Учет материальных запасов в бюджетных организациях. Система учета мпз в бюджетных организациях
Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.
Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.
В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18-26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22-26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Номер разряда счета |
||||
Финансовое обеспечение |
Объект учета |
Группа объекта учета |
Вид объекта учета |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения» |
||||
1 — за счет средств бюджета |
105 — материальные запасы |
3 — иное движимое имущество |
2 — продукты питания |
340 — увеличение стоимости |
Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в данной статье не рассматриваются.
Учет поступления материалов
Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:
- стоимость, уплачиваемая поставщику;
- суммы за сопутствующие услуги;
- таможенные пошлины;
- другие расходы, связанные с покупкой материалов.
Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24-26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).
БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).
Проводка |
Описание проводки |
Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов» |
Покупка материалов |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» |
Передача материалов от вышестоящего учреждения |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340) |
Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.) |
Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания
Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:
- по фактической стоимости отдельного предмета;
- средней фактической стоимости.
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.
Пример
На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.
Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:
(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.
Общая сумма затрат на использованный ватман равна:
166,8 × 15 = 2 502 руб.
Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.
Проводка |
Описание проводки |
Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272) |
Использование материалов в текущей деятельности или при производстве |
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче |
Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) |
Передача материалов от головного учреждения подведомственному |
О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .
Итоги
Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение материалов должно быть оформлено первичными документами и отражено в учете бухгалтерскими проводками, использующими свои особые (бюджетные) счета бухучета.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Ни одна организация в ходе своей деятельности не может обойтись без материально-производственных запасов, представляющих собой важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
Учет материальных запасов должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения. Об учете материальных запасов в бюджетном учреждении пойдет речь в статье.
Одной из форм, предусмотренных статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для создания юридических лиц - некоммерческих организаций, являются учреждения. В свою очередь бюджетные учреждения являются одной из форм государственных (муниципальных учреждений).
Правовое положение бюджетных учреждений, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 1 статьи 32 которого установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, причем государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н, предусматривает разработку и утверждение более двадцати новых стандартов, а также внесение изменений в многие действующие нормативные правовые акты (далее - Программа N 170н).
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять стандартов, разработка и утверждение которых были предусмотрены предыдущей программой , утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н. В настоящее время и сама программа, и утвердивший ее приказ утратили силу.
Утвержденные и вступившие в силу федеральные стандарты применяются при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 01.01.2018 г., составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
Понятие, классификация и оценка материальных ценностей бюджетных учреждений
Категория «материалы» в широком смысле этого термина присуща как сфере материального производства, так и бюджетным учреждениям, основным продуктом деятельности которых является-услуги. Под материальными запасами бюджетных учреждений понимают различные вещественные элементы, используемые в процессе хозяйственной деятельности как предметы труда. Есть материальные запасы - это часть имущества,:
а) используется в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;
б) предназначается для продажи непосредственно или после соответствующей обработки;
в) используется для управленческих нужд организации.
В отличие от производственной сферы, где все производственные запасы в процессе использования переносят свою стоимость на себестоимость изготовленной готовой продукции, стоимость потребленных материалов в бюджетных учреждениях основном относится на их фактические расходы.
Состав материальных ценностей бюджетных учреждений достаточно широк и разнообразен, поэтому для правильной организации их учета важное. Значение имеет научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В бюджетных учреждениях основным является группировка материалов по функциональному назначению, которое положено в основу организации учета материальных ценностей:
Материалы для учебных, научных и других целей;
Продукты питания;
Медикаменты и перевязочные средства;
Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;
Топливо, топливо и смазочные (смазочные) материалы;
Материалы в пути;
Корма и фураж;
Запасные части к машинам и оборудованию;
Строительные материалы;
Другие материалы;
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
Изделия производственных (учебных) мастерских;
Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств.
Отдельное учетную группу в составе производственных запасов бюджетных учреждений составляют животные на выращивании и откорме, которые по экономической классификации относятся к предметам труда.
Систематизированный перечень всех материальных ценностей, используемых в учреждениях, ч полным и точным наименованием и группировкой в разрезе групп, подгрупп, субпидгруп, сортов (сортов, типоразмеров и т.п.) составляет единую номенклатуру ценностей учреждения. Каждому наименованию материалов в этом перечне предоставляется постоянный номенклатурный номер, определяется учетная единица измерения, иногда и учетная цена. В таком виде этот перечень (реестр) материальных ценностей приобретает значение номенклатуры-ценника. Он тиражируется в необходимом количестве экземпляров с таким расчетом, чтобы им могли пользоваться все отделы учреждения, службы, подразделения и материально ответственные лица.
В небольших бюджетных учреждениях для ограничения учетной номенклатуры материалов и упрощения их учета однородные и сходные по качественным признакам материалы могут объединяться под одним номенклатурным номером. Номенклатурный номер - это сокращенное постоянно действующее условное обозначение соответствующей группы или вида материалов, используемое для облегчения внутрихозяйственного учета. Номенклатурный номер проставляют на всех первичных документах по учету движения и расходования материальных ценностей.
Важным элементом организации учета материалов является их оценка, то есть денежное выражение их стоимости. В бюджетных учреждениях материалы всех видов, продукты питания, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в учете и отчетности отражаются по покупной цене. Транспортные расходы, суммы налога па добавленную стоимость за приобретенные ценности зачисляются прямо па фактические расходы учреждения и не влияют на оценку приобретенных ценностей. По учетную цену обычно берут фиксированные (постоянные) цены на год (прейскурантные, планово-расчетные или средневзвешенные). Отклонение фактической стоимости материалов от их учетной цены можно учитывать на отдельном аналитическом счете «Отклонения от учетных цен» в составе соответствующего субсчета учета материалов и периодически списывать на расходы учреждения пропорционально учетной стоимости израсходованных материалов, а при незначительных запасах материалов (в небольших учреждениях) - прямо списывать на фактические расходы учреждения при оприходовании материалов.
Материально-производственные запасы, изготовленные силами организации в собственной мастерской, подсобном хозяйстве и т.д., принимаются па учет Иа фактической себестоимости. Стоимость ценностей, полученных безвозмездно, определяется исходя из их рыночной цены на дату оприходования. Ценности, приобретенные за иностранную валюту, оценивают в национальной валюте Украины (гривнах) по курсу НБУ на дату осуществления операции приобретения. Материально-производственные запасы, принадлежащие другим юридическим или физическим лицам, но находятся на ответственном хранении в данном учреждении, учитываются на забалансовых счетах по ценам, предусмотренным договором.
Периодически, как правило в периоды инфляции, учреждения по решению Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства экономики могут проводить дооценку материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Последняя такая дооценка материальных ценностей была проведена по состоянию на конец 1997 Для этого в соответствии с утвержденной инструкции создавались специальные комиссии (по приказу руководителя учреждения). Для определения новой цены пользовались действующим ценам на дату переоценки. Результаты дооценки оформлялись актом произвольной формы и отображения в учете и отчетности как увеличение стоимости активов и финансирования из бюджета. В условиях стабильного экономического развития такие дооценки запасов проводить нецелесообразно.
Материальные запасы бюджетного учреждения – это сырье, материалы, готовая продукция и товары. Материалы организация может использовать как для собственных нужд, так и направлять на продажу. Рассмотрим таблицы проводок по материальным запасам.
К материальным запасам бюджетные организации в первую очередь относят имущество, которое служит меньше 12 месяцев. При этом стоимость этого имущества значения не имеет.
Перечень объектов, которые можно классифицировать как материалы приведен в пункте 98 . А перечень материалов вы найдете в пункте 99 Инструкции № 157н.
Счет 105 материальные запасы в бюджетном учреждении
Материальные запасы учитывайте на счете 105.00 «Материальные запасы». Его аналитика зависит от вида ценностей:
Конкретный перечень материалов, которые учитываются на том или ином аналитическом счете, можно посмотреть в пункте 118 Инструкции № 157н.
Последние изменения в учете материалов произошли с 1 января 2018 года. Они связаны с вступлением в силу Федеральных стандартов бухгалтерского учета. Так, пунктами 54–56 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» установлен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материалов, не учтенных ранее объектов, а также материалов, которые получили при разборе, утилизации и ликвидации имущества. Такие МЗ нужно учитывать по справедливой стоимости. Рассчитать ее можно методом рыночных цен.
Учет поступления материалов в бюджетном учреждении
Материальные запасы можно приобрести за плату или получить безвозмездно от других организаций. Кроме того, материалы могут образоваться в процессе деятельности учреждения. Например, при ликвидации . Рассмотрим, как учесть поступление МЗ во всех трех случаях.
Случай № 1. Приобретение материалов договорам за плату у поставщиков
Основание для оприходования материалов в первом случае – первичные документы, которые предоставит поставщик. Это могут быть счета, счет-фактуры, накладные, а также документы, подтверждающие качество товаров.
Материалы, которые приобрели у поставщиков, нужно отражать в бухучете по фактической стоимости. В дальнейшем эта стоимость не меняется. Исключение – переоценка МЗ.
В таблице ниже приведены типовые проводки для первого случая поступления материальных запасов.
№ | Операция | Дебет | Кредит |
Расходы понесены в рамках одного договора | |||
1. | Поступили материальные запасы по фактической стоимости: | ||
– от поставщика по безналичному расчету; | 0.105.XX.340 | 0.302.34.730 | |
– от подотчетника | 0.208.34.660 | ||
Расходы понесены в рамках нескольких договоров | |||
1. | Отражены расходы, связанные с приобретением материальных запасов: | ||
1.1 | при безналичном расчете: | ||
– расходы по договору поставки; | 0.106.X4.340 | 0.302.34.730 | |
0.302.XX.730 | |||
– пошлины | 0.303.05.730 | ||
1.2 | при расчетах через подотчетника: | ||
– расходы на приобретение материальных запасов; | 0.106.X4.340 | 0.208.34.660 | |
– другие расходы, связанные с приобретением материалов (например, на доставку, упаковку) | 0.208.XX.660 | ||
2. | Приняты к учету материальные запасы по сформированной фактической стоимости | 0.105.XX.340 | 0.106.X4.340 |
Случай № 2. Материалы поступили по договору дарения безвозмездно
Во втором случае поступление МЗ оформляют также, как и в первом. Но при отсутствии первичных документов необходимо составить . Этот документ подтвердит, что учреждение получило материалы.
При поступлении материалов от организаций госсектора, они должны предоставить . На основании данного документа можно принять МЗ к учету.
Ниже приведены типовые проводки по безвозмездному получению материалов.
№ | Операция | Дебет | Кредит |
1 | Отражено безвозмездное поступление материальных запасов: | ||
– в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением (на основании извещения ф. 0504805 и первички); | 0.105.XX.340 | 0.304.04.340 | |
– при закреплении права оперативного управления в случае получения от органов власти и госучреждений (на основании извещения ф. 0504805 и первички); | 4.401.10.189 | ||
– от организаций и граждан (кроме случаев закрепления права оперативного управления); | 2.401.10.189 | ||
– от наднациональных организаций и правительств иностранных государств; | 2.401.10.152 | ||
– от международных финансовых организаций | 2.401.10.153 |
Случай № 3. Поступление материалов, образовавшихся в результате деятельности учреждения
Ниже приведены основные случаи, когда в учреждении могут образоваться материалы и типовые проводки, по их отражению в бухучете.
В процессе деятельности учреждения МЗ могут образоваться в результате:
- выявления излишков:
- ликвидации ОС:
- демонтажа и ремонта имущества:
- воpмещения ущерба виновным лицом:
- от собственного производства:
Учет списания материалов в бюджетном учреждении
Списывать материалы в бухучете учреждение может по разным причинам. Например, при выдаче МЗ в эксплуатацию или производство, при выявлении недостачи или в случае порчи имущества. В зависимости от причин списания бухгалтер определяет форму документа, на основании которого будет произведено списание материалов в бухучете.
В таблице ниже приведен перечень документов, которые могут быть использованы при списании МЗ.
Причина списания материалов | Какими документами оформить |
МЗ передаются от одного МОЛ другому с целью выдачи имущества в эксплуатацию |
Операцию можно оформить одним из следующих документов в зависимости от вида передаваемых в эксплуатацию материалов: |
МЗ списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию или производство |
Выбор формы первичного документа зависит от вида списываемых МЗ: |
МЗ списываются при выявлении недостачи | - акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143); - акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). |
Существуют два способа определения стоимости, по которой можно списать материалы:
Способы определения стоимости списания МЗ | Описание способа |
1. Фактическая стоимость каждой единицы материалов | При списании нужно взять фактическую стоимость единицы МЗ. Для этого бухгалтеру должно быть известна поставка той или иной единицы |
2. Средняя стоимость | Чтобы определить среднюю стоимость списания МЗ (на дату списания) нужно: к стоимости остатка материальных запасов на начало месяца прибавить стоимость материальных запасов, поступивших за месяц, эту сумму разделить на количество материальных запасов на начало месяца и прибавить количество материальных запасов, поступивших за месяц |
При списании материалов используйте типовые проводки, которые приведены в таблице ниже.
Учреждение может выдавать материалы в пользование своим сотрудникам. Например, это может быть форменная одежда. В этом случае материалы после списания с баланса нужно отразить на забалансовом счете 27. Н забалансовом счете материалы нужно отражать в разрезе МОЛ. В бухучете при этом нужно сделать проводки:
Внутреннее перемещение материальных запасов в бюджетных учреждениях
При выдаче материалов в эксплуатацию в бухучете нужно отразить внутренне перемещение между материально-ответственными лицами. Обычно основанием для отражения в учете подобных ситуаций является требование-накладная (ф. 0504204). Образец данного документа приведен ниже.
Скачать пустой бланк формы 0504204 Требование-накладная
Скачать заполненный образец 0504204 Требование-накладная
Внутреннее перемещение отражается в бухучете следующей проводкой:
Передача материальных запасов между учреждениями
Порядок и проводки безвозмездного поступления материалов мы уже рассмотрели выше. Теперь разберемся, как отразить в бухучете передачу материалов безвозмездно другим учреждениям и организациям.
В таблице ниже приведены типовые проводки по безвозмездной передаче материалов другим организациям.
Наименование операции | Основание | |||
Безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством |
п. 36, 37 Инструкции № 174н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н |
|||
– государственным и муниципальным организациям | Дебет 2.401.20.241 | Кредит 2.105.21.440 – 2.105.26.440, 2.105.31.440 – 2.105.36.440, 2.105.44.440, 2.105.46.440 | Основание: Извещение (ф. 0504805), первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче) | |
– иным организациям (за исключением государственных (муниципальных)) | Дебет 2.401.20.242 | |||
– наднациональным организациям и иностранным государствам | Дебет 2.401.20.252 | |||
– международным организациям | Дебет 2.401.20.253 | |||
Вложение материальных запасов в уставный капитал организаций при создании некоммерческих организаций (в соответствии с действующим законодательством) | Дебет 0.215.00.530 | Кредит 0.105.21.440 – 0.105.26.440, 0.105.31.440 – 0.105.36.440 |
Основание: Первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче) | п. 36, 37 |
Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях
Для того, чтобы выявить излишки или недостачи материалов, учреждения проводят инвентаризацию. Она бывает обязательная и добровольная. Например, обязательно нужно проводить инвентаризацию перед годовой отчетностью.
Все выявленные при инвентаризации излишки и недостачи нужно отразить в бухучете. В таблице ниже приведены типовые проводки, как это сделать.
Содержание операции | Бухгалтерская запись | Документальное оформление | Примечание | |
дебет | кредит | |||
Оприходование неучтенных материальных запасов, выявленных при инвентаризации, по текущей оценочной стоимости | 0.105.21.340 – 0.105.26.340, 0.105.31.340 – 0.105.36.340 | 0.401.10.180 | Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) | п. 34 Инструкции № 174н, п. 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н |
Выбытие материальных запасов при принятии решения об их списании комиссией о поступлении и выбытии активов: | п. 37 Инструкции № 174н | |||
– пришедших в негодность вследствие физического износа | 0.401.10.172 | 0.105.21.440 – 0.105.26.440, 0.105.31.440 – 0.105.36.440 | Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) | |
– вследствие выбытия помимо воли бюджетного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, уничтожениях при террористических актах) | ||||
– пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы | 0.401.20.273 | 0.105.21.440 – 0.105.26.440, 0.105.31.440 – 0.105.36.440, 0.105.44.440, 0.105.46.440 |
В каждом бюджетном учреждение, в деятельности используются учет товарно-материальных запасов. Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов.
Бюджетные учреждения, на балансе которых есть материальные запасы, в том числе продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, это в первую очередь: больницы, школы, детские сады, детские дома.
Материальные запасы
Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.)
Материальные запасы – это часть имущества, используемая: для управленческих нужд учреждения. Основными задачами учета материальных запасов в бюджетного учреждения являются:
- контроль за сохранностью ценностей;
- контроль за соответствием складских запасов нормативам;
- контроль за выполнением планов снабжения материалами;
- выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
- контроль за соблюдением норм потребления;
- своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
- получение точных сведений об остатках, находящихся на складах.
Также важно указать значимость первичных документов в учете материалов в бюджетных организациях. Первичные документы по поступлению материальных запасов играют важную роль в организации учета материальных запасов в бюджете, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных запасов. Учет ТМЦ в бюджетных организациях требует, чтобы первичная документация оформлялась на основании типовых форм, которые имеют все необходимые реквизиты.
Материальные запасы в бюджетную организацию поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства материальные запасы – это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений. На поставку материалов бюджетная организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.
Операции по перемещению материальных запасов
Отражение в бюджетном учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов. См. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».
Для оформления и регистрации движения материальных запасов, продуктов питания, оборудования, требующего монтажа – на счетах группы 105.00 «Материальные запасы»:
- 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»;
- 105.02 «Продукты питания»;
- 105.03 «Горюче-смазочные материалы»;
- 105.04 «Строительные материалы»;
- 105.05 «Мягкий инвентарь»;
- 105.06 «Прочие материальные запасы»;
- 105.07 «Готовая продукция»;
- 105.08 «Товары».
А также по счетам 107.х3 «Материалы в пути» применяются документы группы «Учет материальных запасов». См. Приказ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению».
На сегодняшний момент списание материальных запасов в бюджетных учреждениях производится на основании приказа по учреждению и указанию норм списания.
Статья актуальна на февраль 2015 года.
Анастасия Карабанова
Бухгалтер - эксперт