Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Этапы развития экономической теории. Экономические школы и их развитие

Хронология становления школ экономической теории представлена на рис.1.

Рассмотрим характеристику отдельных экономических течений:

Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра). Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., отвергали учение меркантилистов, считая единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Доказывали, что источником богатства является превышение продукта произведенного «над» потребленным в сельском хозяйстве. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своей работе «Экономические таблицы» сделал попытку анализа общественного воспроизводства.

«Переходным мостиком» от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686).


Рис.1. Хронология становления школ экономической теории


Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества. Минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции А. Смит называл «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.



Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки.

Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Марксизм – теория основана на положениях о классовой борьбе – К.Маркс доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли.

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.



В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)). Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Основателемявляется Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"> Этапы развития экономической теории.

"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)

">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">Меркантилизм – ">1; "> Институционализм – ">4; "> классическая школа политической экономии – ">2; ">

">маржинализм – ">3. ">

">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.

">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.

;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.

">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.

">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями

">Меркантилизм – ">А. Монкретьен; ">

">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">

">Монетаризм – ">М. Фридмен; ">

">Институционализм – ">Т. Веблен. ">

;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...

"> маржинализм

"> неоклассицизм

"> кейнсианство

"> институционализм

">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">неоклассическая школа политической экономии – ">3; "> канонизм – ">1 ">; кейнсианство – ">4 ">;

">классическая школа политической экономии - ">2. ">

;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.

;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).

">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.

;color:#000000">13. ">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это... "> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются... – ">Платон; ">- ">Аристотель; "> - ">Ксенофонт.

">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.

">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... – ">кейсианство; "> - "> монетаризм.

">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.

">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.

">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.

">21.Установите соответствие между трудами и их авторами

">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;

">О скудости и богатстве ">– Посошков ">;

">Трактат политической экономии ">– Монкретьен ">;

">Исследование о природе и причинах богатства народов – ">Смит. ">

">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.

">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.

">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.

">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .



  • 1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

    А - к экономике: Б - к хрематистике:

    1. крупная торговля - Б

    2. спекуляции - Б

    3. земледелие - А

    4. мелкая торговля - А

    5. ростовщичество - Б

    6. ремесло - А

    2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. появление трудовой теории стоимости - 3

    2. появление количественной теории денег - 2

    3. появление предельного анализа - 4

    4. возникновение неоклассической теории - 5

    5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

    6. выделение двух сторон товара - 1

    3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

    1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

    2. схоластический метод - +

    3. нормативный метод - +

    4. институциональный метод

    5. статистические методы

    4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неоклассическая школа - 4

    2. физиократия - 1

    3. марксизм - 2

    4. неоклассический синтез - 6

    5. кейнсианство - 5

    6. маржинализм - 3

    5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

    1. политика активного торгового баланса - Б

    3. политика активного денежного баланса - А

    4. законы об истрачивании - А

    5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

    6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

    6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

    1. исследование вопроса об экономических кризисах

    2. макроэкономический подход - +

    3. использование метода логической абстракции

    4. преимущественное исследование сферы производства

    5. исследование сферы обращения - +

    6. микроэкономический подход

    7. эмпирический метод исследования - +

    7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

    2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

    3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

    4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

    5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

    8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

    1. в основном исследуется сфера обращения - А

    2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

    3. активное вмешательство государства в экономику - А

    4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

    5. фритредерство - Б

    6. каузальный метод исследования - Б

    7. протекционизм - А

    8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

    9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

    1. изучение несовершенной конкуренции

    2. универсальность экономических законов - +

    3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

    4. равенство договаривающихся сторон - +

    5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

    6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

    7. концепция общественно-экономических формаций

    8. полная информированность всех участников рынка - +

    9. поиски оптимального экономического поведения

    10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

    2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

    3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

    4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

    5. формирование экономической теории как науки - 3

    6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

    11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неолиберализм - 5

    2. историческая школа - 3

    3. меркантилизм - 1

    4. классическая школа - 2

    5. неокейнсианство - 6

    6. монетаризм - 7

    7. институционализм - 4

    12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

    1. поиски оптимального экономического поведения - +

    2. изучение средних величин

    3. использование предельного анализа - +

    4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

    5. микроэкономический подход - +

    6. активное использование математических методов - +

    7. исследование статики - +

    13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

    1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

    2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

    3. изучение предельных величин - Б

    4. экономический либерализм - Б

    5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

    6. затратный принцип определения стоимости - Б

    7. активное использование методов точных наук - Б

    8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

    9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

    14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

    1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

    2. критика экономического либерализма - +

    3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

    4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

    5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

    6. критика теории рационального человека

    7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

    8. необходимость государственного регулирования экономики

    15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

    1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

    2. изучение микроэкономических показателей - А

    3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

    4. автоматическая саморегуляция рынка - А

    5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    6. изучение макроэкономических показателей - Б

    7. изучается статика - А

    8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

    9. признается существование вынужденной безработицы - Б

    10. особое отношение к земле как фактору производства - А

    11. абсолютная гибкость цен - А

    16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

    1. активное регулирование экономики государством - А

    2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

    3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

    4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

    5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

    6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

    7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

    8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

    9. увеличение налогов - А

    10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

    17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

    1. защита мелкого бизнеса - Б

    2. сильная антимонопольная политика - Б

    3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

    4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    5. политика стабильной денежной единицы - Б

    6. политика “дешевых денег” - А

    18. Установите соответствие:

    1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

    2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

    3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

    19. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

    2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

    3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

    4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

    5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

    6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

    7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

    8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

    9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

    20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

    1. концепция «измерения без теории» - 7

    1. Ф.Хайек

    2. теория праздного класса - 3

    2. Э.Хансен

    3. теория современного монетаризма - 4

    3. Т.Веблен

    4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

    4. М.Фридмен

    5. теория спонтанного порядка - 1

    5. В.Ойкен

    6. инвестиционная теория цикла - 2

    6. Дж.М.Кейнс

    7. У.Митчелл

    8. Л.Эрхард

    21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

    1. институционализм - 2

    1. необходимость государственного регулирования экономики

    2. неоклассика - 4,6

    2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

    3. кейнсианство - 3,1,5

    3. неспособность рынка к саморегуляции

    4. автоматическая саморегуляция рынка

    5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

    6. экономический либерализм

    22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

    1. институционализм - 9

    1. органическое строение капитала

    2. классическая школа - 5

    2. мультипликатор инвестиций

    3. меркантилизм - 4,8

    3. теория предельной производительности

    4. маржинализм - 3,6

    4. протекционизм

    5. кейнсианство - 2

    5. «экономический человек»

    6. марксизм - 1,7

    6. теория предельной полезности

    7. трудовая теория стоимости

    8. политика активного торгового баланса

    9. престижное (показное) потребление

    23. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

    2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

    3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

    4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

    5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

    6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

    7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

    8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

    24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

    1. теория трех факторов производства - 9

    1. Т.Мальтус

    2. теория национальной экономии - 7

    2. Дж.Робинсон

    3. теория народонаселения - 1

    3. Й.Шумпетер

    4. . теория несовершенной конкуренции - 2

    4. Дж.Б.Кларк

    5. теория эффективной конкуренции - 3

    5. Э.Чемберлин

    6. теория «невидимой руки» - 6

    7. теория предельной производительности - 4

    8. модель равновесной цены - 8

    8. А.Маршалл

    9. теория монополистической конкуренции - 5

    25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

    1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

    2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

    3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

    4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

    5. фритредерство

    6. экономический либерализм

    7. основной психологический закон

    8. законы Госсена

    26. Установите соответствие:

    1. теория прибавочной стоимости - 8

    1. Н.Д.Кондратьев

    2. теория экономики предложения - 5

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Теории как науки.

    История становления экономической

    МЕТОД, ФУНКЦИИ

    Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

    Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

    Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

    Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.



    Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

    Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

    Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

    Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

    Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

    Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

    Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

    Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

    Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

    В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

    Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

    Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.