Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Япония, общая характеристика. Япония. География, описание и характеристики страны

Этот видеоурок посвящен теме «Япония, общая характеристика». Вам расскажут о демографической революции и социально-экономических преобразованиях, случившихся в обществе. Станут известны этапы развития промышленности, особенности местного населения. Также вы узнаете о транспортной системе Японии - одной из лучших в мире.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Япония, общая характеристика

Япония - островное государство, расположенное на Японском архипелаге в Тихом океане, включающем в себя более 6500 островов. Крупнейшие острова - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Берега архипелага сильно изрезаны и образуют много заливов и бухт.

Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Площадь территории - 388 тыс. кв. км, численность населения - 126 млн чел. (10-е место в мире), столица - Токио.

Экономико-географическое положение Японии определяется, прежде всего, тем, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, это способствует активному участию страны в международном географическом разделении труда.

Геологическая основа архипелага - подводные горные хребты. Около 80% территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 - 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 - действующих, в том числе высочайшая вершина - вулкан Фудзи (3776 м). Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония - крупнейший импортер сырья.

Япония входит в первую десятку стран мира по численности населения. Япония стала первой страной Азии, перешедшей от второго к первому типу воспроизводства населения. Сейчас коэффициент рождаемости составляет 12%, смертности - 8%. Продолжительность жизни в стране - самая высокая в мире (76 лет для мужчин и 82 года для женщин).

Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Население размещено по площади неравномерно. Средняя плотность - 340 чел на кв. км, но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных в мире.

В городах проживает более 85% жителей страны. 11 городов являются миллионерами.

Рис. 2. Карта крупнейших городов Японии ()

Крупнейшие городские агломерации - Токийская, Нагоя, Осака. Агломерации сливаются в Токийский мегалополис (Такайдо) с численностью жителей более 65 миллионов человек.

Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самой растущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы, НИОКР).

Хотя Япония бедна природными ресурсами и импортирует сырье для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции многих отраслей она занимает 1 - 2-е место в мире. Промышленность в основном концентрируется в пределах Тихоокеанского промышленного пояса.

Электроэнергетика . В основном использует импортное сырье. В структуре сырьевой базы лидирует нефть, растет доля природного газа, гидроэнергетики и атомной энергетики, сокращается доля угля.

В электроэнергетике 60% мощности приходится на ТЭС и 28% - на АЭС, в том числе Фукусима - самая мощная в мире.

ГЭС располагаются каскадами на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии Япония входит в первую десятку стран. В Японии, бедной ресурсами, активно ведутся разработки альтернативных источников энергии.

Черная металлургия . По объему выплавки стали страна занимает 2-е место в мире. Доля Японии на мировом рынке черной металлургии - 23%.

Крупнейшие центры, работающие ныне почти полностью на привозном сырье и топливе, расположены вблизи Осаки, Токио, в г. Фудзияма.

Цветная металлургия . Вследствие вредного влияния на окружающую среду сокращается первичная выплавка цветных металлов. Передельные заводы расположены во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение. Дает 40% продукции промышленного производства. Главными подотраслями среди множества развитых в Японии являются электроника и электротехника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

Япония прочно занимает лидирующее место в мире по судостроению, специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения и судоремонта находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки, Кобе). По выпуску автомобилей (8,5 млн шт. в год) Япония также занимает 2-е место в мире. Основные центры - Тоёта, Иокогама, Хиросима.

Основные предприятия общего машиностроения находятся в пределах Тихоокеанского промышленного пояса - сложное станкостроение и промышленные роботы в Токийском районе, металлоемкое оборудование - в Осакском, станкостроение - в Нагайском районе.

Исключительно велик удельный вес страны в мировом выпуске радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развиты целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность .

Сельское хозяйство Японии остается важной отраслью, хотя дает около 2% ВНП; в отрасли занято 6,5% экономически активного населения. Сельскохозяйственное производство ориентировано на производство продовольствия (свои потребности в нем страна на 70% обеспечивает сама).

Обрабатывается 13% территории в структуре растениеводства (дает 70% продукции сельского хозяйства). Ведущую роль играют выращивание риса и овощей, развито садоводство. Интенсивно развивается животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство).

В связи с исключительным местом рыбы и морепродуктов в рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим рыболовным флотом (свыше 400 тысяч судов).

Рис. 4. Рыбный рынок в Японии ()

Транспорт. В Японии развиты все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место - морскому. Роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок - растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями, Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

Рис. 5. Высокоскоростной поезд в Японии ()

Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух совершенно различных частей. Тихоокеанский пояс является социально-экономическим ядром страны. Здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство. Периферийная зона включает районы, где наиболее развиты заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм и рекреация. Несмотря на проведение региональной политики, сглаживание территориальных диспропорций идет довольно медленно.

Основными партнерами Японии являются: США, Китай, Республика Корея.

Домашнее задание

Тема 7, П. 3

1. В чем особенности географического положения Японии?

2. Расскажите про хозяйство Японии.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Управление образования

Красноармейского района

Ст.Полтавская

МАОУ СОШ №7

ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение.

(план-конспект урока по географии в 11 классе)

Учитель: Шахлович А.Н.

2012 г.

Тема: Япония. Экономико-географическое положение,

Природные ресурсы и население.

Цель урока:

Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.

Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.

Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.

Оборудование: презентация к уроку, экономическая и физическая карта Японии, атласы.

Ход урока.

Организационный момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.

План урока:

1. Япония-«страна-наоборот».

3.Экономико-географическое и политико-географическое положение.

Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

4. Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.

5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного

Потенциала для развития хозяйства Японии.

1.Япония-«страна – наоборот».

В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным.

2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.

Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»

Столица-Токио, что означает- «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица- г.Киото.

Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство(46префектур и губернаторство Хоккайдо).

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.

Круглая хризантема - национальный цветок Японии.

Работа с атласом:

1.Охарактеризуйте географическое положение и природные особенности страны.

Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о.Хоккайдо,о.Хонсю, о.Кюсю, о.Сикоку) и 4 тыс.мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.

Площадь страны-377.8 тыс.кв.км.

Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г.Фудзияма(3 776м).Насчитывает-

Ся 118 вулканов, из них более 40 действующих.

Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.

60% территории страны покрыто лесом.

Климат влажный морской, на севере-умеренный, на юге-тропический.

Имеются горячие источники.

3.ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.

Беседа с элементами дополнения.

Япония-древнее государство(с 3-го века н.э.)

Политика самоизоляции

До 1945г. Имела большую территорию(южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж.Сахалин, о.Тайвань и Корея.

До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.

Дайте характеристику ЭГП,выделяя сразу положительные и отрицательные его черты.

Благоприятные черты: Неблагоприятные черты:

1.Островное положение, 1.Удаленность от большинства развитых

Возможность для развития стран «Большой восьмерки»,затрудняет

Широких экономических отношений процесс интеграции.

2. Положение в центре АТР, 2. Положение в сейсмической зоне

Наиболее динамично развиваю- 3. Малая площадь территории

Щегося региона.

3.Благоприятные климатические

Условия.

Сделайте вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ? Ваше мнение.

4.Особенности населения. Демографическая политика.

Проанализировать данные о населении на слайде.

Численность - 127 млн. чел.(8-е место в мире).

Однонациональная страна (японцы составляют 99.3%; др.народы-

Корейцы-511.3 тыс чел.; китайцы-244.2тыс чел.;

Бразильцы-182.2 тыс чел.; филлипинцы-89.9 тыс чел; айны-20 тыс.чел.(на оХоккайдо)

Следовательно, какой государственный язык ? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.

Назовите религии , исповедующие населением Японии. Сообщение ученика.

К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда:

Рождаемость : 1947г – 34 чел.на 1 000 жителей

1960г – 19 чел.на 1 000 ж.

2 000г – 9.5 чел.на 1 000 ж.

Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит –«Японское чудо»

Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2 000г).

Подобный демографический переход(демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.

С 1949г в стране проводится демографическая политика.

Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?

Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.

Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи

Повышение брачного возраста

Увеличение затрат на воспитание и образование детей

Дорогие свадебные церемонии.

В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:

Процессом постарения населения и угрозой депопуляции

Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире. Ваше мнение, почему?

Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;

Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;

Высокая образованность населения.

Какая территория Японии наиболее заселена? (см.атлас) побережье Тихого о-на.

Средняя плотность населения -336 чел.\кв.км. В городах плотность достигает- 1000чел\км.кв.

К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?

4. 80% - городское население . В стране более 200 больших городов, 12 из них-города

Миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака.

Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.

Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)

Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников.

Архитектура; Одежда; Японский сад; Праздники; Спортивные и военные традиции.

5.Природные ресурсы и их использование.

Страна богата культурными традициями, а

Какими природными ресурсами обладает Япония?

1.Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).

2.Бедна земельными (пашней)

3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы

4. Гидроэнергетические и лесные

5. Богатейшие морские(биологические)

Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.

Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?

1.В 50-60 г.г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.

2.Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.

3.Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о.Хонсю.

Закрепление.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?

Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.

Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.

Япония- страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.

Итог урока.

Домашнее задание:

Страницы уч-ка: 241-244.

Подготовить ответ на вопрос: «Чем Курильские острова привлекательны для Японии?»

И сообщение на тему: «Трагедия Хиросимы и Нагасаки».

Практическая работа

«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».

По статистическим материалам (см. учебник стр.246 рис.69) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.

Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте её анализ. С какими регионами мира Япония проводит активную внешнюю торговлю?

Структура импорта: из ЕС- 14,1%; из Восточной Европы- 1,3%;

Из США- 22,8%; из России-0,5%

Из стран –членов АСЕАН, Китая, Австралии-61,7%

Структура экспорта в ЕС-15,4%; в Восточную Европу-0,5%;

В США (Калифорнию)- 27,5%; в Россию-0,6%;

В страны Юго-Восточной Азии и в другие регионы-56,2%.

3. Определите основных поставщиков сырья и топлива в Японию (используя рис.25-34 в учебнике на страницах 128,136, 144-146). Покажите на картосхеме внешние связи Японии.

Сделайте вывод: С какими регионами Япония проводит активную внешнюю торговлю?

Контроль знаний по теме «Япония»

В-1

1. Дайте оценку трудового потенциала Японии (их характера, нрава, профессионализма)

2. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?

3. Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства Японии отмечаются в последнее десятилетие?

В-2

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?

2. Какого вида транспорта нет в Японии? Что такое Синкансен?

3. Почему экономику Японии на первом этапе ее развития сравнивают с огромным перерабатывающим заводом?

В-3

1. Дайте характеристику машиностроения Японии.

2. Почему Японию иногда называют страной «заходящего солнца»?

3. В чем секрет «японского чуда» демографической политики данного государства.

В-4

1. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии?

2. Дайте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.

3. Дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии.

В-5

Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:

А) Население Японии в последнее время быстро возрастает.

Б) Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.

в) Связь между о-вами Хоккайдо и Хонсю осуществляется с помощью паромной переправы.

г) Три самые большие городские агломерации Японии-Токио, Саппоро, Нагасаки.

д) Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

е) Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов-трудовые.


  • Проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов;

  • Особенности естественного движения, национального состава и размещения населения.

  • Состав территории;

    • Состав территории;

    • Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии;

    • Природные ресурсы и их использование;

    • Население: особенности естественного движения, национального состава и размещения.


    • Древнее название страны - Ямато. Японцы называют её Ниппон или Нихон, т.е. страна восходящего солнца;

    • Площадь Японии составляет 377,7 тыс.км

    • Япония - страна-архипелаг;

    • Расположена на 4-х крупных островах-о.Хоккаидо, Хонсю,Кюсю и Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане;

    • Столица Японии-г.Токио(о.Хонсю);


    • ПГП территории, его изменение во времени;

    • ЭГП Японии определяется прежде всего тем, что дуга островов, на которых она располагается, протягивается на 3,5 тыс. км., на стыке материка Евразии и Тихого океана, находится в центре АТР.


    На севере-Охотское море;

    • На севере-Охотское море;

    • На юге-Тихий океан и Восточно-Китайское море;

    • На западе-Корейский пролив и Японское море;

    • На востоке-Тихий океан.


    Россия через пролив Лаперуза;

    • Россия через пролив Лаперуза;

    • КНДР и республика Корея-по Японскому морю.


    ЭГП выгодное .

    • ЭГП выгодное .

    • Благоприятные черты ЭГП:

    • Положение на стыке материка Евразия и Тихого океана,в центре АТР большие возможности для участия в МГРТ;

    • Относительная близость США возможность для экономического сотрудничества;

    • Отрицательные черты ЭГП:

    • Островное государство;

    • Удалённость от развитых стран мира.


    • Япония бедная на полезные ископаемые страна;

    • Минеральные ресурсы:уголь, сера,золото;

    • руды: ртутные, серебряные, хромовые, медные, цинковые, свинцовые, марганцевые, железные;

    • Их запасы крайне скудны!


    Лесные ресурсы:

    • Лесные ресурсы:

    • -60% площади страны покрыто лесами богата лесными ресурсами;


    • Агроклиматические ресурсы благоприятны;

    • Фауна богата и разнообразна.


    Численность – 127 млн.ч.;

    • Численность – 127 млн.ч.;

    • Средняя плотность – 340 ч./км. кв.

    • в городах – до 10 000 ч./км. кв.

    • I тип воспроизводства населения

    • Половой состав: преобладает женское население;

    • Национальный состав: японцев – 99%

    • корейцы, китайцы, айны - 1%


    Государственный язык – японский;

    • Государственный язык – японский;

    • Религиозный состав – буддисты и синтоисты;

    • Урбанизация: -городское население 77,6%

    • здесь более 200 городов

    • -самые крупные агломерации-

    • Токио, Нагоя, Осака;

    • -они образовали мегалополис -

    • Токайдо – 56% населения;

    • Японский тип города ;

    • Государственный -форма правления –

    • строй : конституционная монархия;

    • -форма территориального

    • устройства – унитарное

    • государство.


    • 1.Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

    • 2.Само отношение к жизни.

    • 3.В отношениях японцев друг

    • к другу царит

    • доброжелательность.

    • 4.Привычка ходить

    • 5.Гигиена








    .

    Урок по географии для 11 класса «Япония» (2 часа)

    Цели урока:

    1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения, хозяйстве страны;

    2. Развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.

    3. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Форма урока: деловая игра.

    Оборудование: учебники для 10 класса, атласы, контурные карты, проектор, 3 компьютера с выходом в интернет, раноуровневые тесты.

    Ход урока:

      Организационный момент .

    Класс делится на 4 группы детей, разного уровня подготовки.

    Объявление темы и постановка цели урока.

      Изучение новой темы.

    Учитель: Удивительный сосед есть у России на востоке – Япония. На рубеже 70-80 годов главная цель послевоенной экономической политики правящих кругов Японии – догнать передовые страны Запада по уровню экономического и научно-технического развития – в основном была достигнута. Как это произошло, мы узнаем с вами в увлекательном путешествии по старой и новой Японии.

    Визитная карточка Японии:

    Площадь =372 тыс. кв. км.

    Население=128 млн. чел.

    Столица – Токио.

    Форма правления – конституционная монархия.

    Форма территориального устройства – унитарное государство.

    Японию называют страной наоборот, так как в этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

    Япония – высокоразвитое государство, страна “большой семёрки”.

    Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Итак, какие же специалисты будут помогать нам изучать страну в течение 2-х уроков?

    Это «Географы», которые будут изучать географическое положение, природные условия и ресурсы страны, «Социологи», которые будут рассматривать состав и структуру населения, «Экономисты» (с экономическим аналитиком), рассматривающие отрасли хозяйства, «Экскурсоводы» проведут экскурсию по стране.

    Для выполнения задания группам предоставляется 25 минут, по истечении этого времени мы заслушиваем выступление каждой группы.

    Задания 1 группе «Географы»:

    Задание 1: Пользуясь картами атласа, ресурсам сети интернет, составьте характеристику ЭГП Японии по плану:

    План характеристики ЭГП страны:

      Положение по отношению к соседним странам.

      Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

      Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

      Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

      Изменение ЭГП во времени.

    Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны

    Задание 2: Подготовьте сообщение о том, существует ли в действительности проблема «северных территорий»?

    Задание 3: Какими природными условиями и ресурсами располагает Япония?

    Задания 2 группе «Социологи»:

    Задание 1: При помощи различных источников информации составьте короткую характеристику населения страны по плану:

      Численность населения.

      Тип воспроизводства, демографическая политика.

      Национальный состав.

      Религиозный состав.

      Размещение населения, средняя плотность;

      Урбанизация.

    Задание 2: Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года). Почему японцы живут так долго?

    Задания 3 группе «Экономисты»:


    Задание 1: Что представляет собой японская модель экономического развития?

    Задание 2: Используя материал учебника и интернет - ресурсы, дайте характеристику хозяйству Японии по плану:

      Отраслевая структура хозяйства:

    Промышленность;

    Сельское хозяйство;

    Транспорт;

    2. Территориальная структура хозяйства;

    Экономический аналитик (один из «сильных» учащихся):

    Задание: «Экономическое чудо» Японии постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились, узость внутреннего рынка и огромный государственный долг (158% ВВП) не дают японской экономике возможности динамично развиваться. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.
    - В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

    - Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины, и они определяют последствия. Из причины сформулируйте следствие:

    Нехватка природных ресурсов - …

    Менталитет - …

    Суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами - …

    Запрет на вооружение - …

    Новые технологии - …

    Задание 4 группе «Экскурсоводы»:

    Используя интернет - ресурсы, подобрать материал и составить компьютерную презентацию по теме «Культура и традиции Японии», в которой отразить:

    Особенности жилища;

    Особенности чайной церемонии;

    Японская кухня;

    Кимоно – национальный костюм;

    Национальная прическа;

    Особенности японской школы;

    Достопримечательности Японии.

    И т.д.

    Выступления групп (примерные ответы):

    - Группа «Географы»

    Характеристика географического положения:

      По размерам территории, Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них.

    Япония – это не просто страна, а страна-архипелаг, расположенная в Восточной Азии на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, и почти семи тыс. мелких островов.

    Японцы называют свою страну Ниппон или Нихон, то есть «Страна восходящего солнца», и это не случайно, так как она находится на крайнем востоке Азии.

    Япония граничит по морю с Россией и Республикой Кореей.

      Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда, но ее удаленность от большинства развитых стран затрудняет процесс интеграции. На севере Япония омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Японским морем.

      Удалена от топливно-сырьевых баз;

      Сбыт продукции осуществляется морским транспортом, основные торговые партнеры находятся на западе по отношению к Японии, также удалены.

      ЭГП Японии во времени изменялось от полной изолированности страны до ее сильной зависимости от участия в международном географическом разделении труда.

    Вывод: ЭГП Японии нельзя оценивать однозначно:

    Положительные моменты - близость к восточно-азиатским берегам и России, выход к морям и океану;

    Отрицательные моменты – удаленность от рынков сырья и рынков сбыта, изолированность (островная страна).

      Выступление ученика по теме «Проблема северных территорий»:

    Проблема“ северных территорий” существует. Курилы, населённые коренными жителями – айнами, явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и Японии, и потому считаться “исконно-русскими территориями” не могут. Исторически Северные и Средние Курилы были захвачены русскими казаками, а Южные Курилы, включая Хабомаи, - японцами. В соответствии с Симодским трактатом 1855 года Южные Курилы, а в соответствии с Санкт-Петербургским трактатом 1875года все Курильские острова отходят к Японии и осваиваются ею. В 1945 г. в соответствии с секретными ялтинскими договорённостями стран-победителей за то, что СССР вступает в войну с Японией, ему в качестве военного трофея должны были быть переданы все

    Курилы. Не дожидаясь юридического оформления, СССР в том же году оккупировал все острова, объявил их советской территорией и насильно выселил всех японцев. В 1951 г. состоялась конференция в Сан-Франциско для заключения мирного договора с Японией. Но т.к. СССР нарушил ряд ялтинских договорённостей по послевоенному устройству в Европе, в договоре с подачи США записано, что Курильские острова не принадлежат ни СССР, ни Японии, в результате чего СССР отказался подписать Мирный договор. Почти через50 лет принадлежности Курил СССР и России социально-экономическая ситуация на островах остаётся крайне тяжёлой, острова так и остались необустроенными. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы. Необходимо всячески поддерживать наметившуюся тенденцию к сближению, решить территориальный вопрос и заключить Мирный договор с Японией, поставив точку во второй мировой войне. Это позволит России резко изменить геополитическую ситуацию на Востоке, нормализовать российско-японские отношения, получить мощного инвестора в освоение богатств Дальнего Востока”.

      Выступление ученика по теме «Природные условия и ресурсы Японии»:

    Геологическая основа архипелага - подводные горные хребты. Около 80 % территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 - 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 - действующих, в том числе высочайшая вершина - вулкан Фудзи (3776 м) Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

    Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония - крупнейший импортер сырья.

    Несмотря на небольшую площадь, протяженность страны обусловила существование на ее территории уникального комплекса природных условий: остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Юсю - во влажном субтропическом, а остров Рюкю - в тропическом климате. Япония находится в зоне активной деятельности муссонов. Среднегодовое количество осадков колеблется от 2 - 4 тыс. мм.

    Примерно 2/3 территории - в основном горные районы, покрытые лесами (причем более половины лесов - искусственные насаждения). На северном Хокайдо преобладают хвойные леса, на центральном Хонсю и юге Хоккайдо - смешанные, а на юге - субтропические леса.

    В Японии много рек, полноводных, быстрых, малопригодных для судоходства, но являющихся источником для гидроэнергетики и ирригации.

    Обилие рек, озер и подземных вод благотворно влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства.

    В послевоенный период на Японских островах обострились экологические проблемы. Принятие и выполнение ряда законов по охране окружающей среды снижает уровень загрязнения страны.

    - Группа «Социологи»

    1. Численность населения – 128 млн. человек.

    2. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен 1 тип воспроизводства населения. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Пропагандируются поздние браки по договоренности с родителями.

    3. Национальный состав однороден. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99 % населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, корейцы и китайцы.

    4. Религиозный состав. Япония – очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японии из Индии – буддизм (погребальные и заупокойные обряды). Японская система верования – синтоизм, что означает «божественный путь» (обслуживает свадьбы и другие религиозно-бытовые обряды).

    5. По показателю плотности населения Япония занимает одно из первых мест в мире (340 чел/кв.км.)

    6. Уровень урбанизации – 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них – города миллионеры. Здесь находится крупнейший мегалополис – Токайдо.

    Выступление ученика по теме «Почему японцы живут долго?»:

    Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов. Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных, птиц. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашён лозунг:

    Десять тысяч шагов в день ради здоровья”, который стал жизненным правилом для каждого японца. Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоёв марли. Причём носить эти гигиенические повязки учат уже в детсаду”.

    - Группа «Экономисты»

    Выступление ученика по теме « Японская модель экономического развития»:

    В стране были проведены демократические реформы. Распущены японские семейные концерны, которые монополизировали экономику. Было ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам. Страна экономила большие средства на развитие собственных НИОКР за счёт лицензий и патентов. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с развитыми странами.Страна после войны тратила не более 1% от ВВП на оборону. Начала выпускать ту продукцию, которая пользовалась большим спросом на мировом рынке (суда, бытовые приборы). Важно то, что на начальном этапе цены на сырьё и топливо были низкие”.

    Выступление ученика по теме «Отраслевая структура хозяйства Японии»:

    - Промышленность:

    Черная металлургия – одна из главнейших базовых отраслей Японии. Уровень автоматизации производства – один из самых высоких в мире, хотя динамика выплавки стали в стране падает. Из 14 мощных комбинатов в мире 8 находится в Японии.

    Цветная металлургия – развивается практически полностью на импортном сырье.

    Машиностроение Японии является ведущей отраслью ее промышленности, занимает второе место после США. По экспорту машиностроение страны находится на 1-ом месте в мире.

    Судостроение – страна по-прежнему является мировым лидером судостроения. В структуре производства характерно преобладание танкеров и сухогрузов, в последнее время возросло производство контейнеровозов, предназначенных для перевозки грузов. Судостроение остается отраслью международной специализации, страна обеспечивает более 30% мирового экспорта.

    Электронная промышленность – началась с развития радиоэлектроники.

    По выпуску полупроводников и компьютеров Япония уступает только США. Япония лидер в производстве роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет.

    В химической промышленности – главным видом сырья является нефть. На сегоднейший день Япония – это вторая страна по масштабам производства химической промышленности после США.

    - Сельское хозяйство: Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Главная сельскохозяйственная культура – рис, его возделывают на всей территории Японии, за исключением крайней северной и восточной частей. По производству овощей и бахчевых Японии, находится на 5-ом месте в мире после Китая, Индии, США и Турции.

    Рыболовство - важная традиционная отрасль Японского хозяйства. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов.

    -Транспорт .

    Япония имеет высокоразвитую транспортную систему, особенностью которой является отсутствие речного и трубопроводного транспорта. По густоте пассажирских железнодорожных перевозках, Япония занимает первое место в мире. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы”.

    Выступление ученика по теме «Территориальная структура хозяйства Японии»:

    Для Японии характерно сочетание двух совершенно различных частей: «лицевой» и «тыльной». «Лицевую часть» образует Тихоокеанский пояс, протягивающийся неширокой (15- 65 км.) полосой по приморским низменностям о. Хонсю и др. Этот пояс – социально-экономическое ядро страны. Здесь находятся главные промышленные районы, предприятия и заводы, главные районы интенсивного сельского хозяйства и главные транспортные магистрали, порты страны.

    «Тыльную часть» Японии образует так называемая периферийная зона, где преобладают заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика. Но особенно большое развитие получили рекреация и туризм ” .

    Выступление экономического аналитика: «В чем парадокс экономики Японии»:

    - Постиндустриальная стадия развития за короткий срок;
    - крупнейший экспортер при недостатке природных ресурсов;

    Нация здоровых людей при острых экологических проблемах;
    - очень верующая нация при научных достижениях;
    - свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизации (76%);
    - практически единственная империя в мире.

    Причины и следствия:
    - нехватка природных ресурсов – новые технологии;
    - менталитет – высокая квалификация;
    - суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, -дисциплинированность, неприхотливость;
    - запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
    - новые технологии – высокий уровень образования”.

    - Группа «Экскурсоводы»:

    Показ презентации сопровождается комментариями учащихся:

    “ – Особенности жилища:

    В Японии часто случаются з емлетрясения , поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них сидят обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.

    Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.

    - Чайная церемония:

    Чайная церемония – набор последовательных действий, называемых «ката». Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.

    Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

    - Японская кухня - национальная кухня . Отличается предпочтением натуральных, минимально обработанных продуктов, широким применением морепродуктов, сезонностью, характерными блюдами, специфическими правилами оформления блюд, сервировкой, застольным этикетом. Блюда японской кухни, как правило, являются ключевой достопримечательностью для туристов из других стран.

    - Кимоно:

    У японцев свой национальный костюм - кимоно . Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно -одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

    - Традиционная японская прическа:

    Для традиционной японской прически гейш используют канзаши – длинные палочки (шпильки). Японские прически с палочками, или прически японских гейш возникли приблизительно в 17 веке, и до наших дней сохранились практически без изменений. Стилей и украшений такой прически множество, поскольку каждая ступень карьеры гейши сопровождалась не только правом носить более сложный и дорогой наряд, но и более сложную прическу

    - Японская школа:
    Для японских детей школьное обучение начинается с апреля. в учебном году - три триместра и первый длится с апреля по 20 июля, затем предоставляются самые длинные летние каникулы и ко второму этапу обучения приступают с 1 сентября, затем с 26 декабря по 6 января зимние каникулы и 7 января наступает последний триместр, который заканчивается 25 марта и вместе с ним заканчивается учебный год. Через неделю ученики вновь приступят к занятиям, но станут старше на один класс. Подавляющее большинство учеников параллельно с обучением в школе посещают частные школы (дзюку ) и подготовительные школы (ёбикоо ). Посещают дети дополнительные образовательные учреждения и в воскресенье, несмотря на то, что суббота у них считается учебной. Такая интенсивность обучения, носящая массовый характер - это ещё одна особенность школьного образования в Японии. В государственных (публичных) школах, наполняемость класса достаточно высокая до 40 человек. Класс как правило разбит на группы по 4-6 человек, в каждой из которой есть свой лидер. Группами ходят в школу, группами общаются вне занятий, ребёнок не бывает один, он всегда в обществе. В школе продолжается активная социализация учеников ” .

    III . Закрепление.

    Проведение разноурвневых тестов (учащиеся сами определяют, с заданиями какого уровня сложности они смогут справиться):

      уровень:

    1.По особенностям географического положения Япония относится к странам:

    А) приморским

    Б) полуостровным

    В) островным

    Г) внутриконтинентальным

    2. Япония является

    А) конституционной монархией

    Б) президентской республикой

    В) парламентской республикой

    Г) республикой смешанного типа

    3. Площадь страны составляет:

    А) 567 млн.кв.км.

    Б) 372 млн.кв.км.

    В) 126 млн.кв.км.

    Г) 716 млн.кв.км.

    4. Назовите высшую точку Японии?

    А) гора Хиэй

    Б) гора Джомолунгма

    В) гора Отова

    Г) гора Фудзияма

    5. Национальный состав населения Японии:

    А) исключительно однороден

    Б) чрезвычайно разнообразен

    6. Численность населения Японии составляет:

    А) 128 млн. чел.

    Б) 122 млн. чел.

    В) 156 млн. чел.

    Г) 214 млн. чел.

    7. Япония относится:

    А) к 1 типу воспроизводства населения

    Б) ко 2 типу воспроизводства населения

    8. Какими ресурсами не обладает Япония:

    А) трудовыми

    Б) минеральными

    В) лесными

    9. Япония больше всего экспортирует:

    А) пищевые продукты

    Б) продукцию машиностроения

    В) продукцию лесной промышленности

    10. В структуре торгового баланса:

    А) импорт значительно превосходит экспорт

    Б) экспорт значительно превосходит импорт

      уровень:

    1.Главной чертой географического положения Японии является:

    А) не имеет сухопутных границ с другими странами

    Б) – это страна – архипелаг

    В) страна расположена на крайнем востоке Азии

    Г) находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона.

    2. По уровню экономического развития Япония относится к группе стран:

    А) НИС Азии

    Б) «ключевые страны»

    В) страны «большой семерки»

    Г) страны с переходной экономикой

    3. Высшее должностное лицо в системе исполнительной власти Японии

    А) премьер-министр

    Б) президент

    В) император

    Г) начальник Канцелярии

    4. Япония – это страна:

    А) слабоурбанизированная

    Б) среднеурбанизированая

    В) высокоурбанизированная

    5. Промышленость Японии в настоящее время ориентируется на:

    А) новые отрасли

    Б) старые отрасли

    В) новейшие /наукоемкие/ отрасли

    6. Укажите, какой район является экономически наиболее развитой частью Японии:

    А) остров Хоккайдо

    Б) острова Окинава

    В) побережье Японского моря на острове Хонсю

    Г) тихоокеанское побережье на островах Хонсю, Сикоку, Кюсю

    7. Выделите вид транспорта, который не получил развитие в Японии:

    А) автомобильный

    Б) железнодорожный

    В) морской

    Г) речной

    8. Японское «Экономическое чудо» обусловлено:

    А) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;

    Б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;

    В) низкой заработной платой рабочих;

    9. Какое место в мире занимает Япония по численности населения:

    А) 5

    Б) 10

    В) 7

    Г) 13

    10. Религия в Японии, регулирующая процессы погребения:

    А) синтоизм

    Б) буддизм

    В) конфуцианство

    Г) иудаизм.

    3 уровень:

      Объясните, почему Японию называют страной восходящего Солнца?

      Почему японцы долго живут?

      Почему Япония стала лидером в мировой экономике?

      Почему в стране не развит трубопроводный транспорт?

      Чтобы ты назвал экономическим сердцем Японии и почему?

    IV . Домашнее задание:

    На выбор:

      Составить кроссворд по теме «Япония»;

      Составить к материалу параграфа с. 216 – 224 10 вопросов.

    Япония - островное государство с общей площадью 372 тыс. км 2 , расположенное у восточных берегов Евразии. ЭГП характеризуется положением на перекрестке морских путей Азиатско-Тихоокеанского региона, соседством с крупнейшими странами мира. Это открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.

    Численность населения страны более 125 млн чел., она входит в первую десятку крупнейших по численности населения стран. В последние десятилетия в стране установился первый тип воспроизводства населения и естественный прирост составляет 3 чел. на 1000 чел. в год. Национальный состав населения однородный - 99% населения составляют японцы. Средняя плотность населения одна из самых высоких в мире - 330 чел./км 2 . Почти все население сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек, там плотность населения гораздо выше.

    Уровень урбанизации - 77%, один из самых высоких в мире. Крупнейшие города - Токио, Осака и Нагоя. Сформировавшиеся вокруг них агломерации вместе образуют крупнейший мегалополис Токайдо со средней плотностью населения 800- 1000 чел./км 2 .

    Япония - вторая страна мира по уровню развития хозяйства. Минеральные природные ресурсы для развития промышленности практически отсутствуют. Страна имеет в целом благоприятные природные условия и ресурсы для развития сельского хозяйства, хорошо обеспечена водными ресурсами(крупнейшая река -Синако (367 км)) , имеет благоприятные условия для развития морского транспорта, рыболовства.

    Страна, занимающая всего 0,3% от всей земной суши, продуцирует феноменальное количество качественного валового продукта для всего мира. По этому показателю восточное государство обгоняет лишь США. Именно это является самым ярким штрихом экономико-географической характеристики Японии. Япония в мировой экономике является настоящим лидером по количеству производимого ВВП на душу населения – 24400 долларов. Сорок последних лет 20-го столетия эта азиатская империя имела наивысшие темпы экономического роста, равные 9,8% в год. И лишь в последние годы она чуть-чуть умерила свою прыть в этом вопросе. Причинами такой экономико-географической характеристики Японии стала целенаправленная политика державы в 50-х годах истекшего столетия. Традиционная, патриархальная, аграрная империя начала активно развивать промышленность, покупая самые передовые технологии и оборудование.

    Главные отрасли промышленности:

    1. современное машиностроение (Судоремонт и судостроение - Йокогама, Нагасаки, Кобе; (Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима),

    2. энергетика (В электроэнергетике 60% 2.мощности приходится на ТЭС и 28% - на АЭС, в том числе Фукусима - самая мощная в мире)

    3. металлургия (ЧМ - Осака, Токио, в г. Фудзияма, ЦМ - Осака, Хитати?,),

    4. химическая (Токио, Нагоя, Иокогама) промышленность.

    Ведущая отрасль международной специализации - машиностроение, в особенности электроника, робототехника, автомобилестроение. На него приходится более 50% всего экспорта страны. Основная часть всего промышленного потенциала страны размещена в Тихоокеанском поясе, протянувшемся узкой (1-5-65 км) полосой по прибрежным низменностям.

    Сельское хозяйство обеспечивает основную часть потребностей страны в продовольствии. Главная его отрасль - растениеводство, а главная культура - рис. В последнее время большое развитие получили и основные отрасли животноводства. Важная отрасль хозяйства - рыболовство. Япония занимает 1-е место в мире по улову рыбы.

    В стране развиты все виды транспорта, кроме речного и трубопроводного, она имеет крупнейший в мире и самый современный морской торговый флот.

    Страна находится на 2-м месте в мире по объему внешней торговли, является одним из крупнейших экспортеров капитала.

    Особенность этой державы в том, что Япония в мировой экономике заняла лидирующие позиции не благодаря минеральным и природным ресурсам, а благодаря их отсутствию. Судите сами: рельеф – неприспособленный под строительство и развитие сухопутных транспортных систем. Потому что равнины занимают всего 21% от всей территории Ниппон, а горы, соответственно - 79%. Среди них около 150 штук – это вершины действующих вулканов, включая национальный символ – вулкан Фудзияма. Из-за особенностей образования Японских островов в границах Тихоокеанского вулканического кольца, здесь фиксируется 1500 землетрясений разной силы на протяжении одного года. В мажорной тональности можно говорить про климат – умеренный и субтропический, морской, относительно благоприятный для ведения сельского хозяйства. Почвы разные – бурые лесные, желтоземы, красноземы, но в общей массе они бедные и малопродуктивные.

    Всех, кто изучает экономико-географическую характеристику Японии, удивляет, как можно было достигнуть такого успеха в развитии, обладая таким мизерным количеством полезных ископаемых. В стране есть только непромышленные запасы каменного угля и меди, железной руды и природного газа.

    Поэтому государство, первое встречающее солнце, вынуждено импортировать 99% всех потребляемых ее руд, 96% всех горючих минералов и 70%, используемого ею леса. Такой ориентир на импортное сырье делает Японию в мировой экономике наибольшим потребителем иноземного природного и минерального потенциала.