Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Нужны ли детям карманные деньги? Все за и против

: Время прочтения:

Учим подростка относиться к карманным деньгам, как к настоящей зарплате.

  • «На этом допотопном мобильнике звук слишком тихий, я не слышу твоих звонков, поэтому и не отвечаю»
  • «Если я выйду на улицу в этих сапогах, меня все засмеют. Лучше уж в кроссовках мерзнуть!»
  • «У меня закончились деньги на телефоне, поэтому я не смогла предупредить репетитора, что опаздываю»

Родители часто задаются вопросом, сколько давать денег подростку на карманные расходы. С одной стороны, как не дать слишком много, как не избаловать, с другой — как не дать слишком мало, вдруг ребенка засмеют одноклассники, ему не хватит на развлечения вместе со всеми? Так, может, пора посвятить подростка в финансы?

Шаг 1: выслушайте подростка

Для начала, обсудите сложившуюся ситуацию. Что не устраивает вашего ребенка? Что не устраивает вас? Чего все хотят и какие шаги готовы делать, а что точно исключается?

Нужно не только высказать недовольство, что с вас постоянно требуют деньги, но и выслушать претензии и, возможно, опасения по поводу того, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами. Быть может, вы придете к выводу, что проблема решается как-то иначе, или что сейчас не лучший момент для перемен. Например, подростку уже 16, сейчас лето — можно посмотреть с ним предложения о подработке. Ребенок помладше может «зарабатывать» деньги хорошими оценками или помощью по дому.

Шаг 2: подсчитайте траты и назначьте «зарплату»

Если обе стороны готовы попробовать, четко определите сумму, которую будете выплачивать. Не назначайте ее из головы, а посмотрите вместе с подростком на его потенциальные траты.

Чаще всего семья договаривается, сколько давать подростку на карманные расходы, на еду, средства гигиены, медицинское обслуживание, семейные поездки, школьные взносы.

  • косметика
  • транспорт
  • канцтовары
  • одежда и обувь
  • материалы для хобби
  • форма и инвентарь для спортивных секций
  • развлечения
  • мобильная связь
  • подарки друзьям и родственникам

Договоритесь, в какой день недели ребенок получает деньги. Это происходит раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц (для совсем взрослых)? Не задерживайте выплату — если вы не сдержите слово, ребенок можно ответить тем же и тоже нарушить договор.

Шаг 3: обсудите штрафы и ограничения

Обязательно обсудите, что вы будете делать, если ребенок потратит всю сумму, но не купит себе чего-то необходимого (например, останется без зимней шапки). Например, можно дать ребенку необходимую сумму и вычесть деньги из следующей выплаты.

Через месяц договоритесь пересмотреть условия. Часто выясняется, что не все тонкости учтены, и надо внести корректировки.

Шаг 4: соблюдайте свою сторону договора

Один из самых сложных шагов для родителей — не вмешиваться. Мы боимся, что все карманные деньги для подростка уйдут в интернет, на одежду и тусовки с друзьями. Но если все время оберегать ребенка от ошибок, то и к взрослому возрасту он не научится распределять свои финансы.

Как вы учите ребенка финансовой грамотности?

Как формируется отношение к деньгам

В современном обществе понятие успешности во многом связано с количеством денег, которые человек может потратить. С экранов телевизоров, с рекламных плакатов, со страниц газет и журналов нам внушают, что мы должны постоянно что-то приобретать, чтобы идти в ногу со временем – новые машины, бытовую технику, различные электронные гаджеты.

Многие покупают все это, даже не имея необходимости. И это не удивительно – ведь без этих покупок человек чувствует себя как белая ворона, опасается формирования у окружающих соответствующего мнения о себе, как о человеке, который не может себе позволить такие покупки, человеке бесперспективном, не успешном, не стоящем внимания.

Естественно, что все это видят наши дети. Видят покупки родителей, видят рекламу, видят, что без денег сегодня просто никак не обойтись. Отсюда уже с детских лет у маленького человечка начинает формироваться отношение к деньгам, как к средству проявления своей индивидуальности, своих возможностей, успешности и просто как к возможности жить в свое удовольствие.

Поэтому у ребенка возникает потребность иметь свои деньги на карманные расходы, которые смогут добавить ему авторитета среди друзей, одноклассников и почувствовать себя взрослее, самостоятельнее.

Вот тут и возникает вопрос у родителей – когда можно начинать давать ребенку деньги? А если давать, то как часто и как много?

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, чтобы понять, как правильно вести себя, когда у ребенка появится желание иметь свои деньги.


С какого возраста можно давать деньги ребенку?

Как правило, родители начинают давать деньги на карманные расходы своим детям с того времени, как ребенок пошел в школу.

Если до школы малыш постоянно находился рядом с родителями и деньги ему были ни к чему, то в школе ему нужно что-то купить себе на обед в столовой, оплатить проезд в школу, купить себе какие-то канцелярские мелочи для учебы. И это не прихоть, родители хорошо это понимают и не отказывают малышам в некоторых суммах.

Но тут появляются новые вопросы. Сколько денег для ребенка будет достаточно? Как часто давать деньги? Как научить малыша относиться к деньгам бережно, не тратя их попусту?


Как научить ребенка ответственно относиться к деньгам?

Давая деньги ребенку, взрослые иногда не задумываются, что в этот момент ребенок вовлекается в очень важный процесс, от которого впоследствии во многом будет зависеть его умение обращаться с деньгами.

Умение распоряжаться деньгами – одно из важнейших умений в нашей жизни. Правильно планировать траты, умение откладывать деньги на будущее, делать накопления, понимать, на что действительно нужно потратить, а на что вовсе не обязательно. Все это закладывается в сознание ребенка именно с момента появления у него карманных денег.

Поэтому, давая деньги малышу, вы должны понимать свою ответственность за формирование у него бережного отношения к деньгам.

Чаще всего происходит как? Ребенок подходит к маме или папе и говорит, что ему нужны деньги на то-то и на то-то. Взрослый берет кошелек, достает из него нужную сумму денег и дает их ребенку.

Понятно, что ни о каком развитии навыка обращения с деньгами здесь речь не идет вообще. Ребенок знает, что ему всегда дадут столько, сколько нужно, достаточно просто попросить. Складывается впечатление, что количество денег в родительском кошельке неисчерпаемо.

Ребенок не понимает, что родители раз в месяц получают зарплату, на которую потом живут весь следующий месяц. Что для этого им приходится планировать, на что и сколько они потратят денег, чтобы дожить до следующей получки.

Лучшим способом научить ребенка бережному отношению к деньгам является регулярная выдача определенной суммы, расходование которой будет планировать сам ребенок. При этом не следует ему указывать когда, на что и сколько можно потратить.

Сначала ребенку будет непросто научиться распоряжаться полученными средствами. В первое время вы не раз столкнетесь с ситуацией, когда ребенок все потратил буквально на следующий день. Но не следует идти на поводу и, вздохнув, выделить еще немного денег. Так вы никогда его ничему не научите и сделаете только хуже.

Поначалу можно давать деньги 1 раз в неделю. Когда ребенок будет становиться старше и у него уже накопится определенный опыт обращения с деньгами, можно перейти на выдачу нужной суммы раз в месяц.

Перед тем, как начать давать деньги можете договориться с ребенком, что некоторые определенные расходы теперь будет оплачивать он сам, что в эту сумму войдут, к примеру, пополнение баланса на сотовом телефоне, покупка проездного, поход в кино. Все, что останется – он откладывает в свою копилку или тратит на свое усмотрение.

Конечно сумма должна быть адекватной, позволяющей пополнить баланс, сходить в кино и оплатить проезд в городском транспорте и еще немного на карманные расходы.

Такой подход поможет научить ребенка понимать, что деньги не падают с неба, что если он за пару часов проговорил все деньги на своем мобильном, то до следующего пополнения баланса ему придется подождать, что в кино каждый день не следует ходить, так как после этого уже не остается денег на все остальное и т.д.

Это очень действенный способ развития аккуратности в обращении с деньгами, которая пригодится ребенку во взрослой жизни.

Сколько давать денег на карманные расходы?

Этот вопрос является наиболее трудным и требует от взрослого определенной мудрости и ответственности. Конечно же, в первую очередь количество карманных денег, выдаваемых ребенку, зависит от доходов семьи.

Но даже в том случае, если вы совершенно не стеснены в средствах, не следует давать ребенку денег слишком много, как бы ему ни хотелось блеснуть перед друзьями.

Подсчитайте расходы, которые вы включите в эту сумму – сотовый, завтраки, проезды, кино и накиньте немного сверху. Или поинтересуйтесь у родителей его друзей – сколько они выделяют денег своим детям. Исходя из этого, уже можно вывести примерную сумму.

Никто кроме вас точную цифру назвать не сможет. Тем более что с возрастом ребенка сумма будет постепенно увеличиваться. Если в первом классе малышу вполне хватало 500 рублей в месяц, то старшекласснику может оказаться ее недостаточно и на неделю.

Давая деньги ребенку, не забывайте соблюдать несколько главных правил.

Сколько карманных денег давать ребенку? В каждой семье по-разному относятся к вопросу детских денег. И обычно, чем состоятельнее родители, тем большими суммами может похвастаться отпрыск во дворе или школе.

Но все-таки возникает много вопросов по поводу этой проблемы. Например, нельзя заранее рассчитать: как и сколько выдавать средств своему чаду да так, чтобы оно не стало слишком капризным, но и не испытывало стесненность. Давайте попробуем вместе подробно изучить всё, что касается темы карманных денег детям: как и сколько их выдавать.

В чем суть карманных денег

В мире важно уметь обращаться с финансами. И, по мнению психологов и финансистов, этому нужно начинать учиться с малых лет. Именно в этом и заключается суть выделения суммы родителями детям на карманные расходы. Выдавать или нет, решают сами взрослые. Но если уже выделять часть из бюджета, то нужно четко понимать, для чего вы это делаете и на что ребенок потратит их.

Сторонники спонсирования детских расходов считают, что такие дополнительные деньги помогают формировать в крохе самостоятельную ответственную личность, сумеющую в дальнейшем правильно распоряжаться финансами. Собственные деньги научат планировать расходы.

Но есть и обратная сторона медали – противники считают дополнительные поощрения вредными для формирования детского характера. Они объясняют это тем, что выданные суммы избалуют детей, сделают их корыстными и жадными. Они считают, что карманные деньги ребенок не в состоянии потратить на то, что ему необходимо, а будет только покупать сладости и потакать прихотям. Вот так доводят на видео правоту противники.


В их доводах действительно есть рациональное зерно. Риск сделать ребенка жадным или вымогателем действительно присутствует, если постоянно поощрять мелким прихотям и покупать то, в чем потребности у него нет. Избаловать можно и выдавая денежные средства на расходы бессистемно или в большем количестве, чем это необходимо. К этому может привести хаотичная выдача детям крупных сумм. Ребенок не научится разумно пользоваться финансами если родители не обсуждают его нужды, а ругают за бесконтрольные траты.

Детские карманные деньги в разных странах

Отношение к дополнительным финансам для детей в странах ощутимо разнятся. Самыми экстраординарными оказались родители в Германии. Немцы, конечно же, выдают детишкам сумму, но изымают из нее 20 % в качестве налога. Таким образом, родители воспитывают в детях послушных налогоплательщиков.

А в Турции дают карманные деньги за поцелуи. Это происходит по праздникам: дети приветствуют родных и близких, целуя руку и прикладывая ее ко лбу. Чем старше ребенок – тем крупнее сумма вознаграждения. А в целом, там очень серьезное отношение к расходам. Детей обучают экономить и зарабатывать. В большей степени это касается мальчиков: их часто берут отцы на рабочее место, чтобы показать каким трудом достаются деньги в семейный бюджет.

Как ни странно, самыми строгими родителями оказались французы – за серьезные провинности из карманных денег дети выплачивают штрафы. А самыми странными оказались родители американской детворы. Они с уверенностью полагают, что доплачивая чаду за любое сделанное домашнее дело: за хорошую учебу, прививают им строгую финансовую дисциплину. В США дети берут кредиты на учебу. А в последнее время в Америке популярны детские финансовые лагеря, где с юного возраста дети постигают особенности финансовой культуры.

В Швеции бюджет детям дает государство. Правда, до 16 лет эту сумму получают родители. По меркам России, шведские дети получают довольно крупную сумму – в месяц по 1 050 крон (это 152 американских доллара!). К тому же, шведские родители поощряют желание детей накапливать. А делают они это так: если ребенок хочет купить какую-то игру, родители за каждые сэкономленные 100 крон дают еще такую же сумму. В Швеции уже с 15 лет разрешено заниматься мелким бизнесом и это всячески поддерживается государством.

В России нет четко установленных правил выдачи детям средств. В каждой семье индивидуальный подход. В основном дети получают деньги по мере необходимости, то есть у выделенных средств есть определенное целевое использование (покупка обедов или проезд в общественном транспорте). Размер сумм на расходы зависят от состоятельности каждой отдельно взятой семьи.

Финансовая премудрость

Рано или поздно у каждого родителя возникнет вопрос о финансовом воспитании ребенка. И вообще, нужны ли ему «свои» деньги? Как показывает практика – чем раньше «подковать» малыша в финансовом плане, тем лучше это скажется на всей семье.

Основная проблема не в суммах, а в необходимости обучения планированию своих расходов. А монетки — только инструмент для практики. В финансовом воспитании очень важно уделить должное место теории. Не откладывайте это на «лучшие времена», а попробуйте терпеливо объяснить детям: откуда берутся деньги, для чего они и как их правильно тратить.

Но прежде чем передавать опыт младшему поколению, для начала дисциплинируйте себя в финансовом плане. Очень разумно гласит следующая цитата: «Не воспитывайте своих детей – все равно они будут похожи на вас. Поэтому воспитывайте себя». Чаду всегда понятнее будет с «живым примером» грамотного использования денежных средств.

Приучите себя планировать семейные и личные расходы. Это можно сделать по старинке в блокноте или тетради, а можно использовать мобильное приложение (благо их предостаточно). Приучитесь сотрудничать с финансовыми учреждениями, это значительно облегчит ваши заботы, по учету финансов и накоплению. К тому же, это удобно. Естественно ведите отдельно учет финансов, так вам будет видно: достаточно ли эффективно вы трудились и сколько потрачено за определенный срок. Учет финансов поможет сохранить баланс между потреблением и поступающими инвестициями.

Объясните ребенку (но вначале себе), что планирование будущих затрат нужно вести не с учетом «я хочу!», а отдавать предпочтение аргументу «мне необходимо». Для большей эффективности ставьте цели заработать или накопить, здраво оценивая свои возможности и реальную необходимость в том или ином предмете. Постройте для себя четкую диверсификацию (разделение) источников дохода. Условно их можно поделить на основной и дополнительный.

Выдача карманных денег – за и против

Чтобы ваш ребенок здраво относился к деньгам нужно привить ему в первую очередь понимание, как достаются монеты. Он должен понимать: как и куда тратятся средства в семье. Все это сформирует правильное отношение к собственному бюджету. Выдаваемые суммы детям на свои расходы не должны приносить ущерб семейному бюджету, но и быть достаточными для покрытия детских расходов «первой необходимости».

Частыми причинами детских истерик бывает простая зависть. Родителям, наверное, приходилось хотя бы раз слышать от своего крохи: «Машины родители подарили ей куклу! Почему у меня такой нет!?», а в самых тяжелых случаях доходит до истерик и долгого нытья. Чтобы избежать таких «концертов», не следует потакать каждой прихоти ребенка, но и лишать его игрушек, лакомств и прочего не стоит даже в наказание. Дети в таких «спартанских» условиях станут думать, что их не любят, раз не балуют. Не экономьте на своих детях, это может посадить в их душах зерно зависти. При выдаче средств ребенку, обязательно учитывайте его возраст и интересуйтесь его потребностями.

Не используйте карманные деньги как способ манипулировать своим чадом. И не платите ему за каждое сделанное «доброе дело», но допускается финансово поощрять стремление работать. Только заранее оговорите с ним спектр его несомненных обязанностей (т.е. бесплатных обязательных домашних работ), это приучит его к ответственности. Также не стоит платить за успехи в школе, ибо он сам должен понимать важность своего образования и стремиться совершенствоваться. Нельзя ставить детям ультиматумы, например: «исправишь двойку – получишь деньги» или «научишься играть на скрипке – дам тебе на планшет». Так вы воспитаете себе «маленького домашнего шантажиста».

Вместе с ребенком оговаривайте сумму карманных денег, но не торгуйтесь и пресекайте любые детские уговоры дать больше. Спрашивайте у ребенка, зачем ему нужны карманные деньги. Если в ответ вы слышите «мне хочется…» или «пока не знаю», то в таких случаях не стоит доверять ему большой суммы денег. Когда малыш готов к рациональному использованию денег даже на карманные расходы, он может четко объяснить: зачем они нужны ему и куда он хочет их потратить. Даже совсем маленькие дети могут дать вполне понятное обоснование для желаемых приобретений, а это говорит об их готовности грамотно обращаться с деньгами.

Как научить ребенка разумно тратить деньги

С детьми младшего возраста очень сложно постигать правила обращения. Но все-таки возможно – в процессе игры, чтения книг или смотря мультфильмы на эту тематику. Для родителей также существует специальная литература, где собраны все советы: как научить ребенка тратить карманные деньги. Применимы также игры, например всем известная «Монополия».

Вместе с дитем дошкольного возраста (до 6 лет) можно поиграть в давно известные игры: «Работа» и «Магазин». Можно даже объединить эти две игры, это будет даже увлекательнее, и участвовать в ней может вся семья. Придумайте для малыша задание, в процессе которого ему нужно будет выполнить ряд условий: сходить на работу, качественно выполнить ее, заработать и сходить в магазин, чтобы обеспечить свою «семью» самым необходимым. Вы сами можете сочинить правила игру, а главное – таким образом, ваш ребенок поймет куда «уходят» деньги и как трудно их «делать».

Для детей старшего возраста (до 12 лет) рекомендовано почитать увлекательные книги, в которых понятными словами объясняются все премудрости учёта денег и планирования расходов. Очень хорошо изложен материал в книге Татьяны Поповой «Волшебный банкомат». В ней доступными для понимания словами рассказано об экономике и о ведении личного бухучета.

Если же ребенка трудно увлечь игрой, а тем более книгой, не беда. Предложите просмотреть мультик на тему обращение с крупными суммами. Очень хороший мультфильм «Азбука денег». В нем красочные персонажи в игровой и забавной форме расскажут крохе: что такое деньги, и как с ними нужно обращаться.

Еще один важный момент – отучить ребенка поддаваться рекламе. Довольно часто можно наблюдать, что даже очень маленькие дети замирают при просмотре определенных рекламных видеороликов и часто требуют купить им этот объект. С самого первого раза нужно добиться более-менее рационального объяснения, почему ему нужна именно эта игрушка. Обычно дети объясняют свое желание только словом «хочу», а это не аргумент. Не стоит идти у детей на поводу и исполнять любую прихоть. Видя, что вы не спешите мчаться в магазин и покупать «мечту», дети сами вскоре потеряют интерес к ярким рекламам, по крайней мере, они будут спокойнее относиться к подобному.

«Денежная» безопасность

Дети частенько имеют привычку хвастать перед сверстниками обновками, гаджетами и прочими «безделушками», а также карманными деньгами. А это может привлечь внимание мошенников и воров. Научите детей правильно хранить – не в кармане, а в кошельке. А сам «домик» для денег приучите класть туда, где его не будет заметно, и ребенок один будет знать. Обязательно научите младшее поколение правильно считать в магазине, и не стесняться воспользоваться калькулятором, если трудно посчитать в уме.

В наше время, и в особенности в городах, лучше оформить для детских нужд пластиковую карту, на которую и будут перечисляться карманные деньги. Много банков в России уже предоставляют такую услугу своим клиентам. Ребенку необходимо только усвоить: как ею пользоваться и запомнить пин-код. К тому же, при любой опасности воровства с карточного счета, родитель сможет заблокировать карту до наступления безопасного момента.

С наступлением 16-ти лет подросток может самостоятельно управлять операциями с картой. Но стоит обезопасить его от взятия кредитов. В интернете страницы пестрят рекламой о быстрых и выгодных кредитах онлайн. Доверчивый ребенок может «повестись» на такую рекламу. Для того, чтобы таких проблем не возникло, проведите с детьми беседу. Объясните, чем опасны кредиты, а лучше приведите поучительный пример из жизни.

Работа для подростков

Если ребенок проявляет желание самостоятельно заработать, то родители просто обязаны посодействовать этому. Но нужно очень тщательно выбирать рабочий график и вид деятельности. Строго запрещено использовать детский труд на тяжелых работах. Даже у подростка масса вариантов заработать себе на карманные расходы – от оригинальных поделок до сезонной уборки парковых зон. Только родителям следует проконтролировать режим «работника», чтобы его работа не мешала учебе и полноценному отдыху.

Родители, которые желают всего самого лучшего своему потомству, обязательно должны давать подростку возможность самостоятельно заработать. Во-первых, это придаст ему уверенности и научит самостоятельно решать проблемы. Во-вторых, пробуя зарабатывать «копейку», чадо быстрее поймет, как это трудно. И наконец, возможно попытки заработать и смена мест работы поможет найти свое истинное призвание в жизни.

Подведем итоги

Можно долго спорить о том, сколько карманных денег давать подростку, и нужно ли вообще это ребенку. Родители должны сами решить, стоит ли выделять суммы подросткам. Но, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что деньги на дополнительные расходы являются отличным инструментом для обучения чада взрослым делам. В дальнейшем эти способности помогут грамотно и эффективно распоряжаться и большими суммами.

Навыки планирования расходов, привитые с детства, во взрослом возрасте проявятся как житейская мудрость и смекалка. К тому же, планирование доходов и расходов поможет избежать лишних трат, что значительно сэкономит бюджет. А опыт работы в юном возрасте научит быть ответственным и исполнительным. Ребенок, который знает что такое труд, никогда не станет вымогать у родителей потакать его прихотям, а будет с пониманием относиться к бюджету семьи.

Важно при любых обстоятельствах учитывать нужды своего малыша. Уметь находить компромиссы в трудных ситуациях. Обязательно говорить с детьми и объяснять непонятные для них моменты, даже если у вас времени мало либо вы устали. Проявите к обучению своего ребенка обращению с деньгами должное внимание и терпение, и в будущем у вас не будет неурядиц и конфликтов по этому поводу.

Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.