Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. Сущность и функции государственного кредита (1) - Реферат

Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отдельного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит по своей экономической сущности - это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств.

Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возврата кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора.

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Государственный кредит - это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена ​​постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирования экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций по обороне страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае недостаточности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованы с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит является источником увеличения доходов владельцев ценных бумаг, достигается через выплату процентов и выигрышей по государственным займам.

Распределительную;

Регулирующую;

Контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированы производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращении останется неизменной, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории.

Государственный кредит - это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) - физические и юридические лица.

Государство может выступать:

    Заемщиком.

    Кредитором, предоставляя виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Государство направляет свои кредиты (в том числе и на льготных условиях) в те отрасли экономики, развитие которых по каким-либо причинам особо стимулируется правительством, или же в социально значимые отрасли, не имеющие достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала.

    Гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. Государство принимает на себя ответственность за погашение их обязательств. Если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству.

В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг - общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».

Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг - это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.

Иными словами, государственный долг - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.

    сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях cpoчности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга;

    современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором, обусловливающим возникновение и рост государственного долга, является дефицит бюджета;

    возникновение дефицита бюджета, обусловливающего наличие и государственного долга, порождается именно временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;

    государственный кредит оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Основные функции государственного кредита.

    Образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенном моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

    Использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который обеспечивается как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования - погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.

    Контроль - функция государственного кредита, которая выражается во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращение.

Государственный кредит играет важную роль в:

    перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала из сферы производства в сферу обращения. Государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки. Оно выступает конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;

    повышении эффективности использования средств . Государственный кредит обеспечивает необходимость максимально эффективного использования государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;

    ускорении концентрации финансовых ресурсов путем создания возможности для государства привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

К основным целям государственного кредитования относятся:

– решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

– проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

– поддержка местных бюджетов в решении неот­ложных социально-экономических задач;

– поддержка приоритетных для экономики секторов и ви­дов деятельности.

Посредством распределительной функциигосударственно­го кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принци­пах возвратности, срочности и платности, обеспечивается до­полнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, исполь­зование государственного кредита для покрытия дефицита бюд­жета - более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясня­ется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структу­рам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обраще­нии не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъек­тов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для эко­номики состоит также в более равномерном распределении на­логов во времени. Дело в том, что долгосрочные государствен­ные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании созда­ния крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря госу­дарственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки по­гашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с по­мощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные пла­тежи или увеличивать действующие.

Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью госу­дарственных займов, направляются на финансирование воен­ных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных теку­щих расходов - т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.



Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансиро­ванием государственного долга.

В отношении рефинансирования государственного долга: владельцы государственных ценных бумаг, срок погашения которых приближается, имеют право обменять их до даты погашения на другие ценные бумаги с более отдаленной датой погашения. Этот процесс приводит к пролонгированию государственного долга. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. Ее достижение и поддержание является важным фактором для управления государственным долгом. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующей стране специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государствен­ными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесто­ров. Длительные сроки заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказы­вают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государ­ства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков за­имствования способствует увеличению стоимости обслужива­ния дефицита государственного бюджета. В целом рост государ­ственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.



Регулирующая функциягосударственного кредита выра­жается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ста­вок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая зай­мы среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособ­ный спрос. Структура активов предприятий и организаций из­меняется при покупке государственных ценных бумаг.

Про­исходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компа­ний и банков государственные ценные бумаги служат чувстви­тельным ориентиром в осуществлении финансовой деятельнос­ти и формой размещения активов в целях поддержания лик­видности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стра­не являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделенных, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой. Поэтому отдельные ценные бумаги, выпущенные частными юридическими лицами, могут иметь, в определенной мере, характер государственных бумаг, если государство гарантирует доходность по ним.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

У государственного кредита как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с од­ной стороны, и корпоративными финансами и финансами насе­ления – с другой. В современных условиях она не ограничива­ется рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным ком­паниям или банкам.

В рыночной экономике очевидна позитивная роль государ­ственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефи­цита, который является одной из главных причин формирова­ния государственного долга. Достигнув определенных разме­ров, государственный долг может представлять угрозу для эко­номической безопасности страны, поэтому правительства уста­навливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, преду­сматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.

В Беларуси предельные объемы государственного внутрен­него и внешнего долга, а также пределы внешних заимствова­ний страны на очередной финансовый год утверждаются Законом о бюджете на очередной финансовый год, в России – феде­ральным Законом о федеральном бюджете на очередной финан­совый год (с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств). Предельный размер государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны.

Государственный кредит оказывает регулирующее воздей­ствие на объем производства и занятость, которое проявляется:

а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;

б) вы­даче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с ус­ловием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государ­ственных займов;

в) кредитовании экспорта отечественных то­варов и др.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:

– тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.

– охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

Контрольная функциягосударственного кредита тесно свя­зана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двусто­роннее движение стоимости, поскольку государственно-кре­дитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эф­фективностью данных операций осуществляют как финансо­вые, так и кредитные уполномоченные органы.

Дискуссионные вопросы сущности и функций государственного кредита

Перераспределительная функция кредита является общепри­знанной в экономической литературе. Однако ее содержательная сторона интерпретируется в зависимости от того, каких воззрений на сущность кредита придерживается тот или иной автор. Суще­ствует точка зрения, что с помощью кредита перераспределяется не стоимость, а денежные средства, таким образом кредитор передает в ссуду денежные знаки, являющиеся деньгами только по форме и лишен­ные стоимости как таковой. Соответственно перераспределитель­ный процесс реально наполняется стоимостным содержанием толь­ко на этапе использования ссуды в хозяйстве заемщика, когда на полученные в кредит деньги приобретается сырье, оборудование и т. д.

Различается и понимание того, каким образом происходит перераспределение ресурсов через кредитную сферу. Ряд эконо­мистов считает, что перераспределение включает обязательную предварительную аккумуляцию средств и последующее их разме­щение в ссуды как два самостоятельных процесса и сущностных момента, относящихся к кредиту. Их оппоненты, признавая оп­ределенную взаимосвязь аккумуляции с кредитными отношения­ми (а именно с банковским кредитом), в качестве процесса, относящегося к сути кредита, рассматривают лишь размещение средств. При этом нередко обосновывается мнение, что выдача кредита одновременно представляет собой образование кредитных ресурсов. Существует также точка зрения, что поступление средств на счета в банки является лишь перераспределением уже имею­щихся кредитных ресурсов, а аккумуляция их имеет место только в случае, если средства поступили за счет вступления в оборот вновь созданной стоимости или вновь эмитированных денежных знаков.

Некоторые экономисты полагают, что перераспределительные свойства кредита точнее было бы интерпретировать в качестве его роли, а не функции. Они рассматривают перераспределительную функцию сферы обмена в целом, которая складывается, по их мнению, из перераспределительных функций категорий этой сфе­ры: денег, кредита и финансов.

Функция замещения наличных денег кредитными операциями связана со спецификой современной организации денежного оборота, его функционированием в основном в безна­личной форме. Известно, что основная часть расчетов и предостав­ление кредита осуществляется через банки. Помещая и храня деньги в банке, клиент тем самым вступает в кредитные отношения с ним и, кроме того, создает условия для замены наличных денег в обороте кредитными операциями в виде записей по банковским счетам. Становится возможным представление ссуды в безналич­ном порядке и развитие безналичных расчетов. Последние явля­ются кредитными операциями, т. к. сроки отгрузки продукции и ее оплаты, как правило, не совпадают. В зависимости от того, что опережает во времени - получение товаров или денег - либо поставщик кредитует получателя, либо получатель поставщика.

Функцию замещения признает большинство экономистов, но наиболее распространенной ее трактовкой является замещение действительных денег кредитными орудиями обращения и кре­дитными операциями. Тем самым, наряду с развитием безналич­ного оборота, выделяется такое функциональное назначение кре­дита, как замещение в обращении золота кредитными деньгами.

Как известно, в процессе движения кредита создаются кредит­ные орудия обращения, заменившие в современных денежных системах действительные деньги, т. е. золото. К ним относятся знаки стоимости в виде банкнот, векселей, чеков, депозитных сертификатов, облигаций и т. п. Однако процесс демонетизации золота, состоящий в потере им свойств денежного товара, всеобщего эквивалента, завершился к семидесятым годам нашего столетия. Взаимосвязь современных кредитных денег с золотом как основой их стоимостного содержания, даже опосредованная, отрицается большинством экономистов. Функционирование кредитных ору­дий обращения уже не носит характер временного замещения действительных денег, когда вступление в оборот первых приво­дило лишь к отсрочке движения вторых. Произошло абсолютное вытеснение золота из обращения кредитными деньгами, что со­гласуется с всеобщим законом экономии общественного труда, который относительно сферы обращения находит выражение в экономии общественных издержек денежного обращения. В соответствии с этим законом новая форма денег вытесняет предыду­щую, если она более экономична и может обеспечить более раци­ональную организацию хозяйства.

Некоторые экономисты, исходя из того, что золото ушло из оборота, и обращаются только кредитные деньги, обосновывают развитие и перерастание функции замещения в функцию эмиссии денег в сфере безналичного денежного оборота. Эта точка зрения основывается на представлении, что размещение ссуд в наличной форме является перераспределением предварительно аккумулиро­ванных ресурсов, а размещение ссуд в безналичной форме означает одновременное создание кредитных ресурсов, т. е. эмиссию.

Вопрос о функциях кредита является одним из наиболее дис­куссионных в теории кредита. Разногласие по поводу числа и содержания функций обусловлены не только различием в трак­товке сущности кредита, но и отсутствием единства в определении методологических подходов к их анализу. Результатом отсутствия единой методологической основы ана­лиза является появление большого числа функций, выделяемых различными экономистами. В экономической литературе обосно­вывается правомерность таких функций, как аккумуляция вре­менно свободных средств; распределение аккумулированных средств между отраслями, предприятиями и населением; регулирова­ние денежного оборота путем замещения реальных денег кредит­ными операциями; выделение процента; экономия издержек об­ращения; опосредование кругооборота фондов и т. д. Часто выде­ляют денежную (эмиссионную) и контрольную (стимулирующую) функции кредита.

Содержание денежной функции по мнению авторов, ее призна­ющих, состоит в выпуске денег в обращение. При этом, основываясь на характере кредитных денег, они отождествляют процесс вы­пуска денег, их эмиссии с кредитом. Как правило, это сторонники уже упоминавшейся точки зрения, что в ссуду дается не стоимость, а денежные знаки, лишенные стоимости. Отождествляя эмисси­онный и кредитный процессы, данные авторы в то же время склонны различать кредит и деньги как самостоятельные эконо­мические явления.

Экономисты, выделяющие контрольную функцию кредита, по сути дела смешивают функцию кредита с функцией одного из его субъектов - кредитора. Безусловно, кредитор осуществляет кон­троль за деятельностью заемщика, поскольку он заинтересован в возврате ссуженных средств. Однако контролирующая функция кредитора характерна не для всех форм кредита. В частности, при государственной форме кредита население не контролирует дея­тельность заемщика. Точно также не контролируют работу банка предприятия и организации, хранящие на его счетах свои средства. С другой стороны, заемщик не может контролировать деятельность кредитора, он в кредитной сделке является зависимой стороной. Таким образом, неправомерно контрольную функцию относить к кредиту как целостному явлению.

Законы кредита - это экономические законы и представляют собой объективно су­ществующие, необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи и взаимозависимости кредита и других экономических категорий. В законах кредита раскрываются наиболее типичные, существенные черты развития и функционирования кредитных отношений, при этом они выражают не только качественные, но и количественные характеристики кредита. Наряду с объектив­ностью следует отметить исторический характер законов кредита, который заключается в том, что их содержание, способ действия и форма проявления могут модифицироваться по мере развития производительных сил и экономических отношений общества.

Познание законов кредита представляет собой сложный процесс и наряду с раскрытием содержания закона включает определение направления его действия, его количественную характеристику, присущие ему формы проявления. Для изучения механизма функ­ционирования законов кредита необходимо исследование матери­альной базы и экономических условий их действия, специфики их проявления в зависимости от уровня развития экономики и масштаба действия (на микроуровне или на макроуровне). Позна­ние законов кредита и механизма их действия имеет важное прикладное значение, в частности, при определении форм и методов банковской деятельности, совершенствовании практики предо­ставления кредита, денежно-кредитном регулировании экономики.

Законы кредита выступают прежде всего как законы его дви­жения, т. е. законы движения ссужаемой стоимости. Действитель­но, кредитное отношение не может возникнуть и функционировать без передачи стоимости от кредитора заемщику и обратно, оно существует только на базе пространственного перемещения ссужа­емых средств. Движение ссужаемой стоимости, таким образом, является важнейшим сущностным свойством кредита, причем это движение подчиняется определенным экономическим законам, к которым можно отнести закон возвратности кредита и закон сохранения ссужаемой стоимости.

Содержание закона возвратности кредита выражается в возвращении ссужаемой стоимости к первоначальному пункту движения, т. е. передаче ее от заемщика кредитору. Важно отметить, что в данном случае происходит возврат той же стои­мости, что ссужалась первоначально, с теми же потребительскими свойствами (так как в любой кредитной сделке, независимо от ее вида, в конечном счете происходит отсрочка возврата средств в денежной форме). Этим возвратность кредита отличается, напри­мер, от специфической возвратности финансовых ресурсов, которая осуществляется опосредованно в виде овеществления финансовых вложений в результате их использования. Необходимо учитывать также, что возвратность ссужаемой стоимости включает не только процесс ее передачи от заемщика кредитору, но и ее высвобождение после завершения кругооборота в хозяйстве заемщика.

Сущность кредитного отношения как стоимостного, базирую­щегося на эквивалентности обмена, подразумевает, что на всех этапах возвратного движения ссужаемой стоимости она сохраняет свою ценность, равнозначна количественно. Другими словами, кредитор по истечении срока кредита должен получить от заем­щика стоимость, по ценности равную выданной ссуде. Реализация закона сохранения ссужаемой стоимости на практике зависит от характера использования полученного кредита заемщиком, а также от устойчивости покупательной способности денежных еди­ниц, поскольку ссужаемая стоимость возвращается кредитору, как правило, в денежной форме. Так, непроизводительное или нера­циональное использование полученных в ссуду средств может привести к ухудшению кредитоспособности заемщика, и он не сможет в срок полностью погасить задолженность кредитору. В то же время, если заемщик возвращает кредит в полной сумме и в договорные сроки в условиях достаточно высокой инфляции, то вследствие обесценения денег он реально передает кредитору стоимость по ценности меньшую, чем полученная им в ссуду.

Распространено мнение, что существует устойчивая причинно-обусловленная зависимость движения кредита от источников об­разования кредитных ресурсов. Действительно, кредитные инсти­туты, выполняющие посреднические функции в перераспределе­нии временно свободных денежных средств, могут осуществлять кредитные операции в основном в пределах аккумулированных ими средств. В связи с этим в экономической литературе предла­гается ряд формулировок закона, выражающего зависимость кре­дита от источников его образования. Например, обосновывается необходимость соответствия объема предоставляемых кредитов имеющимся временно свободным ресурсам. Однако требование такого равенства не совсем адекватно реальному механизму фор­мирования источников кредитных вложений. Здесь не учитыва­ются, в частности, средства в хозяйственном обороте, которые служат источником образования ссужаемой стоимости при ком­мерческом кредите, а также возможность создания кредитных ресурсов на основе эмиссии денег и в процессе мультипликации депозитов. В связи с этим представляется более обоснованной позиция экономистов, формулирующих закон, выражающий связь ссужаемой стоимости с ее источниками как закон равновесия между высвобождаемыми и перераспределяемыми на началах возвратности ресурсами (но не равенства).

С законом возвратности кредита, который многими экономис­тами рассматривается как основной закон кредита, тесно взаимо­действует закон срочности кредита. Содержание этого закона отражает временный характер кредитного отношения, т. е. суще­ствование временных границ его функционирования. Как извест­но, особенностью кредитной сделки является предоставление ссу­жаемой стоимости только во временное пользование, что обуслов­лено временным характером высвобождения средств у кредитора и сохранением им прав собственности на них, а также временным характером потребности заемщика в дополнительных ресурсах. Таким образом, кредит как отношение, возникающее на базе возвратного движения стоимости, ограничен во времени, возника­ет, развивается и прекращает свое существование на определенном временном отрезке. Временный характер кредитных отношений проявляется в зависимости их функционирования от продолжи­тельности высвобождения ресурсов в хозяйстве кредитора и дли­тельности кругооборота и оборота ссужаемой стоимости в хозяйстве заемщика.

Следует отметить, что в экономической литературе до настоя­щего времени сформулировано множество законов кредита, на­пример, закон эффективности кредита, погашение ссуды и бан­ковского процента за счет экономических результатов от исполь­зования заемных средств, закон обеспечения непрерывности и эффективности воспроизводства на основе кредита, закон экономии денежных резервов на основе кредита, закон экономического предела кредитования предприятий, закон выделения и функци­онирования ссудного процента и т. д. При этом подходы к иссле­дованию законов кредита у разных авторов отличаются весьма существенно, что отражает дискуссионность и недостаточную раз­работанность данной проблематики.

Экономисты, трактующие кредитные отношения как форму финансовых отношений, рассматривают специфические законы кредита как форму проявления общеэкономических законов, дей­ствующих в рамках финансовых отношений (при этом финансы выступают как посредствующее звено). С этих позиций законы кредита, с одной стороны, отражают специфику кредитных отно­шений, а с другой стороны являются формой реализации финан­совых законов. Однако данная точка зрения часто подвергается критике. Ряд авторов рассматривают сущность и закон функционирова­ния экономической категории как однородные, тождественные понятия и соответственно не видят необходимости в формулировке законов кредита.

Предметом дискуссии среди экономистов, признающих суще­ствование собственных законов кредита, является ряд фундамен­тальных проблем, в том числе:

– соотношение, соподчиненность сущности и закона.

– отнесение законов кредита к воспроизводству в целом или к отдельным его фазам, в частности, к фазе обмена;

– место законов кредита в системе экономических законов общества и их субординация;

– существование одного общего закона функционирования кре­дитных отношений или системы законов кредита (в последнем случае их соподчиненность).

Нерешенность этих и других основополагающих вопросов, а также дискуссионность сущности кредита и обусловливают мно­гообразие формулировок законов кредита, существенное различие мнений по трактовке их содержания.

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция. Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов, построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция: Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. кредитование рефинансирование долг

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция: Она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  • 1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, я могу сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции

Государственный кредит выполняет три функции: распределительную,

регулирующую и контрольную.

Распределительная функция.

Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок.

В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении.

В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция

органически вплетается в контрольную функцию финансов, однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции кредита, можно сделать вывод, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функции.

Еще по теме 1.2 Функции государственного кредита:

  1. §3. Регулирующая функция финансов и государственный кредит. Функции государственного кредита.
  2. 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Функции государственного кредита.
  3. Экономическое содержание и функции государственного кредита
  4. Функции кредита: перераспределительная функция кредита и функция замещения действительных денег кредитными операциями

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -