Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Продуктовые карточки: кому дадут и как это будет работать? По талонам: История продуктовых карточек

Отмена карточной системы в СССР - дата очень важная. Но прежде чем говорить об этом событии, необходимо разобраться, что собою представляла данная система. Карточная система широко использовалась многими государствами в кризисные периоды войн, спадов в экономике, революций. Отмена карточной системы свидетельствовала об улучшении экономического и социального состояния в стране.

Что такое карточная система

Карточная система подразумевает под собой определенный механизм распределения продовольствия среди населения. В развитых в ХХ веке данная система служила, чтобы обеспечить пропитанием социально незащищенные слои населения. Карточки (или талоны) выдавались из расчета норм месячного потребления человеком тех или иных продуктов. При отмене карточной системы продовольствие вновь оказывалось в свободной продаже.

История карточной системы в мире

Первые упоминания о нормах выдачи продуктов появились еще в Древнем Риме. В дошедших до нас римских документах говорится о «тессерах» - бронзовых или железных жетонах, в обмен на которые простые горожане могли получить определенную меру оливкового масла, вина и зерна. Очень популярной была карточная мера в годы Французской революции (1793-1797 гг.). Французы получали карточки, которые давали им право на приобретение жизненно необходимых продуктов. Сперва талоны выдавались только на хлеб, а потом эта система распространилась на мыло, сахар, мясо.

Карточная система в современном понимании использовалась в Европе во время Первой мировой войны. Далеко не все государства прибегли к такому методу распределения продовольствия, но несколько воюющих держав эффективно его применяли. Отмена карточной системы происходила спустя некоторое время после завершения военных действий. Вновь стала популярной эта система в годы Второй мировой войны и в голодные месяцы после нее. В прошлом веке эта система применялась для борьбы с продовольственным дефицитом в странах социалистического лагеря.

Карточная система в дореволюционной России

В нашей стране выдача продовольствия по талонам впервые осуществлялась при императоре Николае II. Это была вынужденная мера, вызванная жесточайшим пищевым дефицитом в результате войны. Весной 1916 года карточки были введены во многих губерниях.

Особенно нелегко пришлось любителям сладостей: из-за масштабных военных действий Польша оказалась в оккупации и не смогла снабжать Россию продуктами производства своих сахароперерабатывающих заводов.

Выдача продуктов по талонам в СССР

29.04.1917 года эту систему решило использовать и Временное правительство. В ряде крупных городов была введена «хлебная монополия». В соответствии с требованием правительства, все зерно считалось собственностью государства. Таким образом, крестьяне, собирающие урожаи зерна, лишились своего основного источника дохода.

Позже неконтролируемый выпуск печатных денег привел к краху финансовой системы. Пытаясь найти выход из кризисной ситуации, правительство решило продолжать использование карточной системы и даже расширить ее. Уже летом 1917 года по талонам выдавалось мясо, крупы и сливочное масло. Осенью того же года карточная система распространилась на куриные яйца и растительное масло. Зимой из обихода исчезли кондитерские изделия и чай.

Первая отмена карточной системы в СССР (дата - 11 ноября 19121 года) была обусловлена переходом к новой экономической политике (НЭП). Эта мера была предложена ведущими советскими экономистами. Ее целью являлась стабилизация положения на внешнем и внутреннем рынках. Данная денежная реформа и отмена карточной системы были весьма успешным политическим ходом и смогли бы восстановить экономическую систему страны, если бы не необдуманные действия коммунистического правительства.

В 1929 году надвинулась вторая волна талонной системы. Нарастая, как снежный ком, вскоре она приобрела характер централизованного масштабного мероприятия.

В 1931 году были охвачены практически все а чуть позже поглощены и промышленные товары.

Система распределения талонов среди населения

Интересен тот факт, что продукты и другие товары первой необходимости выдавались в строгом соответствии с классовой принадлежностью. Карточки первой категории предназначались для рабочего класса (800 г хлеба в день). Членам семей рабочих выдавалось по 400 г хлебобулочных изделий в сутки.

Вторая категория распространялась на служащих, которые получали по 300 грамм хлеба на себя и на иждивенцев. Тяжелее всего приходилось «нетрудовому элементу». Представители торговли и священнослужители вообще не имели прав на получение талонов. Также были вычеркнуты из системы крестьяне и лица, которые были лишены политических прав.

Таким образом, жители страны, не получающие карточки, составляли 80 % населения СССР. Эта несправедливая система функционировала 5 лет. Отмена карточной системы произошла 1 января 1935 года. Однако легче людям не стало, так как буквально через несколько дней после упразднения талонов цены на муку и сахар подскочили почти в два раза.

Вторая мировая война и карточная система

Когда началась Великая Отечественная война, государству пришлось идти на жесткие меры, чтобы спасти от голодной смерти многотысячное население страны. Во время Второй мировой войны на карточную систему пришлось перейти многим государствам - участникам сражений. Продукты выдавались в обмен на талоны в Японии, Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1942 году по карточкам люди могли получить мясные продукты, сахар, бензин, автомобильные шины, велосипеды и многое другое. На неделю американскому гражданину полагалось 227 грамм сахара, а с ухудшением продовольственной ситуации - по 129 грамм. Очень жестко регулировались нормы выдачи бензина лицам, не занимающимся оборонной деятельностью (11-13 литров бензина в неделю).

Произошла отмена карточной системы в год окончания Второй мировой войны, но не на все продукты. По мере восстановления продовольственного и промышленного рынка талоны постепенно отменялись.

В фашистской Германии карточная система была введена еще в 1939 году и включала в себя более 60 наименований товаров, которые были недоступны для обычной продажи.

В 1939 году введена карточная система и в Чехии. Там по талонам выдавались топливо, хлеб, сахар, ткани и даже одежда и обувь. Отмена карточной системы после войны в этой стране не произошла, талоны существовали вплоть до 1953 года.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании. Карточки на топливо, сладости и мясо были отменены только в 1950-1954 годах. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а в 1952-м государство перестало тотально контролировать цены на внутреннем рынке. В Израиле карточная система просуществовала всего три года (с 1949 по 1952), но быстро была отменена в связи с ее неэффективностью.

Самый жесткий этап карточной системы в СССР

В 1941 году начинается третья волна использования централизованной карточной системы. Летом этого года талоны на многие продовольственные и некоторые промышленные товары были введены в Москве и Ленинграде. К концу 1942 года получение продуктов в обмен на карточки осуществлялось уже в 57 крупных городах СССР. После войны произошла очередная отмена карточной системы, дата которой пришлась на 1947 год.

Это означало, что страна потихоньку выбирается из голодного кризиса. Заводы и фабрики возобновили работу. Начавшаяся еще в конце 1945 года отмена карточной системы в СССР в 1947 году стала окончательной. Сначала перестали выдаваться по талонам хлеб и крупы, а последними были отменены карточки на сахар.

Борьба с продуктовым дефицитом в СССР

Четвертая волна талонной системы настигла нашу страну относительно недавно, поэтому многие помнят все неудобства, связанные с жизнью «по карточкам».

Малоизвестным фактом является введение в 1983 году талонов на колбасные изделия в Свердловске. С одной стороны, приобретение продуктов по карточкам доставляло массу неудобств, но, с другой стороны, жители многих областей вообще не могли купить колбасу в розничных магазинах.

В 1989 году карточная система распространилась на все регионы СССР. Отличительной особенностью данного периода является отсутствие единообразия при распределении талонов. В каждой области система строилась с учетом экономических и промышленных особенностей. Некоторые заводы выдавали свою продукцию только тем, кто трудился на их производстве.

Внешний вид талонов

Карточки на продукты и промышленные товары печатались огромными тиражами, поэтому до дизайнерских изысков при их оформлении дело не доходило. Однако российский коллекционер талонов Я. Яковлев утверждает, что в некоторых областях выпускались оригинальные карточки.

Так, в Чите были популярны так называемые «ежики» (универсальные талоны). В Зеленоградской области рядом с наименованием продукта наносилось его изображение. В Алтае на водочных талонах была надпись «Трезвость - образ жизни», а в Братске на талонах на водку красовались зеленые чертики с рюмками в лапах.

К карточной системе быстро привыкли. Отмена карточной системы в СССР, дата которой постепенно приближалась, уже не выглядела столь заманчивой. Появилась возможность получить по талонам качественные импортные товары. Повсеместно распространился «бартер», когда на рынках продавались втридорога приобретенные по карточкам товары. Отмена карточной системы в СССР, на этот раз последняя, произошла в 1992 году в связи с распространением свободной торговли.

Для малоимущих, при этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Еще в прошлом году в Госдуме звучали предложения о введении в России продовольственных карточек для малоимущих, однако пока подобного решения принято не было.

Количество россиян, поддерживающих введение продуктовых карточек для малоимущих, выросла с лета прошлого года на 11%. Наибольшую поддержку эта идея находит в Сибири и на Урале. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе (32%).

Первые карточки

Впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Позднее нормированное распределение продуктов и товаров вводилось в стране на разных этапах советской истории страны: в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, в годы великой отечественной, первые послевоенные годы и на излете СССР, в начале 80-х.

При карточной системе для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение, пишет fox-notes.ru . Только в годы войны получать продукты без оплаты позволялось эвакуированным и труженикам тыла.

В классическом виде карточная система существовала в стране с 1929 года, когда на исходе НЭПа началась нехватка продовольствия и дефицит промтоваров. Длинные очереди и полупустые прилавки - такая картина вспоминается многим, кто застал это время. Однако в карточной системе был и положительный ньюанс: несмотря на ограниченный выбор продуктов в советских магазинах, покупатели могли купить по низким ценам самое необходимое.

"Литер-А-торы", "кое-какеры" и другие "карточники"

В 1931 году все трудящееся население городов было разделено на группы по "классово-производственному" признаку. Эти группы в народе делились по так называемым "литерам". В Казани владельцев карточек первой группы литеры "А", получавших 800 г хлеба в день, звали "литер-А-торами". Помимо них были еще "литер-Б-торы" (600 г) и "кое-какеры" (300 г). К "кое-какерам" относились, в частности, студенты дневных отделений, которые могли прожить на свой паек только кое-как.

Карточное снабжение не распространялось на незанятых "общественно-полезным трудом" граждан, в ряды которых входили безработные домохозяйки моложе 56 лет, торговцы, служители религиозных культов и лишенные избирательных прав.

Чтобы получить больше дозволенного законом, карточки стремились подделать или украсть. Бывали случаи подделки врачебных рецептов, по которым отдельным категориям населения выдавали дефицитные продукты. Манная крупа, например, выдавалась только больным детям.

Некоторые приспособились заранее узнавать в отделе торговли, куда в ближайшее время завезут колбасу и сахар, а куда конфеты и масло. Те, кому продуктов не хватало, обменивали алкогольные талоны на продуктовые, пишет kp.ru . Причем талоны на водку были своего рода неофициальной валютой, которой расплачивались с сантехниками, грузчиками и электриками.

Централизованная карточная система продлилась вплоть до 1935 года и охватила более 40 миллионов человек.

Карточки во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны карточки появились снова. Однако на этот раз труженики тыла и эвакуированные могли получать продукты по талонам бесплатно.

В каждом городе были свои нормативы снабжения и свои особенности в организации карточной систем, вспоминает Валерий Митюшев в "Записках обыкновенного человека" .

К примеру, в Москве карточки были хлебные, продовольственные и промтоварные. Причем выбрать можно было только один из трех вариантов продовольственной карточки. В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).

Студенты предпочитали получать трехразовые карточки и отовариваться исключительно через столовую. "Три раза в день в столовую, конечно, не ходили, а съедали разом за обедом и обед и завтрак и ужин. Это называлось "взять полный". Так можно было более-менее насытиться. А если съесть один обед, то оставалось чувство неудовлетворенности", - пишет Валерий Митюшев.

После окончания войны появилось сверхнормативное питание в виде карточек ДП (дополнительное питание) и УДП ("Усиленное дополнительное питание"). В народе УДП расшифровывалось как "Умрешь Днем Позже". Эти карточки могли получить все фронтовики, а также некоторые ослабленные студенты по заключению поликлиники.

Жизнь по карточкам настолько вошла в привычку, что, когда в 47-м году произошла отмена талонов, это было воспринято как поистине революционное событие.

Нормативное распределение вернулось в СССР в 1983 году с введения талонов на покупку дефицитных товаров, в числе которых был табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.. Только в начале 1990 х в связи с ростом цен и распространением свободной торговли талонная система стала сходить на нет, частично уступив место бартеру.

Материал подготовлен редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что программа помощи малоимущим гражданам страны пока в стадии обсуждения с заинтересованными ведомствами. На нее необходимо выделение средств из бюджета и, кроме того, нужно подготовить систему отбора нуждающихся в поддержке.

ПО ТЕМЕ

После этого, отметил Мантуров, возможно говорить с Минэкономразвития и Минсельхозом о том, какой объем средств требуется на работу программы. "По нашим предварительным расчетам, каждый вложенный бюджетный рубль будет давать плюс один рубль для экономики в целом. Программа сама по себе должна быть эффективной", – пояснил министр.

Ранее в Минпромторге разъяснили, как проект по введению продовольственных карточек будет реализован на практике. Малообеспеченным россиянам выдадут специальные карточки с баллами, которые можно будет потратить исключительно на еду. При этом в списке разрешенных для покупки окажутся только отечественные продукты питания без вредных добавок. Никакие алкогольные напитки по карточкам для малоимущих купить будет нельзя.

В список вошли мучные, молочные, мясные, рыбные продукты, крупы, макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца, растительное масло, мясо, рыба, молоко.

Продовольственные карточки можно будет использованы во всех магазинах, участвующих в программе помощи. Функционировать система будет на базе банковских карт "Мир". Обналичить баллы с продовольственных карточек будет нельзя. Не получится их и накопить: с окончанием календарного месяца они сгорят. Предполагалось, что такие карточки введут в действие уже в 2016 году, однако программа была отложена.


Единственный вопрос, который пока остается нерешенным: по каким критериям малоимущие россияне будут получать такие карточки? К примеру, для получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг существует низшая планка дохода на каждого члена семьи. Для того, чтобы обозначить такую черту при выдаче продовольственных карточек, в законодательстве предполагается закрепить термин "нуждаемость".

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в России в 2019 году. Основные понятия по теме, выделяемая сумма, перечень доступных продуктов, механизм оформления льготы – данные аспекты затронуты в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на благополучие россиян. На сегодняшний день большое количество людей и семей считаются малоимущими. В связи с этим государством предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни граждан.

Одной из перспективных нововведений является предоставление населению социальных продуктовых карточек. Как считают эксперты, данное новшество улучшит экономическое состояние в стране.

Общая информация

Идея ведения в обиход продуктовых карточек для малоимущих граждан России была выдвинута Минпромторгом в 2015 году. Сегодня распространение данного вида помощи уже не кажется нереализуемым.

Продуктовые карточки предполагаются для граждан, которые не могут в полной мере обеспечить свою жизнь. Малоимущими людьми в России признано более 22 млн человек.

Это официальная цифра, на практике их гораздо больше. Предполагается, что около 15% населения нуждается в дополнительной поддержке государства.

  • помощь малоимущим гражданам РФ, многодетным семьям и другим уязвимым категориям людей;
  • поддержка отечественных производителей, укрепление экономики России;
  • повышение качества питания населения.

Главные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Малоимущие граждане Это граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе
Продуктовые карточки Это талоны для приобретения продуктов питания, выдаваемые малообеспеченным категориям граждан
Минпромторг Это министерство торговли и промышленности Российской Федерации
Прожиточный минимум Это сумма, достаточная для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его здоровья, основных потребностей в питании, непродовольственных товаров, минимального набора услуг

Кто имеет право на них

Продовольственные карточки будут предоставлены малоимущим семьям и гражданам в ближайшее время.

Для этого им нужно будет подтвердить свое затруднительное финансовое положение, а именно доказать факт того, что их ежемесячный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания гражданина.

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база

Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек — Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года».

В нем рассматриваются следующие вопросы:

  • сельскохозяйственные рынки;
  • развитие торговли в России;
  • продовольственная поддержка населения, считающегося малообеспеченным.

Вопросами продовольственных карточек также занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основная цель – регулирование агропромышленного комплекса и рынка сельскохозяйственной продукции.

Программа введения продовольственных карточек все еще находится на стадии разработки, однако она уже близится к завершению и осуществлению в ближайший год.

Интересующие вопросы

Специалисты считают, что введение продуктовых карточек заметно улучшит положение граждан Российской Федерации, а также поддержит отечественную экономику.

Данные цели будут достигаться за счет того, что средства из бюджета государства можно будет тратить только на продукты российского производства.

В 2019-19 годах планируется введение в России электронных продуктовых карточек или сертификатов на покупку товаров.

На них ежемесячно будут перечисляться средства (различные в каждом регионе России), которые будут сгорать при неиспользовании. Такими картами можно будет расплачиваться в любом продуктовом магазине за товары первой необходимости.

Какая сумма будет выделяться

Старт программы Минпромторга в тестовом режиме назначен на вторую половину 2019 года. В полную силу нововведение вступит в 2019 году.

Размер выплат на одного участника программы составит около 10 тысяч рублей в год. Средства будут начисляться на электронные карты каждый месяц. Картой можно расплачиваться в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Однако с нее нельзя переводить средства и снимать наличные, поскольку система обслуживается будет бальной.

Система поддержки будет заключаться в начислении баллов, при этом один балл будет эквивалентен одному рублю.

Гражданам будут предоставлены специальные пластиковые карты, на которые ежемесячно будут поступать баллы (от 850 до 1200 рублей в зависимости от региона проживания граждан). Не потраченные средства будут сгорать в конце месяца.

Пополнение карты может осуществляться и самим держателем, при этом около 40% от суммы собственного пополнения будет начисляться в качестве бонуса. А вывод наличных с карты будет невозможен во избежание траты средств на иные нужды.

Перечень продуктов, которые можно приобрести

Предоставляемые продуктовые карточки можно будет потратить только на определенные виды товаров, без которых нельзя составить сбалансированный рацион человека.

Минпромторг пока не представил точный перечень продуктов, однако известны товары, которые точно будут в него входить.

К ним относятся:

  • мясные и рыбные продукты;
  • хлебные изделия, мука;
  • яйца, молочные продукты;
  • соль, сахар, специи;
  • свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты;
  • вода;
  • растительное масло.

Также к числу предоставляемых продуктов могут добавиться корма для домашних питомцев, средства гигиены человека (мыло, стиральный порошок), семена и саженцы для дачников.

Рассматривается вопрос о внесении в список предоставляемых продуктов лекарственных препаратов. Безусловно, на алкогольную и табачную продукцию льгота распространяться не будет.

Важным моментом здесь является то, что на продуктовые карточки можно будет приобрести исключительно товары российского производства. Данное правило ввели для поддержки отечественных производителей и укреплении российской экономики.

Механизм оформления продуктовых карточек для малоимущих

Точный механизм оформления продуктовых талонов пока не известен. Однако, бесспорно то, что карта будет предоставлена только после официального подтверждения гражданином своего малообеспеченного состояния.

Основной требуемый документ при этом – справки, которые подтверждают низкий уровень доходов семьи. Также потребуется написать заявление и пройти собеседование со специалистом.

Документы на оформление продовольственных карточек необходимо будет предоставлять в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Поддержка будет исключительно адресной, то есть ее смогут получить люди, которые официально признаны малоимущими.

После получения продовольственной карты, ей можно расплачиваться за покупки в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Отличие лишь в том, что деньги нельзя переводить и снимать, а оплачивать можно только товары, находящиеся в перечне допустимых.

В конце месяца неиспользованные баллы будут сгорать. Данная функция введена во избежание накопления средств и стимулирования населения покупать свежие продукты.

Минпромторг рассказал подробности планов внедрения адресной продовольственной помощи для малоимущих – так, как это принято во многих странах мира. Программа должна убить сразу двух зайцев: оздоровить рацион питания малоимущих и помочь отечественным производителям. Главным образом – и так процветающим крупнейшим агропромышленным холдингам.

Нуждающиеся граждане получат специальные карты, на которые будут перечисляться «эквиваленты денежных средств» – баллы или бонусы. На них можно будет купить практически любые отечественные продукты, кроме алкогольной и табачной продукции и прочих «вредных» продуктов типа кофе, рассказали в Минпромторге.

Ведь эти продукты не улучшают рацион питания, а это главная социальная цель программы. Не случайно составлять перечень продуктов для программы помогал Минздрав. В перечень вошли хлеб, мука, крупы и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые, свежие фрукты и сухофрукты, сахар, соль, питьевая вода, яйца и растительное масло, а также мясо, рыба, молоко и продукты из них. Кроме того, в список внесены саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных, что особенно актуально для сельского населения.

Карты могут быть использованы во всех магазинах, готовых работать в центральной процессинговой системе, создания отдельной торговой сети для данного проекта не требуется. Баллы накапливаться не будут, в течение месяца их надо будет потратить, иначе они «сгорят».

Кому и сколько

Эксперты долго рассуждали, сколько денег государство может выделить на продкарты и кто сможет их получать. В сентябре прошлого года Минпромторг оценил потребность программы в 240 млрд рублей, а число участников – в 15–16 млн человек. Однако позже министерство представило другую оценку: в 2017 году на программу будет направлено 70 млрд рублей, а выплаты могут составить 1,4 тыс. рублей в месяц. Это значит, что выделенных средств хватило бы на поддержку в течение года около 4,2 млн человек.

Однако теперь сумма, выделяемая государством, увеличена вдвое. На программу продовольственной помощи стоит выделить 140 млрд рублей, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Если исходить из выделения в месяц 1,4 тыс. рублей, то при таком объеме финансирования программа сможет помочь с покупками около 8,3 млн человек.

Если распределить 140 млрд рублей между 20 млн человек (об этом количестве нуждающихся речь шла изначально), тогда они получат по 7 тыс. рублей в год, или по 583 рубля в месяц. При этом расходы на реализацию проекта и эмиссию продуктовых карт могут съесть до 25% выделенных из бюджета средств, замечает гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов.

Кто будет иметь право на получение продуктовой карты, пока неизвестно, критерии будут определены позже. Да и сколько в реальности будет выделено, тоже еще не ясно, так как сама программа находится на рассмотрении правительства. Анна Бодрова из «Альпари» уверена, что 140 млрд рублей на покупку отечественных продуктов не дадут как минимум потому, что в бюджете нет свободных сумм подобного порядка.

Впрочем, у Минпромторга есть идея разделить финансовую нагрузку с бизнесом – производителями продуктов. Резон у производителей в этом есть. Они смогут условно пополам с государством продавать продукты со скидкой для ряда категорий граждан, выполняя социальную функцию. С другой стороны, производители смогут надеяться, что государство станет меньше регулировать цены на ряд важных социальных товаров. И, в конце концов, производители смогут нарастить свои продажи. Главное доказать, что это действительно продукт, произведенный в России.

Эффективность программы

В самом Минпромторге и других ведомствах настаивают на том, что эта программа убивает одним выстрелом двух зайцев. С одной стороны, помогает улучшить рацион питания нуждающимся гражданам. С другой – помогает отечественным сельхозпроизводителям и стимулирует потребительский спрос, а также в целом поддерживает российскую экономику. В частности, озвучивались надежды на то, что каждый вложенный в программу рубль может дать дополнительно 2 рубля для ВВП страны. Такой эффект заложен в похожей программе США по льготной покупке продуктов питания. Каждому участнику программы выдавали в среднем 125 долларов в месяц в 2014 году.

«Общий итог вложения средств в отечественную экономику может дать двойной прирост, если посчитать цепочку получения денег от потребителей к производителям, поставщикам ресурсов и логистам, после чего проследить ее обратный ход в виде отчисления от заработной платы и налогов обратно в бюджет государства. Но это опять же в идеале, а на практике все будет зависеть от подхода к реализации программы», – объясняет Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».

Однако и социальный, и экономический эффекты имеют подводные камни. Во-первых, указывает Бодрова, социальная поддержка по этой программе будет сжатой по срокам, так как цены на продукты растут планомерно и постоянно. Чтобы программа продолжала оказывать социальный эффект, объемы ее финансирования потребуется постоянно увеличивать. Во-вторых, далеко не все россияне, которым нужна соответствующая помощь, смогут собрать нужное количество бумаг и справок.

Некий экономический эффект от реализации программы, конечно, будет, но получат его далеко не все игроки рынка. «Не факт, что фермерам и небольшим производствам удастся пробиться в этом направлении», – считает Анна Бодрова.

Да и в целом эксперты сомневаются, что эта программа окажет выраженное влияние на ВВП. С учетом негативной динамики потребления, вызванной все еще высокими темпами инфляции и отстающим ростом реальных доходов населения, 140 млрд рублей не позволят достигнуть перелома ситуации просто потому, что это мизерный объем в масштабах рынка, говорит Александр Шустов. Для сравнения: выручка только одной X5 Retail Group в 2016 году составила 1,025 трлн рублей, а в целом оборот розничной торговли в России в прошлом году составил 28,13 трлн рублей (падение на 5,2%).

Шустов считает, что более эффективным с экономической точки зрения было бы пустить эти средства на поддержку фермеров, которых активно вытесняют с рынка агрохолдинги. «За 10 лет количество фермерских хозяйств в России сократилось в 1,6 раза с 285 тыс. до 174,5 к 2016 году в связи с высокой стоимостью кредитов и тем, что попасть на прилавки розничных сетей они попросту не могут. При этом производство продуктов питания сосредоточено в России в руках 10–15 крупнейших агрохолдингов», – поясняет собеседник.