Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Экономика страны. Государство в рыночной экономике

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов национальной экономики является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению.
Существуют следующие подходы к определению роли государства в национальной экономике:
1) меркантилистский, доминировавший в XVI-XVII вв., основанный на признании целесообразным активного вмешательства государства в национальную экономику. Он исходит из понимания национального богатства как количества драгоценных металлов, находящихся в стране, чему соответствует занятие государством такой позиции, которая способствует экспорту и минимизирует импорт товаров;
2) классический, основанный на теоретических разработках А. Смита, который полагал, что роль государства в экономике сводится к обеспечению безопасности населения, созданию механизмов защиты права собственности. Государство должно создавать только условия для нормального функционирования национальной экономики, но при этом по возможности ограничить степень своего вмешательства;
3) кейнсианский, доминировавший в начале ХХ в. в западных странах. В соответствии с ним государственное вмешательство в национальную экономику необходимо по причине несовершенства рыночных механизмов. Для этого государство должно использовать финансово-кредитные инструменты;
4) неоклассический, исходящий из отказа государства от прямых методов воздействия на национальную экономику и сводящий их к косвенным методам – налогообложению, фискальной политике.
Исторически обусловлено, что государство является в национальной экономике основным регулирующим субъектом, что проявляется в создании им условий функционирования других хозяйствующих субъектов. Изначально роль государства сводилась к определению фискальной политики, сбору налогов, но с усложнением и увеличением масштабов национальной экономики значение государства существенным образом увеличилось.
С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.
На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина национальной экономики находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования национальной экономики.
Увеличение роли государства, начинающее возрастать с 2004 г., сопровождается одновременной приостановкой процессов приватизации. Г. О. Грефом и А. Л. Кудриным на официальном уровне поставлен вопрос о необходимости усиления степени государственного воздействия на экономику. Логическим продолжением стал фактический переход под государственное управление таких нефтяных компаний, как «Сибнефть» и «Газпром», что оценивается специалистами неоднозначно. С одной стороны, это положительное явление, так как позволяет сконцентрировать в руках государства добычу и продажу полезных ископаемых, которые по Конституции РФ являются национальным достоянием. С другой стороны, мировая практика показывает, что государство не может обеспечить эффективного менеджмента, что усугубляется кризисом самого государственного аппарата.
Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.
Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации.
Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.
По оценкам А. Н. Илларионова в 2002 г. наметилась устойчивая тенденция роста совокупной доли государственного сектора в валовом внутреннем продукте, а за тот же период доля государственного сектора экономики увеличилась с 45 до 47,6%.
А. Л. Кудрин считает, что государственный аппарат из совокупного количества нарушений занимает в сфере: антимонопольного законодательства – 90%, на рынке страховых услуг – 80%, на рынке банковских услуг – 76%, на рынке других финансовых услуг – 50%. Эти показатели имеют устойчивую тенденцию к увеличению. За 2005 г. совокупная прибыль 10 крупнейших государственных компаний составила более 20% от валового внутреннего продукта.
Значение государства в российской экономике достаточно велико не только в направлении создания условий функционирования хозяйствующих субъектов и системы минимальных социальных гарантий, но и в форме прямого государственного вмешательства. Имеет место повсеместное объединение государственных и бизнес-структур, что приводит к монополизации государством рынка. Происходящий начиная с 2002 г. явный возврат к существовавшей государственной экономике все более обострился в 2007 г. Одновременно повышение значение государства в национальной экономике сопровождается снижением степени эффективности функционирования государственного аппарата. Государство, пытаясь занять позиции активного регулирования, не способно по объективным причинам обеспечить рационального управления национальной экономикой в интересах устойчивого экономического роста и выхода из затяжного экономического кризиса. Это связано с наличием таких проблем государственного аппарата, как бюрократизация, взяточничество, коррупция и т. д.

Роль государства в регулировании экономики . Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе , так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.

Однако не следует думать, что государство стало играть важную роль в экономике только на индустриальном этапе развития человеческого общества. Во все времена государство оказывало значительное влияние на социально-экономическое положение страны. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Например, феодальное государство стояло на страже земельной собственности феодалов, определяло обязанности ремесленников, крестьян, т.е. обязанности всех по отношению к центральной власти .

Особенно наглядно роль государства проявляется в так называемые переломные, переходные периоды независимо от того, происходят ли эти изменения мирным или немирным путем. В качестве примера можно привести «кровавое законодательство» в Англии в конце XV в., направленное против экспроприированных крестьян; законы Петра I в России в конце XVI — начале XVII в.; Кодекс Наполеона во Франции в начале XIX в. и т.д. Резкое усиление роли государства связано с Первой мировой войной , которая вызвала необходимость невиданной ранее концентрации ресурсов в руках и под контролем государства.

Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929—1933 гг., так называемая Великая депрессия. В условиях, когда объем производства в главных странах капитализма упал почти вдвое, замерла международная торговля, безработными оказались миллионы людей, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические функции в борьбе с кризисом. Неэффективность политики нерегулируемого рынка (laissez-faire), которая была провозглашена еще А. Смитом, стала очевидной и, в частности, заставила президента США Ф. Д. Рузвельта, одного из первых государственных руководителей стран с рыночной системой хозяйствования, пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнить мерами государственного регулирования. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику возникла в связи с тем, что рыночный механизм порождает ряд негативных последствий. Кроме того, сама общественная жизнь требует вмешательства государства как особого инструмента, обладающего исключительным и общепризнанным правом принуждать. Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег ». Идеи этой книги надолго определили механизм государственного вмешательства в экономику.

Использование инструментов кейнсианской теории позволило промышленно развитым странам Европы, Северной Америки и Японии добиться в послевоенный период устойчивого экономического роста.

Специально разработанные программы давали возможность избегать хозяйственных катастроф типа Великой депрессии, резкого падения производства. Однако по мере развертывания научно-технической революции в индустриальных странах стали отказываться от глобального распространения кейнсианства, а международные финансовые организации начали внедрять новые либеральные экономические теории.

В смешанной экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится вполне определенная роль, так как рынок, подобно любой хозяйственной системе, не является идеальным механизмом. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому естественно, что государство стремится разработать такой механизм хозяйствования, который препятствовал бы разрушительным рыночным последствиям в экономике: монополизму, бедности, кризисам, спадам и т.п.

Роль государства в условиях командной экономики . Наша страна находится на сложном, переходном этапе, и именно поэтому особенно важна регулирующая роль государства.

Но эта роль должна быть принципиально иной, не такой, как в условиях командной экономики, когда центр задает все параметры хозяйственной деятельности, включая цены. Ведь сверху нельзя оптимально определить объемы производства миллионов видов продукции, распределить их в соответствии с потребностями и тем более определить цены, отражающие взаимосвязь спроса и предложения. Эта ситуация наглядно представлена на рис. 15.1, отражающем решение проблемы производства и ценообразования в условиях централизованной плановой экономики, когда заданы объемы производства и цены.

В условиях командной экономики объем предложения (план) четко задан, поэтому график предложения принимает форму вертикальной прямой S nl . Цена здесь также четко фиксированная, назначенная сверху на основе затрат и прибыли , т.е. предполагается прохождение кривой спроса через точку Е 1 . Но такая модель является жестко заданной и не отражает изменения спроса. Что произойдет, если спрос на данную продукцию повысится и кривая спроса D 1 переместится в положение D 2 ?

В этом случае спрос увеличится до объема D 1 в то время как производство будет равно 0S nl , поскольку фиксированная цена не дает информации об изменении спроса. Образуется дефицит в объеме S 2 . Последствия дефицита нам хорошо известны (снижение качества продукции, спекуляция, теневая экономика). Если бы цены не были фиксированными и устанавливались исходя из спроса и предложения, то они должны были бы подняться до уровня Р 2 , и точкой равновесия стала бы точка Р. Если же спрос в плановом периоде понизился, кривая спроса D переместилась в положение D 2 и, таким образом, объем спроса сократился до 0S 2 , а производство продолжилось в соответствии с планом 0S 1 , то образовался бы излишек продукции, равный S 2 S nl . Фиксированная цена и в этом случае дала ложную информацию. Исходя из здравого смысла, план должен быть снижен либо необходимо снизить цену до уровня Р 3 и компенсировать производителю потери. Но в условиях плановой системы это делается слишком медленно, а потери в это время растут.

В условиях командной экономики ни один из приведенных выше вариантов не является эффективным. Такое государственное насилие над экономикой, переходящее разумные границы, противоречит законам экономического развития. Поэтому не случайно переход к новой экономической системе требует решительной ломки командной экономики.

Однако переход от плановой экономики к рыночной надо рассматривать как сложнейший, длительный и противоречивый по своей сути социально экономический процесс. Здесь необходимы принципиально новая инфраструктура, новые кадры, новые системы цен, финансов , кредита , распределительных отношений. Это смешанная по многим параметрам и критериям структура. Западная экономика накопила большой опыт государственного регулирования в условиях рынка, поэтому ее опыт представляет несомненный интерес для России, и его изучение будет для нас полезным.

Классическая и кейнсианская концепции регулирования национального производства

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в походах к экономической роли государства , и прежде всего по вопросу механизма регулирования национального производства в условиях рынка . Первое, неоклассическое, направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Второе направление, кейнсианское, исходит из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы .

Классическая модель . Экономисты-неоклассики, исходя из гибкости цен заработной платы , процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение (SS) имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно (рис. 15.2).

Кейнсианская модель . В отличие от классической школы кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики , воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Самый главный порок классической школы, по мнению Дж. М. Кейнса, состоит в том, что она не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует все больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Согласно кейнсианской модели (рис. 15.3) совокупное предложение принимает форму прямой, параллельной оси Р, что отражает негибкий характер цен и зарплаты в краткосрочном периоде, а также наличие незанятых ресурсов, и частности безработицы. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке Е, где объем ВНП равен ОЕ. Если спрос возрастет и график спроса переместится в положение D 1 D 1 , то цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства, т.е. ВНП увеличивается. Таким образом, последователи Кейнса полагают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы , что повысит спрос до положения D 1 D 1 . Это и означает рост ВНП на величину ЕЕ 1 . Увеличение объема ВНП будет способствовать и повышению занятости населения.

Какая же из двух концепций наиболее приемлема для экономического развития? Представляется, что ни одну из них нельзя копировать буквально, поскольку каждая из них несколько упрощает реальные процессы, подчеркивая лишь отдельные стороны действительности. Вряд ли приемлема позиция, согласно которой рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Ведь Кейнс показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет определенные инструменты для такого влияния.

Цели и функции государства в хозяйственной жизни

Цели государственного регулирования экономики . Существующая система государственного регулирования экономики в условиях рынка сложилась в результате долгой эволюции и представляет собой некую совокупность методов, средств и форм . Мировая практика показала, что структуры государственного регулирования довольно многообразны.

В каждой стране они имеют особенности, отражающие как национальное своеобразие, так и конкретные задачи данного этапа развития. Однако можно выделить общие цели, присущие механизму государственного регулирования большинства развитых стран.

Какие же цели преследует государственное регулирование экономики? От экономического развития страны зависят благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства . Мера экономического успеха определяет, будет ли страна лидировать, укрепляя свои позиции на мировом рынке, повышая благосостояние населения, или она все более начнет отставать. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и проблемы социальные: как помочь бедным и инвалидам, что нужно сделать для социальной гармонии и стабильности. Ни один народ в мире не изолирован от другого, при этом взаимосвязь между нациями и национальными экономиками усиливается, возникают проблемы внешнеторговых связей, движения ресурсов через границы, таможенных пошлин и валютных курсов.

Но нельзя решить все эти вопросы, если государство будет равнодушно к мере экономического успеха. В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности , равенства и стабильности экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто может и желает работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того чтобы они имели свободу выбора. Весьма важна и социальная поддержка со стороны государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.

Функции государства в регулировании экономики . Достижение целей хозяйственной жизни той или иной страны реализуется через функции государства . Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие.

1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Хозяйственное законодательство в странах Запада исходит из принципа «все разрешено, что не запрещено», предоставляя, таким образом, предпринимателям широкое поле деятельности. Но то, что разрешено, регламентируется четко отработанным законодательством. В России хозяйственное законодательство, адекватное рынку, еще окончательно не сформировалось, и это существенно сдерживает формирование рыночных отношений, тормозит экономическое развитие.

2. Определение приоритетов макроэкономического развития. Государство должно определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий. К сожалению, в России деятельность политиков и высшей администрации нацелена на краткосрочные результаты, и политические соображения оказывают значительное влияние на принимаемые решения. Эффективность и производительность низведены до второстепенной роли.

3. Реализация социальных ценностей. Любые наши законы , результаты хозяйственной деятельности имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание нации. Прежде всего это касается здравоохранения, культуры, высшего образования. Если в отдельных странах, например в Японии, индустриализация и компьютеризация вызвали потребность во всеобщем высшем образовании, то в России переход к ранней стадии капитализма разрушает многие социальные достижения 1960—1980-х гг.

4. Регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынка, иначе оно превращается в администрирование. Главным определяющим фактором здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.

5. Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего экологических.

Формы, методы и направления государственного регулирования экономики

Государственное регулирование реализуется посредством различных форм, методов и направлений. Весьма важна для общества и система государственного контроля , разрабатывающая стандарты жизни, экологические стандарты и т.п.

Формы воздействия государства на экономику . В современной хозяйственной жизни государство представлено различными формами воздействия на экономику . Растет доля государственных расходов и доходов в ВНП, повышаются налоги , имеет место система государственного предпринимательства (доля государственного сектора в материальном национальном богатстве по странам мира сегодня колеблется от 20 до 60%), значительна роль государства в перераспределении национального дохода. С помощью налогов государство не только пополняет казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности , а через государственные расходы стимулирует фирмы, удовлетворяет социальные потребности.

Методы воздействия государства на экономику . В зависимости от способа функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия государства на экономику. Под прямым воздействием понимается такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти , т.е. по принуждению.

Примером подобного рода воздействия служит лицензирование некоторых видов хозяйственной деятельности. Косвенное воздействие заключается в том, что государство не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и на принимаемые им решения. Органы власти создают предпосылки и законодательную базу таким образом, чтобы субъекты сами строили свою хозяйственную политику в соответствии с экономическими целями государства. В смешанной экономике налоги — один из основных методов косвенного регулирования.

Методы управления также могут быть административными и экономическими. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. К примеру, административные меры часто применяются при охране окружающей среды . Так, в Париже, в старых районах, капиталовложения в новое строительство запрещены, в том числе и из-за экологических соображений. Экономические методы воздействия государства на рынок содержат в себе такие глобальные направления, как прогнозирование, планирование , денежно-кредитное, финансовое регулирование и т.п.

Направления государственного регулирования экономики . Говоря о государственном регулировании можно выделить следующие направления: а) регулирование капиталовложений; б) регулирование сбыта; в) регулирование рынка рабочей силы; г) стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Регулирование капиталовложений. Посредством регулирования капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизм. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета , местных бюджетов , так и за счет частных инвестиций , которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов , государство в странах Запада покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства намного меньше ресурсов, чем если бы государство само занималось капиталовложением и данную сферу. Но частные фирмы даже при такой поддержке государства не всегда вкладывают средства туда, куда требуется с точки зрения общехозяйственных интересов. Поэтому необходимы как частные, так и государственные инвестиции. В федеральных государствах регулирование сложнее, чем в унитарных, поэтому регулирование экономики в России, и в частности регулирование капиталовложений, требует более сложного механизма и больше средств, чем в других государствах бывшего СССР.

Регулирование сбыта . Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Запада. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса. В условиях дефицитной экономики речь может идти не столько о стимулировании спроса, сколько о его ограничении, поэтому система потребительского кредита в условиях начала и середины 1990-х гг. не нашла широкого применения в России. В настоящее время в нашей стране наблюдается постепенное развитие потребительского кредитования. При наличии приватизированного жилищного фонда и увеличении темпов роста строительства нового жилья коммерческие и государственные структуры будут вынуждены более широко применять потребительский кредит, поскольку государству выгоднее погасить часть стоимости кредита за счет собственных средств, чем полностью вкладывать свои средства в расширение жилищного фонда.

Государственные закупки существуют во всех странах, но особенно они развиты в США . Закупки осуществляются через государственный заказ у тех фирм, для которых он выгоден, поскольку гарантирует сбыт и соответственно прибыль . В силу этого госзаказ не навязывают, а наоборот, фирмы стремятся к его получению. В нашей стране в настоящее время госзаказ существует, но, к сожалению, он не всегда оплачивается вовремя, и это не способствует раз витию положительных рыночных тенденций в экономике.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется государством по ряду направлений, в частности, через установление:

  • максимальной продолжительности рабочей недели (в большинстве стран Запада продолжительность рабочей недели составляет 42—45 часов);
  • минимальной величины заработной платы ;
  • порядка взносов на нужды социального страхования (в России предприятия уплачивают единый социальный налог в размере 26% от фонда оплаты труда);
  • государственного стимулирования профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в большинстве западных стран финансирует более 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются не под количество персонала, а под конкретный проект.

Внедрение достижений НИОКР стимулируется налоговыми льготами.

Большое внимание уделяется развитию системы подготовки специалистов с высшим образованием. На эти цели даются заказы и соответствующее финансирование. В нашей стране развитие науки на протяжении многих лет было прерогативой государства. За десятилетия расходы на эти цели уменьшились в 8—10 раз. По мнению специалистов, если в ближайшее время эта тенденция не будет преодолена, то восстановить научный потенциал будет практически невозможно или же это потребует резкого сокращения личного потребления, доходов физических лиц , как это происходило в 1920—1930-е гг.

Помимо перечисленных выше форм государственного регулирования можно выделить и такие формы, как государственное программирование, регулирование мелкого и среднего бизнеса , сельскохозяйственного производства и т.д. Мировая практика показала, что система мер и форм государственного регулирования довольно многообразна, в каждой стране эта система имеет свои особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся (см. гл. 16—19):

  • финансовая политика;
  • фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • политика регулирования доходов;
  • внешнеэкономическая политика;
  • социальная политика.

Кашаев Ш.Р. Роль экономики в развитии государства / Ш.Р. Кашаев, В.Ю. Петров, Т.Р. Шарапов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 122-124

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Ш.Р. Кашаев , преподаватель

В.Ю. Петров, студент

Т.Р. Шарапов , студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г . Казань )

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль экономики в развитии государства , т ак же описаны возможные формы экономики, их положи тельные и отрицательные стороны. Представлен анализ экономически и социально развитого государства. Ра с смотрены предпосылки для развития мощного экономического государства в зависим о сти от превалирующий в стране формы экономических отношений.

Ключевые слова: экономическая политика, социальное государство, смешанная эк о номика, командная экономика, экономическая опора, капитал.

Трудно представить в наше время гос у дарство, в котором бы отсутствовала эк о номическая составляющая. Все сферы жизни человека, так или иначе, связаны экономическими отношениями. В совр е менных реалиях каждое государство стр е мится создать мо щ ную экономическую базу, которая необходима для обеспечения безопасности, как внутри, так и вовне страны . Примечателен и тот фактор, что органы государственной власти опр е деляют экономическую политику страны, и как следствие вектор ее развития.

На сегодняшний день существуют ч е тыре формы экономики. К ним относят: тр а диционную , рыночную, командную, смешанную. Традиционная экономика полностью опирается на существующие традиции в обществе. Таких государств в наше время практически нет. Основу р ы ночной экономики составляет капитал, к о торый сосредоточен в руках частных лиц. Такая форма экономики обеспечивает б ы стрый рост государства, о д нако, вместе с тем это приводит к значительному разр ы ву ме жду доходами разных слоев и ра с пределение благ происходит в пользу ч а стных лиц и компаний, а не государства. Фа к тически государство теряет контроль над частью некоторых важных сфер . Такая экономика опасна тем, что в коне ч ном итоге она приве де т к власти богатых, которые подчинят себе все структуры вл а сти и буду т диктовать условия государс т венному аппарату. Командная экономика или как ее еще называют социалистич е ская, направлена, в первую очередь, на с о циальное развитие общества. При такой экономической форме управления собс т венность и капитал находятся в руках вл а сти, а их распределение определяет гос у дарство. При этом нет огромного разрыва между доходами среди населения. Гос у дарство с такой экономи кой считается с о циально развитым , однако имеется ряд н е достатков. Например, отсутствие конк у ренции, ограниченный доход у предпр и ятий и компаний, поскольку выпуск пр о дукции контролирует государство, относ и тельно небольшая разнообразность пр о дукции в магазинах. Смешанная же эк о номика является переходной от капитал и стической к социально ориентированной. В этой форме экономики примерно один а ково распределяется собственность и к а питал между государством и частными лицами, однако, чтобы не терять контроль над сферами экономики, государство з а бирает себе, так называемый, контрольный пакет. Исходя их нынешних реалий, такая форма экономики в данный момент самая оптимальная, поскольку государство м о жет влиять на частные компания и пре д приятия, а предприятия на государство нет . Таким образом, аппарат управления остается неподконтрольным для капитал и стов и сами органы власти могут регул и ровать доходы среди населения , предо т вращая сильное расслоение общества , с ф и нансовой точки зрения.

Примечательно то, что в большинстве стран смешанная форма экономики. То есть государство сознательно переходит от капитализма к более прогрессивному ве к тору ра з вития.

Некоторые люди полагают, что экон о мика не является наукой, поскольку «сч и тать» умеет каждый. Это заблуждение. Экономика такая же древнейшая наука, как и философия ил и м атематика. Она возникла в период , когда л юди занялись товарообменном и накоплением собстве н ных материальных благ. То есть , с возни к новением первой государственности зар о дилась и экономика, как наука. Примеч а тельно и то, что в любом древнейшем г о сударстве экономика всегда была на пе р вом плане, поскольку основным дох о дом государства всегда будет налогообложение собственных граждан .

Говоря о роли экономики в развитии государства необходимо учитывать н е сколько основополагающих факторов. А именно то, что без сильной экономической опоры ни одно государство не сможет проводить свою политику. Например, для того, чтобы создать хорошую социальную базу необходимо постоянное вливание средств из федерального бюджета. А где взяться деньгам в бюджете без грамотной экономической политики? Отсюда и в ы вод, что если государство будет выносить экономику на второй план в своей полит и ке, то такое государство долго не прост о ит. Поэтому в любом государстве за эк о номическим сектором следит несколько обособленных друг от друга структур, что дает преимущество. Так же следует пон и мать, что для развития любых отраслей государства н е обходимы финансы, а если у государства не будет финансов, напр и мер, для развития той же нефтяной отра с ли, то другое государство на выгодных для себя условиях «поможет» поднять на ст у пень выше этот самый сектор. Говоря пр о стыми словами, если, у России нет средств и технологий для развития Сибирских м е сторождений, то наше государство будет искать инвесторов, которые помогут, за счет предоставления и использования н о вейшего оборудования и вливания опред е ленных денежных средств. Но такая п о мощь чревата тем, что условия для такого развития могут быть самыми разными, н а чин ая с того, что контроль над месторо ж дением будет в частных руках, заканчивая тем, что государство просто потеряет ко н троль над данной сферой. Именно поэтому для минимизации развития таких событий нужна сильная экономика.

Наглядно можно показать роль экон о мики в развитии и жизни государства на пр и мере социального и экономического развития общества. Прожиточный мин и мум, показатель уровня безработицы, и н фляция, уровень образования, разность м е жду доходами самых богатых и самых бе д ных – все это и многое другое, вплоть до качества дорог, зависит от благосостояния государства. Развитие промышленности, научные открытия, система обр а зования, социальные реформы – все это требует о г ромных капиталовложений. Именно поэт о му, государство всегда опирается в своем управлении на экономику . Планиров а ние доходов и расходов государства, явл я ется одним из важнейших обязательств п е ред своим народом, потому что бездумное растрачивание национального благососто я ния приведет к развалу страны и массо во й нищете.

В экономической теории принято сч и тать, что государство и экономика нера з рывно связаны между собой. Поскольку для объединения людей и создания гос у дарства н е обходимы материальные блага и общая цель. Как только возникает гос у дарство, с ним же возникают отношения, в первую очередь рыночные. Отсюда и в ы вод, что любое общество зависит от эк о номики, а экономика, напротив, зависит от общества и государства в целом.

Так же, свободное развитие общества понимается и как социальная, и как эк о номическая категория. Чем ценнее призн а ется свобода отдельного человека в общ е стве, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве . Поэтому, гос у дарство заинтересовано в обеспечении правовой надежности экон о мической деятельности отдельного суб ъ екта или лица, для того чтобы в будущем пользоваться его результатами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что любое развитое государство, з а кладывает основу своего развития, опир а ясь на действующие экономические отн о шения в стране. Стремление развивать все отрасли экономики, приносящие прибыль, нормальное явление для государства. Дв и гаясь вперед, экономика развивает как о т дельные сферы общества, так и его в ц е лом. Знание, понимание экономики позв о ляет людям осознанно совершать свой экономический выбор. Приведение в ра в новесие экономической и социал ь ной сфер позволит избежать конфликтов в общес т ве.

Библиографический список

1. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах применения «ручного управления» органами российской государственно-муниципальной власти / В.В. Шлычков, И.К. Киямов , С.М. Кулиш, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3 (39). С. 39-54.

2. Батайкин П.А. Особенности реализации функций государства в системе распредел е ния доходов // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 16-18.

3. Шлычков В.В. Эволюция мировой экономической мысли как фактор формирования ожиданий экономических агентов / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева // Актуальные пр о блемы экономики и права. 2015. № 3. С. 5-16.

4. Батайкин П.А. Проблемы сохранения унифицированной налоговой системы Росси й ской Федерации // Вестник Казанского государственного энергетического университ е та. 2011. № 4 (7). С. 92-97.

5. Х асанова А.Ш. К вопросу о формировании новой экономической парадигмы / А.Ш. Хасанова, Н.В. Ведин // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 106-111.

6. Шлычков В.В. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и св о ей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона / В.В. Шлычков, Д.Р. Нестулаева , И.Г. Алафузов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

ECONOMY ROLE IN DEVELOPMENT OF THE STATE

S.R. Kashayev , lecturer

V.Y. Petrov , student

T.R. Sharapov , student

Kazan state power university

(Russia, Kazan)

Abstract. In this article the economy role in development of the state is considered, possible forms of economy, their positive and negative sides are also described. The analysis economica l ly and socially developed state is submitted. Prerequisites for development of the powerful ec o nomic state depending on prevailing in the country of a form of the economic relations are co n sidered.

Keywords: economic policy, social state, mixed economy, command economy, economic su p port, capital.

Деятельность государства в командной экономике

Замечание 1

Государство имеет неограниченную политическую, административную и экономическую власть в командной экономике.

Как политический орган, государство является надстройкой общества , однако его деятельность проникает во все базисные экономические отношения. Необходимость всеохватывающего присутствия государства в экономике советские экономисты обосновывали следующим образом: после социалистической национализации средства производства стали достоянием народа, они должны быть использованы не в интересах каких-либо частных лиц, а для реализации целей всего общества и нации в целом.

В силу данного обстоятельства распоряжение и управление общими средствами производства осуществляется из единого центра, который представляет интересы всех трудящихся в одинаковой степени. Поэтому в данной ситуации интересы государства отождествлялись общественным и общенародным интересам. Поскольку государственные средства производства играют ведущую и преобладающую роль в командной экономике, постольку система государственного управления охватывает общественное производство полностью.

Бездефицитность государственного бюджета командной экономики объяснялась тем, что в него направлялось не 10 %, а почти 90 % прибыли функционирующих субъектов хозяйствования.

Управление командной экономикой

Замечание 2

В модели командно-административного управления преобладают распорядительно-приказные механизмы и методы внеэкономического принуждения.

Характерные черты системы государственного управления командной экономикой :

  • осуществление прямого управления предприятиями из единого центра;
  • наличие полного контроля государства за сферами производства и распределения;
  • использование в управлении административно-приказных методов.

Система государственного управления командной экономикой состоит из связующих элементов - структур, осуществляющих руководство из единого центра народного хозяйства.

Распорядительно-приказные механизмы управления возможны в странах имеющих разное социальное устройство. Они могут совмещаться с общественной собственностью на основные производственные фонды (как это было в России), или элементами частной собственности (как это было в фашистской Германии).

Использование приказного управления оправдано в случае чрезвычайных обстоятельств, которые вызваны военными действиями, хозяйственным разорением или голодом. В таких условиях оно позволяет оперативно сосредоточить людские и материальные ресурсы на значимых участках, с успехом решать актуальные проблемы народного хозяйства. Для экстремальных условий этот тип может стать более эффективным и единственно возможным.

Бюджетные ограничения в командной экономике

Повсеместное внедрение централизованных механизмов загоняет все структуры предпринимательства в рамки специальной системы бюджетных ограничений, которая препятствует ответственному хозяйствованию.

Формами бюджетных ограничений являются:

  1. установление директивных цен;
  2. жесткая система налогообложения;
  3. отсутствие государственной помощи на безвозмездной основе;
  4. отсутствие возможностей для получения кредита;
  5. невозможность финансовых вложений из внешних источников.

Рыночная экономика имеет представленную жесткую систему бюджетных ограничений, которая стимулирует эффективность хозяйствования, материальную ответственность и заинтересованность в использовании денежных активов. Для командно-административной экономики характерна ориентация на «мягкую» систему бюджетных ограничений: налоговые льготы или отсрочка уплаты налогов; дотации и субсидии как безвозмездная финансовая помощь; выдача кредита при отсутствии гарантий или обоснованного целевого назначения и т.п.

Роль государства в экономике 8 класс первый раз начинает проходить – учебный план. Но чтобы лучше понимать, что именно происходит в разных странах и почему, позднее стоит разобраться с этой темой получше. Потому что она даётся только на базовом уровне.

Итак, чтобы разобраться в том, какова роль государства в регулировании экономики, сначала нужно понять, какие функции, имеющие значение для этой сферы, оно выполняет всегда. В частности, только оно может устанавливать, что будет являться правонарушением, а что – нет, то есть закреплять правила игры. Вместе с тем необходимо понимать, что рынок живёт по своим законам. И если государство пытается их игнорировать, то рано или поздно такая система рухнет. Ярким примером стала в своё время плановая экономика, когда СССР стремился не обращать внимание на реальные потребности собственного населения.

Безусловно, в контроле за развитием (в том числе и экономическим) общества у государства, по мнению одних, главная роль, по мнению других – одна из главных. Но чтобы чем-то управлять, что-то контролировать, это нужно изучить. Необходимо знать, что именно происходит в хозяйстве, разбираться в этих процессах.

Какие ещё функции осуществляет государство? Оно способствует экономическому росту населения или определённой её части, разрабатывает стратегию, обеспечивает неимущих. А государственное регулирование позволяет грамотно распределить ресурсы. Наконец, именно оно отвечает за занятость населения, вернее, различные органы. Всё перечисленное верно в условиях рыночной экономики, а также командно-плановой, но в последней очень сильно исказилось, настолько, что уже было трудно узнать некоторые сферы.

Вообще в рыночной экономике роль государства ограничивается. Отсутствует некий план для хозяйствующих субъектов по поводу того, что производить, как и для кого. Присутствует свобода предпринимательства, а занимающиеся производством защищены законом от производства. В том числе и со стороны государства.

В случае с Россией мы имеем дело с переходной экономикой. Многие же считают, что она отошла от этого пути и пришла к смешанной. Как бы то ни было, необходимо разобраться с тем, что она представляет собой. Такая система отличается тем, что в ней можно найти черты командно-административной, рыночной и даже традиционной. Некоторые обществоведы считают такой вариант самым оптимальным, поскольку он предполагает больше вариантов для общества, более широкий выбор. Увеличивается гибкость отдельных структур и рынка в целом.

Вместе с тем наличие частной и корпоративной собственности одновременно с государственной и муниципальной, большого количества различных образований приводит в конечном счёте к более жёсткой конкуренции. Кроме того, в связи с таким количеством структур появляется риск бюрократизации многих моментов. И возникновения правовых коллизий, а также просто ситуаций, когда одно и то же может быть осуществлено несколькими разными способами.

Таким образом, основная роль государства в смешанной экономике – регулирующая. Оно должно следить за деятельностью своих органов, выполняющих поставленные перед ними задачи, но при этом гарантировать другим участникам рынка полное соблюдение закона не только по букве, но и по духу. Очень важно не допустить нарушения баланса.

Именно на это направлено и правовое регулирование, и воздействие как косвенными, так и прямыми методами. Фактически, государство даёт возможность рынку развиваться свободно, вмешиваясь как регулятор и координатор только в случае возникновения объективной необходимости. Конкретный план действий как таковой у него отсутствует, есть прогнозы, исследование рынка и реакции на складывающиеся ситуации.

Государство выступает гарантом обеспечения человеку минимума: базовых медицинских услуг, образования, защиты. Также оно страхует общество на случай экономических кризисов и серьёзных провалов, которые действительно могут возникнуть.

Стоит отметить, что роль государства в экономике такого типа отличается от страны к стране. Где-то она больше, где-то меньше. В одних государствах на первую роль выходит капитал (США), в других – инновационные технологии (Япония). Следует учитывать, что это – взгляды определённых учёных. С которыми далеко не все согласны. Тем не менее наличие ограничений для таких вмешательств и черты сразу нескольких типов систем – то общее, что официально признаётся всеми.

Место и роль государства в рыночной экономике

Что же касается рыночной экономики, то здесь нужно отметить, что некоторые обществоведы полагают, будто бы в чистом виде её не существует, потому что она утопична. Обратите внимание: само по себе государство живёт за счёт нерыночных доходов. Оно просто перераспределяет часть прибыли, которую получают связанные с ним субъекты, в свою пользу. И это исключительное право (налоги, сборы, пошлины) обусловлено соответствующим статусом.

При этом такое образование не может до конца запланировать свои расходы, потому что оно не знает, какой будет прибыль в следующем году, соответственно, сколько поступлений уйдёт в бюджет. Тем более что это зависит не только от фактической выгоды, но ещё и от того, насколько законопослушными окажутся граждане. На практике не бывает такого, чтобы каждое физическое и юридическое лицо выплатило все налоги в срок. И план поступлений тоже отсутствует.

Таким образом, мы говорим об исключительном образовании с уникальными правами по отношению к другим участникам. Что налагает на него обязанности – в рыночной экономике это поддержка здоровой конкуренции, способствование техническому и промышленному прогрессу, борьба с монополиями и многое другое. На этом экономические функции государства в рыночной экономике не заканчиваются.

Именно оно устанавливает стратегию развития, принимает законы, а также другие меры, которые направлены на поддержку стабильности и роста. В частности, государственный аппарат занят регулированием в финансовой сфере, решением проблемы инфляции и обесцениванием национальной валюты и так далее. Фактически, в экономике такого типа именно правительство решает многие проблемы, связанные с поддержкой функционирования свободного рынка. Что порождает свои проблемы, потому что чрезмерное вмешательство со стороны соответствующих органов способно привести к обратному эффекту.

Основные типы государств в мировой экономике

Существует очень много классификаций, однако основная сводится к уровню вмешательства. В зависимости от чего можно говорить о классической модели, командной и регулирующей.

Итак, первый вариант характерен для развитых стран. Государства по этой модели занимаются защитой территории, чисто политическими вопросами, могут оказывать протекцию отдельным сферам в случае дисбаланса, а также социальными программами. Роль государства в экономике незначительна.

В регулирующей схеме примерно 50% имеющих значение вопросов отдано государству. На практике этот баланс не всегда соблюдается, но к нему стараются приблизиться. Правительство следит за перераспределением экономических ресурсов, обладает решающим голосом в отдельных случаях. Но в то же время определённый минимум свобод участникам рыночных отношений гарантирован. Кроме того, они могут на установленных в законе условиях прекратить свою деятельность, не получая разрешения у государства (что тоже отдельно регулируется) и даже вывести капитал.

Наконец, третья популярная модель – командно-административная. Государственные органы решают все более-менее важные вопросы, которые так или иначе относятся к производству и (или) перераспределению материальных благ. Бизнес отсутствует или же контролируется правительством. Добывающие, а также перерабатывающие компании открываются и осуществляют свою деятельность с обязательной государственной долей. В чистом виде на данный момент отсутствует, но ближе всего к подобной модели в настоящем подошёл Китай. В этой стране даже иностранец не может открыть собственную компанию, пока не объединится с местным бизнесом.

Споры о том, какой из описанных вариантов является наиболее удачным, не утихают. И, вполне вероятно, что для нахождения ответа на этот вопрос нужно учитывать далеко не только экономическую сферу, даже когда речь идёт о ней.