Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Сроки проведения выездной проверки фсс и пфр. Выездные и камеральные проверки фсс и пфр. Как проходит выездная проверка

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме-4 ФСС;7) организационно-распорядительные документы, например приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера.

Как успешно пройти выездную проверку фсс и пфр

Что проверяют органы ФСС? ФСС и его территориальные органы проверяют:- правильность расчета и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;- правильность расчета и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;- правильность расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. К сведению. Федеральные фонды обязательного медицинского страхования не являются органами контроля и не могут проводить проверки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование. Проверки и администрирование таких платежей осуществляет ПФР.

Проверка фсс: что должен знать бухгалтер? (данилова в.)

Внимание

При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие:- организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;- организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;- камеральную проверку.Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика.Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов.


Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.

Проверка фсс: что должен знать бухгалтер?

Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета, в частности, по расчетам с персоналом по оплате труда, расчетам по социальному страхованию и обеспечению, по кассе и расчетным счетам в банке, по расчетам с подотчетными лицами с суммами (пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм), отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены.
Обороты по счетам расчетов по страховым взносам, а также отраженные на этих счетах показатели сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме 4-ФСС; 7) организационно-распорядительные документы, например, приказы, действующие в проверяемом периоде, локальные акты (коллективные договоры), трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, договоры гражданско-правового характера. Другими словами, изучаются документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц; 8) операции по всем лицевым и банковским счетам, кассовым операциям. Особое внимание уделяется выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов.

РСВ-1 ПФР и 4-ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений);– недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд;– нахождение страхователя в числе крупнейших плательщиков;– уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась;– неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам;– поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.

Проверка фсс и пфр какие документы готовить 2018 год

Важно

Как ни банально звучит, но инспекторы тоже люди, и если проверка проходит на Вашей территории, у Вас есть возможность установить с ними личный контакт и постараться расположить к себе. Однако для того, чтобы личный контакт с проверяющими был на пользу Вам, а не во вред, нужно придерживаться определенных правил общения с проверяющими.Общайтесь с проверяющими, придерживаясь определенных правил:

  • Прежде всего, настройтесь психологически и запомните всего лишь две вещи: 1. У Вас в организации все только «белое», 2. Вы грамотный специалист, знающий свое дело.

Постоянно держите в голове эти утверждения: на время проверки это истина, в которую Вы должны верить всей душой, независимо от того, как реально обстоят дела. При этом и вести себя нужно соответственно, уверенно, спокойно, достойно.

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды - ПФР и ФСС.

Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

  • камеральные;
  • выездные.

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду.

Инфо

Например, на компенсации за задержку зарплаты. Но компаниям удается оспорить доначисления в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2015 № Ф07-685/2014). Почему проверки ФСС становятся дешевле и безопаснее Для компаний снижается риск столкнуться с крупными доначислениями после проверки ФСС. Это подтверждает внутренняя статистика фонда, с которой мы ознакомились.


Смотрите, как изменились проверки ФСС в прошлом году на диаграмме ниже. Главная причина доначислений взносов - компании не платят их с некоторых выплат. Фонд требует взносы с любых компенсаций работникам: на фитнес, детские сады, питание и др.
В ФСС считают, что это выплаты в рамках трудовых отношений (письмо ФСС от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250). Если компания не готова спорить, то безопаснее начислить взносы. В суде компаниям удается отменять доначисления.
Следует отметить, что тщательной проверке подвергаются и выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права. Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами и др. Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета.
Кроме того, при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ, а также документальное подтверждение и размер выплаты.
При этом исходя из практики к случаям, когда нужно ожидать выездную проверку ФСС, можно также отнести следующие: – организация произвела значительные расходы за счет средств ФСС;– организация получила значительные суммы от ФСС на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию;– камеральная проверка. Поэтому помните: если страхователь отвечает одному или нескольким из перечисленных критериев, то вероятность выездной проверки со стороны органов ПФР и ФСС в отношении него достаточно велика. Проверка может быть как сплошной, так и выборочной. Ее вид зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета страхователя. Но важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Должностные лица, проводящие проверку, решение принимают самостоятельно.
Например, у вас отсутствует лист временной нетрудоспособности, в этом случае нужно обратиться в мед. учреждение, чтобы выдали дубликат, а проверяющим предоставить пояснительную записку, почему отсутствует документ, и копию запроса на получение дубликата, как подтверждение того, что Вы приняли меры. Или, как было в моем случае. Проверяющие упорно настаивали, что взносами не облагаются только компенсация работникам за использование личного автомобиля, который принадлежит на праве собственности, если же автомобиль управляется по доверенности, то такие выплаты должны входить в базу. Однако я нашла и распечатала выдержки из ГК РФ, из которых следует, что имущество может принадлежать не только на праве собственности, но и на праве пользования и распоряжения.

Пенсионный фонд и Фонд соцстраха для контроля за начислением и уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки страхователей (ст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Камеральным проверкам подвергаются все отчеты, сданные в фонды. Они не требуют присутствия плательщика взносов, их цель – проверить, правильно ли составлена отчетность и произведена уплата. Срок проведения «камералок» – 3 месяца со дня отправки отчета. Выездные проверки - более сложная процедура, требующая тщательной подготовки.

Как узнать заранее, предстоит ли вам выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют инспекторы, какие документы они могут затребовать – обо всем этом пойдет речь далее.

Что проверяют на выездных проверках ФСС и ПФР

Выездные проверки, проводимые ПФР и ФСС, могут быть плановыми и внеплановыми. Согласно письма Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748, плановые выездные проверки органы ПФР и ФСС могут проводить только совместно. По отдельности фонды могут проверять страхователей только внепланово, количество таких проверок не ограничивается, а поводом для них могут стать:

  • реорганизация или ликвидация предприятия,
  • обращение страхователя в ФСС за выделением средств,
  • поступление от сотрудников жалоб на неправильный расчет пособия.

Что касается плановых выездных проверок ПФР и ФСС 2016, план их проведения на год составляется заранее и утверждается до 25 декабря.

Выездная проверка проходит на территории страхователя – плательщика взносов. Не допускать проверяющих на свою территорию нельзя, иначе страхователю грозит штраф.

Решений о проведении совместной проверки должно быть два: от органа ПФР по форме № 8-ПФР, и от органа ФСС по форме № 9-ФСС РФ.

Периодичность проверки – раз в 3 года, за исключением проверок, связанных с реорганизацией и ликвидацией, а период, который может быть проверен – не более 3 лет, предшествующих году проведения проверки.

Срок проверки – 2 месяца, но при наличии оснований, перечисленных в ч. 11.1 ст. 35 Закона 212-ФЗ, она может быть продлена на срок не более 6 месяцев.

Что будут проверять инспекторы? Только правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч.6 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), кроме этого проверяющие ничего рассматривать не должны. Будут сверяться данные первичных документов с данными, указанными в отчетах, проверяться правильность расчетов страховых взносов и соблюдение законодательства.

Если грядет проверка ПФР, совместно с проверкой ФСС: какие документы готовить? В 2016 году действует распоряжение ПФР от 03.02.2011 № 34Р, согласно которому проверяющие могут затребовать:

  • учредительные документы – устав, учредительный договор и др., а также необходимые для деятельности лицензии,
  • приказы об учетной политике и бухгалтерскую отчетность за проверяемый период,
  • отчетность по взносам в ПФР и ФСС,
  • налоговые и бухгалтерские регистры (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, книги учета доходов и расходов, кассовая книга и др.),
  • аналитику по определенным счетам бухучета и первичные документы,
  • приказы и коллективные договоры,
  • трудовые договоры, а также договоры ГПХ, контракты и соглашения с физлицами, чтобы проверить предмет таких договоров: если договор заключен на исполнение определенных функций, а не на оказание услуги, проверяющие могут переквалифицировать его в трудовой и доначислить взносы,
  • кадровые документы (трудовые книжки, регистры учета и движения сотрудников), табели, расчетно-платежные ведомости, листки нетрудоспособности и т.п.

На подготовку документов дается 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Копии может заверить руководитель проверяемого предприятия, нотариальное заверение необходимо только в предусмотренных законом случаях. Проверяющие не вправе изымать подлинники документов.

По окончании проверки, в ее последний день, составляется справка, а в течение 2 месяцев должен быть составлен акт выездной проверки. При несогласии с актом, можно предоставить в фонд свои письменные возражения с приложением необходимых документов в течение 15 рабочих дней.

План проверок ФСС и ПФР на 2016 год

Действующее законодательство не предусматривает ознакомление страхователей с годовым планом выездных проверок, поэтому узнать заранее совместный план проверок ФСС на 2016 год и ПФР, вряд ли удастся. Зато известны критерии, по которым страхователей отбирают в «группу риска» (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010):

  • несоответствие расчетов в отчетных формах 4-ФСС и РСВ-1, а также несвоевременное предоставление индивидуальных сведений в ПФР,
  • ФСС финансировало расходы страхователя из своего бюджета (оплата больничных, путевок и т.п.),
  • сотрудникам производились выплаты, не облагаемые страховыми взносами,
  • применялись льготные тарифы страховых взносов,
  • по итогам камеральных проверок были выявлены несоответствия, по которым плательщик не предоставил пояснений,
  • за страхователем числится задолженность по уплате взносов более чем за два квартала подряд,
  • по сравнению с прошлым периодом, снизились суммы начислений при той же численности сотрудников,
  • предоставленные в ПФР и ФСС отчеты неоднократно корректировались плательщиком,
  • ФНС предоставила фондам информацию о незаконной минимизации налогов.

Страхователи, у которых отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, в план проверок не включаются.

План выездных проверок ФСС и ПФР в течение года может меняться в части добавления или исключения плательщиков, либо изменения сроков проверок.

Среди проверок предприятий, производящих выплаты физическим лицам, важное место занимают мероприятия контроля ПФР. Проверка производится для определения точности подсчета стажа, начислений и своевременности отчислений взносов в ПФР, ФФОМС и обеспечивает социальные гарантии работникам при оказании медицинской помощи и по достижении ими пенсионного возраста. В статье мы рассмотрим как проходит выездная проверка ПФР, какой порядок ее проведения, на что следует обратить внимание и как она проходит при ликвидации ООО и ИП.

Процедура прохождения выездной проверки

Ревизоры ПФР осуществляют проверку совместно с ФСС по отдельным решениям, требованиям, актам и другим документам, обязательным при документальном оформлении материалов проверки.

Для проведения проверки ревизоры выезжают в место ведения деятельности предприятия. При отсутствии офиса или иной территории для контроля документов местом проведения определяется ТО ПФР. Организация или ИП должна беспрепятственно предоставить документы в оригинале или заверенных копиях при их выносе из бухгалтерии компании.

Процедура осуществляется в несколько этапов:

  • Принятие руководителем Фонда решения о проверке.
  • Вручение руководителю предприятия решения, требования о предоставлении документов.
  • Изучение документов предприятия.
  • Оформление акта по проверке.
  • Опротестование предприятием данных при несогласии с выводами или указанными нарушениями.
  • Принятие начальником ТО ПФР решения по акту и предъявление требования при наличии нарушений.

Процедура выездных проверок фондов предоставляет контролерам меньше полномочий по сравнению с инспекцией, проводимой ФНС. Ревизоры не имеют права осматривать территорию предприятия, склады, производить принудительную выемку документов, проводить опросы работников.

Проверке подлежит период, не превышающий 3 года, предшествующих календарному году проведения контроля выездного типа.

Кто подпадает под проверку ПФР?

Прежде всего, необходимо разобраться, кому следует ждать проверки ПФР. Ежегодно эта организация составляет список плательщиков взносов. При этом используются следующие критерии:

  • многократные корректировки и изменения начисленных, а также уплаченных взносов;
  • несоответствия в расчетных данных, подаваемых в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования;
  • несоответствие облагаемых баз выплат вознаграждений при сравнении отчетности, представляемой в ФСС и ПФР;
  • отсутствие положительной динамики роста сумм отчислений при увеличении облагаемой базы;
  • наличие расходов, финансирование которых осуществляется из средств соцстраха;
  • пониженные тарифы, предоставляемые предприятиям при ведении определенных видов деятельности;
  • представление индивидуальной информации позже необходимого срока;
  • выплаты работникам, необлагаемые взносами;
  • уточненные расчеты в каждом отчетном периоде;
  • если часть выплат не облагается страховыми взносами;
  • если хотя бы часть взносов на страхование оплачивается по пониженным тарифам;
  • наличие несоответствий в расчетах, выявленных при камеральных проверках (см. → );
  • долг по уплате взносов больше двух периодов подряд;
  • неудовлетворительные результаты налоговых проверок. Причиной начала процедуры становятся рекомендации к проверке от ИФНС, выявившей применение схем ухода от налогов;
  • отнесение организации к крупнейшим налогоплательщикам;
  • снижение размеров взносов, если численность работников при этом не изменилась (см. → );
  • наличие информации об использовании плательщиков схем, позволяющих минимизировать подлежащие уплате взносы.

Если хотя бы два из этих пунктов у компании выявлены, вероятность проведения проверки значительно повышается . Планирование и утверждение годового плана проверок производится в 4 квартале, перед началом календарного года. Если предприятие прекращает деятельность, контроль взносов производится внеплановым порядком. Кроме того, Пенсионные фонды не проверяют плательщиков чаще одного раза в 3 года.

Документы ПФР, используемыедля оформления проверки

Обязанность и порядок проведения выездных проверок ПФР закреплены в ст. 35 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ.Этапы проведения проверки оформляются документами, состав данных и формы которых разработаны и утверждены Фондом по согласованию с государственными органами исполнения в области социального страхования.

Документы процесса проверки

Характеристики форм

Решение о проверке Имеет правомочность после подписания руководителем ТО ПФР или его уполномоченным заместителем. Документ является основанием для проверки
Требование на предъявление документов Вручается налогоплательщику после ознакомления руководителя предприятия с решением о проверке
Справка об окончании проверки Документ подтверждает окончание процедуры
Акт проверки Оформляется по результатам полученных в ходе проверки материалов
Решение по акту проверки Принимается руководителем ПФР по нарушениям, выявленным в проверке и отраженных в акте

В начале проверки ревизоры обязаны предъявить удостоверения, подтверждающие личности и должности инспекторов. Участвовать в мероприятии контроля имеют право сотрудники ПФР, указанные в решении.

Документы ПФР в порядке очередности и в установленный срок предъявляются руководителю предприятия, включенного в план проверки. Один экземпляра документов выдается на руки, о получении которого руководитель делает запись на форме ПФР.

Начало проверки

Для проведения проверки организация, в которой планируется ее осуществлять, должна быть уведомлена не менее чем за три дня до начала. Для этого в адрес компании направляется решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда. В нем должна содержаться следующая информация:

  • наименование организации или ИП, которые будут проверены;
  • предмет планируемой проверки, то есть на что она будет направлена;
  • период, который будет проверен;
  • ФИО и должность сотрудников, которые будут осуществлять проверку.

Решение составляется в двух экземплярах: один для организации, второй – для фонда.

Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации. При этом если отсутствует возможность предоставить проверяющим помещение для ее осуществления, можно попросить отложить проверку. Не стоит забывать, что проверяющие не имеют права проводить осмотр территории и помещений организации .

Проверяющие обязаны предъявить следующие документы перед началом осмотра:

  1. служебные удостоверения;
  2. решение о проведении проверки.

Только в этом случае они допускаются на территорию проверяемой организации. При противодействии началу проверки составляется соответствующий акт. На его основании проверяющие органы имеют право самостоятельно определить сумму доначисления взносов, а также приостановить течение исковой давности.

Порядок представления документов для проверки

На момент начала проверки все документы должны быть подготовлены в полном объеме. Несмотря на отведенные на процедуру 2 месяца проверка предприятий с небольшой штатной численностью производится оперативно. При подготовке документов необходимо проверитьсостояние форм первичного учета. Ответственные за ведение учета лица определяют:

  • Наличие обязательных форм и полноту заполнения документов.
  • Соответствие требованиям законодательства сведений в формах, необходимых для учета наемных работников, заработной платы и отчислений в ПФР.
  • Присутствие подписей и печатей.

На подготовку документов Фонд предоставляет предприятию 10 дней. В течение срока предприятие должно проверить наличие справок, карточек индивидуального учета страховых взносов, приказов, трудовых договоров и иных форм, подтверждающих верность страховых отчислений в ПФР.При отсутствии части форм ревизоры могут назначить штраф за каждый отсутствующий документ.

Какие документы могут проверить?

В рамках проводимой выездной проверки сотрудники ПФР могут затребовать предоставления определенных документов. При этом в законе определено, что они должны соответствовать вопросам проводимой проверки . Для удобства все документы, которые могут быть затребованы, сведены в таблицу.

Проверяемые направления Формы документов Анализируемые данные
Учредительные документы Устав, свидетельство о применении специальных режимов в учете, выписка из реестра и прочие Подтверждение сведений, указанных в лицевом счете и учетном деле плательщика взносов
Учетная политика Приложение к приказу, действующее в проверяемом периоде Выявляется отсутствие схем уклонения от уплаты взносов
Формы общего характера о работниках Штатное расписание, журнал учета договоров,

расчет списочной численности

Выявление лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, сотрудников, работающих по договорам ГПХ
Формы, подтверждающие наем работников не по трудовым договорам Договоры гражданско-правового характера Определение факта произведения отчислений в ПФР с вознаграждений работников
Документы о приеме на работу физических лиц Трудовые договоры и книжки, дополнительные соглашения, приказы Срок действия трудового договора
Приказы о предоставлении отпуска Приказ о предоставления отпуска без сохранения заработной платы Период, не включаемый в страховой стаж
Внутренние акты о выплатах работникам основного и дополнительного характера Положение об оплате труда, премировании, коллективный договор Перечень выплат в составе заработной платы
Формы, подтверждающие выплаты заработной платы Расчетно-платежные ведомости, документы кассы и банка, карточки лицевых счетов, авансовые отчеты Проверка факта выдачи заработной платы, периода начислений
Регистры учета Оборотно-сальдовые ведомости, налоговые регистры, для ведущих УСН и ИП на ОСН – книга учета доходов и расходов Данные, отраженные на счетах учета для сравнения с показателями, указанными в отчетности

Рассмотрим пример определения инспектором ПФР данных по сотруднику, отчисления которого не были учтены в отчетном периоде. При проверке предприятия ООО «Импульс» был выявлен договор с физическим лицом М., отчисления взносов которого не внесены в отчетность РСВ-1. Сумма взносов составила 2500 рублей и была разнесена между другими сотрудниками. В ходе проверки ПФР не было обнаружено занижение отчислений. По результатам проверки было принято решение о необходимости представления уточненной РСВ-1с исправлениями данных по работникам. Если бы сумма отчислений была не распределена, а занижена, предприятию полагалось бы доплатить взнос, пени и штраф.

Основные категории показателей проверки

Цель процедуры контроля – определение соответствия данных, представленных предприятием фактическим и законодательно обоснованным. При проверке определяются:

  • Категории работников и точность данных отчетности.
  • Стаж застрахованных лиц в соответствии с приказами и договорами.
  • Наличие работников с особыми или вредными условиями труда и соответствие должностных обязанностей требованиям законодательства.
  • Верность начислений страховых взносов работников.
  • Наличие периодов, не включаемых в страховой стаж – отпусков без сохранения заработной платы, по уходу за ребенком свыше 1,5 лет и прочих.
  • Правомочность применения компанией понижающих тарифов.

В процессе проверки ревизоры руководствуются методическими рекомендациями, изданными Правлением ПФР от 03.02.2011 № 34р.

Этапы проведения выездной проверки

Можно выделить несколько основных этапов, которые входят в состав процедуры выездной проверки сотрудниками Пенсионного фонда:

  • изучение документов;
  • в последний день проверки составляется справка о ее проведении;
  • справка должна быть вручена проверенному лицу под подпись;
  • в течение двух месяцев после составления справки оформляется акт о результатах проверки, который вручается проверяемому лично либо направляется через почту.

По результатам проверки контролирующие органы оформляют решение. Оно может быть двух типов: о привлечении к ответственности или об отказе в нем. При привлечении к ответственности все правонарушения должны быть изложены обоснованно, то есть с указанием всех подтверждающих документов и пояснений плательщика. При отказе в привлечении к ответственности указываются основания для него.

Решение вручается проверенному в течение пяти дней с момента его оформления. При этом в случае несогласия с выявленными нарушениями руководитель проверенной организации или ИП имеет право оформить в письменном виде возражения. На это отводится 15 календарных дней. На рассмотрение таких возражений проверяющему органу отводится 10 дней со дня вручения. На обжалование в суде решения контролирующих органов отводится три месяца.

Практика показывает, что обжалование решения в самом Пенсионном фонде нецелесообразно. Этот орган не имеет право облегчить меры, направленные на плательщика взносов. Поэтому чаще всего более эффективным является обращение в судебные органы.

Выездные проверки ПФР при ликвидации

При принятии решения о проведении ликвидации возникает обязанность уведомить об этом Пенсионный фонд в течение трех дней. После того, как все сотрудники будут уволены, следует отчитаться перед ПФР и заплатить задолженность. Если этого не сделать, налоговые органы могут отказать в ликвидации.

Важно понимать, что выездная проверка контролирующих органов не является обязательным этапом процедуры ликвидации . Тем не менее, шанс на ее проведения после уведомления Пенсионного фонда о принятии такого решения значительно возрастает. При этом дата предыдущей проверки не принимается во внимание. При ликвидации Пенсионный фонд имеет право проверить организацию даже если с момента предыдущего выезда прошло менее трех лет .

Таким образом, при прекращении деятельности ООО или ИП осуществляется внеплановая проверка ее деятельности контролирующими органами. При этом она осуществляется не для всех организаций, а выборочно.

Сроки проведения документальной проверки

Соблюдение сроков всех этапов проверки является обязательным условием работы ревизоров.

Этап проверки

Срок исполнения

Период, предоставляемый плательщику на подготовку документов 10 дней со дня вручения решения о проверке
Срок проведения проверки 2 месяца
Время оформления акта 2 месяца от дня вручения справки об окончании проверки
Срок опротестования результатов 15 дней от даты вручения акта
Вынесение решения по проверке руководителем ПФР 10 дней от даты окончания срока на опротестование

Вступление в силу решения по акту проверки производится по истечении 10 дней со дня вручения документа руководителю предприятия. При несогласии с данными оспаривание итогов проверки производится в судебных органах.

Рассмотрим пример опротестования размера штрафа, наложенного по результатам проверки. По данным решения, предприятие «Комфорт» предоставило недостоверные сведения персонифицированного учета в 1 квартале 2015 года, повлекшие штраф в размере 5% от величины страховых взносов, начисленных за отчетный период. Инспекторы начислили санкции со всех выплат предприятия, включая правильные отчисления. Сумма составила 58 тысяч рублей. Наложение штрафа было оспорено в судебной инстанции. Суд определил неправомочность наложение штрафа на сумму всех взносов. По решению суда сумма снижена до 3 тысяч рублей.

Привлечение к ответственности по результатам проверки

Если по результатам проверки сотрудниками Пенсионного фонда будет доказано наличие нарушений, на организацию могут быть наложены соответствующие санкции. При этом привлечь к ответственности можно только при наличии решения Пенсионного фонда, вступившего в силу. Даже при оплате штрафов плательщик не освобождается от уплаты взносов и пеней по ним.

Все санкции представлены в таблице ниже.

Нарушение

Сумма штрафа

Отсутствие документов, необходимых для контроля начисления и уплаты страховых взносов 200 рублей за каждый непредставленный документ
Отсутствие или предоставление недостоверных сведений персонифицированного учета 5% от суммы к уплате взносов, начисленных за отчетный период (3 месяца)
Несвоевременное представление расчетов в срок до полугода 5% от неуплаченных взносов в месяц (30% максимально)
Тоже, при просрочке сдачи отчетности более 180 дней 30% от суммы взносов и дополнительно 10% от суммы за каждый месяц, начиная со 181 дня
Неуплата взносов 20% положенной к уплате суммы
Тоже, при условии выявления умысла 40% суммы неуплаченных взносов

В ст. 43 ФЗ от 24.07.2009№ 212-ФЗ установлены смягчающие обстоятельства, исключающие вину плательщика взносов при возникновении форс-мажорных обстоятельств, болезненного состояния лица при совершении действий или исполнения разъяснений ответственных лиц ПФР.

Основные проблемные ситуации во время выездной проверки ПФР

При получении уведомления о проведении проверки у многих плательщиков взносов возникают вопросы, ответы на которые имеют огромное значение.

Имеют ли право сотрудники Пенсионного фонда проверять уплату страховых взносов по социальному страхованию?

Нет. Контроль названных вопросов осуществляется сотрудниками ФСС. ПФР же проверяет только начисление и уплату пенсионных взносов, а также на обязательное медицинское страхование.

В прошлом году организацию проверили налоговая инспекция, а также Фонд социального страхования. Проверка прошла успешно. Позволяет ли это избежать проверки Пенсионного фонда?

Нет. Периодичность проверки компании сотрудниками Пенсионного фонда не связано с проверками другими контролирующими ораганами.

Вправе ли при проведении проверки сотрудники ПФР требовать предъявления нотариально заверенных копий документов?

Нет, такого права у них не существует. Проверка осуществляется на основании копий документов, которые заверены руководителем организации. При этом если эти копии вызывают сомнение, проверяющие вправе затребовать предоставления оригиналов для ознакомления. Изъять их они не могут.

В организации была проведена проверка сотрудниками ПФР. Акт был подписан с составлением разногласий, так как руководитель не согласился с расчетами Пенсионного фонда. Справка о проверке вручена не была. Планируется обращение в суд, чтобы оспорить решение ПФР. Есть ли шанс выиграть дело?

Однозначно сказать невозможно. Все зависит от специфики документации. Тем не менее, можно отметить, что:

  • если спорные моменты нельзя толковать однозначно, решение обычно принимается в пользу плательщика взносов;
  • невручение справки о результате проверки – грубое нарушение. Наличие этого факта в суде будет учтено в пользу организации.

Что будет, если мы откажемся предоставить на проверку часть документов, запрошенных сотрудниками ПФР?

За непредставление документов или неоперативное их предоставление на организацию может быть наложен штраф. Он составляет 50 рублей за каждый такой документ.

Важно внимательно изучить все особенности проведения проверки Пенсионным фондом. Кроме того, нелишним будет понимать, какие полномочия имеются у сотрудников, проводящих ее. Это поможет проверяемому лицу не только быть более уверенным, но и грамотно возразить в случае необходимости. Такое умение может помочь избежать начисления штрафов.

Блиц ответы на наиболее актуальные вопросы

Вопрос № 1. Имеют ли инспекторы ПФР производить проверку договоров ГПХ?

Обязанности по учету договоров ГПХ с записью в книги учета у предприятий не имеется. Одновременно вознаграждения являются объектами для начисления взносов в ПФР и ФФОМС, если лицо не является ИП. Контроль начислений взносов по договорам ГПХ включается в состав данных, проверяемых ПФР.

Вопрос № 2. Может ли ПФР повторно наложить штраф за несвоевременное представление расчета, если по результатам камеральной проверки санкции были наложены и уплачены?

Нет, повторно за одно и то же нарушение наказания не последует.

Вопрос № 3. Относится ли неверное указание стажа работника при нахождении его в отпуске по уходу за ребенком к недостоверным сведениям?

Нет, такие ошибки устраняются путем представления корректировочных данных.

Вопрос № 4. Как нужно поступить при отсутствии возможности получения акта. Представление возражений не планируется.

При отсутствии возможности вручить руководителю предприятия акт о проверке инспекторы имеют право выслать документ по почте через 5 дней после его утверждения. Сроком вручения акта считается 6-й день от даты отправки.

Вопрос № 5. Может ли ТО ПФР заблокировать расчетный счет предприятия.

Нет, не может. Преимущественное право предоставлено отделениям ИФНС, судебным органам или приставам.

Контроль отчислений в ФСС и социальных расходов предприятий, производимый сплошной проверкой документов, осуществляется в рамках выездной проверки Фонда. Охватываемый контролем период составляет 3 календарных года, предшествующих проверке. В статье мы разберем как проводится выездная проверка ФСС, что проверяют, какие необходимы документы и размер штрафов.

Общие сведения о плановых и внеплановых выездных проверках

Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.

Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.

Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

Основания и причины для включения предприятия в план проверок

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → , → ).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Как подготовится к проверке?

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документов Обязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной плате Подписи ответственных лиц
Платежные ведомости Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времени Подписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособности Штамп, печати медучреждения, врача и расчет
Приказы Подписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявления Корректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Права инспекторов Фонда при проверках

В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

Группировка документов Составляющие формы группировки
Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.

Сроки и этапы проведения проверок ФСС

Каждый этап мероприятия контроля имеет сроки, оговоренные законодательством. Окончание проверки оформляется справкой и актом, на составление которого отводится 2 месяца. К акту проверки с выявленными нарушениями должны прилагаться подтверждающие документы – копии форм первичного учета.

Этап проверки Срок оформления
Проведение проверки 2 месяца
Составление справки Последний день проверки
Оформление акта 2 месяца
Опротестование налогоплательщиком 15 дней
Принятие решения 10 дней
Вступление решения в силу Через 10 дней после подписания
Направление требования После вступления в силу решения

Соблюдение периодов исполняется каждым фондом. Срок проведения проверки предприятия может быть продлен по обстоятельствам:

  • Получения данных от УВД о фактах нарушений, требующих дополнительных мероприятий.
  • Возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на состояние документов, хранящихся на территории предприятия.
  • Наличия у компании обособленных подразделений.
  • Непредставление в указанный срок документов, указанных в требовании.

Продление срока проверки производится на основании решения, принятого вышестоящим органом Фонда.

Штрафы и санкции при выявленнии нарушений

Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Приведем перечень ответов на актуальные запросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Имеют ли право инспекторы ФСС в течение выездной проверки выносить документы из бухгалтерии предприятия?

Вынос документов налогоплательщика допускается только в форме копий. Оригиналы должны находится на месте проведения проверки выездного характера.

Вопрос № 2. Могут ли ревизоры ФСС испрашивать к проверке хозяйственные и гражданско-правовые договоры?

В ходе выездной проверки инспекторы могут произвести контроль гражданско-правовых договоров, заключение которых часто является скрытой формой трудоустройства. Данные хозяйственных договоров не относятся к сфере контроля Фонда и в предоставлении документов к проверке предприятие может обоснованно отказать.

Вопрос № 3. Сколько решений оформляется при совместной проверке ФСС и ПФР?

Документальное оформление результатов проверки производится каждым фондом отдельно. Решения по проверкам удостоверяются руководителями каждого учреждения. Даты решений могут совпадать.

Вопрос № 4. Должны ли проверяющие фондов ФСС и ПФР начинать проверку одновременно?

Вручение руководителям предприятий решений на проверки осуществляется одновременно.

Вопрос № 5. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников предприятия в процессе выездной проверки?

Ревизоры ФСС имеют ограниченные возможности в рамках мероприятий контроля. Проверяющие не имеют права проводить осмотры, опросы, заказывать экспертизу, переводчика, проводить встречные проверки.

По состоянию на: 06.07.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Тарасова Людмила Степановна
Тема: Документы кадровой службы, Ответственность работодателя
Рубрика: Пенсии и пособия

    Нормативные документы
      Методические рекомендации по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (утв. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медиц

    Справочные материалы

      Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России

Постоянные подписчики «Справочника кадровика» знают, как внимательно мы относимся к правилам и нюансам проверок Государственной инспекции труда. Достаточное количество публикаций на эту тему - тому подтверждение. Но, как известно, работодателя контролирует не только трудовая инспекция. И даже если предметом рассмотрения становятся, например, финансовые вопросы и местом «временной прописки» проверяющих будет бухгалтерия, это отнюдь не означает, что в ходе контрольного мероприятия не будут затрагиваться кадровые вопросы и документы по личному составу... А значит, мы должны быть готовы и к таким на первый взгляд «непрофильным» визитам.

Всем известно, что выездные документальные проверки плательщиков страховых взносов теперь проводят органы Пенсионного фонда РФ. При этом в настоящее время они проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов не только в ПФР, но и в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Есть ли еще какие-нибудь изменения в полномочиях проверяющих органов ПФР? Давайте разбираться.


Обратите внимание!

Пенсионный фонд РФ вправе проверить полноту и своевременность уплаты страховых взносов не только в ПФР, но и в фонды обязательного медицинского страхования

НА № 10-12‘2009

С 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог (ЕСН). Правовая основа - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"».

НА № 10-12‘2009Кроме того, с 1 января 2010 г. администрирование страховых взносов перешло непосредственно к государственным внебюджетным фондам. Это прямо указано в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). Администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и фонды обязательного медицинского страхования возложено на территориальные органы ПФР, в Фонд социального страхования (ФСС) РФ - на территориальные органы ФСС.

ПОЛНОМОЧИЯ ПФР

Территориальные органы ПФР осуществляют контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Также у них есть право требовать предоставления документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты страховых взносов, определять суммы, подлежащие уплате, требовать устранения нарушений законодательства, взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять иски.

Кроме того, территориальные органы ПФР вправе проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам, а также выездные документальные проверки плательщиков на предмет правильности расчетов по страховым взносам в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования с периодичностью не чаще, чем один раз в три года.

В соответствии со ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы. Форма требования о представлении документов утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее - Приказ № 957н).

При этом необходимо учитывать, что Требование должно содержать вполне определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием наименования, реквизитов и количества), которые ис-требуются территориальным органом ПФР, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.

Статьей 37 Закона № 212-ФЗ предусмотрен 10-дневный срок для предоставления плательщиком истребованных в ходе проверки документов.

В организации образовалась недоимка по страховым взносам за прошлый период (до 1 января 2010 г.). В какое учреждение теперь следует платить недоимку, пени и штраф за прошлые периоды - в налоговую инспекцию или в ПФР?

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона № 212-ФЗ недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 212-ФЗ, т. е. до 1 января 2010 г.

До вступления в силу Закона № 212-ФЗ согласно приказу Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - приказ № 145н) главным администратором доходов бюджетов РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей пенсии, являлась ФНС России. Таким образом, уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующих пеней и штрафов за прошлые периоды - до 1 января 2010 г. - необходимо осуществлять в органы ФНС.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Качественное администрирование страховых взносов является одним из условий эффективного функционирования всей пенсионной системы. Улучшение администрирования страховых взносов неразрывно связано с контролем, цель которого - обеспечить своевременное и полное поступление страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в бюджет, в т. ч. за счет достижения высокого уровня дисциплины и грамотности работодателей.

Органы контроля за уплатой страховых взносов (далее - органы контроля) проводят проверки плательщиков страховых взносов двух видов: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Их цель - контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Камеральная проверка

Камеральная проверка проходит по месту нахождения территориального органа ПФР. Специального решения руководителя территориального органа ПФР для нее не требуется. Если в ходе проверки специалисты выявили ошибки или противоречия в сведениях, они сообщают об этом плательщику и требуют в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, т. е. представить уточненный расчет. Специалисты ПФР также имеют право запрашивать у плательщика взносов необходимые для проверки документы. Кроме того, плательщик по собственной инициативе может представить уточненный расчет, если сам обнаружит ошибку.

В ходе камеральной проверки у нашей организации были затребованы документы, однако мы сомневаемся, что «уложимся» в указанный в требовании срок. Как нам следует оповестить об этом проверяющие органы? И все ли документы, указанные в требовании, мы обязаны представить?

Закон № 212-ФЗ не ограничивает перечень документов, которые могут быть истребованы при камеральной проверке. Поэтому представлять в Фонд придется все документы, названные в соответствующем требовании.

Если вы сомневаетесь, что успеете собрать запрашиваемые бумаги в установленный законом срок - 10 дней, то можете попросить представителей Фонда данный срок продлить. Для этого на следующий день после того, как вы получили требование, нужно подать письменное уведомление о невозможности представить запрошенные документы, указав причины, по которым они не могут быть подготовлены в установленные сроки, а также сроки, в течение которых проверяемое лицо сможет представить документы (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Получив такое уведомление, орган ПФР вправе в течение двух дней продлить срок или отказать в продлении, о чем выносится отдельное решение.


Обратите внимание!

В том случае, если правонарушений в ходе камеральной проверки не выявлено, акт проверки не составляется

Если в результате проведения проверки орган ПФР установит факт правонарушения, то в течение 10 дней будет составлен акт (форма акта утверждена Приказом № 957н). Его подписывают лица, выполнявшие камеральную проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченный представитель). Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (представителем).

Территориальный орган ПФР по результатам проверки составил акт, подписанный проверяющим и руководителем нашей организации. Что делать, если мы не согласны с отдельными выводами, которые содержит этот документ?

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченный представитель), в течение 15 дней со дня получения документа вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений.

В случае если правонарушения в ходе камеральной проверки не выявлены, акт проверки не составляется и о результатах плательщику страховых взносов не сообщается.

Выездная проверка

Территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС России совместно проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч. 6 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории плательщика на основании решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля.

В отношении обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выездная проверка проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения подразделения.

Решение о проведении выездной проверки (форма решения утверждена Приказом № 957н) должно содержать следующие сведения:

1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество плательщика страховых взносов;

2) предмет проверки;

3) периоды, за которые она проводится;

4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля, которым поручена проверка.

Плательщик страховых взносов обязан обеспечить должностным лицам органа контроля, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой взносов. В ходе выездной проверки у плательщика могут быть истребованы необходимые для этого документы в порядке, установленном ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомление должностных лиц с подлинниками документов допускается только на территории плательщика страховых взносов, за исключением случаев выездной проверки по месту нахождения органа контроля.


Обратите внимание!

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев

В последний день выездной проверки выполняющие ее должностные лица обязаны составить справку (форма справки утверждена Приказом № 957н), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов.


Обратите внимание!

Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проверке должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившие проверку, составляют акт выездной проверки (форма акта утверждена Приказом № 957н), который подписывается проверяющими, а также лицом, в отношении которого шла проверка (или его уполномоченным представителем). Порядок вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), и порядок представления письменных возражений по нему аналогичны процедуре, изложенной выше для камеральных проверок.

Срок выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проверке.

В рамках выездного мероприятия органы контроля вправе проверять деятельность обособленных подразделений организации - плательщика страховых взносов. Срок выездной проверки обособленного подразделения не может превышать одного месяца.


Обратите внимание!

Орган контроля за уплатой страховых взносов может проверять плательщика в выездной форме не чаще чем один раз в три года

Выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Орган контроля за уплатой страховых взносов может проверять плательщика в выездной форме не чаще чем один раз в три года. В числе выездных проверок плательщика страховых взносов не учитываются проверки его обособленных подразделений.

Вместе с тем выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени предыдущей. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке.

ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя, а орган контроля обязан известить его о времени и месте, где это будет происходить. При этом неявка лица (или его представителя) не является препятствием для рассмотрения материалов.

По результатам проверки руководитель органа контроля может вынести решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности (форма решения утверждена Приказом № 957н). Копия решения в течение пяти дней после дня его принятия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (или его уполномоченному представителю).

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (либо в решении об отказе в таком привлечении) указываются: срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать; порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

Нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Законом № 212-ФЗ установлена ответственность.

Юридические лица, их руководители (уполномоченные представители юридических лиц), допустившие нарушение Закона № 212-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проверок, несут ответственность согласно законодательству РФ (табл.).

При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения и указанных в ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за правонарушение.

Неуплата взносов

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов - в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) - плательщиком страховых взносов влечет за собой ответственность (ст. 47 Закона № 212-ФЗ) в виде штрафа (его взыскание производят территориальные органы ПФР):

    в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования; в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.

Могут ли работники ПФР списывать средства со счетов плательщика в счет взыскания недоимки? Есть ли у ПФР право блокировать расчетные счета?

Законом № 212-ФЗ предусмотрено взыскивание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (ст. 19). Однако у Пенсионного фонда РФ нет полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика.

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Непредставление документов

Обязанность плательщика страховых взносов представить в установленный срок в территориальный орган ПФР документы, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, установлена п. 4 ч. 2 ст. 28 данного Закона. Ответственность в связи с этой обязанностью установлена ст. 48.

Отказ проверяемого лица представить запрашиваемые при проверке документы или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредоставленный документ.

Недавно у нас закончилась камеральная проверка Пенсионного фонда, в ходе которой от нас потребовали некоторые документы. Все бумаги мы представили, но не совсем в срок - опоздали на один день: не успели вовремя все собрать. Могут ли нас оштрафовать при таких обстоятельствах? Ведь документы мы в итоге представили, да и задержка была совсем незначительная.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ документы, истребованные в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Статьей 48 Закона № 212-ФЗ установлено: отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля документов (или их копий), предусмотренных Законом № 212-ФЗ, а также иных документов, необходимых для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Учитывая формулировку данной статьи, не представляется возможным установить, что именно является определяющим для решения вопроса о взыскании штрафа - факт непредставления документов или же нарушение срока. Вместе с тем в п. 2.3 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утв. распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р, разъяснено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проверке документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

С учетом изложенного полагаем, что территориальные органы ПФР могут взыскать штраф с плательщиков страховых взносов в т. ч. и за несвоевременную подачу документов.

Непредставление расчетов по взносам

Обязанность плательщиков страховых взносов своевременно представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ. В том случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды не представлялись, территориальный орган ПФР привлекает плательщика страховых взносов к ответственности за отчетный период на основании ст. 46 Закона № 212-ФЗ. Непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.

Цитируем документ

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);

3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты

страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Часть 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ


Обратите внимание!

Непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным правонарушением

При нарушении установленного срока представления расчета на 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Если установленный срок представления расчета нарушен более чем на 180 календарных дней, налагается штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, но не менее 1000 руб.

Наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшения размера налагаемого штрафа.

ГАРАНТИИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕРКАХ

Работодателю всегда следует быть подготовленным к проверке, а именно: знать свои права; заранее проинструктировать работников, которым предстоит взаимодействовать с должностными лицами территориального органа ПФР; оформить все документы в соответствии с законодательством; следить за деятельностью сотрудника контролирующего органа, чтобы не допустить нарушений с его стороны.

В ходе выездной проверки должностные лица органа ПФР потребовали у работодателя выделить им отдельных работников для опроса. При этом, в частности, задавались вопросы о выплачиваемых суммах заработной платы. Правомерны ли такие действия должностных лиц?

Правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов должны устанавливаться контролирующими органами ПФР исходя из представляемых организацией документов (ст. 35 и 37 Закона № 212-ФЗ). Возможность получения свидетельских показаний (письменных или устных) от работников организации Законом № 212-ФЗ не предусмотрена. Так что должностные лица территориального органа ПФР в рамках выездной проверки не вправе проводить в письменном (или устном) виде опрос работников организации, в частности о выплачиваемых суммах заработной платы.

Обратите внимание: в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР имеют право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля уплаты страховых взносов плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах. Между тем данные пояснения могут даваться именно плательщиком страховых взносов, т. е. полномочным представителем организации, а не любым ее сотрудником.

Таким образом, должностные лица территориального органа ПФР не вправе вызывать работников организации в помещения территориальных органов ПФР для опроса (письменного или устного) о заработной плате.

При осуществлении проверок важно помнить следующие правила.

Правило 1. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР.

Правило 2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

Права работодателей

Плательщики страховых взносов имеют право:

    присутствовать при выездной проверке; давать органам контроля уплаты страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате взносов, а также по актам проведенных проверок; получать копии акта проверки и решений органов контроля; участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ; требовать от должностных лиц органов контроля соблюдения законодательства РФ о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов; не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля уплаты страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие Закону № 212-ФЗ или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты органов контроля и действия (бездействие) их должностных лиц; получить в полном объеме возмещение убытков, причиненных незаконными актами органов контроля или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Обязанности и ответственность органа контроля

Вышестоящие органы контроля уплаты страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов в случае несоответствия указанных решений законодательству РФ о страховых взносах.

Органы контроля обязаны направить плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля, а в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, - также требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Сотрудники органов контроля имеют право проводить проверку только при исполнении служебных обязанностей. Для доступа на территорию или в помещение плательщика с целью выездной проверки они обязаны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) органа контроля уплаты страховых взносов о проведении выездной проверки.

К нам пришли с проверкой работники ПФР. Когда они показали удостоверения, у нас возникли сомнения в их подлинности. Предусмотрены ли законодательством требования к форме данных удостоверений? Можем ли мы каким-то образом убедиться в том, что эти документы подлинные?

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений. При этом законодательством РФ, нормативными правовыми актами форма служебного удостоверения сотрудников территориальных органов ПФР не установлена. Не установлены законодательно и требования к оформляемым сотрудникам территориальных органов ПФР удостоверениям. В связи с этим можно сделать вывод, что у организаций отсутствует возможность удостовериться в подлинности таких документов.

Вместе с тем в случае возникновения сомнений в подлинности предъявленных служебных удостоверений руководителю организации нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получить по месту своего учета от органов контроля бесплатно информацию (в т. ч. в письменной форме) о полномочиях должностных лиц органов контроля.

Органы контроля уплаты страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам их неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно неправомерными действиями (решениями) или бездействием должностных лиц указанных органов при исполнении служебных обязанностей. Причиненные плательщикам страховых взносов убытки возмещаются за счет бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ. За неправомерные действия (решения) или бездействие должностные лица органов контроля несут ответственность по законодательству РФ.

Информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля уплаты страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Такую информацию составляют любые сведения о плательщике страховых взносов, полученные органом контроля уплаты страховых взносов, другим органом государственного внебюджетного фонда, за исключением сведений:

    разглашенных плательщиком страховых взносов самостоятельно или с его согласия; о нарушениях законодательства РФ о страховых взносах и мерах ответственности за эти нарушения; представляемых уполномоченным органам других государств в соответствии с международным договором, одной из сторон которого является Россия, о взаимном сотрудничестве в области обязательного социального страхования.

Работник территориального органа ПФР в одной из местных газет распространил сведения об имеющейся у нас большой задолженности по уплате страховых взносов, после чего некоторые контрагенты отказались с нами работать. Организация понесла огромные убытки. Вправе ли мы потребовать у ПФР возмещения понесенных убытков в связи с неправомерными действиями их работника?

В Законе № 212-ФЗ определено (ч. 2 ст. 32): информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля уплаты страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Так, имеющиеся у территориального органа ПФР сведения о наличии у организации задолженности по уплате страховых взносов являются информацией с ограниченным доступом, и работники территориальных органов ПФР не вправе их разглашать, в частности в средствах массовой информации.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов контроля. При этом в силу положений ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 212-ФЗ органы контроля несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам их неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно неправомерными действиями (решениями) или бездействием должностных лиц указанных органов при исполнении служебных обязанностей. Таким образом, территориальный орган ПФР фактически несет ответственность за противоправные действия своих должностных лиц и должен возмещать организации убытки за счет средств своего бюджета. Организациям при этом необходимо соблюдать порядок обжалования действий должностных лиц (гл. 7 Закона № 212-ФЗ).