Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Классическая политическая экономика кратко. Классическая политэкономия. Основные представители

Классиками политэкономии стали Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, которые обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство, заложили основы трудовой теории стоимости, исследовали механизм воспроизводства общественного капитала, предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. Класски осуждали меркантилистов, считали, что богатство должно создаваться с помощью материального производства, а не с помощью промышленности.

В основе учения классической школы лежит трудовая теория стоимости. Основные посылки классической политэкономии:

  • 1. исследования не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;
  • 2. критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта (купцы);
  • 3. отнесение к производительному труду труда, занятого в материальном производстве.

Классическая модель. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития. Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, - «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) «Отцом» богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Согласно этой модели, система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а, следовательно, потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость, чтобы государство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше соответствовала общим, интересам.

Экономисты классической школы крайне отрицательно относятся к поддержанию уровня цены, созданию препятствий на пути использования технических изобретений, ко всему, что напоминает правительственную поддержку или молчаливое согласие с деятельностью монополии.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги.

Смит пишет книгу «Богатство народа», в ней он делит труд на производительный и непроизводительный, говорит о 1разделении труда, 2накоплении капитала, 3роли налогов, также он касается роли государства – «принцип невидимой руки», главной задачей экономики считает – удовлетворение человеческих потребностей, а задачей гос-ва – дать условия существования естественного порядкаПрименяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты. Так же А. Смит выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Идеи А. Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д. Рикардо. В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

В классической политэкономии товар - это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и произведенный для продажи. Товар так же рассматривался как некий материальный объект, поскольку в основе всей экономической деятельности человеческого общества находилось, до недавнего времени, только материальное производство.

В классической политэкономии любые объекты труда имеют сугубо материальную природу, отсюда труд человека, до недавнего времени, по большей части являлся физическим, и средства труда также оказывались сугубо материальными. То есть получается, что человек как существо, живущее в материальном физическом мире, осуществляет свою технологическую деятельность именно в рамках этого мира. При этом все объекты труда оказываются составными частями материальной технологической среды.

Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Риккардо говорил о проблемах распределения богатства между – собственниками (предпринимателями), земельными собственниками и наемными работниками. Труд - основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих.

Классическая политэкономия знает три источника ВВП - труд, капитал и земля (земельная рента),

В классической политэкономии стоимость определяется затратами на производство товара.

К странам с классической моделью первоначального накопления капитала относят Голландию и Англию.

В рамках классической политэкономии появились целый ряд новых направлений, что было связано с проводившимся в Англии промышленным переворотом. Это изменило социальную структуру общества: с одной стороны, усилилась роль промышленной буржуазии. С другой, это вызвало обнищание мелких производителей, существенное увеличение наемных рабочих.

Классики основали трудовую теорию стоимости: 1 разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции, 2 Стоимость – воплощенный в товаре труд, следовательно равенство товаров по стоимости означает, что в них заключено одинаковое кол-во труда.

Ценность товара определяется издержками производства, затраченными на его производство. Человек рассматривается только как «экономический человек», кот. Стремится к собственной материальной выгоде. Главным фактором повышения богатства является накопление капитала. Деньги – лишь ср-во обращения. Экон. Рост достигается путем увеличения доли населения, кот. Занимается производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор увел. производительности труда – специализация (экономия раб. времени, совершенствование навыков работы, новые технологии).

Зарплата – «продукт труда», вознаграждение за труд

Прибыль – «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и зарплатой рабочих

Земельная рента – плата за пользование землей данного качества, уплачивается арендатором собственнику.

Капитал – часть запасов, на кот. Капиталист ожидает получить доход.

Смит делил капитал на основной и оборотный (вступает в процесс обращения и меняет форму в процессе производства).

Пети определят стоимость товара деньгами, т.е. меновой стоимостью. Считал, что зп должна регулироваться гос-вом (необходимый прожиточный минимум)

Смит различал естественную цену товара (=издержкам производства) и рыночную (формируется на рынке под действием спроса и предложения)

Риккардо включает в стоимость товаров не только стоимость, созданную непосредственно затраченным на них трудом, но и стоимость капитала, кот. принял участие в производстве.

Классическая школа политэкономии относится к числу зре­лых направлений экономической мысли. Классической ее назы­вают, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений. Школа зародилась в конце XVII в. и достигла расцвета в XVIII-XIX вв. В ее разви­тии с некоторой условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Для этого периода характерно расши­рение сферы рыночных отношений. Экономическая мысль этого времени сосредотачивается уже не на сфере обращения, а на сфере производства. Это эпоха зарождения классической поли­тической экономии. Ведущие ее представители Уильям Петти (I623-1687) - основоположник классической полиэкономии в Англии и Пьер Буагилъбер (1646-1714) - родоначальник шко­лы во Франции.

В отличие от меркантилистов У. Пегги утверждал, что богат­ство нации образуют не только драгоценные металлы, но и зем­ли страны, дома, корабли, товары. Образование богатства проис­ходит не в торговле, а в сфере производства благодаря труду. Петти - первый автор трудовой теории стоимости, согласно ко­торой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. Экономист выступал против притока драго­ценных металлов в страну, так как видел в нем источник роста внутренних цен. Петти отмечал, что избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых ра­бот. Иными словами, он являлся сторонником количественной теории денег.

К сведению. У. Петти родился в семье мелкого ремесленни­ка. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, нанялся юн­гой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на бли­жайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране Петти смог выжить и даже поступил в колледж. Па жизнь зара­батывал самыми разнообразными способами: чертил морские карты, служил в военном флоте. Дальнейшую жизнь посвятил изучению медицины. В 27 лет получил степень доктора физики и стал профессором анатомии в одном из английских коллед­жей. У. Петти изучат математику, хотел стать изобретателем (изобрел копировальную машину и получил патент на нее). За­тем внезапно оставил свою должность и нанялся врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. Петти обо­гатился, взявшись за правительственный подряд по составле­нию карты покоренной Ирландии, и здесь ему очень пригоди­лись полученные в свое время знания по картографии. Приехав в Ирландию простым медиком, через несколько лет он стал одни из самых богатых людей в стране. В 38 лет он был возведен в рыцарское звание и стал именоваться сэром У. Петти.

П. Буагильбер, как и У. Петти, не был профессиональным ученым-экономистом. Источником богатства он также считал сферу производства, а торговле отводил роль условия, необхо­димого для развития экономики. Буагильбер безотносительно своего английского единомышленника выдвинул трудовую тео­рию стоимости. Он абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, отстаивал политику, направлен­ную на поощрение развития сельского хозяйства. Буагильбер недооценивал роль денег как товаров. Он был единственным представителем классической школы, требовавшим упразднения денег.

К сведению. П. Буагильбер родился в семье дворянина. Сле­дуя отцу, получил юридическое образование. Некоторое время занимался литературой, затем обратился к традиционный для семьи профессии юриста. В результате ссоры с отцом был ли­шен наследства. Долгое время работал судьей, затем получил доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа. На этой должности он находился в течение 25 лет и незадолго до смерти передал ее старшему сыну. Высо­кое общественное положение стимулировало его интерес к эко­номическим проблемам страны. Работы Буагильбера являются одним из важнейших источников сведений о состоянии эконо­мики Франции той эпохи.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. Это время расцвета классической политэкономии, формирования ее основных кате­горий и законов. Данный этап развития науки связан с именем и трудами шотландского экономиста и философа Адама Смита (1723-1790). Его несомненная заслуга состоит в том, что он впер­вые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов. По мнению А. Смита, основным мотивом хозяйственной деятельности человека является личный интерес. Человека он считал существом экономическим, т. е. ли­цом, наделенным эгоизмом и стремящемся ко все большему нако­плению богатства. Стремление людей улучшить свое материаль­ное положение способствует процветанию всего общества. В этой связи экономист сформулировал принцип «невидимой руки», ко­торый утверждал, что индивид, преследуя собственные интересы, направляется механизмом свободной конкуренции в интересах всего общества. Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, де­нег, капитала и людей ресурсы общества используются оптималь­но. Поскольку рыночные законы лучшим образом регулируют экономику, то принцип полного невмешательства государства в экономику («laissez faire») является условием ее эффективности. Вмешательство государства в экономику должно быть минималь­ным (обеспечение военной безопасности, правосудие, содержание некоторых общественных учреждений). Смит высоко оцени­вал значение разделения и специализации труда, которые ведут к росту его производительности.

К сведению. А. Смит родился в семье таможенного чинов­ника, умершего за несколько месяцев до его появления на свет. Он был единственным ребенком молодой вдовы. Семья жила небогато, по этой причине А. Смит не смог получить блестяще­го образования. Он с детства проявлял способности к учебе, в возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго, продолжил обучение в Оксфордском университете. Смит обладал энцикло­педическими познаниями по разнообразнейшим отраслям нау­ки. В 29 лет был назначен профессором логики, затем работал на кафедре моральной философии. В дальнейшем он оставляет кафедру, отказывается от профессорской деятельности и на время заграничного путешествия становится воспитателем сына видного английского аристократа. Научный интерес Смита все более смещается к экономической науке. В возрасте 55 лет он был назначен комиссаром таможни и оставался на этой долж­ности до кончины. Смит был одним из образованнейших лю­дей своего времени.

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в. Это период завершения промышленного переворота в большинстве промышленно развитых государств. На данном этапе основные по­ложения и законы классической политической экономии под­вергаются переработке, идет их дальнейшее развитие. Ведущие представители данного этапа - Жан Батист Сей (1767-1832), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Роберт Мальтус (1766-1834) и др.

Д. Риккардо является одновременно и последователем и оп­понентом отдельных положений учения А. Смита. Риккардо за­вершил создание классической политической экономии. Его не­сомненной заслугой является то, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, система­тизировал экономические знания того времени. Как и А. Смит, он был против вмешательства государства в экономику. Услови­ем экономического развития считал свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма. Уче­ный сформулировал теорию сравнительного преимущества, в которой доказал взаимовыгодность международной торговли. По мнению Риккардо, если разные страны обладают сравни тельным преимуществом в производстве разных товаров, то ме­ждународная торговля между этими странами будет взаимовы­годна.

К сведению. Д. Рикардо был третьим из 17-ти детей бирже­вого маклера. Ему не довелось получить систематического об­разования, так как с ранних лет он был вынужден помогать отцу в бизнесе. К 16 годам он самостоятельно справляется со многими его деловыми поручениями, разбирается в торговых и биржевых делах. Женившись в 21 год без благословения роди­телей, Рикардо остался без их материальной поддержки и был изгнан из дома. Однако спустя несколько лет природные спо­собности и полученные ранее навыки позволили ему добиться достаточного финансового благополучия. К 38 годам Риккардо становится крупной финансовой фигурой. В дальнейшем он со­четает занятие бизнесом и изучение экономической науки. За 4 года до смерти он оставляет занятия бизнесом и переходит на государственную службу, чтобы на практике воплотить собст­венные экономические идеи.

Ж. Б. Сей безоговорочно принял принцип свободы рынка и неограниченной свободной конкуренции. Деньги, по его мне­нию, являются только орудием обмена, так как людям нужны ни сами деньги, а то, что на них приобретается. Экономическая наука обязана Сею двумя положениями. Он сформулировал тео­рию трех факторов производства и так называемый закон рынка, или, как его еще называют, «закон Сея». Закон рынка утвержда­ет, что предложение товаров создает свой собственный спрос, или иными словами, произведенный объем продукции автома­тически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, следовательно, достаточный для их полной реализации. Экономист утверждал также, что земля, труд и капитал являются равноправными факторами создания стоимости и каждый из факторов порождает свой собственный доход (рента, заработная плата, прибыль).

К сведению. Ж. Б. Сей родился в семье купца, получил об­разование, достаточное для продолжения семейных традиций, стал впоследствии крупным фабрикантом. Он активно зани­мался самообразованием, углубленно изучал политическую эко­номию. В последние годы жизни возглавлял кафедру политиче­ской экономии, став основателем собственной школы эконо­мической мысли.

Т. Мальтус принял принцип А. Смита о том, что главным ус­ловием экономического развития является свободная конкурен­ция. Мальтус, как и его предшественники, полагал, что пределов для расширения производства не существует и рост богатства может происходить неограниченно. Однако экономист отмечает, что возможны не только частные, но и общие кризисы перепро­изводства. Экономическая наука обязана Т. Мальтусу созданием теории народонаселения. Ученый утверждал, что при благопри­ятных условиях население увеличивается в геометрической про­грессии, а производство пищи и других необходимых предметов существования возрастает всего лишь в арифметической про­грессии. Следовательно, бедность может стать уделом всего че­ловечества. Для решения проблемы предлагал мероприятия по ограничению роста населения.

К сведению. Т. Р. Мальтус родился в семье помещика. По­скольку Мальтус был вторым сыном в семье, то наследства ему не полагалось. Как младшему сыну ему предназначалась духов­ная карьера. Мальтус получил хорошее образование, ему была присвоена богословская степень. Приняв духовный сан, он ста­новится сельским священником. Одновременно Мальтус пре­подает в колледже, углубленно изучает экономическую теорию. В дальнейшем он продолжил работу в должности профессора кафедры современной истории и политической экономии. При этом он продолжат исполнять в этом колледже и обязанности священника.

Четвертый этап развития классической политической эко­номии охватывает период второй половины XIX в. Это завер­шающий период становления классической политэкономии. В это время ряд положений классической политэкономии под­вергается существенной корректировке, формируются новые на­правления экономической мысли. Ведущими представителями этого периода были Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Карл Маркс (1818-1883), обобщившие лучшие достижения школы.

Дж. С. Милль - один из завершителей классической политэкономии. Ученый принимал основные положения классической школы. Милль поддерживал общий принцип классической политэкономии о свободе рынка, но отмечал существование различных сфер общественной деятельности, где рыночный меха­низм неприемлем. В связи с этим выдвинул идею активизации участия государства в социально-экономическом развитии обще­ства. Ему принадлежат первые суждения о социализме и социа­листическом устройстве общества. Предлагаемые им социальные реформы заключались в следующем: ограничение неравенства в обществе при помощи ограничения права Наследования; социа­лизация земельной ренты при помощи земельного налога; введе­ние корпоративной ассоциации, ликвидирующей наемный труд.

К сведению. Дж. С. Милль родился в семье известного эко­номиста Джеймса Милля, получил блестящее образование. Ре­бенок рос вундеркиндом, с детства проявлял способности к учебе, которые были весьма разносторонни (всемирная исто­рия, греческая и латинская литература, философия, политиче­ская экономия). В 10 лет он делал обзоры всемирной истории, греческой и латинской литературы, курс политической эконо­мии он прошел с отцом в возрасте 13 лет. Первую научную ра­боту в области политэкономии Милль опубликовал в 23 года. Милль мечтал о политической карьере, однако его отец распо­рядился иначе, и молодой человек начал постигать основы биз­неса в должности младшего клерка. Всю свою жизнь сочетал занятие бизнесом с научной работой, несколько лет был чле­ном парламента.

К. Маркс - мыслитель и общественный деятель. В своем мировоззрении опирался на идеи классической школы, правда существенно измененные. Он явился основоположником теоре­тической концепции, получивший название «марксизм». Мар­ксизм - своеобразный вариант развития классической экономи­ческой школы, отстаивающий и защищающий интересы рабочего класса. Краеугольный камень марксизма - теория при­бавочной стоимости, в соответствии с которой труд является единственным источником богатства, прибыль же капиталистов и рента землевладельцев только часть стоимости, созданной тру­дом рабочих и безвозмездно присваиваемой владельцами капи­тала и земли. Марксизм всесторонне исследовал капиталистиче­скую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибе­ли и становления новой экономической системы - социализма. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о ги­бели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась ис­торически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации. К. Маркс разработал концепцию о базисе и надстройке: сово­купность производственных отношений составляет экономиче­скую структуру общества - базис, на котором возвышается над­стройка. По мнению ученого, деньги - это товар, стихийно вы делившийся среди прочих товаров и играющий роль всеобщего эквивалента, т. е. выразителя стоимости всех товаров. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв.

К сведению. К. Маркс был вторым из девяти детей адвоката. Ом изучал право, философию, историю и историю искусств. По завершении учебы получил степень доктора на философском факультете. Работал сотрудником, а затем редактором газеты. Маркс до конца жизни был ученым-теоретиком. Отличаясь большой работоспособностью, увлеченностью, глубокими зна­ниями, он тем не менее почти никогда не имел постоянной оп­лачиваемой работы. Маркс прожил большую и драматическую жизнь: в ней была большая любовь к жене, замечательная друж­ба с Ф. Энгельсом, ожесточенные идейные схватки, нищета.

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII веке. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, т.к. создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет.

То, что У.Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723-1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.


Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772 – 1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует, и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливаются на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

Последний тезис опровергает другой последователь А.Смита – Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим, одной из главных причин войн Т.Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.

Классическая политическая экономия изучает все сферы экономики производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг . От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики.

Классическая политическая экономия по-своему доказала научную несостоятельность меркантилизма. Богатство нации создается, считали классики, не в торговле (здесь денежная форма стоимости меняется на ее товарную форму), а в производстве. Производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства .

Цель меркантилизма - поднять благосостояние нации - невозможно достичь на практике с помощью внешней торговли. Постоянный приток в страну драгоценного металла приводит к обратному результату. Обилие денег в государстве вызывает рост внутренних цен, удорожание товаров, что уменьшает потребление продуктов населением.

В классической политической экономии образовались две школы - французская (физиократы) и английская .

физиократы (греч.physis - природа + kratos - сила, власть) -школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. Основателем и главой физиократов во Франции был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Он постарался обосновать основную идею своего учения: сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный "чистый продукт", за счет которого увеличивается богатство страны . В земледелии труд создает больше продуктов, чем нужно для воспроизводства его самого и его условий. Такая повышенная продуктивность земледельческого труда обусловлена самой природой.

Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства.



Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

В отличие от физиократов английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех Других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах . Саму стоимость создает труд работников, производящий товары (теория стоимости подробно изучается в 4-й теме).

При разработке учения о рыночной цене классики глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от условий предложения товаров на рынке. Однако они не исследовали воздействия спроса покупателей на цену.

А.Смит и Д.Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а отдельную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получаю] дачный доход (теория прибавочной стоимости детально рассматривается в 8-й теме).

К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса.

Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις - природа и κράτος - сила, власть, господство) - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества - идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения - желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже - в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Физиократы в России

Чистых представителей физиократической теории в России не было, но влияние прикладных выводов их учения сказалось в первой половине царствования Екатерины II. Идеи физиократов распространялись у нас при помощи французской просветительной литературы: Екатерина могла познакомиться с ними из Вольтера и Энциклопедии. В Наказе отголоском этих идей является возвеличение земледелия над промышленностью и торговлей и взгляд на свободу торговли. Но и тут уже эти мнения обставлены оговорками и ограничениями. Тем не менее, с первых годов царствования Екатерины уничтожаются привилегии, данные фабрикам в прежнее время, уничтожаются монополии на заведение фабрик того или другого рода, в том числе и казенных, отменяются льготы от разных повинностей; наконец, манифестом 17-го марта 1775 г. устанавливается принцип свободной конкуренции, уничтожается концессионный порядок устройства промышленных заведений и система специальных сборов с фабрик и заводов. В тот же период издается сравнительно более льготный для ввоза тариф 1766 г. Наконец, интерес окружающих императрицу лиц к физиократическим учениям выражается в создании - по образцу европейских учреждений, основанных сторонниками физиократов, - Вольного экономического общества (1765). На вопрос, поставленный Обществом по желанию императрицы для соискания премии, - о собственности крестьян, прислано было несколько ответов, написанных в духе физиократов, и эти ответы были одобрены Обществом. При участии кн. Д. А. Голицына, русского посла в Париже, переписывавшегося в 60-х годах с Екатериной по крестьянскому вопросу, выписан был даже рекомендованный Дидро представитель школы физиократов, Мерсье де ла Ривьер, неприятно поразивший императрицу своим самомнением и слишком высоким представлением о той роли, которую он готовил себе в России в качестве законодателя. После 8-месячного пребывания в Петербурге (1767-68) он был отослан назад во Францию, и с этих пор начинается быстрое охлаждение Екатерины к физиократам. В своей частной переписке она жалуется (середина 70-х годов), что «экономисты» её осаждают навязчивыми советами, называет их «дурачьем» и «крикунами» и не упускает случая посмеяться над ними. «Я не сторонница запрещений, - говорит она теперь, - но полагаю, что некоторые из них введены с целью устранения неудобств и было бы неблагоразумно и опрометчиво до них касаться». Она возражает против полной свободы хлебной торговли и даже против отмены внутренних городских сборов, последовавшей при имп. Елизавете. В 80-х годах политика Екатерины относительно торговли и промышленности окончательно изменяется в духе, противоположном принципам физиократов. В русском обществе идеи физиократов как известное политико-экономическое учение не имели сколько-нибудь заметного влияния: занятое политическими и философскими идеями, оно мало обращало внимания на политическую экономию. Когда такой интерес явился в начале XIX в., в политической экономии уже господствовали идеи Адама Смита, которые и проникли в Россию.

Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) - край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Важнейшие элементы маржинализма как направления финансовой науки:

1) Использование предельных величин.

2) Субъективизм, т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

3) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

4) Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

5) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.

6) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы.

Теория

Задача маржинализма - исследование закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа . Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

Теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума. Сущность маржиналистской революции:

Осуществлен переворот в методах анализа. Центр тяжести в анализе был перемещен с издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента для экономической теории была принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. В экономическую науку был впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ.

Изменилась постановка задач. Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей.

Произошла революция в теории ценности. Отвергается классический подход, т. е. сведение ценности к затратам труда или к другим факторам. Ценность определяется степенью полезного эффекта, т. е. степенью удовлетворения потребностей.

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Основные теоретические положения австрийской школы

Особенности австрийской школы:

· отказ от использования математических методов исследований;

· крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

· акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

· акцент на гетерогенность и его временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.

Экономисты австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма (англ. methodological individualism), который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории - логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности (human action), называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). Кроме того, хотя натурные эксперименты (англ. natural experiment) часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей - предмет экономического исследования - не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы.

4. Основные направления экономической мысли 20 в.

Авторы монографии “Истории экономических учений” выделяют два основных направления в экономической теории 20 века. Это теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.

Сторонники “регулируемого капитализма”, к которым относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ – берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д . Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века , когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.

Представителями неоклассического направления утверждают, что на основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением . Они исходят из микроанализа – подходят к изучению экономики с рассмотрения мотивов поведения отдельного предприятия, отдельной фирмы, цен на отдельные товары, и на основе этого делают выводы, относящиеся ко все экономике.

“Институционально-социальное” направление на первый план выдвигает общественные отношения людей и роль этих отношений в понимании экономических процессов. Прежде всего, они рассматривают сферу обмена, формы организации рынка, принципы морали . К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства. 13

Кейнсианство. Основателем данного направления экономической теории является Дж. М. Кейнс. Он разработал “общую теорию занятости”. По его мнению, с увеличением занятости растет национальный доход, а следовательно, увеличивается потребление, но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста дохода у людей усиливается стремление к сбережениям . Таким образом, рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Оно выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и уровень занятости. Недостаточное развитие потребительского спроса может быть компенсировано увеличением затрат на новые инвестиции. Согласно теории Кейнса, общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению, предельной эффективностью капиталовложений и нормой процента .

Одним из основных положений теории Кейнса является тезис о решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости . Они должны компенсировать недостаток потребительского спроса. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления.14

Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж. Робинсон, во Франции – дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.

Американское кейнсианство имеет ряд специфических черт . Во-первых, Хансен разработал теорию стагнации , которая пыталась объяснить причины экономических кризисов. Он считает, что причинами экономических трудностей капитализма является ослабление “внешних импульсов” – замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.

Хансен и Харрис считают государственный бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице .

Представители французского дирижизма – Г. Ардан, П. Мендес-Франс, Ф. Перру в целом одобрив идею государственного вмешательства в экономике критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”, к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства – выступать для них арбитром и координирующей силой.

Представители посткейнсианства (Н. Калдор, П. Сраффа, С. Вайнтрауб) исходят из идеи внутренней неустойчивости капиталистической системы. Они критикуют теории предельной полезности и предельной производительности факторов производства, пытаясь усовершенствовать теорию Кейнса, объединив его идеи с концепцией Рикардо .

Неоклассическое направление . Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производства.

В отличие от прошлых теорий современные неоклассики отвергают старую концепцию, согласно которой замена труда капиталом вела к росту производительности труда, но к снижению производительности капитала. Условием сбалансированного роста, по мимо свободной конкуренции является свободная денежная система. Центральное место в неоклассических теориях занимает проблема потенциально возможного темпа роста исходя из наличия факторов роста производства и их оптимального использования.

Одним из течений неоклассического направления является неолиберальное экономическое учение. В США широчайшее распространение получили взгляды чикагской “монетарной школы”. Лидером монетаризма в США является М. Фридмен . Он выступает в защиту свободного предпринимательства, считая его важнейшим гарантом прав индивида . Фридмен против государственных программ помощи наименее обеспеченным слоям населения. Он пытается доказать монопольную роль денежного фактора в формировании и колебании величины национального дохода. В основе всех его рассуждений лежит постулат о существовании высокостабильной функции спроса на кассовые остатки (наличные деньги и чековые депозиты). Это означает, что спрос на деньги жестко связан с движением фундаментальных экономических показателей, прежде всего реального дохода на душу населения. Наоборот, предложение денег нестабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов. Если кредитные учреждения будут выпускать недостаточное количество денежных знаков или выпускать их в объеме, превышающем действительные потребности хозяйства, экономика будет сталкиваться с кризисом. 15

Институционально-социальное направление . Сторонниками данного направления являются Дж. К. Гелбрейт, П. Драккер, Ж. Фурастье. Важнейшая составная частью этой концепции – теория “диффузии собственности”.Как считает Драккер , рост количества акционерной формы предприятий, распространения акций среди населения является рассеиванием, диффузии собственности. Реальными собственниками предприятий являются средний класс и рабочие. Вторым аспектом данной теории выступает концепция “революции менеджеров”. По мнению Гелбрейта, с развитием акционерных обществ, власть капиталистов-собственников уходит на второй план или совсем исчезает и устанавливается власть наемных управляющих. Третий момент рассматриваемой концепции – “теория революции в доходах”.В развитых капиталистических страна произошел переворот в распределении дохода, который состоит в выравнивании доходов между слоями и классами общества.

5. 5. парадигмы экономики

Парадигма- научная гипотеза, объясняющая крупномасштабные явления. Возникла в 50-60 г. 20 века. Понятие относительно новое, но теория известна давно.

Новая парадигма всегда встречается в штыки

1.возникает

2.развивается

3.отмирает

П. должна объяснять крупномасштабные явления и процессы, рассчитана на десятилетия.

Когда существуют старые и новые парадигмы, одни и те же факты объясняются по-разному.более или менее значимые имеют место в жизни.

Парадигмы в экономической науке:

Формационная.

Теория была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине XIX в.

В основе формационной парадигмы лежит категория "общественно-экономической формации", которая в свою очередь включает систему определенных в рамках данной парадигмы понятий, таких как способ производства материальных благ, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Суть этого подхода состоит в выделении 5 общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической), последовательная смена которых показывает этапы развития всемирно-исторического процесса. При этом предполагается, что каждое общество в своем развитии, как правило, проходит все эти формационные ступени.

Классическая школа политэкономии охватывает период с середины XVIIIct. до 70-х годов ХIХ ст. При расширенном трактовке состава классической школы к ней относят А. Смита, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтуса, Ж.Б. Мера, Н.У. Сениора, Дж. С. Милля и других экономистов XIX в.

Классическая экономическая теория всего сосредотачивалось на вопросах экономического роста и развития; природе и причинах богатства народов; распределения национального продукта между владельцами производства в контексте роста численности населения и возможности исчерпанности ресурсов; свободной конкуренции в условиях частнопредпринимательской экономики. Акцент делался на накоплении капитала, расширении рынков и разделении труда. Классическая экономическая теория была также существенно ориентирована на разработку рекомендаций по экономической политике, хотя государственное вмешательство предполагалось как исключительные прагматичные меры, как правило, тогда, когда рынки давали сбой.

Классическая политэкономия - это преимущественно макроэкономическая теория, которая рассматривала растущую динамичную экономику. Ее последовательница - неоклассическая экономика - анализировала статическую экономику, так как концентрировала свое внимание на исследовании принципов, которые определяли эффективное размещение ресурсов.

Классическая политэкономия изучала также микроэкономические проблемы. Классическая теория стоимости сводилась к издержкам производства и трудовой теории стоимости, в то время как неоклассическая экономика отмечала субъективных аспектах стоимости. В то время как в неоклассической экономике все цены определялись в основном спросом и предложением, классики утверждали, что цены товаров вытекают из "естественных" ставок вознаграждения факторов, использованных в процессе производства: вознаграждение за землю (рента) определяется ее редкостью и разной плодородием, вознаграждение за труд (зарплата) - стоимостью средств существования рабочих в долгосрочном периоде, а прибыль - это то, что осталось после учета стоимости двух вышеупомянутых факторов производства. В отличие от других школ экономической мысли (за исключением марксизма), классическая отличается тем, что в этой школе была своя теория народонаселения, так как мальтузианского концепция делилась большинством ее членов. Самыми слабыми звеньями классической политэкономии были недооценка ею важности учета совокупного спроса (наиболее явно проявилось в законе Сея) и отсутствие ясности относительно того, что определяет предложение капитала по возмещению расходов на заработную плату (теория фонда заработной платы) и материальных инвестиций.

Что касается методологии анализа, то представители классической школы разделились на два лагеря. Представители первого стали сторонниками индуктивного метода, например, А. Смит, формулировал выводы на базе эмпиризма, выводил эмпирически законы, на которые потом опирался и проверял результаты, по сравнению с другой эмпирической информации. Классики второго лагеря, ярким представителем которого считается Д. Рикардо, проявляли склонность к дедуктивного метода. Они выдвигали гипотезы, выводя из них выводы и не делая попыток проверить результаты. Такую метода И. Шумпетер в своей книге "История экономического анализа" (1954) назвал "недостатком Рикардо".

Полнее и понятнее содержание классической школы становится при анализе основных положений, выдвинутых каждым из вышеназванных ученых.

А. Смит как основатель классической школы

Адам Смит (1723-1790), выдающийся шотландский философ и экономист основания считается одним из основателей политической экономии, так как первым собрал воедино и систематизировал научные элементы предыдущих доктрин. Смит использовал очень широкий подход, в котором экономика была только одной из составных частей его анализа общества и человека. Его отношение к экономической организации общества в большой степени определялось его верой в "естественной закон", то есть в том, что в условиях "естественного порядка" (свободной конкуренции) сложными взаимоотношениями людей в процессе их хозяйственной деятельности руководит "невидимая рука", имея в виду, что экономическая жизнь людей подчиняется законам, социальная организация и правовая инфраструктура должны соответствовать этим законам, а не вступать с ними в противоречие.

Книга Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) была первой полномасштабной трудом по политической экономии, которая содержала теории производства и распределения, и сквозь призму этих теорий рассматривала предварительную экономическую теорию и практику. Смит сосредоточился на экономическом росте, делая вывод, что его мотором является разделение труда, которое ведет к увеличению объемов производства, технического прогресса и даже накопления капитала. По Смиту, разделение труда требует необходимость обмена, а также имеет свои пределы, обусловленные размером рынка. Обмен происходит потому, что его каждому человеку подсказывает личный интерес в желании иметь товары, произведенные другими. Еще одним фактором экономического роста Смит считает накопления капитала, и в основе этого, по его мнению, является бережливость. Для того чтобы рост успешно состоялось, в обществе должно быть соответствующее социальное, институциональное и правовая среда, поэтому Смит выступает за "очевидную и простую систему естественной свободы", по которой каждого человека в его стремлении реализовать свой личный интерес "невидимая рука" ведет к удовлетворению интересов всего общества, хотя это и не входило в планы отдельной личности. Таким образом устанавливается гармония интересов индивида и общества в целом. Смит полностью полагался на систему свободной конкуренции, которая, по его мнению, должна способность к саморегуляции, а также к оптимального размещения экономических ресурсов. Конечно, Смит отстаивал экономическую политику laissez faire, но он также признавал необходимость вмешательства государства, например, в случае установления защитных пошлин для новорожденных отраслей, а также для выполнения государством таких функций, как безопасность, правопорядок и некоторые общественные работы.

Отдельно от своей модели экономического роста Смит также рассмотрел микроэкономические вопросы. Для простого обществе применял трудовую теорию стоимости, а для капиталистического - теорию издержек производства, определяя ими цены товаров. Ренту определял цене, а не наоборот. Смит выдвинул ряд концепций для объяснения заработной платы, включая теорию прожиточного минимума. Прибыли, утверждал он, будут со временем падать благодаря конкуренции и растущим трудностям в нахождении прибыльных сфер инвестирования капитала.

Смит также анализировал различные системы политической экономии, подверг критике меркантилистов и физиократов, сделал существенный вклад в развитие теории международной торговли. Более четверти своего труда "Богатство народов" Смит посвятил исследованию государственных финансов, в рамках которого он выдвинул свои знаменитые принципы, на которых должна основываться система налогообложения.

Несмотря на то, что в своей "Истории экономического анализа" И. Шумпетер утверждал, что книга "Богатство народов" не содержит аналитической идеи, принципа или метода, которые были абсолютно новыми в 1776 году (то есть на время первой публикации книги) , работа Смита, тем не менее, была большим достижением благодаря способности автора собрать воедино и объединить в стройную и логичную систему основные политэкономические идеи, разрозненно выдвинутые многими его предшественниками. Главной научной заслугой Смита было то, что он сделал первые шаги на пути к созданию теории оптимального эффективного размещения ресурсов в условиях свободной конкуренции. Крылатым стало высказывание: "К Смита была экономическая дискуссия, а после Смита начали дискутировать по вопросам политической экономии".

Вклад Д. Рикардо в разработку теоретических основ классической школы

Давид Рикардо (1772-1823) - выдающийся английский экономист, представитель классической школы. Его имя больше связывают с теорией ренты и теории сравнительных издержек, хотя его научный потенциал включает много других ценных идей.

Его интерес к экономической теории появился после того, как в 1799 он прочитал труд А. Смита "Богатство народов". Первой печатной работой Рикардо была газетная статья 1809, которая стала основой его трактата "Высокая цена слитков - доказательство обесценения банкнот" (1810). В нем он доказывал, что тогдашняя текущая инфляция была результатом того, что Банк Англии не мог ограничить предложение денег. К аналогичному выводу пришел официальный комитета 1811 году.

Главным трудом Рикардо стала книга "Основы политической экономии и налогообложения (1817). В ней автор утверждал, что политическая экономия должна представлять собой "исследование по законам, которые определяют распределение продукта производства между классами, которые способствовали его созданию». В процессе объяснения этого распределения он конструировал модель, которая демонстрировала, что рано или поздно рост закончится через редкость природных ресурсов. Сердцевиной этого процесса был закон убывающей отдачи и разная плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Рикардо согласен с теорией народонаселения Мальтуса, согласно которой предложение трудовых ресурсов будет неограниченным в условиях зарплаты, достаточной для жизнеобеспечения работников и их иждивенцев. Для растущего населения потребуется больше продуктов питания. Это повлечет за собой расширение культивации менее плодородных земель, на которых предельный продукт труда и капитала будет меньше по сравнению с землями, обрабатывались ранее, а также более интенсивной обработки земель, которые были в текущем использовании. Дополнительная земля, привлекается в обработку, является бесплатным даром природы и не должна иметь рентной вознаграждения. Лучшие земли благодаря своей плодородия дают любом фермеру-арендатору преимущество, поэтому конкуренция за эти земли приводит к уплате ренты землевладельцам. Прибыль - это остаток стоимости продукта после уплаты ренты, которая будет отличаться в соответствии с плодородия земли, и фиксированной (на уровне жизнеобеспечения) зарплаты. С ростом народонаселения использования даже дополнительных менее плодородных земель приведет к нулевому избытке после уплаты фермерами-арендаторами зарплаты наемным рабочим и ренты землевладельцам. В условиях отсутствия прибыли накопления капитала прекратится. Аналогичная аргументация (по некоторым предположениям) использовалась для объяснения нулевых доходов в обрабатывающей промышленности.

Краткосрочное решение данной проблемы заключалось, по мнению Рикардо, во внешней торговле и в импорте дешевого зарубежного зерна. Это привело Рикардо к аргументации об отмене тогдашних действующих зерновых законов, а также к разработке своей теории сравнительных издержек, чтобы фритредерство (свободная торговля) выгодно для всех стран, которые ее вводят. Хотя его аргументация была на уровне товаров, Рикардо видел возможность применения этой теории относительно уровней зарплаты и цен. Так, например, если международные платежи были в контексте долгосрочного баланса, то более эффективная страна будет иметь высокий уровень денег и реальных зарплат.

Много времени и энергии Рикардо посвятил неудачном поиске постоянной верной меры стоимости, которую он надеялся найти в трудовой теории стоимости. В конце концов, Рикардо, как считают современные исследователи его творчества, предложил не что иное, как эмпирическую теорию трудовой стоимости том, что видел логические трудности в объяснении стоимости на основе взносов труда, но он, тем не менее, применял их, чтобы объяснить стоимость на основе того, что затраты труда в количественном отношении были главной составляющей издержек и цен.

Пытаясь узнать экономическую сущность общества, Рикардо широко и последовательно использовал методы дедукции и абстракции. По мнению английского историка экономической мысли М.Блауга, значительный вклад Рикардо заключается в том, что этот ученый "изобрел технику экономической науки", заложил фундамент модельного подхода к построению экономической теории.

Т. Г. Мальтус и его теория народонаселения

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) был священником и профессором современной истории и политической экономии (впервые так называемого предмета в Великобритании) в Ост-Индийском институте. Хотя он и сделал весомый вклад в анализ денег и "теорию перепроизводства" (в разработке которой Кейнс считал его учредителем), а также стал известным через научную дискуссию со своим другом Рикардо, тем не менее Мальтус вошел в историю экономической мысли как автор знаменитого труда " очерк о законе народонаселения "(1798). В ней Мальтус бросил вызов общепринятой тогдашним экономистами точке зрения о том, что многочисленные и растущее население было синонимом богатства. Мальтус утверждал, что численность народонаселения будет увеличиваться до тех пор, пока не наткнется на вынужденное сдерживание со стороны ограниченности предложения пищевых продуктов. Он утверждал, что население имеет тенденцию к росту в геометрической прогрессии, а увеличение производства пищевых продуктов - только в арифметической прогрессии. Рост народонаселения может быть контролируемое и ограниченное или положительно: из-за роста смертности, например, через войны, чумовой мор и т.д., или отрицательно (то есть благодаря меньшей рождаемости), например, из-за морального сдерживания, более поздние браки и тому подобное. Эта мальтузианского теория исходила из того, что уровень зарплат будет все время неизменным - а именно на уровне границы обеспеченности. Однако, несмотря на предсказания Мальтуса, в развитых странах наблюдается тенденция к росту и количества народонаселения, и реальных зарплат. Это происходило благодаря техническому прогрессу, роль которого Мальтус недооценивал, благодаря снижению темпов рождаемости по мере роста доходов, а также благодаря открытию новых земель. Стоит отметить, что и поныне теория народонаселения Мальтуса находит своих сторонников и интерпретаторов, особенно среди экологов, которые вновь и вновь предупреждают, что из-за роста населения и промышленного производства наша планета вскоре исчерпает свои природные ресурсы.

Все дальнейшие труды Мальтуса, в которых он касался экономических вопросов, следует рассматривать своеобразным продолжением его трактата о народонаселении. Благодаря своей концепции народонаселения., Мальтус существенно приблизился к открытию таких политэкономических законов, как законы, как закон предельной полезности, земельной ренты, фонда заработной платы, эффективного совокупного спроса. Мальтус высказал много плодотворных и оригинальных мыслей в области теории ренты, заработной платы, прибыли, экономического роста, цикличности экономического развития, распределения, международной торговли.

Жан Батист Сэй (1767 - 1832), французский бизнесмен, который стал экономистом. В 1831 году он занял на должность профессора "колледж де Франс", в котором работал до конца своей жизни. Важность его творчества заключается в отказе от царившей в Великобритании классической теории стоимости, которая основана на концепции трудовой стоимости. Этот был первым экономистом, который сделал попытку заменить трудовую теорию стоимости субъективной теории стоимости, которая основана на полезности. Идея о том, что стоимость зависит просто от полезности, а не от производительности труда, сняло в политической экономии необходимость поиска распределения, основанный на распределении физического избытка продукта. Сей отметил три фактора производства, цена которых определяла их относительные доли в совокупном продукте. Цена фактора определялась ценой товара, производимого с участием этого фактора и, таким образом, полностью зависела от спроса на этот товар. Антагонистическое теория разделения заменялась социально нейтральным распределением продукта на основе полезности и редкости.

Этот был предшественником неоклассической школы с ее анализом рыночного равновесия. Экономическая теория для Сея была чистой наукой, абстрактные категории которой были вне времени и исторического контекста; его теория не предусматривала каких-то рекомендаций по экономической политике для государственных деятелей.

Сей стал широко известным благодаря своей теории рынков, которую он развил в своем главном труде "Трактат политической экономии" (1803). Теория базируется на простой концепции о том, что обмен между двумя контрагентами включает и покупку, и на продажу. Эту взаимозависимость предложения и спроса, существовавшей в бартерной экономике, где каждый продажу включая спрос на равнозначную стоимость, и где нет избыточного спроса или предложения, где ни товара не будет произведено без соответствующего уровня спроса для его потребления, Сей распространил на общую теорию рынков.

Сей отрицал, что где-то и когда-то будет общее перепроизводство товаров. Закон рынков Сэя (в отечественной литературе он также получил название "теория рынков", или "закон Сея") было воспринято и развито Д. Рикардо и Дж.С.Милль. Сущность закона Сея, который получил распространение и популярность, заключался в том, что предложение создает свой собственный спрос. Предполагалось, что цены будут такими, что стоимости производимых товаров будут в целом равна стоимости затрат на приобретение этих товаров. Этот аргумент, и в частности его использования для анализа рынка капитала, получил жесткую критику со стороны Кейнса как ошибка, которая пронзительно заполнила всю экономическую теорию и политику из классического периода до середины XX века. Идеи Сея заложили фундамент для будущих политэкономических исследований, в частности вопросов циклического развития, теории предельной полезности, факторов производства, предпринимательства и тому подобное.