Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Длительное производство: определяем налоговую базу по НДС. Длительное производство: определяем налоговую базу по НДС Ст 167 нк рф в новой редакции

Налогоплательщики, производящие товары (работы, услуги), изготовление (выполнение, оказание) которых занимает более шести месяцев, и которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.06 № 468, имеют право определять базу по НДС только в момент отгрузки товаров (п. 13 ст. 167 НК РФ). Другими словами, при получении предоплаты за такие товары (работы, услуги) исчислять и уплачивать в бюджет НДС с нее не нужно. Федеральная налоговая служба РФ в письме от 12.01.11 № КЕ-4-3/65 указала условия для освобождения. Это наличие раздельного учета осуществляемых операций с длительным производственным циклом и других операций, а также сумм «входного» НДС; представление одновременно с декларацией контракта с покупателем (или его заверенной копии), а также документа, который подтверждает длительность производственного цикла, выданного Минпромторгом России.

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Льгота предоставляется исключительно изготовителям продукции. Организации, применяющие льготу, при получении предоплаты счета-фактуры не составляют. Следует иметь в виду, что возможность не платить НДС при получении авансовых платежей «сдвигает» у указанной категории налогоплательщиков и момент применения налоговых вычетов по НДС. Так, вычеты сумм НДС по расходам осуществляются только в момент определения налоговой базы (п. 7 ст. 172 НК РФ). Иными словами, суммы «входного» налога предъявляются к вычету в том налоговом периоде, в котором продукция отгружена покупателю и начислен НДС с реализации. Как и в любом другом случае, право на вычет возникает при соблюдении общих условий, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ (при наличии выставленных контрагентами счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие к учету). В целях обеспечения раздельного учета суммы «входного» НДС, относящиеся к производству продукции длительного цикла, на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» необходимо учитывать обособленно. В течение производственного цикла изготовления продукции (т. е. более шести месяцев) на нем накапливаются суммы налога, предъявленные контрагентами (с учетом распределенных сумм НДС по общехозяйственным расходам предприятия). Списать эти суммы в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» можно только после отражения операции по реализации. В случае если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, а также освобожденные от обложения этим налогом необходимо вести раздельный учет «входного» НДС. Назначение раздельного учета состоит в том, чтобы выделить НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым:

  • Для операций облагаемых НДС;
  • Для операций, не облагаемых этим налогом.

НДС по товарам (работам, услугам), используемым для облагаемой налогом деятельности, подлежит вычету, а по товарам (работам, услугам), используемым в необлагаемой деятельности, учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг).


ИСХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  1. Предприятие выпускает продукцию военного назначения.
  2. Длительность производственного цикла основной продукции предприятия – более шести месяцев.
  3. Бухгалтерский учет на предприятии ведется с использованием типовой конфигурации «1С:Бухгалтерия 8».
  4. С целью уменьшения НДС с авансов полученных было принято решение о применении льготы в соответствии п. 13 ст. 167 НК РФ.
  5. Организация осуществляет реализацию без НДС и по ставке НДС 0%.

ЗАДАЧА

Автоматизировать ведение раздельного учета «входного» НДС при применении льготы в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ

Настройки:

  • Для идентификации «льготируемой» продукции в карточку номенклатурной группы, к которой относится данная продукция, был добавлен дополнительный реквизит, определяющий принадлежность к льготируемой продукции.
  • В план счетов бухгалтерского учета для обособленного учета «входного» НДС по льготируемой продукции был добавлен новый субсчет 19.11 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам и услугам (для целей учета по п. 13 ст. 167 НК РФ)».

Формирование движений по счетам бухгалтерского учета, а также по регистрам учета НДС было реализовано с помощью трех внешних обработок. НДС по прямым расходам:

  • Обработка запускается пользователем перед выполнением регламентных операций по НДС, т. е. один раз в квартал.
  • Обрабатываются документы «Требование-накладная» за отчетный период. 3. Для каждого документа, в котором материалы списываются на «льготируемую» номенклатурную группу, формируется документ «Операция, введенная вручную».
  • В операции формируются проводки: a. Если НДС по ТМЦ, списываемым в производство, ранее был принят к вычету: Дт 19.11 Кт 19.03 НДС отнесен на субсчет учета «входного» НДС по п. 13 ст. 167 НК РФ. Дт 19.03 Кт 68.02 Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету. b. Если НДС ранее не был принят к вычету: Дт 19.11 Кт 19.03 НДС отнесен на субсчет учета «входного» НДС по п. 13 ст. 167 НК РФ.
  • При формировании проводок учтена необходимость ведения партионного учета для НДС (все движения формируются с привязкой к счетам-фактурам полученным).
НДС по косвенным расходам:
  • Помимо НДС по прямым расходам по дебету счета 19.11 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам и услугам (для целей учета по п. 13 ст. 167 НК РФ)» необходимо учитывать часть НДС по косвенным расходам (пропорционально доле косвенных расходов, отнесенных на производство «льготируемой» продукции в общей сумме косвенных расходов за период).
  • Обработка запускается пользователем после формирования документа «Распределение НДС косвенных расходов».
  • Обрабатывается каждая строка документа.
  • На основании документа формируется документ «Операция, введенная вручную», в котором для каждой строки документа «Распределение НДС косвенных расходов» формируются проводки:
    a. Если НДС ранее был принят к вычету: Дт 19.11 Кт 19.03 (19.04 – для НДС по услугам) НДС отнесен на субсчет учета «входного» НДС по п. 13 ст. 167 НК РФ. Дт 19.03 Кт 68.02 Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету.
    b. Если НДС ранее не был принят к вычету: Дт 19.11 Кт 19.03 (19.04 – для НДС по услугам) НДС отнесен на субсчет учета «входного» НДС по п. 13 ст. 167 НК РФ.
  • Для корректного учета «входного» НДС в книге покупок и книге продаж помимо бухгалтерских проводок в документе формируются движения по регистрам учета НДС.
Принятие НДС по льготируемой продукции к вычету:
  • В квартале, в котором происходит реализация «льготируемой» продукции, часть НДС, накопленного по дебету счета 19.11, может быть принята к вычету.
  • Обработка запускается пользователем перед формированием записей книги покупок.
  • В обработке автоматически рассчитывается сумма НДС, которая должна быть принята к вычету.
  • В табличной части обработки автоматически формируется перечень счетов-фактур, по которым имеется остаток по дебету счета 19.11 и сумма, которая может быть принята к вычету. Списание производится по методу ФИФО.
  • Реализован механизм, который позволяет вручную указать счета-фактуры, по которым необходимо произвести списание с кредита счета 19.11.
  • По данным обработки формируется документ «Операция, введенная вручную», в которой сформированы следующие проводки: Дт 19.03 (19.04 – для НДС по услугам) Кт 19.11 НДС, ранее отнесенный в дебет счета 19.11, восстановлен на субсчет учета «входящего» НДС по ТМЦ или услугам соответственно.
  • Для корректного учета «входного» НДС в книге покупок помимо бухгалтерских проводок в документе формируются движения по регистрам учета НДС.
  • Принятие НДС к вычету осуществляется типовыми средствами конфигурации – документом «Формирование записей книги покупок».

По общему правилу с предоплаты предстоящих поставок нужно начислить «авансовый» НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Продавец выпишет счет-фактуру и отразит его в книге продаж. В дальнейшем на дату отгрузки он вновь начислит (теперь «отгрузочный») налог, одновременно с этим получит право на вычет «авансового» НДС (п. 14 ст. 167, п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Но если речь идет о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), изготовление которых занимает более полугода (длительный производственный цикл), возможен иной порядок определения базы по НДС. Какой? Расскажем в консультации, заострив внимание на нюансах обозначенной темы. Не забудем при этом и о второй стороне договора.

Специальный порядок определения налоговой базы…

для особой продукции

Налогоплательщики – изготовители товаров (работ, услуг), производство которых занимает длительный (более полугода) промежуток времени, вправе не платить НДС с полученного аванса. Это следует из норм п. 1 ст. 154 НК РФ и абз. 1 п. 13 ст. 167 НК РФ. В таком случае «авансовый» счет-фактура не выставляется и соответствующие записи в книге продаж не производятся (п. 1, 2 ст. 169 НК РФ, абз. 3 п. 17 Правил ведения книги продаж). Следовательно, покупатель не сможет заявить вычет НДС с перечисленной предоплаты предстоящей поставки.

Но речь идет об особой продукции – перечень «длительных» товаров (работ, услуг) определен Правительством РФ в Постановлении от 28.07.2006 № 468. Перечень является закрытым, в него включены незначительная часть номенклатуры товаров (п. 1) и некоторые виды работ и услуг (п. 2). Например, здесь упоминаются работы по удалению и обработке твердых отходов; строительство кораблей, судов и плавучих конструкций, прогулочных и спортивных судов; производства:

    ядерных установок и их составных частей, в том числе для транспортных средств;

    оружия и боеприпасов;

    радио- и телевизионной передающей аппаратуры;

    навигационных, метеорологических, геодезических, геофизических и аналогичного типа приборов, аппаратуры и инструментов;

    инструмента, оборудования и приспособлений, применяемых в медицинских целях и др.

К сведению: в мае текущего года перечень был актуализирован (см. Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 527): вместо кодов по отмененному сейчас Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 наименования товаров (работ, услуг) соотнесены с кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Правительственный перечень, как видим, включает весьма спе-цифические виды работ и производств. Поэтому большинство организаций при получении от заказчика предоплаты по долгосрочному договору обязаны начислить с этой суммы НДС, выписать счет-фактуру и отразить его в книге продаж (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

при соблюдении специальных условий

Применять особый порядок исчисления налоговой базы можно лишь при соблюдении определенных условий. Налогоплательщику необходимо (п. 13 ст. 167 НК РФ):

    организовать раздельный учет осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций (абз. 1);

    одновременно с налоговой декларацией представить (абз. 2):

      контракт с покупателем (копию контракта, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера);

      документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

Министерство промышленности и торговли России (Минпромторг) – тот самый федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, в приведенных выше нормативных положениях п. 13 ст. 167 НК РФ речь идет об изготовителе-налогоплательщике, у которого имеется документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг) (Письмо ФНС России от 12.01.2011 № КЕ-4-3/65@). Документ выдает Минпромторг в соответствии с п. 1 Положения и п. 10 Административного регламента.

Налог с предоплаты не начислен – повремени с вычетом «входного» и «авансового» НДС

Итак, чтобы воспользоваться преференцией (на основании п. 1 ст. 154 НК РФ не включать в налоговую базу предоплату предстоящих поставок «длительной» продукции), в налоговый орган нужно представить документы, указанные в п. 13 ст. 167 НК РФ.

К сведению: срок действия контракта на применение льготного порядка в отношении «авансового» НДС значения не имеет (Письмо ФНС России от 20.02.2017 № СД-4-3/3083@).

Но и вычет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для изготовления такой продукции, нужно «отсрочить»: заявить его можно на дату отгрузки или составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика), то есть на момент определения налоговой базы по НДС. Основание – п. 7 ст. 172 НК РФ.

К сведению: налогоплательщики – изготовители «длительной» продукции производят вычеты НДС в том налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по реализуемым товарам (работам, услугам), в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретения (Письмо Минфина России от 15.06.2015 № 03-07-11/34361).

Так же нужно рассуждать и в отношении предъявленного поставщиками «авансового» НДС . В Письме от 06.05.2016 № 03-07-11/26333 специалисты финансового ведомства, ссылаясь на выводы ВС РФ (определения от 04.02.2016 № 306-КГ15-15782 и от 20.02.2016 № 301-КГ15-16574), заключили: из системного толкования положений п. 13 ст. 167 НК РФ и п. 7 ст. 172 НК РФ следует, что данные нормы не устанавливают каких-либо конкретных видов вычетов, перечень которых приведен в ст. 171 НК РФ, а также не предусматривают различный правовой режим в отношении НДС, уплаченного при перечислении авансов в счет предстоящих поставок товаров, используемых при изготовлении товара с длительным циклом производства, и НДС, уплаченного при приобретении таких товаров (работ, услуг). Учитывая изложенное, суммы НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты (частичной оплаты) товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для осуществления операций по производству продукции с длительным производственным циклом, подлежат вычету у налогоплательщика, применяющего норму п. 13 ст. 167 НК РФ, в порядке, установленном п. 7 ст. 172 НК РФ, то есть в момент определения налоговой базы.

Вот еще пример – Постановление от 21.12.2016 № Ф06-15835/2016 по делу № А12-10935/2016, в котором АС ПО поддержал своих коллег:право на применение к вычету НДС как по приобретенным товарам (работам, услугам), так и по авансам, перечисленным в адрес поставщика в счет приобретения товаров, предназначенных к использованию в производстве с длительным производственным циклом, в проверяемом периоде у налогоплательщика отсутствовало. Возможность применения спорных налоговых вычетов, в том числе и по авансам, может возникнуть только в порядке, установленном п. 7 ст. 172 НК РФ, а именно в момент отгрузки товара.

Пример 1.

Организация занимается строительством яхт и моторных лодок (код по ОКВЭД 2 – 30.12 «Строительство прогулочных и спортивных судов»).

В январе она получила заказ на сумму 30 000 000 руб.; на расчетный счет организации поступил аванс в размере 50% (15 000 000 руб.). Контрактом установлены сроки выполнения работ – август текущего года.

Для выполнения указанного контракта организацией были закуплены товары (работы, услуги), «входной» НДС по которым (аккумулируется на счете 19.5.2) составил 762 000 руб. Кроме того, часть товаров оплачена предварительно – организации при этом предъявлен «авансовый» НДС в сумме 230 000 руб.

Учетной политикой для целей исчисления НДС определено использование нормы п. 13 ст. 167 НК РФ.

С полученного аванса НДС организация не уплачивает, «авансовый» счет-фактуру не составляет.

По результатам I квартала в декларации по НДС полученную сумму (15 000 000 руб.) она отразит в строке 010 разд. 7 (п. 44.6 Порядка заполнения декларации). Одновременно с декларацией по НДС организация представит:

    контракт с покупателем (или копию, заверенную подписью руководителя и главного бухгалтера);

    документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).

База по НДС в отношении рассматриваемой ситуации возникнет только на дату завершения контракта (при подписании акта приемки работ), то есть в августе. Тогда же (в декларации за III квартал) у организации появится право на вычеты «входного» (762 000 руб.) и «авансового» (230 000 руб.) НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным для выполнения заказа. Соответствующие счета-фактуры регистрируются в книге продаж за указанный .

(Заметим, вычеты НДС по товарам, работам, услугам, предназначенным для другой (при наличии) деятельности, организация при раздельном учете вправе применить в общем порядке.)

Если по данным декларации предполагается уплата налога, перечисления в бюджет будут произведены равными долями в срок до 25 октября, 25 ноября, 25 декабря (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Аванс получен, а документа – подтверждения длительности производственного цикла нет!

На практике может возникнуть ситуация, когда на момент получения аванса продавец не имеет заключения Минпромторга о длительности производственного цикла в связи с задержкой его выдачи.

В таком случае, разъясняет ФНС,продавец должен определить налоговую базу и начислить «авансовый» НДС (Письмо от 12.01.2011 № КЕ-4-3/65@).

В случае несоблюдения условий, установленных п. 13 ст. 167 НК РФ, налоговая база по НДС определяется исходя из суммы полученной предоплаты с учетом налога в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.08.2017 № 03-07-11/55511).

Впоследствии (при получении заключения Минпромторга) изготовитель не сможет скорректировать исчисленный налог, представив уточненную декларацию, о чем ФНС сообщила в Письме от 11.10.2011 № ЕД-4-3/16809@.

Вместе с тем примеры судебных решений позволяют усомниться в выводах налоговой службы. Вот некоторые тому доказательства.

Постановление АС ДО от 29.07.2016 № Ф03-3503/2016 по делу № А04-9371/2015.

Общество заключило с Минобороны госконтракт (от 08.06.2011) на изготовление и поставку для нужд министерства водолазного катера, по которому на расчетный счет организации (23.06.2011) поступил аванс – 70 000 000 руб. Этим же днем обществом выставлен «авансовый» счет-фактура на указанную сумму, включая НДС – 10 677 966 руб. В книге продаж за II квартал 2011 года отражено поступление предоплаты; исчисленный НДС учтен в разд. 3 налоговой декларации по НДС.

Заключение Минпромторга о длительности производственного цикла изготовления товаров (работ, услуг) получено 31.08.2011. В связи с наличием соответствующего документа общество 09.10.2011 представило уточненную декларацию по НДС за II квартал 2011 года, в которой уменьшило налоговую базу полученной предоплаты предстоящих поставок на сумму 70 000 000 руб., в результате чего сумма НДС к уплате в бюджет уменьшена на 10 677 966 руб.

Инспекция посчитала, что общество использовало право применения общего порядка момента определения налоговой базы, а счет-фактура в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ не подлежит отзыву.

Общество обратилось в суд и нашло там поддержку. Суд указал, что при проведении выездной проверки инспекция обладала сведениями об имеющемся заключении Минпромторга о длительности производственного цикла изготовления товаров, позиция налогового органа не соответствует ст. 81, 154, НК РФ и фактически лишает налогоплательщика права на применение определенного порядка исчисления налога. Суд признал незаконным оспариваемое решение инспекции в части доначисления НДС за II квартал 2011 года, пеней и уменьшения исчисленного в завышенной сумме НДС за III квартал 2011 года.

Постановление ФАС СЗО от 13.01.2011 по делу № А56-15567/2010.

Поскольку общество документально подтвердило, что длительность производственного цикла изготовления продукции, реализованной им по госконтрактам от 31.01.2006 и 02.02.2006, превышает шесть месяцев, а подтверждающие это обстоятельство документы не могли быть представлены в 2006 году в налоговый орган по не зависящим от общества причинам, суды правомерно признали решение ИФНС о начислении обществу пеней по налогу недействительным и обязали налоговиков возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму.

Как быть покупателю?

Узнать о том, какой порядок начисления НДС применяет продавец, покупатель сможет только при условии, что первый его уведомил о наличии заключения Минпромторга. А если такое уведомление поступило «после того, как…» (в следующем после перечисления аванса под предстоящую поставку налоговом периоде)? Вправе ли покупатель, располагая «авансовым» счетом-фактурой, заявить вычет НДС?

Ответ положительный – да, вправе.

Но потом, когда будет получено уведомление о праве продавца на применение освобождения от налогообложения указанных авансовых платежей, налог придется восстановить. Во всяком случае такое указание (со сроком исполнения – налоговым периодом, в котором получено уведомление) дал Минфин в Письме от 28.06.2010 № 03-07-07/43.

Однако приведенная рекомендация (выданная годом раньше) плохо «стыкуется» с выработанным (в октябре 2011 года) подходом ФНС о том, что у продавца (в описанной ситуации) нет возможности скорректировать налоговую базу по НДС (Письмо № ЕД-4-3/16809@).

Это существенный момент, поскольку НДС построен на принципе зеркальности, на который (в случае возникновения споров) будут обращать внимание судьи. Зафиксируем его в таблице.

Продавец

Покупатель

При отсутствии заключения Минпромторга

Включает полученный аванс в налоговую базу, начисляет «авансовый» НДС, выставляет «авансовый» счет-фактуру

Заявляет «авансовый» НДС к вычету

Когда заключение Минпромторга получено

Обязанности восстановления НДС не возникает

Принимая во внимание положительную судебную практику, корректирует (уменьшает) налоговую базу

Возникает обязанность восстановления НДС, что подчеркнул Минфин (Письмо № 03-07-07/43)

Впрочем, ситуации могут быть разными, а выводы судей – непредсказуемыми. В качестве примера обратимсяк делу № А71-14944/2016. Суть спора такова.

Налогоплательщик (покупатель) перечислил аванс под предстоящую поставку и, получив «авансовый» счет-фактуру, воспользовался вычетом НДС. Однако в следующем налоговом периоде (I квартал 2016 года) он был уведомлен контрагентами (две организации) о получении теми заключений о длительности производственного цикла изготовления товара. Один просил «авансовый» счет-фактуру (от 30.10.2015) вернуть без исполнения, второй – считать счет-фактуру на аванс (от 28.12.2015) недействительным.

Что сделал покупатель? После получения писем контрагентов об отзыве и аннулировании счетов-фактур соответствующие изменения в налоговую декларацию за IV квартал 2015 года он не внес. Уточненная , в которой был восстановлен ранее принятый к вычету НДС путем внесения записей в книгу продаж, была сдана им за I квартал 2016 года.

К какому выводу пришел суд? Первая инстанция (Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2017), ссылаясь на действия продавцов (из материалов дела следует, что таковые в книгах продаж счета-фактуры не отразили, НДС с авансов не исчислили, в бюджет не уплатили; отозвали у покупателя ошибочно выставленные авансовые счета-фактуры; на основании п. 13 ст. 167 НК РФ воспользовались правом на освобождение от налогообложения авансовых платежей до момента сдачи налоговой декларации за IV квартал 2015 года), сочла, что у покупателя возникла обязанность скорректировать свои налоговые обязательства за IV квартал 2015 года путем представления «уточненки» за указанный период. Таким образом, выводы инспекции о неправомерном применении налогового вычета за IV квартал являются обоснованными.

Претензий к счетам-фактурам нет – они оформлены с соблюдением требований ст. 169 НК РФ. Но при наличии писем продавцов об отзыве (аннулировании) счетов-фактур данное обстоятельство не имеет правового значения. И аннулированный счет-фактура не может являться документом, служащим основанием для принятия НДС к вычету.

Доводы покупателя (со ссылкой на Письмо Минфина России от 28.06.2010 № 03-07-07/43) о наличии обстоятельств, исключающих его ответственность, судом были отклонены. Указанные разъяснения даны по иным обстоятельствам (продавец товара при получении авансового платежа уплатил НДС в бюджет), следовательно, такое письмо не применимо к рассматриваемой ситуации и не является обстоятельством, исключающим вину покупателя.

В результате налоговый орган вынес решение (от 30.06.2016) о привлечении покупателя к ответственности за совершение им налогового правонарушения в виде доначисления НДС (в сумме более 144 млн руб.), начисления пени по налогу (более 4 млн руб.) и взыскания штрафа (10 000 руб.) (с учетом имевшихся по отдельным строкам переплаты и обстоятельств, смягчающих ответственность).

А вот апелляционная инстанция (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017), а в дальнейшем и кассация (Постановление АС УО от 04.09.2017 № Ф09-4610/17) заняли иную позицию.

Судьи пришли к следующим выводам: у налогоплательщика имелись все предусмотренные НК РФ документы для применения налоговых вычетов за IV квартал по перечисленным авансовым платежам; обстоятельства дела, действия контрагентов (в том числе факты неисчисления и неуплаты ими «авансового» НДС за указанный период) не свидетельствуют о совершении налогоплательщиком ошибки при исчислении налоговой базы и о наличии оснований для доначисления НДС, пени и штрафа за данный период.

Не поддержал суд и довод ИФНС о необоснованности ссылки суда на Письмо ФНС России № ЕД-4-3/16809@ (а между тем здесь отражена ситуация, согласно которой продавец в счет предстоящей поставки товаров длительного производственного цикла исчислил НДС в общеустановленном порядке).

В результате, основываясь на нормах НК РФ (п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ, п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 12 ст. 171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ и п. 13 ст. 167 НК РФ), суд признал доначисления незаконными, а кассационную жалобу ИФНС оставил без удовлетворения.

Вместо заключения

Мы рассмотрели НДС-вопросы по реализации продукции длительного производственного цикла, включенной в правительственный перечень, к которой можно применить льготный порядок определения налоговой базы – единожды на дату отгрузки.

Впрочем, Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику – изготовителю «длительной» продукции право выбора: ему можно определять налоговую базу традиционно, то есть по наиболее ранней из дат: дню отгрузки или дню предоплаты в счет предстоящей отгрузки. Отказавшись от преференции, при получении предоплаты начисляют «авансовый» НДС, а вычеты «входного» налога производят в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-07-11/50991).

И еще один момент. Налоговый кодекс не содержит запрета на изменение уже выбранного порядка для момента определения налоговой базы в последующих налоговых периодах (Письмо ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-3/14389@).

В случае установления в ходе налоговой проверки случаев принятия к вычету НДС налогоплательщиком, воспользовавшимся преференцией, предусмотренной п. 13 ст. 167 НК РФ, должны быть определены обстоятельства, которые привели к изменению порядка. Если будет выявлено, что таковой не изменен, предъявленный поставщиками НДС принимает к вычету в соответствии с нормой п. 7 ст. 172 НК РФ (то есть в момент определения налоговой базы).

В противном случае (при установлении изменения порядка) налогоплательщик обязан уплатить НДС и пени за период, в котором он воспользовался вышеуказанным правом.

1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

4 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

8. При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 155 настоящего Кодекса, - как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 155 настоящего Кодекса, - как день передачи имущественных прав.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.11.2010 N 309-ФЗ, от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации либо свидетельствующей о помещении вывозимых с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 118-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 17.05.2007 N 85-ФЗ, от 27.11.2010 N 309-ФЗ)

В случае ввоза в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта, или при вывозе припасов срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 настоящего Кодекса, определяется с даты помещения указанных товаров под таможенную процедуру экспорта или с даты декларирования припасов (а для налогоплательщиков, которые реализуют припасы, в отношении которых таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, - с даты оформления транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания).

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2010 N 309-ФЗ, от 19.07.2011 N 245-ФЗ)

9.1. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 305-ФЗ)

10. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11. В целях настоящей главы момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подРАЗДЕЛений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Абзацы пятый и шестой утратили силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

13. В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии РАЗДЕЛьного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

(п. 13 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

14. В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

(п. 14 введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

15. Для налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящей статьи.

4 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

8. При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 155 настоящего Кодекса, - как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 155 настоящего Кодекса, - как день передачи имущественных прав.

9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й календарный день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации).

В случае ввоза в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта), или при вывозе припасов срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 настоящего Кодекса, определяется с даты помещения указанных товаров под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта) или с даты декларирования припасов (а для налогоплательщиков, которые реализуют припасы, в отношении которых таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, - с даты оформления транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания).

9.1. В случаях, предусмотренных пунктами 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

9.2. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 9.2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, является последнее число каждого налогового периода.

10. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

11. В целях настоящей главы момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Абзацы пятый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

13. В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

14. В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

15. Для налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

16. При реализации недвижимого имущества датой отгрузки в целях настоящей главы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

(наименование статьи в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026; Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

(Пункт 1 в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026; Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).

4. (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

5. (Пункт 5 утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

6. (Пункт 6 утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

7. При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства (в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).

8. При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 , момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства, в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 , - как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном пунктом 5 , - как день передачи имущественных прав (в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).

9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2-1 - 2-8, 3, 3-1, 8, 9, 9-1 и 12 пункта 1 , моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных (в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436; Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6250; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4593; Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6335).

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных , не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 , момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 , не собран на 181-й календарный день со дня

проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта или таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации либо свидетельствующей о помещении вывозимых с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. В случае реорганизации организации, если 181-й календарный день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации) (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 118-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3129; Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130; Федерального закона от 28 февраля 2006 г. N 28-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 10, ст. 1065; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436; Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2691; Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6250).

В случае ввоза в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта, или при вывозе припасов срок представления документов, установленный пунктом 9 , определяется с даты помещения указанных товаров под таможенную процедуру экспорта или с даты декларирования припасов (а для налогоплательщиков, которые реализуют припасы, в отношении которых таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, - с даты оформления транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания) (абзац введен Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 45, ст. 5417; в ред. Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6250; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4593).

Предусмотренный настоящим пунктом момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления документов, указанных в пунктах 1 - 4 , увеличивается на 90 календарных дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 марта 2010 года включительно (абзац введен Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6444, положения абзаца применяются до 1 января 2011 года).

(Пункт 9 в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026)

9-1. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, момент определения налоговой базы налоговым агентом устанавливается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи (пункт 9-1 введен Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5581; в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст. 6335).

10. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода (в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130; Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).

11. В целях настоящей главы момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) (в ред. Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).

12. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

(Абзац введен Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 18; утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

(Абзац введен Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026; утратил силу на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

13. В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный указанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.

(Пункт 13 введен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130)

14. В случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (пункт 14 введен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).

15. Для налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5 , момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи (пункт 15 введен Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3130).