Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Конструктивизм в промышленной архитектуре

памятник архитектуры (региональный) Гара́ж Госпла́на - здание гаража на Авиамоторной улице в Москве, построенное в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным для автомобилей Госплана СССР (в момент строительства - Государственная плановая комиссия при Совнаркоме СССР). Гараж Госплана - последнее по времени постройки из сохранившихся архитектурных сооружений К. С. Мельникова. Здание гаража является памятником архитектуры советского авангарда.

Как и в построенном двумя годами ранее гараже Интуриста, рабочие чертежи здания были выполнены В. И. Курочкиным - архитектором архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, возглавляемой К. С. Мельниковым. В отличие от Бахметьевского гаража и гаража на Новорязанской улице, целиком выполненных по проекту К. С. Мельникова, гараж Госплана требовал лишь «архитектурного оформления» фасадов для спроектированных инженерами-технологами типовых объёмно-конструктивных решений. Одноэтажное помещение для автомашин освещается большим выходящим на сторону Авиамоторной улицы круглым окном. Фасад четырёхэтажного корпуса мастерских подчёркнут вертикальными каннелюрами. В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства. В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. С. Мельникова, гараж Госплана включён в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения. В 1997 году было принято Постановление Московской городской думы, которым здание гаража Госплана было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации. 16 января 2013 года гараж сгорел.

См. также

Гараж Интуриста Бахметьевский гараж Гараж на Новорязанской улице Конструктивизм в архитектуре Москвы

Примечания

Литература

На русском

Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / А. Стригалёв, И. Коккинаки. - М.: Искусство, 1985. - 311 с. Константин Мельников. Рисунки и проекты: Каталог выставки. - М.: Советский художник, 1989. - 125 с. - ISBN 978-5269001739. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. - М.: Архитектура-С, 2006. - 296 с. - ISBN 978-5-9647-0095-1. Стригалёв А. А. Константин Степанович Мельников. - М.: Искусство, 1985. - 364 с.

На английском

Pare, Richard. Die verlorene Avantgarde. - Schirmer/Mosel Verlag Gm, 2007. - ISBN 9783829602990. MacEl, Otakar, Fosso, Mario. Konstantin S. Mel"nikov and the Construction of Moscow. - Skira, 2001. - 312 p. - ISBN 9788881185399.…

» - исследовательский проект, посвящённый изучению и популяризации советской архитектуры 1955–1991 годов. Основан в январе 2013 года молодыми архитекторами Михаилом Князевым, Марией Серовой и Андреем Стенюшкиным.

XX век - время автомобилей. Два десятилетия между мировыми войнами были отмечены активным ростом автомобильной промышленности, и вскоре машины вытеснили лошадей с городских улиц. Тогда же появились и первые гаражи. Архитекторы стали обращать своё внимание не только на организацию движения и внутреннюю структуру таких построек, но и на их внешний вид.

Пионер проектирования и строительства гаражей на территории России и
СССР - конструктивист Константин Мельников, автор советского павильона на парижской международной выставке 1925 года и округлого дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. За время золотой пятилетки на рубеже 1920-х и 1930-х Мельникову удалось построить в Москве шесть домов культуры и четыре гаража. Самый известный проект этого времени - Бахметьевский гараж, созданный в дуэте с инженером Владимиром Шуховым. Здание имеет форму параллелограмма, которая позволяла сэкономить пространство и организовать эффективную стоянку городских автобусов. В своих последующих проектах архитектор сосредоточился на внешнем виде гаражей, и они стали одними из самых необычных зданий Москвы.

The Village выбрал три самых необычных московских гаража.

Константин Мельников

Гараж «Интуриста»





В 1933 году государственное акционерное общество «Интурист» получило в своё распоряжение ряд гостиниц, ресторанов и большой парк автотранспорта. Для сохранения последнего и потребовался гараж. Проектирование поручили архитектурной мастерской № 7 Моссовета, которой в те годы руководил Мельников. Основой послужил простой и типовой проект промышленного здания. Разработкой рабочих чертежей занимался архитектор В. Курочкин, в то время как Мельников взял на себя работу над внешним обликом. Мельников использовал простые геометрические фигуры - круг и трапецию, - чтобы придать зданию динамичность. Фасад стянут диагональю, которая берёт начало от нижней точки круглого витража и подходит к противоположному углу здания круглым козырьком. Последнее было реализовано не полностью: в годы строительства гаража в архитектуре уже преобладал пришедший на смену конструктивизму неоклассический стиль. В результате левая часть здания радикально отличается от корпуса Мельникова.

Гараж Госплана





Гараж Госплана проектировался по той же схеме, что и комплекс «Интуриста»: использовался типовой проект, чертежами занимался Курочкин, а Мельников занимался фасадами и общей композицией. Внешнее решение получилось достаточно простым: здание состоит из двух объёмов - одноэтажного гаража и четырёхэтажного корпуса, в котором разместились мастерские и администрация. В главном фасаде можно увидеть очертания автомобиля: большое круглое окно по форме напоминает фару, кровля одноэтажного корпуса - крыло, а каннелюры административного корпуса - решётку радиатора.

Гараж Госплана стал последней реализованной крупной постройкой архитектора Константина Мельникова: с середины 1930-х и до своей смерти архитектор был фактически отлучён от профессии. До 1990-х годов здание гаража занимал таксопарк, потом помещения сдавались разным арендаторам. В январе 2013 года в гараже произошёл пожар.

Гараж-паркинг на 9-й Парковой улице








Николай Лызлов - известный московский архитектор, работы которого отсылают к советской архитектуре (таков, например, его «Город яхт» неподалёку от Химкинского водохранилища и ). В начале 2000-х Лызлов построил в Измайлове эффектный гараж, который дополнил уже существовавший ансамбль района - универмаг «Первомайский» (архитектор - М. Мошинский) и кинотеатр «София» (архитектор - З. Розенфельд). Прямоугольный гараж Лызлова стоит на ножках - пространство между колоннами должно было стать пешеходной зоной, но почти сразу после завершения строительства первый этаж застеклили. Удачная внутренняя структура здания позволяет автомобилям всё время двигаться в одном направлении по периметру паркинга. Это решение также заметно облегчает здание, а заострённая форма торцевого фасада придаёт ему динамичность. Другие фасады гаража поддерживают сложившийся модернистский квартал, повторяя пропорции окон и колонн окружающих зданий.

В 2003 году на фестивале «Зодчество» гараж Николая Лызлова был отмечен золотым дипломом за лучшее здание.

Практически все реализованные творения "советского Гауди" - архитектора Константина Мельникова - находятся в Москве.

Мельников - гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, - так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.

Судьба построенных зданий, как и самого архитектора-авангардиста, очень сложная, если не сказать во многом трагичная. Проект "РБК-Недвижимость" предлагает посмотреть, что представляют 14 выдающихся проектов Константина Мельникова. Среди них павильон "Махорка", саркофаг Ленина, клубы и гаражи, здание рынка и, конечно, знаменитый собственный дом - предмет долголетних судебных споров между наследниками, а теперь причина скандала между внучкой и недавно созданным госмузеем Константина и Виктора Мельникова.


О современных "плясках" вокруг наследия архитектора "РБК-Недвижимость" дополнительно расскажет в следующем материале.

Павильон "Махорка"

Первый проект Мельникова - рабочий поселок - был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, - в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.


Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов - именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности "Махорка" - деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры, рассказывает первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.

Саркофаг Ленина

Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.


Как пишет в своей рукописи Мельников, "архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне". Однако проект пришлось упростить.

Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо - сам архитектор.



В настоящее время между собственниками дома ведутся имущественные споры

Здание состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру "8". Стены собраны таким образом, что дом не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Перекрытия между этажами деревянные, сделаны по принципу решетки и работают как мембраны, обеспечивая прочность дома. Вход окружен окнами и расположен со стороны фасада, выходящего в Кривоарбатский переулок. Инсоляция дома осуществляется практически весь световой день за счет огромного окна-экрана над входом и шестиугольных окон по периметру цилиндра.

Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом "подпрыгнул" и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.

Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати - дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.

Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации - в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.

Клуб "Каучук" в Хамовниках

Объект культурного наследия регионального значения "Клуб завода "Каучук" построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.


Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.

Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной


Клуб Дорогомиловского химического завода

Клуб Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавода) сооружен на территории завода на Бережковской набережной по проекту Константина Мельникова.

Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.

Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.

Дворец культуры им. И. В. Русакова


Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look


Фото 1931г.

Дом культуры им. И. В. Русакова (первоначальное название клуб Русакова Союза Коммунальников), в котором сейчас находится Театр Виктюка, - здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929г.

Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету "Дом культуры имени И. В. Русакова" номиналом 3 руб. В 1996г. клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка, однако ни одного спектакля там не было сыграно из-за плохого состояния здания и неприспособленности под нужды современного театра. На сцене шли только репетиции. В настоящее время здание находится на реставрации и должно открыться до конца года.

Клуб "Буревестник" в Сокольниках

Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.


"У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб "Буревестник" и клуб фабрики "Свобода" включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб "Буревестник" - гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации", - комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.

В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.

Клуб фабрики "Свобода"


Клуб фабрики "Свобода" - одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики "Свобода", расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом "Буревестник", в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект пришлось упростить. Но изменения в истории этого здания не закончились: оно подвергалось переделкам в 1950-е гг., значительно искажено при очередной псевдореставрации в 2000-х гг.

Подмосковный клуб фарфорового завода в Ликино-Дулево


Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, - дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.

"Постройка, которая напоминает звезду и чем-то витрувианского человека Леонардо да Винчи, - комментирует Павел Кузнецов. - Там была сцена, которая открывалась на сосновый бор и превращала зал в летний театр. Спектакли могли смотреть не только те, кто присуствовал в помещении, но и те, кто был на улице". Первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева добавляет, что администрация Ликино-Дулево намерена отреставрировать этот объект.

Бахметьевский гараж


Фото: Alexei Boitsov / Russian Look


Здание гаража спроектировано двумя выдающимися архитекторами Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым в 1927г., расположено в Москве на улице Образцова, д. 19а. Изначально строение в виде параллелограмма было задумано как гараж для английских автобусов. Практически всю свою историю оно работало по прямому назначению - там располагался автобусный парк. В начале 2001г. земельный участок гаража постановлением правительства Москвы был передан Марьинорощинской еврейской общине в безвозмездное пользование для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса. В 2008г. на территории парка открылся культурный центр "Гараж" Дарьи Жуковой, после переезда которого в парк Горького здесь сейчас действует Еврейский музей и Центр толерантности.

Гараж Госплана

Гараж построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в 1934г. по адресу Сущевский Вал, д. 33. Здание признано памятником архитектуры регионального значения. На фасаде хорошо видны любимые простые геометрические фигуры Мельникова.

Гараж Госплана на Авиамоторной

Как и здание гаража "Интуриста", гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин "Вольво". Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.

Ново-Сухаревский рынок


Здание конторы

Проект Ново-Сухаревского рынка был поручен Мельникову, по его словам, "купцами НЭПа" - частными предпринимателями. Рынок был крупнейшим на тот момент в Москве и насчитывал 2 тыс. палаток. Архитектор предложил новый принцип их расстановки: сблокированные палатки объединены в ряды, создававшие пилообразные фасады. Это экономило пространство, отделяло продавцов друг от друга и позволяло комфортно себя чувствовать покупателю.

В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.

Подготовила Елена Лыкова

Продолжая нашу серию статей о гаражах в СССР, хочу рассказать об еще одном гараже К.С. Мельникова.

Гараж «Госплана»
Дата постройки: 1936
Архитекторы: К.С. Мельников.
Адрес: Авиамоторная ул., дом № 63

Созданный по проекту К. С. Мельникова гараж Госплана завершает серию построенных за десятилетие гаражей, ни один из которых не повторяет другой, но имеет ярко выраженный авторский почерк. Нарастание пластического начала достигает здесь апогея, превращая здание в трехчастную скульпурную композицию. Распластанный спокойный объем гаража с тянутой лентой окон врезается в куб, стена которого прорезана круглым окном, охваченным снаружи гибкой спиралью, прорезанной в свою очередь вертикалью трубы. Примыкающий справа прямоугольный объем прижат сплошь каннелированным торцом к крутящемуся обрамлению гаража и напоминает сжатые меха гармони. Выражение сжатой энергии, не находящей выхода, вероятно свойственное Мельникову в тяжелые для него годы, воплотилось в этом отдаленном от центра города, но принадлежащем одному из центральных государственных ведомств техническом сооружении.

В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства.

В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. С. Мельникова , гараж Госплана включён в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения.

Издательство Жираф Москва 2006. «Архитектура Москвы 1920-1960»

10 сооружений К. Мельникова в Москве.

http://cocomera.livejournal.com

Здание гаража на Авиамоторной улице в Москве, построенное в 1936 году по проекту выдающегося архитектора в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным для автомобилей Госплана СССР (в момент строительства - Государственная плановая комиссия при Совнаркоме СССР).

История

Как и в построенном двумя годами ранее гараже Интуриста, рабочие чертежи здания были выполнены В. И. Курочкиным - архитектором архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, возглавляемой К. С. Мельниковым. В отличие от Бахметьевского гаража и гаража на Новорязанской улице, целиком выполненных по проекту К. С. Мельникова, гараж Госплана требовал лишь «архитектурного оформления» фасадов для спроектированных инженерами-технологами типовых объёмно-конструктивных решений.

Технологической сути <…> я почти не касался, - вспоминал в 1965 году Константин Мельников, - предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику архитектору В. И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм…

Одноэтажное помещение для автомашин освещается большим выходящим на сторону Авиамоторной улицы круглым окном.

Moreorless , GNU 1.2

Фасад четырёхэтажного корпуса мастерских подчёркнут вертикальными каннелюрами.

Один «глаз», смещённый с центра к высокому объёму административного корпуса с узким прорезом трубы, - писал К. С. Мельников, - и я обрёл связь «формалистического» подхода с самой сущностью из мира прекрасного.

В 1955 году на территорию гаража и на соседние с ним участки был переведён 8-й таксомоторный парк г. Москвы. В 1995 году парк был преобразован в ОАО «Легавтотранссервис-8». В настоящее время таксомоторная компания работает под маркой «Старое доброе такси» и выполняет услуги по перевозке пассажиров и ремонту автомашин отечественного производства.

В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения К. С. Мельникова, гараж Госплана включён в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения. В 1997 году было принято Постановление Московской городской думы, которым здание гаража Госплана было отнесено к перечню памятников истории и культуры, разрешённых к приватизации.