Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Бухгалтерскую запись по списанию основных средств. Списание основных средств

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по , являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Рассмотрим, как ведется бухгалтерский учет выбытия основных средств на конкретных примерах, какие при этом составляются проводки. Учет в бухгалтерии при выбытии основных средств зависит от того, каким образом объект покидает предприятие.

Выбытие основных средств

Возможны два случая выбытия основных средств:

  1. Списание основных средств – снятие объекта с учета по каким-либо не зависящим от воли предприятия причинам, это может быть, например, физический или моральный износ, кража, хищение.
  2. Передача основного средства другим организациям (продажа, обмен, дарение, взнос в уставный капитал другого предприятия).

Первичные документы, на основе которых происходит выбытие объекта основных средств: при списании - (форма ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), при выбытии в другую организацию ( , ОС-1б). Также составляется приказ на списание основных средств, скачать приказ можно в .

В заключение делается соответствующая отметка в .

Выбытие основных средств (списание при износе)

Если объект физически или морально износился и не пригоден к дальнейшему использованию, то его необходимо списать, то есть снять учета. Списывается объект по остаточной стоимости в прочие расходы предприятия.

Проводки при выбытии основного средства при его списании (физический или моральный износ):

Выбытие основных средств (при продаже)

Продажа объекта ОС оформляется через счет 91 “Прочие доходы и расходы”, по дебету сч.91 собираются все расходы, связанные с продажей, по кредиту – доходы в виде выручки. В качестве расходов может выступать остаточная стоимость ОС, транспортные расходы, расходы на демонтаж, НДС, рассчитанный с продажной стоимости.

По результатам реализации объекта ОС может быть посчитан финансовый результат (прибыль или убыток).

Проводки, которыми оформляют в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС в результате продажи, рассмотрим на конкретном примере.

Пример продажи основного средства:

Основное средство стоимостью первоначальной 100 000 продаем другому предприятию за 50 000.

Открываем на счете 01 субсчет 2 «Выбытие ОС».

Находим остаточную стоимость объекта, как разницу между стоимостью ОС и начисленной амортизации, в данном примере остаточная стоимость = 100 000 - 20 000 = 80 000.

Если основное средство передается другому предприятию в качестве взноса в , то вместо счета 62 (76) используется счет 58 «Финансовые вложения», проводка Д58 К01.

При дарении объекта остаточная стоимость со счета 01 переносится в дебет счета 91 проводкой Д91/2 К01/2, также по кредиту сч.91.2 собираются все прочие расходы по безвозмездной передаче объекта, в том числе НДС, рассчитанный с рыночной стоимости на аналогичный объект. Дохода в данном случае не будет. Финансовый результат от безвозмездной передачи – это убыток, который списывается проводкой Д99 К91/9.

Выбытие основных средств (при краже и хищении)

Рассмотрим теперь, как ведется учет выбытия основных средств в результате кражи или хищения. Тут возможны два варианта: первый - похищенный объект не застрахован, второй - похищенный объект застрахован от хищения.

  1. Списание не застрахованных основных средств в случае кражи, хищения.

В данном случае остаточная стоимость объекта списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если похищенный объект не будет найден, либо не найдутся виновные лица, то со счета 94 остаточная стоимость списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Проводки при списании не застрахованного основного средства:

  1. Списание основного средства, застрахованного от хищения.

Рассмотрим данный случай на примере:

Из фирмы похищен сканер стоимостью 60000. По нему была начислена амортизация 35000. Страховая фирма возместила 40000.

Проводки при списании застрахованного основного средства:

Сумма Дебет Кредит Название операции
60000 01/2 01/1 Списана первоначальная стоимость ОС
35000 02 01/2 Списана начисленная амортизация по данному объекту
25000 91/2 01/2 Списана остаточная стоимость объекта основных средств
40000 51 76 Оприходованы на расчетный счет страховое возмещение
40000 76 91/1 Страховое возмещение отражаем в на счете 91/1, как прибыль по данному объекту

В данном примере сумма, которую возместила страховая компания покрыла все убытки, понесенные предприятием при краже основного средства, фирма даже осталась в плюсе, в данном случае прибыль составила 40000 - 25000 = 15000 рублей.

  1. Возврат ранее похищенного основного средства

Если похищенный объект найден, то в бухгалтерском учете его нужно восстановить, восстанавливаем как первоначальную стоимость на счете 01, так и на счете 02.

Оборудование устаревает, изнашивается, выходит из строя. Иногда целесообразно списать его, а не проводить ремонт, который зачастую оказывается дорогостоящим.

Порядок списания основных средств в бухучете регламентирован Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. Решение о невозможности дальнейшего использования основного средства и его списании принимает комиссия, созданная в соответствии с приказом руководителя. Члены комиссии устанавливают причину списания: физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии и т. д. Если имущество пришло в негодность до окончания срока полезного использования (преждевременно), определяются лица, виновные в этом. Кроме того, члены комиссии выясняют, можно ли использовать в дальнейшем отдельные узлы, детали, материалы выбывающего объекта, осуществляют контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов, определяют их вес.

Если комиссия пришла к выводу, что основное средство необходимо вывести из эксплуатации и ликвидировать, то после завершения работ по ликвидации объекта оформляется акт о списании, который утверждается руководителем организации. В нем отражаются год создания объекта, дата поступления в организацию, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость (для переоцененных объектов - восстановительная), сумма начисленной амортизации, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей.

Унифицированные формы актов о списании основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Для списания пришедшего в негодность автотранспорта применяется акт по форме № ОС-4а, для иного объекта основного средства - по форме № ОС-4, а для группы основных средств, не являющихся автотранспортом, - по форме № ОС-4б.

Каждый документ составляется в двух экземплярах. Один передается в бухгалтерию, другой остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств. Он является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания основного средства. Эти материальные ценности принимаются к учету на основании приходного ордера по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.

При ликвидации объекта недвижимости составляются акты по формам № КС-9 и КС-10, утвержденным постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100.

Налог на прибыль

В налоговом учете расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включаются в состав внереализационных (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, затраты на демонтаж, разборку и вывоз разобранного имущества. Как и в бухучете, списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б), подписанным членами ликвидационной комиссии.

Важный момент: акт о списании (частичном списании) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.

Процесс ликвидации бывает достаточно длительным. Возможна ситуация, когда основное средство выведено из эксплуатации (начата ликвидация) в одном налоговом периоде, а закончена ликвидация - в другом. Затраты на ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов на дату ликвидации (при оформлении акта № ОС-4, ОС-4а или ОС-4б). Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся.

В ООО «Вектор» вышел из строя станок. На основании приказа руководителя от 29 декабря 2008 года была создана комиссия, которая после обследования оборудования сделала вывод, что оно не пригодно к эксплуатации в результате физического износа и подлежит списанию. Первоначальная стоимость объекта по данным налогового учета - 100 000 руб., сумма начисленной амортизации - 80 000 руб. Объект выведен из эксплуатации в декабре 2008 года (начало ликвидации).

Ликвидация оборудования завершена в январе 2009 года, что подтверждено актом по форме № ОС-4.

Остаточная стоимость ликвидируемого имущества (сумма недоначисленной амортизации) - 20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) включается в состав внереализационных расходов в январе 2009 года в полной сумме.

Допустим, предстоят сложные работы по ликвидации зданий или сооружений, например демонтаж. Тогда целесообразно воспользоваться услугами сторонних организаций, имеющих в штате квалифицированных специалистов. Стоимость таких работ нужно учитывать в составе внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Датой осуществления внереализационных расходов на оплату работ, выполненных сторонними организациями, признается дата расчетов согласно заключенным договорам, дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иначе говоря, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных работ.

В ЗАО «Катет» принято решение ликвидировать ветхое здание (склад). Для этого была привлечена сторонняя организация. Общая стоимость работ составила 300 000 руб. (без НДС). В соответствии с договором работы проводятся в два этапа. Первый этап окончен 30 июня, стороны подписали акт. Стоимость работ - 100 000 руб. (без НДС). Второй этап (окончание работ по ликвидации) завершен 31 августа 2008 года.

ЗАО «Катет» имеет право отразить в налоговой базе расходы по первому этапу в 1-м полугодии 2008 года. Остальную сумму (200 000 руб.) организация признает для целей налогообложения 31 августа после подписания акта сдачи-приемки по второму этапу. Тогда же будет включена в состав внереализационных расходов и величина остаточной стоимости объекта недвижимости.

Если работы по ликвидации проводят сотрудники организации, начисленная им заработная плата отражается в расходах на оплату труда в общем порядке, то есть исходя из сумм выплат, начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ.

Частичная ликвидация

Зачастую ликвидируется не все основное средство, а его часть. В первую очередь это касается недвижимого имущества, когда сносят не подлежащую восстановлению часть строения. Необходимо учитывать, что при частичной ликвидации объектов основных средств изменяется их первоначальная стоимость. Такое требование содержится в пункте 2 статьи 257 НК РФ. Следует также скорректировать сумму начисленной амортизации на момент таких работ. Сумма недоначисленной амортизации на стоимость той части основного средства, которая ликвидируется, признается в составе внереализационных расходов на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса в периоде окончания работ по демонтажу. Остаточная стоимость ликвидируемой части здания может быть определена, например, пропорционально ликвидируемой площади объекта.

В собственности ЗАО «Параллель» находится склад общей площадью 100 кв. м. В нем два помещения площадью 90 кв. м и 10 кв. м. Поскольку эксплуатация меньшего помещения невозможна без дорогостоящего ремонта, организация решила, что выгоднее его ликвидировать. Первоначальная стоимость склада - 1 000 000 руб., сумма начисленной амортизации на момент начала ликвидации - 400 000 руб.

Часть первоначальной стоимости, относящейся к демонтируемому помещению, - 100 000 руб. (1 000 000 руб. : 100 кв. м#10 кв. м), а сумма начисленной амортизации - 40 000 руб. (400 000 руб. : 100 кв. м# #10 кв. м).

Таким образом, остаточная стоимость ликвидируемой части склада составляет 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.), что соответствует оценке независимого эксперта. Эту сумму организация учтет в составе внереализационных расходов в месяце окончания работ по ликвидации.

СПРАВКА

Ликвидация основного средства при упрощенной системе

Организация, применяющая «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы, учитывает расходы на приобретение основных средств в порядке, предусмотренном в пунктах 3 и 4 статьи 346.16 НК РФ.

На момент списания объекта в связи с невозможностью дальнейшего использования его стоимость может быть включена в налоговую базу не полностью. Однако несписанная сумма при выбытии основного средства не учитывается для целей налогообложения, так как не предусмотрена в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.

В пункте 3 статьи 346.16 НК РФ предусмотрена необходимость пересчета налоговой базы. Однако данная норма на выбытие основного средства в связи с его физическим и моральным износом не распространяется. Налоговая база пересчитывается только при реализации объекта до истечения определенного срока.

Если в результате демонтажа остались детали, запчасти, материалы, у организации-«упрощенца» возникает доход в размере стоимости этих материальных ценностей, исчисленной исходя из рыночных цен (п. 4 ст. 346.18 НК РФ).

После частичной ликвидации основного средства его первоначальная стоимость уменьшится, а значит, изменится и величина ежемесячных амортизационных отчислений.

Оприходуем запчасти

После демонтажа основного средства остаются материалы и запчасти, которые организация принимает к учету. Для целей налогообложения прибыли стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке ликвидируемого объекта основных средств, выведенного из эксплуатации, включается в состав внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Оценка таких доходов проводится исходя из рыночных цен с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ). Сказанное не распространяется на случаи, когда основные средства уничтожаются в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 приложения по проверке к Конвенции (подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание: налогоплательщик отражает доход независимо от того, будут в дальнейшем оприходованные после ликвидации материалы использованы в хозяйственной деятельности или нет (в случае когда запчасти подлежат уничтожению из-за непригодности к использованию). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58.

При выбытии (списании в производство, реализации) материально-производственных запасов, полученных в результате демонтажа основного средства, их стоимость определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода, предусмотренного в пункте 13 статьи 250 НК РФ. Основание - пункт 2 статьи 254 НК РФ.

В июле 2008 года ООО «Сфера» демонтировало выведенное из эксплуатации основное средство, в результате чего остались детали, которые были оприходованы. Их рыночная стоимость - 100 000 руб. (без НДС). В августе часть данных материально-производственных запасов стоимостью 30 000 руб. была реализована за 50 000 руб. (без НДС), а остальные детали уничтожены как непригодные к дальнейшему использованию.

В налоговом учете ООО «Сфера» на дату оприходования деталей, полученных при ликвидации основного средства, обязано включить во внереализационные доходы 100 000 руб.

В августе ООО «Сфера» отражает доход от реализации деталей - 50 000 руб. Одновременно организация включает в состав материальных расходов 7200 руб. (30 000 руб.#24%).

При списании деталей (на сумму 70 000 руб.), непригодных к дальнейшему использованию, организация для целей налогообложения прибыли не сможет учесть их стоимость в расходах, поскольку у нее не было затрат на их приобретение.

Таким образом, в налоговой базе учитываются доходы - 150 000 руб. (100 000 руб. + 50 000 руб.) и расходы - 7200 руб.

В результате рассмотренных операций исчисляется налог на прибыль в размере 34 272 руб. [(150 000 руб. – – 7200 руб.)#24%].

Ликвидируем объект незавершенного строительства

Расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства учитываются в налоговой базе на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Имеются в виду затраты на демонтаж, разборку и вывоз мусора. Стоимость самого недостроенного объекта включить в состав расходов налогоплательщик не может. Такие расходы в названном подпункте не предусмотрены. Однако, если организация сможет доказать, что данные затраты соответствуют обязательным требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ (экономически обоснованны и документально подтверждены), она вправе признать их при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Правда, сделать это будет достаточно трудно.

Что касается материалов, полученных при ликвидации объекта незавершенного строительства, их стоимость учитывается во внереализационных доходах в качестве дохода в натуральной форме на основании пункта 13 статьи 250 НК РФ. Причем стоимость оценивается исходя из рыночных цен.

При дальнейшем использовании в производстве, реализации или уничтожении стоимость МПЗ не учитывается для целей налогообложения, поскольку нормами главы 25 НК РФ это не предусмотрено.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условием примера 4. Предположим, что ликвидируется объект незавершенного строительства. Для упрощения примера иные расходы, связанные с ликвидацией, рассматривать не будем.

В июле 2008 года организация при оприходовании запчастей, оставшихся после демонтажа, учла их стоимость в доходах. Она соответствует рыночной.

После завершения работ по ликвидации стоимость недостроенного здания не включается в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, так как не отвечает требованиям статьи 252 НК РФ.

В августе ООО «Сфера» отразило доходы от реализации части запчастей, то есть 50 000 руб. (без НДС). Их стоимость в налоговой базе не учитывается (ни полностью, ни частично). Стоимость уничтоженных деталей также не признается в целях налогообложения.

Налог на добавленную стоимость

При ликвидации объекта основных средств следует обратить внимание на несколько важных моментов, связанных с исчислением налога на добавленную стоимость.

Налог по ликвидируемому объекту, ранее принятый к вычету

Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, признаваемых объектами обложения этим налогом. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса.

Понятно, что основное средство, выведенное из эксплуатации в результате износа и ликвидированное, перестает участвовать в налогооблагаемых операциях. Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (ст. 146 НК РФ). Нужно ли восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Налог на имущество и транспортный налог

Иногда работы по ликвидации занимают продолжительное время, особенно если речь идет о сносе объектов недвижимости. С какого момента стоимость основного средства перестает включаться в налоговую базу при расчете налога на имущество организаций?

В пункте 1 статьи 374 НК РФ сказано, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов остаточная стоимость основного средства списывается в прочие расходы по окончании процедуры выбытия. Следовательно, основное средство перестает быть объектом налогообложения после окончания работ по ликвидации. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 03.04.2007 № 03-05-06-01/24.

При списании автотранспорта его необходимо снять с учета в ГИБДД. Дата снятия указывается в форме № ОС-4а.

Напомним, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). В случае ликвидации автомобиля транспортный налог исчисляется за те месяцы, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на организацию, включая месяц снятия с учета (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения.

Значит, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету при ликвидации основного средства, необходимо восстановить. Причем в том налоговом периоде, в котором названное имущество списывается с учета. Восстановлению подлежит налог в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки. Такой вывод сделан, в частности, в письме Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 20.11.2007 № ШТ-6-03/899@).

ЗАО «Азимут» решило ликвидировать основное средство в связи с физическим износом и невозможностью дальнейшего использования. Объект был выведен из эксплуатации в августе 2008 года. Его первоначальная стоимость без НДС - 100 000 руб., остаточная стоимость - 30 000 руб.

При принятии на учет данного основного средства организация правомерно приняла к вычету предъявленный поставщиком налог на добавленную стоимость в размере 18 000 руб.

Так как выбытие имущества не связано с реализацией и не подлежит обложению НДС, ЗАО «Азимут» в августе 2008 года должно восстановить и уплатить в бюджет часть ранее принятого к вычету налога, рассчитанную пропорционально остаточной стоимости объекта, - 5400 руб. (18 000 руб.#30 000 руб. : : 100 000 руб.).

Налог, предъявленный сторонней организацией, осуществляющей демонтаж

Сторонняя организация, выполняющая работы по ликвидации, предъявляет налогоплательщику НДС со стоимости таких работ (исключение составляют случаи, когда подрядчик не является плательщиком данного налога). Можно ли принять такой НДС к вычету?

Как уже отмечалось, при ликвидации основного средства объекта налогообложения не возникает, то есть работы по демонтажу не связаны с операциями, облагаемыми налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, суммы «входного» НДС по таким работам не могут быть предъявлены к возмещению. Суммы налога не учитываются и в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Реализация металлолома

Нередко при демонтаже основного средства остаются черные и цветные металлы, которые организация впоследствии реализует в качестве лома.

До 1 января 2008 года реализация лома и отходов черных и цветных металлов не облагалась налогом на добавленную стоимость согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Налогоплательщик имел право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения в установленном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).

С этого года названный подпункт утратил силу (поправки внесены Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ). Одновременно с этим в пункт 2 статьи 149 НК РФ введен подпункт 25. Исходя из данной нормы, от налогообложения освобождаются операции по реализации лома и отходов только цветных металлов. Это означает, что с 2008 года при продаже черного лома налог на добавленную стоимость исчисляется.

Важный момент: организация не может отказаться от льготы, предусмотренной в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Напомним, что при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы, связанные со списанием основных средств, включаются в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

При выбытии основного средства его стоимость списывается с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Для этого к счету 01 «Основные средства» организация может открыть субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. После ликвидации остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В июле 2008 года ЗАО «Вертикаль» решило вывести из эксплуатации станок в связи с его физическим износом. Первоначальная стоимость объекта - 100 000 руб., сумма накопленной амортизации на момент ликвидации - 80 000 руб. (Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают.) Демонтаж проводила сторонняя организация. Работы по демонтажу были завершены в августе 2008 года, их стоимость составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1800 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

в июле 2008 года

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

100 000 руб. - учтена первоначальная стоимость выбывающего основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

80 000 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;

в августе 2008 года

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

20 000 руб. (100 000 руб. – 80 000 руб.) - списана в состав прочих расходов остаточная стоимость основного средства;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60

10 000 руб. - учтена стоимость работ по ликвидации;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

1800 руб. - отражен предъявленный подрядчиком НДС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19

1800 руб. - учтена сумма НДС.

Так как «входной» НДС не учитывается для целей налогообложения, возникает постоянная разница, на основании которой начисляется постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02). Операция отражается так:

432 руб. (1800 руб.#24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Стоимость материальных ценностей, остающихся после ликвидации актива, признается прочими доходами организации (п. 9 ПБУ 9/99). Они приходуются на счет 10 «Материалы» по текущей рыночной стоимости (п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

ПРИМЕР 8

Воспользуемся условием примера 7. Допустим, в ходе ликвидации получены и оприходованы материалы, рыночная стоимость которых 25 000 руб. Материалы впоследствии были реализованы за 35 400 руб. (с учетом начисленного НДС).

В бухучете ЗАО «Вертикаль» данные операции отражаются таким образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

25 000 руб. - оприходованы материалы;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

35 400 руб. - учтена выручка от продажи материалов;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

5400 руб. (35 400 руб. : 118%#18%) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10

25 000 руб. - списана стоимость материалов.

В налоговом учете в составе расходов признается только часть стоимости материалов, полученных в результате ликвидации основного средства, а именно 6000 руб. (25 000 руб.#24%). Поэтому возникает постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

4560 руб. [(25 000 руб. – 6000 руб.)#24%] - отражено постоянное налоговое обязательство.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Любая организация приобретает материалы для деятельности фирмы не ради их самих. И купленные ценности не будут мертвым грузом лежать на складе, чтобы на них любовался директор. Они предназначены для использования в производстве, при продаже или для управленческих нужд. Поэтому приобретаемые материалы в дальнейшем расходуются в производстве.

Однако на складе за них отвечает кладовщик или начальник склада, и учитываются материалы на счете 10. Когда материалы со склада уйдут, то ситуация поменяется: сменится счет и ответственное лицо. В этой статье мы разберем списание материалов пошаговая инструкция по этой процедуре для вас.

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

2. Оформление списания материалов

3. Списание материалов — пошаговая инструкция, если расходуется не все

4. Нормы списания материалов в производство

5. Пример акта на списание

6. Методы списания материалов в производство

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

8. Вариант №2 – метод ФИФО

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем списания материалов далее в статье.

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

Итак, начнем с того, что определим, куда могут быть направлены приобретенные материалы. Надо отметить, что материалы поистине вездесущи и способы, что называется «заткнуть дыру» в любом проблемном месте организации:

  • — служить основой для производства продукции
  • — быть вспомогательным расходным материалом в процессе производства
  • — выполнять функцию упаковки готовой продукции
  • — использоваться для нужд администрации в управленческом процессе
  • — помогать в ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств
  • — использоваться для строительства новых основных средств и т.д.

И от того, на что материалы отпускаются со склада, зависят бухгалтерские проводки по списанию материалов:

Дебет 20 «Основное производство» – Кредит 10 – отпущено сырье для производства продукции

Дебет 23 «Вспомогательное производство» — Кредит 10 – отпущены материалы в ремонтный цех

Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» – Кредит 10 – отпущены тряпки и перчатки уборщице, обслуживающей цех

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» – Кредит 10 – выдана бухгалтеру бумага для офисной техники

Дебет 44 «Расходы на продажу» – Кредит 10 – выдана тара для упаковки готовой продукции

Дебет 91-2 «Прочие расходы» – Кредит 10 – отпущены материалы для ликвидации основного средства

Также возможна ситуация, когда обнаруживается, что материалы, числящиеся в учете, на самом деле отсутствуют. Т.е. имеет место недостача. Для такого случая тоже есть бухгалтерская проводка:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»– Кредит 10 – списаны недостающие материалы

2. Оформление списания материалов

Любая хозяйственная операция сопровождается составлением первичного учетного документа, не исключение и списание материалов. Пошаговая инструкция следующим пунктом содержит изучение первичных документов, которые сопровождают процесс списания.

В настоящее время любая коммерческая организация имеет право самостоятельно определить набор документов, которые будут использоваться для оформления списания материалов, поэтому оформление списания материалов может различаться от организации к организации.

Главное, чтобы используемые документы были утверждены в составе учетной политики и содержали все обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Типовые формы, которые могут использоваться при списании материалов (утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.1997г. №71а):

  • требование-накладная (форма №М-11) применяется, если в организации нет лимитов на получение материалов
  • лимитно-заборная карта (форма №М-8) применяется, если в организации установлены лимиты на списание материалов
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется в другое обособленное подразделение организации.

Эти формы организация может доработать – убрать ненужные реквизиты и добавить реквизиты, которые организации необходимы.

Требование-накладная подходит для учета движения материальных ценностей внутри организации, между материально-ответственными лицами или структурными подразделениями.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания ценностей, а второй — принимающему — для оприходования ценностей.

3. Списание материалов пошаговая инструкция, если расходуется не все

Обычно при оформлении данных документов предполагается, что отпущенные материалы сразу были использованы по назначению, а значит, сопровождаются проводками, которые мы рассмотрели выше – по кредиту 10 счета и дебету 20, 25, 26 и т.д.

Но так случается не всегда, особенно на крупном производстве. Переданные на рабочий участок или в цех материалы могут не сразу использоваться в производстве. Фактически они просто «переезжают» с одного места хранения на другое. К тому же не всегда при отпуске материалов бывает известно, для производства какого именно вида продукции они предназначены.

Поэтому те материалы, которые со склада отпущены, но не израсходованы, не должны учитываться в качестве расходов текущего месяца, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете по налогу на прибыль. Что же делать в таком случае, как производится списание материалов пошаговая инструкция далее.

В таких ситуациях отпуск материалов со склада в производственное подразделение должен отражаться как внутреннее перемещение, с использованием отдельного субсчета к счету 10, например «Материалы в цехе». И в конце месяца составляется еще один документ – акт расхода материалов, где уже будет видно направление расходования материалов. И в этот момент будет произведено списание материалов.

Такое отслеживание расходования материалов позволит добиться большей достоверности в бухгалтерском учете и правильно рассчитать налог на прибыль.

Обратите внимание, это относится не только к материалам, которые идут в производство, но и любому имуществу, в том числе канцтоварам, используемым для административных нужд. Материалы не должны выдаваться «про запас». Они должны сразу использоваться. Поэтому разовая операция по списанию 10 калькуляторов на бухгалтерию из 2 человек при проверке наверняка вызовет вопросы – для каких целей они потребовались в таком количестве.

4. Пример акта на списание

  1. — или вы выдаете и сразу списываете только то, что фактически расходуется (при этом требования накладной вполне достаточно)
  2. — или вы составляете акт на списание материалов (требованием-накладной передаете, а затем постепенно актами на списание списываете).

Если вы используете акты на списание, не забудьте их форму также утвердить в составе учетной политики.

В акте обычно указываются наименование, при необходимости – номенклатурный номер, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины.

Пример, как может выглядеть такой акт — на картинке ниже. Повторю, это только пример, вид акта очень сильно будет зависеть от специфики работы предприятия. Здесь за основу я взяла форму акта, который применяется в бюджетных учреждениях.

5. Нормы списания материалов в производство

Законодательство по бухгалтерскому учету не устанавливает норм, в соответствии с которыми материалы должны списываться в производство. Но в п.92 Методических указаний по бухучету МПЗ (приказ Минфина от 28.12.2001г. №119н) говорится, что материалы отпускаются в производство согласно установленным нормам и объему производственной программы. Т.е. количество списываемых материалов не должно быть бесконтрольным и нормы списания материалов в производство должны быть утверждены.

К тому же для налогового учета нелишне будет вспомнить ст.252 НК: расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.

Нормы расходования материалов (лимиты) организация устанавливает самостоятельно . Они могут быть закреплены в сметах, технологических картах и др. аналогичных внутренних документах. Документы такого рода разрабатывает не бухгалтерия, по подразделение, контролирующее технологический процесс (технологи), а затем они утверждаются руководителем.

Материалы списываются на производство в соответствии с утвержденными нормами. Можно списывать материалы и сверх норм, но в каждом таком случае нужно пояснить причину сверхнормативного списания. Например, исправление брака или технологические потери.

Отпуск материалов сверх лимита производится только с разрешения руководителя или уполномоченных им лиц. На первичном учетном документе – требовании-накладной, акте – должна быть пометка о сверхнормативном списании и его причинах. В противном случае списание неправомерно, ведет к искажению себестоимости и бухгалтерской и налоговой отчетности.

На тему расходов в виде технологических потерь можно почитать: Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 04.02.2011г. №А63-3976/2010, письма Минфина России от 05.07.2013г. №03-03-05/26008, от 31.01.2011г. №03-03-06/1/39, от 01.10.2009г. №03-03-06/1/634.

6. Методы списания материалов в производство

Итак, теперь мы знаем, какие документы нам потребуются для списания материалов, а также знаем счета, в дебет которых они относятся. По документам знаем, в каком количестве материалы списаны. Теперь дело за малым – определить стоимость их списания. Как же нам определить, сколько стоили отпущенные материалы, и на какую сумму будет проводка по списанию? Давайте посмотрим простой пример, на основе которого изучим методы списания материалов в производство.

Пример

ООО «Сладкоежка» выпускает шоколадные конфеты. Для их упаковки покупаются картонные коробки. Пусть приобретено 100 таких коробок по цене 10 руб. за штуку. Упаковщик приходит за коробками на склад и просит кладовщика отпустить ему 70 штук коробок.

Пока у нас не возникает вопроса, сколько стоит каждая коробка. Упаковщик получает 60 коробок по 10 руб., итого на 600 руб.

Пусть еще приобретены коробки в количестве 80 штук, но по цене уже 12 руб. за штуку. Такие же самые коробки. Конечно, кладовщик не хранит старые и новые коробки отдельно, они все хранятся вместе. Упаковщик снова пришел и хочет получить еще коробки – 70 штук. Вопрос – по какой цене будут оцениваться коробки, отпущенные во второй раз. На каждой коробке не написано, сколько стоила именно она – 10 или 12 руб.

На данный вопрос можно дать разные ответы – в зависимости от того, какой метод списания материалов в производство утвержден в учетной политике ООО «Сладкоежка».

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

После того, как упаковщик ушел со склада с коробками первый раз, на нем осталось 40 коробок по 10 руб. – это будет, как говорят, первая партия. Куплено еще 80 коробок по 12 руб. – это уже вторая партия.

Считаем итоги: у нас теперь 120 коробок на общую сумму: 40 * 10 + 80 * 12 =1360 руб. Сколько в среднем стоит коробка, посчитаем:

1360 руб. / 120 коробок = 11,33 руб.

Поэтому, когда упаковщик приходит второй раз за коробками, мы ему выдадим 70 коробок по 11,33 руб., т.е.

70*11,33=793,10 руб.

И на складе у нас останется 50 коробок на сумму 566,90 руб.

Этот способ называется по средней себестоимости (мы же нашли среднюю стоимость одной коробки). При дальнейшем поступлении новых партий коробок мы опять будем считать среднее и снова выдавать коробки, но уже новой средней цене.

8. Вариант №2 – метод ФИФО

Итак, к моменту второго визита упаковщика у нас на складе 2 партии:

№1 — 40 коробок по 10 руб. – по времени приобретения это первая партия – более «старая»

№2 – 80 коробок по 12 руб. — по времени приобретения это вторая партия – более «новая»

Предполагаем, что мы выдадим упаковщику:

40 коробок из «старой» — первой по времени приобретения партии по цене 10 руб. – итого на 40*10=400 руб.

30 коробок из «новой» — второй по времени приобретения партии по цене 12 руб. – итого на 30*12=360 руб.

Итого мы выдадим на сумму 400 + 360 = 760 руб.

На складе останется 50 коробок по 12 руб., на сумму 600 руб.

Этот способ называется ФИФО – первым пришел, первым ушел. Т.е. сначала мы как бы отпускаем материал из более старой партии, а потом из новой.

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

По стоимости единицы запасов, т.е. у каждой единицы материалов есть своя стоимость. Для обычных картонных коробок такой метод оказывается не применимым. Картонные коробки ничем друг от друга ни отличаются.

А вот материалы и товары, используемые организацией в особом порядке (ювелирные изделия, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Т.е. если у нас все коробки были бы различные, на каждую мы бы наклеили свою бирку, то за каждой из них была бы закреплена своя себестоимость.

Вот самые важные вопросы по теме списание материалов: пошаговая инструкция у вас теперь перед глазами. Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите видеоурок по списанию материалов в этой программе.

Какие проблемные вопросы по списанию материалов накопились у вас? Задавайте их в комментариях!

Также вы можете , которые упоминались в статье, по вопросу технологических потерь.

Списание материалов пошаговая инструкция для бухгалтерского учета