Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Роль налога на прибыль в формировании бюджета. Роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджета рф. Согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» налог на прибыль является весомым источником доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от налога на прибыль составляют более 6 % со всех доходов федерального бюджета РФ. Общая ставка налога на прибыль составляет 24%, из которых 6% перечисляется в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ – 16%, в местный бюджет – 2%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 12%.

Налог на прибыль введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, Что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

Посредством реализации фискальной функции налога на прибыль происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

С фискальной функцией налога на прибыль тесно связана распределительная функция, которую некоторые ученые именуют перераспределительной.

Эта функция заключается в следующем.

Во-первых, посредством налогов перераспределяется часть валового внутреннего продукта от источника к потребителю соответствующих финансов.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов – между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов. Такие отношения, возникающие в связи с перераспределением налоговых доходов между звеньями бюджетной системы России, являются частью межбюджетных отношений.

Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики по налогу на прибыль организаций исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Кроме того, на основании п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет по налогу на прибыль организаций», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150;

4) иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; выручка от реализации ценных бумаг; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации основных средств; выручка от реализации товаров (работ, услуг), обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода: расходы, понесенные при реализации ценных бумаг; расходы, понесенные при реализации покупных товаров; расходы, связанные с реализацией основных средств; расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе: прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг; прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; прибыль (убыток) от реализации основных средств; прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее в соответствии с НК РФ.

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, где прибылью признается:

1)для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

На основании п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли. Поскольку порядок определения прибыли различен для разных категорий налогоплательщиков, то различен и порядок определения налоговой базы, что может быть представлено в табл. 1.

Таблица 1

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль

Налогоплательщик

Налоговая база

Российские организации

Денежное выражение полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Денежное выражение полученного через постоянные представительства дохода, уменьшенного на величину произведенных постоянными представительствами расходов

Иные иностранные организации

Денежное выражение дохода, полученного от источников в Российской Федерации

Из рассмотренной таблицы очевидно, что общая формула для расчета прибыли (налоговой базы) выглядит следующим образом:

прибыль (налоговая база) = доходы - расходы .

Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

24% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти. В 2003 г. в федеральный бюджет зачислялось 6%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 16%; в местные бюджеты - 2%, а на 2004 г. утверждено соответственно 5%, 16%, 2%;

По доходам, полученным в виде дивидендов:

6% - от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;

15% - от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,- 0%. При этом прибыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Особенностью налогообложения налогом на прибыль является то, что метод исчисления налога на прибыль предопределяет порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет. Так, налог на прибыль уплачивается в следующие сроки.

1. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

2. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (квартал), то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала).

4. В течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

5. В течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

6. В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход налогоплательщиками - получателями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены ст. 251 НК РФ. Согласно этой статье не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль следующие доходы:

– в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ; услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

– в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

– в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

– в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

– в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

– в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

– другие доходы в соответствии с НК РФ.

Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Метод начисления . При использовании этого метода доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав в их оплату. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода.

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы их оплаты.

В НК РФ указаны две даты признания материальных расходов. Первая - день передачи сырья и материалов в производство. При этом расходами признаются только то сырье и материалы, которые приходятся на производственные товары (работы, услуги). Вторая - расходы на оплату услуг или работ производственного характера включаются в состав налоговых расходов на день подписания акта приемки-передачи.

Амортизационные отчисления и заработная плата отражаются в составе расходов ежемесячно.

Кассовый метод . При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:

Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;

В составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Налоги исчисляются после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги), и существует реальная возможность перечисления их в бюджет. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. При кассовом методе должны быть оплачены как доходы, так и расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) — Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродажеи продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) — Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена — Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

При исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях: 1) срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; 2) совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы; 3) если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены; 4) организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает налоговую базу.

2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств обеспечения прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Он заменяет совокупность действовавших ранее взносов в пенсионный, социальный фонды, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости. Однако остается распределение суммы налога по отдельным фондам в соответствии с нормативами, установленными законодательством. Введение единого социального налога предусматривает:

Единую налоговую базу для исчисления налога, суммы которого подлежат зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;

Сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (фонд занятости ликвидируется);

Снижение платежей, перечисляемых в фонды (тариф снижается с 38,5 до 35,6% от налоговой базы) с применением регрессивной шкалы налогообложения.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты ЕСН регулируется положениями главы 24 НК РФ. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 утверждены «Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога», которые носят разъяснительный характер.

Плательщики налога подразделяются на две категории:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

Организации,

Индивидуальные предприниматели,

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Для плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Для налогоплательщиков - физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Для плательщиков, относящихся ко второй категории, объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Законодательством предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц организациями, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей - не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Например: суммы начисленных дивидендов; стоимость безвозмездно переданного имущества; премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения; суммы материальной помощи, предоставленной для улучшения жилищных условий и иных социальных потребностей; единовременные пособия, начисленные уходящим на пенсию ветеранам труда; оплата проезда к месту работы и обратно и т.д. Если трудовым договором будет предусмотрен определенный перечень выплат в пользу работников организации, то они будут входить в расходы при налогообложении прибыли и, следовательно, будут являться объектом налогообложения при исчислении ЕСН.

Налогооблагаемая база . Учитываются любые доходы, начисленные в денежной или натуральной форме. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Так, если работодатель производит оплату стоимости путевки за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению. Необходимо также учитывать, что выплаты произведенные в натуральной форме в виде товаров, пересчитываются при расчете налоговой базы исходя из рыночных цен этих товаров надень их выплаты. Например, работнику произведены выплаты в виде строительных материалов - кирпич в количестве 2000 шт. Определяется рыночная цена товара - 5000 руб. за 1 тыс. шт. Облагаемая база составит 10 000 руб. (5000 х 2000 шт.).

Лица, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленных при исчислении налога на прибыль. При невозможности установления этих расходов применяются нормативные затраты в процентах к сумме начисленного дохода в соответствии с утвержденной таблицей (например, создание литературных произведений - 20%, музыкальных - 40%).

В налогооблагаемую базу не включаются:

Все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

Все виды государственных пособий, которые регламентированы актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней. Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета, например, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по безработице;

Единовременная материальная помощь, оказанная в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения материального ущерба, причиненного физическим лицам, а также лицам пострадавшим от террористических актов, членам семьи умершего работника;

Выплаты за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность, которая избирается посредством прямых выборов по всем уровням власти;

Иные виды выплат в соответствии с перечнем, установленным законодательством.

Льготы . От уплаты налога освобождаются:

1) организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп. Правомерность использования этой льготы подтверждается при представлении в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида);

2) каждый работник общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения культурно-оздоровительных мероприятий и иной помощи инвалидам, если выплаты не превышают 100 тыс. руб.

Ставки налога. Ставки налога определены законодательством и зависят от категории плательщика и величины выплат с начала года на каждого работника. Разработаны четыре регрессивные шкалы ЕСН. Так, для работодателей-организаций максимальная ставка ЕСН составляет 35,6% (по выплатам до 100 000 руб.), а минимальная - 2% (по выплатам свыше 600 000 руб.).

Задача 6

Список использованной литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

  1. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. Издержки производства и контроль за их снижением в условиях рыночной экономики

    2014-12-21

В соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, проведем анализ роли налога на прибыль в формировании доходов бюджета субъектов РФ и анализ динамики и структуры доходов бюджета субъектов РФ.

Исходными данными послужили официальные отчеты по бюджетам, размещенные на сайте Федерального Казначейства.

На первом этапе проведен анализ доходов бюджета субъектов РФ на основании Приложения 3.

Анализ динамики налоговых поступлений базисным и цепным методами представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Динамика налоговых поступлений в бюджет субъектов РФ, млрд. руб.

Наименование показателя

Всего налоговых доходов, млрд. руб.

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на прибыль организаций

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на доходы физических лиц

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги на совокупный доход

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налог на имущество организаций

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Земельный налог

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Абс. знач

Базис. индекс

Цепной индекс

Прочие налоги и сборы

Абс. знач

Абс. знач

Базис. индекс

Анализ абсолютных значений показывает рост поступлений таких налогов как налог на прибыль, налоги на совокупный доход, налог на имущество организаций и другие с 2007 года по 2008 год, затем в 2009 году резкое снижение объема поступлений. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ с 2007 по 2009 годы стабильно растет. Налог на прибыль занимает первое место по величине во всех анализируемых периодах, кроме 2009 года. В 2009 году первое место по величине занимает налог на доходы физических лиц. Самое наименьшее значение имеет земельный налог, который растет до 2008 г. и уменьшается к 2009 году.

Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе базисного индекса выявил рост поступлений по доходам в целом на 20% в 2008 году и снижение на 5% в 2009 году по отношению к 2007 году. Аналогично изменялись поступления по налогу на прибыль в 2008 году выросли на 14% и снизились на 30% в 2009 году. Стабильный рост в 2008 году на 6% и в 2009 году на 37% показал налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ по отношению к 2007 году. Поступления по остальным налогам имеют тенденцию к снижению.

Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе цепного индекса выявил рост поступлений в целом по доходам на 20% в 2008 году и снижение на 79% в 2009 году по отношению к предыдущему году. Как видно из данных таблицы налог на прибыль вырос в 2008 году на 14% и снизился на 61% в 2009 году. В 2009 году видно, что роста не наблюдается, все показатели снизились, кроме налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году показали рост на 30%.

Структурный анализ налоговых поступлений представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, проценты

Структурный анализ налоговых поступлений показывает долю конкретного налога в общем количестве налоговых поступлений.

В 2009 г. наибольшую долю налоговых поступлений составил налог доходы физических лиц - 43,17%. По сравнению с предыдущими периодами произошло серьезное увеличение доли данного налога в консолидированном бюджете субъектов РФ. Доля налога на прибыль организаций в свою очередь наоборот уменьшилась - 27,71%. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество организаций и налоги на совокупный доход занимают небольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, при этом ежегодно их доля практически не меняется.

Поступление налога на прибыль организаций в 2008 году уменьшилось с 2007 года с 37,5% до 35,65%, и еще упало до 27,71% в 2009 году. По налогу на товары, реализуемые на территории РФ, доля поступления в течение трех лет сначала уменьшились на 0,54% - в 2008 году, а затем увеличились до 6,37% в 2009 году. Доля налога на доходы физических лиц стабильно растет из года в год, так в 2007 году его доля составляет - 31,03%, в 2008 - 33,91%, а в 2009 году - 43,17%. Налоги на совокупный доход также стабильно растут: 2007 г. - 3,03%; в 2008 г. - 3,28%; в 2009 г. - 3,93%. Налог на имущество организаций в 2007 и 2008 гг. практически на одном уровне - около 6%, а в 2009 году резко снижается до 1,61%.

Федеральная налоговая служба обращает внимание на изменение с 1 января 2009 года налоговой ставки налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.12.2008 №305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом:

  • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
  • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Также, учитывая при этом начавшийся в конце 2008 года мировой финансовый кризис, меняется налоговая политика государства.

Финансово-экономический кризис внес отрицательные коррективы в развитие экономики нашей страны. А антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Поэтому налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению нашей экономики. В условиях кризиса необходимо стимулировать и поддерживать бизнес. В условиях кризиса была принята мера, которую можно считать полезной, но нельзя назвать достаточной. Ставка налога на прибыль снизилась на четыре пункта, т.е. стала составлять 20%. Последствия этой меры принял на себя федеральный бюджет. Но снижение ставки налога на прибыль не привело к дифференцируемому подходу налогообложения прибыли организаций.

В настоящее время прибыль организаций падает или ее просто нет. Тем не менее, прибыль организаций остается стимулом для производства, для хозяйствующих субъектов. Снижение ставки по налогу на прибыль неизбежно повлечет за собой изменения в части суммы отложенных налоговых активов и обязательств, рассчитанных в соответствии с 24%-ной ставкой и учитываемых при исчислении налога на прибыль в будущем. Следовательно, чтобы не исказить налогооблагаемую прибыль при расчете данного налога с 2009 года, организациям необходимо пересчитать и отразить отложенные налоговые активы и обязательства с учетом новой ставки по налогу на прибыль. В соответствии с положением о Департаменте налогообложения прибыли ФНС России, одной из основных задач является методологическое обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008-2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Так меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов

В ближайшие годы будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки «Основными направлениями налоговой политики в 2008-2011 годах». Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы.

Совершенствование налога на прибыль организаций заключатся в ряде изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующие преобразования:

  • - начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
  • - в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и, не дожидаясь, начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
  • - в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

Изменения, внесенные в НК РФ в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Начиная с 2009 года, взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству.

С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года.

Начиная с 2009 года реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать трех процентов от суммы расходов на оплату.

В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

Вместе с тем, одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов уточнен порядок ведения налогового учета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке.

В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов.

Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

Для того чтобы сократить число злоупотреблений при слияниях и поглощениях компаний (проведение реорганизаций часто используется компаниями для минимизации налога на прибыль), Минфин предлагает уже со следующего года изменить порядок переноса убытков при реорганизации.

Новый порядок ограничит сроки и размеры прибыли, которые компании смогут направлять на погашение убытков реорганизуемых компаний.

Для торговых компаний Минфин подготовил приятный сюрприз: уже с 2010 года потери от краж, поломок, боя товаров в магазинах с открытым доступом покупателей к товарам можно будет списывать на расходы в увеличенном размере (конкретные цифры будут установлены в законопроекте).

В данной главе проведен подробный анализ роли налога на прибыль в формировании доходов РФ по бюджетам. Рассмотрена структура и динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Из анализа видно, что поступление налога на прибыль организаций к 2008 году увеличилось, но затем резко упало в 2009 году. Основная причина сокращения поступления налога на прибыль в бюджет это сокращение объема промышленного производства в России примерно на 30% на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний. Кроме того, с ноября 2008 года введен новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, который также оказал влияние на недобор по этому налогу. Сам бизнес основной причиной провальных результатов по сбору налогов считает кризис.

финансовый директор
группы компаний «Конти»,
г. Москва

Использование организацией комплексной методологии финансового планирования, называемой бюджетированием, является безусловным конкурентным преимуществом, которое позволяет повысить эффективность управления. При этом самое пристальное внимание необходимо уделять бюджетной архитектуре, представляющей собой совокупность бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами. Полнота управленческой информации, содержащейся в указанных бюджетах, является одним из наиболее важных критериев эффективности финансового планирования.

Процесс планирования и фактического исполнения налоговых обязательств юридического лица является обособленным бизнес-процессом, формирующим его совокупную налоговую нагрузку. Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты того или иного налога в различные операционные бюджеты или же формировать обособленный налоговый бюджет. Анализ важности четкого налогового планирования, наличие негативных налоговых последствий (штрафов и пеней) в случае несвоевременного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей позволяют сделать однозначный вывод о необходимости формирования обособленного налогового бюджета, который даст возможность консолидировать всю информацию, имеющую важное управленческое значение, и существенно упростит ее анализ.

Цель формирования налогового бюджета сводится к следующему:

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Необходимо отдельно остановиться на определении сбора, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные затраты не включаются в бюджет налогов, а находят отражение в соответствующих бюджетах общехозяйственных расходов, в которых могут показываться отдельной строкой.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:


-

выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета, в свою очередь, включает (в разрезе планируемых налогов):

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА

Основными этапами формирования налогового бюджета являются следующие операции:
1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.
2. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.
3. Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.
4. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
5. Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.
6. Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу утвержденной формы.
7. Анализ показателей бюджета.

Необходимо отметить, что указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотрена в статье при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация также может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

В качестве альтернативы может рассматриваться применение упрощенной системы налогообложения.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки

К указанным мероприятиям, в частности, могут относиться:

Рассмотрим более подробно такой элемент налогового планирования, как учетная политика. Остановимся на элементах учетной политики, которые оказывают влияние на величину исчисляемых налогов и сроки их перечисления в бюджет. В качестве примера используем налог на прибыль организации.

Элемент учетной политики

Правовое регулирование

Исчисление и уплата налога по кассовому методу или по методу начисления

п. 1 ст. 273 НК РФ

Уплата ежемесячных или ежеквартальных авансовых платежей

п. 3 ст. 286 НК РФ

Выбор способа начисления амортизации и срока полезного использования

п. 1 и 3 ст. 259 НК РФ

Использование амортизационной премии

п. 1.1 ст. 259 НК РФ

Выбор варианта оценки сырья и материалов при их отпуске в производство

п. 8 статьи 254 НК РФ

Выбор способа оценки товаров при их продаже и прочем выбытии

п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

Определение перечня прямых расходов

п. 1 ст. 318 НК РФ

Приведенный перечень, безусловно, не является исчерпывающим.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено детальное планирование каждого из указанных ниже компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Анализу должны быть подвергнуты операционные бюджеты, при составлении которых настоятельно рекомендуется планировать не только момент перехода права собственности на продукцию, товары, результаты выполненных работ, оказанные услуги, но и их оплату. Это должно быть предусмотрено утвержденным форматом соответствующих бюджетов. Также необходимо в качестве справочной информации рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

Объект планирования

Нормативная база

Источник информации

НДС, предъявленный покупателям по отгруженной продукции, работам, услугам

п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК

НДС, предъявленный покупателям по поступившим авансам в счет предстоящих поставок

п.п. 2 п.1 ст. 167 НК

Бюджет продаж, бюджет прочих доходов

НДС, предъявленный поставщиками по полученным организацией товарам, работам, услугам

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов

НДС, предъявленный поставщиками по принятым организацией к учету основным средствам

п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК

НДС, принятый к вычету по ранее полученным авансам

п. 8 ст. 171 и п.2 ст. 172 НК

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов, бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

В соответствии со статьей 210 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Наиболее распространенным видом дохода является заработная плата сотрудников организации.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Необходимо отметить, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Также не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая (максимальная) ставка ЕСН составляет 26%. Однако для данного налога характерно применение регрессивной шкалы налогообложения, в соответствии с которой налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (налогового периода) по каждому сотруднику.

Перечисление в бюджет ЕСН осуществляется в сроки, которые установлены НК РФ.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом - календарный квартал.

Планируемый показатель

Источник информации

Стоимость основных средств на начало планируемого периода (на начало каждого месяца)

Данные прогнозного баланса

Стоимость основных средств, планируемых к приобретению

Бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Планируемых к выбытию

Бюджет прочих (операционных, внереализационных) расходов

Амортизационные отчисления за планируемый период

Бюджет производственных и управленческих расходов

Перечень источников информации приведен с учетом того обстоятельства, что прогнозный баланс составляется далеко не всеми организациями, планирующими свою деятельность.
Перечисление в бюджет налога на имущество осуществляется в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налог на прибыль организации

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

При планировании величины налоговой базы по указанному налогу должны использоваться следующие источники информации.

Приведем примеры налоговых корректировок.

Источник информации

Амортизационная премия по основным средствам, единовременно списываемая на расходы

п. 1.1 ст. 259 и п. 3 ст. 272 НК РФ

Разница в величине налоговой амортизации и амортизации в целях бухгалтерского учета

ст. 258 и 259 НК РФ

Отнесение к расходам процентов по долговым обязательствам

п. 1 ст. 269 НК РФ

Убыток от уступки права требования

п. 1 и п. 2 ст. 279 НК РФ

Перенос на будущее ранее полученных убытков

ст. 283 НК РФ

Представительские расходы в пределах законодательно установленных норм

п. 2 ст. 264 НК РФ

Перечень указанных корректировок не является исчерпывающим и зависит от характера осуществляемых организацией хозяйственных операций.

Консолидация плановых показателей

Рассмотрим консолидацию плановых показателей на конкретном примере.
Исходные данные, используемые для формирования бюджета налогов, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходная информация для формирования налогового бюджета,
тыс. руб.


Планируемые показатели хозяйственной деятельности

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Стоимость отгруженной продукции (без НДС)

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок (с НДС)

Авансы, зачтенные в счет оплаты отгруженной продукции (с НДС)

Стоимость приобретенных материалов, работ, услуг (с НДС)

Стоимость принятых на учет основных средств (с НДС)

Начисленная заработная плата сотрудников

Остаточная стоимость основных средств

Планируемая прибыль (управленческий учет)

Налоговые корректировки

Налоговая база (налоговый учет)

Корректировка, увеличивающая налоговую базу. Указанные налоговые корректировки представляют собой совокупность отклонений между данными управленческого и налогового учета. Сумма отклонений выбрана произвольно с целью продемонстрировать переход от планируемой прибыли по данным управленческого учета к налоговой базе, использующейся при исчислении налога на прибыль организации.

Используемые допущения:


-

организация применяет общий режим налогообложения;

ставки налогообложения: НДС - 18%, НДФЛ - 13%, ЕСН - 26%, налог на имущество - 2,2%, налог на прибыль - 24%;

в таблице указана остаточная стоимость основных средств на конец каждого квартала. При этом остаточная стоимость основных средств в течение каждого квартала считается неизменной. Остаточная стоимость основных средств на 01 января года, следующего за планируемым периодом, равна 1150 тыс. руб.;

при планировании платежей в бюджет по налогу на прибыль считаем, что ежемесячные авансовые платежи по указанному налогу отсутствуют;

налоговые вычеты по НДФЛ отсутствуют;

регрессивная шкала начисления ЕСН не применяется.

Предварительно рассчитаем НДС и налог на имущество организации.

Таблица 2

Расчет НДС за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

НДС по отгруженной продукции

НДС с авансов в счет предстоящих поставок

НДС с авансов, зачтенных в счет оплаты отгруженной продукции

НДС по приобретенным материалам, работам, услугам

НДС по принятым на учет основным средствам

Итого НДС за период

Таблица 3

Расчет налога на имущество организации за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Остаточная стоимость основных средств

Среднегодовая стоимость имущества (налоговая база)

Налоговая ставка

Сумма начисленного налога, подлежащая уплате в бюджет

Сформируем налоговый бюджет организации (табл. 4)

Таблица 4

Налоговый бюджет организации

Показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Входящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Начислено за период

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Перечислено в бюджет

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Исходящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Справочная информация

Доход (без НДС) от обычных видов деятельности (операционной деятельности)

Остаточная стоимость основных средств

Начисленная оплата труда сотрудников организации

Прибыль (убыток) по данным управленческого учета

Налоговые корректировки

Прибыль (убыток) по данным налогового учета

Совокупная налоговая нагрузка (соотношение начисленных налогов и дохода), %

С учетом переплаты на начало планируемого периода.

При анализе предложенного формата бюджета остановимся на обстоятельствах, которые требуют отдельных пояснений.

В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Это общая норма законодательства. В части правового регулирования возмещения из бюджета НДС необходимо пользоваться специальной правовой нормой, предусмотренной статьей 176 НК РФ. Данная статья предусматривает, что в случае если по итогам налогового периода (месяца, квартала) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, определяемом именно этой правовой нормой.

В случае проведения зачета переплаты одного из рассматриваемых налогов в счет погашения задолженности по другому налогу, указанную информацию необходимо подробно раскрывать в пояснительной записке к бюджету налогов.

Отдельно остановимся на отражении налогов в бюджете движения денежных средств организации (БДДС). Налоговые платежи в соответствии с мировой практикой отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. В то же время могут быть исключения. Например, в случае если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках осуществления инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться соответственно по инвестиционной или финансовой деятельности.

Также необходимо решить вопрос о целесообразности включения НДФЛ в указанный бюджет. Источником выплат налога являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение последним своих трудовых обязанностей. Таким образом, бремя указанных расходов несут на себе сотрудники организации, а организация является исключительно налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным представляется решение, в соответствии с которым налог включается в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление (выплата) влияет на ликвидность организации. При расчете показателя совокупной налоговой нагрузки НДФЛ может исключаться из расчета.

В указанный бюджет также может быть включена информация о размере начисленных пени и штрафов за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

Анализ показателей бюджета

Совокупная налоговая нагрузка организации является функцией перечня налогов, которые начисляет и уплачивает организация. В рассматриваемом случае заработная плата сотрудников составляет незначительную часть полной себестоимости выпускаемой продукции. Следовательно, влияние НДФЛ и ЕСН на размер налоговой нагрузки является незначительным. Максимальный удельный вес составляют НДС и налог на прибыль организации. Общий размер совокупной нагрузки является незначительным за счет:

В заключении необходимо отметить, что в статье проведено комплексное рассмотрение алгоритма формирования налогового бюджета организации. Большое внимание уделяется источникам используемой информации, формату бюджета и целям налогового планирования. Рассмотрение правовых основ налогообложения, практического примера формирования бюджета и его последующий анализ дают возможность использовать указанный материал как универсальную методологию составления налогового бюджета организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи и в Советское время. Сущность, место и роль данного налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Регулирующая и фискальная функции налога.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Порядок исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Сущность, место и роль налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Методы учета доходов и расходов. Совершенствование механизма взимания и уплаты налога на прибыль.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Экономическое содержание налога на прибыль организаций, его место в системе доходов РФ. Фискальная и регулирующая функции налога на прибыль. Анализ организации работы Управления ФНС по Иркутской области; контроль за порядком исчисления и уплаты налога.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2013

    Комплексный анализ налогообложения доходов физических лиц по Центральному району г. Красноярска, порядок уплаты налоговых платежей. Зарубежный опыт организации сотрудничества в сфере налогового контроля. Роль НДФЛ в формировании доходной части бюджета.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2012

    История возникновения и развития налога на добавленную стоимость (НДС). Экономическое содержание НДС. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ. Доля НДС в доходной части бюджета.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2015

    История возникновения налога на прибыль организаций. Экономическая сущность прибыли и ее роль в экономике. Принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль. Рекомендации по минимизации нагрузки по налогу на прибыль предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Изучение и правовой анализ налога на имущество физических лиц и земельного налога, их роль в формировании доходной части бюджета города Усть-Илимска за 2009 г., а также перспективы их замены единым налогом на недвижимость. Состав доходной части бюджета.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2013