Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Функции и структура экономической теории. Шпаргалка: Предмет, функции и структура экономической науки


Осуществляя производство материальных благ, люди неизбежно вступают друг с другом в экономические отношения. Поэтому они всегда стремились к тому, чтобы понять природу этих отношений и открыть законы их развития. Это и привело в конечном счете к возникновению особой экономической науки. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, так как экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми.
Поскольку экономическая жизнь имеет множество аспектов, то существует большое разнообразие в определении предмета экономической теории. Это зависит ¦от того, какой аспект хозяйственной жизни признается главным.

В течение трех столетий (17-19 вв.) экономическая теория развивалась как “политическая экономия”. Это название, как уже указывалось раньше, было дано ей в 1615 г. А.Мокретье- ном. Будучи по происхождению наукой практической, политэкономия первоначально определялась как наука о богатстве, поскольку ее основной целью считалось нахождение конкретных способов содействия росту общественного благосостояния. Так, например, представители первой школы политэкономии - меркантилисты, отражавшие интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научного исследования сделали богатство. Его источником объявлялась торговля, а само богатство отождествлялось с деньгами.
Школа физиократов пошла значительно дальше: она перенесла предмет политэкономии - национальное богатство, под которым понимали уже не деньги, а результаты материального производства, - из сферы обращения в сферу производства. Это явилось величайшим достижением экономической науки того времени. Правда, физиократы ошибочно считали источником богатства не все отрасли материального производства, а лишь сельское хозяйство.
Постепенно такое сложное явление как экономическая жизнь общества стало подразделяться исследователями на отдельные составляющие ее элементы. В 19 в. широко распространилась классификация экономических процессов по стадиям общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление. Различные экономисты неодинаково оценивали значимость изучения этих фаз. Поэтому они по-разному характеризовали предмет экономической теории. Так, Д.Рикардо считал самым важным исследование законов, регулирующих распределение общественного продукта, создаваемого во всех отраслях материального производства, между различными классами общества. Многие экономисты на первое место ставили процессы обмена, которые связывают общество в единое целое в условиях разделения труда. Поэтому в исследовании обмена они видели главную цель экономической науки.
Предметом исследования марксистской политэкономии на основе классового подхода к анализу общественной жизни являются производственные отношения. Это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Их ос-
нову составляют отношения собственности, а сами производственные отношения выступают в качестве необходимой стороны общественного производства.
Выделение системы производственных отношений в качестве предмета политической экономии - огромная заслуга марксизма. Это имеет существенное значение, так как из системы производственных отношений выводятся экономические категории и законы, а также противоречия и классовые конфликты буржуазного общества.
Исследуя систему производственных отношений как одну из сторон способа производства, марксистская политэкономия рассматривает их в единстве с состоянием и развитием производительных сил, определяющих эту систему отношений и являющихся второй стороной общественного производства. Такой подход был впервые применен Марксом в “Капитале” - основном его труде, в котором систематически изложена марксисткая политическая экономия.
Особо следует сказать о такой экономической дисциплине как “Экономикс” (economics). Этот термин был введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после издание в 1890 г. книги А.Маршалла (1842-1924) “Принципы экономике” (“Principles of Economics”). Постепенно этот термин вытеснил из буржуазной экономической литературы (преимущественно англо-американской) термин “политическая экономия”.
В настоящее время между этим термином (наряду с терминами “экономика”, “экономическая теория”) и термином “политэкономия” зачастую не проводится каких-либо различий, т.е. по существу произошла подмена одной науки другой, которая к тому же не имеет своего четко очерченного предмета исследования.
Экономикс стала включать различные, нередко противоречащие друг другу теории. Ее методологическую базу составляют антимарксистские концепции маржинализма. До 30-х годов 20 в. экономике включала лишь микроэкономические теории, в рамках которых в 30-е годы начали разрабатываться теории монополий. Однако в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. экономике подверглась перестройке, так как многие ее концепции перестали соответствовать задачам стабилизации рыночной экономики.
Начало новому направлению экономике положило кейнсианство, на базе которого стали развиваться макроэкономичес
кие теории. В эти годы английский экономист J1.Роббинс дал определение предмета экономике, в соответствии с которым центральной проблемой экономической науки является распределение редких ресурсов, которые могут иметь альтернативные использование.
В послевоенный период такое понимание предмета в экономической литературе западных стран становится общепринятым. Так, американский экономист П.Самуэльсон в своем учебнике “Экономикс” (весьма популярном на Западе) среди множества определений предмета экономической теории указывает, что “Экономикс” - это наука об использовании людьми редких, или ограниченных, производственных ресурсов, которые могли бы иметь альтернативные способы использования, для производства различных товаров и распределения их в целях потребления между различными людьми и группами общества в настоящем и будущем.
Авторы другого учебника под таким же названием ("Экономикс”) американские экономисты К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю считают, что “...Экономикс - это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов” (См.: Мак- коннелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1.С.18. М.,1992).
Многообразие трактовок экономической теории (перечень определений ее предмета можно было бы продолжать) не случайно, поскольку экономика охватывает очень широкий спектр понятий. Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, так как берутся различные аспекты жизнедеятельности человека. Экономическая теория как наука об экономике так же сложна и разнообразна, как и сама экономическая деятельность людей.
В то же время нельзя не видеть существенного различия между предметом экономической теории, под которым большинство современных западных экономистов понимают универсальную науку о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, и той наукой, которая называется “политическая экономия”. Последняя в отличие от других экономических дисциплин изучает экономику со стороны производственных отношений и экономических законов, которые составляют внутренние пружины(механизм) всего социально-экономического раз
вития общества. Никакая другая экономическая отрасль науки не занимается общественной стороной производства, или общественным строем производства. Именно политическая экономия на основе анализа производственных отношений в неразрывной связи с определяющими их производительными силами выявляет присущие им объективные экономические законы. Поэтому она и выступает как наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Вот почему является неправомерным отождествление политэкономии с экономической теорией, не имеющей в отличие от политэкономии строго отчерченного круга разрабатываемых проблем, а представляющей синтез неоклассических и неокейнсианских теорий.
С известной долей условности (если исходить из того, что политическая экономия - это составная часть экономической теории, и такая точка зрения имеет место в экономической литературе) в структуре экономической теории можно выделить четыре основных блока: а) политическую экономию или общую экономическую теорию, предмет которой был очерчен ее классиками: это общественные отношения людей в связи с производством материальных благ (о ней речь шла выше); б) микроэкономику; в) макроэкономику; г) мировую экономику (рис. 1.3).

Микроэкономика - часть экономической теории, исследующая такие обособленные экономические единицы как отрасли, фирмы, домохозяйства, а также отдельные рынки, конкретные цены, конкретные товары и услуги. Говоря иначе, она имеет дело с конкретными экономическими единицами, проблемами принятия решений, мотивами поведения предприни
мателей и т.д. По образному выражению экономистов, в микроэкономике изучается не “лес”, а отдельные “деревья”.
Макроэкономика - часть экономической теории, исследующая экономику как целое. Она имеет дело с экономической деятельностью в масштабе общества, изучает общий уровень цен, суммарный доход, общий объем произведенной в стране продукции. Она изучает такие агрегатные (совокупные) величины как валовой национальный продукт, национальный доход, инфляция, безработица, экономический рост и т.д. Здесь исследуется также механизм социальной защиты и формирования экономической политики. Макроэкономика изучает в отличие от микроэкономики не отдельные “деревья”, а “лес” в целом. Она дает обзор экономики как бы с высоты птичьего полета.
Деление на микро- и макроэкономику стало общепризнанным в западной экономической литературе в конце 30-х годов 20 в. после выхода в свет работы Дж. Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, в которой были исследованы закономерные количественные связи совокупных народохозяйственных величин: капиталовложений и национального дохода: инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, зарплаты, прибыли и процента и т.п. Поэтому его считают основоположником макроэкономики.
Мировая экономика изучает глобальные (международные) экономические взаимосвязи и взаимоотношения национальных хозяйств: между отдельными странами, регионами, международными объединениями.
Во-первых, как всякая наука, она выполняет прежде всего Познавательную функцию. Это означает, что экономическая
Общая экономическая теория выполняет три основные функции (рис. 1.4).

Теория, будучи одной из общественных наук (наряду с историей, философией, правоведением и др.), призвана раскрывать определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека. Ее назначение не только открывать и изучать экономические законы на основе всестороннего изучения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов, но и заниматься научной разработкой системы этих законов, определять движущие силы экономического прогресса общества. Чем глубже проникает экономическая теория в сущность производственных отношений общества и законов их развития, чем полнее раскрывает их систему, тем более успешно она выполняет свою познавательную функцию.
Во-вторых, экономическая теория выполняет методологическую функцию. Методология есть учение о совокупности основных принципов и методов познания экономической жизни общества. По своему содержанию - это внутренняя логика процесса познания экономических процессов в целом. Методология экономической теории есть прежде всего совокупность методов познания самой теоретической основы данной науки, которая относится к фундаментальным отраслям знания, так как она исследует наиболее общие закономерности функционирования экономики. Поэтому она является методологическим фундаментом целого комплекса других наук: отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (экономическая кибернетика, финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, бухгалтерский учет и т.д.); межотраслевых (экономическая география, теория управления, демография, статистика и др.).
По отношению к специальным экономическим дисциплинам (отраслевым экономикам, финансовой науке, маркетингу и т.д.) экономическая теория занимает такое же положение, как, например, биология по отношению к агрохимии, физика - к электротехнике и т.д. Знания, вырабатываемые экономической теорией используются во многих других конкретных экономических дисциплинах. Этим самым она выполняет роль “фундамента” для всего многоэтажного “здания” экономических наук. От прочности данного фундамента зависит действенность всех частных экономических наук.
Вместе с тем сама экономическая теория получает импуль
сы для своего развития из других наук как прикладного, так и фундаментального характера. Она должна учитывать знания, полученные конкретными экономическими науками, а также социологией, историей, психологией и другими науками. Без такого учета выводы, полученные экономической теорией, могут оказаться ошибочными (ложными). Поэтому нельзя требовать проверки положений экономической теории непосредственно на реальных фактах, которые можно объяснить лишь на основе совокупных достижений теоретических и исторических наук.
Таким образом, экономическая теория - это не только “генератор” (производитель) теоретических положений и выводов, служащих в конечном счете практической деятельности людей, но и своеобразный “аккумулятор” (собиратель) материала, фактов, процессов и т.д. с целью последующего их анализа для формирования конкретных теоретических версий. Говоря иначе, здесь необходим определенный симбиоз (сожительство) общей экономической теории и конкретных экономических дисциплин.
В-третьих, экономическая теория выполняет также прагматическую функцию. Это означает, что экономическая теория непосредственно служит практике, обществу, людям. При этом необходимо иметь в виду, что она имеет большее практическое значение не с индивидуальной, а с общественной точки зрения, т.е. для выработки и осуществления экономической политики. Хотя результаты реализации одной и той же экономической политики могут оказаться различными в силу влияния субъективных факторов (в зависимости, например, от того, кто конкретно руководит ее осуществлением), однако знание экономической теории позволяет отбросить многие варианты экономической политики, непригодность которых для обыденного сознания не является очевидной.
Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Это своеобразный указатель направления экономического движения общества, показывающий наиболее короткий (или наименее безболезненный) путь к достижению намеченной цели, это “ключ” в мир экономики. Экономическая теория не дает и не может дать готовых решений всех возникающих в экономической жизни проблем. Поэтому тех студентов, которые, приступая к ее изучению, ожидают, что она быстро и сразу поможет им достичь конкретных, осязаемых материальных благ, ждет разочарование.

Экономическая теория (как, впрочем, и любая другая теория) - это лишь инструмент, способ проникновения в экономическую действительность с целью ее глубокого осмысления. Владение этим инструментом, знание законов функционирования различных экономических систем не только полезно в современном мире, но и жизненно необходимо для ориентации отдельного человека в его повседневной деятельности. По образному выражению П.Самуэльсона, люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра. Однако неоправданно ждать от экономической теории рецептов обогащения, пригодных на все случаи жизни, хотя бы потому, что таких рецептов вообще не существует.


Предмет, функции и структура экономической науки.

Экономическая теория занимает особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Жизнь любого цивилизованного человека пронизана экономикой. Она требует понимания экономических закономерностей и владения экономическим мышлением, что позволяет самостоятельно принимать экономически взвешенные хозяйственные решения.

Слово экономика является производным от греческого - искусство ведения домашнего хозяйства. В современном мире это понятие представляет собой, по меньшей мере, три основных значения:

1) совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей (народонаселения, труда, управления);

2) хозяйственная деятельность людей или хозяйство отдельного района, страны, группы стран (экономика г. Томска, экономика России, мировая экономика и т. д.);

3) научные дисциплины, изучающие области хозяйственной жизни общества. В последнее время понятие «экономическая наука» употребляют для классификации дисциплин и предметов, связанных с экономикой: экономика промышленности, экономика труда, экономика туризма, а также бухгалтерский учет, аудит, математическая экономия и т. д.

На основе этих трех значений можно предложить и наиболее общее определение экономики. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

Выдающийся экономист П. А. Самуэльсон в своей Нобелевской лекции (1972) сформулировал значение экономики следующими словами: "…Экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования. Действительно, только в последней трети нашего века, уже в период моей научной деятельности, экономическая теория начала активно претендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и государственному чиновнику".

Экономическая наука представляет единую систему, в которой выделяют два основных направления:

Экономическую теорию – политическую экономию с охватом финансовых наук;

Конкретные экономические науки (учение об организации и экономике производства), например, экономику целой отрасли национального хозяйства или сферу финансов; или экономику на стыке с другими дисциплинами (экономическую географию, экономическую психологию и т. д.).

Экономическая теория – наука общественная, она исследует связи.и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии и философии, рассматривается не общество в целом, а лишь сфера его экономической жизни, хозяйственные связи и экономическое поведение людей (например, денежные доходы, ценообразование, безработица и инфляция, бедность, неравенство и т. д.).

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Основная задача экономической теории дать не просто описание, а показать их взаимообусловленность и взаимосвязь экономических явлений и событий.

Функции экономической науки : познавательная, методологическая, образовательная, практическая.

Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности. На основе наблюдаемых.в прошлом явлений и взаимосвязей формируется и реализуется политика. Каждое общество выстраивает свои правила, законы и правовые нормы хозяйствования. По странам они резко различаются и проявляются в разных формах налогов, постановлений государственных учреждений, монетарной.и фискальной политики.

Экономическая наука условно подразделяется на

– микроэкономику – за основу берется наименьшая хозяйствующая единица (отдельный потребитель, фирма), а также взаимовлияние между субъектами хозяйственной деятельности, которое проявляется в ценах на товары и услуги;

– макроэкономику – исследование экономики страны в целом, ее экономических закономерностей для принятия политических решений. Главное внимание уделяется национальному доходу общества, проблемам занятости, темпам инфляции, направлениям правительственных доходов и расходов. Макроэкономический анализ нацелен на достижение полной занятости, стабильности цен, эффективный экономический рост.

В последнее время экономисты выделяют еще два раздела экономики:

– мезоэкономику – рассмотрение подсистем национальной экономики или целого комплекса отраслей, регионов, и т. д.;

– мегаэкономику – изучение законов и поведения мировой экономики.в целом.

Макроэкономические и микроэкономические процессы так тесно взаимосвязаны, что зачастую их трудно разделить. От того, насколько полно они учитываются при анализе экономики, во многом зависит результативность предложений и рекомендаций экономистов.

Экономика тесно связана, а иногда и взаимодействует с правовыми, науками, социологией, экономической психологией, физиологией труда и т. д. Экономическая наука является ядром экономической политики, если эта политика стремится быть научно обоснованной.

1.2. Методы исследования экономических явлений

Изучение экономической теории приводит к пониманию между различными, на первый взгляд не связанными явлениями. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания выводится конечное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Формальная логика характеризуется обширным набором методов и приемов познания. Важнейшие из них: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Чтобы пройти путь от разрозненных фактов к выработке стратегически правильного решения, необходимо провести методологически верный экономический анализ.

Методология экономической теории – это общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единая философская основа. Методологию необходимо отличать от методов – совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Основные методы исследования в экономике приложимы и к ее отраслевой направленности. Среди них выделяют общенаучные и частные.

Общенаучные методы:

– Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Она является целостным методом, органической системой категорий и законов. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Это означало, что каждое из явлений и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Противоречие выступает как внутренний источник и основной принцип движения. Само развитие понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

– Материалистический подход к изучению экономических процессов означал не только объективное признание существования реального мира. В соответствии с материалистическим подходом главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек. Структурообразующим элементом был провозглашен способ производства материальных и духовных благ, определяющий юридическую и политическую надстройку, формы общественного сознания.

– Метод абстракции предполагает отвлечение исследователя от всего второстепенного в исследуемом явлении, чтобы полнее сосредоточиться на сущностных характеристиках. Таким образом, возникают абстрактные понятия: производство вообще, товар, потребности и т. д. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущностных экономических явлений, что влечет за собой появление логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями .

– Сочетание исторического и логического. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование не всегда зеркально отражает историческое развитие процесса. Историческое описание всегда перегружено несущественными подробностями, которые не влияют на логику развития процесса. Поэтому из всей совокупности явлений и процессов необходимо выделить наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для возникновения более сложных. Например, логической основой для зарождения рыночных отношений является простой обмен.

Частные методы:

– Наблюдение и сбор фактов. Прежде чем теория может стать основой для принятия решений в экономической политике, необходимо собрать данные, касающиеся экономической проблемы.

– Анализ – это мысленное разложение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Неправильно проведенный анализ может превратить конкретное в абстрактное, умертвить живое.

– Недостатки анализа в образовании понятий в какой-то мере снимаются с помощью синтеза (сложения). Анализ и синтез – взаимодополняющие друг друга методы. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренние противоречия предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта.

– Дополнительно можно выделить нормативный и позитивный анализ. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование экономических явлений, а нормативный предлагает ответы на вопрос, как должно быть. Например: позитивный анализ – США богаче, чем Россия, а нормативный анализ – необходимо сократить денежную массу в стране, чтобы снизить инфляцию.

– Метод индукции и дедукции. Путем индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция дает возможность из общих выводов сделать частные заключения. Оба метода применяются в логическом единстве.

– Важную роль в формальной логике играет сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Оно широко используется при систематизации и классификации понятий, т. к. позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

– Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

– Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникший в процессе познания. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до начала исследования, такие проблемы называются явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Научная теория состоит из ядра и защитного пояса. Ядро включает наиболее фундаментальные положения теории; защитный пояс образуют вспомогательные гипотезы, которые конкретизируют теорию, расширяя область ее применения. Доказанные гипотезы сливаются с ядром, недоказанные служат объектом полемики с оппонентами, защищая ядро теории. Например, ядром марксизма являются трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, а их защитным поясом – закон тенденции нормы прибыли к понижению.

– Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательства. Она состоит из тезиса, оснований доказательства (аргументов) и способа доказательства (демонстрации). Существуют различные виды доказательств. В зависимости от целей выделяют доказательства истинности и ложности (опровержение); в зависимости от способа доказательства – прямые и косвенные, теоретические и эмпирические.

– Математические методы позволяют выявить количественную сторону явлений.

– В экономических исследованиях часто используются статистические методы, отражающие экономические явления в цифровых значениях.

– Особую роль играет метод экономико-математического моделирования. Этот метод получил широкое распространение в XX в. Модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

При этом в моделях используются определенные допущения . Допустим, что цена на мебель выросла, а на все остальные товары, сырье и ресурсы осталась прежней… В таком случае данная ситуация приведет к росту прибылей производителей только мебельной отрасли. Однако в реальном мире такая «чистота» эксперимента недостижима. Поэтому экономисты, изучающие рынок мебели принимают за возможность наличия «прочих равных условий ».

В качестве примера одной из экономических моделей можно привести модель рационального потребителя . Рациональный потребитель стремится купить товары с максимальной пользой для себя. Он будет абсолютно уверен в необходимости любой покупки, т. к. неоднократно оценит свою потребность в этой покупке.

Другим простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве при помощи графиков . Большая опасность данного метода кроется в возможном отрыве модели от жизни. Необходимо помнить что модель – это упрощение того «что есть», а не того, как «должно быть».

– Большинство моделей выражаются графически и математически.с помощью математических уравнений и формул. Поэтому графический метод также может быть отнесен к экономической методологии.

– Иногда экономисты используют метод проведения эксперимента. Эксперимент – постановка и проведение научного опыта на практике в контролируемых условиях. Например, в рамках группы работников отрабатывается новая система оплаты труда и т. д. Эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее. Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей. В последующий период роль экономических экспериментов заметно возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная политика немыслима без проведения широких и разнообразных экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют на практике проверить обоснованность тех или иных экономических рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных ошибок и провалов.

Однако необходимо помнить, что экономическая наука социальна по своей природе, связана с общественным поведением людей, что ограничивает возможность проведения широкомасштабных экспериментов и возможность бездумного перенесения результатов одного эксперимента на другие области экономической жизнедеятельности людей.

– Системный подход. Благодаря сочетанию различных методов обеспечивается комплексный подход к изучению сложных (многоэлементных) объектов в экономике. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность системного подхода заключается в том, что вся экономика состоит из множества больших и малых систем

Рассмотрение истории экономической мысли показало нам процесс выбора объекта и предмета исследования. Сотни проблем волновали экономистов. Но постепенно выкристаллизовался и объект, и предмет экономического анализа.

Объектом внимания и заботы экономистов выступает хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах. Концентрируясь на решении экономических проблем, нельзя отвлечься от уровня технологии и организации дела, нельзя забывать о правовых рамках и системах управления о состоянии общественной морали и правопорядка. Таков широкий объект интересов экономической теории.

Конкретный предмет изучения экономической теории сложился в виде специфического круга общих экономических проблем и закономерностей: благосостояние народа и источники доходов нации; воспроизводство материальных благ и услуг; кругооборот капитала и доходов; роль формы собственности в присвоении труда и его результатов; оценка полезности и ценности продуктов труда; земля, труд, капитал, предпринимательские способности как факторы воспроизводства богатства и основы его распределения. Эти и другие проблемы не рассматривает никакая другая наука кроме экономической теории. Предмет экономической теории можно выразить в следующей схеме на рис. 1.2.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Распределение Обмен
Производство Потребление
Материальный капитал Человеческий капитал
Природные ресурсы в т.ч. редкие
Естественная среда

Рис.1.2. Предмет экономической теории

Структура экономической теории и, соответственно, программа учебного курса включает четыре раздела: основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику вместе с внешнеэкономическими связями. Учебный курс завершается кратким изложением целей и хода экономических реформ в России как практического воплощения новых экономических позиций и взглядов руководства страны.

Изучение экономической теории имеет смысл и значение для будущих специалистов, если они осознают три главные функции теории.

Первая функция - познавательная. Усвоив основные понятия и категории экономической науки, вы можете понимать и объяснять происходящие экономические процессы. В чем причины инфляции и как ее победить? Как не стать безработным? Как образуется и накапливается капитал? Что такое заработная плата и как ее увеличить? Эти вопросы изучает и проясняет экономическая теория.

Вторая функция - практическая . Знание экономической теории облегчает организацию бизнеса и помогает в решении сотен практических проблем. Как повысить полезность и конкурентоспособность Ваших товаров? Как сохранить капитал и куда вкладывать свободные средства? Как повысить прибыльность производства и сбыта? Как уменьшить дефицит местного и государственного бюджета? Как говорится, нет ничего практичнее хорошей теории.

Третья функция - прогностическая . Зрелая наука способна не просто объяснить прошлое и настоящее, но и предвидеть будущие следствия проводимой политики или принимаемых важных решений. Зная закономерности экономических процессов, можно уменьшить риск будущих потерь или увеличить выигрыш.

Экономическая теория отражает жизненные интересы миллионов людей, их проблемы и устремления. Главные жизненные проблемы конкретных людей выступают и главными проблемами экономической теории.

Во-первых, как поддержать и увеличить материальный достаток, благосостояние народа? Чтобы не было нищеты и голода! Чтобы была достойная работа и достойный заработок! Чтобы укреплялись общественный порядок и безопасность! Чтобы расширялись возможности для обогащения качества жизни всех социальных слоев общества!

Во-вторых, как повысить эффективность работы предприятий любого типа, семейных и коллективных, частных и государственных? Какова величина и структура издержек, по каким ценам реализовать товары, как получить прибыль, как распределить ограниченные ресурсы - все это проблемы эффективного предпринимательства.

В-третьих, важно обеспечить возможности для полной и продуктивной занятости. Безработица унижает и деквалифицирует человека, а иного толкает на путь преступлений или на дно социального нищенства. У общества достаточно ресурсов и возможностей для решения проблемы безработицы.

В-четвертых, обществу нужна экономическая стабильность и рост. Россия и россияне сполна хлебнули горя из чаши глубочайшего экономического кризиса 1992-1998 годов. Надежды на экономическую стабилизацию и рост должны подкрепляться соответствующей экономической политикой и возрастанием предпринимательской активности народа. Иначе из кризиса не выбраться. А значит, невозможно решить и все предыдущие проблемы.

Экономическая теория раскрывается через ряд взаимосвязанных терминов, понятий и категорий. Каждый экономический термин отражает какое-то экономическое явление или его свойства и связи. Например, термины стоимость, цена, деньги, капитал, прибыль, рента присущи только экономической науке и в ней получают определенное значение и смысл.

Общие свойства или связи экономических явлений выражаются в понятиях обобщенных логических суждениях, объединяющих группу связанных терминов. Так, понятие полезность раскрывает такое общее свойство товаров как их способность удовлетворять потребности человека, как эффект удовлетворения потребностей.

Узловые экономические понятия получают в теории статус категории . Так, капитал как экономическая категория выражает способность запаса ценностей увеличивать доход в любой форме, будь то торговый, промышленный или банковский капитал. Но в категории капитал переплетены взаимосвязи таких экономических понятий как основной и оборотный капитал, амортизация капитала, накопление капитала и т.д.

Каждая наука получает завершенный вид лишь тогда, когда формулирует закономерности развития и функционирования своего объекта. Экономистами выявлены такие общие экономические законы, как закон возвышения потребностей или закон повышающейся производительности труда. В исследованиях рыночных механизмов определены функции и действие закона стоимости, законов спроса и предложения. В каждой сфере экономической деятельности - в производстве, в распределении, в обмене и потреблении выявляются устойчивые причинно-следственные и функциональные взаимозависимости как закономерности.


Похожая информация.


Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни.

Предмет, структура, методология и функции экономической теории

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Кейнсианское направление. Основатель Джон Кейнс. Основная идея рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

Раздел 2. Общие проблемы экономической теории.

Потребности общества и их виды? Ресурсы и факторы производства.

1. Потребность – это недостаток или нужда в чём-то необходимым для жизнедеятельности людей. Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. НТП (научно технический прогресс) на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно новые потребности. Всю историю экономики мы можем рассматривать как историю формирование потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей.

1. Физиологические нужды. Пища, вода, одежда, жильё.

2. Защита от внешних врагов, преступников, помощь при болезни, защита от нищеты.

3. Общение с людьми, имеющие те же интересы, в дружбе, любви.

4. Уважение со стороны других людей, самоуважение.

5. принцип саморазвитии (совершенствование возможностей, способностей человека).

Пирамида потребностей в какой-то мере отражает ступени становления и развития отдельной личности. Одно дело появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды и совершенно другое например студент у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов.

Социально экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей. Этот процесс идёт по двум направлениям. По горизонтали. Сложившиеся запросы распространяются среди всей массы населения. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Потребности изменяются по вертикали в этом случае происходит переход от нисшего их уровня к качественно более высокому. Запросы высшего порядка – интеллектуальные, социальные. Они безграничны. Уровень потребностей заметно возрастает при смене поколений. Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходиться учитывать как традиционные, так и вновь возникающие вопросы людей.

Ресурсы, факторы производства – потребности и ресурсы образуют основы любой экономики.

Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных, духовных, сил которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг, других ценностей. В экономической теории ресурсы делятся на четыре группы.

1. Природные – это потенциально пригодные для применения в производстве естественной силы и в-ва среди которых различают исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.

2. Материальные – это ресурсы созданные человеком, средства производства, которые сами являются результатом производства.

3. Трудовые – это население в трудоспособном возрасте с 14 – до 50 лет которое обычно оценивается по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-кваликафиционному, культурно-образовательному.

4. Финансовые – денежные средства которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от до индустриальной к индустриальной и от неё к постиндустриальной технологии. В до индустриальном обществе приоритет принадлежит природным ресурсам и трудовым ресурсам, в индустриальном к ним добавляются ещё и материальные, постиндустриальном интеллектуальные и информационные ресурсы.

Природные материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название базовых, возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться производными. Наряду с понятием ресурсы производства экономическая теория оперирует такими понятиями как факторы производства.

Факторы производства – это экономическая категория обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства – это производящие ресурсы. В экономической теории существует три основных фактора производства. 1. Земля: означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Б. В ряде отраслей в рыбной добывающей, аграрной земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда и средством труда. В пределах всей экономики земля может выступать и как объект собственности. 2. Капитал – это материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. 3. Труд – это та часть общества как экономическое население, которое охватывает только трудоспособное население, занятое в производстве. Фактор труд включает и предпринимательство – это уважаемая во всём мире деятельность требующая способности к организации производства, умение ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Каждый фактор производства способен принести владельцу доход. Капитал приносит процент – труд зарплату, а земля ренту.

Сущность производства. Производство – это деятельность человека посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Потребности человека безграничны, постоянно растут, т.е. в экономической теории тенденция роста представляет собой закон возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно подстёгивает производство. Назначение производства – это удовлетворение потребностей человека и общества, достигается это в ходе взаимодействия человека и природы, а поскольку активной стороной в таком взаимодействии выступает человек, то ещё один вывод сам собой напрашивается: производство это процесс преобразования природы человеком, т, е. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает её к себе. Совокупность всех сил используемых человеком в процессе производства в экономической теории обозначается понятием производственные силы.

Различают два уровня производства индустриальный, общественный. Индивидуальное производство – деятельность в масштабах основной производственной единицы, фирмы, предприятия. Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями т.е. отраслями и предприятиями.

Различают два типа развития производства. Интенсивный и экстенсивный. Экстенсивный путь происходит за счёт количественного прироста уже используемых средств производства. Интенсивный за счет качественного обновления средств производства. В ходе производства предприятие испытывает воздействие двух противоположных тенденций укрупнение и разрушения.

Концентрация производства – это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, она осуществляет производство и прирост к выпуску продукции массовый масштаб.

Кризис производства – это временное падение объёма производства в результате перепроизводства товаров, несоответствующим натуральным потребностям или платёжеспособным возможностям общества. Производство всегда имеет вид воспроизводства под которым понимают непрерывно возобновляемый процесс производства. Воспроизводство придает производству циклический характер.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru

МИКРОЭКОНОМИКА

Методическое пособие по подготовке

К занятиям по курсу «Экономическая теория»

Для студентов

экономических специальностей

всех форм обучения

РАЗДЕЛ 1. Введение

1.1. Предмет, методы, функции и структура экономической науки 3 стр.

1.2. Основные понятия экономической науки 5 стр.

1.4. Экономические системы их сущность и виды 15 стр.

1.5. Проблема выбора в экономике. Кривая

производственных возможностей. 19 стр.

1.6. Эволюция развития экономической науки 21 стр.

РАЗДЕЛ 2. Микроэкономика

2.1. Спрос. Предложение. Закон спроса, закон

предложения. Рыночное равновесие. Эластичность 35 стр.

2.2. Поведение потребителя. Теория предельной полезности 41 стр.

2.3. Поведение производителя. Производственная

функция. Теории издержек. 50 стр.

2.4. Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции,

монополия, олигополия, монополистическая конкуренция 60 стр.

2.5. Рынки факторов производства: рынок труда,

капитала и природных ресурсов 71 стр.

2.6. Внешние эффекты в рыночной экономике и их регулирование 81 стр.

2.7. Общее равновесие и экономическая эффективность 86 стр.

Список литературы 89 стр.

РАЗДЕЛ 1 Введение.

Предмет, методы, функции и структура экономической науки.

Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия», состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Следовательно, экономика означает управление хозяйством. Однако слово экономика ассоциируется не только с научным направлением, но и с состоянием дел в народном хозяйстве в целом: динамика цен, темпы роста, инфляция, национальный доход и др. Состояние каждого члена общества оценивается через призму экономики. Развитие общества осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди них ведущее место занимают экономические отношения, которые в своей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использо­вания имеющихся ресурсов, в конкретно-исторических социально-экономических условиях, определяемых, в конечном счете, сущест­вующими отношениями собственности. Следует различать два ас­пекта экономических отношений: технико-экономи­ческие и социально-экономические отношения , которые тесно связаны между собой и в то же время различны, обладая определенной самостоятельностью.

Технико-экономи­ческие отношения – это отношения по поводу рационального использования имею­щихся природных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также средств производства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями, зависят от состояния техники, технологии, структуры производительных сил. Они включают производственные и организационно-экономичес­кие отношения, которые диктуются сложившейся спецификой и организацией производст­ва.

Социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, определяются характером отношений людей и определяются другим фактором - отношениями собственности в данном обществе.

Экономические отношения образуют сложную систему отношений. Их можно классифицировать по формам воспроизводства: отношения по поводу производства, распределения, потребления и обмена. Если учитывать аспекты собственности, то можно выделить экономические отношения государственного сектора, отношения бизнеса, домохозяйств и др.

По территориальному признаку можно выделить меж- и внутригосударственные экономические отношения. По субъектам можно выделить экономические отношения между предприятиями и государством, государством и домохозяйствами, предприятиями и домохозяйствами и др. Выделяют также отраслевую классификацию экономических отношений.

Предметом изучения современной экономической науки является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального дохода.

Предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии в процессе производства, потребления, распределения и обмена, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества, а также экономические категории и экономические законы. Экономическая теория – это наука о системах экономических отношений общества.

Основные экономические аксиомы свидетельствуют о том, что потребности людей безграничны, а ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг ограничены и редки, отсюда вытекает основная задача экономики.

Задача экономики – максимально эффективно использовать и распределить эти ограниченные ресурсы между субъектами экономики, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей каждого члена общества.

Экономика как наука при изучении своего предмета использует следующие методы (метод – это путь, способ).

1. Методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и аналогия).

2. Позитивистский подход основывается на философии позитивизма, признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук. К наиболее характерным чертам позитивного метода относят:

· Феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена)

· Верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям).

· Прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

3. Структуралистский подход, заключающийся в акценте на выявление структуры системы, её внутреннего строения, совокупности отношений между её элементами. К этому подходу относят следующие методы:

· Структурно- функциональный анализ – исследование взаимосвязи содержания элементов системы и выполняемых ими функций.

· Принцип иерархичности структур – признание порядка, субординации, единство целей.

· Метод рекомбинаций – использование различных сочетаний и перегруппировок основных элементов системы.

4. Методы материалистической диалектики (базируются на основных философских законах: закон отрицания отрицания, переход количественного в качественное, единства и борьбы противоположностей).

5. Методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического).

6. Методы моделирования и экспериментов (математический, функциональный, графический методы, а также метод создания математических моделей и проведения экспериментов).

Экономические законы – это объективные зависимости, они действуют помимо воли человека и характеризуют связи между субъектами или процессами. Экономические законы имеют причинно-следственный характер и действуют лишь в том случае, если соблюдены определенные условия.

Функции экономической науки .

1. Познавательная. Заключается в том, что экономика как наука помогает человеку познавать происходящие явления и окружающий мир.

2. Мировоззренческая. Заключается в том, что на основе экономических знаний формируется новое экономическое мировоззрение человека.

3. Практическая (прогностическая). Заключается в применении результатов научных исследований на практике и в прогнозировании процессов и явлений, с целью предотвращения негативных результатов и последствий.

Структура экономической науки.

Экономическая наука включает следующие разделы:

1. Микроэкономика – это раздел экономической науки, изучающий поведение одного субъекта (человека, предприятия), функционирование одного, отдельно взятого рынка.

2. Макроэкономика - рассматривает экономические процессы, происходящие в рамках всей национальной экономики.

3. Мировая экономика - рассматривает экономические взаимосвязи между различными странами.