Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Основные причины распада ссср. Распад ссср кратко Распад ссср причины факторы последствия

Крупнейшая национальная катастрофа произошла с Советским Союзом в декабре 1991 г. как результат Беловежского договора Ельцина, Кравчука и Шушкевича. Последствия этого для России были плачевными.

СССР потерял имя, флаг, объединяющую идеологию и половину территории. Россия территориально отброшена к границам XVI в.

Утрачено более 5 млн. км2 территории (примерно, третья часть территории СССР). Наиболее болезненной является потеря Украины (52 млн.человек). Россия оказалась на Кавказе в границах начала 1800-х гг., в Средней Азии – середины 1800-х гг., с Западом – приблизительно, как в 1600 г.

Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и Калининграда). Потеря таких портов как Рига, Таллин резко ограничило доступ России к Балтийскому морю.

Потерянно доминирующего положения на Черном море, где Одесса служила жизненно важным портом для торговли со странами Средиземноморья и всем миром. У России осталась лишь небольшая полоска черноморского побережья и ее вытесняют из Севастополя. Если Россия лишится южной гряды Курильских островов, то она потеряет выход и в Тихий океан, то есть полностью лишится доступа к портам, через которые пока идет основной поток ее экспорта

- «Сдвиг» всей территории на север и восток, что отдаляет Россию от Западной Европы и Ближнего Востока.

Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной Западной Европе. Аналогичное положение и с авиационными, трубопроводными коммуникациями. Почти все пути, ведущие из России, стали международными.

Оказался рассеченным русский народ. За рубежом – более 25 млн. русских. Вне России проживает каждый четвертый русский.

На юге Россия фактически вынуждена выполнять роль защитника Запада от исламского фундаментализма, что включает Россию в военное и прочее противостояние в Средней Азии.

Не обустроенные границы (общая протяженность границ России составляет 61 тыс. км., это расстояние в полтора экватора).

Разрушение передовых технологий. Число научных работников России сократилось более чем в три раза. Критически низким признается порог финансирования науки, отечественной промышленности приходится довольствоваться внедрением зарубежных технологий, устаревших много лет назад.

Тотальное и скоростное разрушение военно-промышленного комплекса. В 1998 г. США продали оружия на 21 млрд. долл., а Россия – на 2,5 млрд. Геополитическая безопасность России до недавнего времени значительно снижалась, военные структуры разрушались, инфраструктура военных городков, казарм, полигонов, учебных центров, на базе которых можно было за считанные недели развернуть полнокровные соединения, практически исчезла. Одним из знаковых событий было затопление станции «Мир», Байконур находится на территории независимого государства Казахстан. Ратификация СНВ-2 означает отказ России поддерживать ядерный потенциал на уровне стандартов «холодной войны». США выходят из Договора о ПРО от 1972 г. и создают систему, которая направлена острием против России. В ближайшие 10 лет американские стратеги предполагают затратить на ее создание 500 млрд. долл. Финансирование на эту программу уже реально осуществляется с марта 2001 г. Если эти деньги будут вложены в развитие высоких технологий, то разрыв между США и ее ближайшими преследователями станет непреодолимым и одновременно США разгрузят финансовую пирамиду, что укрепит их экономическое положение.

Сокращение населения. Население России сократилась в сравнении с СССР почти в два раза: с 278 млн. до 145 сокращается каждый год на 700-800 тыс. человек. К 2005 г. количество пенсионеров в России сравняется с количеством работающих. В настоящее время в России умирает в два раза больше, чем рождается, и эта пропорция продолжает расти.

Сокращение национального производства. За 90-е гг. сократилось в два раза, в годы Отечественной войны на четверть. В два раза сократились сельскохозяйственные угодья. Доля России в мировом ВВП сократилась с 4.5 % в 1990 г. до 1.8 % в 1995 г. В 1996 г. капиталовложения в основные фонды составили лишь 25.2 % от уровня 1990 г. Вывоз капитала в несколько раз превышал ввоз и в середине 90-х гг. составлял от 8 до 50 млрд. долл. в год, причем безвозвратно. В весеннем послании (2001 г.) Федеральному собранию президент Путин констатировал факт: ежегодно из России выкачивается 21 млрд. долл. По данным ООН на июль 2000 г. РФ по интегральному показателю занимала 71 место в мире (в июле 1991 г. – 24). После дефолта показатель импорта снизился с 52 % до 40-45%.

Региональный сепаратизм. Ослабевали экономические, культурные, социальные связи. В условиях абсолютной централизации власти эти последствия сглаживались. Но в переходный период решение острых социально-экономических вопросов перекладывали на регионы. Региональный сепаратизм подогревался и другими факторами: а) наличие более 20 конфессий;б) разнообразие этносов, многие из которых рассматривали себя в рамках региона в качестве самостоятельной группы с особым этническим самосознанием; в)различные аспекты исторической памяти, которые сознательно внедряются в общественное сознание, г)реальные различия в уровне социально-экономического развития регионов. д) поддержка сепаратистов из-за рубежа. В планах геополитиков Запада расчленение России на 3–6 независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и Северные территории. Государственную самостоятельность должны получить практически все «национальные республики» – Татария, Башкирия, Осетия, Чечня и т. д

"Экономические последствия распада СССР"

империя экономический распад политика


Введение


Распад СССР, оформленный в Беловежской Пуще лидерами трех республик, является одним из важнейших событий конца XX века, результатом которого стало возникновение независимых суверенных государств. Более того, изменилась коренным образом геополитическая ситуация как в Европе, так и во всем мире. Здесь же стоит отметить экономический кризис, настигнувший в связи с разрывом хозяйственных связей Россию и другие государства бывшего Союза ССР.

СССР - это могущественная империя и процесс ее распада является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует противоположное утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок, и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

В период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. Именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР.

Актуальность темы состоит в том, что многие вопросы, связанные с анализом причин и последствий распада Союза ССР, по сей день являются предметом острых дискуссий.

Целью исследования является рассмотрение глубинных предпосылок и причин распада Союза ССР, а так же экономические последствия.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие поставленные задачи:

Изучить события, непосредственно предшествовавшие распаду СССР;

Выявить основные предпосылки и причины падения мировой сверхдержавы;

Рассмотреть сам процесс распада СССР;

Проанализировать экономические последствия распада СССР;

Сделать выводы.

Более того необходимо уделить особое внимание международным аспектам распада СССР, поскольку международная конъюнктура сыграла довольно важную роль в событиях, являющихся предметом исследования.

Предметом реферата является совокупность теоретических и практических аспектов механизма распада СССР.


1. Социально-экономическое состояние страны


После смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС в ноябре 1982 года стал Ю.В. Андропов, возглавлявший до этого Комитет государственной безопасности. С его именем связаны административные меры, меры по укреплению трудовой дисциплины, разоблачению коррупции. Однако политическая и экономическая системы оставались неизменными. Не стремился к проведению каких-либо реформ и сменивший Андропова К.У. Черненко, занимавший пост Генерального секретаря ЦК КПСС с февраля 1984 года в течение тринадцати месяцев.

После избрания в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает новый период, период «перестройки» и смены социально-экономической системы.

В апреле 1985 года на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» за счет более полного использования потенциала социалистической системы - укрепления трудовой дисциплины и интенсивной эксплуатации производственных мощностей и внедрения достижений научно-технического прогресса.

В мае 1986 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по усилению борьбы с «нетрудовыми доходами». Началась кампания борьбы с «нетрудовыми доходами». Формально она направлялась против крупных дельцов теневой экономики; на практике же главными его жертвами стали кустари, мелкие торговцы, колхозники и горожане, выращивавшие фрукты и овощи на продажу.

Серьезный ущерб экономике и финансовой системе нанесла антиалкогольная кампания 1985 года, которая привела к катастрофическому росту самогоноварения и токсикомании и выбытию из товарооборота за четыре года этой кампании более 63 миллиардов рублей. Были вырублены многие виноградники, разрушены винодельческие предприятия.

В 1986 году стало ясно, что курс на ускорение оказался неэффективным и что без серьезных политических, экономических и социальных преобразований ситуацию исправить не удастся. В феврале - марте 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Предусматривалось также выполнение многих долгосрочных программ, например, «Жилье - 2000» и другие.

На XXVII съезде КПСС М.С. Горбачев заявил, что принципиальным вопросом на данном этапе является вопрос о расширении гласности; без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в употреблении.Средства массовой информации стали получать больше свободы в описании существовавших на тот момент проблем. С конца 1986 года стали публиковаться запрещенные прежде книги, на экраны выходили ранее лежавшие годами на полках фильмы.

Реформа политической системы.

Процесс «суверенизация России» привел 1 ноября 1990 года к принятию постановления об экономическом суверенитете России.

В этот период происходило образование различных партий, не имевших значительного влияния. Все они находились в оппозиции к КПСС, которая все продолжала контролировать союзные структуры власти. Однако и КПСС переживала довольно серьезный кризис. XXVIII съезд партии в июле 1990 года привел выходу из нее наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численности партии в 1990 году резко снизилась - с 20 до 15 миллионов человек. Политическая обстановка в стране вышла из-под контроля. Развернулась борьба с коммунистической идеологией; особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искажений экономических расчетов стремились к сепаратизму, доказать, что они нации живут за счет других.

В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этом пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая, по сути, была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителем уголовно - теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Разжигались межнациональные конфликты, которые в конце 1980-х - начале 1990-х годов прокатились по стране (в Казахстане, Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии, Крыму и других республиках). Именно эти конфликты способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

В течение 1990-1991 годов прошел так называемый «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (в том числе и РСФСР) и многие из автономных республик приняли декларации о суверенитете, в которых оспаривали приоритет общесоюзных законов над республиками, что начало так называемую «войну законов».

Руководство союзных республик, краев и областей видело путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических и социальных проблем. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающий в централизованные фонды государства.

Все вышеперечисленное нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в Верховный Совет экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода их кризисной ситуации, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств занимались разрушительной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

Таким образом, призывы к более быстрым, радикальным реформам в политике и экономике способствовали усилению кризисных явлений в экономике и политическом кризисе в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве, сопровождавшимися массовыми выступлениями населения и кровавыми столкновениями. Народные фронты прибалтийских республик поставили вопрос о выходе из состава Союза ССР и начали процесс преобразования их в независимые государства. К 1991 году о независимости объявил Верховный Совет Грузии.


2. Некоторые особенности внутренней и внешней политики СССР в конце 1980-х- начале 1990-х годов - содержание и важнейшие результаты


марта 1991 года по решению IV съезда Советов народных депутатов СССР было проведено всенародное голосование - референдум - о сохранении СССР. 76,43% проголосовавших высказывались за сохранение СССР. В этих условиях руководство СССР приняло решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти свое отражение расширение прав союзных республик. На основе концепции референдума предполагалось заключение нового союза - Союза Суверенных государств.

Однако в августе 1991 года, накануне подписания нового договора, группа лиц из высшего состава руководства страны - Г. Янаев, О. Бакланов, В. Крючков, В. Павлов, Д. Язов и другие - воспользовавшись отсутствие М.С. Горбачева, пребывавшего в отпуске, ввела в стране чрезвычайное положение и объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению, пытаясь отстранить от власти Президента СССР М.С. Горбачева и тем самым не допустить, по их мнению, развала СССР путем подписания нового союзного договора. Сопротивление ГКЧП возглавило политическое руководство РСФСР - Б.Н. Ельцин, А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов.

Провал путча ускорил сам процесс развала СССР. В начале сентября руководство СССР призвало независимость Латвии, Литвы и Эстонии.

ноября 1991 года указом президента Б.Н. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР была прекращена.

декабря 1991 года в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали Соглашение о прекращении существования СССР («Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование») Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. ст. 1798. и образовали Содружество Независимых Государств. Это соглашение было ратифицировано Верховным советом РСФСР 12 декабря 1991 года.

На основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев сложил с себя полномочия президента. Советский союз прекратил свое более чем 70-летнее существование. Распад СССР привел к ликвидации баланса сил двух мировых сверхдержав - СССР и США.

Международные аспекты распада СССР

Большинство отечественных и западных исследователей рассматривают причины и последствия распада СССР в контексте «холодной войны». Отметим, что этот термин был впервые употреблен Б.Барухом - американским финансистом, советником президента США - в ходе дебатов на конгрессе в 1947 году.

Именно противостояние двух мировых сверхдержав и определяло все развитие мира после 1945 года.

Здесь нельзя не напомнить, что Россия, а затем СССР, в двух мировых войнах понесли колоссальные людские, экономические и территориальные потери. Что же касается США, то они из Второй, как и из Первой мировой войны, вышли с наименьшими из всех участвующих стран потерями; более того, за счет поставок того же оружия сумели неплохо заработать во время Второй мировой. Это вызвало немыслимый подъем их экономики и помогло преодолеть последствия «великой депрессии» 1929 - 1933 годов Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР.

Экономические и социальные последствия, вызванные «холодной войной», в СССР и США значительно различались. Если на военные цели в этот период США израсходовали в среднем около 6 процентов их национального дохода, на поддержание необходимого военного потенциала НАТО - около 30%, то доля СССР в военных расходах стран Варшавского договора - ОВД - составляла 80% Там же.. Таким образом, США, более богатая держава, израсходовала средств на военные цели меньше, чем СССР.

СССР выдерживал противостояние с экономически мощным США в течение более 40 лет, главным образом, за счет милитаризации своей экономики и поддержанию низкого жизненного уровня населения (по сравнению со стандартами развитых индустриальных стран). В конечном счете, к концу семидесятых общая экономическая отсталость СССР привела к качественному ухудшению советского военно-технического потенциала, а это в свою очередь привело к ослаблению уже международных позиций СССР.

Экономическое отставание отрицательно сказывалось и на внутреннем социально-экономическом развитии СССР и его союзников.

В ходе «перестройки» руководство СССР, предпринявшее попытку применить методы повышения эффективности экономики («ускорение социально - экономического развития»), пришло к выводу, что выход на мировой уровень невозможен без ее интеграции в мировую экономику, а это, в свою очередь, требовало радикальных изменений, причем не только форм хозяйствования, но и всей государственно-политической системы СССР. Советское руководство это понимало и в 1987 - 1991 годах предприняло попытку сохранить СССР как великую мировую державу посредством проведения политики нового мышления. Но возможным это могло бы стать только при глобальной перестройке всей системы международных отношений, что, само по себе, практически нереально.

Международные последствия распада СССР также рассматриваются по-разному. Большинство исследователей оценивают эти последствия как глобальные. По мнению одних, крушение СССР есть геополитическая катастрофа, выходящая за пределы понятия «система международных отношений»; другие считают, что развал СССР можно рассматривать как конец системы международных отношений, сложившихся после Второй мировой войны, как перевод от биполярного к многополюсному миру.

Территория бывшего СССР стала районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов. Распад СССР можно квалифицировать как развал некогда существовавшего единого международного правового пространства.

Что же касается современности, то независимые государства, которые возникли на территории бывшего Советского Союза, до сих пор не нашли формы эффективного политического и экономического сотрудничества, хотя СНГ существует, но нет никакой уверенности в том, что дезинтеграция остановится. Именно по этой причине для бывших республик СССР остро стоит вопрос о своем месте в новом мире, перед ними задача суметь занять свою нишу в системе новых международных отношений.

Последствия распада СССР

В 1987 году принята экономическая реформа. Главная ее идея переход от административных методов к экономическим. Упразднялись министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий, усилилась нехватка продовольствия и товаров, плановые задания в народном хозяйстве не выполнялись, из чего следовал бюджетный дефицит и сокращение экспорта нефти, принимались законодательные акты, цель которого - совершенствование управления экономикой. Политика, начало которой положил этот съезд, получила название «перестройка«. Она означала осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось, прежде всего, в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность, и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должно было происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

В ноябре 1986 года был принял Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешающий индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. В 1987 году Совет министров СССР принял постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.

С 1987 года началась разработка глубокой экономической реформы. В этой работе участвовали видные советские экономисты.

В этом же году был принят Закон «О государственном предприятии (объединении)», который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться по свободных ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Однако предоставление трудовым коллективам государственных предприятий права выбора директоров и предоставление предприятиям полномочий регулировать заработную плату привели к зависимости директоров предприятий от решений трудовых коллективов и повышении заработной платы, не обеспеченной наличием на потребительском рынке соответствующего объема товаров.

Наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные результаты. В 1986 году показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве. В значительной степени это определялось ростом инвестиций, что, однако, сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 году составил 18 миллиардов рублей, а уже в 1986 году увеличился почти втрое Там же. - с. 565. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся Афганской войной, чернобыльской трагедией 1986 года и потерями от антиалкогольной кампании. Так как бюджетный дефицит финансировался за счет денежной эмиссии, то его рост приводил к увеличению дефицита на потребительском рынке. С прилавков исчезало самое необходимое, в магазины не поступали даже мыло, сахар и табачные изделия. Повсюду вновь вводились талоны и карточки покупателя.

В мае 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми, не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей, и существенно расширивший возможности кооперации.

В 1989 - 1990 годах экономическая ситуация быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Правительство было вынуждено прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 году более чем вдвое превысил уровень 1985 года. Летом 1990 года было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой экономике». Разрабатывались антикризисные программы. Одна из них - «Программа 500 дней», разработанная С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским, которая предусматривала перевод предприятий на аренду и приватизацию. Для реализации была выбрана программа, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И. Абалкина, которая предусматривала сохранение государственного сектора в экономике более длительное время.

В январе 1991 года правительство в трехдневный срок осуществило обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Суммы обмена были жестко ограниченны. Формально это мера направлялась против дельцов теневого бизнеса, на практике из обращения было изъято всего лишь 5% той суммы, которая считалась избыточной. В апреле 1991 года были вдвое повышены все государственные цены (в торговле, на транспорте, бытовом обслуживании и т.д.). Механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не оздоровило экономику, а лишь усилило инфляцию.

На пути к расширению рынка:

Реорганизация банковской системы;

Принят Закон «Об общих началах предпринимательства СССР»;

Произошли изменения в сельскохозяйственном производстве. Сельскохозяйственное производство разделилось на фермерские и крестьянские хозяйства. В 1990 г. в фермерском хозяйстве производился 1% всей продукции сельского хозяйства.

Негосударственный сектор получал все большее распространение в экономике.

Экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-90 гг. Резко падают темпы роста производства промышленной продукции, зато поднялся дефицит госбюджета, росла безработица. В 1990 г. Было 6 млн. безработных человек.Не меньшую угрозу таили экономические составляющие Беловежского акта. Внезапная, без какой-либо предварительной подготовки, ликвидация Союза привела к дезинтеграции единой и слаженно функционировавшей экономики. Это не только послужило толчком к разрушению государства, но и стало главной причиной резкого падения производства на всех бывших советских территориях, которое в 1990-е годы сократилось почти вдвое, что в свою очередь способствовало обнищанию населения и распространению сопутствующих бедности социальных патологий, оставшихся «главным фактом» российской жизни и в начале XXI века.

Ещё более важные последствия имела экономическая мотивация, лежавшая в основе поведения элит, поддержавших в 1991 году Ельцина. Как писал тринадцать лет спустя одни из бывших сторонников Ельцина, «почти все происходившее в России после 1991 года в значительной мере бывшего СССР». У этого явления также были печальные исторические прецеденты. Дважды в российской истории ХХ века основные богатства нации подвергались крупномасштабной конфискации: в 1917-1918 годах, когда в ходе революции была национализирована земельная, промышленная и прочая собственность помещиков и буржуазии, и в 1929-1933 годах, когда сталинская коллективизация лишила собственности 25 миллионов крестьян. И в обоих случаях последствия продолжали терзать страну ещё долгие годы.

Советские элиты присвоили себе огромные богатства страны, которые десятилетиями определялись законом и идеологией как «собственность всего народа», нимало не заботясь при этом ни о формальной процедуре, ни об общественном мнении. Для того чтобы сохранить господствующее положение, а также в целях личного обогащения, они нуждались в самых ценных кусках государственной собственности, которые распределялись бы «сверху», без участия законодательных органов или представителей общественности. И они получили желаемое - сначала самостоятельно, путем «стихийной приватизации», а затем, после 1991 года, приватизации», а затем, после 1991 года, с помощью президентских указов Ельцина. В итоге над приватизацией также с самого начала нависла тень двойной не легитимности: в глазах закона, и в глазах населения.


Заключение


В заключении можно сделать следующие выводы.

Конец XX века ознаменован таким событием, как падение мировой сверхдержавы - Союза ССР. Причин и предпосылок этого события было предостаточно.

С середины восьмидесятых годов началась «перестройка» не столько политической системы, но и как экономической жизни советского общества, были проведены некоторые демократические преобразования, результатом которых стала ликвидация монополии Коммунистической партии Советского союза на власть, переход к многопартийности.

Все понимали, что нужно переходить к расширению рыночных отношений.

На пути к расширению рынка:

Разрешена индивидуальная трудовая деятельность;

Создание кооперативов по производству нескольких видов товаров;

Предприятия могут продавать самостоятельно сверхплановую продукцию;

Реорганизация банковской системы.

На сегодняшний день, спустя уже более 20 лет после вышеописанных событий, не утихают споры о причинах и последствия прекращения существования данного государства, о возможных путях решения существовавших проблем и о иной возможной судьбе Союза ССР. Эта тема сохраняет свою актуальность и по сей день, поскольку многие материалы и акты советской власти были засекречены и только сейчас, в последние 2-3 года, стали доступны для ознакомления обычным гражданам, и только сейчас появляется возможность ответить на ряд вопросов, на которые, как казалось, ответа уже не найти.

Список использованной литературы


Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Ведомости СНД и ВС РСФСР. 19.12.1991. № 51. Ст. 1798.

Актуальные проблемы новейшей истории России. -Армавир, 2010.

Баталов Э. Перестройка и судьба России. //ОНС. - 2012. - №2.

Исаев И.А. История государства и права России: учеб. -М.: Проспект, 2010. - 800с.

Колубев А.В. Россия, век ХХ. //Отечественная история. -1992. - №4.

Коэн Стивен. Можно ли было реформировать советскую систему // Свобода мысли. -2012. -№1. С. 136-162.

Коэн Стивен. Почему распался СССР? // Свободная мысль. -2011. -№9-10. С. 179-189

Наумов Н.В. Международные аспекты распада СССР. Выборы в России. // Научный журнал. Выпуск 1, 2000.

Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. //Полис. - 2010. - №5.

Стельмах В.Г. продуктивный взгляд на причины распада СССР // ОНС. -2011. -№1. С. 106-125.

Тихонов А.И. История отечественного государства и права. -М., 2013.

Торутин У.К. Развал Союза. Был ли неизбежен распад СССР? // Свободная мысль.-2012. -№1.С.163-177

Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. - М., 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Прежде чем разбирать вопрос о причинах распада СССР, нужно дать краткие сведенья об этом могущественном государстве.
СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – коммунистическое супергосударство, основанное великим вождем В. И. Ленином в 1922 году и просуществовавшее до 1991 года. Это государство занимало территории Восточной Европы и части Северной, Восточной и Центральной Азии.
Процесс распада СССР – это исторически обусловленный процесс децентрализации в экономической, социальной, общественной и политической сфере СССР. Результатом этого процесса является полный распад СССР как государства. Полный распад СССР произошел 26 декабря 1991 года ; страна разделилась на пятнадцать независимых государств – бывших советских республик.
Теперь, когда мы получили краткие сведенья о СССР и теперь представляем, что это за государство, можно перейти к вопросу о причинах распада СССР.

Основные причины распада Советского Союза
Среди историков уже долгое время идет дискуссия о причинах распада СССР, среди них до сих пор нет единой точки зрения, также как и нет точки зрения о возможном сохранении этого государства. Однако большинство историков и аналитиков согласны со следующими причинами распада СССР:
1. Отсутствие профессионального молодого чиновничьего аппарата и так называемая Эпоха похорон . В последние годы существования Советского Союза большинство чиновников были в преклонном возрасте – средний 75 лет. Но государству были нужны новые кадры, способные видеть будущее, а не только осматриваться на прошлое. Когда чиновники начали умирать, в стране назрел политический кризис, связанный с отсутствием опытных кадров.
2. Движения с возрождением национальной экономики и культуры. Советский Союз был многонациональным государством, и в последние десятилетия каждая республика желала развиваться самостоятельно, вне Советского Союза.
3. Глубокие внутренние конфликты. В восьмидесятых годах произошла острая серия национальных конфликтов: Карабахский конфликт (1987-1988гг.), Приднестровский конфликт (1989г.), Грузино-южноосетинский конфликт (начался еще в восьмидесятых и продолжается по этот день), Грузино-абхазский конфликт (конец восьмидесятых). Эти конфликты окончательно разрушили веру национальное единство советского народа.
4. Острая нехватка товаров народного потребления. В восьмидесятых особенно остро обострилась эта проблема, люди были вынуждены часами и даже днями стоять в очередях на такие продукты как хлеб, соль, сахар, крупы и другие товары необходимые для жизни. Это подорвало веру людей в могущество советской экономики.
5. Неравенство в экономическом развитии республик СССР . Некоторые республики значительно уступали ряду других в экономическом плане. Так, например, менее развитые республики испытывали острый дефицит товаров, так как, например, в Москве эта ситуация не была столь острой.
6. Неудачная попытка реформирования Советского государства и всей Советской системы. Эта неудачная попытка привела к полному застою в экономике (стагнации). В дальнейшем это привело не только к застою, но и к полному развалу экономики. А затем была разрушена и политическая система, не справлявшаяся с насущными проблемами государства.
7. Падение качества производимых товаров народного потребления. Дефицит товаров потребления начался еще в шестидесятых годах. Тогда советское руководство сделало следующий шаг – оно урезало качество этих товаров, для того чтобы увеличить количество этих товаров. Как итог – товары были уже неконкурентоспособными, например, по отношению к зарубежным товарам. Поняв это, люди перестали верить в советскую экономику и все больше обращали внимание на западную экономику.
8. Отставание уровня жизни советского народа по сравнению с западным уровнем жизни. Особенно остро эта проблема показала себя в кризисе на главные товары потребления и, конечно же, кризисе техники, в том числе и домашней. Телевизоры, холодильники – эти товары практически не выпускались и люди были вынуждены долгое время пользоваться старыми образцами, уже практически наработавшими. Это вызывало и без того растущее недовольство населения.
9. Закрытие страны. В связи с холодной войной, люди практически не могли выехать из страны, они даже могли быть объявлены врагами государства, то есть шпионами. Жестоко наказывалась те, кто пользовался зарубежной техникой, носил зарубежную одежду, читал книги зарубежных авторов, слушал зарубежную музыку.
10. Отрицание проблем в советском обществе. Следуя идеалам коммунистического общества, в СССР никогда не было убийств, проституции, грабежей, алкоголизма, наркомании. Долгое время государство полностью скрывало эти факты, несмотря на их наличие. А затем в один момент, резко признало их существование. Вера в коммунизм опять-таки была разрушена.
11. Раскрытие засекреченных материалов. Большинство людей советского общества, ничего не знало о таких ужасных событиях как: голодомор, массовые репрессии Сталина, численные расстрелы и др. Узнав об этом, люди поняли, какой ужас принес коммунистический режим.
12. Техногенные катастрофы . В последние годы существования СССР произошло больше количество серьезных техногенных катастроф: авиакатастрофы (из-за устаревшей авиации), крушение крупного пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» (погибло около 430 человек), катастрофа под Уфой (самая большая железнодорожная катастрофа в СССР, погибло более 500 человек). Но самое ужасное – Чернобыльская авария 1986 года, число жертв которой, невозможно сосчитать, и это не говоря уже о вреде мировой экосистеме. Наибольшая проблема была в том, что советское руководство скрывало эти факты.
13. Подрывная деятельность США и стран НАТО. Страны НАТО, а в особенности США, подсылали в СССР своих агентов, которые указывали на проблемы Союза, жестоко критиковали их и сообщали о преимуществах, присущих странам Запада. Своими действиями зарубежные агенты раскалывали советское общество изнутри.
Вот такими были ключевые причины распада Союза Советских Социалистических Республик – государство, которое занимало 1 всей сухопутной территории нашей планеты. Такое число, тем более невероятно острых проблем не могло быть разрешено ни одним успешным законопроектом. Конечно, Горбачев за время своего пребывания на посту президента еще пытался реформировать советское общество, но такое число проблем разрешить невозможно, тем более в такой ситуации – СССР просто не имел средств на такое число кардинальных реформ. Распад СССР – был необратимым процессом и историки, которые до сих пор не нашли хоть одного теоретического пути сохранения целостности государства, прямое тому подтверждение.
Официальное объявление о распаде СССР было оглашено 26 декабря 1991 года. Перед этим, 25 декабря, президент СССР – Горбачев сложил свои полномочия.
Распад Союза ознаменовал окончание войны между США и НАТО против СССР и его союзников. Холодная война, таким образом, завершилась полной победой капиталистических государств над коммунистическими странами.

Обсудить

Причина развала СССР- это глупые, бездарные, больные руководители со всеми внешними приз-
наками вырождения и деградации: седые, лысые, слепые, беззубые, картавые, косорукие, пья-
цицы и т.д.Их генетическое несовершенство оборачивалось кровью и миллионами жизней. Это
было простительно: не было возможности посчитать интеллект и состояние здоровья человека.
Сейчас же я уже 20 лет предлагаю моментально определять интеллект и здоровье руководите-
лей, выявлять гениев и ставить их на руководящие места, вплоть до президента. Выявлять ду-
раков со слабым здоровьем и убирать с постов. Ведь они ни к чему не способны и занимаются
только воровством, ставят Россию на грань гибели.Навязываемая России демократия- это цар-
ство несовершенного дурного большинства, несет нам только плохое. Гениальные, здоровые,ку-
черявые руководителя защитят Россию, наведут порядок. Альтернативы этому нет.

Причина только одна - марксизм был ЛЖЕНАУКОЙ.
Все остальное - только последствия.

Причины развала СССР перечислены правильно, кроме одной самой важной, очевидно автор её видит, но стесняется об этом говорить. А причина банально проста. Партия КПСС насчитывала в своих рядах 25 млн человек. Ну что это за партия. Ленинская партия (гвардия) насчитывала не более 100 человек и была спаяна идеологически довольно крепко, это уже при Сталине пошёл разброд и шатания. А партия численностью 25 млн - это дикий абсурд. Очень хотелось переплюнуть Ленина и главное хотелось первому лицу быть вне критики. Ведь даже на всевозможных партийных конференциях голосовали единодушно по типу "ОДОБРЯМС. Что там одобряли депутаты этих конференций и не соображали, а об остальных 24.5 млн партийцев, так те и не подозревали о каких там обсуждаемых проблемах. В результате как только стало плохо, защитников в такой партии не нашлось, не только с оружием в руках, но и глаголом поднимать народ на защиту партийных идеалов никого не нашлось. Одобрили развал и партии и страны так же тихо, как до этого одобряли любой закон. И Хрущёв и Брежнев просто соревновались в количестве новых партийцев. Количество, но не качество, от сохи, от станка, от прилавка не важно, лишь бы было количество. А при ленине коммунисты с оружием в руках погибали, но защищали то неведомое, что им несла молодая и очень даже немногочисленная партия коммунистов. Есть разница. Большая. Те в 18 -20 годы прошлого века сумели, а наше поколение в 80-90 г. того же столетия проиграли эту битву. А способны ли мы были защитить в эти годы, да и сегодня нашу страну, как в 41г. Вопрос дискуссионный и не такой простой как вроде кажется.... Вполне возможно, что и нет Чечня показала, что такое российская новая власть. Но ведь это Чечня, у которой не было современного вооружения и Армии, и то было очень плохо.Очень сомневаюсь, что наша Армия сегодня что то сможет реально сделать против объединённых сил США и НАТО. Конечно, как говорит Путин ответный огонь будет адекватный, да вот вся беда, что скорее всего до этого ответа мы все будем уже груз 200

С учетом уважения к науке, изучающей различные явления, необходимо (по Декарту) определиться с фактом, произошедшим с СССР. Т.е. прийти к единому определению того, что произошло с Первым на Земле Социалистическим Государством. Если читатели с этим согласятся, то факт распада - есть ЯВЛЕНИЕ, не встречавшееся никогда ранее в мировой истории. Но раз этот факт есть ЯВЛЕНИЕ, то на вопрос о ПРИЧИНАХ и сути этого явления должны быть получены ответы на основе НАУЧНО проведенных исследованиях. СОГЛАСНЫ? Если "Да", то результаты таких исследований должны быть опубликованы и в этих публикациях должны быть приведены научные обоснования тем или иным результатам. Такие результаты в науке называются НАУЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ. Стало быть, никакие утверждения не могут быть приняты в качестве причин разрушения, если эти причины ПРОСТО называются, но под собой не имеют НАУЧНО обоснованных результатов исследований. Другими словами, обозначенные участниками причины являются не причинами, а являются гипотезами ничем НАУЧНО необоснованными. В то же время, вполне ЯСНО всем без исключения гражданам, что СССР был разрушен в результате Перестройки, как курса руководства СССР на замену социалистического строя (экономический строй с общенародной собственностью на средства производства) на капиталистический (рынок) строй, в котором средства производства должны стать собственностью частной. Возникает вопрос: "Как руководство СССР пришло к выводу о необходимости отказа от социализма и построения капитализма". Возможно, что Горбачев и его сотоварищи, включая Рыжкова Н.И. , пришли к такому выводу самостоятельно путем обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК КПСС или Совета Министров СССР. К сожалению, это не соответствует фактам, предшествующим Перестройке. Как выяснено на основе анализа имеющихся и опубликованных в средствах массовой информации, Перестройку посоветовали УСТРОИТЬ ученые-экономисты на основе своих размышлений о состоянии экономики СССР. И это изложено в статьях М.С. Горбачева, который указывал, что Прежде чем осуществить Перестройку, руководство СССР в течении многих лет поручало НАУКЕ (в лице академиков АН СССР и институтов) разобраться в недостатках экономики СССР и предложить правительству меры по исключению этих недостатков. И наука, начиная с 1981 г. приняла самое активное участие в установлении причин снижения эффективности советского экономического организма и выработке мер по устранению этих причин. При этом, ученые СССР, как работники НАУКИ, этот заказ правительства НАЧАЛИ добросовестно выполнять, т.е. начали изучать состояние экономики. Но для исключения ОШИБОК, ученые многократно собирались на различные форумы, включая СЕМИНАР по экономике, состоявшийся в 1983 г. в институте экономики, о чем свидетельствуют исторические документы. На этом семинаре д.э.н., специалист по бухгалтерскому учету в колхозах, включая вопросы начисления зарплаты колхозникам, академик Т.И. Заславская сформулировала ВЫВОД: " «ухудшение экономических показателей имеет место в большинстве отраслей и районов.... Следовательно, в основе этого явления лежит более общая причина. По нашему мнению (Выделено – ТОВ) она заключается в отставании системы производственных отношений и отражающего ее механизма государственного управления экономикой от уровня развития производственных сил, конкретнее - в неспособности этой системы обеспечить полное и достаточно эффективное использование трудового и интеллектуального потенциала общества» » .
Обратите внимание, что вывод о неспособности системы (а это в СССР экономическая система на основе ОБЩЕНАРОДНОЙ собственности на средства производства) академик Т.И. Заславская подтверждает НЕ НАУЧНЫМИ ОБОСНОВАНИЯМИ, а заменяет научные обоснования словами «по нашему мнению». Однако, как известно СЛОВА «по нашему мнению» -0 не являются обоснованием научно выверенного вывода. Т.е. вывод Т.И. Заславской не является НАУЧНЫМ результатом.
Но для Горбачева и его товарищам ЭТОТ вывод являлся НАУЧНЫМ результатом, которому приходилось доверять, так как автором вывода (заметьте, не обоснованного научно, в чем правительство и не должно было и не могло разобраться) являлся АКАДЕМИК, поддержанный в 1983 г.г. всем научным корпусом экономистов СССР.
В последующем этот вывод был поддержан и Всесоюзной Академией сельскохозяйственных наук имени Ленина. (ВАСХНИЛ).
Таким образом, разрушение СССР явилось следствием Перестройки по замене социалистического (коммунистического) строя на капиталистический строй (эквивалент – РЫНОК). Перестройку же посоветовали устроить УЧЕНЫЕ.
Остается выявить, а в чем на самом деле, была суть причин в ухудшении экономического развития СССР в области производства пищим. Это весьма важно, ибо до сих считается, что в СССР было не эффективным именно сельское хозяйство. И это надо признать – в СССР к восьмидесятым годам начала резко снижаться эффективность именно в колхозах и совхозах. Эти предприятия действительно становились год от года все менее рентабельными.
Новые исследования позволили установить причины снижения эффективности колхозов и совхозов. Такими причинными, как ОБОСНОВАНО научно, являлся факт снижения естественного почвенного плодородия полей в этих предприятиях. Но если почвенное плодородие снижается, то при одних и тех же затратах труда, удобрений, механизмов и машин, снижается урожай. А это обозначает не что иное – как снижение ЭФФЕКТИВНОСТИ сельскохозяйственного производства.
Теперь вполне ясно, что СНИЖЕНИЕ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ – не является эквивалентом утверждению ученых – экономистов о том, что СОЦАЛИЗМ (а именно колхозы и совхозы) не может эффективно организовывать производство. Т.е. причина разрушения СССР не возможностях социализма, а в неразгаданной учеными причине снижения естественного почвенного плодородия, как ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ,
Стало быть, снижение эффективности экономики в СССР является не причиной разрушения СССР, а является следствием снижения почвенного плодородия сельскохозяйственных полей.
Значит надо теперь ответить на вопрос: «А выявлена ли причина снижения почвенного плодородия в СССР?».
Да такая причина была установлена в 1999 г. Научно обосновано, что снижение почвенного плодородия являлось следствием применения в сельском хозяйстве минеральных удобрений, что является ошибкой и нарушением природного закона круговорота органического вещества.
Стало ПРИЧИНОЙ разрушения СССР являлся совет ученых построить в СССР капитализм вместо социализма. Но этот совет явился ОШИБКОЙ, так как не социализм вел к неэффективности экономики СССР.
К неэффективности экономики привело ведение сельского хозяйства на ошибочных рекомендациях аграрных наук по использованию химических удобрений, приведших к катастрофическому уменьшению естественно почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий.

1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

4. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам

5. Государственная территория сократилась на четверть, население - на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй - на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995 г.).

6. На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т.п.).

Политические последствия

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс «разделенной нации». Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.