Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Описать функции налогов. Виды налогов. Понятие, виды и функции налогов

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства". В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу" ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами".

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Cтраница 1


Фискальная функция налогов - главная, основная. Ее сущность в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны.  

Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня (федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами.  

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.  

Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны [ лат. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач.  

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции.  

Как проявляется на практике фискальная функция налога.  

Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.  

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения (особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других.  

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992 - 1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации.  

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.  

Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления.  

Ведущей функцией налогов является фискальная, сущность которой состоит в изъятии средств налогоплательщиков в бюджеты всех уровней (федеральный, субъектов РФ, местные бюджеты) и в государственные внебюджетные социальные фонды. Фискальная функция налогов состоит в формировании финансовых ресурсов государства в целом, аккумулируемых в соответствии с законодательством в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и в бюджетах местного самоуправления. Следовательно, фискальная функция налогов проявляется в формировании бюджетной системы страны и во внебюджетных социальных фондах, необходимых для реализации государством оборонной, природоохранной, социальной, управленческой и других функций, а также определенных федеральных программ.  

Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.  

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

    налогоплательщик;

    налоговая база;

    единица обложения;

    порядок исчисления;

    налоговый оклад;

    источник налога;

    налоговый период;

    порядок уплаты;

    срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги - налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

      Дестимулирующая подфункция налогообложения - направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

      Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка - тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налог: подробности для бухгалтера

  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов в... /95452 Выражение "могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве", содержащееся... целом определяется порядок уменьшения суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению... /43473 Сумма иностранного налога (аналогом которого является российский налог на добавленную стоимость... внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций. Поскольку налогоплательщик...

  • Правомерность использования налоговых оговорок на примере НДФЛ, НДС и налога на прибыль

    У налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской... обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика... установленных настоящим пунктом. Уплата налога за счет средств налоговых... соблюдать сроки исчисления и уплаты налога, налог, уплаченный с указанным нарушением... включает сумму налога, предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним... договора покупатель будет обязан уплатить налог, а поставщику российской организации...

  • О последствиях уменьшения суммы имущественных налогов

    Сумму страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ (любого из... расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положениям перечисленных норм, ... расходов страховых взносов, транспортного, земельного налогов, налога на имущество, НДПИ влечет не... обязанность представления уточненной декларации по налогу на имущество, а возникновение... выявлением излишне уплаченной суммы названного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Категорий налогоплательщиков. Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению... – резидентов ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет... об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате... РФ может устанавливаться пониженная ставка налога,подлежащего зачислению в бюджеты... вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему... Получатель дивидендов Плательщик налога на прибыль Ставка налога на прибыль Подпункт...

  • И снова об отчетности по налогу на имущество организаций

    Положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения... дополнен положениями, предоставляющими возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости... года из состава объектов обложения налогом исключается движимое имущество (Федеральный... законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный... представления уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты; представление...

  • Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах

    ... – в предложенном материале. Администрирование налогов и сборов Федеральный закон от... , исключено из объектов обложения налогом на имущество организаций (Письмо... на территории РФ. Земельный налог Казенные учреждения, являющиеся плательщиками... которые применяются при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... применяется для исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости... При этом порядок исчисления налога в случае необходимости одновременного применения...

  • За 2018 год отчитаться по земельному налогу надо по-новому

    В законодательство по земельному налогу периодически вносятся изменения, поскольку... налоговой базы и суммы земельного налога. Кадастровый номер земельного участка» ... , применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком... , применяемых при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, ... полной ставки земельного налога и пониженной ставки земельного налога. Показатель по...

  • Налог на самозанятых с 1 января 2019 года (2 часть)

    Полученного налогоплательщиком дохода. Ставка налога, порядок передачи сведений о... самостоятельно. Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется... налоговикам через мобильное приложение «Мой налог» сведения о произведенных расчетах. ... указание на применение спецрежима «Налог на профессиональный доход»; наименования реализуемых... право налоговикам автоматически списывать налог с банковского счета через... исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае...

  • Новый экологический налог

    России может появится еще один налог, который будет заменять различные... необходимых потребительских свойств. Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто... охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом... же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных... . Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия... сбором. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели...

  • Получение ИП льготы по налогу на имущество

    Осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) (п. 4 ст. 346.26 ... ЕНВД в отношении объектов обложения налогом на имущество физических лиц, включенных... может получить освобождение от уплаты налога, но не поясняется, как... , что рассматриваемое освобождение от уплаты налога на имущество является льготой, но... налогоплательщик обнаружил, что он уплачивал налог на имущество ИП в отношении... налоговую инспекцию заявление о пересчете налога. Но такой пересчет может быть...

  • Расчет годового налога при УСН

    Налоговой декларации и уплаты налога для организаций установлен не... налоговой декларации и уплаты налога для организаций установлен не... объектом налогообложения «Доходы» рассчитывают единый налог следующим образом: При объекте « ... Доходы» уменьшение суммы налога на величину уплаченных страховых взносов... : сумма исчисленного минимального налога превышает величину единого налога, рассчитанного в общем... Разницу между уплаченным минимальным налогом и единым налогом, рассчитанным в общем порядке...

  • Поправки в отчетности по налогу на имущество с 2019 года

    Далее – расчет), сдачи декларации по налогу на имущество (далее – декларация), порядок... порядок исчисления и уплаты налога). Исчисление налога в разделе 2. Обращает... налоговой базы и исчислению суммы налога в отношении подлежащего налогообложению... перестанет относиться к объектам обложения налогом на имущество. Естественно, из... Порядка заполнения авансового расчета по налогу на имущество указаны многочисленные... об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости. Сейчас...

  • Снос недвижимости и налог на имущество

    Основания для прекращения начисления налога в отношении расположенных в... сведению: по мнению компании, доначисление налога неправомерно, поскольку фактический снос (... понятию «актив») различаются. Поэтому налог на имущество по спорному объекту... привела следующие доводы: плательщиками налога на имущество признаются организации, ... НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом объектов недвижимости, в отношении... окажет влияние на исчисление другого налога – налога на имущество физических лиц.

  • Начинающему бухгалтеру о расчете единого «вмененного» налога

    Объект налогообложения. Для применения единого налога в качестве объекта налогообложения выступает... налогообложением, коммерсант, являющийся плательщиком «вмененного» налога, вправе использовать для подтверждения полученных... препаратами. Соответственно, при расчете налога ей нужно использовать следующие показатели... месяцах квартала соответственно. Уменьшение суммы налога. Сумма ЕНВД, исчисленная за... налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом налогоплательщики, производящие...

  • Быть или не быть земельному налогу при разделении и отчуждении части земельного участка в один день?

    Для целей расчета земельного налога важны даты государственной регистрации перехода... общему правилу, плательщиками земельного налога по общему правилу признаются организации... на земельный участок расчет земельного налога производится с учетом коэффициента, ... отчетном) периоде Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог × Коэффициент... Нужно ли уплачивать земельный налог в отношении реализованного земельного участка... предположить, что уплачивать земельный налог в аналогичной ситуации, например, ...