Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег. Предложение денег

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой, установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег . Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: 1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег ; 2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; 3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи

государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. В современной рыночной экономике предложение денег . Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал-лических денег приходится 2-3%, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.

Cтраница 1


Сокращение предложения денег [ денежной массы) обычно связано с падением ВВП. Компоненты предложения денег и их роль в макроэкономике являются предметом гл.  

Равновесие денежного рынка.| Механизм денежного рынка.  

Сокращение предложения денег также ведет к росту ставки процента (рис. 4 - 3 6), и наоборот.  


При сокращении предложения денег все происходит в обратном порядке.  

ДЕНЕЖНАЯ ГИПОТЕЗА - утверждение, что сокращение предложения денег является причиной большинства экономических кризисов. Сторонниками этой гипотезы являются А.  

ДЕНЕЖНАЯ ГИПОТЕЗА - утверждение, что сокращение предложения денег является причиной большинства экономических кризисов.  

Массовый перевод чековых вкладов в наличность, охвативший страну в 1930 - 1933 гг., привел к сокращению предложения денег в экономике. Отток наличных денежных средств из банков означал для них утрату резервов и многократное уменьшение объема ссуд и чековых вкладов.  

Стабилизационная кредитно-денежная политика реализуется как экспансионистская (расширение предложения денег) в период экономического спада и как рестриктивная (сдерживание роста денежной массы или сокращение предложения денег) в период перегрева экономической конъюнктуры.  

Таким образом, сокращение объема производства уменьшает спрос на деньги. Более того, замедление деловой активности приводит к тому, что предприниматели меньше обращаются в банки за ссудами, а тем самым - к сокращению предложения денег.  

Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.  

Задача Д.п. состоит в поддержании равновесия между спросом на деньги и предложением денег на уровне, обеспечивающем наиболее высокую эффективность развития экономики страны. В краткосрочном периоде сокращение предложения денег повышает процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций и, следовательно, к падению объема производства. Чрезмерное же предложение денег ведет к снижению процентной ставки и расширению производства, но это будет перегрев экономики, чреватый опасностями ускоренной инфляции. В долгосрочном периоде влияние Д.п. уменьшается. России), но в долгосрочном плане это ничего, кроме ускорения инфляции, дать не может, а спад производства возобновится.  

Банк получает дополнительные резервы при депонировании клиентом денежных средств, снятых им со счета в другом банке, однако осуществление этой операции не влечет увеличения объема резервов в банковской системе в целом. Чтобы это произошло, в банковскую систему извне должны поступить новые резервы, либо должна быть снижена норма обязательных резервов, что увеличивает объем денежной массы, необходимой для поддержания определенного уровня резервов. Таким образом, понижение и повышение нормы обязательных резервов изменяют объем денежной массы, необходимый для поддержания резервного объема, и посредством мультипликатора денежно-кредитной экспансии изменяют объем платежных средств частных банков, вызывая рост или сокращение предложения денег.  

Страницы:      1

Денежный рынок сеть институтов, которые обеспечивают взаимодействие предложения и спроса на деньги, а также сами денежные потоки . Он характеризуется определенным объемом денежной массы. Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

Предложение денег ( MS ) – это наличные деньги (бумажные и металлические) и деньги на депозитах в банках, т.е. наличие всех денег в экономике, что можно выразить формулой: MS = C + D , гдеMS– предложение денег; C – наличность;D– депозиты.

В современной экономике предложение денег создается банковской системой. Центральный банк создает путем эмиссии (выпуска) денег (банкнот и монет), а коммерческие банки – путем выдачи ссуд фирмам и населению (кредитная эмиссия).

Предложение денег регулируется Центральным банком. Если оно фиксировано на определенное время и не зависит от процентной ставки, то графически кривая предложения денег имеет вид вертикальной прямой (рис. 1).

Рис.1. Предложение денег не зависит от процентной ставки

Если же Центральный банк ставит своей целью сохранение на определенном уровне ставки процента, не обращая внимания на количество денег на денежном рынке, то кривая предложения денег будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 2).

Рис. 2. Предложение денег при фиксированной процентной ставке

Предложение денег в реальной жизни – величина переменная. Кроме банков на него оказывает влияние поведение других экономических субъектов, например, домашних хозяйств. Они самостоятельно решают, какую часть своих сбережений хранить на депозитах в банках, тем самым формируют возможности коммерческих банков осуществлять кредитную эмиссию, а, значит, и влияют на предложение денег в экономике.

3. Спрос на деньги. Равновесие денежного рынка

Совокупный спрос на деньги (D m ) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Основными факторами, определяющими величину спроса на деньги, являются: необходимость совершать сделки по приобретению товаров и услуг и необходимость сбережения денег в виде наличности, акций или облигаций. Поэтому совокупный спрос на деньги состоит из двух составляющих:

– спрос на деньги для сделок (MD t)

– спрос на деньги со стороны активов (MD a).

Спрос на деньги для сделок связан с функцией денег как средство обращения. Он определяется уровнем номинального ВВП. Чем больше в стране производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше будет спрос на деньги для сделок. Между двумя названными переменными прямая зависимость. Кроме того, спрос на деньги для сделок находится в обратной зависимости от скорости обращения денег. Это можно выразить следующим равенством: М = ВВП / V , где М – количество денег; ВВП – номинальный ВВП;V– скорость обращения денег.

Спрос на деньги для сделок не зависит от процентной ставки (i), поэтому графически он выглядит как вертикальная прямая линия (рис.3).

Рис.3. Спрос на деньги для сделок

Причина существования спроса на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средства сбережения. Люди хотят накопить деньги, чтобы в любой момент приобрести другие финансовые активы – акции, облигации. Если хранить деньги дома в виде наличности, то они не приносят никакого дохода (процента). Но их можно незамедлительно использовать для покупки товаров и услуг, поскольку деньги обладают высокой ликвидностью. Привлекательность хранения финансовых активов в форме акций, облигаций состоит в том, что ценные бумаги приносят владельцу доход в виде процента. Поэтому человек стоит перед выбором: сколько финансовых активов держать в виде наличных денег, а сколько в виде ценных бумаг. Исход решения зависит от процентной ставки: чем она выше, тем выше спрос на ценные бумаги и тем ниже спрос на наличные деньги, и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны активов обратно пропорционален уровню процентной ставки. Эту зависимость графически можно изобразить следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Спрос на деньги со стороны активов

Таким образом, совокупный спрос на деньги можно определить как сумму спроса для сделок и спроса на деньги со стороны активов: MD = MD t + MD a .

Cтраница 1


Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской ставки процента.  

Существует особый случай, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.  

Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики - роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьезно расходятся. Неокей-нсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены - это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому по крайне мере в краткосрочном плане правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме.  

Если центральный банк предоставляет ссуды, это ведет к увеличению предложения денег в банковской системе и, следовательно, к снижению процентной ставки. Если центральный банк заимствует средства, предложение денег в банковской системе сокращается, а процентные ставки повышаются.  

Денежно-кредитная политика достигает наибольшего эффекта в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению ставок процента.  

Таким образом, экспансионистская денежная политика, которая состоит в увеличении предложения денег, вызывая правый сдвиг кривой LM, стимулирует рост национального дохода.  

Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег. Дефицит, в свою очередь, имеет много корней.  

Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.  

Монетаристы считают, что спекулятивный спрос на деньги не зависит от ставки процента, поэтому увеличение предложения денег приводит к ростучцен, но не объемов производства, как это следовало бы из модели Кейнса.  

Когда кривая LM вертикальна, единственно эффективный способ оказать влияние на доход - это экспансионистская денежная политика: увеличение предложения денег (М) ведет к росту дохода (Y), при котором / / VT.  

ПДД делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого нужно способствовать увеличению предложения денег.  

Политика дешевых денег - денежно-кредитная политика центрального банка страны, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Для нее характерны низкие учетные ставки и покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке с целью увеличения предложения денег.  

Что касается активов, производство которых эластично, то причиной того, что мы допускали падение их собственной нормы процента, было наше предположение, что их фонд увеличивается в результате роста выпуска. Однако в отношении денег, если оставить на время наше рассмотрение последствий сокращения единицы заработной платы или преднамеренного увеличения предложения денег монетарными органами, предложение является постоянным.  

Используя инструменты денежной политики, правительство может влиять на ставку процента и проводить в зависимости от ситуации политику либо дорогих, либо дешевых денег. Когда экономика сталкивается со спадом производства и, следовательно, с ростом безработицы и снижением цен, то кредитно-финансовые учреждения принимают решение об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого проводятся следующие мероприятия.  

В результате рыночная цена государственных ценных бумаг возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население (через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном счете приводит к увеличению банковских резервов и соответственно увеличению предложения денег.  

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо-мент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

В современной рыночной экономике предложение денег создаётся банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путём предоставления ссуд.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Рисунок 4 - Компоненты денежного рынка.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.

Для измерения количества денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М 1 , М 2 , М 3 , группирующими различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

М 1 - это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные.

М 2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М 1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Различие между М 1 и М 2 заключаются в том, что в состав М 2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.

Следующий агрегат М 3 включает в себя М 2 плюс крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг.

В США для определения денежной массы используются четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три, в Англии и Франции - два.

В Беларуси используют четыре денежных агрегата:

М 0 - выпущенные в обращение Национальным банком РБ наличные деньги, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Нацбанка РБ, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (по РБ - 14009,2 млрд. рублей);

М 1 - включает наличные деньги (М 0) и переводные депозиты (остатки средств небанковских кредитно-финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) (по РБ - 42185,4 млрд. рублей);

М 2 - рублевая денежная масса, которая кроме агрегата М 1 включает срочные депозиты, открытые в банках в белорусских рублях, а также средства в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных банками и находящихся вне банковского оборота(по РБ - 98592,4 млрд. рублей);

М 2 - новый денежный агрегат (введён в действие с 1 января 2004г. постановлением Правления Национального банка от 25.11.2003 г. № 200) - «рублевая денежная масса в национальном определении». Он включает все виды денежных средств агрегата М 2 , а также средства в ценных бумагах физических и юридических лиц в белорусских рублях (по РБ - 96069,7 млрд. рублей);

М 3 - «широкая денежная масса» - наличные деньги вне банков (М 0) (по РБ - 230336,5 млрд. рублей), переводные депозиты, срочные депозиты резидентов Республики Беларусь (коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, небанковских финансовых организаций и физических лиц), размещенные в Нацбанке РБ и банках - резидентах Республики Беларусь в валюте Республики Беларусь и иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) выпущенных Нацбанком и банками - резидентами Республики Беларусь, находящиеся вне банковского оборота, депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь.

Предположим, что предложение денег уменьшилось, тогда кривая S m сдвинется в положение S m1 .


Рисунок 5 - Равновесие денежного рынка и его изменение.

Рисунок 6 - Изменения предложения на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Чтобы получить необходимое количество денег, банки, население начнут продавать облигации. Рост предложения облигаций приведёт к снижению их рыночной стоимости. Однако, чем ниже цена облигаций, тем выше процентная ставка. По мере увеличения процентной ставки будет расти спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги, что соответствует движению вверх и влево по кривой спроса D m . Когда ставка процента станет равной i 1 , денежный рынок достигнет нового положения равновесия в точке Е 1 .

Увеличение предложения денег сдвигает кривую S m вправо, в положение S m2 . При существующей ставке процента r E предложение денег будет больше спроса. Пытаясь наиболее эффективно задействовать имеющиеся «лишние» деньги, банки, население начнут покупать облигации. Спрос на них возрастёт, что приведёт к повышению рыночной цены облигаций и соответственно к уменьшению ссудного процента. По мере его снижения будет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги до тех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в точке E 2 при ставке процента r 2 .

Теперь допустим, что увеличение ВВП привело к росту спроса на деньги с D m до D m1 .

Рисунок 7 - Изменения спроса на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количество денег приведёт к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловит повышение процентной ставки. По мере её роста будет сокращаться спрос на деньги. Этот процесс закончится тогда, когда ставка процента станет равной i 1 . Новое положение равновесия наступит в точке E 1 .

Уменьшение спроса на деньги приведёт к сдвигу кривой D m1 в положениеD m . В этом случае при ставке процента r 1 предложение денег будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от «лишних» денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в точке Е, когда ставка процента станет равна r Е.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.

Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:

  • 1) для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег);
  • 2) для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
  • 3) спекулятивный мотив -- мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2013 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению сбалансированности внешней торговли, падению объемов промышленного производства при увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказали высокая импортоемкость, превышение роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, недостаточный уровень прямых

иностранных инвестиций.

Поддержанию экономического роста в 2013 году способствовали сохранение потребительского спроса на достаточно высоком уровне и возобновление инвестиционной активности.

Объем валового внутреннего продукта в 2013 году составил 636,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 0,9 процента (в 2012 году - на 1,7 процента).

Энергоемкость ВВП в 2013 году сократилась на 11,1 процента (в 2012 году увеличилась на 5,6 процента).

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 18,2 процента (в 2012 году - на 14,1 процента). Реализация платных услуг населению в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 7,9 процента (в 2012 году - на 7,6 процента).

Реальная заработная плата населения в 2013 году увеличилась на 15,8 процента (в 2012 году - на 21,9 процента), реальные располагаемые денежные доходы - на 15,4 процента (в 2012 году - на 21,5 процента).

Инвестиции в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах увеличились на 7,5 процента (в 2012 году сократились на 11,7 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал составил 202,7 трлн. рублей, их удельный вес в ВВП - 31,8 процента (в 2012 году - 29,1 процента).

В технологической структуре инвестиций в основной капитал

преобладали расходы на строительно-монтажные работы (52,7 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 36,7 процента, прочие работы и затраты - 10,6 процента общего объема капиталовложений. Инвестиции в основной капитал за счет средств республиканского бюджета в 2013 году увеличились в сопоставимых ценах в 1,5 раза, местных бюджетов - на 30,6 процента (при росте в 2012 году на 4,4 и 24,3 процента соответственно). Доля бюджетных ресурсов в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась до 21,2 процента (в 2012 году - до 16,1 процента).

В финансировании инвестиционной деятельности в 2013 году преобладали собственные средства организаций и кредитные ресурсы, несмотря на замедление темпов их роста. На долю собственных средств организаций и кредитов банков приходилось 62 процента всех капиталовложений (в 2012 году - 66,5 процента).

По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов, включая иностранные кредиты и кредиты по иностранным кредитным линиям, в 2013 году составил 48,8 трлн. рублей. денежный рынок мультипликатор экономический

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. Составил 154 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 25,3 трлн. рублей, или на 19,6 процента.

Государственный внутренний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1 процента.

В 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США, рублевых облигаций - на сумму 764,9 млрд. рублей.

Государственный внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись за 2013 год на 0,4 млрд. долларов США, или на 3,6 процента. В 2013 году привлечено внешних государственных займов на сумму 2,4 млрд. долларов США, погашено - на сумму 2 млрд. долларов США.