Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

О переходе на международные стандарты бухгалтерского учета. Пути перехода россии на международные стандарты

Навасардян А.А., Болтунова Е.М. ФГОУ ВПО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

Российские принципы бухгалтерского учета имеют серьезные недостатки в плане достоверности информации о рыночной стоимости активов и чистой прибыли предприятия, а именно эти данные представляют особый интерес для инвесторов.

Основным предназначением финансовой отчетности по РПБУ было и остается ее представление в налоговые органы. Такая отчетность лишена необходимой прозрачности и достоверности, которые необходимы инвесторам. Таким образом, основным пользователем финансовой отчетности, составляемой по РПБУ, продолжают оставаться налоговые органы, а не инвесторы или руководители компании.

Опыт показывает, что финансовая отчетность, составленная по РПБУ и МСФО для одной и той же компании, будет существенно различаться. Имеются примеры, когда отчетность, составленная по РПБУ, представляет довольно благоприятную картину финансового положения компании, в то время как отчетность по МСФО представляет ее в крайне мрачном свете.

Международные стандарты финансовой отчетности основаны на нескольких допущениях и принципах: метод начисления, допущение о непрерывности деятельности компании, принцип осмотрительности и принцип сопоставимости.

Метод начисления означает, что операции и события признаются тогда, когда они произошли (а не по мере получения или выплаты денежных средств) и отражаются в финансовых отчетах за те периоды, к которым они относятся.

Допущение о непрерывной деятельности компании предполагает, что деятельность компании будет продолжаться без существенного сокращения ее деятельности. Это означает, что активы компании должны оцениваться в соответствии с этим принципом, а не по ликвидационной стоимости. В отношении компании, испытывающей серьезные проблемы, аудиторы могут принять решение о неприменимости данного принципа.

Принцип осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает, что при составлении финансовой отчетности должен проявляться консерватизм в оценке с тем, чтобы активы или прибыль не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. На практике при составлении финансовой отчетности всегда возникает много вопросов в отношении, например, оценки дебиторской задолженности, экономического и физического срока полезного использования оборудования, рыночной стоимости активов. В таких ситуациях, если применение альтернативных бухгалтерских процедур четко не определено, должен применяться консервативный метод оценки.

Принцип сопоставимости позволяет выявлять схожесть, различия и временные тенденции на основе отчетности компании за текущий и прошлый периоды, сравнивать финансовую отчетность разных компаний. Принципы составления отчетности не должны безосновательно изменяться от периода к периоду, а если изменения все же внесены, то в отчетности должны содержаться подробные объяснения причин и сути этих изменений, а также того, как эти изменения отразились на представлении отчетности за данный период.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с принципами МСФО, должна обладать такими качественными характеристиками, как понятность, существенность, полнота и достоверность представляемой информации.

Российские принципы бухгалтерского учета, не представляющие объективной и четкой картины финансового состояния предприятий, становятся серьезным препятствием для иностранных инвесторов, пытающихся оценить целесообразность инвестирования в то или иное российское предприятие. В противоположность этому, основная цель международных стандартов финансовой отчетности заключается в создании объективной картины текущего и прошлого положения компании и ее деятельности. К основным пользователям финансовой отчетности относятся руководство компании, инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители (клиенты), работники, общественность.

Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, применима для количественных оценок и расчета рисков, используемых заинтересованными лицами при рассмотрении вопроса об инвестициях.

Как уже отмечалось, РПБУ дают недостаточно полную и достоверную информацию о положении дел на предприятии. В этой связи аргументы в пользу перехода российскими предприятиями на МСФО могут быть следующие: повышение качества решений, принимаемых руководством компании, так как эти решения будут основываться на более объективной информации; финансовая отчетность будет более внятной и полезной для внешних партнеров компании, включая инвесторов, кредиторов, поставщиков и потребителей, результатом чего может стать их более активная поддержка компании.

Преимущества ведения параллельного учета по РПБУ и МСФО необходимо сопоставить с издержками, так как в соответствии с российским законодательством ведение учета по МСФО не освобождает от необходимости ведения учета по РПБУ. И все же можно рекомендовать предприятиям вести учет по обоим стандартам финансовой отчетности.

Необходимо, прежде всего, определить требования, выдвигаемые пользователями финансовой информации, так как это явится той целью, которая будет определять метод внедрения. Необходимо определить преимущества перехода на МСФО, включая такие параметры, как способность предоставлять более полную и точную информацию руководству в таких областях как калькуляция себестоимости, рентабельность продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния, снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации для корпоративного планирования. Высшее руководство компании должно принять решение о необходимости перехода на МСФО.

Следующим этапом является разработка стратегических вариантов. Необходимо назначить стратегическую команду, которая должна состоять из финансового директора, главного бухгалтера и директора по планированию, наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами. Необходимо собрать такую информацию, касающуюся компании, как информацию о системе отчетности компании, действующей в настоящее время, требованиях по пакету отчетности в системе МСФО, ресурсы, которые компания может выделить для перехода на МСФО, и наличие средств для осуществления перехода на МСФО.

Различные доступные варианты для перехода на МСФО должны быть подробно разработаны, например, метод двойного ведения учета с параллельным ведением учета одновременно в двух системах (российской и МСФО), и каждый вариант должен быть критически проанализирован. Критически проанализированные варианты затем должны обсуждаться советом директоров, который утвердит отобранные варианты, с одним из которых компания будет продолжать работать.

Существует два основных метода составления отчетности на основе МСФО.

Метод корректировки предшествующих отчетных периодов. Этот метод обычно используется привлеченными со стороны бухгалтерами-профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского законодательства и затем специалисты – профессионалы окажут содействие персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат МСФО. Различные корректировки будут сделаны в предусмотренной российским законодательством финансовой отчетности таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартам МСФО.

Метод параллельного ведения учета. При применении этого метода, компания будет отражать каждую операцию на момент ее совершения достаточно подробно таким образом, чтобы учетная система могла предоставлять как информацию в формате, предусмотренном российским законодательством, так и в формате МСФО. Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского учета (учетом одновременно в двух системах). Метод параллельного ведения учета может быть внедрен на двух уровнях.

На первом – процесс будет внедрен в одной из учетных областей, например, основные средства, инвестиции, учет затрат, дебиторская задолженность покупателей и кредиторская задолженность поставщикам. Этот метод наилучшим образом подходит для учетной системы, ведущей учет, в основном, вручную и предлагает компании вариант для перехода к предоставлению информации по МСФО поэтапно. Новые зоны учета добавляются только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать должным образом. Для предоставления всей необходимой информации по МСФО, учетные зоны, не охваченные методом двойного учета, необходимо будет трансформировать, используя метод корректировки предшествующих отчетных периодов.

Очевидно, для компаний, уже имеющих сложные компьютеризованные учетные системы, предоставляющие точную финансовую информацию, предусмотренную законодательством, более смелым подходом будет выбор наиболее полного метода отражения, то есть применение метода двойного учета, что даст компании возможность предоставлять полную финансовую информацию, предусмотренную как российским законодательством, так и МСФО.

Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения большего количества персонала, консультантов и других ресурсов. Необходимо применять поэтапный метод для того, чтобы группы могли успешно осуществить сведение счетов. Поэтапный метод означает, что весь процесс разбит на управляемые этапы, каждый из которых имеет развивающуюся, но легко определяемую цель. Координатор только следит за тем, чтобы все усилия были одновременно направлены на выполнение одной цели. До тех пор пока цель не достигнута, к работе, направленной на достижение следующей цели, не приступают, и ресурсы для ее осуществления не выделяются.

Таким образом, завершая наше суждение, можно сделать следующие выводы.

Использование МСФО позволяет компаниям, планирующим привлечение инвестиций, представить потенциальным инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам прозрачную и унифицированную информацию о своей деятельности.

В первую очередь, переход на новую систему бухучета можно рекомендовать тем компаниям, которые рассматривают возможность публичных эмиссий ценных бумаг и получения статуса публично котируемых компаний. Вознаграждением за понесенные издержки послужит возросший интерес к компании со стороны внешних инвесторов и в долгосрочном плане снизит стоимость привлечения капитала для компании. Если инвестор будет располагать объективной информацией о положении дел на предприятии, он будет готов вложить средства под более низкую процентную ставку, так как риск в этом случае лучше просчитывается.

Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т.е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленный задач быи утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который быии включены три условным группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. быша принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), определяющая программу действий на период 2004-2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

  • недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992-2003 гг.;
  • тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
  • административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемые условий и предпосыиок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.):
  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО;
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах - Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО - дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFAC выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них - обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов XXI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А.С. Бакаева, к причинам, которые
не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:

  1. избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, о чем говорят исследования ИПБ России и письменные обращения Минфина России;
  2. чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговые органов, а также налогового законодательства;
  3. недостаточно активное участие аудиторского сообщества во внедрении новые подходов к формированию бухгалтерской отчетности;
  4. негативное отношение к нововведениям со стороны собственников и управленческого персонала;
  5. отставание законодательной и иной нормативной базы от вводимых новыгх правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  6. отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления, закон соответствия спроса и предложения не реализуется, недостаточно динамично развиваются системы связи и т.п.
Со времени опубликования статьи А.С. Бакаева многое быгло сделано, но еще больше предстоит сделать.
Реальное реформирование бухгалтерского учета, несмотря на срок, предусмотренный в Программе, должно занять, на наш взгляд, от 10 до 15 лет. В частности, необходимо время для смены целого поколения специалистов в области бухгалтерского учета и пользователей бухгалтерской информации.
Сейчас лишь отдельным российские компании составляют сводную отчетность по МСФО. Эти компании проделали огромную подготовительную работу. Они разработали учетную политику для составления отчетности по МСФО, расширили информационную емкость действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) путем включения в него многочисленные субсчетов. Для составления сводной отчетности по МСФО дочерние компании представляют большой объем дополнительной информации. При этом компании содержат бухгалтерские подразделения, составляющие параллельную бухгалтерскую отчетность.

Другие организации, которым необходимо представлять финансовую отчетность по МСФО, прибегают к услугам крупных аудиторских фирм по трансформации и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом они зачастую не имеют утвержденной учетной политики по МСФО, что приводит к произвольной интерпретации аудиторскими фирмами требований МСФО применительно к таким организациям. Составленная подобным образом бухгалтерская (финансовая) отчетность настороженно воспринимается западными финансовыми аналитиками.
Для решения отмеченных проблем государством будет осуществляться поддержка перехода ряда организаций на формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

Задачи реформирования

Создание общей системы стандартов отчетности и учета, обеспечивающих нужной информацией пользователей.

Приведение реформы российского бухучета в соответствие с главными мировыми тенденциями формирования общих международных стандартов.

Оказание необходимой помощи компаниям в понимании и введении обновленной модели бухгалтерского учета.

Главные направления перехода на МСФО

Усовершенствование нормативного и законодательного регулирования.

Создание нормативной базы

Обеспечение методическими пособиями (инструкциями, указаниями, комментариями).

Обучение и повышение рабочей квалификации специалистов с целью обеспечения бизнеса необходимыми кадрами.

Плодотворное международное сотрудничество: в первую очередь вступление в международные организации, а также взаимодействие с российскими организациями, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета и регулирования соответствующей деятельности.

Задачей нормативного регулирования бухгалтерского учета в России является обеспечение всех заинтересованных лиц возможностью доступа к бизнес-информации для получения объективного представления о финансовом положении и результатах работы того или иного предприятия.

Но для этого сначала понадобится решить следующие проблемы:

провести переориентацию существующего нормативного урегулирования с учетного процесса на отчетность;

отрегулировать финансовый учет;

эффективно использовать международные стандарты в российских реалиях.

Но самой главной задачей остается сохранение стабильного развития системы российского бухгалтерского учета. Необходимо создать благоприятные условия для успешного и рационального выполнения системой бухучета своих функций в конкретных экономических условиях.

С этой целью в нашей стране был выбран способ введения МСФО, предполагающий постепенное изменение и улучшение существующих норм учета и отчетности, направленный на создание совершенной системы в соответствии с требованиями действующих международных стандартов.

Эксперты полагают, что применение МСФО будет полезно в первую очередь предприятиям, работающим с иностранными партнерами. Те получат возможность быстро ознакомиться со всеми сведениями об интересующей их компании и принять решение о том, насколько целесообразным будет сотрудничество с представителями российского бизнеса. К тому же финансовая прозрачность повысит степень доверия между будущими или уже состоявшимися партнерами.

Для практического решения перехода на МСФО необходимо современное программное обеспечение, которое позволит компаниям работать по международным стандартам. По отзывам экспертов и руководителей предприятий, наибольшую эффективность своего применения доказали продукты, выпускаемые отечественным лидером в сфере бухгалтерского ПО «1С». Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) уже применяются в более чем ста странах. Теперь к этому "клубу" присоединилась и Россия. "Мы признали МСФО именно в том виде, в котором они используются во всем мире, - подчеркнул Леонид Шнейдман. - Никакого местного, русифицированного, варианта не будет. Это очень важно, поскольку любое отступление могло бы негативно сказаться на отечественном бизнесе". международный стандарт финансовый отчетность

Всего в России будет действовать 37 стандартов. Составлять отчетность по ним нужно будет на русском языке. Но за компаниями остается право дублировать документы и на иностранном.

Переход на новую систему стартует в 2012 году. В начале 2013-го уже появятся первые отчеты. Работать по новым правилам обязаны будут публичные компании, которые имеют большое значение для экономики страны, - их перечень определен в специальном законе. Это банки, страховые организации, компании, размещающие свои ценные бумаги на бирже. Интересно, что для компаний, выходящих на торги с акциями, новые правила вступят в силу в 2012 году. А для тех, которые размещают облигации, стандарты становятся обязательными с 2015 года. К этому времени переход на МСФО должен быть полностью завершен.

"Особенность отчетов, сформированных по международным стандартам, в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях, - пояснил Шнейдман. - Это значит, что переход на новую систему сделает работу российского бизнеса более открытой и прозрачной".

От этого выиграют все, говорят эксперты. Инвесторы и акционеры смогут получать более полную информацию о финансовом самочувствии компаний. У самих предпринимателей появится возможность занимать деньги на рынке под более низкий процент, и российская экономика в целом получит приток так необходимых ей инвестиций. К тому же переход на новые стандарты финансовой отчетности приблизит перспективу создания в России Международного финансового центра.

Стоит сказать, что 65 процентов крупнейших отечественных компаний уже сегодня отчитываются по международным стандартам. "Но если раньше это было их правом, то теперь это обязанность", - отметил Шнейдман.

По его словам, для таких компаний переход на МСФО сложным не будет, а вот тем, кто раньше по этим правилам не отчитывался, предстоит потрудиться. Однако и у "новичков" серьезных проблем возникнуть не должно, заверяют в минфине. "У российского бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться, - поясняет Леонид Шнейдман. - В некоторых других странах реформа проходила по схеме: сегодня принимаем декрет, а завтра начинаем готовиться к его реализации. Мы пошли по другому пути: создали базу, инфраструктуру, подготовили специалистов и лишь на завершающем этапе закрепили переход законодательно".

Эксперты переход на международные стандарты финансовой отчетности приветствуют. "Это нужно было сделать давно, - констатировал в разговоре с корреспондентом "РГ" президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. - При этом важно, что за малым и средним бизнесом сохранили право отчитываться по упрощенной схеме. Для него переход на стандарты МСФО потребовал бы слишком больших расходов".

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформу послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования в 1997 г. была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет цель реформирования системы бухгалтерского учета -- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),

Существенно изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Таким образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по бухгалтерскому учету, разработанные на основе МСФО и приближенные к их содержанию. Некоторые из них приведены в приложении 1.

В конце 1990-х -- начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180)

Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепцией определены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции:

  • 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
  • 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Переход России на МСФО

В условиях объединения национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Существуют стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются - МСФО или Международные стандарты финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это целостная система, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Основной целью МСФО, является принятие ее пользователями эффективных управленческих решений. международная финансовая отчетность стандарт

Как на международном, так и на российском уровне актуальность внедрения МСФО определена, прежде всего, необходимостью использования единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира.

В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.

В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно возрос. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации";

4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности;

5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н утверждено новое ПБУ "Отчет о движении денежных средств".

Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.

Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.

Однако, успешное внедрение МСФО находится в прямой зависимости от изначальной заинтересованности самих компаний в публичной и прозрачной системе отчетности: к сожалению, на данном этапе подобная потребность недостаточно актуальна применительно к российской ситуации. Во многом отсутствие такой объективной предпосылки внедрения МСФО объясняется исторически сложившимися культурными и ментальными особенностями, в силу которых публичность и прозрачность вообще недостаточно востребованы нашим обществом.

План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами.

Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, - требование владельца бизнеса. Собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.

Еще один плюс применения МСФО - использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям. Но сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета - наиболее оправданное решение для большинства предприятий. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. В компании не для всех хозяйственных операций применяются МСФО, для некоторых участков используются российские правила бухучета, это связано с тем, что применение некоторых МСФО неоправданно трудоемко. Но при необходимости внутренняя отчетность может быть без больших трудозатрат доработана и передана иностранным инвесторам или кредиторам.

Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости. Это будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.

Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. Это связано с тем, что многие российские компании при переходе на Международные стандарты сталкиваются с рядом проблем, которые нуждаются в непосредственном решение.

Во-первых, требуется обучение МСФО сотрудников, а также документы, подтверждающие эти знания. Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО - проблема будет решена. Но специалисты по международным стандартам финансовой отчетности настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия.

Во-вторы, проблема адаптации российских программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО. Отсутствуют нормативная и консультационная базы по проблемным вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.

В-третьих, еще одна важная проблема - языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО.

Так же проблема с который могут столкнуться российские компании, в связи с рядом описанных выше сложностей, и которая непосредственно связана с основными требованиями по МСФО - оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

Однако, не смотря на существующие трудности в переходе российских стандартов на мировые, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего их развития. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется и будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2) создание инфраструктуры применения МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.

Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перспективы применения МСФО в России и в международной практике. Значение перехода бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. Анализ ресурсов, требующихся при переводе организации на составление финансовой отчетности по МСФО.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Концепции бухгалтерской отчетности в России. Международные стандарты финансовой отчетности, их отличия от российских. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности, принципы ее составления и элементы. Перспективы развития отечественного бухгалтерского учета, проблемы реформирования и перехода на МСФО в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность российской системы бухгалтерского учета, план перевода его на международные стандарты финансовой отчетности. Теоретические аспекты РСБУ и МСФО, исследование применения МСФО в Российской Федерации. Трудности и проблемы развития этой сферы.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Понятие бухгалтерских стандартов в России. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнению отечественных экономистов.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2009

    Назначение международных стандартов финансовой отчетности. Характеристика международных стандартов бухгалтерского учета, нормативов образования и профессиональной этики. Переход Республики Казахстан на международные стандарты финансовой отчетности.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2009

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета в России, причины, проблемы и перспективы перехода на МСФО.

Действующая система бухгалтерского учета в РФ существенно отличается от учета операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация данных по некоторым видам операций.

Проблема несовпадения российских принципов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности обсуждается в нашей стране уже давно. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой отчетности. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется главным образом органами государственного регулирования и статистики.

Основные различия заключаются в следующем:

одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, является приоритет содержания над формой.

В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухучета основываются исключительно на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают предпочтение форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание;

вторым основным отличием является схема учета затрат.

В соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а РПБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Согласно методу начисления результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Результаты операций отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность кредитных организаций тех периодов, к которым они относятся. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РПБУ принципа преобладания сущности над формой.

Определив особенности российской учетной политики, можно определить основные условия перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности:

Первое условие. При переходе на МСФО следует учитывать тот факт, что российская система бухгалтерского учета базируется на жестких, однозначно трактуемых инструкциях, указаниях, положениях и иных нормативных актах, обязательных для выполнения. Создание таких регламентирующих документов обусловлено, в первую очередь, интересами государства в лице различных контролирующих органов. Поэтому очень часто говорят, что основной целью бухгалтерского учета является контроль.

Международные стандарты жестких нормативов не предполагают. Они устанавливают такие понятия, как «справедливая стоимость», «амортизированные затраты», «финансовые активы», «производные инструменты» и т.д., а кредитные организации самостоятельно в своей учетной политике «домысливают» эти понятия, превращая их в порядок ведения бухгалтерского учета тех или иных операций.

Второе условие. Применение банками таких принципов составления отчетности, как «метод начислений», «приоритет содержания над формой» приводит к существенным изменениям финансовых результатов деятельности банков, а также к изменениям размеров собственных средств (капиталов) банков.

Третье условие. Основное требование, предъявляемое к отчетности по МСФО, - прозрачность. Международные стандарты обязывают банки сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям информации. Например, выдача кредита инсайдеру должна быть отражена в отчетности или раскрыта в пояснительной записке к отчетности, а если банком учтен вексель дочерней компании, то банк должен указать этот факт в отчетности по МСФО.

Таким образом, переход российских банков на ведение учета и составление отчетности по МСФО можно разбить на два этапа. На первом этапе предполагается ведение учета в соответствии с российской учетной политикой, а для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО целесообразно использовать метод трансформации. На втором этапе следует изменить правила ведения бухгалтерского учета так, чтобы отчетность, составленная на основе данных бухгалтерского учета, в полной мере соответствовала требованиям МСФО.