Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Учет материальных запасов в бюджетных организациях. Система учета мпз в бюджетных организациях

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18-26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22-26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Номер разряда счета

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

1 — за счет средств бюджета

105 — материальные запасы

3 — иное движимое имущество

2 — продукты питания

340 — увеличение стоимости

Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в данной статье не рассматриваются.

Учет поступления материалов

Материалы приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит:

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • другие расходы, связанные с покупкой материалов.

Для отражения поступлений выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24-26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).

БУ может закупать материалы самостоятельно или через головное учреждение (при недостаточности полномочий). Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).

Проводка

Описание проводки

Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

Покупка материалов

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Передача материалов от вышестоящего учреждения

Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340)

Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340)

Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.)

Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания

Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:

  • по фактической стоимости отдельного предмета;
  • средней фактической стоимости.

Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года. Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.

Пример

На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.

Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:

(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.

Общая сумма затрат на использованный ватман равна:

166,8 × 15 = 2 502 руб.

Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.

Проводка

Описание проводки

Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272)

Использование материалов в текущей деятельности или при производстве

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче

Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440)

Передача материалов от головного учреждения подведомственному

О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов» .

Итоги

Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение материалов должно быть оформлено первичными документами и отражено в учете бухгалтерскими проводками, использующими свои особые (бюджетные) счета бухучета.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ни одна организация в ходе своей деятельности не может обойтись без материально-производственных запасов, представляющих собой важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности.
Учет материальных запасов должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения. Об учете материальных запасов в бюджетном учреждении пойдет речь в статье.

Одной из форм, предусмотренных статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для создания юридических лиц - некоммерческих организаций, являются учреждения. В свою очередь бюджетные учреждения являются одной из форм государственных (муниципальных учреждений).
Правовое положение бюджетных учреждений, наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 1 статьи 32 которого установлено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, причем государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечивать открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
Основным нормативным правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), действие которого распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся, как Вы знаете, федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 г. утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н, предусматривает разработку и утверждение более двадцати новых стандартов, а также внесение изменений в многие действующие нормативные правовые акты (далее - Программа N 170н).
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять стандартов, разработка и утверждение которых были предусмотрены предыдущей программой , утвержденной Приказом Минфина России от 10.04.2015 г. N 64н. В настоящее время и сама программа, и утвердивший ее приказ утратили силу.
Утвержденные и вступившие в силу федеральные стандарты применяются при ведении бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных учреждений с 01.01.2018 г., составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

Понятие, классификация и оценка материальных ценностей бюджетных учреждений

Категория «материалы» в широком смысле этого термина присуща как сфере материального производства, так и бюджетным учреждениям, основным продуктом деятельности которых является-услуги. Под материальными запасами бюджетных учреждений понимают различные вещественные элементы, используемые в процессе хозяйственной деятельности как предметы труда. Есть материальные запасы - это часть имущества,:

а) используется в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

б) предназначается для продажи непосредственно или после соответствующей обработки;

в) используется для управленческих нужд организации.

В отличие от производственной сферы, где все производственные запасы в процессе использования переносят свою стоимость на себестоимость изготовленной готовой продукции, стоимость потребленных материалов в бюджетных учреждениях основном относится на их фактические расходы.

Состав материальных ценностей бюджетных учреждений достаточно широк и разнообразен, поэтому для правильной организации их учета важное. Значение имеет научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В бюджетных учреждениях основным является группировка материалов по функциональному назначению, которое положено в основу организации учета материальных ценностей:

Материалы для учебных, научных и других целей;

Продукты питания;

Медикаменты и перевязочные средства;

Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности;

Топливо, топливо и смазочные (смазочные) материалы;

Материалы в пути;

Корма и фураж;

Запасные части к машинам и оборудованию;

Строительные материалы;

Другие материалы;

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

Изделия производственных (учебных) мастерских;

Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств.

Отдельное учетную группу в составе производственных запасов бюджетных учреждений составляют животные на выращивании и откорме, которые по экономической классификации относятся к предметам труда.

Систематизированный перечень всех материальных ценностей, используемых в учреждениях, ч полным и точным наименованием и группировкой в ​​разрезе групп, подгрупп, субпидгруп, сортов (сортов, типоразмеров и т.п.) составляет единую номенклатуру ценностей учреждения. Каждому наименованию материалов в этом перечне предоставляется постоянный номенклатурный номер, определяется учетная единица измерения, иногда и учетная цена. В таком виде этот перечень (реестр) материальных ценностей приобретает значение номенклатуры-ценника. Он тиражируется в необходимом количестве экземпляров с таким расчетом, чтобы им могли пользоваться все отделы учреждения, службы, подразделения и материально ответственные лица.

В небольших бюджетных учреждениях для ограничения учетной номенклатуры материалов и упрощения их учета однородные и сходные по качественным признакам материалы могут объединяться под одним номенклатурным номером. Номенклатурный номер - это сокращенное постоянно действующее условное обозначение соответствующей группы или вида материалов, используемое для облегчения внутрихозяйственного учета. Номенклатурный номер проставляют на всех первичных документах по учету движения и расходования материальных ценностей.

Важным элементом организации учета материалов является их оценка, то есть денежное выражение их стоимости. В бюджетных учреждениях материалы всех видов, продукты питания, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в учете и отчетности отражаются по покупной цене. Транспортные расходы, суммы налога па добавленную стоимость за приобретенные ценности зачисляются прямо па фактические расходы учреждения и не влияют на оценку приобретенных ценностей. По учетную цену обычно берут фиксированные (постоянные) цены на год (прейскурантные, планово-расчетные или средневзвешенные). Отклонение фактической стоимости материалов от их учетной цены можно учитывать на отдельном аналитическом счете «Отклонения от учетных цен» в составе соответствующего субсчета учета материалов и периодически списывать на расходы учреждения пропорционально учетной стоимости израсходованных материалов, а при незначительных запасах материалов (в небольших учреждениях) - прямо списывать на фактические расходы учреждения при оприходовании материалов.

Материально-производственные запасы, изготовленные силами организации в собственной мастерской, подсобном хозяйстве и т.д., принимаются па учет Иа фактической себестоимости. Стоимость ценностей, полученных безвозмездно, определяется исходя из их рыночной цены на дату оприходования. Ценности, приобретенные за иностранную валюту, оценивают в национальной валюте Украины (гривнах) по курсу НБУ на дату осуществления операции приобретения. Материально-производственные запасы, принадлежащие другим юридическим или физическим лицам, но находятся на ответственном хранении в данном учреждении, учитываются на забалансовых счетах по ценам, предусмотренным договором.

Периодически, как правило в периоды инфляции, учреждения по решению Главного управления Государственного казначейства Украины и Министерства экономики могут проводить дооценку материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Последняя такая дооценка материальных ценностей была проведена по состоянию на конец 1997 Для этого в соответствии с утвержденной инструкции создавались специальные комиссии (по приказу руководителя учреждения). Для определения новой цены пользовались действующим ценам на дату переоценки. Результаты дооценки оформлялись актом произвольной формы и отображения в учете и отчетности как увеличение стоимости активов и финансирования из бюджета. В условиях стабильного экономического развития такие дооценки запасов проводить нецелесообразно.

Материальные запасы бюджетного учреждения – это сырье, материалы, готовая продукция и товары. Материалы организация может использовать как для собственных нужд, так и направлять на продажу. Рассмотрим таблицы проводок по материальным запасам.

К материальным запасам бюджетные организации в первую очередь относят имущество, которое служит меньше 12 месяцев. При этом стоимость этого имущества значения не имеет.

Перечень объектов, которые можно классифицировать как материалы приведен в пункте 98 . А перечень материалов вы найдете в пункте 99 Инструкции № 157н.

Счет 105 материальные запасы в бюджетном учреждении

Материальные запасы учитывайте на счете 105.00 «Материальные запасы». Его аналитика зависит от вида ценностей:

Конкретный перечень материалов, которые учитываются на том или ином аналитическом счете, можно посмотреть в пункте 118 Инструкции № 157н.

Последние изменения в учете материалов произошли с 1 января 2018 года. Они связаны с вступлением в силу Федеральных стандартов бухгалтерского учета. Так, пунктами 54–56 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» установлен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материалов, не учтенных ранее объектов, а также материалов, которые получили при разборе, утилизации и ликвидации имущества. Такие МЗ нужно учитывать по справедливой стоимости. Рассчитать ее можно методом рыночных цен.

Учет поступления материалов в бюджетном учреждении

Материальные запасы можно приобрести за плату или получить безвозмездно от других организаций. Кроме того, материалы могут образоваться в процессе деятельности учреждения. Например, при ликвидации . Рассмотрим, как учесть поступление МЗ во всех трех случаях.

Случай № 1. Приобретение материалов договорам за плату у поставщиков

Основание для оприходования материалов в первом случае – первичные документы, которые предоставит поставщик. Это могут быть счета, счет-фактуры, накладные, а также документы, подтверждающие качество товаров.

Материалы, которые приобрели у поставщиков, нужно отражать в бухучете по фактической стоимости. В дальнейшем эта стоимость не меняется. Исключение – переоценка МЗ.

В таблице ниже приведены типовые проводки для первого случая поступления материальных запасов.

Операция Дебет Кредит
Расходы понесены в рамках одного договора
1. Поступили материальные запасы по фактической стоимости:
– от поставщика по безналичному расчету; 0.105.XX.340 0.302.34.730
– от подотчетника 0.208.34.660
Расходы понесены в рамках нескольких договоров
1. Отражены расходы, связанные с приобретением материальных запасов:
1.1 при безналичном расчете:
– расходы по договору поставки; 0.106.X4.340 0.302.34.730
0.302.XX.730
– пошлины 0.303.05.730
1.2 при расчетах через подотчетника:
– расходы на приобретение материальных запасов; 0.106.X4.340 0.208.34.660
– другие расходы, связанные с приобретением материалов (например, на доставку, упаковку) 0.208.XX.660
2. Приняты к учету материальные запасы по сформированной фактической стоимости 0.105.XX.340 0.106.X4.340

Случай № 2. Материалы поступили по договору дарения безвозмездно

Во втором случае поступление МЗ оформляют также, как и в первом. Но при отсутствии первичных документов необходимо составить . Этот документ подтвердит, что учреждение получило материалы.

При поступлении материалов от организаций госсектора, они должны предоставить . На основании данного документа можно принять МЗ к учету.

Ниже приведены типовые проводки по безвозмездному получению материалов.

Операция Дебет Кредит
1 Отражено безвозмездное поступление материальных запасов:
– в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением (на основании извещения ф. 0504805 и первички); 0.105.XX.340 0.304.04.340
– при закреплении права оперативного управления в случае получения от органов власти и госучреждений (на основании извещения ф. 0504805 и первички); 4.401.10.189
– от организаций и граждан (кроме случаев закрепления права оперативного управления); 2.401.10.189
– от наднациональных организаций и правительств иностранных государств; 2.401.10.152
– от международных финансовых организаций 2.401.10.153

Случай № 3. Поступление материалов, образовавшихся в результате деятельности учреждения

Ниже приведены основные случаи, когда в учреждении могут образоваться материалы и типовые проводки, по их отражению в бухучете.

В процессе деятельности учреждения МЗ могут образоваться в результате:

  • выявления излишков:
  • ликвидации ОС:
  • демонтажа и ремонта имущества:
  • воpмещения ущерба виновным лицом:
  • от собственного производства:

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

Списывать материалы в бухучете учреждение может по разным причинам. Например, при выдаче МЗ в эксплуатацию или производство, при выявлении недостачи или в случае порчи имущества. В зависимости от причин списания бухгалтер определяет форму документа, на основании которого будет произведено списание материалов в бухучете.

В таблице ниже приведен перечень документов, которые могут быть использованы при списании МЗ.

Причина списания материалов Какими документами оформить
МЗ передаются от одного МОЛ другому с целью выдачи имущества в эксплуатацию

Операцию можно оформить одним из следующих документов в зависимости от вида передаваемых в эксплуатацию материалов:
- требование-накладная (ф. 0504204);
- ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения ();
- ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203).

МЗ списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию или производство

Выбор формы первичного документа зависит от вида списываемых МЗ:
- ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
- меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
- акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
- путевой лист для списания в расход всех видов топлива.

МЗ списываются при выявлении недостачи - акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
- акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Существуют два способа определения стоимости, по которой можно списать материалы:

Способы определения стоимости списания МЗ Описание способа
1. Фактическая стоимость каждой единицы материалов При списании нужно взять фактическую стоимость единицы МЗ. Для этого бухгалтеру должно быть известна поставка той или иной единицы
2. Средняя стоимость Чтобы определить среднюю стоимость списания МЗ (на дату списания) нужно: к стоимости остатка материальных запасов на начало месяца прибавить стоимость материальных запасов, поступивших за месяц, эту сумму разделить на количество материальных запасов на начало месяца и прибавить количество материальных запасов, поступивших за месяц

При списании материалов используйте типовые проводки, которые приведены в таблице ниже.

Учреждение может выдавать материалы в пользование своим сотрудникам. Например, это может быть форменная одежда. В этом случае материалы после списания с баланса нужно отразить на забалансовом счете 27. Н забалансовом счете материалы нужно отражать в разрезе МОЛ. В бухучете при этом нужно сделать проводки:

Внутреннее перемещение материальных запасов в бюджетных учреждениях

При выдаче материалов в эксплуатацию в бухучете нужно отразить внутренне перемещение между материально-ответственными лицами. Обычно основанием для отражения в учете подобных ситуаций является требование-накладная (ф. 0504204). Образец данного документа приведен ниже.

Скачать пустой бланк формы 0504204 Требование-накладная

Скачать заполненный образец 0504204 Требование-накладная

Внутреннее перемещение отражается в бухучете следующей проводкой:

Передача материальных запасов между учреждениями

Порядок и проводки безвозмездного поступления материалов мы уже рассмотрели выше. Теперь разберемся, как отразить в бухучете передачу материалов безвозмездно другим учреждениям и организациям.

В таблице ниже приведены типовые проводки по безвозмездной передаче материалов другим организациям.

Наименование операции Основание
Безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством

п. 36, 37 Инструкции № 174н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н

– государственным и муниципальным организациям Дебет 2.401.20.241 Кредит 2.105.21.440 – 2.105.26.440, 2.105.31.440 – 2.105.36.440, 2.105.44.440, 2.105.46.440 Основание: Извещение (ф. 0504805), первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче)
– иным организациям (за исключением государственных (муниципальных)) Дебет 2.401.20.242
– наднациональным организациям и иностранным государствам Дебет 2.401.20.252
– международным организациям Дебет 2.401.20.253
Вложение материальных запасов в уставный капитал организаций при создании некоммерческих организаций (в соответствии с действующим законодательством) Дебет 0.215.00.530 Кредит 0.105.21.440 – 0.105.26.440,
0.105.31.440 – 0.105.36.440
Основание: Первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче) п. 36, 37

Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях

Для того, чтобы выявить излишки или недостачи материалов, учреждения проводят инвентаризацию. Она бывает обязательная и добровольная. Например, обязательно нужно проводить инвентаризацию перед годовой отчетностью.

Все выявленные при инвентаризации излишки и недостачи нужно отразить в бухучете. В таблице ниже приведены типовые проводки, как это сделать.

Содержание операции Бухгалтерская запись Документальное оформление Примечание
дебет кредит
Оприходование неучтенных материальных запасов, выявленных при инвентаризации, по текущей оценочной стоимости 0.105.21.340 – 0.105.26.340, 0.105.31.340 – 0.105.36.340 0.401.10.180 Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) п. 34 Инструкции № 174н, п. 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н
Выбытие материальных запасов при принятии решения об их списании комиссией о поступлении и выбытии активов: п. 37 Инструкции № 174н
– пришедших в негодность вследствие физического износа 0.401.10.172 0.105.21.440 – 0.105.26.440, 0.105.31.440 – 0.105.36.440 Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
– вследствие выбытия помимо воли бюджетного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, уничтожениях при террористических актах)
– пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы 0.401.20.273 0.105.21.440 – 0.105.26.440, 0.105.31.440 – 0.105.36.440, 0.105.44.440, 0.105.46.440

В каждом бюджетном учреждение, в деятельности используются учет товарно-материальных запасов. Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями может осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных средств. При этом в зависимости от источника финансирования применяются как бюджетный, так и налоговый учет материальных запасов.

Бюджетные учреждения, на балансе которых есть материальные запасы, в том числе продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, это в первую очередь: больницы, школы, детские сады, детские дома.

Материальные запасы

Перечень объектов, относимых к материальным запасам, приведен в п. 51 Инструкции N 148н от 30.12.2008г. (с изменениями от 01.01.2010г.)

Материальные запасы – это часть имущества, используемая: для управленческих нужд учреждения. Основными задачами учета материальных запасов в бюджетного учреждения являются:

  • контроль за сохранностью ценностей;
  • контроль за соответствием складских запасов нормативам;
  • контроль за выполнением планов снабжения материалами;
  • выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов;
  • контроль за соблюдением норм потребления;
  • своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации;
  • получение точных сведений об остатках, находящихся на складах.

Также важно указать значимость первичных документов в учете материалов в бюджетных организациях. Первичные документы по поступлению материальных запасов играют важную роль в организации учета материальных запасов в бюджете, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют контроль за сохранностью и рациональным использованием материальных запасов. Учет ТМЦ в бюджетных организациях требует, чтобы первичная документация оформлялась на основании типовых форм, которые имеют все необходимые реквизиты.

Материальные запасы в бюджетную организацию поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства материальные запасы – это один из видов нефинансовых активов бюджетных учреждений. На поставку материалов бюджетная организация заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Операции по перемещению материальных запасов

Отражение в бюджетном учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию, к списанию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании соответствующих документов. См. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Для оформления и регистрации движения материальных запасов, продуктов питания, оборудования, требующего монтажа – на счетах группы 105.00 «Материальные запасы»:

  • 105.01 «Медикаменты и перевязочные средства»;
  • 105.02 «Продукты питания»;
  • 105.03 «Горюче-смазочные материалы»;
  • 105.04 «Строительные материалы»;
  • 105.05 «Мягкий инвентарь»;
  • 105.06 «Прочие материальные запасы»;
  • 105.07 «Готовая продукция»;
  • 105.08 «Товары».

А также по счетам 107.х3 «Материалы в пути» применяются документы группы «Учет материальных запасов». См. Приказ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению».

На сегодняшний момент списание материальных запасов в бюджетных учреждениях производится на основании приказа по учреждению и указанию норм списания.

Статья актуальна на февраль 2015 года.

Анастасия Карабанова

Бухгалтер - эксперт