Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Земельный налог: объект налогообложения

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным. Условия и порядок исчисления и уплаты земельного налога до принятия и введения соответствующей главы Кодекса определяются на основе Закона РФ от 14.02.92 «О плате за землю» (с учетом последующих изменений и дополнений). В рамках данного Закона земельный налог рассматривается как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой и нормативной ценой земли.

Принципы установления и порядок исчисления сумм земельного налога и арендной платы за землю достаточно близки, разница между этими двумя элементами в том, что земельный налог уплачивается собственниками земли, а арендная плата - арендаторами.

Таким образом, плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи - предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории РФ. Земельный налог на участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.

Учет налогоплательщиков возложен на налоговые инспекции которые получают сведения в виде списков собственников, владельцев и пользователей от районных и городских комитетов по землеустройству. Эти списки составляются на основе данных Государственного земельного кадастра. Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодного первичного и ежемесячных списков изменений.

Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок передается государственным налоговым инспекциям. В нем указываются:

Почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

Номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;

Вид права на землю плательщика земельного налога;

Фамилии, имена и отчества физических лиц, названия и

регистрационные номера юридических лиц;

Налогооблагаемая площадь;

Ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц.

Объекты обложения земельным налогом - земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение и пользование. Это земельные участки, предоставленные:

Сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским)

хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным

кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам,

другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и

другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного

производства и подсобного сельского хозяйства;

Гражданам для садоводства, огородничества, животноводства;

организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,

рыбного и охотничьего хозяйств (земельные наделы);

Для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

Для нужд промышленности, транспорта, связи, радиовещания,

телевидения, космического обеспечения и энергетики;

Из лесного фонда для заготовки древесины;

Из водного фонда для хозяйственной деятельности;

Из лесного и водного фондов для рекреационных целей.

Налоговая база по земельному налогу определяется как площадь земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются: земельные участки, занятые строениями и сооружениями, а также необходимые для их содержания, технические, санитарно-защитные и иные зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим или физическим лицам.

Не являются объектом налогообложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, земли под водой и т. д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим и физическим лицам.

Ставки земельного налога зависят от трех основных параметров земельного участка:

населенных пунктов, земли лесного фонда и т. д.);

Местоположения земельного участка (транспортная доступность,

близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и

социальной инфраструктуры и др.);

Размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой

отвода земли).

Ставки земельного налога были первоначально установлены Законом РФ «О плате за землю», впоследствии они практически ежегодно корректировались в сторону увеличения в связи с инфляционными процессами. Эти ставки в известной степени носят характер ориентиров и играют роль средних величин для субъектов Федерации.

Власти субъектов Федерации, опираясь на установленные средние ставки и учитывая кадастровые оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Эти же органы устанавливают и минимальные ставки земельного налога за 1 га пашни.

Субъекты Федерации также имеют право вводить корректирующие коэффициенты для учета фактора местонахождения земельного участка.

Пример установленных федеральным законодательством средних ставок земельного налога (тыс. руб. с 1 га пашни) для ряда субъектов РФ:

Ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, и т. д.), как правило, выше средних ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения, и устанавливаются в рублях не за 1 га, а за 1 м 2 в зависимости от численности населения в том или ином населенном пункте и дифференциации по экономическим районам.

Так, если для населенного пункта с численностью населения от 250 до 500 тыс. чел. в Северном экономическом районе средние ставки земельного налога составляют 1,5 руб. за 1 м 2 , то в Центральном - уже 2,0, а в Уральском - 1,7. Органы местного самоуправления имеют право на основании этих средних ставок установить конкретные ставки земельного налога на территории населенных пунктов. Существуют также определяемые федеральным законодательством повышающие коэффициенты для ставок земельного налога в отдельных населенных пунктах.

Первая группа повышающих коэффициентов - это коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Так, по Краснодарскому краю для курортных зон с высокой рекреационной ценностью повышающий коэффициент - 8, а для курортных районов Приморского края - 3.

Вторая группа повышающих коэффициентов определяет повышение средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития его социально-культурного потенциала. Эти повышающие коэффициенты установлены для столиц субъектов Федерации с развитым социально-культурным потенциалом и также дифференцированы по численности населения и для города/пригорода: для города с населением свыше 3 млн чел. повышающие коэффициенты составляют 3, а для пригорода - 2,5.

Пример 60. Рассчитаем ставку земельного налога для предприятия, которое

находится в одном из городов Калининградской области (Северо-Западный

экономический район) с численностью населения до 250 тыс. с развитым

социально-культурным потенциалом, расположенном в курортной зоне.

Средняя ставка земельного налога для данного города рассчитывается

следующим образом.

Средняя ставка земельного налога для субъекта Федерации,

установленная Законом о плате за землю, для городов Северо-Западного

экономического района с численностью населения 100- 250 тыс. человек,

составляющая 1,7 руб. м 2 , умножается на повышающий коэффициент в

курортных зонах - 4 для курортов Калининградского взморья, а затем

корректируется на коэффициент увеличения средней ставки за счет статуса

города, развития его социально-культурного потенциала. Для городов с

численностью населения 100 - 250 тыс. коэффициент 2,2.

Таким образом, средняя ставка земельного налога для этого города

составит 1,7 4 2,2 = 14,96 руб. м 2 .

устанавливаемых повышающих коэффициентов. В 1995 г. - 2; в 1996 г. -

1,5; в 1997-1999 гг. - 2 (ежегодно). Таким образом, итоговая величина

ставки земельного налога составит 359,04 руб. за 1 м 2 или 3590,4 тыс. руб. за

Из рассчитанной таким образом средней ставки для города органы местного самоуправления определяют ставки для его районов в зависимости от градостроительной ценности. При этом учитывают следующие основные факторы:

Местоположение;

Доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности,

объектам социального и культурно-бытового обслуживания;

Уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства

территории;

Уровень развития сферы социального и культурно-бытового

обслуживания населения;

Эстетическую, историческую ценность застройки и ландшафтную

ценность территории;

Состояние окружающей среды.

Разница в ставках между территориальными зонами должна составлять не менее 5% от средней для города. Закон о плате за землю предполагает, что установленные таким образом ставки применяются к землям, которые находятся в пределах норм их отвода. За часть площади земельных участков, превышающих установленные нормы отвода, земельный налог взимается в двойном размере. Это положение введено для рационализации землепользования и повышения его эффективности.

В качестве примера укажем, что в Москве с целью обложения земельным налогом выделено 69 зон. Средневзвешенная цена за 1га составляла в 1998 г. 40,500 тыс. руб., а в 2000 г. - 97,2 тыс. руб.

Статья 8 Закона о плате за землю устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в этих городах (поселках), но не менее определенной величины за 1 м 2 . В 1999 г. минимальная величина составляла 12 коп., а в 2000 - 14 коп. за 1 м 2 .

При этом налог за часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенной в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется по ставке в размере 15% базовой, а свыше двойной нормы - по полной ставке земельного налога для данного населенного пункта.

Налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и т. д. устанавливаются в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для пунктов с населением до 20 тыс.

Законодательство предусматривает установление трех типов льгот по уплате земельного налога: изъятий, налоговых каникул и снижения ставок налогового платежа (налоговые кредиты) 40 , исходя из объекта налогообложения и одного типа льгот для субъектов налогообложения.

Наиболее существенными из числа налоговых изъятий по земельному налогу можно считать выведение из-под налогообложения земель:

Под заповедниками, национальными и дендропарками;

Именуемых пограничными;

Общего использования населенных пунктов;

    для обеспечения деятельности органов государственной власти и

местного самоуправления;

    предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных коренных народностей;

Учреждений и органов уголовно-исправительной системы;

Вузов, научно-исследовательских и некоторых других учреждений.

Налоговые каникулы представляют собой освобождение от уплаты земельного налога на пять лет с момента получения земельного участка гражданами, впервые организующими крестьянские (фермерские) хозяйства. Освобождаются от уплаты земельного налога в течение первых 10 лет пользования предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации.

Пониженная налоговая ставка земельного налога применяется по уплате земельного налога на земли в полосе отвода железных дорог. Ставка в данном случае составит 25% применяемой для сельскохозяйственных угодий.

Участники Великой Отечественной войны, а также граждане,на

которых законодательством распространены социальные гарантии и

льготы участников войны;

Инвалиды I и II групп;

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы

на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по

достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане

Органы законодательной власти субъектов Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, зачисляемых в доход их бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право освобождать на определенный срок от уплаты земельного налога, предоставлять отсрочки платежа по нему, а также понижать ставки налога для отдельных категорий плательщиков. Эти льготы также могут предоставляться лишь в пределах сумм, зачисляемых в доход местных бюджетов.

Рассмотрим определение земельного налога с дачного участка.

Пример 61. В долевой собственности двух граждан находится дачный

участок площадью 0,2 га. Один из собственников земельного участка (инвалид

II группы) освобожден по закону от уплаты земельного налога. Доли

распределены между собственниками поровну. Ставка налога в 2000 г.

составила 14 коп/м 2 .

Сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного

участка: 0,14 2000 0,5 = 140 руб., и налогоплательщиком является лишь

один из собственников земельного участка.

Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, распределение поступления земельного налога между бюджетами в Российской Федерации фактически регулируется ежегодно путем установления нормативов в Законе о федеральном бюджете. Так, на 2000 г. Законом предусматривалось зачисление в доход федерального бюджета 30% сумм земельного налога, в бюджеты субъектов Федерации 20% (кроме Москвы, для которой этот норматив составил 70%) и в местные бюджеты - 50% сумм земельного налога.

Средства, поступающие от земельного налога, имеют целевое назначение. Они расходуются в соответствии с утвержденными нормативами исключительно на:

    финансирование мероприятий по землеустройству и ведению

земельного кадастра;

    мониторинг охраны земель и повышение их плодородия, освоение

новых земель, компенсацию собственных затрат землепользователя и

погашение ссуд, выданных и использованных на указанные

мероприятия;

Инженерное и социальное обустройство территории.

Для юридических лиц - плательщиков земельного налога суммы уплаченного налога относятся на издержки производства и подлежат вычету при формировании прибыли (дохода) предприятия для целей налогообложения прибыли.

Покупка земельного участка подразумевает не только приобретение прав, но и исполнение налоговых обязательств. Какой будет ставка земельного налога в 2017 году? Кто ее утверждает и как определяется данный показатель? Ответы на эти вопросы и не только – в нашей консультации.

Кто должен платить

Платить в бюджет рассматриваемый вид отчисления должны все частные лица и организации, владеющие участками земли. Периодичность поступления средств в бюджет от физлиц – 1 раз в год.

По общему правилу оплата по установленной налоговой ставке земельного налога происходит при соблюдении 3-х условий:

  1. Недвижимость признана Земельным кодексом РФ.
  2. Владелец имеет правоустанавливающие документы.
  3. Земля числится в кадастре.

Разумеется, плательщики должны соблюдать сроки внесения платежей, которые:

  • прописаны в законе (юрлица);
  • указаны в документе из ИФНС (физлица).

Платить налог на землю должен только владелец этого имущества. За временное пользование денежные средства в бюджет отчислять не нужно.

Финансовые обязательства перед казной наступают с момента регистрации земельной недвижимости.

Кто устанавливает

Теперь о том, кто устанавливает ставки земельного налога. Регулировать их величину вправе местная власть. Размер может быть минимальным, средним и максимально допустимым Налоговым кодексом РФ. При этом чиновники всегда учитывают особенности местности.

Базовые ставки земельного налога устанавливаются Налоговым кодексом. И на его основе – законодательством г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, а также представительными органами муниципальных образований. Правила и сроки оплаты регулируют тоже местные администрации и власти городов федерального назначения.

Какие параметры влияют на налоговые ставки по земельному налогу

Рассматриваемый показатель зависит от разных факторов:

  • категории земли;
  • целевого назначения участка;
  • расположения;
  • общей площади (указывается в техпаспорте);
  • разрешения на пользование имуществом;
  • наличия/отсутствия льгот и др.

Если местные власти не утверждают точный размер налога для своей территории, то следует держать ориентир на конкретные ставки налога на землю. Устанавливаются они статьёй 394 НК РФ.

Налог за участок для жилищного строительства, но временно не осваиваемый владельцем (например, проводятся подготовительные или ремонтные работы), может оплачиваться по сниженному тарифу. Такое право предоставляет ст. 394 НК РФ и п. 8 постановления Пленума ВАС РФ 2009 года № 54.

Максимальные ставки земельного налога на 2017 год по НК РФ

Федеральное законодательство устанавливает лимиты, которые недопустимо превышать при определении процентной ставки налога. Так, допустимые размеры регулирует статья 394 НК РФ. Они зависят от рассмотренных выше параметров, а также отчасти – категории плательщика. Рассмотрим их более детально.

Базовые ставки налога на землю в 2017 году
Размер Пояснение
По НК РФ процентная ставка на земельный налог не может превышать 0,3% его кадастровой стоимости Площадка обычно используется для:
· возведения жилой недвижимости;
· ведения сельского хозяйства;
· выращивания растений или животных и др.

К землям, предназначенным для таможенных целей, защиты государства и его безопасности, применяют аналогичные ставки земельного налога в 2017 году.

Максимальная для физических и для юридических лиц ставка земельного налога в 2017 году – 1,5% Приобретаемая земельная площадь может использоваться для:

· производства;
· возведения торговых площадок;
· офисов.

Важно понимать, что оплата налога происходит только за собственное имущество. Когда предприятие заключило договор аренды земли, налоговые отчисления продолжает совершать её владелец.

Аналогичное значение ставки налога актуально во всех остальных случаях.

При занятии сельскохозяйственной деятельностью величина налога на землю не может быть больше 0,3%.

Местные органы власти должны ориентироваться на представленные выше в таблице показатели, так как они не вправе превышать установленные Налоговым кодексом ставки земельного налога.

Кому положены льготы

Некоторым собственникам земли предоставляют особые привилегии: освобождение от налогового обязательства по земле или сокращение выплат по ней. К ним на практике могут относить следующие категории:

  • ветераны военных действий;
  • герои СССР и РФ;
  • кавалеры орденов;
  • инвалиды разных групп и др.

Уменьшенные налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются тоже местными администрациями в каждом конкретном регионе России.

Процентная ставка земельного налога в Москве

Рассматриваемый вид обязательного платежа регламентирует Законом № 74, который также устанавливает льготы и сроки оплаты.

Так, организации должны перечислить итоговый налог не позднее 01 февраля следующего года. В остальном порядок и требования совпадают с НК РФ.

Проценты по платежам для резидентов столицы представлены в таблице:

Какие ставки земельного налога в Санкт-Петербурге

Как было сказано, выплачиваемую сумму налога, порядок и сроки регулирует местное законодательство. В питерском Законе № 617-105 отмечен перечень лиц, для которых предусмотрены различные привилегии. Например:

  • пенсионеры, владеющие участком с площадью до 2,5 тыс. м2;
  • чернобыльцы;
  • некоторые виды экономических субъектов.

Размещённая ниже таблица показывает, какая налоговая ставка по земельному налогу действует в рассматриваемом регионе (выдержка из закона).

Как рассчитывать размер налоговых отчислений в 2017 году

Физическим лицам размер платежа определяют местные налоговые органы. Начисление они производят по итогам прошедшего года. Обычно действует такой способ расчета:

Физическим лицам проще: ведь их не должно заботить, как определить налоговую ставку по земельному налогу. Они автоматом получают соответствующее уведомление из ИФНС. Хотя всегда не будет лишним перепроверить все исходные данные и расчеты налоговиков.

Кадастровую стоимость можно узнать в ЕГРН. Плательщику достаточно войти на соответствующий сайт и заполнить форму поиска. После сообщения кадастрового номера и идентификации объекта недвижимости предоставляется искомая информация. Остальные параметры участка указываются в технических документах.

Базовая величина

Многих, конечно, интересует, кем утверждается базовая ставка земельного налога, которая потом появляется в НК РФ. Так вот: рассматриваемая величина появляется с подачи Правительства РФ, а также профильных министерств и ведомств. Она зависит от:

  • кадастровой характеристики участка;
  • его площади;
  • других особенностей земли.

Обычно базовая ставка действует:

  • для земель, расположенных вне населенных пунктов;
  • когда местная администрация не утверждает свою ставку.

Как узнать

Каждый плательщик может выяснить, какой процент ставки актуален для его населенного пункта. Есть 2 основных способа, как узнать ставку земельного налога:

  1. Лично посетить местную администрацию («земельный» отдел).
  2. Через официальный сайт Налоговой службы России www.nalog.ru.

Для определения ставки земельного налога в 2017 году необходимо знать категорию участка. Её указывают:

  • кадастровом паспорте;
  • правоустанавливающем документе на землю.

Также плательщик может сделать запрос в Росреестр для получения соответствующей выписки. Иногда так можно добиться и перерасчета ставки налога на землю в 2017 году в конкретном случае.

Если физлица узнают о размере налога на землю из уведомления от ИФНС, то ставка земельного налога для юридических лиц должна быть определена ими самостоятельно. Причём желательно не допустить ошибки, чтобы потом не пустить насмарку все расчеты авансов и итогового налога.

Повышенные коэффициенты

В некоторых ситуациях используют удвоенные тарифы налога. К ним относится покупка участка в собственность с целью построить жилой объект (не ИЖС). Тогда плательщик делает взносы по удвоенной ставке в течение 3 лет до момента регистрации прав.

В то же время на юридическое лицо, получившее площадку для возведения каких-либо конструкций на правах постоянной/бессрочной эксплуатации, кратность ставки земельного налога на коэффициент не распространяется.

Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.

Какие участки признаются объектами обложения

Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.

В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.

Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.

Документы, необходимые для получения налоговой льготы

Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:

  • инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
  • пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
  • многодетные семьи - справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.

Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

· земельный налог,

· арендная плата,

· нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируется Федеральным Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (Далее Закон №1738-1) и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю» (Далее Инструкция № 56).

Налогоплательщики

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Определение этих понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

· собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Обращаем Ваше внимание, что плательщиками налога на землю являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (Глава 26.2. НК РФ), плательщики единого сельхозналога (Глава 26.1. НК РФ), плательщики единого налога на вмененный доход (Глава 26.3. НК РФ).

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

В частности объектами налогообложения являются:

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;

Земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;

Земли для обеспечения космической деятельности;

Земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;

Земли лесного и водного фондов.

Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 3 Закона № 1738-1 устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки

Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:

0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.

Льготы по налогу

Статьей 12 Закона № 1738-1 установлен перечень льготных категорий земель, организаций и граждан которые освобождаются от уплаты налога на землю.

В разделе II Инструкции № 56 подробно рассмотрен порядок их применения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание, что от уплаты налога на землю освобождаются:

    научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

    предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

    граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Налог на землю взимается на всей территории России. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации РФ предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Сроки уплаты

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.