Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Жизнь в стиле коучинг. Применение коучинга в воспитании ребенка. Детский коучинг: как выявить мотивы ребенка

В этой статье хотелось бы рассказать о таком методе воспитания и работы с ребенком, как коучинг . Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности – на этом как раз и хотелось бы заострить внимание. Хорошо описаны общие принципы, как эффективно воспитывать детей, упоминается и коучинг, вот его мы здесь подробнее и рассмотрим.

Для тех, кто не знаком с методом коучинга , рассмотрим вкратце – что он собой представляет. А затем уже перейдем непосредственно к теме детского коучинга. Итак, коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику-клиенту. То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча.

Теперь перейдем к теме воспитания детей. Может быть кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно – это же нужно знать какие-то хитрые вопросы, которые нужно задать, их последовательность. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы со своим ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование.

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение родителей: «Спагетти надо есть вилкой». При этом ребенок не думает, а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше от родителей. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг: Родители кладут перед ребенком ложку, нож и вилку – и говорят: «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать. Родители могут задавать наводящие вопросы: «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т.д.» И тогда ребенок думая, исследуя, сам приходит к нужному для родителей решению. Когда он пришел к нему сам – это совсем по-другому влияет на него. Это не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка, но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить.

Еще несколько коуч-вопросов, которые вы можете использовать в воспитании своих детей:

  • Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?
  • А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь? .. А если вот так поступить?
  • Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.
  • Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в воспитании детей, хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка, но зато намного полезнее.

На сайте «Сильная личность» еще много интересных и полезных статей о развитии и формировании личности человека.

Нина Авдиенко
«Развитие мотивационной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием технологии коучинга»

Детство – уникальный и волшебный мир. В дошкольном возрасте ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальных , нравственно-волевых качеств личности ребенка , расширяется его мотивационная сфера : познавательная мотивация и мотивация достижения , т. е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата в этом им помогают педагоги. Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается , самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей .

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение инновационных форм работы с дошкольниками , стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.

Инновационные технологии в дошкольном образовании используются , в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность учебной мотивации .

В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы дошкольников . Поскольку в данном возрасте активно развивается диалогическая речь и диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, то коучинг - технология является мощным средством для развития ребенка , так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где ребенок сам находит пути решения проблемы.

Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности .

В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что ребенок является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Ребенок более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти - уже заложена в каждом ребенке .

Коучинг - это искусство содействовать обучению и развитию другого человека . Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.

Коуч – это консультант , наставник, в роль которого перевоплощается педагог. Коуч отличается от педагога тем, что не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит : «надо делать так, а вот так делать не надо» , а создает условия для того, чтобы ребенок сам понял , что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга ребенок находят свой , уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу , особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия , где ребенок чувствует , что его идеи и предложения не остаются без внимания.

Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.

Коучинг проходит в 7 этапов :

1 этап – установление партнерских взаимоотношений между коучем и ребенком ;

2 этап – совместное определение задач для достижения конкретной цели;

3 этап – исследование текущей проблемы (ситуации) ;

4 этап – определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;

5 этап – выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;

6 этап – выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;

7 этап – договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

А если сказать это коуч – вопросами , то это будет выглядеть примерно так :

«Чего ты хочешь?»

«Что ты имеешь сейчас? Что сейчас происходит?»

«Что можно сделать?»

«Что ты будешь для этого делать сегодня?»

Детский коучинг отличается от взрослого, имеет свои особенности. Повторюсь, сказав, что коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику . То есть у человека есть проблема или вопрос, который он хочет решить и коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам человек, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Насколько это происходит быстро и эффективно зависит от профессионализма коуча .

Может быть, кому-то показалось, что коучинг – это слишком сложно. Но не переживайте, для профессиональной работы со взрослыми, действительно нужно профессиональное обучение, но для работы с ребенком важно просто понять смысл и сам метод коучинга и просто начать его использовать вместо чтения моралей и наставлений.

Давайте сразу все рассмотрим на примере – так будет проще понять сам метод и его использование .

Ребенок что-то делает не так, например, пытается ложкой есть спагетти.

Стандартное поведение взрослого : «Спагетти надо есть вилкой» . При этом ребенок не думает , а просто принимает новую для него догму, спущенную свыше. С точки зрения развития личности – это минус.

Коучинг : взрослые кладут перед ребенком ложку , нож и вилку – и говорят : «Как ты думаешь, чем удобнее есть спагетти?» Тогда ребенок начинает думать . В данной ситуации взрослый выступает в роле коуча и может задавать наводящие вопросы : «Как можно ложкой поднять спагетти? А как можно вилкой? А как еще? и т. д.» И тогда ребенок , думая, исследуя, сам приходит к нужному решению, а когда он пришел к нему сам – это совсем другое, не навязанное сверху без объяснений решение, это его самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее и способствует развитию креативного мышления.

Может быть спагетти слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на формирование ребенка , но если этот метод применять в серьезных вопросах, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить .

Еще несколько коуч – вопросов , которые вы можете использовать в воспитании своих детей :

Как ты думаешь, можно ли это сделать по-другому?

А если бы ты поступил так-то, то какой бы был результат, как ты думаешь?. А если вот так поступить?

Если так часто делать, то к чему это может привести, расскажи несколько вариантов.

Как ты думаешь, то, что ты сделал – это хорошо? Это приносит пользу тебе и окружающим людям? Почему?

«Волшебные вопросы» , направляющие ребенка :

Что ты хочешь?

А зачем тебе это?

Как ты думаешь, почему у тебя этого нет?

Что может повлиять на изменение ситуации?

Что ты будешь делать?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Что ты должен уметь? Где и как будешь этому учиться?

Кто и чем может тебе помочь?

Какие знания тебе нужны?

Где и как можешь получить эти знания?

Коучинг на практике .

Развитие мотивационной сферы дошкольников с элементами коучинга .

Перед началом работы на подготовительном этапе был определён уровень учебной мотивации детей с помощью психологической методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т. А. Нежновой (модификация А. М. Прихожан) .

Из результатов диагностики стало видно, что у 73% диагностируемых – примерное равенство игровой (дошкольной ) и учебной мотивации , а у 27% замечено преобладание игровой (дошкольной ) мотивации .

Для повышения уровня учебной мотивации у дошкольников я разработала занятие с использованием технологии коучинга .

Перед собой я поставила цель вывести детей на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ними.

Чтобы достичь заданной цели, я определила следующие задачи :

1. Продиагностировать уровень учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания.

2. Сформировать у детей побудительный мотив к обучению с помощью техник коучинга : упражнения «Мотивирующие цели » и упражнения «Масштаб цели» .

3. Подвести итоги психологической работы, совместная с детьми рефлексия.

Что работа шла продуктивнее, для работы мне необходим наглядный материал и оборудование : картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком , в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

На занятии я использую такие методы и приемы, как психологический опрос, беседа, техники – упражнения коучинга , рефлексия.

Совместную деятельность с детьми я провожу в подгрупповой форме работы. Подгруппа формируется из 3 – 4 человек. В подгруппе обязательно должен быть ребенок с высоким уровнем учебной (школьной) мотивацией , для стимулирования детей с низкой учебной и высокой игровой (дошкольной ) мотивацией . На занятиях я использую тонкую ненавязчивую корректировку целей, мотивов , намерений детей. То есть, я держу под контролем ситуацию, чтобы сохранить целесообразность совместной деятельности. В противном же случае цель занятия может быть не достигнута.

На первом этапе занятия я повторно диагностирую уровень учебной мотивации , только с использованием вопросов из коучинга (приложение) .

На основном этапе занятия для того, чтобы у детей появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив я использую технику коучинга «Мотивирующая цель » (приложение) .

В целях закрепления побудительного мотива , а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов я использую технику коучинга «Масштаб цели. Шаги вверх»

В результате я формулируется мотивирующую цель обучения . Которая в дальнейшем преобразуется с помощью цепочки вопросов. Все ответы детей я записываю, найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Для уточнения знаний детей о школьных принадлежностях на занятиях я использую упражнение «Собираем портфель в школу»

С использованием картинок с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Заключительный этап – рефлексия, которую я провожу так же, в виде техники коучинга «Рамка результата» .

В конце занятия я еще раз озвучиваю каждому ребенку его цели , намерения, мотивы , побуждения как результат всей работы, отслеживая при этом эмоциональную реакцию, мнение, согласие или несогласие с выводами.

И в заключении хочу сказать, что методов воспитания и обучение огромное множество. Они могут сильно отличаться друг от друга, могут быть схожими, во многом это связано с требованиями современного общества, хотя конечная цель остается единой воспитать сильного, счастливого человека, способного жить в современном мире. Использование инновационных технологий помогает в этом и коучинг одна из таких технологий .

Попробуйте начать хотя бы понемногу применять метод коучинга в своей работе , хотя это и сложнее, чем просто вписывать программы в ребенка , но зато намного полезнее.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать".

Очень часто нам, родителям, приходится сопровождать ребенка в развитии каких-то способностей или качеств личности. Как лучше всего это сделать, используя коучинговый подход?

Почему мы говорим здесь о коучинговом подходе, а не о коучинге как для взрослых? Как известно, коучинг – это развитие потенциала человека, партнерство на равных, мотивация, действия и ответственность. Родители и дети – не равны, родители отвечают за детей и постепенно передают детям ответственность. Поэтому мы говорим о коучинговом подходе, который можно применять для развития способностей у детей с 6-7 лет.

Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение.

Особенно полезен этот алгоритм для развития способностей у детей в возрасте от 11 до 16 лет, потому что именно в этом возрасте наступает время максимального развития новых навыков, того что мы называем компетентностью. И мы можем сделать развитие важных компетенций осознанно. Итак, начнем?

1. Способность
Определите способности (качества личности), которые хотите развивать у ребенка! Ответьте на вопросы ниже.

Вопросы родителям:
Какие способности я хочу развить у ребенка, если посмотреть на ситуацию с точки зрения возможностей?
Чему важно научиться ребенку, чтобы справляться с задачами? К какому срок вы хотите этого достичь?
Какие качества личности я хочу развить у ребенка?
Насколько создана договоренность и единство со всеми взрослыми, общающимися с ребенком в семье, школе и т.д. об этом?

2. Согласие и доверие
Перед тем как начать действовать проясните, что об этом думает ребенок, создайте совместную договоренность с ребенком, также с другими взрослыми (учителя, тренер, родственники), принимающими в этом участие.

Вопросы родителям:
Насколько ребенок согласен с развитием именно этой способности?
Что мне поможет получить 100% договоренность с ребенком?
Насколько сильны между нами доверительные отношения? Что я могу сделать, чтобы их усилить?
Как я могу создать договоренности со взрослыми?

3. Ценность
Покажите ребенку для чего необходимо развивать эти способности, что при этом для него станет по-другому. Создайте через вопросы диалог, в котором ребенок сам ответит на этот вопрос: А зачем именно эти способности стоит развивать?

Вопросы родителям:
А зачем именно эти способности стоит развивать?
Почему важно именно эти качества характера усиливать?
Насколько ребенок это понимает и поддерживает? Что я могу сделать еще? А еще?
Как я могу усилить приверженность ребенка в развитии именно этих способностей ежедневно?

4. Картина будущего
Создайте с ребенком картину будущего! Спросите: « Представь себе, что ты уже такой, как ты тогда действуешь/ общаешься? Что становиться возможным для тебя тогда?» Важно помочь ребенку увидеть картинку будущего ярко и в деталях.
Попросите ребенка придумать название той способности, которую будите развивать, а также символ. Например, символом слушания может быть чебурашка-магнит на холодильнике, а символом танцев – кукла – балерина, которая вместе с ребенком ходит на занятия.

Вопросы родителям:
Какие самые эффективные вопросы помогут вам создать с ребенком его картину будущего?
Как еще вы можете его поддержать в этом?
Насколько вы готовы дать ребенку свободу творчества?

5. Поддерживающее окружение
Создайте поддерживающее окружение, которое может включать:
поддержку близких и родительское благословение: У тебя получится! Ты сможешь! Я верю в тебя! Я так люблю смотреть, когда ты …играешь на гитаре/рисуешь/поешь..
картины и фото
музыка
книги
одежда и аксессуары
творчество
время

Вопросы родителям:

Какое вы можете создать самое наилучшее поддерживающее окружение своему ребенку для развития способностей?
Что от вас потребуется?
С чего вы начнете?

6. Тренировка, приверженность и позитивная обратная связь
Начните тренировать нужные способности, показывая применение и пользу, а также давайте позитивную обратную связь через вопросы:
Что произошло?
Чему тебя это научило?
Что теперь будешь делать по – другому?
Никогда не спрашивайте: «Почему не получилось?» или «Почему не сделал?». Обращайте внимание на то, что УЖЕ получилось!

Вопросы родителям:
Как вы сможете вовлечь ребенка в деятельность для тренировки способностей? Какую совместную игру вы придумаете для этого?
Как вы поддержите ребенка, когда потребуется приверженность тренировке?
Как вы сможете поддержать ребенка в случае неудачи?
Что вам самим поможет вести позитивный диалог в этом случае?


7. Радостный праздник и А что дальше?

Создайте радостный праздник по завершению, поблагодарите друг друга и всех участников, наметьте следующие шаги.
Вопросы родителям:
Как вы отпразднуете успех и ваши достижения?
Какие слова благодарности скажите друг другу?
Как вы создадите договоренность о следующих шагах?

Мы приглашаем делиться своими успехами с нами и другими родителями!
Напишите нам, что у вас уже получилось и каким были ваши 7 шагов в развитии способностей вашего ребенка!



c 26 Мая 2018 по 27 Мая 2018, Город: Москва
Познакомьтесь с КОУЧИНГОМ как эффективным направлением развития и воспитания детей в семье и в различных образовательных учреждениях.

Наталья Суслова
профессиональный коуч, ведущий тренер МЭУк, мама, кандидат педагогических наук.

Выбирая жизненный путь для ребенка, родители исходят из лучших побуждений и своего опыта. Однако часто желания родителей и детей совсем не совпадают. На помощь семье придет детский коучинг.

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее, иногда не задумываясь, чего хочет сам ребенок. «Что он, ребенок, понимает в этой жизни? Как можно основываться на его желаниях?» Да, конечно, у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы строить далеко идущие планы. Однако, у него уже есть врожденный набор качеств характера, который задает определенный мотив для всех его действий, предсказывает его поведение. Этот набор не передается на генетическом уровне, то есть может быть совсем иным, отличным от родительского.

Если его врожденные качества характера не совпадают с родительскими ожиданиями, то могут возникнуть следующие ситуации. Например, мама мечтала в подростковом возрасте блистать на подиуме, и теперь с самого рождения дочери водит ее на все показы, съемки, корректирует питание, занимаясь с ребенком в модельном агентстве и т.д., посвящая этому практически все свое время. Некоторым детям это и в самом деле интересно, они с удовольствием окунаются в мир моды, стойко переносят все строгие диеты и правила. А некоторые дети, сначала следуя призывам и требованиям мамы «ведутся», а потом начинают увиливать, капризничать, саботировать мероприятия. И у мамы начинают возникать мысли о неблагодарности ребенка.

Или папа, приложив колоссальные усилия, основал бизнес, и видит своего сына преемником, а ребенку это совершенно не интересно: он хочет заниматься совершенно другим. Отец, мягко говоря, разочарован.

Как выявить основной мотив ребенка?

Один из вариантов - обратиться к детскому коучу. Эта профессия еще относительно нова для нашей страны, хотя многие взрослые уже имеют своих персональных коучей и знают зачем кочинг нужен. Сейчас это даже модно. К коучу, как адвокату, лучше обращаться до возникновения проблемы. Очень важно выбрать «своего» коуча, который поймет ребенка, поможет ему, скорректирует поведение родителей, не задев их чувств. Снятие рефлексии - постоянного обдумывания и зацикливания на ситуации - понимание происходящего и принятие друг друга существенно снижают конфликтность в жизни как детей, так и взрослых. Коучинг позволяет увидеть причины и суть проблемы и найти эффективные и комфортные для клиента пути решения вопроса. Необходимо помнить, что, обучая ребенка, мы обучаемся и меняемся сами.

Но помимо того, чтобы помочь развиваться ребенку в интересных ему сферах, родителям хочется развить в нем те качества, которые с высоты опыта важны для успеха в жизни. И здесь мы тоже можем помочь развить черты характера, необходимые для эффективного пребывания ребенка в том социуме и в той страте, в которой он родился и растет. Важно помнить, что чем раньше родители поймут основной мотив ребенка и сопоставят его со своими ценностями, тем проще будет развивать в ребенке остальные грани характера. Чем больше будет развито качеств, тем универсальнее и гармоничнее он сможет действовать в различных ситуациях.

В основе лежит типология личности, в которой выделяется 7 основных мотивов, движущих нашими поступками. Их может быть несколько, но ведущий всегда один. Важно помнить, что нет плохих характеров, в каждом есть плюсы и минусы, и они тесно связаны между собой. Мы можем нивелировать некоторые из них путем развития других типов личности. Итак, типы мотивов.

Творчество, эксперимент

  • Общая характеристика : таким детям свойственна некоторая небрежность во всем, что касается одежды, рабочего места. Может бросить вещь неважно где, как только она стала ненужной. Любят рюкзаки и темные очки. Не выбрасывают сломанных вещей. Не убирают за собой. Взгляд несколько отсутствующий. Непредсказуемость поступков, простодушие и наивность. Проявляют творчество всегда и во всем. Могут увидеть простое в сложном и наоборот.
  • Плюсы : творческий подход, креативность, хорошо развито ассоциативное мышление, хорошее воображение.
  • Минусы : непрактичность, не способен создавать и поддерживать порядок, бестактность, замкнутость, неэффективность общения.

Самопрезентация

  • Общая характеристика: ребенок любит быть в центре внимания, любит выступать. Таким детям все равно, каким образом привлекать внимание, главное, чтобы его было побольше. Выражение их лиц часто - мимическая маска. Характерна манерность, театральность, претенциозность жестикуляции. Часто они принимают красивые, «выигрышные», величественные позы. Любят яркие вещи, подарки в красивой обертке, собирают экзотические безделушки. Вешают на стену свои фотографии, дипломы, грамоты и т.д. При столкновении с первыми реальными трудностями резко теряет к работе интерес и, в конце концов, бросит недоделав.
  • Плюсы: умеют красиво излагать мысли, легко адаптируются к любой социальной группе, умеют произвести нужное впечатление, артистизм, способность к ролевому поведению.
  • Минусы: завышенная самооценка, эгоизм, «бегство в болезнь» (психосоматические заболевания), перескакивание с задачи на задачу. Не признают своих ошибок. Неискренни. Имитируют результаты деятельности.

Установление правил

  • Общая характеристика: везде стараются устанавливать правила и диктовать условия, зачастую требовательным тоном, периодически в довольно агрессивной форме. Очень аккуратны. Чистоплотны. Раскладывают вещи в соответствии с их собственной классификацией, по баночкам, ящичкам. Любят спортивную многофункциональную удобную одежду. Не любят, когда кто-то берет их вещи. Любят мастерить руками, собирать мелкие детали. Часто - недовольное выражение лица, колючий взгляд. Медлительны, сдержанны. Позы и жесты как бы характеризуют захват территории. Брезгливость, азартность. Они делят всех на «сильных» и «слабых», на «своих» и «чужих».
  • Плюсы: умеют структурировать информацию, смелость и решительность, склонность к порядку во всем, умение планировать, внимательность к мелочам.
  • Минусы: необщительность, склонность советовать другим, подозрительность, занудливость, агрессивность, недоверчивость.

Социальное реформаторство

  • Общая характеристика: такие дети зачастую выглядят очень серьезными и сосредоточенными, они думают, как изменить весь мир. Очень уверены в себе и в том, что могут практически все. Лидеры по натуре, всегда окружают себя помощниками. Очень упорно преодолевают трудности (вообще упорство, иногда даже некая твердолобость, их отличительная черта). Предпочитают классический стиль в одежде, строгую прическу, делающую их взрослее. Им свойственна направляющая и ритмообразующая жестикуляция, сокращение физической дистанции с людьми. Не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать.
  • Плюсы: целеустремленность и масштабность целей, результативность, доведение начатого до конца, уверенность в себе, лидерство, устойчивость к стрессу.
  • Минусы: упрямство, нежелание услышать новую идею, отсутствие душевной теплоты.

Безопасность, незаметность

  • Общая характеристика: медленно переключаются с одной задачи на другую, с одного собеседника на другого. Часто не могут самостоятельно принять решение. Им присуши консерватизм и сохранение традиционных форм поведения. Темные цвета одежды. Склонность носить одно и тоже. Минимализм. Очень опрятны, любят чистоту. Робкий взгляд, не смотрят в глаза собеседнику. Позы, мимика и жестикуляция весьма сдержаны. Голос тихий и монотонный. Склонны к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях. Пунктуальны, организованны.
  • Плюсы: продуманность и взвешенность каждого шага, умение предвидеть опасности, стремление к порядку, экономность.
  • Минусы: боязливость, безынициативность, склонность плыть по течению, пассивность, быстрая утомляемость.

Гармонизация пространства и отношений вокруг них

  • Общая характеристика: добрые и естественные. Задумчивые, немного печальные глаза. Мягкий взгляд. Обладают врожденным вкусом, чувством стиля и гармонии. Избегают тесной давящей одежды. Любят искусство. Очень любят красивых и пушистых животных. Позы естественны. Они тактичны и тонко чувствуют окружающих людей. Не выносят крика и ссор. Сочувствуют, сопереживают. Ответственны, добросовестны, старательны.
  • Плюсы: эмоциональны, с развитой интуицией, чувством красоты и гармонии, тактичность, скромность, заботливость, ответственность, умение поговорить по душам.
  • Минусы: мягкость, не способность дать отпор, и сказать «нет».

Праздник, веселье

  • Общая характеристика: легки на подъем, переключаются с задачи на задачу, активны физически. Заливисто смеются, легко сходятся с новыми людьми. Быстрые движения (походка, еда, речь). Иллюстрирующая и размашистая жестикуляция. Торопливая небрежность в одежде и обилие различных предметов в карманах. Любят пикники и поездки на природу, праздники и веселые компании.
  • Плюсы: коммуникабельность, оптимизм, легкость па подъем, не переживает по мелочам, уверенность в себе. Быстро адаптируется к любой среде.
  • Минусы: небрежность, невнимательность к мелочам, необязательность. Не любят дисциплины, легкомысленны, дела не заканчивают.

Возможно, читая характеристики разных типов, вы определили несколько мотивов своего ребенка и не знаете, какой основной. Задайте себе вслух вопрос, например: «Мой ребенок больше занимается самопрезентацией или установлением правил?» Ответив на пего, сравните другие типы характера с вашим ответом, и т.д.

Определив основной мотив своего ребенка, подумайте, какие качества вы хотели бы в нем развить.

В одной из следующих статей мы поговорим о том, как развить те качества, которые свойственны конкретному типу личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru