Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Наличный денежный оборот, принципы его организации. Организация денежного обращения Регулирование денежного оборота

1. Монопольное обращение денежных знаков в рублях на территории РФ, т.е. рубль – это законное платежное и расчетное средство. На территории РФ на основании лицензии Центробанка РФ имеет ограниченное хождение иностранная валюта.

2. Принцип единства кассы – это значит, что все предприятия независимо от форм собственности и имеющие денежную выручку обязаны сдавать и хранить наличные деньги на расчетном счете в банке. Для этого существует инкассаторская служба, которая позволяет обеспечить своевременность поступления денег и сохранность наличных денег.

3. Соблюдение правил ведения кассовых операций – это означает соблюдение кассовой дисциплины. Все предприятия должны соблюдать правила получения денег, хранения денег, выдачи денег, учета и отчетности, сдачи денег в банк. Наличные деньги используются строго по целевому назначению. В кассе предприятия можно хранить наличные деньги только в пределах лимита. Из кассы предприятия деньги выдаются на основании расходных документов, которые подписываются директором (руководителем) и главным бухгалтером. Руководитель предприятия обязан обеспечить сохранность денег в кассе.

4. Планирование денежного обращения страны – это значит, государство должно планировать и регулировать денежную массу, находящуюся в обращении. Бумажные деньги не являются саморегулирующими, поэтому государство должно правильно планировать и регулировать количество наличных денег в обращении.

5. Должна соблюдаться эмиссионная дисциплина и купюрный состав при выпуске наличных денежных знаков в обращение.

6. Установление определенного курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Организация наличного денежного обращения регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций с банкнотой и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011г. № 373-П.

3. Закон денежного обращения

Одним из принципов организации денежного обращения является планирование и регулирование денежной массы в обращении, которая осуществляется в соответствии с законом денежного обращения.



Сущность закона : количество наличных денег в обращении должно быть прямо пропорционально сумме цен продаваемых товаров и услуг в стране и обратно пропорционально числу оборотов денежной единицы,

или чем больше товаров и услуг тем больше наличных денег нужно для обращения, чем быстрее оборачиваются деньги тем меньше денег нужно для обращения.

åЦТ КД – количество наличных денег в обращении

КД = åЦТ – сумма цен всех продаваемых товаров и

О услуг в стране

О – число оборотов денежной единицы

Число оборотов денежной единицы или скорость оборота определяется путем деления всей суммы денег, поступивших в банк, на среднюю массу наличных денег в обращении за предыдущий расчетный период.

На скорость оборота денежной единицы влияют следующие факторы:

1) периодичность выплат денег населению;

2) структура покупательского спроса, т.е. должны быть и дорогие, и недорогие товары;

3) методы хранения сбережений населением.

Таким образом, соблюдение требований закона денежного оборота позволяет регулировать денежную массу и обеспечить устойчивость денег.

Устойчивость бумажных денег – это стабильность или повышение покупательной способности денежной единицы.

Например: на определенную сумму денег вы приобретаете определенное количество товаров. Если в течение продолжительного периода это соотношение сохраняется, значит, деньги устойчивы.

На устойчивость денег влияют следующие факторы:

1) выпуск в обращение товаров и услуг, что повышает устойчивость денег;

2) соблюдение закона денежного обращения;

3) уровень цен на товары и услуги; если цены стабильные или снижаются, то устойчивость денег повышается;

4) наличие золотого запаса в стране, который является резервом увеличения товарной массы;

5) стабильность валютного курса рубля, что способствует повышению устойчивости денег.

Следовательно, устойчивость денег определяется влиянием соответствующих факторов и степени вмешательства государства в экономику, в регулирование денежного оборота.

Денежное обращение организуется на основе следующих базовых принципов.

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание, и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, наличные средства легко переходят в безналичные и наоборот. Такая взаимная обращаемость позволяет эластично сдвигать границы между наличными и безналичными денежными оборотами в зависимости от потребностей экономики и населения в денежных средствах того или иного вида и достигать реальной экономии за счет замены дорогостоящего налично-денежного обращения значительно более дешевым безналичным оборотом. Кроме того, постепенное вытеснение наличных денег безналичными позволяет более точно регулировать денежный оборот и прогнозировать его динамику.

3. Комплексность организации денежного обращения. Единство денежного оборота и эластичность денежного обращения определяет необходимость комплексного подхода к организации денежного обращения в единстве с организацией и регулированием движения безналичных средств.

4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями. Для этого Центральный банк регулирует и регламентирует деятельность коммерческих банков, иных кредитных организаций и предприятий связи, т. е. всех организаций, вовлеченных в обслуживание указанных лиц.

5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами.

В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
  • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
  • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
  • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
  • Безналичные расчеты легче контролировать.

Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

Таким образом, первый вид включает:

  • денежные расчеты в торговле;
  • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
  • расчеты в капитальном строительстве;
  • операции на фондовом рынке.

2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

  • выплаты ;
  • выплаты процентов, дивидендов;
  • налоги, сборы, вносимые в ;
  • оборот по банковским операциям;
  • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

Модели кругооборота денег

Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
  1. поток товаров (услуг);
  2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
  3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
  4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
  1. расходы потребителей;
  2. расходы, связанные с вложением капитала;
  3. налоги и сборы;
  4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
  5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
  6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
  7. доход от вложений капитала;
  8. поток ресурсов;
  9. доход от реализации ресурсов.

Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v ,

  • Д — денежная масса;
  • Т — товарная масса;
  • Ц — цена;
  • v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется :

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е ,

  • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
  • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
  • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
  • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
  • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
  • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P ,

  • M — масса денег;
  • v — скорость обращения;
  • Q — количество товаров;
  • P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

  • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
  • развитие безналичных расчетов;
  • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Правовое регулирование денежного обращения

Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

1.2 Принципы организации наличного денежного обращения

1. Принцип номинала (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.27).

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных сурагатов запрещаются.

2. Принцип необязательности обеспечения (фидуциарная эмиссия) (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.28).

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

3. Принцип монополии и уникальности (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.29).

Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

4. Принцип безусловной обязательности (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.30).

Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

5. Принцип неограниченной обмениваемости (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.31).

Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежа), если не установлен достаточный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

6. Принцип правового регулирования (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.33).

Совет директоров принимает решение о выпуске и обращении новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в СМИ.

Решение по этим вопросам в порядке информирования направляется в Правительство РФ.

1.3 Организации эмиссионных операций

Денежное обращение (оборот) - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежный оборот подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным оборотом существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму банкнот на депозит в банке, и наоборот. Обращение безналичных денег и наличных в совокупности образует единый денежный оборот страны.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений постепенно претерпевала изменения. До середины Х1Х века наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до двух третей - золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения и, прежде всего, системе безналичных расчетов, доля наличного денежного компонента значительно снизилась. В современных условиях в структуре совокупной денежной массы наличный компонент имеет меньший удельный вес по сравнению с безналичным. Как правило, это соотношение составляет 20 и 80%, в некоторых странах даже 5 и 95%, что свидетельствует о высокой степени развитости современных банковских технологий.

Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций и учреждений с населением, между отдельными группами населения и в ограниченных размерах между юридическими лицами.

Выпуск наличных денег - основа контроля расширения всей денежной массы, включая средства на счетах коммерческих банков. Монопольное положение центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под косвенным контролем и на последующих ступенях развития денежных средств в форме текущих счетов или средств безналичного расчета. Банкноты центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, если их количество ограничено.

Наличные деньги, обращающиеся на территории РФ, являются кредитными деньгами. Выпуск денег в обращение должен осуществляться в порядке кредитования хозяйства. Что это означает?

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями, ценными бумагами и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства - государственными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты - собственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций центрального банка. Размеры пассивной операции центрального банка - «эмиссия банкнот» - зависит от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (Министерству Финансов), покупки иностранной валюты и золота. В данном случае можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к его пассивным операциям.

Осуществление кредитной эмиссии (эмиссии банкнот) центральным банком является показателем его независимости. Всякое покрытие денежного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (так называемая «бюджетная эмиссия») ограничивает его независимость в проведении денежно-кредитной политики. Если деньги выпускаются под дефицит бюджета, то речь идет собственно о «печатании денег» независимо от того, в наличной или безналичной форме они выпускаются. Такая эмиссия имеет сильное инфляционное воздействие.

Закон о Центральном банке хоть и запрещает Банку России предоставлять кредиты Правительству РФ для покрытия бюджетного дефицита, однако оставляет в этом вопросе «лазейку» (ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)», ст.22). В случае принятия Государственной Думой РФ соответствующего закона о бюджете, Банк России обязан предоставить средства для финансирования дефицита бюджета. Например, ФЗ от 29.12.98 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» была предусмотрена покупка Банком России в сентябре - октябре 1998 года ОФЗ-ПД на общую сумму 10,5 млрд. руб. на вторичном рынке (через Сбербанк РФ) и ОФЗ-ПД на общую сумму до 25,2 млрд. руб. при их первичном размещении. Таким образом, в четвертом квартале 1998 года Банк России вынужден был прокредитовать Правительство РФ на общую сумму 35,7 млрд. руб. В законе «О федеральном бюджете на 1999 год» в качестве одного из источников покрытия дефицита бюджета также были предусмотрены средства от покупки Центральным банком ОФЗ-ПД в размере 32,7 млрд. руб. В 1999 году эмиссионные операции банка России в пользу федерального бюджета на 90% определяли динамику и уровень инфляции.

В ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» также предусмотрено Банком России государственных ценных бумаг при их первичном размещении на сумму 30 млрд. руб.

Однако не всякая ссуда Центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства (Министерства Финансов), открытие в Центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная (налично-денежная), а депозитная эмиссия Центрального Банка.

Депозитная эмиссия представляет собой увеличение Центральным банком своих кредитных вложений путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. Банкнотная эмиссия происходит, когда деньги из забалансовых хранилищ учреждений Банка России приходуются на баланс, то есть перемещаются из резервных фондов в оборотные кассы.

По оценкам специалистов, налично-денежная эмиссия составляет только 15-20% всей эмиссии Центрального банка. Однако следует отметить, что в современных условиях полностью отделить безналичную и наличную денежную эмиссию на практике не представляется возможным. Как известно, золотовалютные резервы пополняются за счет поступлений от государственных экспортных операций, налогов, государственных займов и эмиссионной деятельности. За счет указанных резервов осуществляются валютные интервенции, во время которых происходит продажа как иностранной, так и национальной валюты. В этих пределах центральный банк может также эмитировать для собственных нужд. Эмиссия рублевой денежной наличности для скупки излишней валюты может приводить к ее увеличению. Подобная эмиссия имеет 100%-ное покрытие в валюте. Эмиссия рублевой массы для скупки излишней валюты означает подкрепление американским долларом поставляемой в российскую экономику ликвидности. Для уменьшения отрицательных последствий подобной эмиссии внедряются дополнительные механизмы связывания инвертируемой денежной массы.

В развитых странах мира обычно не пишут на банкнотах, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами центрального банка, но это отражается в публикуемых балансах центрального банка. Обеспечением выступает актив центрального банка, основными статьями которого являются золотовалютные резервы, портфель государственных и ценных бумаг. Вопрос обеспечения банкнотной эмиссии имеет юридическую основу, нередко законодательством определен характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы эмиссии. Иногда оговаривается не имеющий практического значения предел фидуциарной (основанной на доверии) эмиссии. Поэтому эмиссионная монополия для центрального банка нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведения единой государственной денежно-кредитной политики. Монополия, как дарованная государством привилегия, означает для центрального банка право выпускать беспроцентные векселя, привлекательность которых объясняется исключительно закрепленным законом статусом единственного платежного средства в данной стране.

По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов. Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредитования. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций, в основном, перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.

Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать денежные средства ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предоставлять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем корреспондентском счете в центральном банке. Вместе с тем, зачастую коммерческие банки сами участвуют в «создании депозитов». Несмотря на имеющиеся возможности банковские учреждения сдерживают свою депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны центральный банк контролирует депозитную эмиссию коммерческих банком посредством установления различных нормативных показателей (косвенными методами).

Несоответствие фактических остатков наиболее ликвидных (наличных) денежных средств у коммерческих банков объему эмитированной ими безналичной денежной массы создает угрозу падения уровня ликвидности банковской системы. Поддержание процентного отношения между наличными и безналичными денежными средствами достигается, в частности, пропорциональной эмиссией наличности со стороны центрального банка при поощрении им депозитной экспансии.

Любая национальная валюта в настоящее время является только бумажной (не обеспеченной золотом). В принципе рубли могли бы выпускаться банком России в неограниченном количестве, поскольку прямые законодательные ограничения отсутствуют. Они определяются задачами, которые поставлены перед Центральным банком. Именно исходя из косвенных ограничений, Банк России предоставляет коммерческим банкам свои деньги лишь в ограниченном количестве.

Предоставление банкнот для платежного оборота является для Центрального банка технически сложным процессом, который начинается с планирования банкнотной серии и заканчивается уничтожением непригодных банкнот.

Выпуск наличных денег происходит ежедневно (ежечасно) на территории отдельного государства в пределах сумм, изымаемых из обращения.

Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка.

Эмиссионное регулирование, т. е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения, означает следующее:

Определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «полюсом», когда происходит выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

Правильное документальное оформление всех эмиссионных операций.

Руководство эмиссионным регулированием осуществляет Департамент эмиссионно-кассовых операций (ДЭКО). В территориальных учреждениях Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций. Основными направлениями деятельности этих подразделений являются:

Организация кассовой работы;

Учет эмиссионных операций;

Анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;

Вопросы технической укрепленности кассовых узлов;

Организация экспертизы денежных знаков;

Механизация кассовых операций.

Работники управления (отдела) эмиссионо-кассовых операций проверяют работу каждого расчетно-кассового центра не реже одного раза в год и осуществляют контроль за устранением недостатков в работе проверенного РКЦ.

Для осуществления эмиссионного регулирования в территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монеты. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении.

Банк России утверждает лимит оборотной кассы территориальным учреждениям. В пределах этого лимита руководитель территориального учреждения устанавливает лимит оборотной кассы для каждого подчиненного РКЦ. При утверждении лимита территориальное учреждение исходит из:

Необходимости обеспечения своевременного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах;

Объема налично-денежного оборота.

Если количество денег в оборотной кассе превышает лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды. До 1 января 1999 года выпуск наличных денег в обращение (т. е. перечисление их из резервных фондов в оборотную кассу) производился на основании эмиссионного разрешения - документа, дававшего право подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов. Эмиссионные разрешения выдавались Центральным Банком РФ территориальным учреждениям на основании заявок на подкрепление оборотной кассы. Это давало право руководителям территориальных учреждений Банка России выдавать подчиненным расчетно-кассовым центрам разрешение на перечисление денег из резервных фондов в оборотную кассу в пределах сумм, указанных в разрешениях.

Начиная с 1 января 1999 года в соответствии с решением Совета Директоров Банка России (протокол от 30.11.1998 №74) порядок перечисления наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу был усовершенствован. В частности, перечисление денег с письменного распоряжения начальника РКЦ., в котором указывается сумма перечисленных банкнот и монеты. Это и означает выпуск наличных денег в обращение. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом в стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ, другой РКЦ может в то же время изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая масса денег в обращении не изменится. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает только Центральный банк, где составляется ежегодный эмиссионный баланс.

Территориальные учреждения Банка России получают от РКЦ дебетовые и кредитовые авизо, которые за тем отправляют в Департамент эмиссионно-кассовых операций. РКЦ ежемесячно представляют территориальным учреждениям банка России подтверждения оборотов вложенных и изъятых из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке, а территориальные учреждения после сверки выводят окончательные остатки резервных фондов по индексам валют по состоянию на первое число нового месяца. Подтверждения оборотов вложенных и изъятых из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке за месяц высылаются ДЭКО, который в свою очередь осуществляет свод кассовых оборотов в целом по РФ.

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

Рассмотрим условия функционирования наличного денежного обращения. Текущее состояние национальной экономики России является удовлетворительным, поскольку, несмотря на некоторые улучшения экономических условий хозяйствования...

Анализ состояния и развития наличного денежного оборота в России

В целях обеспечения устойчивости налично-денежного обращения в России необходимо: - гибкого регулировать денежную массу путем воздействия на денежный мультипликатор; - восстанавливать функции рубля как средства обращения...

Бюджетная система России

Безналичное денежное обращение - списание денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме...

Денежное обращение и денежный оборот

В экономике России, как и в экономике любой другой страны, рост объема денежной массы является объективной величиной, обеспечивающей потребности экономики страны при росте ВВП и уровне доходов...

Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Макроэкономическое регулирование денежного обращения финансовых рынков

Налично-денежный оборот - это процесс непрерывного движения наличных денежных знаков в сфере обращения и выполнения ими функций средств платежа и обращения. Несмотря на то...

Организация безналичного денежного оборота в Российской Федерации

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности...

Задача центрального банка при организации наличного денежного оборота -- обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность...

Организация налично-денежного оборота

Правовое регулирование обращения наличных денег осуществляется в целях разработки и нормативно-правового закрепления системы мер, которая способна обеспечить экономический рост и занятость, сдержать инфляцию, выравнивать платежный баланс...

Особенности денежного обращения

Экономика любой страны не может обойтись без наличных денег. Даже самые развитые и продвинутые в области передовых технологий государства по-прежнему уделяют значительное внимание наличной составляющей денежной массы...

Признаки платежеспособности государственных денежных знаков

денежный платежеспособность кассир валюта В каждой стране исторически сложилось своя денежная единица, имеющая соответствующее наименование и деление. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль...

Современные тенденции развития денежных систем

Все выполняемые платежи могут быть условно разделены на три группы: 1) микро- и мини-платежи на сумму от нескольких центов до 20 - 30 долларов (от нескольких рублей до 1000 рублей)...

Теории денег и денежного обращения

Современная организация процессов наличного денежного обращения диктует новые стандарты и решения по всему циклу обращения наличных денег, начиная от их производства и заканчивая уничтожением...

Наличное денежное обращение представляет собой движение наличных денег - банкнот и монет - в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и обращения Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. С. 528.. В экономическом обороте в данном случае используются денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Наличные деньги чаще всего применяются в розничном кругообороте товаров, работ и услуг, а также для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий, страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода, по платежам населения за коммунальные услуги.

Движение наличной денежной массы в основном происходит в сфере денежных отношений с участием физических лиц, расплачивающихся наличными денежными знаками за приобретаемые товары, потребляемые работы или услуги, а также с их помощью выполняющих свои обязательства различной правовой природы перед публичными образованиями (государством, муниципальным образованием).

Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению наличного денежного оборота, все участники экономической жизни общества в той или иной степени вовлечены в операции с наличными денежными средствами. Даже в развитых западных экономиках наличное обращение продолжает существовать, хотя в таких странах объемы безналичного обращения в несколько раз превышают наличный оборот.

Наличное денежное обращение в Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790., «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 2001. № 26. Ст. 2586, Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. и разработанного в соответствии с ними Положения от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (ред. от 31.10.2002) Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» в ред. от 31.10.2002 (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47) // Вестник Банка России. 1998. № 1; 2002. 6 ноября., которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. Детализация основных положений, закрепленных в названных нормативных актах, осуществляется на подзаконном уровне, в первую очередь посредством принятия актов Центрального банка РФ, в чью компетенцию входит деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением.

Наличные денежные знаки в Российской Федерации используются довольно широко. Несмотря на заинтересованность государства в минимизации наличного денежного обращения, подавляющее большинство платежей в России с участием физических лиц все еще осуществляется в наличной форме. В действующем российском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на использование наличной национальной валюты для осуществления платежей при условии, что хотя бы одна сторона сделки (обычно это плательщик) является физическим лицом. Согласно ст. 861 ГК РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301., все расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

Стоит отметить, что использование наличных денег при выдаче заработной платы за последние годы заметно сократилось с введением и распространением в крупных российских городах и финансово-промышленных центрах практики открытия «зарплатных» банковских карт. Однако получение зарплаты путем перевода безналичных денежных средств на счет банковской карты лишь уменьшает вовлеченность работодателей в наличный денежный оборот, сокращает их операции с денежной наличностью, но почти не влияет на количество наличных денежных знаков в обращении, поскольку работник, получивший зарплату в форме банковского перевода, в большинстве случаев затем осуществит вполне законное «обналичивание» денег через соответствующий банк или банкомат и расходование заработанных средств будет происходить в привычной и традиционной наличной форме. Следовательно, основная цель минимизации наличного оборота - эффективное и оперативное регулирование количества денежной массы, находящейся в обращении, - не достигается.

Ощутимое сокращение объемов наличного оборота можно было бы ожидать, если не только выплата заработной платы, но и ее расходование осуществлялось преимущественно в безналичной форме. Однако сокращение операций юридических лиц (частных и государственных) с наличными денежными средствами облегчает и сокращает работу государственных органов и их агентов, контролирующих соблюдение правил обращения наличной национальной валюты. Поэтому, безусловно, стоит признать, что общая устойчивая положительная тенденция в российском обществе к распространению безналичных форм расчетов с участием физических лиц и перевод зарплаты на банковские карты стимулирует этот процесс.

Вероятно, следует также ожидать вынужденного увеличения безналичных расчетов в сфере оплаты коммунальных услуг, услуг по предоставлению телефонной связи населению, электроэнергии и т.п. Введение банками с июня 2010 г. комиссионных сборов при приеме платежей за оказываемые коммунальные услуги должно стимулировать население производить платежи через счета в «Сбербанке» или «Банке Москвы» с использованием банковских карт этих кредитных организаций, поскольку комиссионная процентная ставка в данном случае либо существенно ниже, либо не взимается.

В то же время выплата пенсий, пособий и других социальных выплат физическим лицам по-прежнему в основном производится в наличной форме. А, поскольку выплачивающей стороной, как правило, выступает коммерческое юридическое лицо, государственное учреждение или орган государственной власти, можно утверждать, что в наличный денежный оборот в России вовлечены не только физические, но и юридические лица и органы государственной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории страны других денежных знаков и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Официальными денежными знаками в Российской Федерации признаются:

· банковские билеты (банкноты) достоинством 10, 50, 100, 500, 1000, 5 000 р.;

· металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.

Законом определены основные принципы организации денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Банкноты (денежные билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации являются его безусловными обязательствами и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Денежное обращение организуется на основе следующих принципов:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными.

3. Комплексность организации денежного обращения. Призвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным.

4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями.

5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов Российской Федерации.

Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России совместно с его главными управлениями. Для этого Банком России при его главных управлениях созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ).

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

* прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

* установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;

* установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

* определение порядка ведения кассовых операций банков;

* обеспечение устойчивости рубля;

* разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;

* монопольное осуществление эмиссии наличия денег и организация их обращения.

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы банков и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет банка за 14 сут. до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу и расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым банкам на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от банков сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 сут. до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются РКЦ при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.

Прогнозируемые обороты наличных денег на предстоящий квартал по региону по приходу в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 сут. до начала прогнозируемого квартала.

Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.