Основные функции центральных банков. Центральный банк России: основные задачи и функции
Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности
Кафедра бухучета и финансов
Контрольная работа
по финансам, денежному обращению и кредиту
студентки 4 курса факультета
"Экономика и предпринимательство",
специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,
Панкратьевой Екатерины Олеговны
Тема:
Функции Центрального банка РФ
1. Понятие кредитной системы.
2. Роль и задачи ЦБ РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.
Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
Разработка и проведение кредитно-денежной политики;
Регулирование денежного обращения;
Регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
Осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
Организация валютного регулирования;
Хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
Установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
Установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
Установление резервных требований;
Рефинансирование кредитных организаций;
Проведение дисконтной политики;
Проведение операций на открытом рынке;
Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Роль Центрального банка РФ
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.
Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.
Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.
Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.
В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.
Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.
В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.
Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.
Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.
В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» отмечается: «Независимый статус ЦБР в системе государственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демонстрирует независимость по отношению к нижнему уровню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...
Естественная разобщенность и зачастую противоречивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заинтересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная политика ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...
Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.
Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.
Основными учреждениями, предоставляющими кредит, являются банки. Банки - финансовые институты, которые аккумулируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, составляют банковскую систему. Банковская система - органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функционирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как правило, государственным учреждением. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:
Эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка сохраняет свое значение, так как наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей;
Хранение золотовалютного резерва страны;
Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов;
Аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов;
Кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;
Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;
Денежно-кредитное регулирование (совместно с правительством).
Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк - универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из которых является предоставление кредитов промышленным, торговым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки - важнейшее звено банковской системы - концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществляют широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.
По характеру собственности коммерческие банки бывают государственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых странах преобладающей формой собственности коммерческих банков является акционерная.
По характеру выполняемых операций различают универсальные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсальность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых клиентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализированные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестиционные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая при этом доход; свой капитал они используют для кредитования различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают свободные денежные средства населения, хранят сбережения, осуществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кредиты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновационные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности коммерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объемов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.
По отраслевому принципу коммерческие банки можно разделить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Электробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:
Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют денежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;
Кредитование предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам;
Выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерческие банки от других кредитных учреждений. Современный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятиями: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмиссию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмиссию - выпуск кредитных инструментов, которые образуются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусматриваемых государством в лице центрального банка;
Осуществление расчетов и платежей по поручению клиентов. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;
Эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками ценных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей;
Консультирование, предоставление экономической и финансовой информации. Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предприятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).
Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пассивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции - операции по привлечению денежных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим определенный собственный капитал. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансовые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обычной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи определенных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К активным операциям банка относят кредитные операции - операции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции - разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции - инкассовые, аккредитивные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предоставление с клиентов взимается специальная плата, именуемая комиссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.
Основными функциями центрального банка являются функции: 1) эмиссионного центра страны; 2) банка банков; 3) банкира правительства; 4) органа регулирования страны денежно-кредитными методами и прочие (рис. 9.4).
1. Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты и монеты).
Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот (в некоторых странах – и монет). Однако когда говорят об эмиссии в широком смысле, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств (деньгами центрального банка и деньгами коммерческих банков). Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Если коммерческие банки «создают деньги» в процессе депозитно-ссудной эмиссии для развития своих операций , то центральный банк делает это либо для регулирования ликвидности банковской системы, либо для поддержания курса национальной валюты , либо для финансирования государственного бюджета .
Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но чаще всего их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у казначейства монеты по номиналу, а эмиссионная прибыль идет в госбюджет. Центральный банк имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны.
2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что центральные банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты (кредитор в последней инстанции). С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку.
Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора в последней инстанции, б) надзора и контроля за коммерческими банками и в) главном расчетом центре страны.
2 а . Кредитор в последней инстанции . Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, центральный банк предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.
Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах. Напротив, развитые страны, стараются избегать такой политики.
Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.
2 б . Надзор и контроль над коммерческими банками включает в себя контроль за функционированием кредитно-банковской системы и валютный контроль.
Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, и контроль за ними.
Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.
2 в . Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчетов, а также осуществлять контроль за частными расчетно-клиринговыми системами. Как правило, в функции центральных банков развитых стран входит регулирование платежей, клиринга и расчетов, включая: а) участие в работе расчетно-клиринговых палат; б) общий контроль и надзор за деятельностью расчетно-клиринговых палат; в) выполнение отдельных платежных операций; г) предоставление кредитов для завершения расчетов.
3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.
К другим основным методам финансирования государственного долга относится денежная эмиссия и прямые кредиты центрального банка.
Помимо управления государственным долгом, центральный банк может участвовать в кассовом исполнении бюджета, если в стране существует банковская или смешанная система кассового исполнения бюджета.
В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк выступает кассиром правительства.
В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федеральных и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций.
4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой, в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства. Методы денежно-кредитного регулирования носят административный (прямой), экономический (косвенный) либо смешанный характер (см. рис. 9.4). Они будут подробно рассмотрены в 11 главе.
5. Дополнительные функции Центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относится: а) управление государственным долгом, б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, в) изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру неодинаковы и неравнозначны в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгии, Германии, Франции, Нидерландах, Японии) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.
Большинство центральных банков осуществляет исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (в США, Японии, Германии, Франции, Англии и др.).
Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Испания). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
Задача всех центральных банков – выпуск в обращение банкнот и обеспечение их обращения на территории страны. При этом лишь немногие банки (Италии, Британии, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот.
В Греции банкиры назывались «трапезидами» (от греческого слова «трапеза», что означает «стол»).
Итальянское слово “giro” происходит от латинского “circus” – «круг», так как первоначально клиентами жиро-банка являлся замкнутый тесный круг лиц, по устному приказу которых банк списывал необходимые суммы со счета одного клиента на счет другого.
Знаменитым завсегдатаем ломбардов был великий писатель – Ф.М. Достоевский, который во время своих визитов в ломбарды находил там прототипы некоторых своих героев – обитателей «дна». Сам Достоевский был часто вынужден обращаться в ломбарды, чтобы получать средства для выплаты долгов, вызванных его страстью к азартным играм. Он, как и многие другие клиенты ломбардов в прошлом и настоящем, не мог найти других кредиторов – ни среди частных лиц, не среди учреждений – из-за своей склонности не возвращать ссуды.
Овердрафт (англ . overdraft – сверх плана)кредит, выдаваемый при недостатке средств на расчетном счете клиента для проведения текущих платежей.
Эти нормативы конкретизированы в Инструкции Банка России от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативов банков». Она заменила прежнюю Инструкцию от 1.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Среди этих нормативов особое значение имеют следующие.
Норматив достаточности собственных средств Н1 = (минимальное отношение собственных средств к активам). Для банков с размером капитала не менее 5 млн. евро, Н1 ≥ 10%, для более мелких банков Н1 ≥11%.
На 1 января 2002 г. Н1 по России оценивался в 20,3%, на 1 января 2003 г и 2004 гг. – по 19,1%, а на начало 2005 г. – 17%. Наименьшее значение Н1 на 1 апреля 2005 г. было у Уральского банка реконструкции и развития (10,1%), Газпромбанка (10,3%), банка «Северный морской путь» (10,4%), Транскредитбанка (ТКБ, 10,6%), Росбанка (10,7%), Пробизнесбанка (10,9%), банка «Союз» (11%), Промсвязьбанка (11,11%). В целом в России наблюдается устойчивая тенденция к падению уровня капитализации банковской системы. (См.: Ведомости. 6.06. 2005. Б.1).
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 = (минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования). При этом Н2 ≥ 15%.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 = (минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования на срок до 30 календарных дней). При этом Н3 ≥ 50%.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 = (максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, к собственным средствам банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года. Установлено, что Н4 ≤ 120%.
Норматив общей ликвидности банка Н5 = (минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка). При этом Н5 ≥ 20%.
Кроме того, действуют нормативы предоставления крупных кредитов : Н6, Н7, Н9.1, Н10.1. Все они изучаются в курсе «Основы банковской деятельности».
AlesinaA., SummersL.H. Central bank independence and macroeconomic performance: some comparative evidence //Journal of money, credit and banking. 1993. No 25. P. 151-162.
Центральный банк РФ - это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк - всегдагосударственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.
Основные функции центрального банка:
1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.
2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (рис.71).
Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка
Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.
5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.
4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливаетобязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.
5. Хранение золотого и валютного запаса страны .
6. Денежно-кредитное регулирование экономики .
Основные методы :
изменение ставки учетного процента (учетная политика);
пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
рефинансирование национальной кредитной системы.
Основными функциями Центрального банка являются:
денежная эмиссия - выпуск в обращение национальных денежных знаков;
хранение государственных золото-валютных резервов;
ведение счетов правительства;
хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
кредитование коммерческих банков;
контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
кредитно-денежное регулирование экономики.
Инженерная экономика
13.Инновационная деятельность
Новшество - научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.
Инновации, нововведения - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
Технологическая инновация - инновация, связанная с разработкой и освоением новых или усовершенствованных технологических процессов. Инновация в области организации и управления производством, социальных или информационных технологий не относится к технологической инновации.
Продукт-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новой или усовершенствованной продукции (изделий) или уже реализованных в производственной практике других предприятий и распространяемых через технологический обмен (беспатентные лицензии, консультации).
Процесс-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новых или значительно улучшенных производственных процессов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.
Инновация услуг - инновация, связанная с непосредственным взаимодействием субъектов инновационной деятельности по удовлетворению нужд в процессе этой деятельности.
Кадровые нововведения - целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.
Финансовая инновация - создание новых финансовых инструментов и финансовых технологий с целью получения прибыли и снижения уровня рисков.
Организационная инновация - инновация, связанная с созданием или совершенствованием организации и управления производством, процессами, трудовыми ресурсами.
Экономическая инновация - инновация, связанная с совершенствованием в финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности.
Социальная инновация - инновация, связанная с улучшением социально-бытовых условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга.
Жизненный цикл нововведения - период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и снятия их с производства. Жизненный цикл нововведения можно представить следующим образом:
фундаментальные исследования;
прикладные исследования;
конструкторские разработки;
технологическое освоение;
маркетинг;
производство;
эксплуатация;
модернизация;
утилизация.
Научно-техническая деятельность - деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов.
Научные исследования (научно-исследовательские работы) (НИР) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии).
Опытно-технологические работы (ОТР) - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.
Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции, технологий включает в себя проведение опытно-конструкторских (при создании продукции) и опытно-технологических работ (при создании материалов, веществ, технологий).
Инновационный проект - проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т. д.).
Инновационная деятельность (процесс) (ИД) - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения. В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:
исследования и разработки;
освоение в производстве;
изготовление;
содействие в реализации, применении, обслуживании;
утилизацию после использования.
Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.
Инновационный продукт - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:
нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; или
нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей - защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы – Банк России выполняет определенные функции. Для их реализации могут использоваться разные методы. К функциям Банка России относится :
1. Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики , направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Она осуществляется следующими методами:
· учетная политика и политика рефинансирования (кредитования ЦБ РФ коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей), так как Банк России является кредитором последней инстанции;
· изменение процентной ставки по операциям Банка России - может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок;
· политика открытого рынка - предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг в целях увеличения или уменьшения денежной массы в экономике;
· политика минимальных обязательных резервов - означает, что каждый коммерческий банк должен перечислять в ЦБ РФ определенную сумму привлеченных денежных средств. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (он не должен превышать 20%), а также порядок их депонирования в Банке России устанавливается Советом директоров ЦБ РФ;
· эмиссия облигаций , размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций;
· валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, а также суммарный спрос и предложение денег.
2. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения . Решение о выпуске и изъятии новых банкнот и монет принимает Совет директоров Банка России, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков и информирует о своем решении Правительство РФ. Выпускаемые банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Данная функция реализуется следующими методами:
· собственно эмиссия наличных денег - операция по привлечению денежных средств, которая дает возможность ЦБ РФ увеличивать денежные средства при необходимости расширения и проведения активных операций;
· прогнозирование налично-денежного оборота ;
· организация производства, перевозки, хранения банкнот и монет ;
· установление признаков неплатежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет ;
· определение порядка ведения кассовых операций .
3. Осуществление функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций . Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Он осуществляет эмиссию в порядке кредитования коммерческих банков.
4. Установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации . ЦБ РФ занимается контролем, регулированием и лицензированием расчетных и клиринговых систем в РФ. Он осуществляет межбанковские расчеты через систему валовых расчетов в режиме реального времени, на которые приходится основная масса расчетов (до 70%). Законодательно определяются общие сроки прохождения платежей в течение двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в РФ.
5. Установление правил проведения банковских операций . Центральному банку принадлежит право создания правил финансирования, кредитования, проведения расчетов и кассовых операций кредитных учреждений.
6. Осуществление обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Производится ЦБ РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
7. Эффективное управление золотовалютными резервами Банка России .
8. Осуществление государственной регистрации кредитных организаций, выдача и отзыв лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом . Центральный банк как банк банков осуществляет контроль над банковской системой, который начинается с момента регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковской деятельности. ЦБ РФ должен иметь полную информацию о существующих кредитных организациях и об их деятельности. Банк России определяет основные условия, правила, порядок лицензирования и регистрации кредитных учреждений, а также документы, необходимые для получения лицензии, регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных учреждений, выдает лицензии и отзывает их. Центральный банк занимается проведением антимонопольной политики, контролируя, во-первых, размер паев кредитными организациями (не более 25% собственного капитала), во-вторых, участие иностранного капитала.
9. Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций в целях поддержания стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных им экономических нормативов. При этом он не вмешивается в операционную деятельность кредитной организации.
10. Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями .
11. Осуществление самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач . ЦБ РФ применяет как пассивные операции по привлечению денежных средств, так и активные – по размещению средств. К пассивным операциям относится эмиссия банкнот, депозитные операции, открытие и ведение счетов Правительства РФ, иностранных банков и кредитных организаций, выпуск собственных ценных бумаг, формирование собственного капитала и резервов. К активным операциям относится кредитование, учетные операции, операции с ценными бумагами.
12. Организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля .
13. Определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами . Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, открывает представительства в иностранных государствах.
14. Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации .
16. Разработка прогноза платежного баланса РФ и организация составления платежного баланса РФ . В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк составляет платежный баланс РФ, где отражаются все поступления и платежи в иностранной валюте. Как правило, они должны быть равны, но в большинстве случаев такого не бывает, поэтому Центральный банк, используя свои полномочия, имеет возможность сбалансировать его, проводя политику валютных ограничений, либо дефляционную политику, либо политику валютных интервенций, что приводит к изменениям в валютных соотношениях и влияет на сбалансированность баланса.
17. Установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществление выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты .
18. Проведение анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, опубликование соответствующих материалов и статистических данных . Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет Государственной Думе проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления, в которых отражаются анализ состояния и прогноз развития экономикиРФ; а также основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системеРФ.
19. Осуществление выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ .