплаты и вознаграждения, полученные работником, занятым во вредных и опасных условиях труда.

Для уплаты взносов по дополнительному тарифу работодателю необходимо подготовить документ , где должны быть указаны:

  • соответствующие коды бюджетной классификации;
  • общая сумма взноса, без деления на страховую и накопительную части;
  • точная сумма, рассчитанная в рублях и копейках.

Рассчитать величину страховых взносов и оформить платежное поручение доступно страхователю и в сети интернет. Непосредственное перечисление платежей осуществляется путем направления платежного поручения в банк .

Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 24.09.2014

Независимо от применяемой системы налогообложения организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Анализ существующей практики позволяет выделить вопросы, связанные с начислением взносов по дополнительному тарифу. Данные вопросы мы рассмотрим в настоящей публикации.

"Вредник" без права на льготную пенсию

Как указывалось выше, организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет, профессия сотрудника не поименована в списках N N 1 и 2 (в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). Типичный пример - монтажник-верхолаз (промышленный альпинист), который занимается герметизацией межпанельных швов в сфере ЖКХ. Указанная работа осуществляется на высоте, является тяжелой, опасной, но в списках, дающих право на получение льготной пенсии, данной профессии нет.
Важно понимать то, что необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:
- либо на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10);
- либо на работах, которые перечислены в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10).
Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т.п.).
Это следует из положений ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Увольнение/прием после аттестации (спецоценки)

Как известно, результаты аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) влияют на размер дополнительного тарифа взносов в ПФР. По общему правилу применяются размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные п. п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Если сотрудники заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, тариф страхового взноса в 2014 г. составляет 6%, со следующего года он будет равен 9% (п. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). В остальных случаях тариф, согласно п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, равен 4% на 2014 г. и 6% - на последующие годы.
Если рабочие места сотрудников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01.01.2014, или по результатам специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными, размер страхового взноса может оказаться другим. Это связано с тем, что в указанной ситуации подлежат применению ставки, предусмотренные п. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 1). При этом результаты аттестации можно применять до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

Таблица 1

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Комментарий

Это максимальный тариф взносов

В случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, - 7,0 процента (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579)

Допустимый

Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которым (при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579), а не допустимый или оптимальный

Оптимальный

Очень характерное заблуждение практикующих специалистов состоит в том, что после увольнения сотрудника с аттестованного рабочего места (рабочего места, в отношении которого проведена специальная оценка условий труда) и приема на это же рабочее место нового сотрудника возможности применять дифференцированный тариф взносов не будет. Это не так. Важно понимать, что факт увольнения (приема) новых людей значения не имеет, поскольку взносы по дополнительному тарифу уплачиваются по рабочим местам без привязки к личности конкретного сотрудника.

Спецоценка проведена в середине года

До 2014 г. все работодатели (в том числе те, которые привлекают сотрудников к работе только на "офисных" рабочих местах) должны были провести аттестацию рабочих мест. С начала 2014 г. у работодателей возникла обязанность провести специальную оценку условий труда. Конкретный порядок проведения спецоценки с начала года утвержден не был. Дело в том, что в 2014 г. все еще продолжали действовать результаты аттестации, поэтому у работодателей, выполнивших обязанность по проведению аттестации, вопрос о спецоценке не возник.
Однако не все работодатели выполнили указанную обязанность в срок, поэтому им пришлось провести специальную оценку в середине 2014 г.
Для таких работодателей актуальным является вопрос: в каком порядке следует рассчитать пенсионные взносы по дополнительным тарифам за месяц, в котором утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда?
Дело в том, что взносы на обязательное пенсионное страхование рассчитываются по итогам месяца с учетом начислений, произведенных до даты последнего числа месяца включительно. По итогам специальной оценки условий труда проводившая ее организация составляет отчет, который подписывают все члены комиссии, принявшие участие в проведении спецоценки, и утверждает председатель комиссии (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Отчет этот может быть утвержден и в середине месяца.
Официальная позиция, выраженная Минтрудом России, заключается в том, что за месяц, в котором был утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда, работодатель должен применять дополнительные тарифы пенсионных взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, только к выплатам, начисленным за период с даты утверждения такого отчета до конца месяца. Об этом сказано в п. 6 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113.
К сожалению, в Письме не дается ответ на вопрос, по какой именно формуле производить распределение базы для начисления взносов в ПФР. А именно: следует ли производить расчет исходя из количества рабочих дней в соответствующем месяце по производственному календарю или исходя из количества календарных дней месяца.
Такие выплаты, как зарплата, производственные премии, начисляются за рабочие дни месяца. Однако есть начисления, которые входят в расчетную базу по взносам в ПФР и начисляются за календарные дни месяца (например, отпускные). На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения, предполагающая проведение расчета исходя из количества рабочих дней месяца. Объясним почему.
В базу для исчисления взносов в ПФР те или иные выплаты попадают по дате начисления. Период, к которому они относятся, значения не имеет. Так, например, в случае ежегодного отпуска, переходящего с месяца на месяц, взносы с отпускных начисляются в том месяце, в котором были начислены отпускные. Оплата отпуска по законодательству должна быть произведена не позднее чем за три дня до его начала. При этом оплата производится единовременно, поэтому и начислены отпускные будут единовременно. В базу по расчету взносов войдет вся сумма отпускных, в том числе относящаяся к следующему месяцу.

Пример 1. В ООО "Ремонт" работает маляр, имеющий право на льготную пенсию. Специальная оценка условий труда в организации была проведена в июне 2014 г. Отчет по результатам специальной оценки был утвержден 10 июня 2014 г. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
За июнь сотруднику начислена зарплата в сумме 20 000 руб. По производственному календарю в июне 2014 г. 19 рабочих дней. Должность маляра приведена в списке N 2. Поэтому до утверждения отчета по результатам специальной оценки применяется тариф 4%.
20 000 руб. : 19 дн. x 6 дн. x 4% = 253 руб.
После утверждения отчета применяется тариф 2%.
20 000 руб. : 19 дн. x 13 дн. x 2% = 274 руб.
Общая сумма взносов в ПФР, исчисляемых по дополнительному тарифу, составит:
253 руб. + 274 руб. = 527 руб.

Перевод на легкий труд

Согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Пока сотруднице не предоставят новое место, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: если "вредник" переведен на легкий труд в связи с беременностью, облагаются ли выплаты, начисленные после перевода, взносами в ПФР по дополнительному тарифу.
В данном случае необходимо учитывать следующее. Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в списках N N 1 и 2, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины, в соответствии с медицинским заключением, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Такие разъяснения, в частности, дает Управление пенсионного фонда N 13 по г. г. Москве и Московской области. Их можно найти на сайте Администрации Ногинского района (http://www.noginsk-raion.ru/socialnaya_sfera/upravlenie_pensionnogo_fonda_13_po_g_moskve_i_moskovskoj_oblasti/).
Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. В Письме ПФР России от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 приведен пример исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу в такой ситуации: водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу (диспетчером).
В примере производится распределение базы для начисления взносов, и дополнительный тариф начисляется только на ту часть базы, которая соответствует периоду работы в качестве водителя. Это аналогичная ситуация, но полностью случаю перевода беременной женщины на легкий труд она не соответствует. Поэтому практикующих специалистов не должен смущать разный порядок регулирования в данном случае.

Совмещение профессий (должностей)

Обзор результатов проверок, проведенных специалистами ПФР, позволяет говорить о том, что довольно распространенной является следующая ситуация.
В штате организации состоит "вредник", например: электрогазосварщик. Согласно данным аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 г. (или специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г.), данная специальность отнесена к льготному списку по досрочному уходу на пенсию за работу во вредных условиях труда. Работник кроме заработка во вредных условиях труда получает доплату за совмещение профессий (слесарь) в размере 25%. В установленном действующим законодательством РФ порядке организация дополнительно перечисляет страховые взносы по дополнительному тарифу.
При проверке от специалистов ПФР поступила просьба снизить процент доплаты до 20%, представить за предыдущие периоды корректирующие отчеты по персонифицированному учету с целью исключения льготного стажа из общего стажа.
В данном случае бухгалтеру и кадровику организации стоит быть готовыми отстоять правомерность того порядка, который применяется страхователем.
Установление совмещения указанному сотруднику произведено абсолютно правомерно. Запрет установлен только в отношении совместительства (в некоторых случаях). Так, в соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ не могут приниматься на работу по совместительству граждане, которые принимаются на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями.
Предельного размера доплаты за совмещение законодательство не предусматривает. Из ст. 151 ТК РФ следует, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) может быть любым.
На практике ПФР занимает следующую позицию: размер доплаты приравнивается ко времени работы в соответствующих условиях. То есть, скажем, если процент доплаты за совмещение составляет 25% - сотрудник работает по совмещаемой должности 25% рабочего времени. Таким образом минимизируются затраты по пенсиям, но законодательству такой подход не соответствует. Имеется довольно много судебных решений в пользу получателей пенсии. В качестве примера можно привести Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04.05.2012 N 2-60/12. Согласно материалам дела в приказе о совмещении профессий был указан размер доплаты - 25% от оклада. Суд однозначно указал, что этот размер нельзя расценивать как время работы, затрачиваемое на совмещение.
То есть в рассматриваемой ситуации требования фонда связаны в большей степени с отношениями между ПФР и будущими пенсионерами. Однако заставить организацию уменьшить размер доплаты у ПФР полномочий нет. Поэтому речь идет не о требовании ПФР, а о просьбе. В сложившейся ситуации специалистам организации нужно самостоятельно принять решение, согласны ли они с позицией ПФР по этому вопросу.

Часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях

В случае, когда часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях, при начислении взносов в ПФР по дополнительному тарифу необходимо проанализировать, по какой причине это произошло и входит ли период, в течение которого сотрудник не был занят во вредных условиях, в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Если входит - обязанность начислить взносы по дополнительному тарифу сохраняется (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сотрудник не работал во вредных условиях: типичные ситуации

Ситуация

Дополнительный комментарий

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца болел

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни временной нетрудоспособности, приходящиеся по графику на рабочие дни, считаются днями, отработанными во вредных условиях труда

Сумма пособия по временной нетрудоспособности в базу для исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу не входит. От зарплатных взносов больничные освобождены

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца был в отпуске

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни отпуска приравниваются к дням, отработанным во вредных условиях

Сумму отпускных необходимо включить в базу для расчета взносов в ПФР по дополнительному тарифу

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца работал в обычных условиях

В подобных ситуациях страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты в пользу данного работника (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.), но только пропорционально количеству фактически отработанных дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда

Об этом сказано в Письме Минтруда России от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309

Работник, который согласно трудовому договору должен быть занят во вредных условиях, в течение всего месяца был занят в обычных условиях. В данном месяце ему начислена премия за период, когда он работал во вредных условиях (например, за прошлый месяц)

Премия, начисленная в месяце, когда работник не занят на работах с вредными условиями труда, не облагается дополнительными взносами в ПФР, даже если она относится к периоду, когда сотрудник работал в таких условиях

Такой вывод следует из Письма Минтруда России от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415

Сотрудник-пенсионер

Нередко работники, выработавшие льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающие пенсию, продолжают трудиться на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Важно понимать, что основания для неначисления взносов по дополнительному тарифу в отношении доходов таких сотрудников нет. Дело в том, что условием для начисления взносов по доптарифу является занятость на соответствующих видах работ (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Перечень выплат, освобожденных от взносов по доптарифу, содержится в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и является закрытым. Выплаты в пользу сотрудников (получателей пенсии) в нем не поименованы (Письмо ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

Выплаты уволенному работнику

Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: каков порядок начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, начисленных работнику после его увольнения? В данном случае необходимо применять такие общие правила.
В случае полной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (например, премии за прошлые периоды и др.).
В случае частичной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в месяце увольнения.
Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ПФР (см., например, http://www.pfrf.ru/ot_tula/asv_count/27206.html).

Пример 2. Работник ООО "Производство" - маляр - уволен 14 марта 2014 г. (последний день работы 14 марта 2014 г.). По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте этого работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
В месяце увольнения сотрудник отработал 10 дней, в том числе 6 дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и 4 дня на работах, не поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
После увольнения - 31 марта - работнику начислено годовое вознаграждение за 2013 г. в размере 40 000 руб. Общая сумма выплат, начисленных работнику при увольнении и после увольнения, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 60 000 руб. (включая годовое вознаграждение за 2013 г.).
Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день данного месяца, составит:
60 000 руб. : 10 дн. = 6000 руб.
При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет:
6000 руб. x 6 дн. x 2% = 720 руб.

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации ( , ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " "; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам ( Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " " (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от ( , ):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение . При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам () не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах ( , ). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в , используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в . Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.