Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Отсрочка уплаты ндс. Схема с отсрочкой уплаты ндс. Куда обратиться за отсрочкой

Импортерам необходимо знать, что изменение сроков уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами) производится в виде отсрочки или рассрочки их уплаты.

Таможенные пошлины

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин предоставляется на основании:

  • Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 83);
  • Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 10 января 2011 г. «О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» (скачать , 22.1 КВ);
  • Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»(скачать , 290.3 КВ).

Отправить заявку

Подождите, идет отправка данных...

Налог на добавленную стоимость

Отсрочка и рассрочка по уплате НДС предоставляется в соответствии с:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (статья 83);
  • Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему»(скачать , 16.5 КВ);
  • Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь»(скачать , 20.8 КВ).

Отсрочка и рассрочка по уплате таможенных пошлин

В соответствии с Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, отсрочка (рассрочка) по уплате таможенных пошлин может предоставляться при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в следующих случаях:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ.
  3. Ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче.
  4. Осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство-член Таможенного союза, если законодательством государства-члена ТС не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин.
  5. Ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин.
  6. Ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставки для указанных организаций посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, (кроме кошек, собак и декоративных птиц).
  7. Ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Важно! Срок предоставления отсрочки (рассрочки) - не более 6 месяцев, а в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, - не более 2 месяцев. За пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин взимаются проценты.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) уплаты таможенных пошлин аналогичен порядку их взимания за пользование рассрочкой или отсрочкой по уплате НДС. Далее в статье мы остановимся более подробно на этом вопросе.

Условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин

Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза. Самым распространенным способом обеспечения уплаты таможенных пошлин является банковская гарантия. Такую гарантию уполномочены выдавать банки, включенные в соответствующий реестр Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Ознакомиться с реестром можно по ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/banki-ru/ .

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика в таможенный орган, которому подается таможенная декларация. С заявлением плательщик представляет документы, подтверждающие наличие оснований для пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенных пошлин.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляется (задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов; возбужденная процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства; непредоставление таможенному органу необходимых сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится .

Условия и порядок предоставления отсрочка или рассрочка по уплате НДС

Отсрочка (рассрочка) по уплате НДС в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» сроком на 2 месяца.

В соответствии с Законом, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты НДС сроком на 2 месяца в следующих случаях:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
  • ввоз скоропортящихся товаров;
  • осуществление поставок в рамках международного договора Республики Беларусь;
  • ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц);
  • ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Для предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Важно! Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются таможенным органом при условии обеспечения их уплаты. Как и в случае с отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенной пошлины, наиболее часто используемым видом обеспечения уплаты является банковская гарантия. За предоставление таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов уплачиваются проценты.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляются по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, которое подается в письменной форме в таможенный орган, в котором будет производиться декларирование товаров. Заявление подается с документами, подтверждающими наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов указываются следующие сведения:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора;
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумма налога, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка;
  • информация об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 107 настоящего Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются. (неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; возбужденное производство по делу о банкротстве; возбужденного в отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами; в случае неполного предоставления соответствующих сведений и документов).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Важно! При нарушении сроков погашения отсрочек (рассрочек) уплачиваются пени, а плательщик, в том числе и его руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по части 9 ст.13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья предусматривает применение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему. Основанием является Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

При ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032, в отношении которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины ноль процентов, организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на год с уплатой ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога на добавленную стоимость .

Рассрочка в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему предоставляется без взимания процентов и без обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. Рассрочка предоставляется непосредственно при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Ежемесячно декларант обязан оформлять в таможне корректирующую декларацию на товары с учетом уплаченной части суммы НДС. Погашается рассрочка каждый месяц без взимания процентов за ее использование.

На сегодняшний момент это наиболее востребованная рассрочка у плательщиков.

Рассрочка уплаты НДС при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга. Основанием является Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с Указом, при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по заявлению лизингополучателя предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость.

Погашение рассрочки и уплата процентов производятся в течение срока ее действия ежеквартально равными долями.

Порядок взимания процентов за пользование отсрочкой или рассрочкой по уплате таможенных пошлин и налогов

За предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки (за исключением рассрочки уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему).

Проценты начисляются на сумму таможенной пошлины (налога), по уплате которой были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, до дня прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБРБ, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты за каждый день пользования. Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (отсрочки).

Расчет процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины (налога) производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (РТП х КД х СР) / (360 х 100)

П - размер процентов, начисленных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

РТП - размер суммы таможенной пошлины, налога, срок уплаты которых был изменен, не уплаченных в соответствующем периоде фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

КД - количество календарных дней фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога, ограниченное сроком, на который предоставлены отсрочка или рассрочка, в течение которых сумма таможенной пошлины, налога и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты суммы таможенной пошлины, налога или день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования.

СР - ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Размер процентов , подлежащих уплате за весь срок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины и налога, определяется как сумма размеров процентов, исчисленных в соответствующих периодах фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты таможенной пошлины, налога.

Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами по таможенному оформлению товаров, расчету процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате таможенных пошлин и налогов, а так же по оформлению всех необходимых документов на таможне. Обращайтесь к нашим специалистам по таможенному декларированию или по тел. +375 44 580 31 66.

"НДС. Налог на добавленную стоимость", 2008, N 11

Законодатели изменили порядок уплаты НДС. Теперь сумму квартального налога можно перечислять не одним, а тремя платежами.

В октябре 2008 г. в ст. 174 Налогового кодекса, которая устанавливает порядок уплаты НДС, Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ (далее - Закон N 172-ФЗ) были внесены изменения. Поправки проделали путь от законопроекта до закона практически за три недели. В Государственную Думу законопроект был внесен 23 сентября, а уже 8 октября он был принят как в первом чтении, так и в окончательной редакции. Получив 13 октября одобрение Совета Федерации, в тот же день Закон оказался на подписи Президента РФ, а уже 14 октября - на страницах "Российской газеты".

В пояснительной записке сказано, что "законопроект подготовлен в связи с необходимостью более равномерного поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет".

Но какими бы ни были предпосылки внесения поправок, в том, что депутаты приняли законопроект, есть прямая выгода для организаций и предпринимателей. Они теперь могут перечислять квартальный налог в рассрочку. А это особенно актуально в период нынешнего финансового кризиса.

Новый порядок уплаты НДС

Согласно новой редакции п. 1 ст. 174 Налогового кодекса перечислять НДС по итогам квартала нужно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Прежняя редакция, напомним, требовала платить налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом.

Закон N 172-ФЗ вступает в силу со дня его опубликования. Причем положения п. 1 ст. 174 Налогового кодекса в редакции этого документа получили обратную силу: по новому порядку нужно перечислять НДС начиная с налога, начисленного за III квартал этого года (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). То есть уже сумму НДС, которую по прежней редакции Кодекса нужно было полностью перечислить в бюджет до 20 октября 2008 г., теперь можно заплатить частями, переводя в бюджет по одной трети налога за III квартал в сроки до 20 октября, до 20 ноября и до 22 декабря.

Примечание. НДС по итогам квартала теперь нужно платить равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

ФНС России в разъяснениях о новом порядке уплаты НДС, размещенных на сайте, указала, что если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округлять в большую сторону нужно последний платеж.

Пример. По декларации по НДС за III квартал 2008 г. сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет, составляет 450 736 руб. Одна треть от этой суммы равна 150 245 руб. 33 коп. (450 736 руб. : 3). Учитывая пояснения налоговиков, организация должна в срок до 20 октября и до 20 ноября перечислить по 150 245 руб. А сумма последнего налогового платежа, который нужно перечислить до 22 декабря, будет равна 150 246 руб.

Заметим, что в форму налоговой декларации никакие изменения, касающиеся сроков уплаты налога, не внесены. Не было своевременно скорректировано и программное обеспечение в налоговых, в связи с чем на лицевых счетах налогоплательщиков, которые перечислили 20 октября только треть квартального НДС, числится недоимка, на которую автоматически начисляются пени. В своих разъяснениях, размещенных на сайте, ФНС России не коснулась данного вопроса. Но, по всей видимости, при актуализации программы эти пени будут сторнированы. Остается надеяться, что до момента обновления программы налоговики не успеют предпринять никаких действий для покрытия "программной" недоимки.

Предвидя такие сложности, даже после принятия Закона N 172-ФЗ часть налогоплательщиков предпочла заплатить всю сумму квартального НДС уже 20 октября 2008 г. Специалисты налогового ведомства в разъяснениях на сайте отметили, что нарушением это не является. Организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал. Просто из-за этого у налогоплательщика возникнет переплата, которая подлежит зачету в счет уплаты НДС по следующим срокам уплаты.

Примечание. ФНС России разъяснила, что организации и предприниматели вправе по первому и (или) второму сроку уплаты налога перечислять сумму, которая больше одной трети НДС, начисленного за квартал

Правда, ФНС России при этом не разъяснила, нужно ли в таком случае подавать в инспекции заявления о зачете переплаты. В п. 4 ст. 78 Налогового кодекса сказано, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. То есть получается, что тем, кто заплатил сразу всю сумму НДС, не лишним будет подать заявление о зачете. Для подстраховки. Чтобы налоговики, сочтя переплатой две трети квартального НДС, не направили эту сумму, например, в счет погашения обнаруженной недоимки по какому-либо другому федеральному налогу (согласно п. 5 ст. 78 НК РФ налоговики могут делать такой зачет самостоятельно).

А вот если, скажем, по первому сроку уплаты будет перечислен налог в размере меньшем, чем треть от суммы НДС за истекший квартал (или не перечислен вообще), у налогоплательщика возникнет недоимка. О нарушении законодательства можно говорить и в том случае, когда по истечении двух сроков уплаты в бюджет поступит менее двух третей от суммы НДС за квартал.

Как заполнить платежку

Платежные поручения на перечисление НДС тремя частями нужно заполнять точно так же, как и документ на уплату всей суммы квартального налога. Напомним: руководствоваться при этом следует правилами указания информации, идентифицирующей платеж, утвержденными Приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. N 106н (далее - Правила). Так, в поле 106 "Основание платежа" нужно поставить "ТП". А в поле 110 "Тип платежа" - "НС". Ведь, несмотря на то, что НДС за налоговый период теперь перечисляется не единовременно, а несколькими суммами, речь по-прежнему идет именно о текущих платежах и об уплате именно налога.

В полях 108 "Номер документа" и 109 "Дата документа" при уплате текущих платежей согласно Правилам нужно проставлять соответственно ноль и дату подписания декларации. Эти данные в каждой из трех платежек будут одинаковыми, ведь основанием для платежа будет одна и та же квартальная декларация. А в поле 107 "Налоговый период" нужно указать "КВ.03.2008".

Говоря о платежке, напомним также значение кода бюджетной классификации, которое нужно указать в поле 104. В отношении НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России, установлен следующий КБК - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Кого поправки не касаются

Закон N 172-ФЗ внес поправки только в п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Все остальные пункты остались без изменений. Отредактированный пункт устанавливает общий порядок уплаты НДС. Он применяется, если иные правила не прописаны в других пунктах ст. 174 Налогового кодекса. Давайте разберемся, какие есть исключения из общего правила. Так, п. 4 ст. 174 Налогового кодекса установлен особый порядок уплаты налога для тех компаний и предпринимателей, которые, не являясь плательщиками НДС или получив освобождение по ст. 145 Налогового кодекса, выставили своим покупателям счет-фактуру с выделенным налогом. Перечислять НДС в рассрочку в этом случае нельзя. Налог должен быть уплачен полностью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В этом же пункте прописаны особые правила уплаты НДС и для агентов, покупающих у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна. Такие агенты должны, как и прежде, платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу". Банк, напомним, не вправе принимать от агента поручение на перевод денег по договору с "иностранцем", если агент не представил в банк платежку на перечисление НДС.

А есть ли возможность платить НДС не единовременно, а тремя равными долями у организаций и предпринимателей, которые являются НДС-агентами по другим основаниям? То есть у тех лиц, которые:

  • арендуют госимущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупают у "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) товары, местом реализации которых признается наша страна (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • уполномочены продавать конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • продают товары "иностранцев" (не состоящих на налоговом учете в России) по посредническим договорам, предусматривающим участие в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Никаких особенностей перечисления НДС агентами во всех этих ситуациях ст. 174 Налогового кодекса не устанавливает. Выходит, руководствоваться нужно п. 1 ст. 174 Налогового кодекса. Ведь о том, что положения данного пункта относятся только к налогоплательщикам, здесь ничего не сказано. А значит, агенты (кроме случая уплаты НДС, удержанного со стоимости работ и услуг, оказанных "иностранцем") тоже должны платить налог по итогам квартала тремя равными платежами.

Примечание. НДС-агенты, покупающие у "иностранцев" работы или услуги, местом реализации которых признается наша страна, как и прежде, должны платить удержанный НДС одновременно с перечислением оплаты "иностранцу".

Заметим, что финансисты и специалисты налогового ведомства согласны с этим. ФНС России выпустила согласованное с Минфином России Письмо от 29 октября 2008 г. N ШС-6-3/782@, где разъяснила, кто может применять новый порядок уплаты налога и кого новшества не касаются.

В этом документе налоговики, в частности, подчеркнули, что новый порядок перечисления НДС в бюджет не распространяется на уплату налога по уточненным декларациям, подаваемым за налоговые периоды, предшествующие III кварталу 2008 г.

Кроме того, ФНС России в указанном Письме напомнила, что НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь, как и раньше, нужно платить в порядке, предусмотренном российско-белорусским Соглашением о порядке уплаты косвенных налогов от 15 сентября 2004 г., то есть в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за принятием на учет импортированных товаров.

Е.Вторушина

Из-за резкого снижения спроса на выпускаемую продукцию у организации образовалась задолженность по уплате НДС, налога на имущество, земельного налога и уплате НДФЛ. Может ли компания получить отсрочку по уплате указанных налогов, чтобы избежать остановки производства и массового сокращения персонала? Ответ на этом вопрос дан в письме Минфина России от 03.07.13 .

Если уплата налогов грозит банкротством

Исчерпывающий перечень оснований предоставления отсрочки по уплате налогов установлен пунктом 2 статьи 64 НК РФ. Одним из оснований является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании в случае единовременной уплаты налога. В этом случае отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Чтобы принять решение об изменении сроков уплаты налогов, ФНС должна предварительно проанализировать финансовое состояния плательщика. Методика проведения такого анализа утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.11 № 175.

Кто не может получить отсрочку

Отсрочка не может быть предоставлена при наличии одного из обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 62 НК РФ. А именно, если в отношении налогоплательщика:

  • возбуждено уголовное дело в связи с нарушением налогового законодательства;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо воспользуется отсрочкой для сокрытия денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога, было вынесено решение о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением ее условий.

Куда обратиться за отсрочкой

Если речь идет об уплате федеральных налогов, в частности, об уплате НДС, то решение об изменении сроков уплаты принимает ФНС России (при этом копию заявления нужно в пятидневный срок направить в инспекцию по месту его учета). Что касается отсрочки по НДФЛ, то ее получить не удастся, предупреждают в Минфине. Объяснение простое. Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлен главой 9 Налогового кодекса. А действие этой главы на налоговых агентов не распространяется (п. 9 ст. 61 Кодекса).

Если компания желает получить отсрочку по налогу на имущество и земельному налогу, следует обратиться в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика. К заявлению о предоставлении отсрочки по уплате налога (в описываемом случае — в связи с угрозой возникновения признаков банкротства) прилагаются документы, указанные в пункте 5 статьи 64 НК РФ. К ним относятся:

  • справка из инспекции о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справка из инспекции с перечнем всех открытых налогоплательщиком счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств компании за каждый месяц за последние шесть месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах организации;
  • перечень контрагентов — дебиторов налогоплательщика с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров;
  • обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый налогоплательщиком график погашения задолженности.

В комментируемом письме чиновники также отметили, что изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества, или поручительством. Это предусмотрено пунктами 19-21 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа (утв. Приказом ФНС России от 28.09.10 № ММВ-7-8/469@). Договор поручительства или договор залога со стороны налоговиков заключается региональным УФНС по месту нахождения компании.

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Т.е. по общему правилу налог уплачивают по 1/3 от суммы начисленного налога за квартал без сдачи каких-либо документов в налоговую инспекцию. Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), инспекция по заявлению налогоплательщика может предоставить рассрочку уплаты налога. К заявлению о предоставлении рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

К заявлению о предоставлении рассрочки, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.Как перечислить НДС в бюджет

Общий порядок

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня.

Если 25-е число попадает на нерабочий день, то НДС заплатите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, 25 апреля 2015 года приходится на субботу, поэтому последний день уплаты первой части (доли) НДС за I квартал – 27 апреля 2015 года.

Внимание: новые сроки перечисления НДС в бюджет распространяются в том числе и на платежи за IV квартал 2014 года

Новые сроки уплаты НДС – до 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, – установлены Законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ . Этот документ вступил в силу с 1 января 2015 года и применяется в отношении всех платежей по НДС, сроки которых наступают после этой даты. Таким образом, новые правила действуют и в отношении налога за IV квартал 2014 года. Первый платеж по НДС за этот период надо перечислить в бюджет не позднее 26 января 2015 года (т. к. 25 января приходится на воскресенье). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 декабря 2014 г. № 03-07-15/67246 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 января 2015 г. № ГД-4-3/122 .*

2. Налоговый Кодекс РФ

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:*

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные впункте 5.1 настоящей статьи .

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в , прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 2 пункта 2 настоящей статьи , заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи , устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 4 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 5 пункта 2 настоящей статьи , прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса .

7. Пункт утратил силу со 2 сентября 2010 года - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ . - См. предыдущую редакцию .

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном

Иногда компании просто необходимо «перенести» уплату налога на добавленную стоимость на более поздние сроки. Можно, конечно, всего-навсего «пропустить» контрольную дату, что, естественно, влечет начисление пеней и штрафов. Только зачем? Ведь есть гораздо менее болезненные способы отсрочить исполнение своих налоговых обязательств, надо только немного юридически «подковаться».

Заемное приобретение

Наиболее популярной и одновременно самой опасной схемой оптимизации НДС является применение договора займа. Уловка заключается в том, что продавец заключает с покупателем одновременно два договора – займа и купли-продажи – и, получая деньги по первому из них, не уплачивает НДС, так как заем НДС не облагается (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК). После отгрузки товара поставщиком по договору поставки организации проводят взаимозачет.

Чтобы налоговики не посчитали полученный заем предоплатой, фирме необходимо заключить договор займа раньше, чем договор поставки. Кроме того, в них надо указать разные сроки возврата средств и поставки товара, а также прописать сумму займа, не совпадающую с размером оплаты по основному договору.

Опасность данной схемы заключается в том, что контролеры, как правило, расценивают платежи по договору займа в качестве аванса, облагаемого НДС, в результате чего начисляют штраф и пени, а также сумму того самого неуплаченного налога. Ситуация усугубляется, если предприятия оформили не взаимозачет, а новацию, о чем говорится в письме Минфина от 7 сентября 2005 г. № 03-04-11/221. Следует также помнить, что с 1 января 2007 года при взаимозачете фирмы должны перечислять своим контрагентам выделенную в счете-фактуре сумму НДС. Данная схема именно оттягивает срок уплаты НДС, но вовсе не избавляет от уплаты налога.

И еще: заключая договор беспроцентного займа, можно оказаться уличенным инспекторами в получении необоснованной налоговой выгоды. Несмотря на то, что и в письме ФНС от 13 января 2005 г. № 02-1-08/5@, и в постановлении Президиума ВАС от 3 августа 2004 г. № 3009/04 отмечено, что материальная выгода от экономии на процентах за пользование займом доходом не считается, лучше предусмотреть в соглашении проценты за пользование заемными средствами. Например, установить их величину равной ставке рефинансирования Центробанка.

Вексельное дело

Еще одной «полезной» схемой, позволяющей получить отсрочку при уплате НДС, является применение сделки купли-продажи векселя. Как и в предыдущем случае, заключаются одновременно два договора. Первым будет контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) с исключенным из него условием о предоплате; а вторым – договор купли-продажи векселя. После передачи товара вексель обналичивают, а между договорами проводят взаимозачет.

Применение данной схемы имеет множество преимуществ. Во-первых, снижается риск неплатежа покупателя по поставке товара; во-вторых, описанный метод позволяет отсрочить уплату НДС, так как вексель реализуется по отдельному договору; и в-третьих, операция передачи и обналичивания данной ценной бумаги налогом на добавленную стоимость не облагается (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК).

Тем не менее не стоит забывать о пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса, содержащем требования к покупателю вести раздельный учет НДС и делить «входной» налог, из-за чего, естественно, страдает именно покупатель. Дабы избежать подобных неприятностей, многие предприятия после отгрузки продукции просто аннулируют договор купли-продажи векселя, а в договоре поставки указывают, что вексель был передан поставщику в счет предоплаты.

Однако и в последнем варианте не избежать затруднений, предостерегают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Ведь он не очень выгоден для поставщика, которому придется подавать уточненную декларацию и платить пени за просрочку НДС в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Тем не менее он получает отсрочку по уплате НДС.

Комиссионерство как способ отсрочки

Оттянуть сроки уплаты НДС возможно, используя договор комиссии. Общий вид данной схемы следующий: торговая организация (в данном случае она будет выступать в роли комиссионера) заключает с поставщиком (комитентом) такой контракт и платит НДС и налог на прибыль только с комиссионного вознаграждения (п. 1 ст. 156, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК).

Цепь событий будет иметь следующий вид: комитент передает продукцию для реализации комиссионеру, в качестве которого выступает входящая в состав холдинга и применяющая УСН фирма. Причем на товары для такого посредника устанавливается минимальная наценка и максимальная сумма вознаграждения. Однако для полноценной работы такой схемы, помимо всего прочего, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, комитент и комиссионер не должны быть взаимозависимыми лицами (по признакам, указанным в статье 20 НК).

Во-вторых, цена на реализуемую через посредника продукцию не должна быть заниженной более чем на 20 процентов. В противном случае это может повлечь недовольство инспекторов, выраженное в доначислении комитенту налогов согласно статье 40 Налогового кодекса. Впрочем, из такой ситуации выход есть: такие расценки можно обосновать, например, маркетинговой политикой (постановление ФАС Московского округа от 16 февраля 2005 г. № КА-А40/13133-04).

В-третьих, большое значение имеет правильное отражение посреднических операций на счетах бухгалтерского учета: принятые на комиссию товары следует отражать на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а не на счете 41 «Товары».

И последним (по перечислению, но не по значимости) является условие грамотного оформления договора комиссии. Так, в подобных контрактах необходимо:

1) предусмотреть размер вознаграждения посреднику, ведь именно с этой суммы он заплатит налоги в бюджет; иначе контролеры могут рассчитать налоги, исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам (п. 3 ст. 424; ст. 991 ГК);

2) отразить момент, в который услуга посредника считается исполненной. В качестве такового может выступать как дата отгрузки товаров покупателю, так и дата утверждения отчета комитентом. Причем последний вариант является наиболее выгодным для посредника, так как позволяет заплатить налоги с суммы вознаграждения позже.

Используя данную схему, стоит учесть, что с налогообложением комитента могут возникнуть проблемы, ведь он должен начислить НДС в тот момент, когда посредник отгрузит товар покупателю. Данную информацию комитент может получить только из отчета комиссионера, а следовательно, если отгрузка товара и получение отчета приходятся на разные налоговые периоды, в договоре нужно указать сроки, в которые посредник обязан отчитаться перед комитентом.

Невзирая на то обстоятельство, что комиссионер-«упрощенец» не является плательщиком НДС, в момент реализации посредник все равно должен выставить от своего имени счет-фактуру в двух экземплярах. Первый экземпляр комиссионер передает покупателю, а второй – регистрирует в журнале учета выставленных счетов-фактур. Указанную в документе сумму НДС нет надобности ни отражать в книге учета доходов и расходов, ни платить в бюджет. После этого комиссионер должен составить отчет о реализации и передать его поставщику на утверждение. Этот документ необходимо фиксировать в книге учета доходов и расходов.

Выгодный отказ от льготы

В ситуациях, когда сумма НДС, подлежащая вычету, выше налога, который следует заплатить, то отказ от льготы может оказаться выгодным. Принимая такое решение, необходимо учесть требования пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса, оговаривающего право предприятия отказаться от освобождения, представив заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен платить НДС.

Обратите внимание, что отказ или приостановление возможны только на срок не менее года и лишь в отношении операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Хитрые строительные намерения

Интересный метод с целью получить отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость ввели строительные организации. Он подразумевает использование договора о намерениях. Так, вместо того чтобы продавать доли в строящемся доме и, соответственно, платить в бюджет НДС, компании-застройщики (инвесторы) оформляют предварительные соглашения, порядок заключения которых регулирует статья 429 Гражданского кодекса.

В договорах о намерениях указывается, что денежные средства будут зачтены в счет данного соглашения только после продажи квартиры или иного объекта недвижимости. Таким образом, обязанность платить НДС переносится на более поздний срок. А при продаже квартир налог и вовсе не платят.

Все же споры с налоговыми органами не исключены, ведь инспекторы могут истолковать иначе положения договора о намерениях и начислить организации штрафы и пени. Избежать подобных неприятностей несложно, достаточно указать в платежном поручении: «Гарантийный взнос по предварительному договору такому-то» и зафиксировать в учетной политике, что все расчеты с данным контрагентом до момента заключения основного договора будут вестись на отдельном субсчете, открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Окончательно же обезопасить себя от претензий налоговиков можно, вернув покупателю гарантийный взнос и получив от него плату за объект недвижимости при заключении договора купли-продажи