Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Косвенные налоги: перечень, уплата, декларация. Косвенные налоги и их роль в экономике

В соответствии с общей классификацией налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с полученного дохода (прибыли) или имущества. Поэтому их еще называют подоходно-поимущественные. В бюджет их уплачивают сами получатели дохода или собственники имущества. То есть налогоплательщики уплачивают прямые налоги за счет собственных средств (что для косвенных налогов не характерно).

Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену реализуемых товаров, работ, услуг (далее - товаров). Продавец закладывает в цену определенный тариф (процент). Покупатель, приобретая товар, уплачивает продавцу полную стоимость с учетом налога, после чего продавец перечисляет налог в бюджет. То есть фактически косвенные налоги взимаются с покупателя (он их оплачивает), а продавец оказывается посредником в части их уплаты в бюджет. Поэтому можно сказать, что косвенные налоги являются налогами на потребление.

Отметим, что косвенные налоги обязательны для уплаты производителем товаров и/или продавцом так же, как и прямые.

Косвенные налоги в РФ: перечень

В соответствии с Налоговым кодексом к косвенным налогам относятся акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). И акцизы, и НДС являются федеральными налогами (п. 1,2 ст. 13 НК РФ). Поступления по НДС полностью зачисляются в федеральный бюджет, поступления по большей части акцизов - тоже (ст. 50 БК РФ).

Если же говорить об акцизах, то в числе подакцизных товаров перечислены (ст. 181 НК РФ):

  • этиловый спирт;
  • определенная спиртосодержащая продукция;
  • алкоголь;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла и др.

Ставки устанавливаются отдельно на каждый вид подакцизного товара причем как на текущий год, так и на 2 последующих (

Налоговая грамотность населения и налоговая этика на сегодняшний день являются одной из проблем фискальной политики государства. Многие граждане, не вникая в сущность функционирования страны, не понимают необходимости уплаты налогов и зачем они вообще нужны.

Государство представляет собой особенный институт, призванный обеспечить справедливое сосуществование различных общественных групп, и требует для своего функционирования существенных затрат. Обеспечить затратную сторону механизма управления и призваны налоги.

Для чего нужны налоги?

Они нужны для осуществления следующих функций:

  • обеспечение систем здравоохранения и образования;
  • для прогрессивного развития науки, культуры, искусства;
  • для обеспечения верховенства права и порядка (обеспечение работы судебной и право исполнительной систем);
  • для поддержки мер социальной справедливости и поддержки малоимущих;
  • для необходимого перераспределения капитала между отраслями, социальными группами общества;
  • поддержка обороноспособности страны за счет создания и содержания силовых структур (армия, полиция, спецслужбы и др.), а также оборонного производственного комплекса;
  • содержание государственного аппарата управления.

Классификация

Они подразделяются на следующие виды: прямого действия и косвенного .

Прямые

Этот вид обложения производится целенаправленно с , а также других сумм. К объектам налогообложения относят и в виде , ценных бумаг, сооружений.

Перечисление производится непосредственно в державную казну.

Косвенные

К таковым относятся налоги на проданные услуги, товары:

  • (платежи, включаемые непосредственно в стоимость услуги или товара);
  • выплаты при получении наследства;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, выплачиваемые при сделках с недвижимостью, ценными бумагами и др.

Расчетная величина включается в стоимость продаваемого продукта, получается продавцом во время покупки, а затем выплачивается государству. То есть, данный налог оплачивается конечным потребителем, но выплачивается продавцом.

Подробную информацию о данных платежах вы можете узнать из следующего видео:

Категории косвенных платежей

Они разделяются по характеру и назначению:

  • индивидуального характера , применяемые для отдельных разновидностей или товарных видов, дающих высокий доход при реализации;
  • универсальные , которыми облагаются все товары, исключения допускаются для отдельных их видов, являющихся социально значимыми;
  • таможенные платежи в виде пошлин.

Кроме той особенности, что плательщиками являются покупатели товаров, для них характерна хорошая собираемость, поскольку они входят в стоимость продукции и уклонение от них невозможно.

Вместе с тем, переложить их на покупателя не всегда возможно. Повышение сбора или акциза автоматически снижает уровень спроса на продукцию, способствуя образованию залежавшегося товара и неликвидов. Во избежание затоваривания предприниматель вынужден снижать цену, производя уплату за счет собственной прибыли. Следовательно, налог из непрямого в какой-то степени превращается в прямой.

Их особенности как инструмента развития экономики

Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета.

Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов.

Это связано со следующими их особенностями:

  • Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж НДС и акцизы выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета.
  • Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена.
  • Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета. Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов.
  • Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы.
  • Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка влияния различных видов налогообложения в России весьма существенна не просто для понимания развития экономики, но также и для оценки возможного применения мирового опыта. Естественно, что это должно быть не огульное применение привлекательной на вид системы, а с учетом национальных особенностей хозяйства, менталитета населения, обычаев потребления. Необходимо учитывать действующую структуру национальной фискальной системы.

Для разработки эффективной и гибкой системы налогообложения нужно определить эффективное взаимодействие прямых и непрямых налогов, а конкретно – эффективный вклад каждого вида.

Налоговое воздействие на бизнес и на население страны должно быть комфортным как для граждан, так и для государства.

Сегодня мировая практика выделяет четыре основные системы по соотношению прямых и непрямых налогов:

  1. Англосаксонская модель направлена на прямое обложение физических лиц, при этом на долю косвенных налогов приходится небольшая часть. В Америке 44% общего числа поступлений приходится на подоходный налог. Аналогичные методики работают в Канаде, Великобритании, Австралии, а также во многих других странах.
  2. Евроконтинентальные системы обложения характеризуются высоким уровнем отчислений на нужды соцстрахования, высокой частью поступлений от непрямых налогов.
  3. Модель латиноамериканских стран традиционно ориентируется на большую составляющую от косвенных платежей. С ростом цен в результате инфляции, характерной для региона, возрастают налоговые отчисления. Это позволяет в какой-то мере защитить бюджет.
  4. Модели смешанного типа применяются многими странами для диверсификации структуры доходов, они позволяют нивелировать влияние отдельных видов налогообложения. Особенность модели состоит в том, чтобы основные поступления шли от прямых сборов, но с преобладанием доли поступлений от бизнеса, а не от подоходного налога.

Налоговая система в РФ ближе к латиноамериканской модели с элементами евроконтинентальной. Налоговые поступления от бизнеса составляют порядка 70%.

По-видимому, такое бремя тяжело для предпринимателей, но сместить часть нагрузки на рядовых налогоплательщиков вряд ли представляется возможным в настоящее время ввиду невысокой покупательной способности граждан. Основной причиной следует считать низкую эффективность общественного производства.

Согласно распространенной классификации налоги в РФ делятся на прямые и косвенные . Тогда как суть прямого налога ясна – перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной. Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги. Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет государству.

Особенности косвенных налогов

Косвенные сборы имеют ряд следующих специфических черт:

  • Оперативность . Косвенный налог должен быть перечислен государству в кратчайшие сроки (например, срок для НДС – от месяца до квартала).
  • Высокая собираемость . Косвенные сборы перечисляются государству практически всегда, и причина тому – легкость мониторинга торговых операций. Нарушение выявить очень легко.

Виды косвенных налогов

Чаще всего косвенный налог принимает одну из следующих форм:

Самый важный косвенный налог – (НДС ). – это сумма, которая и формирует продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным.

Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.

Ставка НДС зависит от вида товара. Большинство товаров и услуг облагается налогом в 18%, печатная продукция, лекарства и товары, которые потребляются детьми – в 10%. В ряде случаев платить НДС вообще не надо:

  • Если товар экспортируется.
  • Если фирма оказывает услуги пассажирских перевозок.
  • Если фирма реализует продукцию собственного производства (это применимо к предприятиям общественного питания).
  • Если предприятие оказывает услуги в сфере ЖКХ.

Перечень случаев освобождения от НДС определен государством – на региональном уровне изменять установленные правила нельзя.

Второй вид сбор – акциз – тоже включается в конечную стоимость, но применяется лишь в сфере производства. Иногда акциз фигурирует и в торговой деятельности – например, если товар импортируется с целью перепродажи с наценкой.

Такой косвенный налог, как таможенная , взимается на границе страны. Основание для этого налога – перемещение товара из одного государства в другое. В качестве целей существования пошлин выделяются следующие:

  • Регулирование объемов импорта различных групп товаров.
  • Установление баланса между импортом и экспортом.
  • Стимулирование потребления отечественной продукции (либо продукции, произведенной в конкретной стране).

Таможенные пошлины также классифицируются на виды:

Адвалорные таможенные сборы начисляются в виде процента от стоимости перевозимого товара. Исчисление специфических происходит по товарным единицам. Комбинированный способ начисления включает в себя признаки обоих вышеописанных типов.

По целям таможенные пошлины делятся на антидемпинговые и компенсационные . Первые применяются к экспортируемым товарам, стоимость которых при ввозе ниже, чем у аналогичных товаров на национальном рынке. Так государство защищает отечественных производителей. Компенсационные пошлины снижают активность таких видов бизнеса, которые могут использовать субсидии, а значит, находятся в заведомо более выгодном положении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Со времен образования первых государств появились и первые налоги. Они могли взиматься в натуральном или денежном виде, однако суть их всегда оставалась одинаковой: подданный отдает правительству часть своего дохода для покрытия государственных нужд. Например, для обеспечения армии, защищающей народ, создания

ирригационных сооружений, орошающих поля и кормящих население и так далее. Сегодня налогообложение существенно усложнилось, получило новые формы и методы, а также принципы, направленные на то, чтобы сделать его максимально справедливым (принципы прозрачности, удобства, пропорциональные методы налогообложения и так далее). Наиболее ранней формой этой дани являются так называемые прямые налоги. Они платились непосредственно с доходов и имущества подданного/гражданина. В современных же государствах налоги разделяют на целый ряд разновидностей. Основная классификация делит их на косвенные и прямые налоги. Их, в свою очередь, разделяют на дальнейшие разновидности. Так, прямые налоги выделяют следующие: подоходные, имущественные налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых, с наследства и дарения и прочие. Косвенный налог вытекает из установленных наценок на товары и услуги производящего предприятия. На эти наценки и устанавливается государственный налог. Таким образом, налогоплательщик платит его в казну не сам, а через покупку чего-либо.

Прямые налоги: виды

Косвенные налоги и их виды

Их разделяют на три типа:

  • Акцизы. Они устанавливаются на высокодоходные товары и исчисляются в проценте от их продажной цены.
  • Таможенные пошлины. Эти налоги, которые платятся в тот момент, когда товары пересекают границу в ходе импортных и экспортных операций. Помимо наполнения бюджета, с помощью этого инструмента обеспечивается защита и поддержка внутреннего производителя.
  • Фискальные монополии. Это плата физических или юридических лиц за определенные государственные услуги (предоставление лицензий, разрешений, печать и оформление бланков и другие).