Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Субъекты управления экономической безопасностью страны. Субъекты и объекты управления экономической безопасностью россии

Понятие"экономическая безопасность"является относительно новым в украинском лексиконе, хотя оно довольно распространенное и давно используется в практической деятельности на. Западе. Проблема экономической безопасности впервые викрис стализувалася в 30-х годах прошлого века на территории. США. Актуальность этого вопроса было обусловлено тогдашней мощной мировым кризисом и необходимостью наработки мероприятий быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-х годах прошлого века под понятием"экономическая безопасность"начали понимать важнейшие составляющие национальной безопасности, и довольно быстро этот термин получил широкое распространение в экономически развитых капиталистических странанах.

В экономической сфере. Советского. Союза проблемы экономической безопасности рассматривались преимущественно с точки зрения внешнеэкономической деятельности или экономической преступности. Согласно определению, которое дает поле итологичний энциклопедический словарь, экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития. Следует отметить, что в ц ьому определении фактически рассматривается лишь внешняя сторона понятия - независимость. Существуют подходы, которые трактуют экономическую безопасность как обеспечение способности к выживанию страны в случае стихийных и е кологичних бедствий или в условиях национальных и мировых экономических катастроф. При таких подходах вопросы экономической безопасности трактуется односторонне, то есть ее существование связывают лишь с влиянием внешних фа кторого время внутренние факторы, которые также существенно влияют на экономический потенциал, глубоко не исследуются. Однако разрушительное влияние внутренних факторов на все сферы народного хозяйства оказался более масштабным и долгосрочным, чем влияние внешних факторекторів.

Лишь в начале 90-х годов стали уделять внимание и другим аспектам безопасности: экологическим, прямым и косвенным последствиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, росту организованной й преступности, утрате научно-технического потенциала, культурной деградации нации тощ.

Характеризуя специфику, проявляя сущностные характеристики экономической безопасности, прежде всего следует акцентировать внимание на ее"включенности"в общую систему национальной безопасности. Национальная безопасность уборки ае в себя всю совокупность превентивных мер экономического, технологического, военно-политического, правоохранительного, дипломатического и иного характера, разработаны относительно тех или иных угроз, как с у счета текущего времени, так и в расчете на перспективу. Национальная безопасность - разноплановая и многоуровневая проблема, охватывающая все сферы жизнедеятельности и нуждается в научно обоснованной кон концепции, рассчитанной на длительную историческую перспективву.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом , так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структура. Ури, семья, отдельная личность тощ.

Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.

Не исключается и участие граждан и их объединений в поддержке экономической безопасности. Более того, такие действия должны всячески поощряться государством. Однако активное участие гражданина в обеспечении экономического ной безопасности невозможна без осознания им важности этой государственной дела и проявления активной жизненной позиции. Кстати, в. Конституции Украины четко указано, что наряду с защитой суверенитета и террит ориальнои целостности Украины обеспечение ее экономической безопасности является важнейшей функцией государства и делом всего украинского народоду.

Экономической безопасности присущ интегральный характер, поскольку она является результатом совместных усилий всей нации, что проявляется через действия всех ветвей власти на всех уровнях (от всеукраинского до место в ного), имеющихся в государстве сил и средств, объединений граждан и отдельных оси.

На сегодня существуют определенные противоречия между отдельным гражданином и государством в сфере обеспечения ими своей экономической безопасности. Ведь государство выступает не только гарантом экономической безопасности своих граждан, но и сама может быть для них источником угроз (обесценивания денежных сбережений, задержки с выплатой заработной платы и других социальных выплат, непомерные налоги и т.п.). Когда государство создает для своих граждан угрозу, что значительно превышает ту опасность, от которой она их защищает, то такое государство вряд ли вызывать у граждан уважение. Более того, она не сможет быть выразителем национальных экономичным их интересесів.

В период кардинальных экономических преобразований, когда создается мощный негосударственный сектор экономики, очень важно, чтобы частные предпринимательские структуры заботились не только о собственных интересах и безопасность как это наблюдается сейчас, но и учитывали интересы государства и общества и способствовали обеспечению экономической безопасности Украины. Ведь когда, например, валютные средства отечественных коммерческих структур в садятся в иностранных банках, укрепляя экономический потенциал зарубежных стран, то они подрывают его в Украине. Финансовое обескровливания собственной страны ведет к уменьшению уровня ее обороноспособности, неспра можности социально защитить уязвимые слои населения, развивать науку, образование, культуру и в конечном итоге может привести к потере самой государственности. Государство должно принимать все необходимые меры для нейтр ализации подобных угроз своей экономической безопасностиеці.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности являются:

Мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, т.е. выявления и прогнозирования угроз

Разработка конкретных мер, реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющие или смягчающие вредное влияние выявленных факторов и угроз в рамках единой программы эко ономичних реформ стран.

Возрастает роль и значение правоохранительного обеспечения экономической безопасности. При масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние влияют организованная преступность и коррупция , овладевшие разному ных механизмами влияния на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработка стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности где ржавые, ее правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную ситуацию в экономикеі.

Необходимым элементом государственной деятельности является государственно-правовая защита экономики - обоснована на познании законов общественного развития структурно-интегрированная система мер, принимаемых компетентн ими государственными органами для охраны интересов субъектов экономической деятельности и обеспечение развития рыночной экономик.

Объектом государственно-правовой защиты выступают отношения субъектов экономической деятельности, возникающие в процессе реализации ими своих законных прав, с учетом возложенных на них обязанностей - зако онными путями способствовать последовательному развитию социальной и других отраслей жизнедеятельности граждан Украины при интеграции страны в мировую экономическую систем.

Анализ направлений государственно-правовой защиты экономической деятельности доказывает их многоаспектность, в зависимости от функций субъектов. При этом эффективность деятельности указанных субъектов во многом за алежить от знания ими объекта приложения своих усилий. Именно поэтому для подразделений правоохранительных органов, основным направлением деятельности которых является борьба с экономической преступностью, актуален анализ оп еративно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере экономикки.

Рассмотрение сущности государственно-правовой защиты экономической деятельности будет односторонним без анализа ее деятельной стороны, т.е. обеспечение исполнения правовых предписаний. Несмотря на кажущийся стихийный характер рынка, эффективность экономической деятельности непосредственно связана с законностью и дисциплиной при ее осуществлении. Соблюдение законности в сфере экономики следует понимать как одинаковое понимание и точное выполнение положений законов всеми субъектами экономической деятельности. Необходимо также руководствоваться тем, что далеко не все стороны экономической жизни регулируются законами, и зачастую субъекты эконом ичной деятельности, вступая в отношения между собой, определяют их порядок по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме понимания и выполнения положений законов, к содержанию законности, считаем, ма есть входить и возможность (способность) реализации субъектами своих законных праправ.

В главных условий невыполнения положений законов относятся:

Отсутствие механизма реализации положений закона;

Противоречие закона традиционным устоявшимся нормам жизни;

Отсутствие контроля со стороны властных структур;

Существование ведомственной практики инструктивного толковании положений закона, при котором чаще всего скрывается или искажается главная суть;

Преднамеренное (или по незнанию) невыполнение законов и т.д.

Первый этап обеспечения законности в экономической сфере деятельности связывают со своевременным доведением положений законов к субъектам. Отметим, что разнообразие принятых законов и, собственно говоря, отс ность надежных информационных каналов доведения их до исполнителей, не акцентируя внимания на необходимости комментирования, нередко приводит к тому, что субъекты сами вынуждены искать нормативные акты. Отметим о, что обязанность информационного обеспечения субъектов экономической деятельности возложено на органы исполнительной власти, поскольку именно они отвечают за состояние соблюдения законности на местаях.

Уровень законности в экономической деятельности во многом зависит от правосознания субъектов, а это требует необходимого объема юридических знаний, позволяющих осуществлять осознанные юридические действия в в хозяйственных и других операция.

Значение государственно-правовой защиты экономической деятельности в переходный период заключается в объективной необходимости более глубокого вмешательства государства в экономику, чем это требуется в развитой экономические й системе. Эта необходимость постепенно уменьшаться в процессе развития экономики, формирования правового государства и, соответственно, улучшение социальной сферы, изменении экономико-правового мировоззрения субъект ей экономической деятельностиі.

В широком смысле экономическая безопасность - это такое состояние страны, когда обеспечивается защищенность ее экономических интересов есть содержание экономической безопасности - это интересы производства, бизнеса, торговли, ф финансовой и иной хозяйственной деятельности касается внутреннего состояния исходным экономическим интересом нации является экономическая стабильность, которая проявляется в производственном росте, повышении национально го дохода, эффективной финансовой системе и т.д.. Внешние интересы безопасности страны заключаются в исключении экономической экспансии со стороны других государств и обеспечении независимости в международных отношенияхнах.

Система экономической безопасности обеспечивает стране:

Возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;

Способность активно влиять на процессы в мире, касающихся национальных интересов страны;

Социальный миф и общественное согласие, предотвращения масштабным внутренним конфликтам, способным привести к изменению демократического политического строя

время проблема обеспечения экономической безопасности многомерная и многоаспектная. Особого внимания заслуживают вопросы криминализации жизненно важных сфер экономики. Результаты криминологических исслед жень свидетельствуют о высокой степени проникновения преступности в сферу общественно-экономических отношений Экономическая преступность достигла такого уровня, что является реальной угрозой национальной безопасности. Это один из нас следствий потери контроля над исполнением законов в стране. Поэтому особую остроту приобретают проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях системного кризиса должна быть выработана адекватная современному состоянию развития общества государственная правоохранительная политика, а также соответствующие средства и формы правоохранительной деятельности. Очевидно, что эти меры должны быть ск ладовыми звеньями общей цепи усиления регулятивной роли государствдержави.

В экономической системе страны выделяют такие важнейшие блоки проблем, позволяющих раскрыть содержание экономической безопасности:

Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народнохозяйственного комплекса страны. Народнохозяйственный комплекс страны рассматривается как определенная система, состоящая из подсистем. Дисбаланс порт зкив между подсистемами может привести к разрушению всей системы. Поэтому особенно важно своевременно выявлять угрозы и находить оптимальные решения по их недопущения и предотвращения ниним.

Проблемы, связанные с поддержкой функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях: аварии на жизненно важных объектах, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.. Эти явления способны встряхнуть экономику всей страны, создать угрозу экономической безопасности в целом. Экономические масштабы этих ситуаций измеряются объемами прямых и косвенных потерь. ВВП и расходами госбюджета на их преодолениеня.

Проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности. Отсутствие четкой правовой базы порождает коррупцию государственного аппарата, множество экономических преступлений, криминализацию экономики и общества, рез зке расслоение общества на богатых и бедныхх.

Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром. На сегодня реальную угрозу Украине составляют не внешние факторы, а развал экономической системы страны. В современных условиях анализ внутренних факторов и разработка конкретных эффективных мер по предотвращению внутренних угроз наиболее актуальные и значимыещі.

Сущность экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития Украины с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном ис истанни сырьевых ресурсов и окружающей среды.

. Экономическая безопасность - это система обеспечения устойчивости национальной экономики, сохраняет свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние угрозы

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями"развитие"и"устойчивость"

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, резко сокращается возможность выживания, возможность сопротивления и приспособленности к внутренних и внешних угроз. Развитие экономической системы обычно связывается с экономическим ростом, а его темпы рассматриваются как характеристики этого роста. При падении показателей говорят не столько о отрицательный экономический зрос зования, сколько о деградации экономической системеми.

Акцент на устойчивости не случаен. Ведь именно устойчивость экономической системы связана с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться с помощью политических, правовых и других механи измов к изменяющимся, в частности эффективно преодолевать кризисные явленийа.

Устойчивость - важнейшая характеристика экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы, здатнис во выдерживать внутренние и внешние"нагрузки"Если система теряет устойчивость, то говорят о ее разрушение, катастрофу. Чем устойчивее экономическая система, соотношение производственного и финансово-ба нкивського капитала и т.д., тем жизнеспособнойю є

экономика, а потому и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций, дисбаланс связей между различными компонентами системы приводит к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от б безопасного состояния в небезпечного.

Стратегия экономической безопасности предусматривает:

Определение характеристики внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и где ержавы

Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;

Механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия

Практическая реализация. Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государстви.

Экономическая безопасность поддерживается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и другими, включая защиту государственной тайны. Кроме того, экономический оценки последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб, и на этой основе определить систему приоритетев.

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.

В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений - это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, - субъект , то, чем, или тот, кем управляют, - объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.

Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.

Субъект экономической безопасности - лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.

Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.

Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:

  • 1) мегауровень - государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • 2) макроуровень - региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
  • 3) микроуровень - коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
  • 4) уровень человека, гражданина - человек, гражданин.

В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:

  • 1) внешние конструктивные субъекты;
  • 2) внешние деструктивные субъекты;
  • 3) внутренние конструктивные субъекты;
  • 4) внутренние деструктивные субъекты.

Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам - недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.

Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам микроуровня и уровня отдельного человека , гражданина относятся:

  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);
  • отечественные и иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.

К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:

  • сотрудники службы безопасности организации;
  • специализированные организации, оказывающие услуги по защите объектов экономической безопасности.

Внешние субъекты макроуровня:

  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
  • иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.

Внутренние субъекты макроуровня:

  • органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.

Внешние субъекты мегауровня :

  • соответствующие органы других государств;
  • иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д. Внутренние субъекты мегауровня :
  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.

Субъектами безопасности в обществе являются отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, этнические или национальные общности, хозяйствующие субъекты занимаются обеспечением своей безопасности.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 подчеркивается, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности. Обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечивать национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальной безопасности, в том числе обеспечению экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. В российских СМИ и экономической литературе активно обсуждается идея, что экономика не может быть объектом государственного управления -- ей надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение XX столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело -- методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется многими факторами.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Проблема состоит не в том, чтобы отстранить государство от управления экономикой, а в том, чтобы высвободить государство из объятий бюрократии, придать его управленческой деятельности нравственное, социально-культурное начало. Тогда и его роль в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждого гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Федеральном законе «О безопасности», где указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, закон предусмотрел создание специального органа -- Совета Безопасности РФ, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет Безопасности РФ -- это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В упомянутом Законе сформулированы следующие основные задачи Совета Безопасности РФ:

  • определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации к участию в работе Совета Безопасности РФ, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий, по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет Безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности, в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они агрегируют жизненно важные экономические и социальные интересы, защищают экономические права и свободы различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Таким образом, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущее место занимают государство и его институты экономического управления, особенно Совет Безопасности РФ. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

Тема 18. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

1. Объект и субъект экономической безопасности. 2. Основные угрозы ЭБ. 3. Государственная деятельность по обеспечению ЭБ. 4. Международное сотрудничество в области БЖД.

Вопросы для самопроверки к разделу VII .

1.Объект и предмет экономической безопасности. В специальной литературе понятию «экономическая безопасность» (ЭБ) даются различные определения. Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

Фактором, в значительной степени определяющим ЭБ страны, является производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения. Именно от их величины во многом зависят уровень, качество и продолжительность жизни населения, состояние его здоровья, качество питания, уровень образования, финансовые возможности государства и общества по обеспечению социальной защиты нетрудоспособных, развитие науки и культуры.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народнохозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Содержание понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» может быть рассмотрено в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для национальной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах - по этому показателю россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать ее по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем трудоспособность рабочего США.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах (рис. 11). 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности РФ - это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Рис. 11. Система национальной безопасности в сферах ЖД общества

Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии ЭБ РФ, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

В системе показателей индикаторов ЭБ необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики. ЭБ государства зиждется на его финансовом могуществе.

Наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Сегодняшнее состояние российский экономики в значительной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.

Концепция ЭБ России должна основываться на учете многообразия факторов, включая ее главный элемент - рост эффективности экономики. В связи с этим ЭБ - это способность национальной экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и нормальное экономическое развитие.

Ситуация в экономике России и в мировой экономике обусловливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме связанной с жизнеобеспечением общества и населения. Можно выделить две основные классификационные группы ЭБ как объекта использования.

Таким образом, объектом ЭБ является экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности.

Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям ЭБ.

ЭБ понимается как многоуровневое явление и включает: - ЭБ страны в целом; - ЭБ региона; - ЭБ отрасли и отдельного предприятия; - ЭБ отдельного гражданина и предпринимателя.

Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.

Под безопасностью предпринимателя следует понимать безопасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опасность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».

ЭБ организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственны) связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Нормативные гарантии подразумевают правовое обеспечение хозяйственной деятельности организации, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защиту правомерного поведения подразделений и работников организации в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы организации. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы ЭБ организации.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выделения и устранения угроз деятельности организации, использования механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров, а также принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива организации для обеспечения его безопасности.

Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и Использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов организации, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

2. Основные угрозы экономической безопасности

Угрозы интересам России в области обеспечения ЭБ многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся в течение всех лет реформирования ростом цен, снижением платежеспособного спроса, ухудшением состояния рынка ценных бумаг, криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, снижением инновационной активности. Эти проблемы обусловлены тем, что в переходный период рыночные отношения слаборазвиты и не создают сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста (см. табл. 7).

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции складывающиеся в социальной и научно-технической сферах.

Таблица 7.

Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

1 .Продолжающийся спад производства

1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2. Низкая инвестиционная активнос­ть и переток капитала к частнику

3 Низкая конкурентоспособность

2.Сырьевая направленность экспорта

4.Ухудшение инновационной сферы

3.Дискриминационные меры зарубе­жных стран к российским товарам

5. Свёртывание научной сферы

6. Структурная деформация экономики

4. Высокий уровень внешнего долга

5. Агрессивная политика иностран­ных компаний на рынках сбыта

7. Рост безработицы

8. Имущественное расслоение людей

6 Скупка за бесценок российской собственности

9.Слабое использование недр

10 Криминализация экономики

7. Вложения средств в российскую экономику для устранения конкуренции

11 Региональный сепаратизм

12. Слабость правовой базы

13. Концентрация бедных слоев

14. Рост материало- энергоёмкости продукции

15.Рост взаимной задолженности

16.Просчёты политики реформ

В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшении прироста ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия; рост бедности.

Имущественное расслоение населения характерно для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда колебания доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В этом отношении в России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей (удачливых предпринимателей, обогатившихся, как правило, за счет бизнеса с государственным имуществом, аномального развития российской экономики) значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно составляет 1:6:8, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14, по отдельным городам и регионам - еще выше.

К ряду факторов, непосредственно работающих против ЭБ, относится инвестиционный кризис. Замедление инвестиционных процессов уже сказывается на ее настоящем, превращая технологическую опасность и угрозу ЧС в повседневный факт современной хозяйственной жизни.

3. Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности

Обеспечение ЭБ является важнейшей функцией государства. В Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопасности. В нем сказана: «Цель государственной стратегии ЭБ - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения ЭБ практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

Обеспечение ЭБ страны должно иметь характер государственной политики и предусматривать комплекс, систему мер политического, экономического, административно-режимного, пропагандистского и специального характера, объединенных стратегическим замыслом, общими целями и задачами.

В «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности в области экономики страны. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности страны.

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике на внутреннем российском рынке появились товары и услуги множества отечественных и зарубежных коммерческих структур - производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т. п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности РФ.

4. Международное сотрудничество в области БЖД.

Современное международное сотрудничество России в области БЖД человека и охраны ОС осуществляется по трем основным направлениям: 1) международные организации; 2) международные конвенции и соглашения; 3) многосторонние и двусторонние связи.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения БЖД.

Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. Деятельность Союза известна по таким публикациям, как Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы», «Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.

В 1957 г. ООН учредила специальную организацию – Между народное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ – проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.

Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких либо военных целей.

Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.

В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.

Конвенция вводит Россию в новый этап разоружения. Она запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.

«Повестка дня на ХХI век» - это программа деятельности по устойчивому развитию, разработанная Конференцией ООН по ОС и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Эта программа охватывает широкий круг вопросов и проблем, связанных с деятельностью по переходу к устойчивому развитию на местном, национальном и мировом уровне. Для устойчивого развития, отмечается в «Повестка дня на XXI век», необходимо учитывать экономические, социальные, культурные, политические и экологические факторы, а также проблемы здоровья как нынешнего, так и будущих поколений. Деятельность, которая обеспечит переход к устойчивому развитию, должна отвечать условиям экономической эффективности, социальной справедливости, ответственности и экологической безопасности.

Международная организация гражданской обороны (MOГО) создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие. По решению IX сессии Генеральной ассамблеи МОГО в странах – членах этой организации, в том числе и в России, 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской защиты.

Межправительственная океаническая комиссия (МОК) была создана в 1960 г. в целях исследования значения океана для человечества. Вскоре было заключено более 250 международных договоров, соглашений, конвенций, имеющих природоохранительное значение. Среди них такие важные, как московский договор 1963 г. «О запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой», который подписали более 100 стран. В мае 1972 г. было подписано межправительственное соглашение между СССР и США, охватывающее 11 крупных проблем в рамках 39 конкретных проектов.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) – международная межправительственная организация. Она начала деятельность с 1951 г., объединяет 185 стран. Местонахождение – Женева ВМО осуществляет сотрудничество в области метеорологических наблюдений и исследований, обмена информацией и др. В 1976 г. ВМО выступила с первым заявлением об угрозе климату. В 1979 г. ВМО учредила Всемирную климатическую программу (ВКП), которая стала основой международной деятельности в области климата.

Самой известной международной общественной организацией является «Гринпис» («Зеленый мир»), образованная в 1971 г. В настоящее время «Гринпис» имеет 27 отделений в разных странах мира, в том числе в России и на Украине. В России «Гринпис» существует с 1992 г.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) крупнейшая в мире неправительственная международная экологическая организация, основанная в 1961 г. Деятельность Фонда нацелена прежде всего на сохранение биоразнообразия, продвижение устойчивого использования природных ресурсов, а также предотвращение неоправданного бытового загрязнения. Он объединяет 27 национальных отделений во всем мире, а также 5 млн индивидуальных членов. Средства на осуществление своих программ Фонда получает в виде благотворительных пожертвований от частных лиц, правительств, международных агентств и компаний.

Международный социально-экологический союз (МСоЭС) единственная общественная некоммерческая организация, объединяющая независимо работающие неправительственные организации и группы из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Испании, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, США, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии и Шотландии. МСоЭС – самое крупное общественное экологическое объединение на территории бывшего СССР.

Согласно Уставу МсоЭС цель этой организации - «объединение интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов Союза во имя защиты природы Земли и населяющих ее живых существ, для сохранения и восстановления природного и культурного наследия человечества, физического и духовного здоровья людей, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития».

Глобальный экологический фонд (ГЭФ) это финансовый механизм предоставления грантов и льготных кредитов странам-получателям на осуществление проектов и деятельности, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. ГЭФ был учрежден в 1991 г. как экспериментальная программа, которая осуществляется в соответствии с Программой ООН по ОС (ПР ЮНЕП)и Всемирным банком. В марте 1994 г. правительства 73 стран-участников после проведения успешных переговоров решили реорганизовать программу и пополнить ее основной фонд более чем 2 млрд долл., с условием их использования для финансирования проектов и деятельности по предотвращению изменения биологического разнообразия, охране международных вод и предотвращению разрушения озонового слоя.


Экономическая безопасность. Производство – финансы – банки. М.: Финстатинформ, 1998. – с. 12.

Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. – М.: - с. 17.