Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сравнительная характеристика понятий государственные финансы и деньги. Разница между финансами и деньгами. Выявление взаимосвязи категорий «финансы», «деньги» и «кредит»

Д – Ти Т – Д

В результате данных процессов происходит распределение совокупного общественного продукта, причем в натурально-вещественной форме и по стоимости, т.о. отнесения финансов к той или иной функции является либо одностороннее либо двустороннее движение денег.

1 и 2 функция конкретно проявляется при составлении балансов расходов и доходов предприятия, а также пленов движения денежных потоков и создание денежных потоков и создание денежных фондов.

3 функция: заключается в создании и использовании системно-финансового контроля над соблюдением стоимостных пропорций между формированием и расходованием денежных фондов и средств.

Финансовый контроль возникает, потому что финансовые отношения можно планировать и регулировать т.к. имеются конкретные субъекты финансовых отношений, нормы, нормативы и цели использования ресурсов. Т.к. он действует через систему денег и капитала, а значит через системы и формы расчетов, кредитов, налогообложения. Например, покупатель, осуществляя финансовый контроль над деятельностью продавца, оплачивает за товары тогда, когда они соответствуют условиям контракта, а продавец контролирует покупателя через выставленные векселя, через различные формы расчетов. Кредитор контролирует заемщика через залоговое право, страхование. Государство и местные органы контролируют предприятия через систему налогов, пошлин. Конкретным проявлением контрольной функции практической деятельности является составление и отслеживание графика выполнения финансовых обязательств:

· Финансовые мероприятия между партнерами

· Возникновение и погашение дебиторской задолжности

· Возврат кредита

3

Деньги и финансы резко отличаются друг от друга, как по содержанию, так и по функциям.

Финансы – отношения связанные с оборотом денег, т.е. имеют как бы значение производной от денег.

Деньги – средство оплаты товаров или средство измерения стоимости, а также сохранения ее свойств. Это довольно сложная экономическая категория. Они могут служить знаком обмена и служат как бы посредником в обмене одного товара на другой.

Карлом Марксом выделено 5 функций денег:

1- Мера стоимости

2- Средство обращения

3- Мировые деньги

4- Средство платежа

5- Как средство накопления и сбережения

Многие экономисты выделяют на сегодняшний день лишь 3 функции:

1- Средство обращения

2- Мера стоимости

3- Средство накопления

Деньги это вещь, которую можно потерять и найти.

Отношение гражданина, который передал деньги в долг другому лицу – это финансовые отношения. Причем данные отношения регулируются в определенной степени, т.е. лицо, предоставившее деньги – кредитор, лицо взявшее деньги – заемщик. Из общего определения « деньги и финансы» вытекают признаки финансов:

1- Денежный характер отношений

2- Контрольный характер

3- Наличие финансовых ресурсов, как материальных носителей тех или иных финансовых отношений.

Любой денежный поток не имеет ни начала ни конца, однако его можно разбить на отдельные части и элементы, причем каждый элемент имеет начальную и конечную точку отчета, по другому - это оборот денег.

Взаимосвязь этих потоков можно охарактеризовать следующим образом

1- Финансы отражают денежный оборот

2- Финансы отражают процесс получения денежной наличности в результате движения капитала.

Оборот денег в экономической системе может осуществляться по разным циклам:

1- Поток товаров

2- Поток денег, работ или услуг(расходы населения на покупку товаров)

3- Поток денег, за какие – либо потребляемые ресурсы (платежи)

4- Поток ресурсов, необходимых для производства товаров.

Что касается кругооборота финансовых потоков, то можно выделить:

1 оборот: поток товаров движется по часовой стрелки, как и поток ресурсов необходимых для производства товаров, т.о. ресурсы будут принадлежать населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары. Данный процесс можно начать с простого обмена, а иначе бартера.

2 оборот: представлен движением готовых товаров, которые передаются от хозяйствующего субъекта населению. Данный поток должен уравновешиваться суммарным потоком платежей (или расходов населения)

Соединение этих оборотов образуют кругооборот денег и товаров. Схема такого оборота представлена на рис №2.Т.о. капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение национального дохода. При этом капитал населения – деньги, остающиеся у него после налогов, покупки товаров, т.е. пущенные им в оборот с целью извлечения прибыли, т.е. капитал – богатство, или ценность предоставленная в денежном выражении, как правило, государство должно регулировать денежный оборот с помощью взимания налогов, государственных займов. В конечном итоге капитал хозяйствующего субъекта (как субъекта, так и населения) превращается в выручку от реализации продукции.

Модель движения денежного потока хозяйствующего субъекта представлена на рисунке № 2а.


система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий входящих в состав финансов.
К финансам относят:
1. Государственные финансы (государственный бюджет, налоги, государственный кредмт, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственное страхование)
2. Кредитная система (операции Центрального Банка, операции коммерческих банков, выпуск денег, коммерческая страховая система, инвестиционные фонды, коммерческие пенсионные фонды)
3. Финансы отраслей (финансы организаций производственной сферы, финансы предприятий непроизводственной сферы, финансы других хозяйствующих субъектов)
4. Финансовый рынок (операции с ценными бумагами, операции с драгоценными металлами и камнями, рперации с недвижимостью, прочие операции)
5. международные финансы (финансы транснациональных корпорации)
Финансы – экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Функции финансов
Функции любой экономической категории характеризуют род или виды осуществляемой с её помощью деятельности. Функции финансов характеризуют форму выражения их общественного значения; к функциям финансов относят:
1. распределительная (состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов)
2. контрольная (выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов формирования и использования финансовых ресурсов)
3. накопительная (состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы)
4. регулирующая (Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства)
5. стабилизационная (Заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях)

Отличие категорий финансы и деньги
Экономическим содержанием финансов являются деньги. Деньги являются материальной формой финансов, но категорию финансов нецелесообразно отождествлять с денежными средствами.
Деньги – категория более древняя, чем финансы. Деньги – товар, играющий роль всеобщего эквивалента, т.е. инструмента финансовых отношений.
Появление финансов обусловлено возникновением государства. С рабовладельческого строя появилась необходимость выполнения общественных функций государства, на основании финансовых ресурсов. Деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов, а финансы – совокупность денежных, стоимостных отношений связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения.
Финансы как денежные отношения.
Денежные отношения выливаются в финансовые отношения. В свою очередь финансовые отношения бывают:
1. денежные отношения
2. отношения распределения
3. отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов
Т.е. финансы, связаны с движением денег, с экономическими денежными отношениями, т.е. являются экономической категорией.

2. Функции страхования.
Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и пространстве с целью возмещения возможного ущерба или убытка его участника при несчастных случаях, стихийных бедствий и т.д., приводящих к потере материальных и других видов собственности и активов, предусмотренных условием договора страхования.
В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:
 централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;
 фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;
 фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.
Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:
- рисковая функция - перераспределение риска между участниками страхования;
- предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;
- сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);
- контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов.


  • Отличие денег от финансов
    Сущность


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов Сущность распределительной функции финансов .


  • Сущность финансового контроля. Финансовый финансами
    Отличие денег от финансов .


  • Сущность финансового контроля. Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами , которая обусловлен... подробнее ».
    Отличие денег от финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .

Найдено похожих страниц:10


УДК 347.511

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕН- CIVIL LIABILITY OF PERSONS WHICH

НОСТЬ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ДОЛЖНИКА CONTROL THE DEBTOR

Т арасенко Андрей Алексеевич аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

T arasenko Andrey Alekseevich postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

В статье исследуются проблемы привлечения к от- This article investigates the problem of bringing a per-ветственности лиц, контролирующих должника в son who controls the debtor in insolvency proceedings процедурах несостоятельности (банкротства). Ав- (bankruptcy) to responsibility. The author analyzes the тор анализирует природу, концептуальные основы nature, conceptual framework and procedural features и процессуальные особенности возложения ответ- of imposing liability on a person who controls the ственности на лиц, контролирующих должника, debtor, offers direction of this institution предлагает направления развития данного института

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ Keywords: CIVIL LIABILITY, LEGAL ENTITY, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, VICARIOUS LIABILITY, DEBTOR, BANKRUPT-СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, CY, CONTROLLING PERSON

ДОЛЖНИК, БАНКРОТСТВО,

КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЛИЦО

Анализ данных судебной статистики, свидетельствует о росте количества «живых» дел о банкротстве юридических лиц. Невыполнение должниками денежных обязательств перед своими кредиторами подрывает гражданский правопорядок и влечет во многих случаях банкротство таких кредиторов вследствие невозможности выполнения уже ими своих обязательств перед контрагентами. По существу действенность основных механизмов защиты и восстановления имущественных прав кредиторов в виде оспаривания сделок должника, привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является крайне низкой.

С учетом современных концепций имущественной и организационной самостоятельности субъектов предпринимательской деятельности нужно решить вопрос о том, является ли ответственность контролирующих должника лиц ответственностью за свои или ответственностью за чужие действия. Представляется, что такая ответственность является ответственностью за свои действия, т.к. принимаются они контролирующим ли-

цом и имеют неблагоприятный эффект как для него, так и для подконтрольного лица. Тот факт, что эти действия выполняет с юридической точки зрения другое лицо конечно имеет значение, однако, ГК РФ прямо регулирует наступление ответственности контролирующего лица. Подп. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ «Ответственность юридического лица» закрепляет, что в случае «если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».

Англо-американская система права исходит из концепции игнорирования юридической личности компании. Идея концепции состоит в том, что контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если его действия указывают на то, что в действительности корпорация не являлась юридическим лицом, отдельным от акционера. Например, имущество должника использовалось контролирующим лицом как свое собственное. В данном случае речь идет по существу о солидарной ответственности должника и контролирующего лица при доказанности определенных обстоятельств.

Практическая реализация изложенной концепции в России зависит от корректировки положений законодательства о применении субсидиарного механизма ответственности контролирующих должника лиц, изменения принципов ответственности учредителей (собственников имущества) должника.

И. С. Шиткина отмечает, что при рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать, что по общему правилу это не должна быть вина самого подконтрольного лица Законы устанавливают общую обязанность

членов органов управления действовать добросовестно и разумно в интересах общества, не перечисляя конкретные обязанности. То есть нарушение этой обязанности само по себе является достаточным для признания действий членов органов управления противоправными, дополнительное указание на нарушение конкретных положений закона или иных нормативных правовых актов не требуется. Ответственность членов органов управления хозяйственного общества также должна основываться также на «... лояльности лиц, осуществляющих управление обществом: члены органов управления при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества. Это означает, что поведение членов органов управления не может быть направлено на удовлетворение их личных интересов или интересов третьих лиц. То есть члены органов управления в своих действиях не должны допускать конфликта ин-тересов».

Институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за вред, причиненный имущественным интересам кредиторов, преследует цель наиболее полного удовлетворения денежных требований к должнику в процедуре банкротства. Речь идет преимущественно о денежных требованиях реестрового характера, поскольку текущие требования погашаются вне очереди на основании ст.134 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

Основанием ответственности контролирующего лица, исходя из текста положений п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве, является «причинение вреда имущественным правам кредиторов, причем данная статья не содержит положений о какой-либо вообще причинной связи между противоправным поведением контролирующего лица и негативными последствиями для кредиторов. Кроме этого, в статье ничего не говорится теперь о вреде, причиненном должнику, о доведении его до банкротства, в том числе в ре-

зультате исполнения им обязательных указаний контролирующих лиц, - в обновленной норме упоминается исключительно вред, причиненный имущественным правам кредиторов».

Важным в достижении этой цели полного восстановления нарушенных и оспариваемых прав является механизм ответственности иных лиц за должника: лиц, которые в силу особенностей своего управленческого статуса определяют действия должника в гражданском обороте.

Юридический состав данного правоотношения объективно является более сложным по отношению к недействительности сделок и последствиям их недействительности, так как являясь институтом внедоговорной ответственности, он шире по субъектному составу и обязательным основаниям ответственности.

К сожалению, приходится констатировать, что в законодательстве имеются лишь общие положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в специальной литературе практически отсутствуют фундаментальные разработки института в конкурсном процессе. Уже как следствие приведенных факторов - скудность положительной судебной практики по заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности.

В дело о банкротстве включается рассмотрение вопросов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, которое повлекло возникновение одной процессуальной особенности рассмотрения данной категории споров, характерной для всех мини-процессов в рамках конкурсного производства. Речь идет по существу об упрощении процессуального порядка рассмотрения соответствующих требований конкурсного управляющего. Во-первых, Закон о банкротстве не предусматривает предварительного судебного заседания по данной категории дел. Представляется, во всяком случае, что правовая позиция, высказанная в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 №63 и гласящая

о непроведении предварительного судебного заседания при рассмотрении требований об оспаривании сделок должника, является универсальной. Во-вторых, по результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующего должника лица к ответственности выносится определение (пункт 8 статьи 10 Закона о банкротстве). Это позволяет приступить к немедленному исполнению судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, влияет на особенности исчисления сроков на обжалование подобных определений с учетом правил статьи 223 АПК РФ и статьи 61 Закона о банкротстве.

Новая редакция статей 10 и 2 Закона о банкротстве по существу ввела градацию субъектного состава лиц на стороне ответчика по требованиям о привлечении к ответственности.

Так, к субсидиарной ответственности по обязательствам должника могут быть привлечены: лица, на которые указанный Закон возлагает обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, в случае если они не исполнили такую обязанность (пункт 2 статьи 10); контролирующие должника лица (пункт 4 статьи 10); руководитель должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информации об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, либо если указанная информация искажена (пункт 5 статьи 10).

Особо обращает на себя внимание появление нового правового института - контролирующее должника лицо. Данный специальный субъект, отличный от «заинтересованного лица» в смысле статьи 19 Закона о банкротстве, с учетом установленных Законом о банкротстве характеристик

позволит реально запустить механизм субсидиарной ответственности с учетом специфики спорного правоотношения.

Старая редакция пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве создавала неопределенность при определении размера ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности. Данный размер определялся «исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации -должника». При этом не учитывались расходы на удовлетворение имеющих приоритет текущих требований, которые неизбежно сопровождают каждую процедуру банкротства.

Т. П. Шишмарева отмечает, что данное правило справедливо для идеальной ситуации, то есть для случаев, когда у должника отсутствует задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом - по платежам, сохраняющим статус текущих платежей во всех процедурах банкротства.

Согласно новой редакции статьи 10 размер ответственности устанавливается исходя из разницы между определяемым на момент закрытия реестра размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером удовлетворенных требований кредиторов на момент приостановления расчетов с кредиторами или исполнения текущих обязательств должника в связи с недостаточностью имущества должника, составляющего конкурсную массу (пункт8).

Открытым остается вопрос о возможности предъявления и рассмотрения по существу требований о привлечении к субсидиарной ответственности до возникновения объективной возможности произвести соответствующий расчет. Например, в случае, когда формирование конкурсной массы продолжается либо реализация имущества еще не завершена.

Проблема актуальна, поскольку до окончания реализации имущества должника и расчета с кредиторами по поступившим от такой реализации денежным средствам может пройти значительный период времени. Принимая во внимание, что потенциальные ответчики по требованиям о привлечении к субсидиарной ответственности являются, как правило, не только недобросовестными, но и компетентными в юридическом смысле, они могут принимать меры по выводу своих активов. В такой ситуации реальность взыскания по определениям суда об удовлетворении требований о привлечении к субсидиарной ответственности весьма сомнительна.

Возможно применение обеспечительных мер судом до направления требований о привлечении к субсидиарной ответственности. Положения пункта 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 №63 о возможности применения обеспечительных мер в процедуре наблюдения применительно к имуществу потенциальных ответчиков по возможным в будущем (в конкурсном производстве либо внешнем управлении) требованиям об оспаривании сделок, являются этому подтверждением.

С другой стороны, представляется актуальным принятие во внимание разницы между суммой требований кредиторов и примерной стоимостью имущества должника.

В случае, если стоимость реализованного имущества фактически превысит предварительно определенную стоимость, а требования о привлечении к субсидиарной ответственности будут удовлетворении судом и исполнены, возможен пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и частичный поворот исполнения либо возврат должником части взыскания в качестве неосновательного обогащения.

Анализ положений новой редакции пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о введении презумпции вины контролирующего должника лица.

Согласно указанной норме права контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Что это означает? Следует ли признать, что бремя доказывания своей невиновности по данной категории дел лежит на ответчике?

Вряд ли на практике это снимет с заявителя требований обязанность доказать совершение ответчиком конкретных эпизодов противоправных действий (бездействия).

ФАС ВВО, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, указал, что положения пункта 4 статьи 10 необходимо толковать с учетом того, что при рассмотрении данной категории споров подлежат доказыванию следующие обстоятельства: факт противоправного поведения контролирующего должника лица; наличие вреда, причиненного имущественным правам кредиторов; причинно-следственная связь между первым и вторым обстоятельствами; вина контролирующего должника лица. Поскольку заявитель вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не указал, какие конкретные действия были совершены контролирующими лицами, повлекшие вывод активов предприятия-должника, не оспорил действия указанных лиц либо сделки должника по выводу активов предприятия оснований для удовлетворения требований не имеется.

Закон №73-ФЗ дополнил статью 142 Закона о банкротстве пунктом 12, согласно которому в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание положения пункта 9 статьи 142 Закона о банкротстве о том, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, являются погашенными, возникает вопрос о возможности заявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц после завершения конкурсного производства и исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

В настоящее время судебная практика сводится к тому, что предъявление таких требований возможно с учетом общих правил пункта 3 статьи 56 ГК РФ: если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, в настоящее время признается право кредиторов обратиться с иском о возмещении вреда к контролирующим должника лицам после завершения конкурсного производства. Представляется, что такой подход не оправдан.

Положения новой редакции статьи 10 Закона о банкротстве содержат два вида гарантий прав конкурсных кредиторов при реализации такого способа защиты как привлечение контролирующего лица к ответственности: процессуальные и материальные.

К первым относится невозможность прекращения производства по делу о банкротстве до рассмотрения предъявленных в рамках дела требований о привлечении к субсидиарной ответственности (пункт6 статьи 10).

Ко вторым - механизм поступления (распределения) взысканных средств (пункт 9 статьи 10), согласно которому денежные средства, взыс-

канные с лиц. привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу для последующего пропорционального распределения.

Учитывая изложенное, а также прямое указание пунктов 9 и 12 статьи 142 Закона о банкротстве о том, что соответствующие требования могут быть предъявлены только до завершения конкурсного производства, а непогашенные требования кредиторов погашаются случае завершения конкурсного производства, заслуживает внимания точка зрения о том, что воля законодателя направлена на использование потенциала привлечения к субсидиарной ответственности исключительно в ходе конкурсного производства.

Обратное толкование закона свидетельствует об использовании механизма привлечения к субсидиарной ответственности за рамками конкурсного процесса, с автоматическим изменением решений вопросов о подведомственности: дело о банкротстве уже прекращено, оснований для рассмотрения спора в обычном исковом порядке в арбитражном процессе не имеется.

Изменение подведомственности рассмотрения требований в такой ситуации осуществляется как бы по «техническому» основанию, что само по себе является дополнительным правовым «сигналом» искажения воли законодателя при положительном ответе на вопрос о возможности заявления соответствующих требований после завершения конкурсного производства.

Кроме того, возникают и иные вопросы: распределение взысканных денежных средств по заявлению одного из конкурсных кредиторов после завершения конкурсного производства в условиях отсутствия единой конкурсной массы; состояние защищенности имущественного статуса иных конкурсных кредиторов в условиях, когда суд в обычном исковом производстве уже удовлетворил требования первого заявителя и судебный акт исполнен и т.д.

Представляется возможным в такой ситуации для целей защиты своеобразного «коллективного» интереса конкурсных кредиторов предложить применение по аналогии правил главы 28.2 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц» АПК РФ. Однако тематика правового статуса бывших конкурсных кредиторов как группы лиц в понимании, придаваемом этому понятию статьей 225.10 АПК РФ, в законодательстве, судебной практике, доктринальных исследованиях не разработана. Думается, что с установлением подведомственности рассмотрения требований о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве созданы предпосылки для разработки и принятия ВАС РФ разъяснений по изложенным выше вопросам процессуального и материального права.

Таким образом, развитие института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должно строиться на следующих принципиальных моментах.

Развитие рыночных отношений в России неизбежно приведет к ужесточению материально-правовых и процессуальных последствий для недобросовестных лиц, действия которых причинили вред кредиторам должника. Поэтому необходимо упрощение процессуального порядка рассмотрения споров, создание условий для широкого участия конкурсных кредиторов в рассмотрении данных требований в рамках дела о банкротстве на стороне заявителя (как правило, конкурсного управляющего), передача рассмотрения споров суду, рассматривающему дела о банкротстве, должны привести к усилению процессуальных позиций заявителя в части возможностей доказывания, ужесточению режима субсидиарной ответственности. В связи с этим возможна корректировка правоприменительной практики о бремени доказывания по данной категории дел, переоценка возможности применения объективного вменения, эволюция в оценке пре-

зумпций вины контролирующего лица, его добросовестности (недобросовестности).

В случае развития данных тенденций возможно дальнейшее развитие механизма привлечения контролирующих должника лиц к ответственности.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. См.: Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах // СПС КонсультантПлюс

3. Шиткина И. С. Гражданско-правовая ответственность членов органов управления и контролирующих лиц: реалии правоприменительной практики и тенденции развития законодательства // Предпринимательское право. - 2013. - № 3. - С. 15.

4. См.: Диденко А. А. Понятие денежного обязательства для определения наличия признаков банкротства // Власть закона. - 2012. - № 4. - С. 77.

5. Пирогова Е.С., Жукова Ю.Д. Обеспечение эффективности правового регулирования субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Перспективы развития законодательства о банкротстве // Вестник арбитражной практики. - 2012. - № 5. - С. 18.

6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС КонсультантПлюс

7. См.: Шишмарева Т.П. Конкурсная масса несостоятельного должника // Власть закона. - 2012. - № 4. - С. 115 - 123.

8. Постановление федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2011 по делу №А43-1797/2010 // СПС КонсультантПлюс

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaja) ot 30 nojabrja 1994 № 51-FZ // Sobranie zakonodatel"stva RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.

2. Sm.: Molotnikov A.E. Otvetstvennost" v akcionernyh obshhestvah // SPS Kon-sul"tantPljus

3. Shitkina I.S. Grazhdansko-pravovaja otvetstvennost" chlenov organov upravlenija i kontro-lirujushhih lic: realii pravoprimenitel"noj praktiki i tendencii razvitija zakonodatel"stva // Predprinimatel"skoe pravo. - 2013. - № 3. - S. 15.

4. Sm.: Didenko A.A. Ponjatie denezhnogo objazatel"stva dlja opredelenija nalichija priznakov bankrotstva // Vlast" zakona. - 2012. - № 4. - S. 77.

5. Pirogova E.S., Zhukova Ju.D. Obespechenie jeffektivnosti pravovogo regulirovanija subsi-diarnoj otvetstvennosti kontrolirujushhih lic. Perspektivy razvitija zakonodatel"stva o bankrotstve // Vestnik arbitrazhnoj praktiki. - 2012. - № 5. - S. 18.

6. Federal"nyj zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ «O nesostojatel"nosti (bankrotstve)» // SPS Konsul"tantPljus

7. Sm.: Shishmareva T.P. Konkursnaja massa nesostojatel"nogo dolzhnika // Vlast" zakona. - 2012. - № 4. - S. 115 - 123.

8. Postanovlenie federal"nogo arbitrazhnogo suda Volgo-Vjatskogo okruga ot 10 maja 2011 po delu №A43-1797/2010 // SPS Konsul"tantPljus

Раскрывая данный вопрос, необходимо иметь представление что же такое финансы.

Финансы (от лат. financia - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Можно сказать, что финансы – это комплексная экономическая категория. Финансыобязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Исходя из этого можно констатировать взаимосвязь финансов и таких экономических категорий, как деньги, цена, заработная плата, кредит и т.д. Однако неправильно было бы сводить обобщать категорию финансов на названные чуть выше категории. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Финансы характеризуются прежде всего денежным характером (это первый признак финансов) . Деньги являются обязательным условием существования финансов. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому вторым важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования в практике хозяйствования. При этом должны учитываться как сама специфика функци­онирования финансов, цены, заработной платы, кредита, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование категорий в процессе стоимостного распределения не окажет положительного влияния на результаты производства.

Рассмотрим взаимосвязь и в то же время разграничение финансов и иных экономических категорий.

Деньги и финансы

В бытовом понимании финансы часто сводятся с деньгами – это не совсем верно. Деньги и финансы неразделимые категории так как финансы характеризуются движением денежных средств, но это никак не сами деньги.

Финансы и цена

Прежде всего определим понятие цены. Цена – это экономический инструмент, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения. Именно она предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот иной сектор экономики, тому иному собственнику. Цена и только она выступает той исходной основой, на которой совершается весь дальнейший распределительный процесс, поскольку именно в ней находят выражение различные элементы стоимости общественного продукта.

Будучи количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, осуществ­ляемого в соответствии с факторами производства.

Но являясь исходной основой стоимостного распределения, предопределяя его первичную структуру, цена тем не менее не может обеспечить ни распределения по субъектам собст­венности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Должен обязательно произойти обмен и состояться стоимостное распределение, чтобы все части стоимости (с, v, m) получ конкретное воплощение в определенных коли­чественных пропорциях.

Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости как бы распадается на два этапа: на первом про­исходит перенос авансированной стоимости и создание дохо­дов, что действительно является моментом самого производства; на втором осуществляется выделение фонда возмещения и первичных доходов в разных конкретных их формах, что составляет содержание уже следующей стадии воспроизводственного процесса - стадии стоимостного распре­деления, когда каждой части стоимости придается оп­ределенная количественная пропорция. Но второй этап формирования элементов стоимости осуществляется уже не с помощью цены (хотя потенциально все части стоимости в ней заложены), а посредством других экономических категорий.

Итак, говоря непосредственно о взаимодействии цены и финансов, необходимо отметить, что функционирование цены и финансов в процессе стоимо­стного распределения осуществляется в тесной взаимосвязи: цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределе­ния, сложившихся под влиянием цен, выступают инструмен­том, реализующим эти пропорции, одновременно корректируя их с учетом экономических условий развития общества. От­носительная самостоятельность финансового метода рас­пределения приводит к тому, что конечная структура распределенного общественного продукта и национального до­хода отличается от пропорций, заложенных ценой.

Финансы и заработная плата.

В распределении стоимости общественного продукта наряду с финансами участвует и заработная плата.

Заработная плата – это форма рас­пределения, которая обусловлена необходимостью формирования дохо­дов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возни­кающие в процессе распределения вновь созданной стоимости путем формирования индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затрачен­ного ими труда.

Являясь составной частью общей системы стоимостного распределения, заработная плата стоит в одном ряду с фи­нансами, подготавливая условия для последующего удовлет­ворения определенных потребностей. Но имея одинаковую с финансами экономическую основу, заработная плата отлича­ется от них тем, что составляющие ее распределительные отношения материализуются в денежных средствах, посту­пающих в собственность отдельных работников и использу­емых на удовлетворение личных потребностей граждан. Между тем финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлет­ворения разнообразных общественных потребностей.

Финансы и заработная плата как распределительные ка­тегории тесно связаны между собой, что приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения. За­ключается это взаимодействие в том, что, с одной стороны, финансы «помогают» заработной плате формировать фонд оп­латы труда, отделяя (отчленяя) его от остальных денежных фондов предприятия, а с другой - заработная плата, начис­ление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов пред­приятий, получающей форму устойчивых пассивов. Задол­женность по заработной плате - это финансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится к финансам, а вследствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает в руки ее владельца. Находясь в обороте предпри­ятия, эти денежные средства выступают источником форми­рования оборотных средств.

Отличие заработной платы от финансов проявляется и в том, что функционирование ее может рассматриваться (с из­вестной степенью допущения) как процесс двустороннего дви­жения стоимости. Ведь заработная плата как форма общественного распределения носит компенсационный харак­тер; она является оплатой трудовых усилий работников и дол­жна находиться в тесной зависимости от количества и качества затрачиваемого ими труда. Каждый гражданин дол­жен получать от общества такую долю стоимости, которая со­ответствует его трудовому вкладу.

Финансы и кредит.

Кредит (лат. creditum - заём от лат. credere - доверять) - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности.

Из сопоставления различных определений финансов и кредита, если рассматривать их с позиций движения денежных форм в абстракции от выражаемых ими экономических отношений и исторического процесса формирования бюджетных и банковских систем общества, напрашивается парадоксальный вывод: кредит – это частный случай финансов. Действительно, в качестве движения денежных форм финансы представляют собой процесс образования и использования фондов денежных средств. Часто такое движение происходит на безвозвратной основе. Но в ряде случаев из бюджета может осуществляться предоставление ссуд на инвестиционный проект или на иные нужды. Кроме того, когда свои денежные фонды использует предприятие или корпорация и речь идет о финансах хозяйствующих субъектов, такое использование может осуществляться как внутри предприятия или корпорации (вообще не стоит вопрос о возвратности или безвозвратности использования), так и предоставлением средств на сторону как на безвозмездной, так и на возвратной основе. Последнее называют коммерческим кредитом, но и в таком случае такой кредит входит в качестве элемента финансовой системы предприятия или корпорации.

Кредит, в качестве движения денежных средств, характеризуется процессом образования и использования фондов денежных средств на возвратной основе, как правило, при взимании платы – процента. Если плата за кредит не взимается (пусть в виде исключения), кредит по форме движения тут же превращается в частный случай финансов, поскольку и из чисто финансовых фондов (в том числе из госбюджета) могут выдаваться беспроцентные ссуды. Если же плата за ссуду (кредит) взимается, то и в таком случае, по внешней форме, кредит можно рассматривать в качестве модификации финансов.

В историческом плане финансы (особенно в виде государственного бюджета) и кредит, начиная от ростовщического, а затем и до коммерческого и банковского, развивались слишком отличным образом, чтобы считать кредит составной частью финансов. Однако в генетико-историческом плане, самым первым заимодавцам, прежде чем выдавать ссуду, необходимо было скопить первоначальный капитал на безвозвратной, т.е. чисто финансовой, основе. Аналогично банкам, прежде чем привлекать на возвратной основе средства клиентов под более низкий процент для предоставления их в ссуду под более высокий процент, необходимо было сконцентрировать в своем распоряжении значительный собственный капитал. Причем именно на финансовой основе в качестве финансового фонда, который затем превращается в ссудный фонд, но не весь, часть капитала банка сохраняется в виде резервного фонда (страхового фонда), который по своей природе является именно финансовым, а не ссудным фондом. Таким образом, при всех существенных различиях в истории финансов и кредита в генетико-историческом плане кредит – порождение финансов, их модификация.

С позиции сущности экономических отношений, которые выражают финансы и кредит, действительно имеет место кардинальное различие между этими двумя категориями, связанное с различием в форме движения: на безвозвратной или возвратной основе. Финансы выражают отношения по распределению и перераспределению части стоимости общественного продукта и национального богатства. Кредит выражает перераспределение соответствующей стоимости лишь в части уплачиваемого за ссуду процента, в то время как относительно самой ссуды имеет место лишь временное перераспределение денежных средств.

Таким образом, в финансах и кредите имеется много общих черт как по сути, так и по форме движения. В то же время и по сущности, и по форме между финансами и кредитом имеются значительные различия. А раз так, должна быть некая общая экономическая категория, объединяющая в себе финансы и кредит как единое целое, а уже в рамках этой категории происходило бы выделение специфической сущности как финансов, так и кредита.

Соотношение между финансами и кредитом как экономическими категориями можно провести в виде таблицы:

Финансы в широком смысле – фондирование (фондообразование) денежных средств
Финансы в узком смысле (традиционном значении) Кредит

Специфика финансов(в их узком значении)

Образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе, но в ряде случаев и при помощи займов (кредита)

Общие черты финансов (в их узком значении) и кредита

Образование фондов денежных средств

Специфика кредита

Образование фондов денежных средств в качестве первоначального импульса на финансовой основе, а затем в виде непрерывного процесса на возвратной основе

Использование финансовых фондов в качестве финансирования тех или иных мероприятий, как правило, на безвозвратной основе, в виде исключения – на возвратной, но во всех случаях без взимания процента или под низкий льготный процент Использование фондов денежных средств (обычно использование носит целевой характер) Использование ссудного фонда для предоставления кредита всегда на возвратной основе и, как правило, с взиманием платы – процента
Распределение и перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на безвозвратной основе в подавляющем большинстве случаев Перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства при определенных обстоятельствах Временное перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на началах возвратности в части предоставляемой ссуды, а также безвозвратное перераспределение соответствующей стоимости в части процента, взимаемого за ссуду
Специфика законодательства в сфере финансов; специфика государственного регулирования финансовой сферы; система финансовых органов, государственных и негосударственных Законодательное оформление государственного регулирования фондообразования денежных средств Специфика законодательства в сфере кредитования; специфика государственного регулирования кредитной сферы; система кредитных учреждений государства

Итак, кредит во многом однотипен с финансами. Общие черты, присущие обе­им категориям, говорят об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функци­онирования существенно различается: кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе - любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после исте­чения установленного договором срока. Возвратность - это важнейший признак и атрибут кредита.

Итак, в ходе исследования, можно прийти к выводу, что финансы действительно взаимосвязаны с такими категориями как деньги, цена, заработная плата, кредит. Однако при функционировании данных категорий на стадии стоимостного распределения должны учитываться как сама специфика функци­онирования данных категорий, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование категорий в процессе стоимостного распределения не окажет положительного влияния на результаты производства.

Финансы(в шир. смысле) - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются денежные фонды и денежные средства гос-ва в соотв. с присущими им ф-циями. Денеж. ср-ва аккумулируются в ден. фонде Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Термин “финансы” (finance) появился в Западной Европе в XVII веке и в переводе на русский означает “денежный платеж” Общепринято выделять 4 признака финансовых отношений:

    Денежный характер фин. отношений;

    Распределительный характер фин. отношений;

    Фин. отношения всегда связаны с формированием и денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

2. Финансы имеют своей природой денежные отношения, однако одно только движение денежных средств между объектами не раскрывает всей сущности финансов. Для этого нужно рассмотреть свойственные финансам отношения, также возникающие между объектами:

1) предприятиями (в процессе приобретения

товарно-материальных ценностей, реализации

продукции и услуг);

2) государством и предприятиями (в виде уплаты налогов в бюджет);

3) государством и населением (как уплата налогов

с физических лиц);

4) предприятиями и страховыми компаниями;

5) предприятиями и банками;

6) предприятиями и внебюджетными фондами;

7) бюджетами различных уровней.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Ф-ции финансов:1)распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды); 2)перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); 3)регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);4)контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

5. Сравнить категории финансы и деньги

Неспециалисты говорят: «Финансы – это деньги; имеющиеся денежные средства у предприятия». Деньги и финансы друг от друга резко отличаются по выполняемым ими функциям и своему содержанию. Финансы - это экономические отношения, которые связаны с распределением, формированием и использованием децентрализованных и централизованных различных фондов денежных средств в целях выполнений задач и функций отдельного предприятия или государства, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это средство оплаты товаров (работ, услуг), средство сохранения стоимости и средство оплаты услуг. Деньги – довольно сложная экономическая категория, она по-прежнему остается загадкой: почему увеличение у отдельного лица количества денежных знаков приумножает его индивидуальное богатство, а у общества в целом рост денежной массы не способствует возрастанию богатства общества?

Еще деньги – знак обмена, который участвует в роли посредника в обмене товара на другой. Некоторые российские экономисты, то есть экономисты рыночной экономики России, считают деньги видом ценных бумаг, у которых специфическая особенность заключается в относительной автономности их движения и возможности аккумуляции.

Деньги выполняют иные функции, нежели финансы. Например, финансы выполняют три функции:

1. использование наличных денежных средств и денежных фондов; 2. получение наличных денежных средств и формирование денежных фондов; 3. контрольную.

Некоторые экономисты уверяют, что финансы выполняют лишь две функции: контрольную и распределительную.

К. Маркс выделял для денег пять функций: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство сбережения и накопления, мировые деньги. В качестве первой он всегда называл меру стоимости.

За последних 150 лет экономическая наука ушла далеко вперед. Большинство современных экономистов выделяют три функции для денег:

1. средство измерения стоимости (то есть мера стоимости);

2. средство обращения;

3. средство сохранения и накопления стоимости.

Различия между деньгами и финансами рассмотрим на следующем примере. Допустим, гражданин дает деньги другому человеку в долг. Это значит, что гражданин другому лицу передал материальную вещь в форме банкноты. Иными словами, деньги – это вещь, которую можно потерять, отыскать, разрушить (разорвать банкноты). Но вот отношение гражданина, который дал деньги другому лицу в долг, – это уже финансовые отношения. Человек выступает как кредитор, лицо, которое взяло в долг деньги, – как заемщик. Возьмет ли с заемщика кредитор расписку, возьмет ли в залог какую-нибудь вещь, будет ли взимать за деньги проценты и тому подобное – это все представляет собой финансовые отношения.