Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Органы валютного регулирования и агенты валютного контроля. Основные органы валютного регулирования в рф

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.


В том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

1.3Виды системмеждународных денежных переводов

Системы денежных переводов предоставляют банки-корреспонденты, которые оказывают посреднические услуги между банками-агентами. Эти банки-корреспонденты заключают агентские договора на обслуживание международных систем переводов с банками-агентами в разных государствах. На основании агентского договора, банк-агент может отправить или выплатить денежный перевод. В банке-агенте и банке-корреспонденте открываются счета, на которые, и с которых, совершаются денежные переводы.


Переводы можно отправлять в разной валюте. Независимо от вида отправленной валюты, можно получить перевод в той валюте государства, в которую отправляется перевод. При этом, если вам поступил перевод в долларах, можно конвертировать валюту перевода в другую. Однако можно потерять небольшую разницу после конвертации.

Переводы могут быть адресные и безадресные. Приадресныхпереводах указывается страна получателя и его город. Вбезадресных– только страна получателя. Безадресный перевод очень удобен тем, что его можно снять в любом городе страны получателя.

Время, через которое получатель может получить перевод, зависит от вида международных переводов, но, в основном происходит моментально. Другой причиной могут служить сбои в сетевых коммуникациях, обеспечивающих работу банка.

Комиссия может зависеть от страны, в которой находятся банки-отправители/банки-получатели. Перевод не может быть отправлен в страну, занесенную в «черный список» ФАТФ (организация по предотвращению отмывания денег), или на которые наложено эмбарго США (к примеру, Канарские, Сейшеловы острова или оффшорные страны).


Основными критериями при выборе системы денежного перевода, будет служить следующее:

· Стоимость денежного перевода

· Валюта денежного перевода

· Скорость зачисления денег

· География

· Качество оказываемых услуг

Агентами валютного контроля – являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. С 01.07.2004 таможенные органы и их должностные лица также обладают правами и обязанностями агентов валютного контроля, определенными ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.1

Органом валютного контроля, имеющим право применять санкции за нарушения валютного законодательства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» является ФСФБН РФ (Росфиннадзор), которые образовались в результате переподчинения Росфиннадзору территориальных контрольно-ревизионных органов и территориальных органов валютного контроля Минфина России.2 Несомненно, изменение статуса повлечет увеличение объема работы. Хотя часть функций по валютному контролю у таможенных органов изъята, появились другие функции, осуществляемые подразделениями валютного контроля в регионах включающие в себя определенную цепочку действий. Они осуществляют методическую поддержку по вопросам валютного контроля процесса таможенного оформления товаров. После получения из центрального аппарата соответствующей информации, назначают и проводят проверки предполагаемых нарушений участниками ВЭД валютного законодательства. Далее по результатам проверки оформляется акт проверки, на основании которого и составляется протокол об административном правонарушении, если, конечно, нарушение подтвердилось. Как правило, после оформления акта дополнительно проводится административное расследование. Последний этап – вынесения постановления и применения взыскания не является трудоемким, но именно от него теперь «освобождена» таможенная служба.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии. Уполномоченные банки, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, отнесены к агентам валютного контроля. Они осуществляют контроль за соблюдением валютного законодательства при расчетах и переводах за вывозимые или ввозимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Участие банка во внешнеторговых операциях не сводится лишь к техническому оформлению паспорта сделки (ПС). Это только одна из его функций в сфере валютного контроля. Уполномоченный банк осуществляет проверку:

Соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

Полноты и своевременности поступления выручки от экспорта товаров;

Выполнения обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

Обоснованности приобретения инвалюты за рубли на внутреннем валютном рынке.

Кроме того, в целях борьбы с «отмыванием» незаконных доходов любой коммерческий банк должен своевременно сообщать в Росфиннадзор о следующих «подозрительных» внешнеторговых операциях, проводимых клиентами:

О возврате клиентом-резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе в объеме меньше суммы, эквивалентной 600 000 руб.) по договору поставки товаров, если операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется в течение по меньшей мере 6 месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента;

Об уплате резидентом нерезиденту штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, если размер неустойки превышает 10% суммы договора;

О сделке, в которой получателем денежных средств, товаров или услуг становится нерезидент, не являющийся стороной по внешнеэкономическому контракту;

О контракте, предусматривающем экспорт резидентом товаров (услуг) либо платежи по импорту товаров (услуг) в пользу нерезидентов, зарегистрированных на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

О сделке, когда товарные позиции в товарораспорядительных документах, грузовых таможенных декларациях (ГТД) и внешнеэкономических контрактах оформлены на разные наименования или если товарораспорядительные документы, поступившие в банк, не содержат четкого (со ссылкой на ТН ВЭД) описания товаров.

При выполнении функции агента валютного контроля банк в соответствии с установленными требованиями оформляет ПС на основании предоставленных контрактов по импорту и по экспорту товаров (работ, услуг). Паспорт сделки – документ, в котором в краткой форме отражены основные реквизиты и условия контракта.

В ПС обязательно должны быть указаны:

Реквизиты банка, экспортера, иностранного контрагента;

Реквизиты и условия контракта (номер, дата, сумма, валюта контракта, последняя дата, форма расчетов, поступление выручки);

Особые условия контракта (наличие обязательства об уплате штрафных санкций).

Инструкция ЦБ РФ определяет, что если стороны вносят во внешнеторговый контракт изменения и дополнения, которые затрагивают сведения, указанные в ПС, то экспортер обязан сообщить об этом в банк, подписавший ПС. Поскольку контроль за «отмыванием» денег усиливается, будет разумно информировать банк обо всех изменениях в контракте (независимо от того, влияют ли они на данные, содержащиеся в ПС, или нет).

Банки рекомендуют своим сотрудникам, занимающимся обслуживанием счетов особо выгодных клиентов, вести с ними активную переписку по всем нестандартным внешнеэкономическим операциям. Клиенты должны документально пояснить все «отклонения». Ведь основанием для непередачи сведений о «странных» и нетипичных внешнеэкономических сделках в компетентные органы в конечном счете служат результаты анкетирования клиентов. Цель подобных анкет – определение характера деятельности компании, ее предполагаемых контрагентов и объема оборотов. Если банк решил, что в действиях клиента нет ничего подозрительного и все «непонятные» внешнеэкономические операции он объяснил достаточно вразумительно, то «подавать сигнал» банк не обязан.

Считаем, что уже назрел вопрос о пересмотре статуса уполномоченных банков, как агентов валютного контроля. С теоретической точки зрения, проведение финансового контроля, разновидностью которого является валютный контроль, в интересах государства независимыми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, может осуществлять в обязательном порядке. При этом субъекты, состоящие с проверяемой организацией в договорных отношениях, не могут привлекаться для проведения финансового контроля. В случаях с уполномоченными банками субъект контроля одновременно является финансовым посредником сделки, т.е. лицом заинтересованным, следовательно, при условии соблюдения внешних требований о предотвращении ущерба интересам государства не приходиться говорить. Так, по данным ЦБ РФ, более 10% всех нарушений банков относится к разряду умышленных, тогда как 40% нарушений относиться к неумышленным, а 50% нарушений являются трудно квалифицируемыми. На «подозрительные» сделки приходиться более 50% нарушений.

Учет указанных валютных операций и контроль за их проведением в соответствии с Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» осуществляет тот уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен «паспорт сделки». Если в случаях, предусмотренных законом, резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка паспорта сделки исполняет территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Росфиннадзор является полномочным органом Правительства РФ по валютному контролю и надзору. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Росфиннадзор осуществляет свою деятельность как напрямую, так и через свои территориальные органы. Кроме того, существуют агенты валютного контроля, к которым относится Федеральная таможенная служба, а также существует орган валютного контроля и надзора в банковской сфере – Центральный банк РФ и его агенты – уполномоченные банки. Некие функции валютного надзора осуществляет бывшее МНС России, а ныне Федеральная налоговая служба в рамках своей компетенции. Именно эта служба осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов по экспортно-импортным операциям.

Росфиннадзор в части своей компетенции не проверяет операции банков и валютных бирж, а только лишь операции резидентов, то есть юридических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица. При этом проверяется правильность осуществления вышеуказанными лицами операций с иностранной валютой, в первую очередь экспортно-импортной деятельности и внутренних операций на российском рынке.

Центральный банк через свои уполномоченные банки контролирует документарное оформление продвижения денежных средств по так называемым таможенно-банковским декларациям. Таможня, соответственно, информирует Центральный банк, что по этой операции товар вышел за пределы Российской Федерации или вошел в страну. Центральный банк сверяет эти данные о физическом перемещении товаров, к которым могут относиться и не материальные ценности, и разного рода услуги. Сверяет данные о физическом перемещении с данными о передвижении денежных средств. Это процедура компьютеризованная, и если выявляется, что товар был перемещен за пределы Российской Федерации, а по истечении установленного срока валютная выручка не поступила по этой операции, соответственно этот факт является нарушением. Материалы по данному нарушению направляются в Росфиннадзор, который будет проводить проверку и наказывать либо не наказывать эти организации, допускающие нарушения норм, регулирующих валютные операции. Центральный Банк будет аналогичным образом поступать с кредитно-финансовыми учреждениями.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право на:

1) ознакомление с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2) обжалование решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

2. Валютный контроль за операциями резидентов

2.1. Документизация валютных операций

2.2. Идентификация валютных операций

2.3. Паспортизация валютных операций и валютный контроль по внешнеторговым операциям.

3. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1. Валютный контроль: понятие, органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в России является частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность устанавливаемых государством валютных ограничений.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Или короче –

Валютный контроль в РФ – совокупность требований, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, участникам валютного рынка, целью которых является обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций.

Общие условия организации валютного контроля в РФ, права и обязанности органов и агентов валютного контроля изложены в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г., конкретный порядок осуществления валютного контроля закреплен в подзаконных нормативных актах – инструкциях Банка России (Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»).

Основными формами валютного контроля являются:

    Регистрация и статистический учет валютных операций;

    Контроль за соблюдением валютного законодательства при совершении операций с валютными ценностями;

    Контроль за исполнением валютных обязательств перед государством;

    Контроль за объективностью и полнотой учета и отчетности по валютным операциям;

    Контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте.

Валютный контроль в зависимости от времени проведения делиться на:

    Предварительный;

  • Последующий.

Предварительный контроль со стороны уполномоченного банка за валютными операциями осуществляется на этапе составления и оформления паспорта сделки на основании представленного в банк внешнеторгового контракта или кредитного договора.

Текущий контроль проводится в период исполнения контракта.

Последующий контроль заключается в основном в контроле за предоставлением документов валютного контроля, а также за правильностью и объективностью их заполнения. Документы валютного контроля (паспорта сделок, справка о валютных операций) хранятся в уполномоченном банке не менее 3-х лет.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (Минфин, а именно – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком.

Правительствообеспечивает взаимодействиене являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком.

Центральный банк осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком.

Валютный контроль вводится обычно в тех государствах, где валюта не имеет статуса свободно конвертируемой. В этих условиях приобретает особое значение регулирование операций по покупке и продаже валютных средств, а также контроль над перемещением валюты через границу государства. Воздействие на рынок валют государство, как правило, ведет законодательными методами.

Перечень органов, которые исполняют функции валютного контроля, регламентирована Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль подразумевает особую систему мер, которые государство проводит для соблюдения правил при проведении операций с валютой.

Основу контроля составляет ограничение права граждан покупать иностранную валюту, а также возможности нерезидентов приобретать отечественную валюту. Такие рамки нужны, чтобы предотвратить возможный отток капитала. Валютный контроль обычно вводится в странах с частично регулируемой валютой. Государства, отличающиеся стабильностью в экономике, не испытывают острой необходимости в валютном контроле.

Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации считаются уполномоченные банки, которые подчиняются ЦБ РФ; Внешэкономбанк; таможня и налоговые органы; профессиональные и постоянные участники рынка ценных бумаг (включая держателей реестра). Эти субъекты отличаются от органов валютного контроля тем, что не могут применять карательные меры в отношении тех участников рынка, которые нарушают валютное законодательство. Статус агента валютного контроля не дает учреждению права требовать устранения выявленных нарушений.

В функции агентов входит проверка степени соответствия операций с валютой действующему законодательству; проверка ведения учета и отчетности в сфере операций с валютой; проверка документации, которая имеет отношение к ведению валютных счетов.

Агенты валютного контроля должны своевременно предоставлять контролирующим органам информацию о своей деятельности, которая касается операций с валютой. В обязанности данных учреждений входит также соблюдение служебной, коммерческой, а также банковской тайны, доступ к которой они получают в связи с выполнением своей деятельности.

В случае, когда агенты валютного контроля в ходе своей деятельности выявляют нарушения установленных законом правил, они передают соответствующую информацию органу валютного контроля, которое имеет право применить к нарушителю санкции. Такая информация включает в себя данные о физическом или юридическом лице; описание нарушения; указание на нарушенный правовой акт; сумму незаконной операции.

В своей деятельности организации, выполняющие роль агентов валютного контроля, исходят из неоспоримого приоритета экономических мер при осуществлении политики государства в сложной и ответственной сфере валютного регулирования. Такая деятельность должна исключать не вызванное необходимостью вмешательство органов государства в дело валютного регулирования.

Ключевым звеном в системе регулирования валютных операций в РФ являются уполномоченные банки. Эти учреждения имеют право на монопольное освидетельствование операций, проводимых другими банками и участниками валютного рынка.

В качестве агентов валютного контроля такие банки проверяют разрешения и особые лицензии, дающие право на осуществление операций с валютой, а также контролируют выполнение обязательств по продаже валютных средств, поступивших от экспортных операций.

Статус этих участников рынка не только дает право им самим проводить операции с валютой, но также предполагает обязанность вести полноценный валютный контроль, включая проверку экспортно-импортных операций и правильность перечисления выручки на транзитные счета.

Необходимость в деятельности института агентов валютного контроля вызвана тем, что при введении строгих правил валютного регулирования возникает «черный рынок», на котором в нарушение закона производится обмен валюты. Результатом таких незаконных операций становится ситуация, когда реальный курс обмена валюты резко отличается от того, который установлен государством. Наличие системы из государственных органов и агентов валютного контроля позволяет ограничить теневой рынок обмена валюты.