Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Налог на добычу полезных ископаемых пример. Для уплаты ндпи по добыче нефти, она обязана быть. Как высчитать стоимость добытых ископаемых

На сегодняшний день налоговая система Российской Федерации содержит огромное количество сборов – как с физических, так и с юридических лиц. Одним из самых новых платежей считается налог на добычу полезных ископаемых. Он был введен в действие в начале января 2002 года, когда была принята 26 глава Налогового кодекса России. С принятием соответствующего законопроекта практически сразу были прекращены отчисления за пользования недрами, а также отменены акцизы на нефть.

Кто обязан оплачивать налог на добычу полезных ископаемых

Опираясь на действующее законодательство РФ, можно сказать, что плательщиками рассматриваемого сбора являются индивидуальные предприниматели и компании, которые в своей деятельности используют земные недра для добычи того или иного ресурса. Согласно закону «О недрах», пользователями природных ресурсов являются простые товарищества, предприниматели, иностранные граждане, а также юридические лица, которые ведут рассматриваемый вид деятельности.

Законодательство гласит, что недра могут быть использованы для следующих нужд:

  • Геологическое изучение регионального и глобального масштаба. Эти исследования включают в себя оценку и поиски полезных ископаемых, а также множество других процедур, не имеющих отношения к добыче минералов.
  • Сбор палеонтологических, минералогических, а также многих других веществ, представляющих ценность для коллекционеров.
  • Непосредственно разведка и добыча прибыльных веществ.
  • Строительство и дальнейшая эксплуатация объектов, не имеющих отношения к добыче ресурсов.
  • Модернизация геополитических объектов, которые имеют эстетическое, культурное и санитарно-оздоровительное значение.

Из представленного списка можно сделать вывод, что только один пункт попадает под систему налогообложения – непосредственная добыча полезных ископаемых.

Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть:

  • полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;
  • полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;
  • полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Таким образом, ключевым моментом при определении объекта, который попадает под действие налога на добычу полезных ископаемых, является как раз понятие «добытого полезного вещества». Полученное полезное ископаемое – это результат работы горнодобывающей отрасли и разработки карьеров, который содержится в добытом из недр минеральном веществе. Подобная продукция не признается полезным ископаемым, если она была получена в процессе обогащения или переработки того или иного ресурса. В таком случае готовый продукт считается компетенцией перерабатывающей промышленности.

Очень часто у налогоплательщиков возникают трудности при определении того или иного ресурса к определенному классу полезных ископаемых. В статье 37 Налогового кодекса отмечается, что при отнесении полезного ископаемого к конкретному виду необходимо учитывать государственные, региональные и международные стандарты проверки качества. Кроме того, во внимание берутся также нормы, установленные самим добывающим предприятием. Примечательно, что обращаться к определенному виду стандартов можно только в том случае, если отсутствуют «старшие» нормы. Например, обращение к региональным показателям возможно лишь при отсутствии государственных, а частные стандарты актуальны только тогда, когда нет ни одной из вышеперечисленных норм.

Сейчас налогообложению подлежит добыча таких полезных ископаемых:

  • бурый и каменный угли, антрацит, сланцы;
  • углеводородное сырье (природный газ, газовый конденсат, нефть);
  • торф;
  • алмазы природного происхождения;
  • многокомпонентные руды, залежи цветных и черных металлов;
  • неметаллическое горно-химическое сырье;
  • чистый хлорид натрия и природная соль;
  • подземные воды, в составе которых содержатся полезные ископаемые;
  • радиоактивные материалы.

Не считаются объектом налогообложения такие ресурсы:

  1. общепринятые полезные ископаемые, а также подземные воды, которые не несут материальной ценности;
  2. сырье, полученное из отходов добывающей промышленности;
  3. материалы и ресурсы, которые представляют интерес для коллекционеров.

Налоговые ставки на добычу полезных ископаемых в 2018-2019 году

Важным моментом является то, что налоговым периодом для уплаты составляет 30 календарных дней. Примечательно, что налоговая база рассматриваемого сбора по каждому виду сырья определяется либо как количество добытого ресурса, либо же как конечная стоимость полученного полезного ископаемого. Стоит отметить, что в зависимости от вида сырья устанавливается определенный вид ставок НДПИ: адвалорные или специфические. Для большинства полезных ископаемых применяется адвалорная ставка, а по природному газу и нефти – специфическая.

На сегодняшний день российское законодательство работает с несколькими моделями исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Все используемые модели отличаются между собой характером налоговых ставок и порядком определения соответствующей базы.

Первая модель – обобщенная схема, принцип работы которой прописан в 26 главе НК России. Под эту модель попадает преобладающее большинство полезных ископаемых. В рамках данной модели, налоговые ставки определяются как адвалорные, а налоговая база исчисляется как цена добытого полезного ископаемого.

Вторая модель – данная схема контролирует налогообложение газовой отрасли и предполагает оценивание добытого ресурса в физических показателях (кубических метрах). Кроме того, к данной модели применяется специфическая налоговая ставка.

Третья модель – является исключением из статьи 26 Налогового кодекса и предусматривает сборы за добычу драгоценных металлов. При этой модели налогообложения база рассматривается как цена драгоценных металлов, полученная путем оценивания стоимости чистого продукта, либо исходя из цен реализации ресурсов (при добыче самородков). Примечательно, что в обоих случаях применяются адвалорные налоговые ставки.

Четвертая схема – модель, служащая для отчисления налогов при добыче нефти. При этой схеме налоговая база измеряется в натуральных величинах (тоннах) и к ней применима специфическая ставка, скорректированная под два коэффициента Кв и Кц.

Стоит отметить, что три представленных модели различаются между собой исключительно порядком составления базы и определения налоговой ставки. Все остальные элементы остаются неизменными и прописываются в Налоговом кодексе.

Кроме упомянутых элементов налогообложения, существует еще весомый компонент – объем добытого полезного ископаемого, а также процедура его (количества) определения. Так, статьей 339 НК устанавливается порядок определения стоимости добытых ресурсов, а также принцип определения точного объема добытого вещества.

На сегодняшний день различают прямой и косвенный метод определения количества полезных ископаемых. Прямой способ заключается в применении традиционных измерительных приборов и средств (объем и весы). В то же время косвенный метод определения количества ресурса позволяет вычислять необходимые показатели расчетно. Данный метод применяет только в тех случаях, когда применение прямого способа измерения оказывается невозможным.

Как определяется стоимость полезных ископаемых?

В соответствии с текстом Налога на добычу полезных ископаемых, оценка стоимости того или иного вещества определяется одним из трех вариантов.

Первый способ предполагает, что налогоплательщик будет выплачивать стоимость ресурсов без учета субвенций, полученных от государства.

Второй метод оценки является практически аналогичным предыдущему, однако применяется только в тех случаях, когда отсутствуют государственные субвенции. Примечательно, что для обоих упомянутых способов конечная сумма от реализации определяется, не считая НДС (только в случае продажи на территории России). Стоит сказать, что если расходы на транспорт ложатся на плечи поставщика, объемы прибыли уменьшаются в процессе доставки ресурса потребителю. Кроме того, в сумму доставки следует включить такие затраты: оплата таможенных пошлин, транспортные расходы, сборы на страхование перевозимых ресурсов и некоторые другие.

Третий метод позволяет вычислить стоимость того или иного продукта с помощью теоретических расчетов. Данный метод используется в тех случаях, когда в период уплаты налогов товар не выставлялся на продажу. В такой ситуации очень сложно определить фактическую стоимость того или иного ресурса, поэтому принято высчитывать теоретическую цену полезных ископаемых. Для получения максимально правдивых данных, необходимо при расчетах учитывать все расходы, которые, вероятнее всего, будут затрачены при добыче конкретной группы веществ. В первую очередь стоит брать во внимания материальные затраты на оплату работы, средства на ремонт специального оборудования, амортизация производства, а также деньги для исследования новых природных веществ.

Стоит отметить, что практически все группы полезных ископаемых имеют свои особенности налогообложения. Рассмотрим случаи с уплатой налогов по нефти, газу и углю.

Добыча нефти-сырца регулируется государством. Контроль сводится к учету выработки скважин, налогообложению, что постоянно подвергается оптимизации.

Лица, занимающиеся использованием ресурсов недр, должны иметь лицензию.

Кто платит

Состав налогоплательщиков состоит из ИП и юридических лиц, которые занимаются добычей ископаемых ресурсов и являются пользователями недр.

Контроль налоговых органов в отношении добытчиков нефти имеет особенности:

  1. Постановка на учет в качестве налогоплательщика производится через 30 дней после получения лицензии.
  2. Плательщиком в ИФНС представляется , срок сдачи – последнее число месяца, следующего за истекшим периодом. Данные формируются только по месячному периоду, накопительные суммы не применяются с помощью .
  3. Налоговым периодом по НДПИ считается календарный месяц. Обязанность подачи сведений возникает с момента начала добычи углеродного ископаемого.
  4. Представление отчетности для организаций и ИП, действующих в рамках соглашения о разделе имущества, производится в региональную ИФНС по месту нахождения недр.
  5. Основные или крупные налогоплательщики подают декларацию НДПИ по месту учета. В случае расположения места добычи в экономической зоне или на континентальном шельфе контроль производится также налоговой инспекцией, где компания поставлена на учет.

Налог, рассчитанный по итогам календарного месяца, уплачивается в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующим за отчетным периодом.

Уплата НДПИ производится отдельно по каждому месторождению по месту его нахождения. Налог в отношении углеводородного сырья является полностью федеральным.

Объект налогообложения

Определение объекта налогообложения для пользования недр по добыче нефти служит натуральный показатель, выраженный в тоннах.

В качестве ископаемого ресурса принимается нефть в обессоленном, обезвоженном или стабилизированном виде .

К полезным ископаемым, попадающим под действие законодательства по использованию недр, относятся ресурсы, добытые на территории РФ, вне ее пределов или добытые из отходов перерабатывающих производств.

Рассчитывается НДПИ на нефть за рубежом, добытую компаниями страны, в том же порядке, что и при расчете ресурсов, полученных на территории государства.

На основании международных договоров налогоплательщикам могут предоставляться в аренду площади иностранных государств для разработки шельфов.

Качество добываемого сырья должно соответствовать российским стандартам. Не признается природным ресурсом и полезным ископаемым продукция, которая добыта путем обогащения.

При определении объекта налогообложения законодательством исключается часть процессов добычи, в том числе не учитываются добычи:

  • при получении материала из отходов собственной переработки. Условием служит оплата, произведенная ранее за добытый ресурс;
  • в случае принадлежности полученного сырья к геологическим образцам;
  • добытые в момент использования, реконструкции геологических объектов, имеющих культурное или научное значение;
  • в случае использовании недр, которые не числятся на балансе государства, а добытое ИП сырье используется в личных целях.

Все действия, производящиеся налогоплательщиком по разработке полезных ископаемых, контролируются Роснедром.

Любое неправомерное действие в отношении недр и полезных ископаемых РФ трактуется как вред, нанесенный экономике государства.

Налоговая база

Налогооблагаемая база для расчета НДПИ по добыче нефти определяется на основании: количества или стоимости добытой нефти.

Для исчисления количества добытого сырья допускается применение 2-х способов:

  1. Прямой, основанный на данных измерительных показателей.
  2. Косвенный, который основывается на показателе содержания нефти в общем количестве получаемого сырья.

Косвенный метод расчета применяется только при отсутствии возможности расчета добываемого количества прямым методом.

Используемый в определении налога метод выбирается один раз, не меняется и применяется в течение всего использования месторождения.

Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Изменить вариант подсчета можно только при внесении изменений в технологический процесс и технический проект разработки.

При использовании прямого метода расчета налоговой базы можно использовать расходы, перечень которых включает:

Показатели Описание
Прямые показатели В состав входят материальные затраты, сумма фонда оплаты труда наемных работников, амортизационных отчислений. Порядок списания прямых расходов аналогичен затратам всех производственных процессов. Величина прямых затрат списывается из расчета сумм, относящимся к конкретным доходам (в данном варианте – добыче), полученным в налоговом периоде. Из расчета убираются величины незавершенного производства. Для НДПИ расходы определяются в рамках месячного периода.
Косвенные показатели В состав включаются данные материальных расходов, не относящихся к прямым. Косвенными расходами могут быть затраты на ремонт оборудования, технологическое дооборудование, прочие виды. Списываются в полном объеме пропорционально добыче и другими видами деятельности.

Выручка от продажи полезных ископаемых определяется как цена, уменьшенная на стоимость доставки.

Размер НДПИ на нефть в 2019 году

В настоящий момент НК РФ имеет четкие указания в статье 342 документа на ставки НДПИ, которые приняты на 2019 год (493 рубля), 2019 год (530 рублей) и далее на 2019 год (559 рублей).

Предлагается перераспределить налоговую нагрузку с экспортеров на добытчиков нефти. Правительством планируется снизить экспортные пошлины и увеличить НДПИ, начиная с 2019 года.

Налог будет изменен с 530 до 775 рублей в 2019 году, с 559 до 856 рублей в 2019 году, а в 2019 принять 918 рублей за тонну.

Цель ввода законопроекта – увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта.

Нагрузка компаний в виде повышения ндпи на нефть может привести к сворачиванию ряда проектов, требующих капиталовложений.

Ставка

Применяемая при расчете НДПИ на добычу нефти ставка рассчитывается исходя из базовой ставки и плавающих коэффициентов, определяющие индивидуальные условия места добычи и динамику цен на нефть в зависимости от мировых показателей.

Базовая ставка определяется НК РФ на основании постановлений, принятых правительством РФ.

Для корректировки ставки применяются:

Среднемесячный расчет для применения Кц уровня мировых цен публикуется ежемесячно, в 15-х числах следующего месяца, в «Российской газете».

Для проведения расчета используется средняя цена нефти марки «Юралс», установленная на рынках сырья и среднемесячный курс доллара к рублю.

Есть ли льготы?

Законодательством установлены льготы при расчете НДПИ по нефти, которые выражаются в применении «0» ставки.

Данная ставка применяется при получении при разработке нефтяного месторождения:

  • нормативных потерь;
  • добычи попутного газа.

Нормативные потери учитываются в месяце добычи и произведении замера. Расчет норм потерь рассматриваются в разрезе конкретного места добычи углеводородного сырья.

Законодательством установлен коэффициент Кдв, применяемый к ставке при подсчете НДПИ, указывающий и зависящий от степени выработки месторождения.

Коэффициент может принимать понижающее значение при выработке более 80 %, что является льготой для старых месторождений.

Расчет (формула)

При подсчете НДПИ используются объем выработки (Ов), ставка, принятая в расчетном году и коэффициенты, которые определяются в каждом конкретном месяце.

Решается задача НДПИ нефть в простом варианте, если применяемые коэффициенты не нужно дополнительно рассчитывать, исходя из индивидуальных условий.

Пример

Компания «Корунд» в феврале 2019 году получила добычу в размере 520 т нефти, из которых нормативные потери составили 20 т.

Предположим, что коэффициент мировых цен Кц в феврале составил 1,2000 (показатель берется в значении 4-х знаков после запятой). Остальные коэффициенты, применяемые для расчета, составили 1.

НДПИ = (520 -20) х 493 х 1,2000 х 1 х 1 х 1 = 295 800 (рублей).

Сумма налога указывается в декларации и подлежит уплате в бюджет. Состав декларации включает все цифры, которые сформировали НДПИ.

Изменения 2019 года

В 2013 году были внесены поправки, касающиеся ставки НДПИ. Повышение произошло с 470 до 493 рублей. Базовая ставка была увеличена на 4,9 % по сравнению с величиной, утвержденной ранее.

Одновременно были предоставлены льготы на ряд туронских месторождений и добычи, производимой в Красноярском крае.

Льготы предоставлены на несколько лет, например, для туронских месторождений период составляет 15 лет. По нефти ведутся сведения государственного баланса, предоставляемые Роснедром.

Видео: нефтяники против повышения налога НДПИ

Расчет НДПИ в 2019 году будет производится на основании новых ставок, которые принимаются Правительством страны.

Данная мера явилась необходимостью компенсировать снижение стоимости экспортной пошлины и цены на нефть.

В данном варианте возникает разрыв, касающийся нефти, которая перерабатывается и реализуется на внутреннем рынке.

Нефтяные компании планируют увеличить доли экспортируемой сырой нефти для компенсации потерь.

Правительство обдумывает мероприятия, направленные на снижение убытков добывающих компаний от повышения НДПИ.

Транскрипт

1 НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года Юмаев М.М. доктор экономических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ведущий эксперт по налогообложению недропользования Ассоциации «ПравоТЭК» С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Существенные изменения указанный закон вносит и в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Поправки касаются: определения базового понятия НДПИ «участок недр»; необходимого в текущих экономических условиях увеличения НДПИ при добыче нефти и газа; ряда иных положений НДПИ для нефти. Определение термина «участок недр» Изначально с введением НДПИ ни у фискальных органов, ни у налогоплательщиков не вызывало сомнения, что под участком недр следует понимать именно участок недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами. Актуальность корректного толкования данного понятия возросла с введением в 2007 году первых нефтяных налоговых льгот. Неоднократно Минфин России и ФНС России указывали, что расчет степени выработанности, начальных извлекаемых запасов производится в целом по участку недр, который включает несколько месторождений, залежей и т.п. И только в 2015 году революцию в данном вопросе попытался сделать налогоплательщик. В судебном споре ООО «Компания «Полярное сияние» доказала правомерность применения нулевой ставки (налоговых каникул) по отдельно взятому горному отводу (части участка недр) - Верховный Суд отказал Межрегиональной инспекции 1 в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда. Но неоднозначность данного решения подтверждена последующей судебной практикой. После судов не было единой точки зрения и у фискальных органов. В результате новым пунктом статьи 336 Налогового кодекса участок недр определен

2 как «блок недр (с ограничением по глубине или без такого увеличения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы». Актуально это, прежде всего, для нефти, газового конденсата и газа. На период до 1 января 2017 года данный закон, конечно, не распространяется, но суды, рассматривая подобные дела по старым периодам, скорее всего, решения будут принимать с оглядкой на этот закон. Увеличение НДПИ с нефти и газа В целях мобилизации дополнительных бюджетных доходов предусматривается увеличение НДПИ при добыче нефти и газа. По-прежнему это осуществляется за счет «утяжеления» формул расчета окончательных ставок налога. Для нефти в формулу определения показателя Дм вводится дополнительное не имеющее названия вычитаемое Кк: для 2017 года этот показатель равен 306 (рублей), для, для С 2020 года этот показатель будет равен нулю. Учитывая, что и сам показатель Дм является вычитаемым, указанные значения в годах увеличивают окончательную ставку НДПИ при добыче нефти. По НДПИ на газ вместо понижающих коэффициентов Кгп для независимых производителей газа в формуле показателя Еут (базовое значение единицы условного топлива) с 2017 года вводятся повышающие коэффициенты Кгп для следующих категорий: собственники объектов Единой системы газоснабжения; организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, за исключением: организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет менее 15 процентов (до 2017 года 10 процентов)* 1 ; налогоплательщиков с Кгпн < 0,35. 1 С 10 до 15 процентов увеличивается критерий и при расчете коэффициента Ов (доля реализации газа потребителям Российской Федерации в общем объеме реализованного газа) и коэффициента Ог (доля газа, добытого ПАО «Газпром» и аффилированными лицами, в общем количестве добытого газа). Это приводит к увеличению числа независимых производителей газа, не применяющих повышающие коэффициенты Кгп. 2

3 Одновременно константа в формуле Еут меняется с 0,2051 на 0,15, а коэффициент Ккм, повышающий базовую ставку НДПИ с газового конденсата, будет определяться как частное от деления 6,5 на коэффициент Кгп. Формула Еут до 1 января 2017 года 0,2051 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 в 2016 г.: Кгп = 1 для собственников ЕСГ, аффилированных лиц, Кгпн<35 (1 группа) Кгп= 0,7317 для остальных (2 группа) с 2017 г. для всех 0,7317 Формула Еут с 1 января 2017 года 0,15 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 Кгп для первой группы равен (новая редакция п. 1 ст): 1,7969 в 2017 г. 1,4022 в 2018 г. 1,4441 в 2019 г. 1,0 с 2020 г. для второй группы Кгп равен 1 (новая редакция пунктов 17 и 18 ст) Такие манипуляции приведут к увеличению (примерно на 80 процентов) окончательной ставки НДПИ в 2017 году для ПАО «Газпром» и аффилированных с ним компаний (Уточняющие поправки по НДПИ на нефть Либерализирован порядок применения коэффициента Кд менее 1 для трудноизвлекаемых нефтей. Если добыча нефти осуществляется через скважину, которая работает одновременно на нескольких залежах с разными Кд 0,2; 0,4 или 0,8, можно применять максимальное значение Кд ко всей нефти, добытой этой скважиной 2. По-прежнему, коэффициент Кд менее 1 нельзя применять, если скважина работает на залежах, в отношении которых можно применять Кд, и на залежах, не подпадающих под соответствующие требования. При добыче одной скважиной нефти из баженовских продуктивных отложений (и ряда иных с нулевой ставкой НДПИ) и любых иных залежей (как с Кд менее 1, так и не льготных), невозможно будет применить ни нулевую ставку НДПИ, ни Кд менее 1. 2 Определение количества добытой нефти осуществляется в соответствии с Правилами учета нефти. Этот документ предусматривает, по сути, обратный пересчет количества подготовленной нефти в добытую и фактически дезавуирует определение количества нефти на скважине. Более подробно эта тема будет изложена в отдельной статье. 3

4 Текущее состояние налогообложения нефтегазового сектора (тезисы) НДПИ и таможенные пошлины В последние годы НДПИ используется как, прежде всего, фискальный инструмент посредством увеличения налоговых ставок. Этот процесс сопровождается постепенным снижением ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Снижение и отмена нефтяных пошлин на разных этапах презюмировались условиями вхождения России в ВТО, повышением эффективности нефтеперерабатывающей отрасли, даже локальными проблемами - разногласиями с Республикой Беларусь по вопросу возврата России части пошлины в товаров, произведенных из российской нефти и проданных в третьи страны. Федеральные органы исполнительной власти еще не договорились о периоде отмены пошлин (назывались и 2020 и 2025 годы), подготовка к этому идет в рамках так называемых налоговых манёвров. Но тактика отраслевого подхода к налогообложению нефтяной отрасли, направленного на сохранение нейтральности последствий налоговых корректировок для государства и нефтяного сектора, показывает несостоятельность такого подхода. В 2015 году рост поступлений НДПИ составил 10 процентов к 2014 году, а падение поступления пошлин 50 процентов! И НДПИ и пошлина определяются мировой ценой нефти и курсом доллара США, поэтому такое непропорциональное изменение нельзя объяснить только падением цены нефти в конце 2014 года. Унификация НДПИ с нефти и газа При определенной схожести физико-химических параметров нефти и газа, схожести дифференцирующих элементов (степень выработанности, регион добычи) в механизме НДПИ сохраняются самостоятельные сложные алгоритмы расчета налога по этим двум основным видам полезных ископаемых, которые в определенной степени могут быть унифицированы. НДПИ - индивидуален Одним из основных принципов налоговой системы Российской Федерации является независимость правил налогообложения от условий осуществления деятельности конкретных налогоплательщиков. В то же время в НДПИ, как ни в каком другом налоге, наблюдается изобилие корректирующих механизмов, которые нивелируют налоговые изъятия не только для отрасли, но и для групп компаний, для отдельных 4

5 компаний и даже для отдельных геологических объектов. Таким образом устанавливаются индивидуальные режимы налогообложения. Причем это справедливо не только для НДПИ, но и для таможенной пошлины, где предоставление целевых льгот в ручном режиме вполне можно заменить налоговым кредитованием. Неужели выход действительно только в разработке еще одного режима НДД?! Вопросы, изложенные тезисно в настоящем разделе, находятся в разработке. Результаты исследования найдут отражение в материалах, которых будут опубликованы автором на настоящем сайте


НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2016 401-ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ: увеличение ставок в 2017 году и другие актуальные вопросы ЮМАЕВ Михаил Мияссярович, д-р экон. наук Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ведущий эксперт

Налогообложение добычи нефти и газа: проблемы и новации Консультант Минфина России Иванов А.И. Действующие режимы налогообложения добычи УВС Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) + экспортная пошлина

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Институт финансово-экономических исследований Центр финансовой политики Налогообложение добычи углеводородов в России в ожидании

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ СРЕДНИЕ СТАВКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДАХ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ Показатели 2015 2016 Изменение,

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Баландина А.С. Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск Предоставление налоговых льгот является

Актуальные проблемы исчисления налога на добычу полезных ископаемых Горохов Сергей Михайлович Ведущий юрисконсульт 7 октября 2015 г. Изменения в законодательстве по НДПИ С 1 июля 2014 г. полностью вступил

79017_886013 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ16-13667 г. Москва 13.12.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 сентября 2013 г. 846 МОСКВА О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть

237/2016-20519(2) АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛ Е Н И Е г. Тюмень Дело Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня

Налоговая политика Российской Федерации в минерально-сырьевом комплексе М.М.Юмаев, доктор экономических наук, государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент Финансового университета при

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. 4 (24) УДК 336.201 ФИНАНСЫ А.С. Баландина РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИИ Налогообложение нефтегазового

Нефтегазовая отрасль промышленности России: тенденции развития, ресурсная база и значение для формирования доходов бюджета директор Центра финансовой политики Департамента общественных финансов к-т эконом.

Www.pwc.com/ru Стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и другие изменения в налогообложении нефтедобычи Налоговый обзор Россия, Выпуск 30 (348), Август 2013 г. Стимулирование разработки

Экономика и управление нефтегазовым производством К.эк. наук, доцент кафедры ЭПР И.В. Шарф Тема 5. Экспортная пошлина как механизм регулирования российской нефтепереработки 5.1 Понятие и цели назначения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения системы налогообложения в виде налога на прибыль

АНАЛИЗ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) С 2002 ПО 2016 ГГ. Монина Анастасия Валерьевна В статье рассматривается теория и история вопроса, особенности изменения в налоговом законодательстве и

Влияние государственной налоговой политики на газовую отрасль Докладчик: Начальник Департамента налоговой политики ОАО «Газпром» К.И. Оганян 30.05.2012 Влияние Основных направлений налоговой политики РФ

Нефть и газ, энергетика и добывающая промышленность Обзор изменений, произошедших в 2016 году Ключевые события в отрасли 03 Изменения в законодательстве 04 Правовое регулирование участников региональных

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫ1ВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ II /4 2014* т Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Г осударственной Думы Федерального Собрания

Www.pwc.com/ru Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Налоговый обзор Россия, Выпуск 22 (340), Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Что нового? На

Сводная таблица 1 замечаний и предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения системы налогообложения в

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа 145 УДК 33.3:622.279 П.Б. Никитин, П.П. Никитин, И.А. Зюзина, Е.В. Стречень О новых экономических

3.3. ГОРНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ДОБЫЧУ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Любой вид экономической деятельности предполагает первоначальное вложение средств в проект и определенный

Правовое регулирование налогообложения имущества и объектов природопользования Общая характеристика НДПИ применительно к добыче нефти Объект НДПИ добытые (извлеченные) полезные ископаемые, одним из видов

РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Ю.Бобылев В 2014 г. добыча нефти в России достигла максимального уровня за период с 1990 г. Вместе с тем происходит очевидное замедление темпов роста добычи нефти и

Анализ тенденций налогового регулирования системы недропользования РФ Н.В. Слепцова, Н.Т. Тимофеева, С.А. Филатов ГП «НАЦ РН им. В.И.Шпильмана», г. Тюмень Развитие топливноэнергетического комплекса является

УДК 336.2 Слизкая Юлия Анатольевна магистрант группы ЭО-1-М-09 Научный руководитель: Уткина Светлана Ивановна проф., к.э.н. Московский государственный горный университет ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ

Переход к налогообложению нефтегазовой отрасли на основе финансового результата: российские реалии и международный опыт Алексей Рябов, Менеджер Группа налогообложения компаний энергетического сектора 27

1 Алгоритм заполнения декларации по налогу на добычу полезных ископаемых Теоретические положения Не позднее 2 августа 2010 года все плательщики НДПИ обязаны отчитаться и представить в налоговые органы

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Цели и задачи дисциплины, её общая характеристика: В соответствии с назначением основной целью дисциплины является получение студентами систематизированных знаний

Круглый стол: «Реформа налогообложения добычи углеводородов» «Независимая нефтегазодобыча России в условиях налоговых реформ» Выступление советника по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих

79060_804129 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 305-КГ16-2122 г. Москва 11 мая 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационные

Майбуров Игорь Анатольевич Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральский государственный технический университет УПИ им. первого Президента России

Налоговый маневр и новые макроэкономические ориентиры 15 января 2015 г. Роль экспортной пошлины (2005 2014 гг.) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 (9 мес.) Вывозные таможенные пошлины на

À.Â. Ïàíôèëîâ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР 1 Становление и развитие системы налогообложения нефтегазового сектора России. Развитие налоговой системы России в части налогообложения

Всегда в движении! Методические подходы к оценке эффективности разработки месторождений в условиях экономической нестабильности Экономист 2 категории О.В. Еговцева Начальник отдела О.В. Маслак Филиал ООО

В учебнике определены понятие, предмет, источники горного права, рассмотрена история развития отечественного горного законодательства; дана характеристика горного и нефтегазового законодательства зарубежных

НОВОВВЕДЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫЧИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ипполитова И. Н. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права Тюмень,

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2016 года 437 г. Луганск Об утверждении Порядка определения платы (сбора) за выдачу лицензии (специального разрешения) на пользование

Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России Налоги и ТЭК 1. Изменения в исчислении НДПИ на газ и газовый конденсат Во второй половине 2013 г. и первой половине 2014 г. были приняты

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. - 2005. - 3. - 1-6 УДК 336.22:622.7 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Е.В. МАЛЫШЕВА В статье рассмотрены особенности формирования систем налогообложения

Освоение Арктического шельфа: основные правовые проблемы и необходимые законодательные изменения Павел Кондуков Руководитель группы «Шельфовые проекты» [email protected] 14 ноября 2014 г. Основные законодательные

79021_765245 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ15-18260 г. Москва 26 января 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу акционерного

1 Информация для клиентов Топ-10 событий 2017 г. в сфере регулирования российского недропользования В настоящем обзоре представлены наиболее значимые недавние изменения и тенденции регулирования российского

Налоги - важнейший элемент стимулирования развития нефтяной отрасли: некоторые аспекты расчета налоговой нагрузки Алексей Кондрашов, Партнер, руководитель международной практики налоговых услуг для предприятий

79017_907523 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 307-КГ16-18094 г. Москва 09.02.2017 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

Оглавление Введение... 11 1. Теоретические аспекты налогообложения нефтегазовой отрасли... 13 1.1 Характеристика механизма расчета ставки НДПИ... 13 1.2 Налоговый маневр в отношении экспортной пошлины...

НЕПРОИЗНЕСЕННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Тезисы выступления заместителя директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации Т.А. Егоровой Формирование доходов федерального бюджета на

79042_874021 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело 305-КГ16-2120 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14.11.2016 Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации председатель Судебной коллегии по экономическим

Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА Рогачева А.М., Батарон В.А. В статье рассмотрены возможные варианты дальнейшего реформирования системы налогообложения нефтегазового

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Р^/ 201 г. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Проект Статья 1 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ» Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 2395-I «О недрах» (Ведомости

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ Юрий БОБЫЛЕВ, канд. экон. наук В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» системы мер, предусматривающей значительное

«NAUKA- RASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ ФС 77-57839 от 25 апреля 2014 года Территория

Введение налога на финансовый результат в нефтяной отрасли МОСКВА 2015 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (НФР) Проблемы действующей системы

АНТОН РУБЦОВ Директор по консалтингу компании VYGON Consulting СЕРГЕЙ ЕЖОВ Главный экономист компании VYGON Consulting НФР ОСНОВА СЛЕДУЮЩЕГО МАНЕВРА Представляется, что наступает благоприятный момент для

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Центр магистратуры

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2008 г. N 12914 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 сентября 2008 г. N 232 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРТОВОГО

Автоматизированная копия 586_403112 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6909/12 Москва 30 октября 2012 г. Президиум Высшего

602_690440 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 305-КГ15-1414 г. Москва 02.07.2015 резолютивная часть определения объявлена 30 июня 2015 года полный текст определения изготовлен 02 июля

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РУКОВОДСТВОМ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий анализ финансового положения и финансовых результатов деятельности должен рассматриваться в контексте

Приложение 1 План мероприятий (Дорожная карта) «Меры налогового стимулирования развития экономики РФ» I. Налог на прибыль 1 Возврат 50% инвестиционной льготы по налогу на прибыль, позволяющей уменьшить

Автоматизированная копия 586_209023 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6029/10 Москва 23 ноября 2010 г. Президиум Высшего

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

79020_756822 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 309-КГ15-13843 г. Москва 28.12.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу открытого акционерного

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования добычи и производства редких металлов», подготовленный

Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов 1 А.Каукин, А.Кнобель, А.Фиранчук Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому

79021_767223 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 305-КГ15-14263 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 февраля 2016 г Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучила по материалам истребованного дела

Налоговый маневр: ускорение экономического роста 1 в ущерб бюджетной консолидации Г.Идрисов, А.Каукин Реформа налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей 2014 г. «налоговый маневр» была направлена

79014_769431 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 308-КГ15-16935 г. Москва 02.02.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу (с учетом дополнений)

Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.

Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.

В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы? Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?

НДПИ, пошлины и «маневры»

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую - обычно не очень большую - сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» - оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» - экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании - налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты - размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин - за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки - если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута - примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен - что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Как считаются НДПИ и экспортные пошлины

Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:

919 x Кц – Дм

Где 919 рублей - это базовая ставка, Кц - коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм - это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:

где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;

Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период.

Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.

Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза. Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая - раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.

Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года. Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):

Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2017 года: средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,15 долл. США за баррель (Российская газета от 15.09.2017 N 208 (7374)); среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода - 59,6497; значение коэффициента Кц - 8,2618.

Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.

Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.

Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.

Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х,30 = 10,2 долларов за баррель.

Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода - в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.

Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» - в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».

В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже - базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше - вместо 30% использовалась ставка 42%.

Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:

НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года

Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу - экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.

Льготы

У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины - для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ ?

  • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
  • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом - в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи - от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

  • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

Д м = 559 x К ц x (1 — К в x К з x К д x К дв x К кан) — 306

где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. К в, К з, К д, К дв, К кан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются - то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

Конкретные льготы таковы:

  • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
  • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
  • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
  • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале - если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
  • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

  • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».

Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,

где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».

По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.

У кого больше всего льгот

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам - «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.

«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед - по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.

«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль - компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами - на Талаканском и Алинском месторождениях.

Что дальше

Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.

Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».

Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили - в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда - как в последнем случае с «Роснефтью» - мотивация принятия решений вызывает недоумение.

Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.

Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего - с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.

Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.

Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.

Руслан Халиуллин