Ликвидация бизнеса. Приказы. Оборудование для бизнеса. Бухгалтерия и кадры
Поиск по сайту

Что камеральная налоговая проверка юридического лица. Камеральная проверка декларации? Это не так страшно

От реального срока камеральной проверки 3-НДФЛ зависит, как быстро инспекция сможет вернуть в виде вычета подоходный налог (его часть) и/или насколько правильно физическое лицо (ИП) заявило о своих доходах в минувшем году. Ввиду важности этого вопроса рассмотрим его подробнее.

Длительность по закону

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ четко установлено, сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ – максимум 3 месяца со дня сдачи этой декларации. Исключений из данного правила нет. Причем этот срок актуален не только для формы 3-НДФЛ, а для любой налоговой отчетности.

Если подаёте декларацию почтовым отправлением, то срок камеральной проверки этой 3-НДФЛ стартует не с дня, когда документ считается поданным, а с даты получения налоговиками соответствующего почтового отправления с описью вложения. Логика здесь простая: инспекция не может начать проверку до получения на руки пакета документов. Это подтверждают разъяснения Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52.

Инспектор начинает ревизию и сопоставление всего сданного пакета документов автоматически: какого-либо специального разрешения руководства ИФНС ему на это не нужно.

На установленные законом сроки камеральной проверки декларации 3-НДФЛ не влияет, что именно заявил плательщик в этом отчете:

  • только доходы за прошедший календарный год;
  • только положенные ему вычеты;
  • и доходы, и вычеты.

И только в одном случае сроки камеральной проверки налоговой декларации 3-НДФЛ подлежат аннулированию. Это когда инспектор еще не закончил проверять первичный отчет, а физлицо уже сдало исправленный (уточненный) вариант этой декларации. Значит, 3 месяца стартуют заново. Об этом сказано в тоже пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Проводить повторную камеральную проверку 3-НДФЛ инспекция не имеет законного права.

Также учтите, что инспекции разрешено анализировать только тот период, за который сдан отчетный документ. При этом, если вы хотите вернуть подоходный налог за 2 или 3 года сразу, то придется подать по одной декларации за каждый из них. Поэтому сколько длится камеральная проверка декларации 3-НДФЛ в целом зависит еще и от количества:

  • поданных деклараций 3-НДФЛ;
  • заявленных вычетов.

Длительность на практике

Работа инспекций Налоговой службы РФ показывает, что налоговики довольно оперативно проверяют декларации 3-НДФЛ и приложенные к ним документы. Поэтому реальные сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ на самом деле короче. Значит, и налог вам вернут быстрее, если был заявлен вычет.

По практике, сколько идет камеральная проверка 3-НДФЛ, зависит от того, насколько скрупулёзно инспектор будет изучать вашу декларацию, заявленные в ней показатели и сопоставлять их с приложенным пакетом документов. Если будут выявлены ошибки, противоречия и иные неточности, ревизия затянется.

Таким образом, сколько проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, напрямую зависит от:

  • качества заполнения этой декларации;
  • отсутствия противоречий с приложенными к ней документами.
  1. Онлайн в личном кабинете физлица на официальном сайте ФНС.
  2. С помощью программы ФНС «Декларация 2017»:

Как отслеживать

Имейте в виду, что мониторить ход и срок камеральной проверки 3-НДФЛ можно на официальном сайте ФНС в личном кабинете физического лица . Там система показывает процент проверки сданной декларации. С каждым днем он становится больше. Однако это не значит, что инспекция анализирует ваш отчет по несколько строчек в день.

Дело в том, что в личном кабинете ход проверки 3-НДФЛ отражается в виде расчетного процента от 3-х месяцев – со дня старта камеральной ревизии до текущей даты.

Влияние срока на вычет НДФЛ

От того, сколько проходит камеральная проверка 3-НДФЛ, также напрямую зависит, как быстро заявителю вернуть рассчитанную им сумму подоходного налога. Например, при покупке квартиры.

При этом назвать конкретные сроки возврата налога невозможно. Максимально они могут составить 4 месяца, которые складываются:

  • из того, сколько идет камеральная проверка декларации 3-НДФЛ (максимум – 3 месяца);
  • плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Налоговая отчетность должны сдаваться вовремя и быть составлена без ошибок: эту аксиому твердо знают как начинающие предприниматели, так и опытные «зубры».

Для того, чтобы налоговое законодательство неукоснительно соблюдалось, каждый документ, сдаваемый в налоговую инспекцию, проходит автоматическую проверку. Такая обязательная проверка сданной отчетности называется камеральной .

Этому виду налогового контроля постоянно подвергаются все фирмы, организации и частные предприниматели: неудивительно, что к этому процессу и его последствиям возникает большое количество вопросов. На многие из них попытается ответить эта статья.

Классификация камеральных проверок:

Строго по закону

Налоговый контроль, одной из форм которого является камеральная проверка, базируется на положениях Налогового Кодекса РФ. Законодательные основания разных сторон этой процедуры содержатся в таких пунктах и статьях НК:

  • положение о налоговом контроле – п.1 ст.82, п.1 ст. 87 НК;
  • цели камеральной проверки – п.2 ст.87;
  • что инициирует такую проверку – п.2. ст. 88;
  • о сроках, связанных с процедурой «камералки» – п.2 ст. 6.1, п.2 ст.88;
  • об особенностях дачи объяснений по результатам проверки – п.1 ст.31;
  • о выявлении в отчетности ошибок, нуждающихся в исправлении – п.3 ст.88;
  • о проверке уточненной декларации – п.9.1 ст. 88;
  • об акте по итогам проверки – п.1 ст. 100.

К СВЕДЕНИЮ! Положения, регламентирующие ответственность руководителя за неявку в налоговую по вызову для дачи объяснений,содержатся не в Налоговом кодексе, а в КоАП РФ (ч.1 ст.19.4).

Что и как проверяют?

Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая.

Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:

  • с аналогичными показателями за другие периоды;
  • с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
  • с бухгалтерскими отчетами.

Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.

ВАЖНО! Прежде чем отправлять любую отчетность налоговикам, налогоплательщик может сам предварительно проверить контрольные соотношения показателей, воспользовавшись специальной опцией, которая есть во многих программах компьютерного бухгалтерского учета.

Все этапы наглядно изображены на схеме ниже:

Исправил ошибку раньше, чем ее нашли?

Если предприниматель подал уточненную декларацию до того, как в налоговой завершилась проверка поданного ранее варианта, то проверка первичной отчетности прекращается, а вместо нее проверяется «уточненка». Сотрудники налоговой инспекции не имеют права подвергать камеральной проверке один и тот же документ дважды.

Результаты камеральной проверки

Если «камералка» пройдена успешно, и ваша отчетность не вызвала вопросов у налоговиков, вам не будет направляться никаких специальных уведомлений. Раз предоставленные вами данные не противоречат имеющимся в налоговой, можете спокойно работать дальше – до следующего отчета и следующей камеральной проверки.

В каких случаях потребуется писать объяснительную

Если автоматизированная проверка выявила ряд несоответствий, налоговики потребуют у предпринимателя объяснений. Это может произойти в таких случаях:

  • в декларации содержатся противоречия с другими сведениями. Которыми располагает ФНС;
  • в декларации по налогу на прибыль показан налоговый убыток;
  • уточненная декларация содержит меньшую сумму налога, чем первичный вариант;
  • прописаны те или иные льготы;
  • налоги касаются использования природных ресурсов;
  • в отчетности заявлено о возмещении НДС.

Все эти моменты нужно будет объяснить, о чем предприниматель будет извещен налоговой одним из следующих способов:

  • лично (требование вручается под роспись);
  • заказным почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вы получили требование в электронной форме, то в течение 6 дней нужно подтвердить его прием. Иначе еще через декаду рискуете оказаться с заблокированным расчетным счетом.

После получения требования у вас есть 5 дней для подготовки и дачи объяснений в произвольной форме. Предприниматель может:

  1. Подать уточненную декларацию, при этом ее ожидает новая проверка.
  2. Дать пояснения в письменной форме (по некоторым налогам ФНС рекомендует определенные формы, но использовать исключительно их предприниматель не обязан).
  3. В случае вызова необходимо явиться в налоговую и дать объяснения лично. При неявке руководство рискует штрафом в 2-4 тыс.руб. за невыполнение требований налогового органа.

Что вправе предпринять налоговая?

Если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, вместе с получением объяснений от налогоплательщика налоговики могут предпринимать ряд дополнительных мер:

  • проверка документов предпринимателя;
  • требование документов и сведений у партнеров и конкурентов (ст. 93.1 НК РФ);
  • опрос свидетелей (ст.90);
  • экспертиза, возможно, с привлечением сторонних экспертов – ст.95;
  • осмотр помещения, имущества, предметов и т.п. – только с добровольного согласия налогоплательщика (ст.91-92).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В ходе этих дополнительных мер налоговики должны искать подтверждения выявленным нарушениям, а не заниматься поиском новых.

Итог камеральной проверки

После всех процедур проверки, вариантов принятого налоговой решения может быть всего 2:

  • фиксация правонарушения с привлечением к ответственности (чаще всего, это выписанный штраф);
  • отказ в привлечении к ответственности (вместо штрафа может быть указана недоимка, подлежащая возмещению, и размер пени).

Если не согласен с камеральной проверкой

Если налогоплательщик не согласен с выявленными в ходе камеральной проверки нарушениями или с предложенными мерами по их устранению, он может подать свои возражения на акт проверки после его вручения. Руководитель налоговиков должен на их основе принять решение об ответственности предпринимателя. Для этого он должен дополнительно рассмотреть результаты проверки.

К СВЕДЕНИЮ! Налогоплательщик должен быть уведомлен о рассмотрении материалов проверки, иначе принятое решение может быть обжаловано.

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения
28 сентября 2018 Отправить на почту

Главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.

Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.

В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.

Общая информация о камеральной проверке

Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.

Камеральная проверка – что это?

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.

Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.

Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.

Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.

Важно!

Диаграмма 1



Где проходит проверка

Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.

Этапы камеральных проверок

Основные этапы камеральной проверки следующие:

  1. Проверка правильности исчисления налоговой базы.
    На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
    • проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
    • проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
    • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
    • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
  2. Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации , исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
  3. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов .
  4. Проверка правильности примененных ставок налога и льгот , их соответствие действующему законодательству.

Диаграмма 2



Как проходит камеральная проверка, правила и порядок

Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.

Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.

  1. Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
  2. Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
  4. Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
  6. Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
  7. Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

Когда камеральная налоговая проверка проходит с истребованием документов и пояснений

В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.

Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.


Важно!

Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках

Когда инспекторы просят пояснения

Что делать компании

Нестыковки

Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС

Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются.

Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать.

Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя.

На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса.

Льготы

Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств.

Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней.

Динамика расходов

У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару.

Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).

Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.

Важно!

С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату. Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.

Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.

Диаграмма 4



Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:

Мероприятие налогового контроля

Вызов в ИФНС для дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи.

Требование дачи пояснений

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений

Истребование документов у проверяемой компании

Чтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей ИФНС требует документы;
  • в какой срок они должны быть представлены;
  • наименование и реквизиты документов, а также период, к которому они относятся;
  • полное и сокращенное наименование проверяемой компании, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого ИФНС требует документы (например, камеральная проверка по НДС за II квартал 2017 года).

Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей).

Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц

В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков).

Допрос свидетелей

Налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки.

Проведение экспертизы

Инспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки.

Привлечение специалиста, переводчика

НК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль.

Осмотр документов и предметов

В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:

  • если организация подала декларацию по НДС с возмещением;
  • если в декларациях по НДС компании и ее контрагента ИФНС обнаружила расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении вычета.

Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.

Вместе с тем на практике налоговые органы нередко пропускают трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки и увеличивают его. По итогам анализа судебных актов можно сделать вывод, что при незначительном пропуске установленного для проведения проверки срока данное нарушение может быть оценено арбитрами как несущественное. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 06.11.2013 г. по делу № А40-29318/13-115-126 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 г. № 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/1 указано, что пропуск срока в 2-3 месяца не является основанием для отмены спорного решения, поскольку срок проведения проверки, указанный в ст. 88 НК РФ, не является пресекательным, и Налоговый кодекс не предусматривает последствий его пропуска.

Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ

Налогоплательщиков-физлиц больше всего интересует камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. Ее подают граждане, которые хотят получить налоговый вычет на обучение, лечение, при покупке жилья и т.д.

Статус проверки и срок выплат по результатам проверки 3-НДФЛ . С запуском сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» появилась возможность отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций 3-НДФЛ. Статус камеральной проверки может быть одним из следующих: завершена или в процессе, результат камеральной проверки, сведения по решениям на возврат, сумма налога к возврату.

Камеральная проверка завершена, когда перечислят деньги? Срок возврата налогового вычета после камеральной проверки 3-НДФЛ зависит от того, как долго длится в реальности камеральная проверка декларации 3-НДФЛ. По закону инспекции отводится на проверку стандартные три месяца, однако на практике этот срок может быть меньше (если представлены все документы и у инспекции нет вопросов к сумме заявленных вычетов), а может и затянуться. Срок выплаты налогового вычета после камеральной проверки составляет один месяц. То есть 1 месяц отводится ИФНС непосредственно на возврат налога на банковский счет, указанный налогоплательщиком в заявлении на возврат.

Таким образом, назвать конкретный срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки невозможно. Максимально он может составить 4 месяца плюс 1 месяц закон даёт непосредственно на возврат налога.

Результат и возражение на результат проведения камеральной проверки

Если в ходе камеральной проверки инспекторы не выявили никаких ошибок, расхождений в отчетности либо нарушений налогового законодательства, то камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Никаких уведомлений об успешном окончании «камералки» налогоплательщику не отправляют (за исключением камеральных проверок по НДС с возмещением).

В случае если на камеральной проверке выявлены нарушения:

  1. Составляется акт камеральной налоговой проверки ( Налогового кодекса РФ) – в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки
  2. Акт камеральной проверки вручается налогоплательщику – не позднее 5 рабочих дней с даты составления;
  3. Если налогоплательщик согласен с выявленными ошибками и противоречиями, которые привели к занижению суммы налога к уплате, он вносит исправления либо добровольно уплачивает сумму доначислений по решению налогового органа. Если подается уточненка. После подачи уточненной налоговой декларации по ней начинается новая проверка.
  4. В случае несогласия с ошибками и недочетами, выявленными в ходе камеральной проверки, налогоплательщик подает возражение на акт камеральной проверки. Вместе с ним, как правило, в ИФНС предоставляются пояснения и оправдательные документы – на это дается 1 месяц.
  5. Руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, возражения на акт камеральной налоговой проверки и выносит решение: о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений.

Важно!

Инспекторы обязаны уведомить проверяемую компанию или ИП о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Также руководитель инспекции может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Чаще всего такое происходит на камеральной проверке по НДС.

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

Особенности возмещения НДС

(проверка декларации по НДС с возмещением)

В чем особенности проверки декларации НДС с возмещением?

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

Сроки проведения камеральной проверки по НДС - 2017

Летом 2017 года срок проведения камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев. Поручение о сокращении срока камеральной проверки НДС ФНС направила нижестоящим инспекциям письмом от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@ . Новый порядок действует в отношении проверки декларации по НДС, представленных после 1 июля 2017 года за налоговые периоды с 2015 года.

Нововведение рассчитано только на добросовестных налогоплательщиков. Таковых, по данным ФНС, всего 12 тыс. компаний (или 60% от общего числа организаций, заявивших НДС к возмещению). Впервые новый, ускоренный, порядок камеральных проверок по НДС налоговики начали применять при проверке деклараций по НДС за II квартал 2017 года.

Сокращение срока проведения камеральной проверки по НДС стало возможным благодаря системе «АСК НДС-2», которая позволяет инспекторам проводить автоматизированный контроль операций как самого налогоплательщика, так и его контрагентов, и применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС к возмещению.

FAQ по камеральным проверкам

Рассмотрим самые популярные вопросы, связанные с камеральными налоговыми проверками.


Ответ: Вправе, при наличии оснований. Налоговым кодексом не установлено ограничений по частоте истребования пояснений или документов на камеральной налоговой проверке. Ограничения наложены лишь на ситуации, в которых налоговики вправе высылать требования. Например, налоговики вправе требовать пояснения на камеральной проверке, если обнаружили противоречия или ошибки в сведениях, если компания сдала «уточненку» с уменьшением налога. Если инспекторы высылают требования законно, то на них нужно отвечать. Даже если компания получает их каждый день. Если требование незаконно, – надо сообщить об этом в ИФНС. Но в любом случае необходимо как-то отреагировать на запрос инспекции.

Ответ: Проводить осмотры на складах и в других помещениях налогоплательщика инспекторы вправе. Но чаще всего это происходит, если идет камеральная проверка по НДС, и в декларации налог заявлен к возмещению, либо налоговики нашли противоречия в декларации по НДС или расхождения с декларациями поставщиков. Инспекторам важно убедиться, что компания реально ведет деятельность, у нее есть товары на складе, штат сотрудников или оборудование, необходимое для производства товара. На проведение осмотра у инспекторов должно быть постановление, подписанное руководителем ИФНС или его замом.

Ответ: Да, вправе. Налоговый кодекс не содержит ограничений на проведение таких проверок. Поэтому налоговики могут одновременно провести камеральную налоговую проверку и выездную ревизию по одним и тем же налогам за одинаковый период. Ведь эти ревизии регулируют разные статьи – статья 88 и статья 89 Налогового кодекса РФ.

Ответ: ИФНС вправе оштрафовать компанию за каждый документ, который не был представлен на камеральной проверке. Но только при том условии, что эти документы просто обязаны быть у компании. Если запрошены «необязательные» бумаги, компания не обязана их предоставлять, а ИФНС – штрафовать за их непредставление. Однако обязательно стоит сообщить налоговикам, что компания не ведет документы, которые затребовала ИФНС.

Отдел камеральных проверок в ИФНС

Отдел камеральных проверок есть в каждой ИФНС, и, как правило, не один. Каждый отдел камеральных проверок в налоговой службе имеет свое направление работы. Например, один занимается камеральными проверками возмещения НДС, а другой – специализируется на налоге на прибыль.

Основные задачи отдела камеральных проверок:

  • проверка налоговых деклараций,
  • отбор деклараций и налогоплательщиков для углубленных камеральных проверок;
  • истребование документов и пояснений в рамках углубленных камеральных проверок;
  • проверка уточненных налоговых деклараций;
  • первичный отбор компаний и ИП, в отношении которых может быть назначена выездная проверка.

Помимо всех названных функций, сотрудники отдела камеральных проверок НДС в ходе проверки обоснованности возмещения НДС могут:

  • истребовать документы у контрагентов в рамках встречных проверок;
  • направлять запросы в таможню, правоохранительные органы, банки, регистрационную палату и т.д.);
  • проводить осмотры;
  • проводить опросы свидетелей;
  • проводить экспертизу документов и т.д.

Наши эксперты готовы провести анализ требования, которые выставляет отдел камеральных проверок, и дать рекомендации о дальнейших действиях, а при необходимости, представлять интересы вашей компании в налоговой инспекции.

Связаться с экспертом

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов . Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала - не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку . Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком - физическим лицом затраты . Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Пример 1

Свернуть Показать

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик - физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета . Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

Пример 2

Свернуть Показать

При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.

Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.

Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица - налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию . В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы . Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения , содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них - в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.

Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.

Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.

Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.

Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Повторная «камералка»

На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.

На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.

Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Нестандартные расходы для ИП

Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.

Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).

Задержка в перечислении вычета

На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).

На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.

Налогоплательщик - физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.

Предоставьте «первичку»!

Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.

Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.

У вас - вновь открывшиеся обстоятельства

Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.

Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.

Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.

В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.

Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.

Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства . При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому - о факте его реализации.

То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода - на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание - царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.

Пример 3

Свернуть Показать

Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.

Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.

Без вины виноватые

Налоговые органы практикуют привлечение физического лица - налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог . Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию - налогового агента, а не на работника - физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Работодатель тоже примет участие

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик - физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Важные моменты

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам

Неверно исчислили налог

Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам - это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).

Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.

Централизованная бухгалтерия - меньше агентов

Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.

Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.

Запрет на средства налогового агента

Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.


Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой - вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков ?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.