Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Процедура списания основных средств предприятия. Как правильно списать основные средства (пришедшие в негодность)

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

Списание основных средств на предприятии процедура достаточно сложная. Каждый раз появляются вопросы, связанные с этапом проведения и правильностью учета в бухгалтерской отчетности. Любой бухгалтер знает, что утилизация основных средств — это основная часть процедуры списания. Бухгалтер оформляет документы, комиссия устанавливает обоснованность списания, и после этого производится демонтаж ОС с последующей передачей их на утилизацию.

Порядок списания основных средств

Предприятие списать оборудование может только при наличии особых причин. Операция предполагает оформление соответствующих документов, подтверждающих обоснованность действий. Экспертиза для списания основных средств проводится по решению комиссии, утвержденной приказом учреждения, в некоторых случаях с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим подробнее этапы списания и утилизации объектов ОС.

Причины списания ОС

Списание объектов основных фондов производится по двум основным причинам:

  1. Физический износ ОС;

Моральный износ ОС.Физический износ ОС характеризуется снижением или полной потерей физических и материальных свойств объекта. Это потеря работоспособности в связи с длительной эксплуатацией. Также можно отнести влияние внешних факторов, способствующих разрушению объекта.

Моральный износ – это невозможность использования объекта ОС по причине невозможности приобрести запчасти для ремонта, либо дополнительные модули. Невозможность ремонта по причине отсутствия специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного морально устаревшего оборудования.

Комиссия по установлению непригодности ОС

Как уже отмечалось выше, заключение для списания объектов дает утвержденная комиссия предприятия, куда входят:

  • Председатель комиссии (директор или заместитель);
  • Главный бухгалтер;
  • Бухгалтер по учету материальных ценностей;
  • Заведующий хозяйственной деятельностью;
  • Материально-ответственные лица, на чьей ответственности находятся объекты.

Комиссия проводит техосмотр оборудования, подлежащего ликвидации для установления технического состояния или определения степени износа. При выявлении несоответствий определяет возможность или невозможность использования объекта по назначению. По итогам проверки составляется заключение комиссии по списанию основных средств.

Наглядный пример заключения комиссии по списанию основных средств представлен ниже:

Заключение о непригодности и утилизации ОС

Помимо заключения, составленного собственной комиссией предприятия, объект ОС должен осмотреть специалист сторонней организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией списываемого оборудования. При невозможности проведения ремонтных работ этой организацией составляется собственное заключение, где описываются:

  • Технические характеристики объекта;
  • Основания невозможности дальнейшего использования объекта.

После составляется акт на списание по форме ОС-4. Проводится полная утилизация основных средств после списания и подписания акта всеми членами комиссии.

Важно, в соответствии с положением № 157н действия по демонтажу и разборке осуществляются после выданного заключения о невозможности использования и согласованности с собственником списываемого имущества.

Демонтаж и разборка непригодных объектов ОС

Если основные фонды выступают как металлические конструкции или содержат большую часть металла, их ставят на учет как металлолом в подотчет ответственного лица. Оприходование металлолома от списания основных средств отражается в акте формы ОС-4. Списывается по факту сдачи металлолома. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, реализовать его, при этом правильно отразить бухгалтерские проводки подскажет табличка ниже:

Очень часто оборудование содержит драгметаллы, которые должны учитываться в бухгалтерии. Узнать о количестве их содержания непросто, они не всегда указываются в паспортах на эти объекты. Предоставить информацию могут компании, занимающиеся переработкой. На основании их заключения данные заносятся в оборотную ведомость. При несоответствии указанного в учете количества, записи исправляются на те, что указаны в документах компании, извлекших драгметаллы.

Совет. Организация, списывающая непригодные активы может самостоятельно без привлечения сторонних организаций произвести демонтаж. При этом используется Методика работ по комплексной утилизации, где подробно описаны работы по разборке техники.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость основных фондов – это реальная сумма, которая может быть получена предприятием от утилизации непригодных основных активов. Объект ОС, который по решению комиссии является изношенным на 100 процентов, подлежит утилизации. Но даже если он не пригоден к дальнейшей эксплуатации, объект имеет свою ценность.

Перед его утилизацией комиссия определяет количество металлолома, наличие пригодных запчастей, драгметаллы которые могут быть реализованы, отражает записью в акте на списание. Выручка от продажи отражается в балансе как ликвидационная стоимость основных средств.

Акт списания ОС

В акте на списание ОС по форме ОС-4 отражается следующая информация:

  • Наименование объекта ОС;
  • Краткое описание технических характеристик;
  • Год производства оборудования;
  • Дату закупки объекта;
  • Дату ввода в эксплуатацию;
  • Первоначальную (балансовую) стоимость;
  • Сумму износа;
  • Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  • Причину ликвидации;
  • Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.

Ликвидация основных средств проводится на основании подписанного всеми членами комиссии акта списания. Может проводиться как самостоятельно, так и привлеченной компанией, занимающейся утилизацией.

При самостоятельном списании и утилизации оборудования достаточно оформить заключение комиссии и акт списания по форме ОС-4. Если утилизацию проводит сторонняя организация, необходим акт приема-передачи объекта и акта о выполненных работах по его ликвидации.


Частичная ликвидация ОС

Иногда в сложных конструкциях, относящихся в бухгалтерском учете к одному объекту основного средства, выбывает из работы один из механизмов. Появляется необходимость его ликвидации, однако, сама конструкция полноценно выполняет свою функцию. В таком случае существует понятие как частичная ликвидация основных средств. Часто такая операция относится к объектам недвижимости, когда принимается решение о сносе части здания или его пристройки, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Данному понятию нет точного определения в законодательстве. В инструкции «Учет основных средств» дается лишь упоминание об изменении первоначальной стоимости ОС в случае частичной ликвидации. Поэтому учет списания отдельных деталей или узлов объекта основан на правилах списания ОС.

Процедура списания проходит в таком же порядке, как и полная утилизация ОС. Создается комиссия по определению непригодности и нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, которая выдает заключение. В заключении указываются:

  • Отдельные части объекта ОС, подлежащие утилизации;
  • Причины невозможности восстановительного ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Создается акт о частичной ликвидации ОС, который подписывается всеми членами комиссии. Только после оформления акта производится утилизация отдельных узлов или деталей объекта. В отражается запись о ликвидации. Балансовая стоимость объекта ОС уменьшается на сумму частичной ликвидации, указанной в акте.

Существует определенный порядок списания основных средств, которого нужно придерживаться в 2019 году. Рассмотрим, какие документы при этом стоит подготовить, какие проводки использовать для отражения операции в бухучете предприятия.

Все ОС когда-то изнашиваются. Возможно не только физическое, но и моральное старение. А в таких случаях бухгалтеру стоит разобраться, как списать объект с баланса предприятия.

Что нужно знать?

Перед рассмотрением данной темы определим, что такое основные средства. Без четкого понимания таких сведений не получится соблюсти все нормативные документы по учету объектов.

Необходимые термины

Основные средства являются частью имущества, что применяется как средство труда в производстве, при оказании , управлении фирмой на протяжении года и более.

Натуральная форма таких объектов сохраняется. С учетом степени износа стоимость ОС будет уменьшаться и переноситься на себестоимость при помощи амортизации.

Цена основного средства с вычетом амортизационного накопления считается чистым основным средством. Это остаточная стоимость. ОС должны правильно отражаться в бухучете.

Зачем это нужно?

Задачи бухучета таких объектов:

  • контролировать наличие ОС и их сохранность с того времени, как имущество приобретается и до момента, когда выбывает;
  • правильно и своевременно начислять износ;
  • получать информацию, чтобы провести правильные расчеты , что уплачивается в государственную казну;
  • контролировать, правильно и эффективно ли используются средства на ремонт;
  • контролировать эффективность применения ОС в течение установленного времени;
  • получать сведения для подготовки отчетов о наличии и движении объектов.

Правовая база

Правила выбытия основных средств рассмотрены в пунктах 75-85 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (Приказ от 13 октября 2003 № 91н).

Порядок ведения бухучета основных средств рассмотрены в .

Особенности проведения процедуры

Для того чтобы соблюдать требования законодательства, стоит знать, как организовать и провести списание основных средств. Определим, по какой причине объект может выбывать и как такой процесс отразить в бухучете, на какие документы основываться.

Возможные причины (основания)

С баланса компании могут списываться здания, оборудование, материалы, транспорт, что считается ОС, если они стали негодными, когда имеет место:

  • физический износ, когда объект становится не пригодным для дальнейшего использования;
  • аварийная ситуация;
  • стихийное бедствие;
  • нарушение нормальных условий использования и т. д.

Списываются и объекты, которые морально устарели при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении компании, цеха и иных объектов.

Имущественные объекты стоит списывать и тогда, когда нельзя их восстановить, или это будет нецелесообразным действием в экономическом плане.

Еще есть такие основания для списания:

  • объект продается стороннему предприятию или физическому лицу;
  • ОС передается сторонним лицам на безвозмездной основе или меняет его на иное имущество;
  • пополняется уставной капитал иной фирмы за счета ОС;
  • объект сдается в или .

Нельзя списывать ОС в таком случае:

Документальное оформление

Стадии проведения процедуры:

  1. Создается комиссия по выбытию объекта, что должна утверждаться приказом руководителя предприятия.
  2. Оформляется соответствующее заключение членами комиссии, когда проверено выбывающий объект.
  3. Подписывается или частичной ликвидации руководством.
  4. Составляется акт о том, что ОС списывается (основание – приказ директора).
  5. Изменяют сведения в инвентарных карточках ОС.
  6. Операция отражается в бухгалтерском учете.

При выбытии имущества могут составляться такие документы:

То есть, должны готовиться документы, что могут подтвердить списание ОС, а также будут отражать аргументы по поводу отсутствия возможностей дальнейшего применения объекта.

Акт о списании составляется после того, как объект ликвидируется (пункт 78 Методических указаний). Отметка о том, что ОС выбывает, делается в инвентарных карточках ОС ( , ).

Акты готовят в 2 экземплярах. Ставится подпись членов комиссии, что назначена руководством. Первый образец будет передан бухгалтеру, второй останется у лица, что несет за сохранность ОС.

Это также основание, чтобы сдать объект на склад и продать элементы, что остались при списании. Если списывается транспорт, то в бухгалтерию стоит представить не только акт, но и справку, что подтвердит снятие машины с учета в ГАИ.

Дефектная ведомость

Дефектная ведомость составляется, как:

При ликвидации старого оборудования организация может получить определенные запчасти или материалы. Комиссией дается их оценка в соответствии с рыночной ценой. Бухгалтером такая прибыль также включается в операционные.

А значит, стоит ОС учитывать в налоговом учете (). Остаточную стоимость ОС и расходы, что связаны с ликвидацией, стоит отразить в составе иных затрат в том периоде, к которому они отнесены (пункт 11 ПБУ 10/99).

Актуальны проводки. Представим использование проводок в таблице:

Если ликвидация ОС проводится специальным подразделением компании, то затраты на осуществление таких работ отражаются с помощью проводок:

Амортизации ОС

Амортизируемой имущество компании – объекты такого плана:

  • основные средства, что переданы предприятию на безвозмездной основе;
  • объекты, причисляемые к жилому фонду;
  • ОС некоммерческой фирмы;
  • многолетнее насаждение и т. д.

Амортизация начисляется с того времени, как производственные активы поставлены на учет и до того момента, как будет в полной мере погашено стоимость или ОС будет списано при износе.

Все проводки по амортизационным отчислениям ведут по счету 02 бухучета. В Кт по балансовым, пассивным счетам отражают сумму начислений на определенное ОС.

По Дт списывают амортизационную сумму при выбытии внеоборотных активов. Амортизация может начисляться такими методами:

  • линейным;
  • списанием по сроку, в течение которого объект будет полезен;
  • по уменьшаемому остатку;
  • списанием в пропорциональном соотношении объему производства товара.

Методы выбираются предприятием самостоятельно, и отражаются в учетной политике. Делают проводки, начисляя амортизацию:

Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 02

Учитывая выбранную схему начислений, определенную по инвентарным объектам фонда сумму проводят по Кт 02. В то же время такие расходы могут увеличить себестоимость товара подразделений, где эксплуатируется основное средство.

Торговая фирма должна включать начисления по амортизации в издержки. И тогда актуально использование Дт 44. По всем видам объектов целесообразно ведение аналитического учета по счету 01, и такого учета инвентарных единиц по Кт 02.

Процедура списания амортизации имущества отражается проводками в каждом необходимом регистре и счете бухучета, учета управленческого и налогового плана при снятии его с баланса фирмы.

Внеоборотные нематериальные активы (патент, товарный знак, право на изобретение и т. д.) принимаются и ставятся на учет комиссией, которая должна подписать акт приема.

Она же установит первичную цену, отразив ее в балансовом активе. Ведение учета нематериальных активов осуществляется на счете 04 – активном счете.

При этом учет такой же, как при ведении операций по счетам учета основных средств. При использовании активов такого плана амортизация начисляется при моральном износе объектов. Начисления производятся каждый месяц.

Финансовый результат значения не имеет. Расчет осуществляется на базе первичных показателей, по которым нематериальные активы ставят на бухучет.

Амортизация отражается на пассивном счете 05, сумму копят по Кт 05, а списывают ее при выбытии активов (Дт 20, 23, 26, 29 Кт 05).

Пришедшего в негодность

Процедура списания объекта, что пришел в негодность, имеет свои учетные особенности с учетом:

  • норматива списания;
  • наличий доказательств виновности работника предприятия или иного лица в том, что материалы испорчены.

Цена испорченного ОС списывается в рамках норматива естественной убыли на счет расходов на производство, а свыше норматива – за счет виновного лица или на иные затраты.

Бухгалтера могут списывать малоценные и быстроизнашивающиеся объекты при передаче их в использование, или вести учет равномерно. Выбранные способы указывают в .

Стоимостный показатель в 100 000 руб., что утвержден с 2019 года на налоговом учете, чтобы разграничить ОС и малоценки, в бухучете не действителен. Бухгалтерская малоценка – объекты, цена которых не больше 40 000.

Такого же порядка списания стоит придерживаться и для инвентаря, хозяйственных принадлежностей, состав которых в законодательных документах не отражается.

В Общих случаях это:

  • мебель для офиса;
  • кухонные приборы;
  • электрооборудование;
  • иные объекты (инвентарь, что используется при уборке территории, средство для тушения пожара).

Списание материала осуществляется по Кт счета 10. По дебету это будет счет 20, 23, 25, 26, 91, 99.

Чтобы определить, целесообразно ли использовать ОС и далее, стоит создать комиссию (). Чтобы списать объект, который стал непригодным, готовят соответствующую документацию.

Остаточную цену объектов списывают с Кт 01 субсчета по выбытию ОС в Дт 91 субсчета по прочим затратам. В такой ситуации показатель остаточной стоимости равен нулю, поскольку амортизацию начислено в полной мере.

Затраты, что связаны с ликвидацией оборудования, списывают в Дт 91/2 Кт 23.

Ценности материального плана, что остались при списании непригодного для восстановления и дальнейшего использования ОС, должны приходоваться по рыночной цене на момент списания. Соответствующую сумму зачислят на финансовый результат.

Такие правила учета устанавливаются . Принимать к учету непригодные запасные части, металлолом стоит по Дт 10 Кт 91/1.

Самортизированного объекта

Если объект изношен, при списании будет проведено операцию:

  • списания начальной стоимости;
  • списания амортизации;
  • списания с амортизированных объектов.

Часто задаваемые вопросы

Необходимо знать не только порядок списания основных средств с баланса предприятия, но и установленные нормы. Рассмотрим, о каких лимитах может идти речь, а также необходима ли утилизация.

Существует ли лимит?

Основные средство, что имеет стоимость до 40 000 руб., может списываться сразу. А с 2019 года объекты стоимостью до 100000 рублей – это не ОС. Итак, стоимостные рамки для признания объектов амортизируемыми, увеличено с 40 тыс. до 100 тыс.

Рамки цен малоценных активов увеличены до 40 тыс., о чем сказано в п. 5 ПБУ 6/01. Все объекты со стоимостью до 40 тыс., могут включаться в состав материального производственного запаса, даже когда срок использования больше года.

В бухучете устанавливается пороговая стоимость так же, как в налоговом учете.

Если в учетной политике с целью налогообложения компания решает равномерно списывать имущество ценой до 100 тыс., не учитывая используемый в бухучете лимит в 40 тыс., то в налоговом учете объекты со стоимостью до 40000 рублей нужно списывать на протяжении установленного периода.

В бухучете списание осуществляется одновременно при вводе ОС в эксплуатацию.

Но так не будут сближаться данные бухучета и налогового учета. а значит, чтобы сблизить доход, определенный по сведениях бухучета, и дохода, определенного по сведениям налогового учета стоимостные лимиты должны определяться в рамках 40-100 тыс.

Утилизация ОС

В обязательном порядке нужно утилизировать списанные основные средства. В компании такие процедуры осуществляются на основании оправдательной документации.

Списание оформляют приказами или иными документами. Если же речи идет об объекте, что является ценным, тогда нужно получать разрешение собственника предприятия. Пока документы не будут оформлены, утилизировать объекты нельзя.

Если у вас есть ОС, то рано или поздно вам придется пройти процедуру их списания. А ведь при выбытии объекта есть немало нюансов, которые стоит учитывать.

Необходимо не только правильно организовать бухгалтерский учет, использовать необходимые проводки, но и знать, какие документы стоит подготовить.

Но помните, что перед проведением любой операции лучше изучить актуальные нормы законодательства, чтобы не наломать дров.

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по , являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.