Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Статистика рынка труда и трудовых ресурсов. Влияние демографической политики государства на рынки и предложение труда

В настоящее время в России наблюдается сложная демографическая ситуация, отражением которой является показатель естественной убыли населения. Кроме того, мы вступили в период, который специалисты называют демографической ямой: на рынок труда выходит поколение, рожденное в 90-е годы. Следствие же этого - снижение численности трудоспособного населения, а значит, и численности рабочей силы.

Влияние демографических факторов на занятость имеет две стороны: непосредственное воздействие численности и возрастно-половой структуры населения на численность и возрастно-половую структуру трудовых ресурсов и воздействие численности и демографической структуры населения в трудоспособном возрасте на численность и структуру занятых. Следует иметь в виду, что в 1990-е гг. в России возросла экономическая роль семьи. В современном мире семья всё более становится активным участником выбора сферы, характера и степени занятости её членов.

Демографический кризис в России, выражающийся в наступлении с 1992 г. стойкой депопуляции, вызванной резким снижением рождаемости, ростом «сверхсмертности» мужчин, кризисом семьи, нерациональными потоками миграции повлиял и на состав отдельных социально-демографических групп населения.

В 1990-е гг. доминирующим моментом в изменении потенциальной численности экономически активного населения было меняющееся соотношение положительного влияния когортного эффекта (разница между размерами поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него) и отрицательного влияния смертности. Миграция в отдельные годы смогла наполовину компенсировать потери трудоспособного населения из-за смертности, а у женщин почти полностью.

Компенсирующая роль миграционного фактора достигла максимума в момент резкого увеличения числа умерших в первой половине 1990-х гг. В целом за десятилетие положительная миграция на 30% скомпенсировала смертность лиц в возрастах от 16 до 60 лет (на 23% у мужчин и на 50% у женщин).

Особенности возрастной структуры российского населения таковы, что в 2000-е гг. трудоспособного возраста достигнут достаточно многочисленные поколения конца 1980-х гг., а к пенсионному возрасту подойдут малочисленные поколения, родившиеся в годы Великой Отечественной войны. Соотношение между первыми и вторыми возрастными группами составит 3:1. Начиная с 2009 г. численность 16-летних будет ниже, чем 59-летних, к 2015 г. это соотношение достигает невиданного ранее в истории соотношения 1:2. Даже число 72-летних станет больше числа 15-летних в 2011-12 гг.

Прогнозные оценки изменения экономической активности населения имеют важное практическое значение для будущей экономической и социальной политики, поскольку рабочая сила является одним из факторов, определяющих объём производимых в экономике благ и услуг. Отсутствие достаточного предложения рабочей силы, обладающей определённым образованием и профессиональной квалификацией, может быть значительным ограничением для поддержания устойчивого экономического роста.

Прогнозирование численности экономически активного населения предполагает, прежде всего, знание двух основных параметров: численности населения в соответствующих половозрастных группах и уровня их участия в экономике. Численность населения на перспективу задаётся в рамках демографического прогноза, перспективная динамика уровней участия зависит от используемых гипотез. Дефицит рабочей силы повышает цену труда, что, в свою очередь, начинает втягивать прежде неактивных граждан на рынок труда, поднимая тем самым уровни участия. И наоборот, рост безработицы сопровождается сокращением участия в рабочей силе. Всё это делает долгосрочное прогнозирование экономической активности крайне сложным делом.

Количественная оценка рабочей силы не исчерпывается оценкой числа работников, - как и в случае с населением, она может быть дополнена оценкой их жизненного потенциала. В той мере, в какой этот потенциал определяется ожидаемой продолжительностью жизни, Россия существенно проигрывала и проигрывает практически любой стране со сходным уровнем развития экономики. Низкий уровень здоровья населения России приводит к существенным экономическим потерям. По самым скромным оценкам, экономический ущерб в связи с заболеваемостью, инвалидизацией и смертностью занятого в экономике населения только в 1999 г. составил 6,5% ВВП. Суммарный экономический ущерб от потерь здоровья всего населения, рассчитанный на перспективу, много больше этой величины. К сожалению, в перспективе не предполагается резкого сокращения смертности и роста продолжительности жизни как всего, так и трудоспособного населения России.

В связи с низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности актуальна оценка масштабов данного воздействия, прежде всего, в отношении ограничений расширения занятости в отечественной экономике. Для определения перспектив дефицита трудовых ресурсов в экономике России до 2015 г. исследователи ИНП РАН оценивали совокупный спрос на труд (сумма численности занятых и числа вакантных рабочих мест) как функции объёмов ВВП и основных фондов. Перспективные оценки совокупного спроса на труд основывались на прогнозных вариантах развития экономики, разработанных МЭРТ России, - инновационно-активном (темп роста ВВП 6,2% в год до 2010 г., 7,2% - в 2010-15 гг.) и базовом (темп роста ВВП 4,8% в год и 4,2% соответственно).

Показательно, что по обоим сценариям совокупный спрос на труд в экономике России увеличивается (в первом из них со средним темпом роста в 1%, а во втором - 0,6% в год). Это увеличение потребности экономики в труде сопоставлялось с имеющимися его ресурсами, а именно: с численностью экономически активного и неактивного населения. В результате оказалось, что уже в 2009-10 гг. начинает проявляться дефицит труда, всё увеличивающийся со временем. Несмотря на происходящее в перспективе наращивание основных фондов и замещение труда капиталом (в форме трудосберегающих технологий) дефицит трудовых ресурсов, тем не менее, проявляется. Это может свидетельствовать о недостаточно интенсивном внедрении новых трудосберегающих технологий. Причём, реализация первого сценария приведёт к более раннему возникновению дефицита трудовых ресурсов. При этом вовлечение в сферу занятости в среднем дополнительно 1 млн. человек отдаляет наступление дефицита на 1 год.

Динамика перспективного дефицита трудовых ресурсов реализуется при условии, что все безработные становятся занятыми. В то же время существующая сегодня на российском рынке труда безработица в значительной степени носит структурный характер. Так, например, в 2004 г. отраслевая структурная безработица составила порядка 40% общей. Реальный объём структурной безработицы выше, так как существует не только отраслевая, но и региональная её компонента, и они не всегда, вероятно, полностью совпадают. Кроме того, при оценке показателей объёмов структурной безработицы необходимо учитывать профессиональные, квалификационные, образовательные, возрастные и другие диспропорции. Опыт экономик развитых стран показывает, что именно на уровне отдельных занятий и профессий структурные несоответствия проявляются в наибольшей форме.

С учётом вышесказанного справедливо считать, что актуальность проблемы структурной безработицы остаётся высокой, а для структурных безработных характерная большая длительность пребывания в состоянии незанятости. Кроме того, структурная безработица требует специальных мер государственной политики занятости для своей ликвидации. Следовательно, перспективное её снижение возможно только при очень эффективной структурной макроэкономической политике. При её отсутствии в экономике сохранится некоторый «маргинальный» контингент безработных, которые систематически не могут найти применения своим навыкам в сфере занятости. Поэтому дефицит трудовых ресурсов может наступить ранее указанного срока.

Наряду с количественными показателями, острота дефицита рабочей силы определяется и качественными (структурными) формами его проявления.

Дефицит рабочей силы в первую очередь затронет важнейшие отрасли, в которых к настоящему моменту произошло значительное снижение численности занятых (наука и научное обслуживание, машиностроение, строительство, сельское и лесное хозяйство).

Профессионально-квалификационный аспект дефицита состоит в том, что при наличии хорошо образованной рабочей силы не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций. По оценкам ИНП РАН, в настоящее время более 80% предприятий (прежде всего, реального сектора) ощущают дефицит квалифицированных рабочих кадров. При этом выпуск таких специалистов системой образования уменьшился более чем на 40%. Другим примером является дефицит кадров более высокой квалификации, возникающий в отдельных отраслях из-за того, что выпускники вузов устраиваются на работу не по приобретённой специальности (по экспертным оценкам, 50% молодых инженеров, 70% выпускников сельхозинститутов, 30-40% выпускников медицинских вузов).

Возрастной аспект дефицита выражается, во-первых, в постарении населения трудоспособного возраста. С 1992 г. сокращение численности затронуло практически все возрастные группы (за исключением 45-54 лет), в наибольшей степени - занятых до 20 лет, 30-39 лет, 50-59 лет. Во-вторых, - в слабом притоке молодых кадров в целый ряд отраслей экономики (причины этого: низкий уровень оплаты труда в них, высокая дифференциация заработной платы и сложившаяся система предпочтений). Всё это приводит к снижению кадрового потенциала отдельных отраслей экономики России.

Основные возможности преодоления возникающего дефицита связаны с повышением экономической активности, повышением производительности труда, смягчением структурных проблем рынка труда, замещающей миграцией. Рассмотрим внутренние источники смягчения остроты выявленной проблемы.

Повышение экономической активности населения предполагает, прежде всего, вовлечение на рынок труда части незанятого экономически активного населения. К этим категориям относятся учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью; военнослужащие; лица, выполняющие домашние обязанности, осуществляющие уход за детьми и другими членами семьи; трудоспособные лица, у которых нет необходимости работать. В 2003 г. таких незанятых было порядка 17 млн. чел.

Повышение производительности труда как один из путей смягчения перспективного его дефицита в значительной степени связано с повышением капиталовооружённости труда. Это требует (как и предполагает сценарий №1) более интенсивных инвестиционных вложений, прежде всего, в реальном секторе производства. Их недостаток будет усиливать отраслевую неоднородность эффективности использования рабочей силы и, следовательно, усугублять проблему её дефицита. В настоящее время отечественная экономика испытывает недостаток в новых, современных технологиях, которым должен быть присущ трудосберегающий характер.

Необходимым проявлением превентивной политики по смягчению возникающего ограничения предложения труда в экономике является решение проблемы структурной безработицы. В противном случае, как было отмечено выше, в экономике будет одновременно наблюдаться острая нехватка специалистов в целом ряде секторов (регионов) и безработица.

Проблемы, возникающие в сфере занятости и на рынке труда, определяют социально-экономическое положение страны и её населения и непосредственно влияют на процессы его воспроизводства. Так, безработица оказывает негативное влияние на развитие семьи, снижая её жизненный уровень, социальный статус, ограничивая возможности её полноценного развития, подрывая авторитет родителей в глазах детей, супругов в глазах друг друга. Аналогичное негативное влияние оказывает и низкий уровень заработной платы.

Кроме того, это катализирует развитие таких социальных проблем, как преступность, наркомания, алкоголизм, суицид. Неуверенность в стабильной и обеспеченной достойным доходом занятости порождает такие влияющие на демографическое развитие страны последствия, как отказ от рождения детей, откладывание рождений, аборты, разводы и др. Неблагоприятные и вредные условия труда, его изматывающий характер (при совмещении нескольких мест занятости) приводят к ухудшению здоровья трудящихся, преждевременной смертности. Следовательно, необходимо говорить не только об актуальности демографических проблем в контексте развития рынка труда, но и о важности обратных связей.

В связи с этим повышается значимость разработки и проведения социально-демографической политики, активной и адекватной сложившейся ситуации в экономике России и на рынке труда. Первый шаг в этом направлении Правительство России сделало в 2001 г., приняв Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2015 г. Однако необходимо расширить данную Концепцию за счёт федеральных целевых программ, в том числе касающихся сохранения жизненного и трудового потенциала населения России. Меры социально-демографической политики должны быть интегрированы в систему социально-экономических мер, направленных на увеличение темпов и улучшение содержания экономического роста, повышение уровня жизни населения, решение важнейших социально-экономических задач. Активная миграционная политика будет являться в ближайшие годы жизненно необходимым условием дальнейшего, как экономического развития России, так и важным фактором решения демографических проблем, особенно для отдельных регионов.

Заключение.

На сегодняшний день одной из проблем является "следующее поколение". Каким оно будет? И будет ли оно? Последний вопрос вызывает страх и обеспокоенность за нашу нацию. Неутешающие прогнозы подтверждают наши опасения.

В стране демографическая нестабильность: женщин больше, чем мужчин. Это отражается на половозрастной и на брачно-возрастной структуре общества, которые оказывают непосредственное влияние на уровни рождаемости и смертности, естественного прироста населения. Это основные демографические показатели, которые сегодня крайне неутешающие.

Демографические изменения, рынок труда и рост производительности

Кл. Вимон

(Cl. Vimont. Evolution demographique, marche du travail et croissance de la productivite // "Problemes economiques", 2000, № 2656/2657, p. 37-31. Опубликовано в РЖ "Экономика" №1, 2002. Реферирование: С.Н. Куликова)

Французский экономист указывает, что связь между экономическим ростом и демографическими изменениями является одной из самых сложных и неоднозначных. Чисто количественный подход к ее анализу недостаточен. В мире начала XXI века только качественный подход может выявить соответствие между имеющимися людскими ресурсами и потребностями в рабочей силе и возможными последствия демографических изменений для экономического роста, предпринимательства и профессиональной подготовки.

Такие демографические процессы, как сокращение численности молодежи, вступающей в трудовую жизнь, или старение экономически активного населения, неизбежны и требуют изменения политики в области занятости, проводимой как властями, так и предпринимателями. Трудящиеся, оказавшиеся в новой ситуации, также должны изменить свое поведение на рынке труда. Помимо демографических сдвигов факторами, оказывающими глубокое воздействие на экономику и общество, сказываются темпы и характер технологических нововведений, изменение методов управления производством в рамках предприятий; трансформация и изменение значимости понятия "работа"; изменение потребления; глобализация и развитие Европейского Союза.

Никакое соотношение между демографией, экономикой и занятостью не может оставаться стабильным на протяжении длительного времени. Экстраполяция существующего положения достаточно опасна. Прежде следует определить новую ситуацию, которая может возникнуть в связи с будущими изменениями различных составляющих элементов занятости, с учетом характеристик существующего экономически активного населения, разновидностей экономического роста, состояния французского общества и устремлений людей.

Не следует слишком рассчитывать на снижение безработицы, которое может оказаться недостаточным для компенсации последствий демографического перехода. Автор считает, что демографический переход будет носить поступательный характер.

Ежегодный прирост экономически активного населения Франции в 1985-1995 годах составлял 200 тысяч человек, в 1995-2000 годах - 130 тысяч, а в 2000-2005 годах снизится до 100 тысяч человек. В 2005-2010 годах численность экономически активного населения будет стабильной, а затем в 2010-2015 годах последует быстрое снижение ежегодного прироста экономически активного населения.

Такая динамика констатируется в процессе старения населения. В 1995 году соотношение между численностью экономически активного населения в возрасте 20-39 лет и в возрасте 40-59 лет составило 1,23. К 2000 году оно снижается до 1,10. В 2010 году этот показатель будет равен 0,95, a в 2015 году - 0,92. После 2005 года группа в возрасте 40-59 лет будет доминировать в составе экономически активного населения. Именно эта тенденция накопления постоянных ежегодных изменений, идущих в одном направлении в течение 20 лет, свидетельствует о демографическом переходе и ведет к радикальному изменению демографической ситуации.

Новое демографическое положение характерно не только для Франции. Несколько лет назад, гораздо раньше, чем во Франции, экономически активное население ЕС (в составе 12 стран) достигло своих максимальных значений. После 2005 года (особенно с 2010) экономически активное население ЕС в целом будет сокращаться быстрее, чем во Франции, и доля Франции в экономически активном населении ЕС будет повышаться до 2015 года. Особенно сильное сокращении экономически активного населения ожидается в Италии (за 2000-2015 годы - на 10%) и довольно существенное - в Германии и Бельгии (на 3,1%). Положение в Великобритании, похоже, близко к положению, сложившемуся во Франции, с небольшим отставанием во времени, так как сокращение прироста экономически активного населения в этой стране начнется только с 2010 года.

Большие различия в динамике экономически активного населения отмечаются в других промышленно развитых странах (ПРС). Япония уже несколько лет назад вступила в фазу сокращения экономически активного населения, которое составит за 2000-2015 годы около 15% этой когорты. Наоборот, в США экономически активное население будет расти до 2015 года, а затем стабилизируется. Япония в плане сокращения экономически активного населения опережает европейские страны на десять лет. В США сокращение этого населения произойдет на десять лет позже, чем в ЕС, что создаст им определенные преимущества при условии сохранения нынешнего уровня экономического роста.

На первый взгляд кажется, что прогнозируемый дефицит рабочей силы во Франции может быть легко компенсирован за счет сокращения безработицы, которая в 1995 году составляла 11,5%, а в 2000 году - 8,5%. Однако опыт показывает, что рост занятости никогда не ведет к равноценному сокращению безработицы, даже в странах, где отмечается высокая мобильность экономически активного населения. Более того, во Франции при сложившейся структуре безработицы по уровню и типу квалификации число вновь получивших работу безработных остается небольшим в отраслях, где требуется рабочая сила в период длительного экономического роста (особенно на должности, требующие среднего уровня квалификации в обрабатывающих отраслях и квалификации технических специалистов в сфере услуг).

Старение экономически активного населения приводит к избытку на предприятиях неквалифицированной рабочей силы в возрасте старше 50 лет, не приспособленной к новым функциям. Большое количество этих работников, не доработавших нескольких лет до пенсии, может быть уволено. В связи с такой перспективой число не подлежащих найму безработных не только не сократится, но может значительно возрасти. Автор считает, что при этом сохранится длительная безработица и дефицит квалифицированной рабочей силы.

По мнению автора, ключевую роль в решении проблемы занятости играет производительность труда, именно отрасли с высокой производительностью обеспечивают экономический рост, разрушают существующую занятость и одновременно создают новые рабочие места. Более того, их влияние на общий уровень занятости будет дополнено развитием отраслей с низким уровнем производительности, обладающих значительной социальной полезностью, функционирование которых может финансироваться за счет доходов, образовавшихся в результате экономического роста.

Курс на получение высокой прибыли, кажется, стал основной задачей предприятий, по крайней мере, в промышленно развитых странах, и находит выражение в "мега-слияниях" крупнейших компаний. Неизбежным следствием этого процесса концентрации являются рост производительности и сокращение числа рабочих мест, что может способствовать увеличению безработицы, особенно среди трудящихся старших возрастных групп. Они дороже всего обходятся предприятию и менее других возрастных категорий работников приспособлены к новой организации труда. Дополнительные доходы, полученные за счет роста производительности, позволяют предприятиям выделить ресурсы для освоения новых видов деятельности, с высокой добавленной стоимостью в перспективных отраслях. Кроме того, для предприятий, имеющих сравнительно легкий доступ к недорогим кредитам, благодаря снижению расходов на финансовых посредников, появляются возможности расширить свое производство и завоевать новые рынки. В этом случае рост производительности в одних отраслях служит базой для увеличения производительности и создания рабочих мест в других.
Будущее занятости все больше и больше будет основываться на деятельности, связанной с предоставлением индивидуальных услуг и имеющей низкий уровень производительности. Услуги, не требующие высокой квалификации (уборка, уход за детьми и инвалидами) сохранятся, но их доля в объеме услуг, предоставляемых отдельным лицам, значительно сократится в связи с увеличением других видов услуг, для которых нужен персонал более высокой квалификации. Таким образом, встает вопрос о финансировании услуг, имеющих низкую производительность, но оказывающих большое влияние на уровень занятости. Он может быть решен только в том случае, если получит развитие производственная деятельность с высоким уровнем добавленной стоимости, создающая дополнительные доходы.

Необходимо бороться с последствиями старения населения, которое оказывает влияние на поведение всех его групп. Речь идет в первую очередь о трудящихся, находящихся в конце своей трудовой карьеры, "молодых" пенсионерах и стариках, а также о молодежи, людях в зрелом возрасте и их семьях. Состояние будущего общества будет зависеть от позиции, которую займет группа населения в возрасте 50-75 лет, удельный вес которой быстро увеличивается. Более молодая часть этой группы с относительно хорошим здоровьем будет иметь более высокий уровень жизни благодаря своим пенсиям и активному участию в финансовых операциях через управление своими сбережениями. Наконец, у этой группы будет возможность трудиться в сфере услуг, что приведет к тому, что часть пенсионеров продолжит свою трудовую жизнь. Для сохранения своей занятости им придется пойти на уступки работодателям (например, отказаться от повышения заработной платы по мере увеличения трудового стажа); отказаться от идеи, что работа более старших работников лишает работы молодежь; увеличить свое участие в общественной жизни; научиться управлять своими финансовыми вложениями.

Рост численности пожилого населения повысит бюджетные расходы на их содержание и расходы системы социального обеспечения. Однако мнение о том, что "пенсионеры опустошают казну", несправедливо в отношении "молодых" пенсионеров, которые, как правило, стараются увеличивать свои сбережения через финансовые структуры. С другой стороны, в настоящее время недооцениваются затраты на содержание лиц очень пожилого возраста. В дальнейшем все больше будет требоваться помощь в натуральном виде или дополнительные денежные пособия. Увеличится потребность в учреждениях, специализирующихся на уходе за очень пожилыми лицами. Более того, требуются очень значительные расходы на медицинское обслуживание и содержание почти всех престарелых за счет системы социального обеспечения в последние годы их жизни.

Невозможно, безусловно, изменить в ближайшее время поведение женщин, отодвигающих время рождения своего первого ребенка, что соответствует новому статусу женщины в обществе. В результате может снизиться показатель рождаемости. Однако для экономической и социальной динамики необходимо увеличение численности и доли в населении группы детей, так как дети мобилизуют молодых взрослых и заставляют их осуществлять инвестиции в жилье и разнообразное оборудование, что способствует экономическому росту. В этой связи, указывает автор, показатель рождаемости должен составлять 1,7-1,8, а не 1,5, как это прогнозируется большинством демографов.

По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

Требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

Региональная экономика является частью общенациональной экономики, которая, в свою очередь, представляет собой часть мирового хозяйства. Тенденции глобализации и информатизации мировой экономики отражаются на внутригосударственных и региональных процессах и механизмах оптимального размещения ресурсов, пространственной интеграции экономики, разработке мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, сохранению единого рыночного пространства Регионоведение / Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ, 2008. С.21..

Выделение из общенациональной экономической системы региональных или локальных экономик обусловлено, прежде всего, более детальным изучением особенностей их функционирования в пространственно-географическом аспекте. Критерием “локальной экономики” может служить наличие особых пространственно-временных параметров, определяющих характер взаимодействия данных образований, их иерархию, пропорции и формы хозяйственной деятельности. Субъектами региональной экономики выступают домохозяйства, отдельные фирмы, корпоративные структуры, разнообразные региональные экономические образования, этно-экономические структуры и хозяйственные комплексы отдельных государств, экономические блоки стран и регионов планеты, существующие экономические системы и уклады. Региональная экономика анализирует их хозяйственно-экономическое взаимодействие, исследует их пространственно-временную взаимозависимость, выявляет универсальные закономерности функционирования и алгоритмы соразвития Дружинин А.Г. География и экономика: актуальные проблемы соразвития. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2009. С.14-15..

Таким образом, в научной литературе под региональной экономикой понимаются территориально-функциональные аспекты экономических отношений Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Региональная экономика // Универсальный учебный экономический словарь.М.,2006. С. 117; Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М., 2010. С.7.. Необходимо отметить, что в исследованиях по регионалистике теория локальных экономик рассматривается как теоретическая “надстройка”, объединяющая исследования в рамках двух научных направлений: экономической географии и региональной экономики. В свою очередь региональная экономика, оставаясь наукой экономической (акцентированной на исследовании экономических отношений), концентрируется на территориальных (региональных, географических) факторах и параметрах проявлений экономических процессов и явлений Дружинин А.Г. Указ. соч. С.17. .

Формирование региональных экономических структур обусловливается не только экономическими, но и политическими, этическими, религиозными и культурными факторами. В контексте данной работы основным объектом анализа выступают экономические факторы. Как отмечалось выше, региональная организация хозяйственной деятельности выступает “генератором правил”, которые наряду с общегосударственными, являются внешними (экзогенными) ограничениями для экономических субъектов, действующих на данной территории. Такие правила и нормы представляют собой формальные институты.

Однако формальные ограничения, правила и нормы возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. Структура формальных институтов неоднородна и включает политические, экономические институты и системы контрактации, т.е. способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами.

Региональная экономика в значительной мере формируется под воздействием не только экономических институтов, но и политических, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля. Особенно ярко это проявилось в процессе формирования федеральных округов, в рамках которых регионы были объединены в значительной мере по геополитическим признакам. Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они “устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов”.

Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком, которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Экономическая школа, 2006. С.71-74.. Наряду с правами собственности они являются базовыми институтами институциональной структуры любой экономической системы. Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора агента для заключения контракта к принципу “cesta prendre ou a laisser” (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 2009. С.196-197. в рамках региона.

Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. В этой стороны региональная организация хозяйственной деятельности предстает как сеть организаций, которые выступают проводниками правил, генерируемых мезоорганизацией - регионом.

В процессе экономического развития происходит трансформация внутренних информационных структур индивида, в число которых входят, прежде всего, неформальные институты, понимаемые как устойчивые мыслительные модели. Общепризнанным стало утверждение о том, что именно инерционность сознания, “менталитета” экономических субъектов является одним из главных препятствий эффективной рыночной трансформации экономики России См.: Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 2008. №8., Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2009. №6.. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всей инерционности неформальных институтов они представляют собой систему динамичную, способную к трансформации и подлежащую активному формирующему воздействию со стороны государства. Многократный рост информационных потоков в конце ХХ века позволяет прогнозировать повышение изменчивости неформальных институтов в постиндустриальном обществе, расширение возможностей информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью сокращения времени формирования неформальных институтов рыночного типа.

Исключительно важным является также требование минимизации информационного искажения, выражающегося в замедлении движения и расширения информационного потока. Чем выше степень информационной прозрачности общества, чем больший объем информации придется обрабатывать индивиду, тем более рациональный характер и оптимальную структуру приобретают его мыслительные модели, что способствует становлению неформальных институтов рыночного типа.

Если в плановой системе региональная экономика в полной мере могла считаться локальной организацией, как подразделение общесоюзной экономики, то в условиях переходной экономики ее функции по сознательному оптимальному размещению ресурсов значительно сузились. За переходный период сформировались региональные рынки, интегрированные в общероссийскую структуру производства и потребления. Функционирование региональных рынков в РФ институционализировано законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, в соответствии с которым региональный рынок определяется как сфера обращения товаров и услуг в рамках субъекта Федерации.

При всех своих различиях институты, рынки и организации имеют одну общую особенность - все они являются по-разному построенными каналами обработки и передачи информации. Такая информация передается в различной кодировке и может служить как экзогенными ограничениями, так и эндогенными стимулами для хозяйственной деятельности. Например, рынки генерируют и передают информацию с помощью механизма цен, который аккумулирует рассеянное в обществе неявное знание, тем самым оптимизируя его использования. Таким образом, под информацией понимаются данные, которые были организованы и переданы.

Применение изложенных положений институциональной экономики к анализу региона позволяет сделать вывод о том, что совокупность формальных и неформальных институтов региональной экономики или ее институциональная структура обеспечивает структурирование социальной и экономической жизни данной социально-поселенческой общности. Опираясь на методологию институциональной экономической теории, которая использует в своем анализе три базовых понятия для исследования любого экономического явления - институты, рынки и организации См.: Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФА-М, 2006. С.23-33., можно определить регион как институт (организацию), конституирующую условия и ограничения для возникновения и функционирования специфических региональных рынков и организаций.

Как известно, “институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми” Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М.: Начала-Пресс, 2010. С.73.. Эти правила и механизмы нацелены на то, чтобы определить условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов. Поэтому с экономической точки зрения регион можно считать институтом, способствующим определению общественно-исторических условий, при которых могут формироваться адекватные механизмы экономической координации хозяйства региона.

С другой стороны, как уже отмечалось выше, региональная хозяйственная система представляет собой своего рода организацию, имеющую собственные цели и ресурсы, в том числе и информационные, для их осуществления.

В информационной экономике производительность и конкурентоспособность факторов или агентов (будь то фирма, регион или нация) зависят, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ИНФА-М, 2000. С.81.. Наступление новой информационной экономики на позиции старой промышленной экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно-неизбежный процесс. Общим их моментом и преемственностью является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой выступает энергия, а второй - человек и информация. В соответствии и параллельно с этим история знает условную двухвидовую объективизацию субъективной информации - это письменная (печатная) и компьютерная. Именно так исторически через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались (и формируются в РФ) условия перехода к информационной экономике.

Региональная экономика может сохранить свою эффективность и конкурентоспособность, если будут организованы каналы передачи и обработки информации, необходимой для современной экономической деятельности. И речь здесь идет не только о “технической” стороне вопроса, но более - об институционализации современных форм организации хозяйственной деятельности региона. Достигнутый экономический эффект приведет к снижению издержек передачи информации и, следовательно, трансакционных издержек. В противном случае у экономических субъектов будут возникать стимулы к выводу за пределы региона.

Таким образом, на региональном уровне формируется локальная институциональная структура экономики, которая, с одной стороны, интегрирована в общероссийскую, а с другой, имеет уникальные особенности, позволяющие создавать более гибкие адаптационные условия, учитывать факторы пространственного размещения отраслей хозяйства, нормы и правила, традиционно сложившиеся на данной территории.

Сбережение народа в широком смысле включает в себя сохранение или умножение не только числа людей, его составляющих, но и их здоровья и благополучия, интеллектуального и нравственного потенциала общества и каждого отдельного человека, способности народа к успешному освоению всех мировых достижений и активному участию в их развитии.

Однако все эти цели могут быть достигнуты только в том случае, если обеспечивается сбережение народа в узком смысле, если народ не убывает количественно, если не сокращается, а еще лучше -- увеличивается численность населения страны.

К сожалению, Россия сейчас оказалась в таком положении, что не выполняется это базовое условие. Численность ее населения с 1993 г. сокращается, и за весь период сокращения -- до начала 2009 г. -- страна потеряла 6,6 млн человек, или 4,4% по отношению к историческому максимуму 1993 г. Хотя в 2009 г. население не сократилось, это вряд ли свидетельствует о переломе тенденции, скорее всего в обозримом будущем сокращение численности населения России продолжится Вишневский, А. Г. Сбережение народа или депопуляция россии?. докл. к XI Междунар. науч. конф. Государственного университета -- Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, Москва, 6--8 апреля 2010 г. М. : Изд. дом Государственного университета -- Высшей школы экономики, 2010. С. 5..

Убыль населения случалась в России и прежде -- в ХХ в. его рост прерывался четырежды. Первые три раза это было связано с периодами социальных и военных катастроф, сопровождавшихся огромными, но относительно кратковременными подъемами 5

смертности и снижением рождаемости (Первая мировая война, революция и гражданская война; голод 1932-1933 гг.; Вторая мировая война). В эти периоды о «сбережении народа» можно было забыть. Подсчитано, что если бы этих трех катастрофических колебаний численности населения России не было, то к началу 1954 г. население России, несмотря на снижение рождаемости, могло бы достичь 185 млн человек. Фактически же оно составляло 108,6 млн (в начале 1941 г. было 111,4 млн), или на 76,4 млн меньше, чем могло бы1.

Однако вместе с окончанием катастрофических событий заканчивались и периоды убыли населения, и оно снова начинало расти, так что демографическая ситуация в спокойные годы выглядела относительно благополучной. К сожалению, это было лишь внешнее благополучие, в стране давно шли долговременные эволюционные процессы, осложненные политическими, социальными и военными потрясениями, которые с неизбежностью подводили страну к ставшей явной в 1992 г. депопуляции.

Нынешняя депопуляция в России имеет глубокие корни, связанные с долговременными неблагоприятными тенденциями рождаемости и смертности именно в «спокойные» годы, хотя, конечно, потрясения катастрофических лет накладывали тяжелый отпечаток на демографическое поведение людей и на демографические тенденции и в более спокойные периоды.

В последние годы в демографическом развитии страны обозначились некоторые позитивные сдвиги, которые, по всей видимости, связаны с активизацией с начала 2007 г. мер государственной социально-демографической политики. Речь идет, прежде всего, о фиксируемых статистикой росте рождаемости и снижении смертности. Отдавая должное этим позитивным переменам, следует, тем не менее, предостеречь от чрезмерного оптимизма в отношении демографических тенденций обозримого будущего. Эйфория, связанная с позитивными подвижками последних лет в момент вхождения России в один из самых сложных периодов ее демографической истории, представляется неоправданной.

Проблема сбережения нации является сегодня основной в нашей страны. Без ее решения все остальные проблемы утрачивают актуальность, а любые, даже самые благие проекты теряют свой смысл.

В XX веке убыль населения России наблюдается в четвертый раз. Первые три были обусловлены Первой мировой и Гражданской войнами, голодом и репрессиями 30-х годов, Второй мировой войной. Но современный кризис эксперты называют беспрецедентным в мирное время.

В 1992 г. впервые зарегистрировано превышение смертности над рождаемостью, которое получило название «Русский крест» (см. рис. 1).

По прогнозам Росстата население Земли к концу XXI века увеличится почти вдвое, а в России при сохранении существующих тенденций к 2075г. останется около 100 млн. человек. За одну минуту в России рождается три человека, а умирает четыре (В Китае рождается 38, умирает 16; в США: рождается 8 и умирает 4). Это небывалый по разрушительной силе и далеко идущим последствиям демографический кризис.

В настоящее время девочек в возрасте до 4 лет в России - 3 миллиона. Женщин в возрасте 20-24 лет - 5,5 миллиона. Даже если очень активно стимулировать рождаемость, даже если повысить ее, а смертность снизите существенно, до показателей развитых стран, все равно через 20 лет население России сократится примерно до 100-120 млн. человек. Это связано с тем фактом, что когорта женщин, которые будут рожать детей, уменьшается почти в 2 раза. Это эффект, заложенный уже давно. Еще в 70-е гг. демографы пытались предупредить: генофонд, который не воспроизводится в трех последовательных поколениях - именно это происходит в крупных городах - подвержен целому ряду угроз. В условиях постоянного стресса происходят аномальные изменения человеческих генов. Это ведет к появлению раковых клеток. Изменение генетического аппарата половых клеток ведет к росту числа бесплодных браков. Так проявляет себя так называемый «груз мутации» .

Начиная с 2007 года, Россия вступила в период абсолютного сокращения численности занятых - в 2007-2008 годах сокращение численности занятых составит 300 тысяч человек. В 2007 году число занятых уменьшится на 412 тысяч человек, в 2008 году - на 631 тысячу человек. Поэтому такого фактора, как избыточные трудовые ресурсы, которые страна имела до последнего времени, и на которых в значительной степени был основан рост экономики Советского Союза во времена индустриализации, больше не будет.

При явной нехватке рабочей силы парадоксальна ключевая проблема - не востребованности человеческого потенциала, отсутствие внутренней трудовой и кадровой политики в стране. Деквалификация рабочей силы - эта проблема стоит перед Россией уже в течение нескольких десятилетий. 40% выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по специальности. Одновременно на предприятиях наблюдается процесс формирования трудовых коллективов за счет «призванных из запаса» пенсионеров .

Основные направления демографической политики Российской Федерации нашли отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006 года и в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 года №1270-р .Сегодня можно сказать, что сбережение нации становится основной национальной идеей, требующей напряжения сил, интеллектуальных усилий и осознания всей нации.

Но пока естественная убыль населения охватывает подавляющее большинство субъектов Российской Федерации и в том числе и Республику Карелию. На рисунке 1 обращает на себя внимание две особенности, одна начинается в 1997 году и связана с резким уменьшением рождаемости, другая начинается в 1991 году и связана с резким возрастанием смертности. Отметим, что качественно и количественно кривые, иллюстрирующие эти показатели в Карелии и России, совпадают на протяжении 50 лет.

Численность населения республики в 1980 году составляла 740,0 тыс. человек, к 1992 году она выросла и достигла максимума 800,5 тыс. человек, то затем она стала снижаться и за последующие 15 лет достигла 693,1 тыс. человек (на 01.01.2007 года).

Главной причиной сокращения численности населения республики является естественная убыль населения. Число умерших в 2006 году превысило число родившихся в 1,7 раза, при этом естественная убыль имела место на территории всех муниципальных районов. При этом на территориях Медвежьегорского, Беломорского, Муезерского, Суоярвского районов число умерших превышает число родившихся в 2,4 - 2,7 раза .

Рисунок 1 Показатели рождаемости и смертности в России и Карелии

Некоторое повышение числа новорожденных и общего коэффициента рождаемости в 2001-2004 годах определялось относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы и вступивших в детородный возраст. Но с 2007 года, начинается сокращение численности молодых женщин, т.к. в детородный возраст вступят женщины 90-х годов рождения, и рождаемость может упасть почти вдвое, а увеличение числа детей в семье остановится. Современный низкий уровень рождаемости почти в 2 раза ниже того, который необходим для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения.

Период с 1970 по 1987 год был относительно стабильный, когда в России и в Карелии был достаточно высокий уровень рождаемости - 15-17 рождений на тысячу населения. В это время превалировала семья с двумя детьми. Затем, начиная с 1987 года, ситуация начала резко изменяться. С 1988 года наблюдалось резкое уменьшение рождаемости, которая в 1994 году стабилизировалась на чрезвычайно низком уровне. Этот уровень составлял 7-8 рождений на тысячу населения и стал абсолютным минимумом, который когда-либо фиксировался в истории демографии Карелии.

Ещё одним существенным проявлением неблагополучия демографического развития республики является высокий уровень смертности населения .

Таблица 1

Общие итоги естественного движения населения

В 2004 - 2007 годах наметилось его некоторое снижение, общий коэффициент смертности населения в 2007 году составил 15,9 умерших в расчете на 1000 человек и по сравнению с предыдущим годом сократился на 5,6 %.

Уровень детской, в том числе младенческой смертности один из основных показателей здоровья населения, реагирующий на изменения в экономической политике, на характер распределения материальных благ, на уровень социального и культурного развития. Вместе с тем, уровень детской смертности взаимосвязан с качеством, объемом и доступностью медицинской помощи женщинам и детям. В 2006 году в Российской Федерации показатель младенческой смертности составил 10,2 на 1000 родившихся живыми.

За период с 1990 года в результате планомерной реализации мероприятий, направленных на снижение младенческой смертности, в Карелии отмечается устойчивая динамика снижения показателя младенческой смертности. Так, показатель младенческой смертности в республике за 2003-2006 годы значительно ниже среднероссийского показателя. В 2006 году он составил 7,6 на 1000 родившихся живыми, а в 2005 году был равен 9,6 на 1000 родившихся живыми, в то время как в Российской Федерации - 11 на 1000 родившихся живыми. Абсолютное число детей до 1 года, умерших в 2006 году, составило по республике 53 ребенка. Основными причинами младенческой смертности являются осложнения периода новорожденности, связанные с патологически протекающей беременностью и родами - до 42%, пороки развития плода несовместимые с жизнью - 23-26%, прочие причины - до 16%.

Показатель материнской смертности в республике за 2006 год составил 14,4 на 100 тыс. родившихся живыми (по России в 2006 году - 26,2 на 100 тыс. родившихся живыми), абсолютное число - 1 случай материнской смертности на всех родившихся живыми (6941 человек). В течение последних лет случаи материнской смертности в республике обусловлены не управляемыми причинами (без обращения за медицинской помощью).

Общая динамика показателя смертности от всех причин трудоспособного населения с 1990 по 2006 годы отражает общие для республики и России негативные тенденции в социально-экономическом развитии и характеризуется ростом данного показателя на 53,9 % (с 474,2 до 1028,3 на 100 тыс. чел соответствующего возраста). Данные изменения обусловлены ростом смертности трудоспособного населения от сердечно-сосудистых заболеваний - в 2,2 раза и от внешних причин - в 1,8 раза, что связано с изменяющимся образом жизни населения, распространением вредных привычек, складывающимися новыми традициями питания, повышением психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности населения в современном обществе. Особую тревогу вызывает злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами.

Таблица 2

Умершие в трудоспособном возрасте

Показатель смертности от онкологических заболеваний за период с 1990 года снизился незначительно (в 1,1 раза) и в последние 3 года имеет незначительную тенденцию к росту - с 82,5 до 90,8 на 100 тыс. человек. Это связано с ростом онкологической заболеваемости в республике, а также с высокой агрессивностью злокачественных опухолевых процессов в молодом возрасте.

Показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в период с 1990 года снизился на 3,8% (с 20,6 до 19,8 на 100 тыс. человек соответствующего возраста соответственно). Данная тенденция усилилась за последние 3 года - снижение показателя на 14,6%. Следует отметить, что это происходит в условиях значительного роста интенсивности дорожного движения за последние годы .

Из числа умерших в трудоспособном возрасте доля мужчин составляет 79%. Основными причинами смерти населения в трудоспособном возрасте на первом месте стоят неестественные причины: несчастные случаи, отравления и травмы (каждый второй из всех погибших от этих причин - рабочего возраста). В 2006 году доля умерших в трудоспособном возрасте по этим причинам составила 81,6%. При этом удельный вес работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда продолжает расти (2004г. - 31,3; 2005г. - 34,9; 2006г. - 35,3).

Негативное положение со смертностью населения, особенно в трудоспособном и младенческом возрастах, остается главным фактором стремительного снижения ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Карелии, которая в 2006 году равнялась 63,8 года: для мужчин - 57,3 года, для женщин - 71,0 года; в сельской местности соответственно: 59,4; 52,9 и 68,2 года.

Эта ситуация характерна не только для Карелии, но и для всей страны. Так на встрече с представителями бизнес-сообщества, посвященной вопросам здравоохранения и демографии, первый заместитель Председателя Правительства РФ Д. Медведев констатировал, что более 30% от числа умерших в 2006 году россиян - люди трудоспособного возраста, и «этот показатель в 4,5 раза выше, чем в странах Евросоюза.

Продолжительность жизни в России сегодня составляет 66 лет, что значительно меньше соответствующего показателя в США на 12 лет, а в Китае - на 5 лет. В России 190 тыс. человек умирают от воздействия вредных и опасных производств, 15 тыс. смертей - от травм на производстве, досрочно на пенсию выходят 180 тыс. человек: это сказывается на трудовом потенциале страны .

Серьёзной проблемой в современной демографической ситуации республики является непрекращающийся процесс «старения» населения , который находится в прямой зависимости с естественным воспроизводством и миграцией населения. Численность населения моложе трудоспособного возраста все время уменьшается, а старше трудоспособного все время возрастает. Население в трудоспособном возрасте в период с 1970 по 2000 год составляло примерно 60% от всего населения и не меняется. Это, кстати, является одной из причин, по которой экономика пока не реагирует на демографическую ситуацию. В настоящее время каждый 5 житель республики, а в сельской местности - каждый 4 житель республики находится в пенсионном возрасте. Численность населения старше трудоспособного возраста постоянно увеличивается и, в 2007 году она составила 19,7% от всего населения против 16% в 1989 году .

Лица, приближающиеся к пенсионному возрасту, выражают беспокойство материальным положением после выхода на пенсию и не исключают возможность продолжить работу, но возможно сменив работодателя. Численность молодежи до 30 лет изменяется по-разному в разрезе возрастных групп (см.табл.3). При этом, главным источником рабочей силы, как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе будут трудоспособные лица в возрасте до 30 лет, численность которых во многом определяется демографическими и социально-экономическими факторами.

Таблица 3

Численность молодежи в возрасте до 30 лет на начало года, чел

В результате анализа половозрастной структуры распределения населения выясняется, что уменьшается число детей в возрасте до 14 лет и растет число лиц в нетрудоспособном возрасте старше 60 лет. Если говорить о шестилетках, которые пойдут в первый класс, то видно, что их число стало уменьшаться уже в 1992 году, и в 1998 году ситуация перешла в режим стабилизации, в худшем смысле этого слова. В начальной школе изменения числа школьников началось в 1996 году и продолжается до сегодняшнего дня. Для средней школы изменения количества 15-летних подростков наблюдается с 2002 года. Наконец, изменения числа 17-летних молодых людей, входящих в зрелость, наблюдается с 2006 года и эта ситуация стабилизируется, опять же в худшем смысле этого слова, в 2010 году. Естественно такое падение количества детей серьезно влияет на контингент студентов для образовательных учреждений и после 2008 года возникнет достаточно серьезная нехватка абитуриентов для учебных заведений республики.

Начиная с 40-летнего возраста, сохраняется высокий удельный вес женщин в общей структуре населения (50-54%). При этом прогнозы в отношении женской занятости в целом неблагоприятны. На повестке дня первоочередное увеличение количества мужских рабочих мест в строительстве, сырьевых и обрабатывающих отраслях. В бюджетных отраслях, где преимущественно заняты женщины, спрос на соответствующие услуги уменьшается.

При рассмотрении демографических процессов необходимо рассматривать три направления: рождаемость, смертность и миграцию. Многие развитые страны проводят активную политику по привлечению иммигрантов, что обеспечивает существенное возмещение естественной убыли населения и оказывает позитивное воздействие на показатели рождаемости и состояния рынка труда. Так, исследование, проведенное в США, показало, что чистая выгода от иммиграции в 1990-х гг. составляла порядка 10 млрд. долларов за год, а ее негативное влияние на личный доход и занятость американцев было незначительным, поскольку, основная часть иммигрантов была занята на рабочих местах, которые не являются привлекательными для коренного населения. Кроме того, труд иммигрантов способствовал удешевлению товаров и услуг.

В последнее десятилетие двадцатого века Россия стала одним из мировых центров иммиграции . Миграционный прирост в значительной степени компенсировал естественную убыль населения России, которая ежегодно составляет 0,8 млн. человек .

Основным источником иммиграционного потока в Россию (свыше 90%) были и остаются страны СНГ и Балтии, т.к. жители этих государств являются наиболее адаптированными к условиям жизни и трудовой деятельности в Российской Федерации. Однако в условиях улучшения экономической ситуации в странах СНГ, и нарастание их демографических проблем приводит к сокращению потока иммиграции. Значимым источником иммигрантов среди стран СНГ могут остаться лишь государства Средней Азии. Однако России придется конкурировать за мигрантов из этого региона с другими государствами СНГ и, прежде всего, с Казахстаном и Украиной, где в последние годы наблюдаются высокие темпы экономического роста. Конкуренция за рабочую силу будет возрастать по мере укрепления их экономик.

Основной приток иммигрантов, по мнению экспертов, следует ждать помимо Средней Азии, из стран с растущим населением. К ним относятся в первую очередь соседи России - Турция, Иран, Афганистан, а также Пакистан, Индия, Вьетнам, приток иммигрантов из которых относительно невелик. При этом конкурентами России за трудовые ресурсы будут также другие развитые страны мира и, прежде всего США и Европейский Союз, каждый из которых, по имеющимся прогнозам, будет привлекать не менее 1 млн. иммигрантов в год вплоть до середины века.

Миграционные процессы в республике имеют свои особенности. Хотя до второй мировой войны и после войны Карелия была традиционно «страной мигрантов», то в последнее десятилетие миграция не влияет на процесс формирования населения Карелии и как видно из таблицы 4 миграционный прирост не может компенсировать абсолютное сокращение численности населения из-за естественной убыли.

Таблица 4

Миграционный прирост Республики Карелия, человек

Число прибывших (чел.)из них:

Из других регионов России

Из стран ближнего зарубежья

Из стран дальнего зарубежья

Число выбывших (чел.) из них:

в другие регионы России

Из стран ближнего зарубежья

Из стран дальнего зарубежья

Миграционный прирост (убыль) из них:

Миграционный обмен с другими регионами России

Миграционный обмен со странами ближнего зарубежья

Миграционный обмен со странами дальнего зарубежья

Положительное сальдо миграции сохраняется среди мигрантов из стран СНГ и Балтии, при этом наиболее значительным оно было из государств Закавказья, Средней Азии и Украины. Число выбывших превышает число прибывших лишь в миграционном обмене республики со странами Дальнего зарубежья. Основной страной убытия для жителей Карелии является Финляндия, а основная причина выезда - экономическая. Вынужденная миграция на территорию Республики Карелия практически свелась к нулю из-за относительной стабилизации обстановки в странах. Всего на территории Карелии с 1992 года (начало регистрации) зарегистрировано чуть больше 3 тысяч вынужденных переселенцев и беженцев из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. По национальному составу среди вынужденных переселенцев преобладают русские и украинцы.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда российских граждан на работу за границу. Необходимость привлечения иностранных квалифицированных работников связана с тем, что за счет внутренних возможностей, в частности несбалансированного развития отдельных направлений в образовании, проблему удовлетворения спроса на профессиональные кадры решить не всегда возможно. трудовой миграция демографический смертность

Несмотря на постоянное увеличение инвестиций в образование и науку, подготовка высококвалифицированных кадров даже в высокоразвитых странах не в полной мере может обеспечивать растущие потребности в них различных секторов экономики. Современные системы образования менее гибки, чем постоянно меняющиеся потребности рынка труда. В связи с этим иммиграционная политика является важным средством обеспечения потребностей экономики в квалифицированных работниках, повышения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда квалифицированной рабочей силы.

В настоящее время в России применяется система квотирования, направленная на ограничение потоков трудовых мигрантов, которая не предусматривает различий между квалифицированным и неквалифицированным работниками, что сдерживает приток в страну квалифицированных кадров.

Численность привлекаемой в Республику Карелия иностранной рабочей силы оставалась практически на том же уровне, как видно из таблицы 5. В 2007 году, когда были внесены серьезные изменения в порядок регистрации, количество иностранной рабочей силы резко возросло.

Таблица 5

Количество иностранной рабочей силы, привлекаемой в Республику Карелия

Разрешения на работу в 2007 году по заявкам работодателей было выдано 3584 иностранным гражданам. Из них 44% для работы в отраслях строительства и лесного хозяйства, 22% в строительстве, 4,7% на транспорте, 13% в сфере оптовой и розничной торговли и т.д. Основная их часть занята трудом средней квалификации.

Основными экспортерами иностранной рабочей силы в республику из стран СНГ являются: Украина (49%), Узбекистан (13%), Таджикистан (10,5%), Азербайджан (7,8%) и Армения (6,6%). Среди стран дальнего зарубежья Финляндия имела 2%. Основными причинами найма работодателями иностранных граждан явилось несоответствие качества местной рабочей силы необходимому уровню, позволяющему конкурировать с иностранной рабочей силой или отсутствие на рынке труда специалистов высокой квалификации, наладчиков оборудования, операторов лесоуборочных комплексов и т.д. Кроме того, работодатели указывают среди причин нежелание местного населения работать в сложных условиях труда и низкую трудовую дисциплину работников.

Несмотря на резкий скачек в 2007 году, общая численность привлекаемых иностранных работников составила 1,2% совокупной численности занятого населения и существенного влияния на рынок труда в республике они не оказала.

Существуют определенные возможности для обеспечения различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, которые связаны с использованием внутреннего потенциала - перераспределения трудовых ресурсов . На сегодняшний день в ряде территорий страны сохраняются очаги застойной безработицы, что создает предпосылки для перераспределения работников в регионы с недостатком рабочей силы по отдельным сферам деятельности и профессиям. Влияние территориальной трудовой мобильности на рынок труда Республики Карелия крайне незначительно. К основным негативным факторам, ограничивающим территориальную мобильность рабочей силы, относятся отсутствие свободного жилья по доступным ценам, материальное положение большинства граждан, не позволяющее им решать проблемы, связанные с переездом и, низкий размер оплаты труда по большинству вакансий.

Зато имеет место отток населения Карелии за её пределы. Люди едут туда, где благодаря рынку открываются экономические возможности, создаются современные рабочие места. Концентрация рабочих мест в крупных городах (Москва и Санкт-Петербург) будет и дальше привлекать трудовые ресурсы (наиболее активные и квалифицированные).

В то же время происходит перераспределение факторов производства между городами и муниципальными образованиями внутри республики. Города стараются приобрести большие дивиденды в борьбе за людские ресурсы, поэтому разрабатывают стратегические планы развития, ищут инвесторов для их решения. Такие стратегические планы уже есть в гг. Петрозаводске, Костомукше, Сортавала.

Процесс урбанизации , в общем, является позитивным процессом, потому что связан с обеспечением жителей республики условиями для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Однако он имеет и отрицательные последствия, связанные с увеличением нагрузки на социальные учреждения города и как следствие, ухудшение качества жизни его жителей. Однако в условиях динамично развивающейся и постоянно меняющейся экономики трудовая иммиграция является реальной возможностью удовлетворения текущих и будущих потребностей работодателей в квалифицированных кадрах.