Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Понятие государственных финансов, их состав. Понятие и состав государственных финансов

Государственные финансы проявляются в разных формах, выполняют важные функции в финансовой системе, связывая между собой различные структурные элементы, что помогает комплексно осуществлять экономические и финансовые связи на федеральном, муниципальном и региональном уровнях.

Что такое государственные финансы?

Под термином «государственные финансы» принято понимать комплексную финансовую систему, которая направлена на то, чтобы собирать и реализовывать деньги, направленные на удовлетворение потребностей государств. В более широком понимании, это система всех финансовых поступлений и денег, которые идут на то, чтобы осуществлять товарно-денежные отношения, поддерживать баланс макроэкономических процессов, добиваться равновесия в притоках и тратах финасредств.

Государственные и муниципальные финансы

Вместе денежные средства на государственном и муниципальном уровне образуют систему отдельных экономических отношений, которые характеризуются следующими факторами:

  • Всегда носят денежный характер;
  • Нужны определенные процессы, чтобы они правильно распределялись и формировались;
  • Распределение осуществляют органы госвласти и местного самоуправления;
  • Средства имеют целевое значение - идут на удовлетворение социальных нужд людей, вложение средств в систему национальной обороны и правоохранительной работы, содержание большого аппарата государственного управления, на осуществление экономического регулирования, реализацию муниципальных проектов.

Функционирование происходит в пределах государственной финансовой системе, поэтому и государственные, и муниципальные финансы являются ядром все процессов. Исходя из этого, можно утверждать, что государственные и муниципальные финансы связывают между собой экономические системы разных уровней, программы производственного развития, различных организаций, структур и учреждений, которые принимают участие в перераспределении денежных ресурсов. Касаются определенной аудитории потребителей, поэтому данные виды финансов отличаются четкой ориентированностью, целенаправленностью, что должно соответствовать правильному перераспределению средств и ресурсов.

Система государственных финансов

Для того, чтобы осуществлять реализацию товарных и денежных отношений, необходимо наличие специального фонда, в котором концентрируются все денежные ресурсы. Они лежат в основе государственных финансов, состоящие из следующих структурных элементов:

  • Внебюджетные фонды;
  • Финансы, которыми владеют различные госпредприятия;
  • Федеральный бюджет;
  • Местный бюджет;
  • Государственный бюджет - это самый главный компонент структуры, поскольку отвечает за создание правильного баланса национального дохода, регулирование социальных и экономических процессов, формирование отношений с другими странами, стимулирование деятельности неприбыльных государств и фондов.

Вместе все эти компоненты образуют настоящую систему, чтобы формировать целевые денежные средства и вкладывать деньги туда, откуда потом финансы будут отправляться на выполнение различных заданий, задач и функций государства, госорганов власти на разных уровнях. Данная система развивается в тесном взаимодействии с домохозяйствами, юридическими лицами, бюджетами разных уровней. Чем четче, понятней и прозрачней будет эта структура, тем эффективнее будет работать вся финансовая система, будет развиваться страна и все бюджетные сферы. В частности, образовательная, медицинская, транспортная.

Управление государственными финансами

Это комплекс специальных мероприятий и действий, предусматривающих осуществление финансовой политики общего характера, координацию финансовых ресурсов и разработку законодательства в этой сфере, чтобы распределять ресурсы, деньги, поддерживать финансовые проекты и бюджетные организации. Финансы нужны правительству для того, чтобы не просто реализовывать собственные цели и задачи, но выполнять функции и обязательства, взятые перед целевой аудиторией. Процесс регуляции осуществляется через хорошо спланированную и организованную финансовую политику, чтобы правильно выполнять задачи, влиять на экономические факторы, процессы, системы.

Система управления госфинансами входит в состав государственной экономической политики правительства, основанной на продуманном курсе экономического развития и осуществление теоретически-практических концепций. Для того, чтобы эффективно осуществлять руководство финансами необходимо обеспечить взаимодействие между тремя взаимосвязанными компонентами. Во-первых, это налоговая составляющая. Во-вторых, продуманная бюджетная политика. В-третьих, правильная денежно-кредитная деятельность.

Среди органов, которые осуществляют управление госфинансами, стоит отметить такие учреждения:

  • Законодательные или общие институты;
  • Органы оперативного управления.

Инструментами управления на общем уровне могут быть такие инструменты, как:

  • Специальные финансовые законы;
  • Принятие госбюджета;
  • Составление отчет о том, как выполнен бюджет страны;
  • Принятие и отмена разных видов налогообложения;
  • Наличие государственного долга, размер которого должен быть установлен правительством.

Механизмами оперативного управления финансами выступают аппарат госуправления, обладающий финансовыми функциями, инструкции и методические рекомендации, планирование, учет, анализ и контроль финансов. На уровне разных промышленных предприятий управление происходит через финансовые отделы, которым могут помогать специальные службы, специалисты, эксперты.

Государственное регулирование финансов

Данный процесс направлен на то, чтобы на законодательном уровне закрепить систему влияния на финансы и финансовые отношения. Методами осуществления могут быть различные инструменты, способы реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях. Основой госрегулирования финансов является специально разработанная финансовая концепция.

К наиболее эффективным финансовым инструментам регулирования относятся различные трансферты, лимиты, дивиденды, субсидии. Подобные механизмы применяются, как на региональном, так и на муниципальном, местном уровнях. Все это должно способствовать тому, чтобы улучшать качество регулирования. В результате чего, можно достичь большей самостоятельности, создать эффективную конкуренцию, стимулировать прозрачность в управлении, улучшать существующие механизмы, повышать заинтересованность и информированность аудитории, клиентов внутри страны и за ее пределами. Чем эффективнее и действеннее данная система, тем выше авторитет страны на международной арене.

Источники государственных финансов

  • Ресурсная база госфинансов достаточно широкая, но к основным источникам формирования бюджета относятся такие, как:
  • Доходы и поступления от проведения внешнеэкономических операций, реализованных проектов;
  • Валовый внутренний и региональный продукты;
  • Доходы от реализации части национальных богатств. Это могут быть операции купли-продажи земли, финансовые потоки от нематериальных активов, продажа конфискованного, изъятого и бесхозного имущества;
  • Продажа недвижимости должников;
  • В случае чрезвычайных ситуаций, когда необходимо провести быструю аккумуляцию финансовых ресурсов, источниками поступления средств становятся деньги от продажи золотовалютного запаса, использование валютных резервов;
  • Часть национального богатства и ресурсов, которыми распоряжаются органы местной власти в регионах и на уровне муниципалитетов.

Функции государственных финансов

  • Контрольная, которая помогает следить за тем, чтобы деньги вовремя перечислялись в фонды страны, а оттуда шли на удовлетворение запросов социального, экономического и производственного развития. Также эта функция отвечает за то, чтобы все финансы использовались только целенаправленно и имели эффективный характер применения;
  • Функция распределения отвечает за, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей общегосударственного значения, создавались постоянные потоки финансовых средств в сектора экономики и производства;
  • Перераспределения, которая реализуется через существующую систему централизованных фондов. Это позволяет быстро и качественно обслужить все производственные процессы, на государственном и местном уровнях, выделить часть средств на реализацию проектов филиалов и обособленных отделов.

Задачи государственных финансов

  • Содержание армии;
  • Проведение внешнеразведывательной деятельности;
  • Содержание аппарата государственных чиновников; Реализация научных, экономических, культурных и образовательных проектов; Создание системы избирательных законодательных и исполнительных органов власти на разных уровнях;
  • Обслуживание интересов общество и потребностей аудитории, которая нуждается в получении государственных финансов;
  • Прогнозирование того, как будет развиваться финансовая система;
  • Создание и внедрение системы сбалансированного бюджета на разных уровнях; Обеспечение регулярных финансовых бюджетных поступлений;
  • Разработка финансового законодательства, которое будет отвечать реальным условиям и будет демонстрировать высокие показатели качества;
  • Снятие и снижение налогового давления.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.


Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
Таблица 5.1.
Состав государственных финансов
.
Уровни
Звенья
Бюджет
государства,
в т.ч. Внебюджетные
целевые
фонды
в т. ч. Государственный
кредит
в т.ч. Финансы
государств.
сектора
в т.ч.
Общегосу-
дарственные
финансы

Государст-
венный бюджет
Общегосудар-
ственные
фонды
Государствен-
ные
займы Финансы
государств.
предприятий
и организаций
Местные
финансы

Местные
бюджеты
Региональные
фонды
Местные
займы Финансы
коммунальн.
предприятий
и
организаций
Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
обоснование и осуществление права собственности;
прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
другие.
Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
другие.
Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
изменение объемов и структуры государственных расходов;
изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
другие.
Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
государственные доходы;
государственные расходы;
государственный кредит.

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.